Бензиновый и дизельные двигатели: кому достаётся больше
Бензиновый и дизельные двигатели: кому достаётся больше?
ДВИГАТЕЛЬ
БЕНЗИНОВЫЙ
Образование рабочей смеси и ее горение происходит
не так быстро, как в дизельном двигателе.
ДИЗЕЛЬНЫЙ
Дизельные двигатели более теплонапряжены,
работают на более бедных горючих смесях,
а смесеобразование и сгорание у них происходит
в сотни раз быстрее.
0,8-0,9 БАР 70-120° C
На такте впуска давление в цилиндре
ниже атмосферного — 0,8-0,9 бара.
Температура топливовоздушной смеси
из-за ее контакта с нагретыми деталями двигателя
и смешивания с остаточными раскаленными газами — 70-120 °C.
110-250 БАР 550-600 ° C
Воздух в цилиндре сжимается до давления
в 28-40 бар, нагреваясь до 550-600 °C,
иначе говоря — до температуры самовоспламенения
тяжелого жидкого топлива. У верхней
мертвой точки в цилиндр впрыскивается
топливо под давлением
110-250 бар
20-40 БАР 400-600 ° C
Когда поршень сжимает рабочую смесь,
давление в камере сгорания возрастает
до 20-40 бар, сама же рабочая смесь
нагревается до 400-600 ° C.
40-80 БАР до 1800 ° C
Распыленное в среде горячего сжатого воздуха
топливо самовоспламеняется и сгорает
при температуре до 1800 ° C.
Поэтому часто говорят, что воспламенение
топливной смеси дизельных двигателей
происходит «от сжатия».
Давление образовавшихся газов на поршень
составляет 40-80 бар.
Незадолго до верхней мертвой точки тепловоздушная
смесь воспламеняется от искры свечи зажигания
и сгорает при температуре 980-1100 ° C,
выделяя большое количество тепла.
Температура образовавшихся газовв цилиндре при
этом возрастает до 1800 ° C поршень
толкается под давлением порядка 40 бар.
40-80 БАР до 1800 ° C
Распыленное в среде горячего сжатого воздуха
топливо самовоспламеняется и сгорает
при температуре до 1800 ° C. Поэтому часто говорят,
что воспламенение топливной смеси
дизельных двигателей происходит «от сжатия».
Давление образовавшихся газов на поршень
составляет 40-80 бар.
Моторное масло QUARTZ INEO MC3 5W-30
содержит самый современный пакет противоизносных
присадок, который позволит защитить бензиновый
двигатель от износа и обеспечить его максимальный
ресурс. Синтетическое базовое масло позволяет
выдерживать продленные интервалы замены
и свести к минимуму необходимость доливки
моторного масла в процессе эксплуатации автомобиля.
Пакет моюще-диспергирующих присадок в
моторном масле QUARTZ INEO MC3 5W-30
содержит все необходимые компоненты, способствующие
максимальному удалению сажи и нагаров, образующихся
при сгорании дизельного топлива,что позволяет получить
высокую степень чистоты двигателя.
Дизельный двигатель
Дизельный двигатель, наряду с бензиновым, является одним из двух самых распространенных типов поршневых двигателей внутреннего сгорания. Принцип его работы базируется на самовоспламенении воздушно-топливной смеси, которая подается в камеры сжигания под давлением.
Благодаря этому горючее нагревается и самовоспламеняется, что является главным отличием дизельного двигателя от бензинового и выступает основной причиной всех конструктивных и эксплуатационных изменений в силовом агрегате этого типа, а также напрямую влияет на сферу применения и частоту его использования. В статье подробно рассматривается история создания и совершенствования дизельного двигателя, устройство и принцип работы подобного оборудования, а также его основные отличия и преимущества по сравнению с бензиновой силовой установкой.
История создания и совершенствования
Первые научные разработки, касающиеся возможности использовать для воспламенения горючего в тепловой машине сжатого до высокого давления топлива, были осуществлены в 20-30-х годах 19-го века. На практике этот принцип был реализован выдающимся немецким изобретателем и инженером Рудольфом Дизелем, который в 1892 году оформил патент на изобретение двигателя оригинальной конструкции, получивший название дизель-мотор в честь его создателя. Через 3 года документ был признан США. В течение нескольких лет Дизель зарегистрировал еще несколько патентов на различные модификации дизельного двигателя.
Первый работающий агрегат был изготовлен в конце 1896 года, а его испытания прошли практически сразу – 28 января следующего года. В качестве горючего первые дизельные двигатели использовали растительные масла и легкие нефтепродукты. Силовая установка практически сразу же стала показывать высокий КПД, будучи еще и очень удобной в эксплуатации. Но в первые годы после изобретения дизельные двигатели применялись, главным образом, в тяжелых паровых машинах.
Существенно расширить сферу практического использования дизельных агрегатов позволили два ключевых усовершенствования. Первое заключалось в применении в качестве топлива керосина, что первым использовал в 1898 году другой великий инженер того времени – родившийся в России швед Рудольф Нобель. Вторым серьезным рационализаторским решением стало изобретение топливного насоса высокого давления (ТНВД), который заменил используемый ранее для сжатия горючего компрессор.
Серьезный вклад в усовершенствования ТНВД внес в 20-е годы 20-го века Роберт Бош. Он изобрел и внедрил модель встроенного насоса и бескомпрессорной форсунки, применение которых привело к существенному уменьшению габаритов дизельного двигателя, что, в свою очередь, позволило устанавливать его сначала на общественный и грузовой транспорт, а во второй половине 30-х годов – впервые использовать на легковых машинах. Дальнейшие улучшения рассматриваемого агрегата, в частности использование специального дизельного топлива, позволили силовой установке на этом типе горючего успешно конкурировать с бензиновыми двигателями, постоянно увеличивая занимаемую долю рынка.
Отличие от бензинового двигателя
Главное отличие дизельного двигателя от бензинового было упомянуто выше. Оно состоит в отсутствии системы зажигания, что объясняется использованием принципа самовоспламенения топливно-воздушной смеси в результате нагнетания давления и вызванного этим нагрева горючего. Необходимо отметить несколько ключевых следствий разницы между рассматриваемыми типами силовых установок.
Главные положительные для дизельного двигателя моменты состоят в следующем. Во-первых, отсутствие системы зажигания делает конструкцию агрегата заметно проще, повышая надежность и долговечность. Во-вторых, компрессионное воспламенение топлива обеспечивает более полное и эффективное сгорание, в результате чего повышается КПД силовой установки и снижается количество вредных выбросов.
Основным негативным следствием указанного выше отличия между двигателями внутреннего сгорания выступают более существенные требования к прочности и качеству изготовления клапанов и других деталей дизельных агрегатов. Это связано с тем, что они эксплуатируются под серьезной нагрузкой, связанной с повышенным давлением топливно-воздушной смеси.
Устройство
И дизельный, и бензиновый агрегаты относятся к поршневым двигателям внутреннего сгорания, а потому имеют сходное устройство. Основными конструктивными частями силовой установки на дизельном топливе являются такие:
1. Блок цилиндров. Основа любого двигателя. Используется для размещения всех систем и узлов силового агрегата. Различаются по трем основным параметрам – числу цилиндров, схеме их расположения и способу охлаждения. Как правило, количество цилиндров является четным, максимальное их число составляет 16. Чаще всего встречаются двигатели с 2-я, 4-я, 6-ю или 8-ю цилиндрами.
Важным элементом рассматриваемого узла является так называемая ГБЦ или головка блока цилиндров. Она создает закрытое пространство, в котором происходит непосредственное сжигание топливной смеси.
2. Кривошипно-шатунный механизм. Основное назначение этого узла двигателя – преобразование перемещения поршня внутри гильзы, являющегося возвратно-поступательным, в движение коленвала, которое относится к вращательным. Главной деталью механизма считается коленвал, подвижно соединенный с блоком цилиндров, что обеспечивает вращение вала.
Другая важная деталь – маховик, который крепится к одному из концов коленвала. Его задача – передать крутящий момент к другим узлам транспортного средства. Ко второму концу коленвала крепится шкив и приводная шестерня топливно-распределительной системы.
3. Цилиндропоршневая группа. Включает в себя цилиндры или гильзы, поршни или плунжеры, шатуны и поршневые пальцы. Отвечает за процесс сжигания топлива с последующей передачей образовавшейся энергии для дальнейших преобразований. Камера сжигания представляет собой пространство внутри гильзы, которое с одной стороны ограничивается ГБЦ, а с другой — поршнем. Главное требование к цилиндропоршневой группе дизельного двигателя – герметичность, прочность и долговечность.
4. Топливно-распределительная система. Функциональное назначение – своевременная подача горючего в камеры сгорания и отвод из двигателя продуктов сжигания топливно-воздушной смеси. В дизельном агрегате основу системы составляют два насоса. Первый из них – низкого давления – отвечает за перемещение горючего из бака к двигателю.
Назначение второго – ТНВД – несколько шире и заключается в определении нужного количества и времени впрыска топлива, а также в обеспечении необходимого уровня давления в камере сгорания. Именно топливный насос высокого давления и соединенные с ним форсунки являются ключевыми элементами дизельного двигателя, обеспечивающими его впечатляющие эксплуатационные и технические параметры.
5. Система смазки. Предназначается для уменьшения показателей трения между отдельными узлами и деталями силовой установки. В качестве смазочного материала используются как различные масла, так и, что характерно для отдельных механизмов, непосредственно дизельное топливо. Устройство системы смазки предусматривает наличие масляного насоса, различных емкостей и соединяющих трубопроводов.
6. Система охлаждения. Основное функциональное назначение данного элемента дизельного двигателя очевидно и состоит в поддержании такого уровня температуры, который является оптимальным для работающего агрегата. Для этого используются два метода – принудительный отвод тепла от узлов двигателя и охлаждение их при помощи воздуха или жидкости. В качестве последней обычно используется вода или антифриз.
7. Дополнительные узлы – турбина и интеркулер. Турбонаддув или турбонагнетатель позволяет увеличить давление в камере сгорания, что ведет к росту производительности двигателя. Интеркулер предназначен для дополнительного и более эффективного охлаждения горячего воздушного потока, который создается в процессе эксплуатации дизельного агрегата.
Отдельного упоминания заслуживает еще одна важная часть любого современного дизельного двигателя – электрооборудование и автоматика. Именно различные приборы управления и контроля над работой агрегата позволяют добиться главного преимущества, характерного для подобных силовых установок – высокого КПД.
Принцип работы
Дизельные двигатели делятся на двух- и четырехтактные. Первый вариант в сегодняшних условиях используется крайне редко, а потому детально рассматривать его попросту не имеет смысла. Стандартный принцип работы обычного четырехтактного двигателя предполагает, что вполне логично, 4 основных этапа:
1. Впуск. Коленвал поворачивается в диапазоне между 0 и 180 градусами. На этой стадии воздух подается в цилиндр.
2. Сжатие. Положение коленвала изменяется со 180 до 360 градусов. Это обеспечивает движение поршня к так называемой верхней мертвой точке (ВМТ), что приводит к сжатию воздуха в цилиндре в 16-25 раз.
3. Рабочий ход с последующим расширением. Коленвал осуществляет перемещение между 360 и 540 градусами. В камеру сжигания через форсунки впрыскивается топливо, которое при смешивании с воздухом воспламеняется. Это происходит чуть раньше, чем поршень достигает ВМТ.
4. Выпуск. Коленвал завершает оборот, перемещаясь между 540 и 720 градусами. В результате очередного перемещения поршня в верхнюю часть цилиндра из камеры сгорания удаляются отработанные газы. После этого цикл начинается заново.
Основные разновидности
Основным параметром, который используется для классификации дизельных двигателей, выступает конструкция камеры сжигания. По этому параметру различают два основных типа рассматриваемых силовых установок, на которых используется
· разделенная камера сгорания. Подача горючего производится в специальную камеру, которая называется вихревой и размещается в головке блока, соединяясь с цилиндром при помощи канала. Наличие такого дополнительного элемента позволяет добиться увеличения уровня нагнетания, что положительно сказывается на способности смеси к самовоспламенению;
· неразделенная камера сгорания. Более простая, а потому надежная конструкция, при использовании которой топливо подается непосредственно в пространство над поршнем, которое и выступает камерой сгорания. Это позволяет заметно снизить расход топлива, что, наряду с надежностью механизма, стало ключевой причиной широко распространения именно такого типа дизельных двигателей.
Особенно популярными дизельные агрегаты с неразделенной камерой сгорания стали после появления ТНВД системы Common Rail. Ее использование позволяет обеспечить оптимальный уровень давления, количества и времени впрыскивания топлива для последующего сжигания. Таким образом, достигаются все основные преимущества двигателей с разделенной камерой сгорания без присущих им недостатков.
Основные достоинства и недостатки
Широкое распространение и успешная конкуренция дизельных двигателей с бензиновыми объясняется рядом впечатляющих преимуществ. Главными из них выступают:
· КПД, достигающий 40% на обычных установках и 50% на дизельных двигателях с турбонаддувом. Такие показатели являются попросту недосягаемыми для агрегатов, использующих в качестве топлива бензин;
· мощность. Крутящий момент дизельного двигателя обеспечивается даже на малых оборотах, что гарантирует автомобилю уверенный и быстрый разгон;
· экологичность. Сгорание топлива под высоким давлением приводит к уменьшению количества образующихся в процессе эксплуатации двигателя выхлопных газов. В сегодняшних условиях этому плюсы дизелей придается все большее значение;
· надежность. Как правило, моторесурс дизельного агрегата примерно в полтора-два раза превосходит аналогичный показатель бензинового конкурента. Кроме того, отсутствие системы зажигания позволяет избавиться от многих традиционных проблем двигателей на бензине, например, слабой искры на свечах или их залива.
В числе недостатков, присущих дизельному двигателю, прежде всего, необходимо выделить два. Первый – это несколько более высокая стоимость транспортных средств, оборудованных этим типом силовой установки. Разница в цене обычно варьируется от 10 до 20%.
Второй минус – необходимость существенных эксплуатационных расходов. Это объясняется серьезными требованиями к качеству изготовления и уровню технического обслуживания автомобилей с дизельными двигателями. Однако, обращение в солидную компанию за приобретением, а также последующим обслуживанием, комплектованием и ремонтом сведет к минимуму недостатки агрегата, оставив в полной сохранности его впечатляющие достоинства.
Дизельный двигатель: особенности, преимущества, функции
Современные автолюбители обладают большими запросами к технической комплектации транспортного средства. Наряду с экономичностью и долгим сроком эксплуатации сегодня их интересует и наличие дизельного двигателя. Не секрет, что в последние годы на смену привычным бензиновым моторам пришли усовершенствованные дизельные приборы. Но что же представляет из себя дизельный двигатель, какие отличительные особенности и виды он имеет? Об этом мы и поговорим детальнее в данном материале.
Дизельный двигатель – это мотор внутреннего сгорания, который работает в режиме самостоятельного воспламенения при контакте со средой. Первый дизель появился на свет еще в 1897 году. Тогда процесс его функционирования зависел от применения на практике большого количества сжатого воздуха. В отличие от своего предшественника современный агрегат представляет собой компактный прибор, оказывающий влияние на многие показатели работы автомобиля. От качества и вида выбранного вами прибора зависит как мощность машины, так и ее потенциальный ресурс.
Виды современных двигателей: HDI, TDI и SDI моторы
Дизельные двигатели классифицируются по нескольким признакам. Для начала разберем, что означает аббревиатура в их названиях:
- Дизельный двигатель HDI – это собственная разработка крупной автомобильной компанией Peugeot, которая была запатентована еще несколько лет назад. Суть данной технологии сводится к минимизации затрат на техническое обслуживание транспортного средства. Владелец такого мотора может не опасаться возникновения неполадок и проверять состояние своего мотора один раз за 25000-35000 километров пробега. Также при наличии двигателя HDI автолюбитель может не беспокоиться о замене ремней ГРМ. Мотор в состоянии работать даже на холостых оборотах. Сегодня двигатели данной марки пользуются небывалым спросом на рынках многих европейских стран.
- Дизельный двигатель TDI – устройство, которое впервые было разработано и внедрено на территории всемирно известного концерна Volkswagen. Двигатель изготовлен с учетом механизма равномерного впрыска и системы турбунаддува. Такие показатели позволяют машине достичь еще большей мощности, имея достаточно высокий коэффициент воздействия. Главной особенностью работы мотора является экологичность и полная чистота выхлопа. Изделия легки в ежедневной эксплуатации: они могут работать в различных климатических условиях.
- Дизельный двигатель SDI считается наиболее экономичным вариантом. Современные системы common rail работают по тому же принципу. Они управляются блоком электронного управления, который открывает каждый инжектор электронно, а не механически. Эта технология была детально разработана общими усилиями компаний Magneti Marelli, Centro Ricerche Fiat и Elasis. После того, как Fiat разработал дизайн и концепцию системы, она была продана немецкой компании Robert Bosch GmbH для разработки массового продукта. Это оказалось большим просчетом Fiat, поскольку новая технология стала очень выгодна, но в то время итальянский концерн не имел финансовых ресурсов для завершения работ. Тем не менее, итальянцы первые применили систему common rail в 1997 году на Alfa Romeo 156 1.9 JTD и только потом она появилась на Mercedes-Benz C 220 CDI
Виды дизельных двигателей: особенности конструкции камеры сгорания
Также дизельный двигатель можно классифицировать в зависимости от того, какую комплектацию имеет камера внутреннего сгорания. К первому типу можно отнести двигатели, которые имеют совместную камеру. В них приятно заливать топливо через небольшой резервуар, расположенный возле поршня. На сегодняшний день они подверглись процессу усовершенствования за счет открытия двухступенчатого впрыска и внедрения электронного управления работой. Сейчас моторы с одной камерой могут функционировать с мощностью в 4500 и более оборотов в одну минуту.
Второй вид включает такое понятие, как вихрекамерные дизельные двигатели. Они встречаются в комплектации легковых авто, а их особенность заключается в наличии разделенной на несколько частей камеры сгорания. В данном случае процесс подачи топлива разнится. Сначала он поступает во вспомогательную камеру, а потом – в цилиндр.
И, наконец, последний вид двигателей – это предкамерные устройства. Их популярность довольно низка из-за наличия форкамеры – прибора, который соединяет цилиндры с каналами.
Виды двигателей: необходимость использования насосов
После разработки первого насоса, работающего на топливе, специалисты ввели в обиход еще одну классификацию. Исходя из нее, дизельный двигатель бывает двух типов: тот, который использует насосный механизм (ТНВД), и тот, который использует аккумуляторный механизм. Первый вид агрегатов работает за счет соединения отдельно взятой секции насоса с одной форсункой. Второй предполагает отсутствие соединения, как такового. В этом случае топливо передается благодаря насосу во встроенный аккумуляторный блок, который затем обеспечивает полную наполняемость форсунок.
Почему из нашей жизни уходят дизельные моторы
На родине дизеля запрещают дизель. Пока еще не совсем — просто муниципалитеты германских городов получили право ограничивать въезд на свою территорию легковых дизельных автомобилей. Мотивировка — содержание оксидов азота в выхлопе моторов, в которых воспламенение смеси происходит от ее сжатия, превышает нормативы Европейского союза. Впрочем, даже если вы пользуетесь своим дизельным автомобилем вне городской черты, налоги, которые придется платить с «кубика», будут в Германии почти в пять раз больше, чем у владельца бензиновой машины. Но лиха беда начало. За что его так и что будет?
Безусловно, благая цель — защита здоровья горожан — фактически означает резкое снижение интереса покупателей к дизелю. Собственно, процесс уже пошел. Спрос на машины, потребляющие солярку, падает. В конструкторских бюро автомобильных фирм работ по усовершенствованию дизельных моторов уже почти не ведется. А ведь еще вчера дизели считались чуть ли не будущим автомобилестроения — в силу своей экономичности и бережного отношения к окружающей среде.
Словом, самое время понять: что это было, как это работало, чего мы лишаемся и стоит ли об этом жалеть.
Что такое дизельный мотор и где его применяли?
Ключевое отличие дизеля от бензинового двигателя — способ воспламенения топливовоздушной смеси.
Немецкий инженер Рудольф Дизель в конце XIX века решил усовершенствовать двигатель внутреннего сгорания и лишить его свечей. Для воспламенения топлива в его моторе использовался нагрев воздуха при его сжатии в цилиндре в 15—20 раз.
Увы, двигатель Дизеля при рабочем объеме 19,6 л развивал лишь 20 лошадиных сил! Эту махину, конечно, трудно было бы использовать на автомобиле. Поэтому первые дизели применялись в промышленности и, в частности, для перекачки нефти. Лицензию на них купили братья Нобель для разработки месторождений в России.
До легковых автомобилей дизель добрался только в середине тридцатых годов. Так, в 1936 году состоялся официальный дебют Mercedes—Benz 260 D. Его 2,6—литровый дизель развивал 45 л. с. — на 10 л. с. меньше, чем бензиновый двигатель модели 230, а сама машина была на 100 кг тяжелее. Но расход был примерно в полтора раза ниже. Правда, стоила дизельная модель почти на тысячу рейхсмарок дороже: для нее необходима сложная топливная аппаратура — солярку надо впрыскивать в цилиндр под большим давлением. А бензин в то время смешивали с воздухом в карбюраторе, который гораздо проще и дешевле. Такие отличия привели к тому, что дизельные автомобили заняли «профессиональную» нишу и в основном использовались как такси или развозные автомобили. Большие ежедневные пробеги помогали быстрее окупить более высокие затраты на приобретение.
Толчок спросу на дизели дал топливный кризис 1973 года — цены на бензин выросли в несколько раз, и даже в богатых США потребители просто сметали из дилерских шоу—румов компактные и экономичные автомобили. В Европе доля дизельных легковых автомобилей, колебавшаяся около 2,5 процента, за пару лет выросла более чем в полтора раза, до 4,1. Французская группа Peugeot почти в одиночестве предлагала дизельные версии для компактных автомобилей, и преуспела в этом. Затем к ней присоединился Volkswagen — выпустил дизельный Golf. Долю в 10 процентов в объемах продаж в Европе дизель преодолел в первой половине восьмидесятых годов. В XXI веке во многих европейских странах доля дизельных превышает половину всех проданных легковых машин.
Работа двухтактного дизеля
Дизельные моторы, как и бензиновые, бывают четырехтактными и двухтактными. В последнем рабочий цикл происходит за один оборот коленвала — то есть два движения поршня, а не четыре. Такой двигатель имеет бо?льшую удельную мощность, чем четырехтактный. Но он более шумный и имеет худшие экологические показатели, так что на легковых автомобилях практически не применяется. Однако устройство и основные принципы работы дизельного мотора лучше видны именно на его двухтактном варианте.
Начинается не с нижней мертвой точки поршня, а с момента, когда он перекрывает окна, через которые входил воздух.
Когда цилиндр оказался в верхней мертвой точке и воздух максимально сжат и поэтому нагрет, впрыскивается топливо. От высокой температуры оно воспламеняется, и давление толкает поршень вниз.
Поршень доходит до продувочных окон, открывается выпускной клапан.
Через открытые продувочные окна подается свежий воздух, давление которого вытесняет отработавшие газы.
Слово «солярка» происходит от немецкого Solaroel, «солнечное масло» — оно желтое по цвету.
Заметно ли было отличие типов двигателя при пользовании автомобилем?
Раньше дизель был более шумный, а низкая литровая мощность означала, что при равном рабочем объеме мотор развивает заметно меньшую мощность и автомобиль едет медленнее. Зато высокий крутящий момент на низких оборотах — типичная черта дизеля — позволял быстрее разгоняться.
Современные электронные системы управления так хорошо работают, что и по поведению машины, и на «на слух» отличить дизельный мотор от бензинового довольно сложно. Разве что взглянуть на тахометр: если там максимальные обороты 4000—5000 — то это дизельный, а если 6000—7000 и выше — то бензиновый.
Достоинства иногда оборачиваются недостатками. Высокая эффективность дизеля в преобразовании энергии топлива в механическое движение означает, что дизель меньше греется. Поэтому дизелям не хватает тепла на отопление салона, и большинство дизельных моделей оснащается дополнительным электрическим нагревателем. Большинство дизельных модификаций дороже своих бензиновых собратьев, в том числе и по этой причине.
Чем солярка отличалась от бензина?
И то и другое — набор углеводородов, выделяемый из нефти. Просто разные фракции.
Изначально в XIX веке процессы переработки нефти были довольно простыми: ее нагревали, а потом собирали выпаривающиеся при разных температурах фракции. Среди них был и бензин, так называемый прямогонный, который начинал испаряться при довольно низких температурах — от 33 до 190 градусов, затем керосин и газойль, а потом другие фракции, в том числе соляровое масло. Таким образом, бензин за счет его легкого испарения получить было довольно просто, и он стал популярным топливом.
Одно из следствий того, что бензин легко испаряется, — его более высокая пожароопасность. Когда в Советскую армию стали поступать дизельные танки Т—34, некоторые инструкторы убеждали бойцов в большей безопасности солярки: они вставляли в ведро с дизтопливом факел — и он гас. Топливо просто не успевало образовать горючую смесь с воздухом.
Главная характеристика дизтоплива — цетановое число. Оно показывает, как быстро топливо начинает воспламеняться после впрыска в горячую камеру сгорания, чем цетановое число выше, тем лучше. По действующим стандартам оно должно быть не менее 45 единиц. У бензина же главный параметр — устойчивость к детонации, то есть способность противостоять взрыву при сжатии. Его определяет октановое число: чем оно выше, тем лучше бензин. Грубо говоря, это характеристика, противоположная цетановому числу. И еще у него хуже смазывающие свойства. Поэтому если залить бензин в дизель и дать ему поработать, то можно довести мотор до полной негодности.
В лютый мороз в солярку можно долить бензин, керосин или моторное масло. Это допускается и даже рекомендуется производителями двигателей. Собственно, аналогичные приемы используются и при изготовлении арктической солярки.
В лютый мороз в солярку можно долить бензин, керосин или моторное масло. Это допускается и даже рекомендуется производителями двигателей. Собственно, аналогичные приемы используются и при изготовлении арктической солярки.
Почему дизель плохо заводился в мороз?
Дизтопливо хуже испаряется, а при низких температурах становится вязким. Однако сезонные проблемы уже давно научились решать с помощью летней, зимней и арктической солярки. В наше время также используются подогреватели топлива, которые растапливают сгустки парафинов в замерзшей солярке. Они устанавливаются на топливопроводы или фильтр тонкой очистки.
В советские времена, когда сезонного топлива не было, баки дизельных машин утепляли и даже подогревали. При отсутствии специального обогрева пользовались и паяльной лампой. В особо холодных регионах машины старались глушить как можно реже. Расход топлива при работе вхолостую все—таки не так страшен, как риск потратить несколько часов на повторный запуск двигателя.
Почему в России дизель не был так популярен?
В советское время выбора не было — покупали то, что производили. А производили более простые и мощные бензиновые двигатели. Даже грузовики и автобусы у нас ездили на бензине. Первый советский дизель «Коджу» («Коба Джугашвили») разрабатывали в тридцатые годы, но дальше испытаний дело не зашло. Хотя автомобиль ЯАЗ с ним расходовал всего 25 кг топлива на 100 км, а его бензиновый аналог почти вдвое больше — 48 кг. Страна могла себе позволить тратить бензин, а вот наладить производство точной топливной аппаратуры оказалось сложнее.
Про «зимние» проблемы дизеля мы уже говорили.
Отчасти репутацию дизельных моторов на территории бывшего Союза испортили иномарки секонд—хенд. В Германии и вообще в Европе их обычно эксплуатировали очень интенсивно, чтобы экономия на топливе была более ощутимой. В итоге при равном возрасте дизельные автомобили имели огромные пробеги и вырабатывали бо?льшую часть своего ресурса по сравнению с бензиновыми. А ремонт обходился значительно дороже.
С распространением дизелей в РФ стала заметной и другая проблема — качество дизтоплива было нестабильным. На некоторых АЗС не успевали вовремя перейти с летней на зимнюю солярку, в итоге топливные магистрали забивались парафином, и двигатель работал плохо. Неприхотливые грузовики это не всегда «замечали», а вот предназначенным для эксплуатации в аккуратной Европе легковые модели могли в буквальном смысле не пережить столкновения с суровой российской реальностью. При этом ремонтировать дизели было некому, а замена ТНВД стоила как половина купленного подержанного автомобиля.
Сейчас ситуация изменилась: хозяева АЗС и производители топлива следят за его качеством и своевременной заменой по сезону. Но стереотипы — штука устойчивая. Поэтому доля дизеля в продажах новых легковых автомобилей у нас держится на уровне 5—7 процентов.
Разобрать, собрать и отрегулировать карбюратор и бензонасос был способен даже старшеклассник, а вот с дизельными форсунками и ТНВД автолюбителям пришлось бы куда сложнее.
Почему дизель считался более экологичным, чем бензин?
Благодаря особенностям процессов сгорания в дизеле его отработавшие газы содержат много меньше угарного газа, CO. Это отражают и экологические нормы: для бензиновых двигателей порог содержания этого ядовитого газа вдвое выше, чем для дизеля. Но из—за тех же органических особенностей дизель выбрасывает больше оксидов азота. Заставив инженеров уменьшить содержание совсем вредного CO, законодатели теперь взялись за другие составляющие отработавших газов. То есть это не дизель стал хуже, это требования к нему стали жестче.
Увы, у любой конструкции и процесса есть пределы для совершенствования. И, похоже, дизель подошел к черте, когда улучшение параметров отработавших газов двигателя возможно только за счет ухудшения его потребительских качеств.
Почему дизель был популярен в Европе?
Главное достоинство дизеля — низкий расход топлива. Правда, дизельная версия часто стоит дороже аналогичной бензиновой. Вот, например, новый BMW X2 xDrive 2.0d обойдется у нас на 110 000 руб. дороже, чем почти не отличающийся от него по всем характеристикам бензиновый xDrive 2.0i. Разница в расходе топлива по смешанному циклу — 1,4 л на 100 км. При цене топлива 40 руб. нужно проехать 296 428 км, чтобы окупить разницу! Современные автомобили имеют расчетный срок службы семь лет или 350 000 км. Так что наш владелец просто не успеет получить заметную прибыль от выбора дизеля.
Но на Западе все обстоит немного иначе. Разница между ценой дизтоплива и бензина куда существеннее, чем у нас, так что окупаемость автомобиля случается при меньшем пробеге. Плюс налоговое законодательство. Дизельные модели выбрасывают меньше углекислого газа при тех же показателях мощности, что бензиновые. А в странах Европы система налогообложения автомобилей основана именно на этих выбросах, поэтому владельцы дизельных машин платили до недавнего времени меньше.