Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Способы торможения на дороге

Способы торможения на дороге

Правильное торможение — один из основных факторов, обеспечивающих безаварийную езду на автомобиле. Торможение способствует исправлению ошибок в определении скорости, дистанции, дорожно-транспортной ситуации, но трудности связанные с торможении часто могут стать и причиной дорожно-транспортного происшествия с тяжелыми последствиями. Выполняя маневр торможения для обеспечения безопасности движения, будьте аккуратны, ведь любая ошибка водителя может спровоцировать снос, занос, вращение и опрокидывание транспортного средства.

Для правильного торможения нужно:

  • использовать максимальное сцепление колес с покрытием дороги,
  • использовать торможение двигателем,
  • уметь сбросить скорость при отказе тормозов,
  • сохранить прямолинейное направление движения

Транспортное средство теряет скорость под действием силы трения, образуемой между поверхностью покрытия и рабочей поверхностью шины. На движущиеся транспортное средство также действует инерция, приложенная в центр массы автомобиля, расположенный над поверхностью дороги. Под действием этой силы передние колеса загружаются, а задние разгружаются. Это видно по тому, как автомобиль «клюёт» при торможении.

Максимальное торможение зависит не от того, как сильно нажимать на педаль тормоза, а от того, какая нагрузка приходится на колесо, и какое сцепление у колеса с дорогой. Чем больше сцепление с дорогой и нагрузка на колесо, тем быстрее произойдет торможение.

Существует три способа торможения:

  • служебное торможение — обычное торможение применяемое повседневно,
  • экстренное торможение — применяется в ситуациях, связанных с отсутствием времени и расстояния для выполнения обычного торможения,
  • аварийное торможение — используется при отказе тормозного механизма автомобиля.

Экстренное торможение можно провести двумя способами — прерывистым и ступенчатым.

Прерывистое торможение: при данном виде торможения нужно чередовать нажатие и полное отпускание педали тормоза. Причина, по которой нужно прекращать работу тормозных механизмов — блокировка колес.

Данный способ нужно применять на дорогах с разными участками покрытия. Например, асфальт и грязь, снег, лед. Отпускать тормоз нужно перед наездом на участок с более скользким покрытием. Эффективность данного способа не всегда достаточна, так как прерывистая работа тормозных механизмов увеличивает длину тормозного пути.

Ступенчатый способ торможения: данный способ отличается от прерывистого тем, что не имеет фазы прекращения тормозного воздействия. Для выполнения такого торможения необходимо ступенчато увеличивать давление на педаль тормоза и время приложения. Первое воздействие на педаль должно быть коротким и не сильным.

Как тормозить на скользкой дороге и не ругать ABS

Торможение — что может быть проще? Основа основ, азы — первое, чему учат в автошколе. Вот только зима из года в год доказывает, что с этим базовым навыком у многих водителей есть проблемы. Причём вне зависимости от возраста и стажа: в глупые аварии попадают и юные фанаты Доминика Торетто, и приверженцы «пенсионерского» стиля езды. Попробуем разобраться, в чём тут дело, и развеем несколько стойких водительских мифов насчёт ABS.

Год назад мы уже писали об основах безопасной зимней езды: борьбе с паникой, осмотрительности и чтении дорожной ситуации, контроле за пассажирами. Но торможение на скользкой дороге вызывает у водителей наибольшие трудности. Потому что на гололёде тормоза работают совсем не так, как вы привыкли и ожидаете.

Один из факторов, существенно влияющих на торможение — система ABS, порождающая множество споров и мифов. «Машина с АБС — как корова на льду!» — все автомобилисты слышали такую фразу от старших товарищей. И, в подтверждение, красочное описание аварии, к которой якобы привела эта система. «Вот без АБС я бы…» Что ж, давайте разберём это «бы».

Как работает система ABS

Антиблокировочная система тормозов (ABS или АБС в русской транскрипции) начала появляться на автомобилях с 70-х годов. В Европе совместно с Bosch её внедрил Mercedes на своём S-классе, в США Chrysler оборудовал системой флагманский Imperial, а в Японии почти одновременно вышли оснащённые ABS Toyota Crown и Nissan President. К началу нулевых ABS обзавелось большинство автомобилей в мире. То есть система далеко не сырая, а её эффективность давно проверена и доказана.

Зачем она понадобилась? При торможении юзом — с блокировкой колёс — машину может выставить боком и даже развернуть, что очень опасно. При этом уровень замедления довольно низкий — колёса превращаются в резиновые «лыжи», скользя по асфальту.

Меняя давление в тормозной системе и не давая колёсам блокироваться, ABS делает торможение более эффективным и предсказуемым. Последнее даже важнее: скользящая юзом машина становится неуправляемой, в то время как ABS даёт возможность стабильно ехать по прямой, оставаясь в своей полосе, и даже обруливать препятствия прямо во время торможения.

На старых машинах без ABS водители имитировали её работу с помощью прерывистого торможения, отпуская педаль в момент, когда чувствовали блокировку колёс. Но даже самый опытный в мире водитель не сравнится с ABS в эффективности, ведь она умеет распускать колёса отдельно друг от друга — для этого человеку нужны четыре педали тормоза и четыре ноги.

Откуда же берутся противники ABS? Как правило, это водители с негативным личным опытом, сделавшие из него неправильные выводы. Представьте: вы переборщили со скоростью на скользкой дороге, нажали на тормоз, а ожидаемого замедления нет — есть только беспомощный стрёкот ABS и приближающийся задний бампер чьей-то машины. В такой момент действительно кажется, что ABS не даёт машине затормозить, предательски вибрируя педалью. Но это иллюзия: автомобиль замедляется ровно так, как позволяет дорожное покрытие — с заблокированными колёсами было бы так же или хуже.

«АБС на льду — зло», — делает вывод автор ролика.

У невозможности вовремя остановить автомобиль всегда одна причина — ошибка водителя при оценке дорожной обстановки и выборе скорости. Нужно понимать, что ABS — не волшебная палочка, а лишь инструмент, который позволяет сохранить управление машиной при торможении «в пол» и даёт шанс водителю исправить свою ошибку.

Торможение на снегу: с ABS и без ABS

Почему про ABS все вспоминают именно зимой? Потому что летом система редко себя проявляет — как правило, сцепления с дорогой хватает, чтобы колёса не блокировались и ABS не вступала в работу. Всё меняется с первым снегом.

Адепты торможения с блокировкой колёс (юзом) приводят несколько доводов против работы ABS на снегу. Например: распуская колёса, система не даёт им нагребать перед собой валики снега, помогающие остановиться. Также при резком торможении без ABS есть шанс прочертить снег до грунта, зацепившись за него. И действительно, в глубоком и рыхлом снегу такой эффект «плуга» есть. Но актуально это разве что при гонках по заснеженному полю. На городских дорогах мы имеем дело с совсем другими условиями: скользким снежным накатом, небольшим количеством рыхлого снега и ледяной коркой под ним. А ещё — с плотным трафиком, в котором тормозить юзом с риском заноса совсем небезопасно.

Торможение на снегу наглядно демонстрирует Марат Салахутдинов — опытный раллист и преподаватель контраварийной подготовки. Сперва автомобиль тормозит с ABS, затем с отключенной системой, а в третий раз — прерывистым способом старой школы. Уловки не срабатывают: наиболее эффективным остаётся торможение с помощью ABS.

Торможение на льду: с ABS и без ABS

Торможение на льду дарит бурю эмоций — автомобиль может проехать десятки метров, почти не сбавляя скорость. А случившиеся под стрёкот АБС аварии вызывают у водителей праведный гнев и желание вытащить предохранитель ABS, «оптимизировав» машину. Почему виноватой оказывается именно антиблокировочная система, а не, например, плохие зимние шины, нечищеные дороги или собственные неверные действия — загадка.

Читать еще:  Атмосферные двигатели бмв характеристики

Между тем, прямое сравнение торможения с ABS и юзом в одинаковых условиях даёт чёткий ответ, почему автопроизводители делают эту систему неотключаемой. На льду ситуация для машины без ABS ещё сложнее, чем на снегу: цепляться почти не за что (особенно на фрикционных шинах), снег перед собой тоже не нагрести. В итоге автомобиль с отключенной ABS останавливается намного позже.

Торможение на разном типе покрытий

Несомненное преимущество ABS — сохранение прямолинейного движения машины даже при разном покрытии под левыми и правыми колёсами. Плохо почищенный от снега край дороги — обычная зимняя ситуация. Когда под правыми колёсами снег или лёд, а под левыми асфальт, их сцепление с дорогой отличается в разы. При экстренном торможении юзом, без ABS, автомобиль в такой ситуации неизбежно развернёт, и вы, скорее всего, окажетесь в кювете. ABS же позволяет тормозить и двигаться прямо, без экстрима.

Конечно, интенсивность торможения будет определяться колёсами с худшим сцеплением — останавливаться вы будете долго. Поэтому таких ситуаций стоит избегать: старайтесь тормозить на однородном покрытии, держась подальше от льда.

Почему нельзя самостоятельно отключать ABS

Но допустим, мы вас не убедили, и вам очень хочется ездить по старинке: тормозить прерывисто, а если нужно — юзом. Долой предохранитель ABS до весны? Не спешите.

Искусственно вызвать ошибку системы ABS, вытащив предохранитель или разомкнув цепь одного из датчиков — распространённый способ отключить её. Но сделав это, вы лишь превратите свой автомобиль в неисправный, а не в автомобиль без ABS.

Водители, ездившие на старых автомобилях, где АБС не было с завода, помнят о детали под названием «колдун» — распределитель тормозных усилий. Этот механический регулятор давления тормозов не давал задней оси заблокироваться раньше передней, препятствуя резкому и опасному срыву машины в занос. На современных автомобилях «колдуна» нет — распределение тормозных усилий осуществляет гидроблок ABS. А если система неисправна, то должным образом не работает и распределение. Ездить с горящей ошибкой ABS опаснее, чем вы думаете — при экстренном торможении машина может неожиданно сорваться в занос или уйти на встречную полосу.

Резюме: на современном автомобиле, оснащённом исправной системой ABS, экстренно тормозить нужно только «в пол», не пытаясь отпускать педаль на грани срабатывания системы. Технику прерывистых торможений оставьте профессиональным раллистам — на обычных дорогах она давно не актуальна. Отремонтируйте ABS, если она неисправна на вашей машине, и никогда не задумывайтесь о её самостоятельном отключении.

Особенности торможения с АБС

ABS, безусловно, не зло, и вреда от неё нет, как и всемирного заговора автопроизводителей. Но есть особенности, о которых водителям стоит знать. Перечислим их.

  • Начать стоит с тактильно-шумовых эффектов: во время работы система создаёт чувствительные удары по педали тормоза, сопровождающиеся характерным хрустом или стрёкотом из-под капота. Водителей-новичков это может испугать — всё было тихо-спокойно, и тут вдруг такое. Не переживайте, это штатная работа ABS.
  • Более неприятный сюрприз — отключение системы на малой скорости (от 0 до 5–20 км/ч, в зависимости от модели автомобиля). Привыкнув, что колёса не блокируются, при маневрировании в обледенелом дворе можно весьма удивиться, что машина вдруг пошла юзом. Будьте готовы к этому.
  • ABS чувствительна к размерности шин и давлению в них — при большой разнице может возникнуть ошибка системы. Например, при установке запаски-докатки.
  • Как и любая система автомобиля, ABS иногда ломается. Чаще всего виноваты датчики или их проводка — ремонт не занимает много времени. Но иногда случаются и более серьёзные поломки.
  • Самой неприятной проблемой являются сбои в работе ABS на неровностях дороги — на гребёнке или при попадании в яму. В момент отскока колеса оно блокируется, что приводит к неожиданному для водителя срабатыванию АБС. В момент такого сбоя нужно на мгновение полностью отпустить педаль тормоза и нажать её вновь — система придёт в норму.

Торможение двигателем

Экстренное торможение и срабатывание ABS — ситуация сама по себе неприятная, до которой лучше не доводить. Чтобы реже слышать стрёкот АБС зимой, замедляйте машину заранее с помощью торможения двигателем.

Торможение двигателем — эффективный контраварийный приём, актуальный на затяжных спусках и скользких участках дороги. Выбирая в трансмиссии более низкую передачу и повышая таким образом обороты мотора, водитель физически (передаточным числом) ограничивает скорость, до которой автомобиль может разогнаться. Это резко снижает риск заноса — машина едет стабильнее и безопаснее.

Торможение двигателем доступно на любых трансмиссиях: механических, классических АКПП, вариаторах — достаточно перевести селектор на одну-две ступени ниже. Даже гибриды эффективно тормозят двигателем, особенно в режиме принудительной зарядки батареи. Используйте этот приём на опасных участках дороги.

Торможение в повороте

А вот торможение (классическое, с помощью педали) в повороте, особенно на скользкой дороге — пример плохой водительской подготовки и недостаточного опыта. С зажатым в повороте тормозом может быстро развиться снос передней оси или занос задней, причём задолго до блокировки колёс — ABS здесь никак не поможет.

После каждого снегопада в Youtube появляются ролики, где можно услышать вскрики, обращённые к водителю: «Отпусти тормоз!» Но тормоз обычно не отпускают — психологически это трудно, когда машина скользит по льду. В итоге очередная машина становится жертвой Дня жестянщика.

Правильная техника торможения на скользкой дороге — заранее, до поворота, что требует от водителя правильно оценить нужную скорость. Сам поворот проходится под небольшим газом — в этом случае машина ведёт себя предсказуемо, не пытаясь соскользнуть с намеченной траектории. Этот принцип работает как на малых, так и на больших скоростях.

Зима — идеальное время для повышения водительского мастерства. Тренируйтесь, проверяйте теорию на практике и анализируйте отклик машины на ваши действия — так вы повысите шансы на безаварийную зиму.

Как тормозить на механике — несколько вариантов

В автомобилях с механической коробкой передач передача крутящего момента от двигателя к ведущим колесам полностью подконтрольна водителю. По статистике больше половины продаваемых сегодня автомобилей оснащены именно автоматической коробкой, а управление механикой постепенно становится особенностью этого вида трансмиссии.

Одним из основных разделов управления автомобилем, которое следует изучить для безопасного вождения, является торможение. В этой статье мы расскажем, как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач, но для начала рассмотрим несколько видов торможений.

Основные виды торможения

По сути, все виды снижения скорости на машине можно разделить на два основных, а именно:

  • Штатное торможение;
  • Экстренное торможение.

Давайте разберем эти два вида более детально.

Штатное торможение

Под штатным торможением, как правило, понимают снижение скорости авто в обычных дорожных условиях. Когда необходимо просто остановиться в определенном месте, без появления каких либо неожиданных опасностей, которые заставили вас прибегнуть к резкому торможению. Ниже мы приведем два основных способа штатного торможения.

Торможение двигателем

Чаще всего тормозят двигателем задолго до места остановки на ровной, скользкой или мокрой дороге. Предположим, вы двигаетесь по улице, впереди загорается красный, желтый или начал мигать зеленый сигнал светофора, или показалось место планируемой остановки. То для того, чтобы медленно снизить скорость, необходимо просто плавно отпустить педаль газа, не выжимая сцепление. Таким образом, вы будете продолжать двигаться на включенной передаче, постепенно снижая скорость движения.

Читать еще:  Двигатель abc как расшифровка

Торможение происходит в первую очередь за счет того, что двигатель перестает создавать крутящий момент, и начинает препятствовать вращению колес. Поэтому этот режим движения и стал называться — торможение двигателем, так как автомобиль при этом постепенно замедляется.

При движении, например на четвертой передаче, когда стрелка тахометра соответствуют оборотам холостого хода, а скорость приблизительно составляет около 40 км/ч (на третьей передаче примерно 30) выжимаем сцепление, переводим рычаг коробки передач в нейтральное положение и плавно останавливаем машину тормозами.

Хотя существует и второй вариант торможения двигателем, при котором по мере снижения скорости автомобиля с повышенных передач необходимо переключаться на пониженные, не доводя обороты двигателя до холостых. Таким образом, можно уменьшить скорость автомобиля еще быстрее и остановить машину практически без использования педали тормоза.

Но это требует от водителя больших усилий и много практики, чтобы переключения были плавными и без резких толчков, которые не лучшим образом сказываются на состоянии самого автомобиля. При этом не допускается переключения больше чем на две передачи в низ.

Также необходимо отметить, что торможение двигателем позволяет не только замедлить скорость, но и сэкономить на горючем. Так как в машинах с карбюраторным мотором при торможении двигателем приводится в действие система ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода), перекрывающая подачу бензина.

В дизельных же или инжекторных системах блокируется открытие форсунок, через которые топливо поступает во впускной тракт или непосредственно в цилиндры.

Комбинированное снижение скорости

Как вы, скорее всего уже поняли по названию, совмещение торможения двигателем с использованием педали тормоза — это и есть комбинированное торможение. Данный тип изменения движения позволяет автомобилю останавливаться еще быстрее и более безопасно, чем при использовании педали тормоза и выжатом сцеплении. Так как включенная передача не позволит колесам автомобиля застопориться во время торможения, что позволит сохранить управление над машиной в сложной ситуации.

Чаще всего применяют такое торможение на ровной дороге вблизи препятствия. Ситуация отличается от описанной выше меньшим расстоянием до места остановки или препятствия. То есть замедление автомобиля должно произойти на меньшей дистанции. Поэтому для безопасного торможения необходимо выполнить следующие действия:

  • Точно так же, как и в предыдущем варианте плавно отпустить педаль газа, не выжимая сцепления.
  • Но, в отличие от предыдущего случая, отпустив газ, сразу же помогаем двигателю подтормаживать педалью тормоза.
  • На оборотах холостого хода выжимаем сцепление, переводим рычаг коробки в нейтральное положение и окончательно останавливаем автомобиль.

При отпущенной педали газа и включенной передаче перекрывается подача топлива, автомобиль переходит в режим торможения двигателем. Но теперь одновременно происходит торможение и двигателем, и тормозом. Поэтому путь до полной остановки будет значительно короче, чем в первом случае.

Экстренное торможение

Следующий вид торможения называется экстренным. К нему прибегают только при неожиданно возникшем препятствии, чтобы остановиться как можно скорее. Такое торможение, как правило, сопровождается сильным визгом автомобильных шин. А главное отличие экстренного торможения — в невозможности предвидеть место остановки транспортного средства.

В случае экстренного торможения педаль тормоза, как правило, нажимается максимально сильно и колеса естественно блокируются. После чего по законам физики следует бесконтрольное скольжение машины по прямой. Кроме всего прочего автомобиль в данный момент становится полностью неуправляемым. Что делает невозможным изменить его направление движения.

Конечно, назвать такое торможение безопасным и эффективным просто нельзя. Поскольку самое эффективное торможение – это торможение на грани скольжения. Когда колеса автомобиля при снижении скорости движения не блокируются, а сохраняют прочную связь с дорожным покрытием. Поэтому задаваясь вопросом, как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач, этот момент следует усвоить в первую очередь.

При экстренном снижении скорости ваша задача состоит в том, чтобы остановиться как можно скорее. А для этого следует научиться правильно работать с педалью тормоза, чтобы не допускать скольжения колес во время торможения. Но чтобы это сделать, необходимо научиться чувствовать автомобиль, а для этого требуется немало времени и много практики экстремального вождения.

В свою очередь существуют специальные способы торможения, которые позволяют остановить машину более эффективно. Одним из них является способ торможения, который еще называют прерывистым, суть его в следующем:

  • При возникновении опасности столкновения с максимальной силой нажимается педаль тормоза.
  • В момент появления, так называемого визга, когда происходит блокировка колес, необходимо на мгновение слегка приотпустить педаль тормоза.
  • Когда визг пропадает, следует повторное нажатие на тормоз с той же силой.

Все эти действия необходимо повторять до тех пора, пока машина полностью не остановится. При этом тормозить необходимо при включенной передаче и отпущенном сцеплении, так как тормозной путь при этом становится значительно короче.

На малой скорости движения можно выжать сцепление, чтобы не заглохнуть. Конечно, это лучше делать при условии, что вы сумеете остановиться до препятствия. В противном случае этого лучше не делать, просто тормозите. Двигатель, снизивший обороты ниже холостых естественно заглохнет, но в данной ситуации это вторично. Главное при этом остановиться до препятствия.

Как тормозить при наличии системы АБС?

Если ваша машина оборудована антиблокировочной системой тормозов – АБС, то ваша задача облегчается отсутствием надобности реагировать на блокировку колес. Отпадет необходимость в периодическом нажатии на педаль тормоза для более эффективного торможения. Так как система АБС сделает это все за вас сама.

При наличии этой системы колеса не заблокируются, а автомобиль сохраняет управляемость даже на скользком покрытии. Все что от вас требуется – это изо всех сил надавить на педаль тормоза и выжать сцепление. При этом педаль тормоза начнет создавать соответствующее биение, что говорит о работоспособности данной системы. А нажатие на сцепление поможет избежать последствий в ситуации, когда после резкой остановки необходимо будет быстро отъехать.

Но никогда никакие самые современные системы не сделают торможение на льду равным торможению на асфальте. Будьте осторожны, не превышайте предельно допустимую скорость, особенно на мягком или скользком покрытии. Так как тормозной путь при наличии данной системы может даже длиннее, при сравнении с такой же машиной без АБС.

Как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач?

Как известно, в каждой ситуации на дороге действовать следует по-разному. Это же касается и торможения. Ниже мы приведем несколько примеров, в которых расскажем, что можно или нельзя делать в той или иной ситуации.

Как тормозить с МКПП в повороте?

Вообще-то в повороте тормозить не надо. Скорость следует снижать до поворота. Но если такая необходимость все же возникла, запомните несколько правил:

  • Категорически не допускается резкое нажатие на педаль тормоза в повороте.
  • Не выжимайте сцепление, проходить поворот необходимо при включенной передаче.

С заблокированными колесами машина может сорваться с траектории. Поэтому надо тормозить так, чтобы колеса сохраняли вращение. Включенная передача придает машине дополнительную устойчивость.

Торможение с механической коробкой передач на спуске

Следующая особенность вождения автомобиля с МКПП — это торможение на спуске. Главное правило при этом не разъединять двигатель и трансмиссию. То есть сцепление не выжимать, коробку в «нейтраль» не переводить, тормозить только двигателем. Тормозами следует только периодически кратковременно подтормаживать автомобиль, если скорость превышает безопасную.

Читать еще:  Что такое напыление деталей двигателя

Дело в том, что при длительном затяжном торможении, например при спуске с крутой горы, тормоза могут перегреться и отказать. Поэтому тормозить с горки следует только двигателем, чтобы не подвергать тормозные колодки сильным нагрузкам.

Запомните одно простое правило: чтобы мотор эффективно сбавлял скорость при спуске с крутого холма, двигаться следует на той передаче, на которой вы бы поднимались по этой же дороге в гору.

Как правильно тормозить на скользкой дороге?

Основное правило на скользкой дороге – это не допускать блокировку колес. Пока колеса крутятся, автомобиль управляем, можно при необходимости аккуратно изменить направление движения и объехать препятствие. С заблокированными колесами машина перестанет слушаться руля, и траектория движения станет непредсказуемой.

При торможении необходимо стараться удерживать колеса на грани пробуксовки. Это можно сделать периодическим нажатием и отпусканием педали тормоза. А проделывается это при включенной передаче. Так как автомобиль, лишенный крутящего момента на ведущих колесах может неожиданно сорваться в занос, справиться с которым без специальных навыков будет сложно.

Способы торможения автомобиля: в штатном режиме, при отказе тормозов

Наиболее сложным для освоения автомобильным маневром остается торможение. Для эффективного и безопасного управления автомобилем любой водитель, независимо от наличия водительского опыта, должен обладать всеми необходимыми знаниями и навыками, которые позволят правильно применять различные способы торможения автомобиля.

Виды торможения автомобиля

Говоря о торможении, различают 6 основных видов:

  • Частичное торможение. Такой вид торможения предполагает постепенное снижение скорости, без полной остановки ТС.
  • Полное торможение. Торможение данного вида аналогично предыдущему, с одной лишь разницей, снижение скорости происходит вплоть до остановки ТС.
  • Стояночное торможение. В данном случае происходит полная фиксация автомобиля в одном положении при помощи ручника (ручного тормоза). Например, если требуется временно оставить автомобиль на парковке, у вокзала, близ магазина, у обочины и т.д.
  • Аварийное торможение. Такой вид торможения используется только в экстренных случаях, когда не срабатывают основные системы регулировки скорости движения. Например, при неисправностях тормозной системы или при наличии других повреждений. В таком случае для торможения можно использовать отдельные элементы конструкции автомобиля – обшивку дверей, крылья, мягкие части кузова, которые уменьшат силу удара при возможном столкновении.
  • Служебное торможение. Такой вид торможения может применяться в любых штатных условиях вождения, с частичной или полной остановкой ТС. При служебном торможении процесс снижения скорости происходит полностью под контролем водителя, с учетом способа торможения и безопасности всех пассажиров.
  • Экстренное торможение. Такой вид применяется только в экстренных ситуациях с целью предотвращения возможных ДТП. Основная цель экстренного торможения – максимально быстро и безопасно снизить скорость с учетом воздействия внешних факторов.

Способы торможения автомобиля

Что касается способов торможения, то наиболее эффективными из них являются:

  • торможение двигателем и КПП;
  • торможение двигателем с усилием;
  • импульсивное торможение;
  • ступенчатое торможение (с пониженным или повышенным усилием).

Торможение двигателем

Наиболее эффективный и простой способ при спокойной езде – торможение двигателем и КПП. Данный способ предполагает включение пониженной передачи для снижения оборотов двигателя и уменьшения скорости передвижения. Актуально для автомобилей с механической коробкой передач.

Торможение двигателем начинается сразу же, как только отпускается педаль газа за счет того, что уменьшается подача топлива в двигатель, вследствие чего снижается тяга, которая передается на колеса через коробку передач.

Если тормозного усилия недостаточно, то начинаем переключаться на более низки передачи. С пятой на четвертую, с четвертой на третью и так далее. При этом важно помнить, чем ниже передача, тем сильнее тормозное усилие.

Как это происходит технически? Отпуская педаль газа, сцепление остается на включенной передаче. После отпускания тормозной педали, выжимается сцепление и включается более низкая передача, подходящая режиму движения. Затем плавно отпускаем педаль сцепления.

Торможение двигателем можно применять в любых дорожных ситуациях, но особенно полезно помнить о такой возможности при прохождении спусков и при плохих погодных условиях, когда сцепление автомобильных шин с поверхностью дорожного полотна ослабевает.

Немного о прохождении затяжных спусков. Многие автолюбители не знают, что если долго жать на педаль тормоза, постоянно притормаживая, то тормоза (диски и колодки) перегреваются, и эффективность торможения сильно падает, да и если на них вода попадет в таком состоянии, то и сломаться могут.

Чтобы этого не происходило, необходимо грамотно подобрать передачу (при отпускании педалей и газа, и тормоза автомобиль не должен разгоняться), соответствующую крутизне склона (чем круче склон, тем ниже передача) и двигаться, притормаживая двигателем, и работая только педалью газа, не трогая педаль тормоза. Чтобы ускориться жмем на газ, чтобы притормозить, отпускаем педаль газа.

Торможение двигателем с усилием

Данный способ торможения применяется в некоторых экстренных ситуациях, например, при несрабатывании основной тормозной системы автомобиля. В этом случае можно с пятой переключиться сразу на вторую или даже первую, НО!

Низкая передача, которая не соответствует заданной скорости, способна привести к ускоренному замедлению движения ТС, однако при этом возникает довольно большая нагрузка на двигатель и КПП, что в некоторых случаях может вывести механизм из строя, что, впрочем, в экстренной ситуации не столь важно. Между собственной жизнью и двигателем, каждый выберет первое, надо полагать.

Импульсное торможение

Импульсное или прерывистое торможение применяется для уменьшения скорости движущегося автомобиля с помощью тормозной системы. Реализуется путем выжимания педали тормоза до упора с кратковременным отпусканием тормозов. Актуально для автомобилей, которые не оборудованы системой ABS.

При этом частота и продолжительность нажатий может отличаться в зависимости от ситуации. Первоначальное тормозное усилие не должно быть слишком интенсивным, чтобы избежать возможной блокировки ведущих колес, но должно быть на грани блокировки.

Затем следует кратковременное неполное ослабление усилия торможения и снова торможение на грани блокировки и так до полной остановки или до достижения требуемой скорости движения.

Данный способ торможения чаще всего используется водителями одновременно с торможением двигателем.

На автомобилях, оборудованных системой ABS, импульсное торможение осуществляется автоматически. Водителю достаточно нажать на педаль тормоза до упора и удерживать ее в нажатом состоянии. ABS не даст колесам заблокироваться, периодически ослабляя тормозное усилие. При этом водитель будет чувствовать вибрацию на педали тормоза, что и означает срабатывание антиблокировочной системы тормозов.

Ступенчатое торможение (с пониженным или повышенным усилием)

Это, по сути, тот вид работы педалью тормоза, которым пользуются все водители.

  • С повышением усилия. Такое торможение используется во время езды при плохих погодных условиях. При таком варианте увеличивается усилие и продолжительность воздействия на тормозную педаль. Таким образом, водитель как бы сканирует качество дорожного полотна, проверяя свой автомобиль на способность совершать нужные маневры.
  • С понижением усилия. Этот вариант используется в тех случаях, когда сцепление шин с дорожным полотном достаточно хорошее, что позволяет управлять ТС на высоких скоростях. В данном случае чтобы затормозить, первый раз тормозную педаль выжимают до упора и задерживают на некоторое время. Это позволит максимально быстро снизить скорость движения. Следующие нажатия должны быть быстрыми и непродолжительными, которые позволят контролировать степень торможения ТС.

Про способы торможения можно рассказать еще очень много, особенно про то, какой вид торможения, в какой ситуации можно использовать и когда это делать предпочтительно. Поэтому предлагаем вам посмотреть пару видеороликов с Youtube из которых вы сможете почерпнуть дополнительные сведения:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector