Подключение электродвигателя звездой и треугольником
Подключение электродвигателя звездой и треугольником
Если Вас направят к электродвигателю, чтобы правильно подключить кабель к клеммной коробке, то эта статья поможет не растеряться.
Главной подсказкой будет табличка на корпусе ЭД (не спутайте с аналогичной шильдой на насосе, который находится на одном валу). На «электрической» бирке нас будут интересовать напряжение и схема подключения.
Рассмотрим двигатели напряжением до 1кВ — это может быть машина напряжением 660, 380, 220 или 127 вольт с возможностью подключения звездой «У» или треугольником «Д».
Будьте внимательны и осторожны. Ведь тут речь идет о линейных напряжениях, то есть величинах между двумя фазами. Подключиться на 380 В — значит подать три фазы от сборки напряжением 380 В, где линейное напряжение между любыми двумя фазами будет 380 В, а напряжение между фазой и нулем будет 220 В.
А подключить ЭД на 220 В — это аналогично значит найти силовую сборку, на которой между фазами линейное будет 220В, а между фазой и нулем будет в корень из трех раз меньше — то есть 127 В. То есть, если есть 220/380 Д/Y, 380/660 Д/Y, а сеть мы имеем 0,4 кВ — то нам подойдут первый вариант с соединением звездой и второй с соединением треугольником. А вот в чем разница между звездой и треугольником при подключении электродвигателя с точки зрения эксплуатации — тема отдельной беседы.
Понять, на какое напряжение будет подключаться движок, можно, посмотрев в проект. На электрической схеме будет показано, что кабель идет от двигателя на силовую сборку. На сборке мы увидим например 380В и 3-5 жил (три фазы, ноль и PE).
Далее можно подойти к сборке и воочию убедиться в наличии кабеля, нужного количества жил, величины питающего напряжения на щитовом вольтметре. Жилы кабеля необходимо прозвонить — это необходимо, чтобы понять, что мы будет сажать и испытывать именно нужный кабель, а не другой, который сейчас разделывает монтажник. Вообще всегда перед испытаниями необходимо прозванивать жилы кабеля, чтобы не натворить дел.
Главное, что мы берем с таблички — это именно порядок символов, для примера: «треугольник»/»звезда» и уровень напряжений «380/660». На треугольник всегда будет меньшее напряжение.
В ходе процедуры допуска к работе, убедившись, что напряжение на двигатель не будет подано, можно открывать крышку клеммной коробки или брно.
Если Вы не понимаете, что такое брно или борно, то сейчас растолкую.
БРНО — блок распределительный (расключения) начала обмоток электродвигателя. Пишут в интернете, что именно так. А почему тогда в данной коробке присутствуют как начала, так и концы обмоток? Что-то уже не сходится. Также на форумах пишут о чешском городе Брно.
Борны (иначе называемые клеммами) — в электротехнике, означают на динамо электрических машинах и других электрических приборах медные зажимы для закрепления проводов (проводников, проволок).
А вот такое определение из словаря Брокгауза-Ефрона от 1891 года
Здесь нам говорят, что борно — медные зажимы для крепления проводов. Получается у нас коробка с клеммами — блок борно с выводами обмоток.
А давайте не гадать, а возьмем паспорт на движок и посмотрим как этот объект называют заводчане. Я нашел в интернете, посмотрел, и скажу Вам, что называется это клеммной коробкой, внутри которой клеммная панель, а снаружи крышка клеммной коробки.
Так вот, открыв крышку, предварительно убедившись в отсутствии напряжения и предприняв меры для невозможности его подачи, мы увидим эти самые клеммы, выводы начала и конца обмоток, а также перемычки (опционально).
Если двигатель “старик”, то вывода обмоток будут называться согласно старого ГОСТ 183-74:
- первая фаза начало С1- конец С4
- вторая С2 — С5
- третья С3 — С6
Если же ЭД более молодой, то по действующему ГОСТ 26772-85:
- первая фаза начало U1- конец U2
- вторая V1 — V2
- третья W1 — W2
Цифры 1 и 2 пишут, когда говорят об открытой схеме (без перемычек), если же схема собрана, то называют обозначения фаз без цифровых индексов для действующего ГОСТ (U, V, W) и обозначением начал фаз для не действующего ГОСТа (С1, С2, С3).
Но всегда лучше посмотреть в паспорт на движок и прозвонить выводы обмоток.
Именно на основе этих данных нам и предстоит произвести подключение.
Следующая подсказка будет находиться на крышке борно и дублироваться в паспорте на изделие. Там мы увидим как следует устанавливать перемычки для различных схем соединения.
Для соединения электродвигателя звездой нам понадобится одна-две пластины, которую мы ставим на начала обмоток.
При подключении движка треугольником необходимо взять три пластины и рассадить их между началами и концами обмоток.
- Звезда — одна пластина
- Треугольник — три пластины
Начала и концы обмоток должны быть подписаны. Чтобы определить, где какая обмотка, достаточно со снятыми перемычками вызвонить попарно ну и промаркировать, чтобы не забыть.
Но в реальности просто посадить концы недостаточно, необходимо произвести замеры:
- Омические сопротивления обмоток двигателя
- Сопротивление изоляции кабеля и двигателя
- Испытание повышенным напряжением кабеля и двигателя
После испытаний, в случае соответствия полученных результатов нормам и объемам испытаний электрооборудования вашего региона, собираем схему с пластинами, сажаем кабель, прикручиваем крышку.
Естественно пластины должны быть идентичными — один материал, площадь, сечение. Это на случай, если в процессе установки вы их потеряли. Хотя разница в омических сопротивлениях будет невелика, но это может привести к неравномерному нагреву этих пластин.
В высоковольтных двигателях на напряжение 6 или 10кВ в коробке выводов концы обмоток будут выходить из корпуса и сидеть на изоляторах, опнах. Туда же будет подсаживаться и питающий кабель.
Что такое брно электродвигателя?
Сегодня термин считается устаревшим и встречается редко. Но все же брно (барно) электродвигателя будет расшифровываться так – блок распределения начал обмоток. Это считается более правильной расшифровкой. Все из-за того, что подобным термином обозначают клеммную коробку электродвигателя с крышкой, в которой происходит распределение концов обмоток.
Другая расшифровка гласит, что брно двигателя, происходит от слова борно, в альтернативном значении – борновая коробка. Такое мнение основывается на определении в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. В нем термин будет расшифровываться так: борны (клеммы) – медные зажимы для закрепления проводников электротока, располагающиеся на приборах и динамоэлектрических машинах.
Замечание! Не имеет значения, какую расшифровку считать основополагающей, в конечном итоге они указывают на одно: брно – распределение контактов обмоток под крышкой коробки вывода контактов электромотора.
Назначение БРНО электродвигателя
Электродвигатель, как и любой мотор, является главным звеном машины, поэтому важно позаботиться о правильном и безопасном подключении контактов. Само барно представляет собой клеммную коробку, располагающуюся на электромоторе, в которой происходит распределение выводов концов обмоток статора и ротора в асинхронный электродвигатель. При проведении необходимых манипуляций в блоке распределения, каждый пользователь должен запомнить, что крышка брно снимается очень аккуратно. Так как она является средством защиты от удара электротоком. При поломке коробка докупается отдельно.
Контакты внутри коробки барно крепятся специальными болтами, на корпусе или колпаке располагается рисунок, на котором указана точная расшифровка характеристик. Такой рисунок оформляется по-разному, в зависимости от того, в каком регионе был куплен мотор.
Чтобы расшифровать характеристики, которые должны располагаться на табличке, требуется:
- При помощи амперметра измерить холостой ток мотора. Полученные сведения важно использовать при подборе соответствующего электродвигателя.
- Измерив габариты мотора (длину вала, диаметр, размеры крепежей), также сокращается круг поиска подходящего двигателя.
Виды схем подключения обмоток в БРНО к сети 380 Вольт
«Треугольник». Подключение подобным образом приводит к поломке в связи с резким нагревом обмоток (это определяется по температуре крышки клеммы). Однако подобный вариант подсоединения позволяет выжать максимальную мощность из двигателя. При указанном подключении обмотки подпитываются от фаз, на которые идет распределение напряжения в 380 Вольт.
«Звезда». Такое подсоединение возможно при подаче на первые концы обмоток фазного напряжения. Вторые концы собираются в одной точке, что создает в ней нуль, при этом напряжение в каждой из обмоток равняется 220 Вольт. Считается самым распространенным видом подключения. В отличие от треугольника, «Звезда» обеспечивает менее сильный, но плавный старт двигателя.
«Комбинированный». Объединение двух других способов для использования максимальной мощности при максимальной плавности. Достигается путем использования магнитных пускателей. В таком случае во время запуска электродвигателя сначала запускается «Звезда», и с этого момента начинается отсчет при вхождении двигателя в рабочий режим, и тип подачи тока переключается в «Треугольник». Однако электродвигатель это не защищает от возможных перегревов и поломок.
Существуют и менее распространенные способы распределения схем подключения, которые требуется указать:
- При использовании асинхронного трехфазного мотора для подключения к однофазной сети в 220 Вольт, используются соответствующие конденсаторы. Схема подключения при этом «Треугольник».
- Также «Треугольником» подключаются европейские электромоторы, работающие от 400 до 700 Вольт.
Для того чтобы изменить направление вращения лопастей электродвигателя, достаточно переподключить две фазы. Требуется использовать магнитные пускатели, подключенные к сети с блокираторами контактов от стартового включателя. После старта напряжение проходит через замкнутые контакты одного пускателя, на обмотку другого и обратно. Тем самым происходит реверс работы мотора.
Важно! Крышка клеммной коробки помогает уберечь от повреждений как концы обмоток, так и пользователя от возможного удара током; после проведения манипуляций ее требуется плотно закрыть.
БРНО уже в сборе совместно с электромотором, возможно купить в специализированных магазинах, занимающихся торговлей электрических инструментов и динамоэлектрических машин.
ЭЛЕКТРОлаборатория
БРНО или Борно
Приветствую Вас, друзья.
Сегодня короткой строкой, как бы в продолжение или в дополнение к статьям про измерение сопротивления изоляции электродвигателей, расскажу про БРНО.
БРНО – блок расключения начал обмоток. Иногда это слово произносится как «Борно». Возможно. и так правильно. По словарю Брокгауза и Ефрона слово «Борны» означает клеммы в электротехнике.
На статоре любого электродвигателя есть данное приспособление. Оно служит для подключения питающего кабеля к обмоткам статора электродвигателя.
Для данной статьи разобрал двигатель 18,5 кВт.
Exif_JPEG_420
Вот так выглядит клеммник установленный в БРНО:
Exif_JPEG_420
Отверстия по углам служат для крепления клеммника к корпусу БРНО или непосредственно статора электродвигателя.
В прямоунольное окно посередине из статора выводятся концы (начала) обмоток и сажаются на шпильки. Их шесть штук.
Exif_JPEG_420
На три нижние по рисунку сажаются начала обмоток статора. Эти клеммы имеют маркировку слева направо U1; V1: W1 (может быть и российская маркировка С1; С2; С3)
Exif_JPEG_420
На клеммы три верхние по рисунку сажаются концы обмоток. Клеммы маркируются слева направо W2; U2; V2 ( либо С6; С4; C5)
Не трудно догадаться что одной и той же буквой обозначаются начало и конец одной обмотки.
Если нет уверенности, что при сборке выводы обмоток правильно расключили. Всегда можно вызвонить тестером выводы одной и той же обмотки.
Почему верхние клеммы кажутся отмаркированными странным образом. Это сделано для того чтобы с помощью перемычек можно было соединить обмотки электродвигателя как в схему «звезда» так и в схему «треугольник».
Exif_JPEG_420
На данном рисунке обмотки собраны по схеме «звезда». Концы обмоток соединены между собой, на начала подается питание 380В.
Exif_JPEG_420
На данном рисунке обмотки соединены по схеме «треугольник» — начало одной обмотки соединено с концом другой, начало другой с концом третьей и начало третьей с концом первой. Напряжение питания подано в точки их соединений.
К чему я вообще это все рассказываю.
Часто мне задают вопрос: Можно ли измерить сопротивление изоляции между обмотками статора электродвигателя? И если можно, то как?
Так вот отвечаю. Если у двигателя есть такой клеммник в БРНО, то можно. Для этого нужно лишь снять перемычки. Без перемычек обмотки статора будут отсоединены друг от друга.
К сожалению часто обмотки соединяют внутри статора путем пайки или сварки и отключение их друг от друга без разборки невозможно. В таком случае проверяется сопротивление изоляции обмоток статора к корпусу и все.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Ferrari Racing Days Брно 21-22 июля /2018
Поделиться этой страницей в своей социальной сети
- Поделиться в Facebook
- Поделиться в Twitter
- Поделиться в Google +
- Поделиться в Linkedin
Подписаться на события
Мы будем рады приглашать Вас на наши невероятные мероприятия на лучших треках Европы, а также сообщать о самых интересных событиях в мире Ferrari.
Пожалуйста, оставьте свой адрес электронной почты, чтобы узнавать о мероприятиях из мира спорта и роскоши со скоростью, соответствующей Ferrari.
Подписаться на события
Настоящим Я, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» даю свое согласие лично, своей волей и в своем интересе на обработку (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение, передачу (включая трансграничную передачу), обезличивание, блокирование и уничтожение) моих персональных данных, в т.ч. с использованием средств автоматизации.
Согласие предоставляется в отношении следующих персональных данных: Фамилия, имя, отчество, Год, месяц, дата рождения; Пол; Контактные телефоны; Контактный адрес; Контактный email; адрес; Сведения о профессиональной деятельности; Модель приобретенного; обслуживаемого автомобиля; Название дилерского центра, где приобретен / обслуживался / ремонтировался а/м; Дата выдачи автомобиля при покупке / из сервиса; Государственный номерной знак автомобиля; VIN –номер автомобиля; Пробег автомобиля; Перечень работ, проведенных с автомобилем; Перечень замененных деталей.
Согласие предоставляется в целях определения потребностей в производственной мощности, мониторинга исполнения сервисными центрами гарантийной политики; ведения истории обращения в сервисные центры; проведения маркетинговых исследований в области продаж, сервиса и послепродажного обслуживания; для рекламных, исследовательских, информационных, а также иных целей.
Предоставляя свои персональные данные, я даю согласие на направление мне рекламной информации и участие в маркетинговых опросах.
Согласие предоставляется:
- АО «Авилон АГ», адрес: 109316, г. Москва, Волгоградский пр., д.43, корп.3
Я выражаю согласие на передачу моих персональных данных:
- АО «АкитА», адрес: 109316, г. Москва, просп. Волгоградский, д. 43, корп. 3
Согласие действует 75 лет и может быть отозвано в любой момент на основании письменного заявления.