Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перегрев двигателя: последствия и первая помощь в такой ситуации

Что случается при перегреве двигателя

Перегрев двигателя часто оборачивается большой проблемой на дорогах и может иметь нежелательные, серьезные, негативные последствия в работе всего автомобиля. Бывает, что это становилось причиной возгорания двигателя или его полного заклинивания, когда есть только один выход — вызывать эвакуатор и обращаться в автомастерскую.

При всей кажущейся простоте, причины такого явления не всегда очевидны и важно знать, что может стать первопричиной такого поведения вашего надежного “стального” коня. Дело в том, что перегрев имеет свойство накопительного характера, когда последствия после нескольких случаев могут носить фатальный характер.

Признаки перегрева двигателя машины

У водителей современных авто на панели имеется индикатор перегрева двигателя, с помощью которого можно легко контролировать температуру работы движка, то важно знать: она не должна превышать предел рабочей и если она достигает 110 градусов — это критическое состояние и реагировать следует моментально. В случае, когда такой индикатор отсутствует на приборной панели, то за пиктограммой перегрева, лучше всего следить, если будет цифровой или стрелочный индикатор, который поможет оценить ситуацию и не допустить возникновение критической ситуации.

Также стоит беспокоиться, когда под ногами чувствуется нагрев стенок салона машины. Само состояние перегрева не столь опасно, но его многократное повторение может вылиться уже в серьезную проблему.

Перегрев двигателя и последствия

Проблема с перегревом обязательно негативно отразятся на работе многих блоков и деталей. Это может быть:

  • износ резиновых сальников, колечек, клапанов, прокладок, патрубков — все они от высокой температуры со временем становятся жесткими и ломкими;
  • быстрая потеря свойств охлаждающей жидкости;
  • происходит окисление тосола;
  • в соты радиатора охлаждения попадают продукты окисления и забивают их.

Все это не столь критично, но может повлечь за собой серьезные неполадки. Довольно часто перегрев происходит в жару, при сильный перегрузках или продолжительном движении пробках большого города.

Водители с опытом не станут доверять электронике и показаниям внутрибортовых приборов — они умеют на слух определить неисправности и неполадки в работе двигателя на начальной стадии возникновения потенциальной проблемы. Чтобы убедиться в своем предположении, можно брызнуть аккуратно водой на головку двигателя — ее вскипание подтвердит ваши догадки.

А “кипение” — это уже стопроцентный признак того, что мотор машины перегрет. В этом случае необходимо максимально снизить скорость и как можно быстрее припарковаться на обочине. Если условия движения на дороге позволяют, лучше докатиться на нейтралке. Не спешите сразу глушить двигатель — в некоторых случаях (например, при признаках разрушения вкладышей, когда присутствует низкий гул или металлические звонкие удары) машине нужна циркуляция воздуха и нарушать ее еще более опасно — может произойти из радиатора выброс закипевшего тосола. Нужно дать мотору немного поработать при открытом капоте, затем его заглушить, дать немного остыть и очень аккуратно долить в расширительный бачок чистой воды (идеально — дистиллированной). Все это нужно делать не спеша — торопливость может стать причиной полученных ожогов парами или каплями кипящего тосола.

Основные причины перегрева двигателя

Причин перегрева двигателя может быть множество, но есть несколько основных, о которых должен знать каждый водитель и не допускать их:

  • в системе охлаждения недостаточно охлаждающей жидкости — может случиться, что антифриз вытек через патрубки или трещины. Важно постоянно осуществлять зрительный контроль этой области. Но может быть внутренняя утечка, когда антифриз попал в картер двигателя. Это становится причиной того, что моторное масло серьезно разжижается. Привести к такому явлению могли заклинивание коленвала или гидроудар;
  • неисправный подвижные элемент термостата, который может заклинить. Чем грозит такое состояние? Устройство перестанет реагировать на температуру антифриза, который выходит из двигателя, что неизбежно приведет к перегреву;
  • длительная работа мотора в нестандартных режимах — при буксировке, когда работа идет на холостом ходу, когда не хватает силы воздушного потока для полноценного отвода тепла;
  • малоэффективное охлаждение радиатора из-за скопившейся между его ребрами грязи;
  • нарушение в регулировании системы впрыска или зажигания, когда рабочая смесь сгорает при открытом клапане. Это приводит к перегреву головки блока, от которой закипает антифриз в самой системе охлаждения;
  • прогар выпускного клапана, когда на перегрев влияет повышенная температура отработанных газов.
  • засоры в камерах сгорания — это свойственно для возрастных авто, у которых двигатель порядком изношен. Тогда цилиндры начинают потреблять много масла, которое плохо горит — несгоревшие части откладываются в камере сгорания. Внешний признак — сизый дым из выхлопной трубы, что особо опасно для бензиновых агрегатов;
  • отложения минеральных солей в полостях охлаждения — еще одна причина, того что движок перегретый;
  • некачественные присадки, которые обычно водители добавляются в масло. Иногда на поверхности цилиндров появляется металлокерамический слой, который проявляет себя как сильный теплоизолятор.

Это происходит по причине того, что часть смеси догорает уже в выхлопной системе. При этом перегрев будет не таким уж и интенсивным, но частые его повторы могут привести к проблемам с работой двигателя. По этой причине перегрев двигателя зимой случается чаще всего.

Многие водители, которые не знают, как определить перегрев двигателя своевременно, боятся, что двигатель может взорваться. Но такую ситуацию помогает избежать конструкторская хитрость — при повышенной температуре разные детали начинают разрушаться по-разному, каждый со своей скоростью, что приводит к тому, что машина просто глохнет. Перегреву могут быть подвержены и дизельные двигатели. Обычно причиной такого явления являются изношенные патрубки, поломка термостата или повреждение термостата, протекание водяной помпы или датчика, который показывает температуру работы “сердца” авто. И в этом случае стоит сразу же съехать на обочину, остановить машину, дать агрегату естественно охладиться и потом при необходимости долить в расширительный бачок охлаждающую жидкость.

Был ли двигатель перегретым — признаки

Установить это сложно при зрительном осмотре — после ремонтов все погрешности, вызванные таким явлением, устраняются. И все же имеются некоторые признаки:

  • перешлифовке подвергалась привалочная плоскость головки движка;
  • мутный, с элементами хлопьев, тосол в системе охлаждения;
  • в двигателе нарушается внешняя геометрия в области стыковки головки, блока и масляного картера — наблюдается деформация металла;
  • падение масла до нулевой отметки без всяких предпосылок — это происходит из-за того, что сальники и манжеты стали из-за перегрева твердыми и неупругими.

Как можно не допустить перегрев двигателя

Существуют правила, соблюдая которые защита двигателя от перегрева станет максимальной и эффективной. Самое важное — систематически проверять уровень охлаждающей жидкости и при необходимости ее доливать. Также немаловажно контролировать работу термостата — его перегрев чувствуется на ощупь. А вот холодный термостат — это уже серьезный повод заняться ремонтом. Важно устанавливать состояние проходных каналов — они не должны иметь трещины и дефекты,через которые может вытекать охлаждающая жидкость — лучше, если это будет тосол или жесткая вода (дистиллированная, грунтовая, дождевая, морская).

Нужно хотя бы иногда проверять систему охлаждения — особо важна герметичность ее верхней части. Исправно должен работать вентилятор, из-за остановки которого может произойти тепловой удар двигателя.

Читать еще:  Что такое уов в двигателе

Важно следить и не допускать перегрев двигателя — это точно приведет в повышенному расходу нерационально использованному топливу, затруднит его повторный запуск и может обернуться серьезными ремонтными работами.

Перегрев двигателя: причины и пути решения

Причины перегрева двигателя могут быть разные. Нужно понимать, что если двигатель перегревается, то устранить причины возникновения этого нужно как можно быстрее, иначе это может привести к непоправимым последствиям. В случае сильного перегрева двигателя, он застучит или даже заклинит. Пострадать могут важные детали цилиндро-поршневой группы. Поршни могут оплавиться и прогореть вплоть до полного разрушения. Моторное масло нагревается до температуры, при которой его смазывающие свойства станут как у воды. В результате масло перестанет смазывать и защищать детали двигателя. Обычно при перегреве двигателя происходит искривление плоскости головки блока цилиндров, в ней возникают трещины. Нередко прогорает прокладка головки блока.

Как узнать, что двигатель перегрелся?

Следует периодически следить за температурой силового агрегата. Если показатель в «красной» зоне, то следует проверить состояние мотора. Если силовой агрегат в состоянии перегрева, то можно почувствовать запах охлаждающей жидкости, которая уже «закипает». Также из капота машины может идти пар. В двигателе будет слышна детонация – ненормальное сгорание топлива. В таком случае лучше всего остановить машину и разобраться с проблемой. Иначе буквально за несколько минут состояние может быть уже критическим.

Причины перегрева. Загрязнение поверхности радиатора охлаждения.

Если двигатель автомобиля перегревается, обратите внимание на состояние основного радиатора и радиатора кондиционера, а точнее забиты ли они насекомыми, дорожной пылью, а особенно тополиным пухом, который в весенне-летний период и является основной причинной этой проблемы. Много грязи, пыли и пуха собирается в пространстве между радиаторами. Для того, чтобы избежать это, необходимо делать профилактику, очищая периодически радиатор. Очистка поверхности радиатора производится как струей воды, так и сжатым воздухом.

Загрязнение каналов радиатора

Радиатор, а точнее его соты или каналы, могут быть забиты грязью и внутри. Обратите внимание, какую охлаждающую жидкость вы доливаете в радиатор. Если она не совместима с той, которая уже залита, то перегрева двигателя вам не избежать. Несовместимость охлаждающих жидкостей, как правило, приводит к образованию осадков, которые и забивают радиатор. В этом случает решение проблемы одно – промывка радиатора.

Неисправность вентилятора охлаждения

Частой причиной перегрева двигателя является несвоевременное включение вентилятора. Но перед тем, как приговорить вентилятор к замене, следует убедиться в том, что исправен его датчик. Загрязнение той части радиатора, где расположен сам датчик приводит к тому, что отдача тепла от охлаждающей жидкости на сам датчик будет происходить с запозданием. В итоге вентилятор будет включаться с запозданием. Нередки случаи банального выхода из строя датчика вентилятора. Кроме того, электромотор вентилятора может просто перестать работать из-за перегорания предохранителя, износа щеток мотора или обгорания его обмотки.

Неисправность помпы

Водяная помпа (водяной насос) системы охлаждения двигателя является важным составным элементом, который обеспечивает постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости по каналам рубашки охлаждения, патрубкам, магистралям, радиатору охлаждения и т.д. Даже незначительное снижение производительности автомобильной помпы может стать причиной перегрева двигателя, особенно в теплое время года. Обычно помпа меняется вместе с ремнем ГРМ, от которого и приводится в движение ее крыльчатка.

На немногих автомобилях встречается у помпа (насос) пластмассовая крыльчатка, со временем она может поворачиваться. Результат: плохая циркуляция жидкости, перестающая справляться со своей функцией.

Неисправность термостата

Термостат является одним из элементов, регулирующих температуру охлаждающей жидкости, циркулирующей в контурах системы охлаждения. Когда запускается абсолютно холодный двигатель, клапан термостата находится в полностью закрытом состоянии. Благодаря этому жидкость циркулирует только по малому кругу охлаждения, что позволяет более быстро прогреть двигатель. Однако, как только температура охлаждающей жидкости достигнет значения выше 80°С, произойдет автоматическое открытие клапана термостата. Благодаря этому жидкость начнет поступать в основной радиатор, где сможет охладиться и поддерживать нормальную рабочую температуру двигателя. В случае неисправности термостата его клапан открывается слишком рано (в этом случае охлаждающая жидкость и двигатель не прогреваются до рабочей температуры) или поздно (в этом случае мотор перегревается).

Клапан термостата может вообще перестать открываться, в результате чего охлаждающая жидкость будет циркулировать не по большому, а по малому кругу (минуя радиатор) и, соответственно, она не будет охлаждаться. Неисправность термостата можно определить, аккуратно ощупав нижнюю часть радиатора автомобиля при горячем двигателе. Если она прохладная, то виной перегрева двигателя является именно термостат. Термостат не ремонтируется, а всегда подлежит замене на новый.

Отсутствие давления внутри системы охлаждения двигателя.

Для создания более высокого, чем атмосферное, давления в системе охлаждения была предусмотрена специальная крышка расширительного бачка, которая держит нужное давление в системе. Специальный клапан, который встроен в крышку, сбрасывает слишком высокое давление, но и не допускает, чтобы давление внутри системы соответствовало атмосферному.

Важный момент: если клапан в крышке расширительного бачка не исправен и не держит повышенное давление, охлаждающая жидкость начинает закипать раньше, начинает плескаться, образуются воздушные пробки, а это приводит к низкому КПД работы всей системы охлаждения. Такая жидкость очень плохо отводит тепло от двигателя.

Также если клапан не пропускает воздух в систему охлаждения, то при остывании охлаждающей жидкости, она уменьшается в объеме. Образуется вакуум, который может восполниться тем же воздухом, который, в свою очередь, может проникнуть в систему через не герметичные соединения, а это приведет к образованию тех же воздушных пробок. Перегрев двигателя в данном случае неизбежен. Как правило, эта проблема решается простой заменой пробки расширительного бачка. Но не забудьте выгнать воздушную пробку из системы охлаждения.

Нарушение уплотнения камеры сгорания

Обычно является последствием предыдущего перегрева, когда прогорают прокладки головки, появляются трещины в головке и гильзе цилиндра, деформации привалочной плоскости головки или блока. Определить эту причину можно по вытекающей из бочка охлаждающей жидкости, быстрому повышению давления в системе охлаждения сразу после запуска, а также по характерной водомасляной эмульсии в картере. Но установить конкретно, с чем связана негерметичность, удается, как правило, только после частичной разборки двигателя.

Утечка охлаждающей жидкости

Явная негерметичность в системе охлаждения возникает чаще всего из-за трещин в шлангах, ослабления затяжки хомутов, износа уплотнения насоса, неисправности крана отопителя, радиатора и других причин. Это может происходить из-за использования некачественных охлаждающих жидкостей, резких перепадов температур окружающей среды, форсирование водных преград.

Завоздушенность системы охлаждения

На завоздушеность системы охлаждения также может повлиять и прокладка головки блока цилиндров. Обычно, если прокладка пробита, то подтекание антифриза видно. Но подтекание можно заметить не сразу. Если причину перегрева двигателя сразу не удалось выявить, то обратите внимание на этот момент.

Грязный двигатель

Грязный двигатель хуже отдает тепло в атмосферу, что может привести к незначительному перегреву двигателя. Поэтому не забывайте периодически мыть двигатель своего автомобиля.

Подобрать двигатель для вашего автомобиля вы сможете на нашем сайте

Замена термостата

Иногда, особенно летом, автолюбитель может столкнуться с такой проблемой, как перегрев двигателя, когда сердце вашей машины просто закипает. Перегрев сопровождается активным выделением пара из пароотводной трубки радиатора и аварийным сигналом на панели, когда температура охлаждающей жидкости превысила все нормы. Также возможно присутствие черного дыма. Особенно подвержены подобной ситуации автомобили старше 5-8 лет. Столкнувшись с такой проблемой нужно максимально быстро ее устранить и диагностировать причину.

Читать еще:  Что такое троит двигатель причины

Для начала давайте разберемся, какие виды перегрева двигателя бывают.

Во-первых, существует градация по степени перегрева, в зависимости от того, сколько времени пришлось проработать ДВС при запредельных температурах:

  • Незначительный или слабый перегрев, когда двигатель работал 5-10 минут. Большая часть современных двигателей стойко переносят подобный перегрев, немного могут оплавиться поршни, что приведет к повышению сопротивляемости. Причиной зачастую являются выход из строя термостата либо вентилятора;
  • Заметный или средний перегрев, когда двигатель работал около 20 минут. В такой ситуации последствия будут более плачевными. Вы можете столкнуться с вылетом клапанного гнезда, прогоранием прокладки ГБЦ, разрушением межкольцевых перегородок на поршнях, искривлением плоскости алюминиевых блоков, пропусканием масла сальниками.
  • Сильный перегрев. В данном случае последствия будут фатальными, ведь основным деталям ДВС не удастся уцелеть под действием губительной температуры. Плавится и прилипает к стенкам цилиндров алюминий, поршни сгорают до полного разрушения, масло перестает выполнять свою функцию и больше не смазывает детали, глушится двигатель.

Также перегрев двигателя стоит разделить на внешний, как раз когда валит пар и кипит антифриз, и внутренний. Во втором случае дела обстоят сложнее, как с выявлением (температура охлаждающей жидкости увеличивается незначительно), так и с последствиями (калильное зажигание и детонация).

Основные причины внешнего перегрева двигателя:

  1. Недостаток антифриза. Охлаждающая жидкость может просто незаметно подтекать из-за нарушения герметичности системы охлаждения. Обратите внимание на целостность расширительного бочка и радиатора, всех патрубков и соединения хомутов. Стоит насторожиться, обнаружив утечку антифриза под машиной во время стоянки или белые разводы на двигателе авто. Если внешних утечек не обнаружено, то дело обстоит хуже: антифриз уходит в цилиндр ДВС либо смешивается с маслом. В результате Вы рискуете столкнуться с закаливанием коленвала, а возможно, и гидроударом мотора. В любом случае необходимо выявить и заменить неисправные элементы системы охлаждения на новые.
  2. Неполадки в работе воздушного охлаждения, связанные с забиванием радиатора (например, тополиным пухом или обычной грязью), нарушением работы вентилятора либо датчика температуры. Стоит проверить натяжение ремней вентилятора. В случае малой скорости нормализации температуры в движении, стоит обратить внимание именно на работу радиатора, скорее всего он просто забит.
  3. Неполадки в работе термостата. Со временем в системе охлаждения накапливаются различные отложения, снижающие подвижность упругого элемента термостата, он просто перестает правильно фиксировать температуру охлаждающей жидкости и может зациклить ее движение по большому либо малому кругу. В последнем случае перегрев наступит очень быстро. Если же антифриз все время циркулирует по большому кругу, то Вам просто придется дольше прогревать машину зимой.
  4. Прогар выпускного клапана приводит к высвобождению высокотемпературных газов, как следствие, перегрев деталей двигателя. Нужно отметить, что случается такая неполадка достаточно редко.
  5. Нарушение работы системы зажигания и впрыска. При позднем начале сгорания топлива сдвигается и время окончания горения, как результат высвобождение к моменту открытия выпускного клапана высокотемпературных отработавших газов. Вот уже наш антифриз и кипит.
  6. Эксплуатация ДВС в условиях детонации длительное время.
  7. Высокая нагрузка на двигатель в сочетании с жаркими погодными условиями. Тут все просто. Расход антифриза зависит от частоты вращения коленвала. В случае подъема загруженной машины под гору двигатель работает на малых оборотах, охлаждающая жидкость циркулирует медленно, встречные потоки воздуха из-за низкой скорости не дают охлаждающего эффекта, а педаль при этом в пол – перегрузки колоссальные. Результат – перегрев двигателя.

Основные причины внутреннего перегрева двигателя:

  1. Скопление большего количества отложений минерального характера в полостях охлаждения. Обилие отложений имеют низкую теплопроводность, препятствуют циркуляции антифриза, как результат, внутренний перегрев при нормальном уровне температуры на датчиках. Также может произойти кавитация полостей охлаждения, когда металл стенок ДВС моментально разъедается до сквозных отверстий. Данную ситуацию часто путают с коррозией, греша на качество антифриза.
  2. Скопление большого количества отложений в камере сгорания, когда нагар просто теплоизолирует камеру сгорания, расход масла идет сверх нормы, отложения накапливаются еще активнее. В результате антифриз не получает тепло, датчики в норме, а двигатель горит. Это все может привести к калильному зажиганию. Подобному явлению в большей мере подвержены ДВС с большим пробегом.
  3. Активное применение присадок в масло. Основной функцией различных присадок является увеличение металлокерамического слоя на поверхности цилиндров. При всех плюсах этого явления, нужно понимать, что металлокерамика является мощным теплоизолятором и может работать по типу накопившихся отложений в камере сгорания. А если оба фактора присутствуют единовременно, то перегрева двигателя просто не избежать. Так что важно не переусердствовать с автохимией, особенно со старыми автомобилями.

Подводя итог, стоит перечислить советы, которые помог уберечь вашу машину от перегрева. А он всего один: необходимо отслеживать работу ДВС своего автомобиля! Каждый автолюбитель может самостоятельно контролировать натяжение ремня вентилятора, чистоту радиатора, расход масла автомобилем, также стоит заливать высококачественное топливо и не усердствовать с присадками. В случае малейших подозрений и неполадок стоит в кратчайшие сроки проводить диагностику, впрочем, о плановом осмотре ДВС также не стоит забывать. В противном случае в скором времени Вам просто придется выбросить старый двигатель на помойку, выложив кругленькую сумму за новое сердце для своей машины.

Автокомплекс «Автосервис23» предлагаем Вам и вашему автомобилю полный спектр услуг в области плановой диагностики и срочного ремонта двигателя. Обратившись к нам, Вы сможете получить максимально полную информацию о главном компоненте вашей машины!

Причины и последствия перегрева двигателя

Для нормального функционирования силовой установки очень важно соблюдение теплового режима. Любой мотор работает за счет энергии сгорания горючей смеси. Горение же в свою очередь сопровождается выделением большого количества тепла, которое должно отводится. Но нередко случается так, что температурный режим двигателя нарушается, и он просто перегревается. Последствия такой проблемы могут быть самыми печальными.

Многие автолюбители списывают перегрев двигателя на внешние факторы, хотя они далеко не всегда являются причиной.

Весь принцип работы системы охлаждения силового агрегата, которая и обеспечивает поддержание требуемого температурного режима, построен на теплообмене. Основной рабочий элемент системы – охлаждающая жидкость, циркулируя по системе охлаждения и омывая самые разогреваемые составляющие части, отбирает у них тепло, а затем отводит его в окружающую среду благодаря радиатору. Эффективность работы последнего во многом зависит от потока проходящего через него воздуха, который подается на него при движении.

Основные причины перегрева

Исходя из изложенного, можно понять, что внешним фактором перегрева двигателя может стать именно отсутствие воздушного потока. То есть длительное простаивание в пробке с заведенным мотором, особенно в летней время, движение на малых скоростях при повышенных оборотах могут привести повышению температуры двигателя.

Видео: Перегрев двигателя, причины перегрева.

Но это только одна из причин. Значительно чаще происходит такая проблема из-за технической неисправности или появления определенных нарушений в системе охлаждения. Так, виной несоблюдения температурного режима может стать:

  • водяной насос;
  • термостат;
  • радиатор;
  • трубопроводы;
  • вентилятор радиатора;
  • датчик температуры.
Читать еще:  Ваз 2110 прогревочные обороты двигателя

Насос и термостат

Водяной насос (помпа) является одним из основных элементов системы, поскольку этот узел обеспечивает циркуляцию жидкости по системе. В целом помпа обладает сравнительно простой конструкцией, поэтому ломается она редко. Единственной причиной перегрева, виновником которой является исключительно насос, является повреждение его крыльчатки, что опять же – редкостное явление.

Часто оказывается, что привод этого насоса становится причиной нарушения теплового режима. Теоретически это так – привод поврежден или сильно прослаблен, а значит, и в движение насос приводить он не сможет. Но на практике все несколько иначе.

Самой распространенной компоновкой двигателя является та, в которой помпа приводится от ремня ГРМ. И если он оборвется, то мотор уж точно не перегреется, поскольку работать он не сможет при такой поломке.

Также в некоторых установках помпа работает от приводного ремня дополнительного оборудования. И если он сильно провиснет или порвется, то водитель выявит это еще до того, как мотор перегреется по отказавшим элементам, которые приводит в действие этот ремень – ГУР, кондиционеру, генератору. Так что привод, по сути, можно исключить из причин повышения температуры.

Единственное на некоторых авто используется насос с электроприводом. Вот здесь уже отказ или поломка помпы запросто может стать причиной нарушения температурного режима.

Но насос может стать косвенным виновником перегрева. В случае повреждения сальника, используемого в конструкции, корпус помпы начнет пропускать жидкость. Если не следить за мотором, то постепенно уровень охлаждающей жидкости (ОЖ) сильно упадет и ее будет просто не хватать, чтобы выполнять свою функцию.

Термостат обеспечивает разделение всей системы охлаждения на два круга – большой и малый. По сути, он является клапаном, который перенаправляет жидкость по требуемому кругу в зависимости от температуры мотора.

Если же этот клапан заклинит в положении, при котором ОЖ циркулирует по малому кругу, то она просто не будет поступать на радиатор для отвода тепла, поэтому двигатель очень быстро перегреется.

Примечательно, что при заклинивании термостата, при котором жидкость движется только по большому кругу, двигатель наоборот – не сможет выйти на требуемую температуру.

Причины перегрева двигателя и способы решения проблемы

Радиатор и трубопроводы, вентилятор, датчик

Радиатор является теплообменником и от него во многом зависит соблюдение температурного режима. Но если он сильно засорен внутри отложениями или же соты его сильно закупорены пылью, грязью, насекомыми и т. д., то этот элемент не сможет эффективно отдавать тепло окружающей среде.

Трубопроводы становятся причиной перегрева в случае их повреждения или отсутствия герметичности в местах соединения. Из-за этого появляются утечки ОЖ, падение которой ниже нормы приведет к прекращению нормального выполнения своей функции системой.

Неработающий вентилятор радиатора становить виновником достаточно часто. Он используется в конструкции для создания принудительного потока воздуха на радиатор, чтобы «сбить» температуру, если она поднялась выше нормы. Но в случае, когда вентилятор не сработает, температура будет продолжать повышаться.

Что касается датчика, то он может стать причиной проблемы в случае поломки, из-за чего его информация не будет соответствовать действительности. То есть, водитель, ориентируясь на него, уверен, что температура в норме, а на самом деле она завышена, причем сильно.

Последствия

Последствия перегрева зависят от его степени. Так, многие агрегаты могут «пережить» кратковременное превышение температуры без каких-либо негативных последствий. То есть, если водитель вовремя заметил, что стрелка температурного датчика приближается к красной зоне, остановился, заглушил мотор, выждал время, чтобы мотор остыл, то в дальнейшем проблем не возникнет.

Видео: К чему может привести перегрев двигателя

Хуже, если водитель обратил внимание на нарушение, когда уже двигатель «закипел». Такой перегрев уже можно отнести к средней степени. Чаще всего это выливается в пробой прокладки ГБЦ. И хорошо, если этот пробой ведет наружу, поскольку обнаружить его будет несложно по появлению подтеков охлаждающей жидкости или масла на блоке цилиндров.

Но нередко пробой появляется между каналами подачи масла и ОЖ или одного из этих каналов с цилиндром. Такую поломку выявить значительно сложнее, и до того, как она будет обнаружена, составные части мотора уже могут получить повреждения.

Наибольший вред приносит длительный перегрев. Такое может случиться, к примеру, если водитель в пробке заметил, что мотор «закипел», но еще некоторое время двигался в таком режиме, чтобы съехать на обочину или в технологический карман.

Воздействие высоких температур в таком случае становится причиной:

  1. Коробления головки блока и ее посадочного места на блоке цилиндров.
  2. Появлению микротрещин на блоке и ГБЦ.
  3. Оплавлению днища поршня и разрушению перемычек кольцевых проточек.
  4. Заклиниванию двигателя.
  5. Повреждению элементов ГРМ и КШМ.

После длительного воздействия повышенной температуры двигатель получает настолько сильный урон, что далеко не всегда его удается устранить даже при помощи капитального ремонта. В некоторых случаях восстановлению агрегат просто не подлежит.

Видео: Перегрев двигателя, Закипел автомобиль

Стоит отметить, что урон многом зависит от конструктивных особенностей самого мотора, его состояния. Одни силовые установки могут вполне «пережить» достаточно серьезный перегрев с малейшими повреждениями, у других же из-за малейшего превышения температуры узлы и механизмы получают достаточно сильные разрушения.

Признаки перегрева. Что делать при их появлении

Чтобы не допустить нанесения урона двигателю, следует во время движения контролировать температурный режим по датчику. Но этот датчик может быть сломан, а о возникшей проблеме просигнализируют и другие признаки:

  • появление характерного запаха сильно разогретого антифриза (начальная стадия перегрева). Из-за сильного нагрева часть его переходит в газообразное состояние, из-за чего в системе повышается давление. При достижении определенной отметки часть пара будет стравливаться через клапан в крышке, поэтому и появляется запах охлаждающей жидкости;
  • клубы пара, выходящие из-под капота (средняя степень). При сильном превышении температуры очень много ОЖ становится паром, при этом давление в системе резко возрастает, клапан его ставить уже не успевает и пар начинает прорываться через крышку, возможен также срыв одного из патрубков.

При проявлении хоть малейших признаков следует сразу же съехать с дороги, заглушить двигатель и открыть капот. Далее следует выждать время для остывания мотора.

Ни в коем случае нельзя сразу же после остановки трогать крышку расширительного бачка и трубопроводы. Поскольку из-за пара внутри системы находится высокое давление, и малейшее воздействие на составные части может привести к прорыву горячего пара, что чревато получением сильных ожогов.

Осмотр двигателя следует проводить только после того, как пропадут звуки кипения (бульканья) жидкости. Сначала следует проверить уровень в бачке, чтобы оценить потери ОЖ. Далее следует проверить крепление всех трубопроводов системы.

В дороге выявить, что стало причиной закипания двигателя, практически невозможно. Но зато можно выждать, пока мотор полностью не остынет, восполнить уровень антифриза водой и продолжить движение, постоянно контролируя температуру. При превышении ее снова останавливаемся, ждем остывания и продолжаем движение. Таким образом можно добраться до нужного места для проведения ремонта и замены ОЖ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector