Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Блок цилиндров: расточка или; хонингование

Блок цилиндров: расточка или хонингование?

АЛЕКСАНДР ХРУЛЕВ, кандидат технических наук
ДМИТРИЙ ДАНЬШОВ

Вопрос, который мы вынесли в название статьи, может показаться читателю, по меньшей мере, странным. Поскольку хорошо известно, что изношенные цилиндры блока принято сначала растачивать, а затем хонинговать в увеличенный (ремонтный) размер, тем самым обеспечивая восстановление геометрии каждого цилиндра и зазора между ним и поршнем.

Между тем наш вопрос вполне закономерен. Почему, спросите? Попробуем объяснить.

Прежде чем погрузиться в «дебри» ремонтных технологий, ответим еще на один простой вопрос, являющийся ключевым: зачем вообще нужно растачивать и хонинговать цилиндры, какова цель всех этих операций? Другими словами.

Зачем растачивать цилиндры?

В принципе, ответ ясен — цилиндры ремонтируют, если они изношены. Правда, величина и характер износа могут быть весьма различными, и не всегда блок цилиндров даже долго «ходившего» мотора требует ремонта.

Обычно предельную величину износа цилиндров определяют по двум параметрам: износу в зоне остановки верхнего поршневого кольца в ВМТ и эллипсности зеркала, возникающей в зоне контакта стенки цилиндра с юбкой поршня. Первый параметр оценивается критической величиной около 0,05 мм, второй — около 0,03 мм. Если состояние цилиндра хуже, то из-за износа в верхней части (характерной «ступеньки» на стенке цилиндра) нарушаются условия работы поршневых колец, появляется их вибрация и не исключены удары о край «ступени», в результате чего износ колец и их канавок на поршне резко ускоряется. Эллипсность нарушает плотность прилегания колец к цилиндру и увеличивает зазор между поршнем и цилиндром. Вместе оба фактора приведут к прорыву газов в картер, снижению компрессии и возрастанию расхода масла, даже если в двигатель установить новые поршни и кольца. Правда, после такого «косметического» ремонта указанные параметры иногда приходят в «норму», но ненадолго — тысяч на 20 километров пробега.

Получается, что у изношенных цилиндров имеются недопустимые искажения в их геометрии, что требует ее восстановления до исходного состояния, то есть необходимо отремонтировать блок. Однако здесь и возникают проблемы, поскольку еще не совсем ясно.

Что нужно восстанавливать в цилиндре?

Грубо говоря, все геометрические характеристики блока цилиндров можно разделить на параметры «макро» и «микро». Макрогеометрия — это, очевидно, размеры, форма и взаимное расположение ремонтируемых и других (в том числе базовых, т.е. используемых для точной установки блока в станке) поверхностей. Проще всего восстановить размеры, а именно зазор между поршнем и цилиндром. Для этого достаточно увеличить диаметр цилиндра (к примеру, расточить) в соответствии с размером ремонтного поршня. Среднее значение рабочего зазора у большинства двигателей 0,0,05 мм — это та величина, на которую диаметр цилиндра превышает размер поршня, измеренный по юбке перпендикулярно оси отверстия поршневого пальца.

Несколько хуже обстоит дело с формой отремонтированной поверхности. Необходимо добиться (а это не так просто), чтобы эллипсность и конусность цилиндра не превышали 0,01 мм, иначе в цилиндре не получится стабильного рабочего зазора и хорошего прилегания поршневых колец.

В большинстве случаев при расточке блоков этим и ограничиваются малоопытные мастера, забывая о таких значимых параметрах, как взаимное расположение поверхностей. Речь идет прежде всего о перпендикулярности осей цилиндра и коленчатого вала — именно этот параметр во многом определяет не только ресурс двигателя в целом, но и некоторые более «второстепенные» характеристики, к примеру, шумность работы.

«Микрогеометрия» — это микропрофиль зеркала цилиндров. От того, какой получилась поверхность после ремонта, зависит трение и износ деталей, в первую очередь, поршневых колец. Для этого микропрофиль поверхности должен удовлетворять противоречивым требованиям — быть гладким, но одновременно и шероховатым, чтобы удерживать масло. Кроме того, необходимо, чтобы трущиеся детали имели минимальное время приработки.

Всем этим требованиям, как известно, лучше всего соответствует поверхность, имеющая впадины (риски) так называемой основной шероховатости глубиной до 0,0,010 мм и сглаженные (плоские) вершины — опорные поверхности. Такая поверхность формируется в процессе плосковершинного хонингования, о котором речь пойдет ниже.

Итак, искомые геометрические характеристики цилиндров определены. Дело за малым — обеспечить все это на практике.

Как растачивают блоки?

Вначале небольшое замечание. Как мы показали выше, количество параметров, контролируемых при ремонте блока цилиндров весьма велико, а их значения могут меняться на разных стадиях механической обработки. Очевидно, что добиться высокого качества ремонта можно, только грамотно выстроив всю последовательность операций механической обработки и непременно контролируя геометрию блока на каждой стадии. Поэтому будет ошибкой рассматривать поступивший в ремонт блок цилиндров как некую деталь, требующую ремонта. Это упрощенный подход, при котором весьма проблематично получить положительный результат. Мы советуем рассматривать ремонтируемый блок только как заготовку, которой предстоит пройти долгий путь, прежде чем она станет деталью.

Очевидно, превращение заготовки в деталь достигается не по мановению волшебной палочки — необходимо несколько условий: соответствующее оборудование, хороший инструмент и правильная технология. Сюда мы бы обязательно добавили и грамотного специалиста-ремонтника, без которого трудно рассчитывать на успех.

Итак, обратимся к практике ремонта блоков цилиндров. Здесь многое определяется оборудованием. Как известно, станки, используемые для ремонта блоков недоступны большинству широкопрофильных СТО по причине высокой стоимости. Такой станок необходимо окупить, для чего нужна его загрузка соответствующими работами. В результате ремонт блоков обычно осуществляется в специализированных мастерских и технических центрах, располагающих этим оборудованием.

Читать еще:  Slrr как крутить двигатели

А какое оборудование здесь используется? Без сомнения, самым популярным в последние годы становится хонинговальный станок CV616 американской фирмы Sunnen. Его преимущества перед аналогами, в том числе отечественными, очевидны — высокая производительность, надежность, точность, простота управления, наличие автоматики. В результате блок цилиндров цилиндрового двигателя может быть отремонтирован в течение 30 минут, и это при съеме металла с цилиндров до 0,5 мм на диаметр!

Добиться такой производительности позволяет конструкция станка, в частности, автоматическая подача абразивных брусков «на разжим» по мере снятия металла со стенок цилиндра.

То есть станок смело и прямо, без расточки, хонингует цилиндры в нужный размер. Быстро, удобно, выгодно — традиционная расточка уже не нужна, станок сам прекрасно выправляет геометрию самого изношенного и «кривого» цилиндра. Лишь в самом конце достаточно заменить бруски на хонинговальной головке на более мелкозернистые или на специальные абразивные «щетки», чтобы получить требуемую плосковершинную поверхность цилиндра. В результате имеем «то, что просили» — эллипсность и конусность цилиндра не более 0,01 мм и прекрасный микропрофиль поверхности, — что еще надо для «полного счастья» ремонтника-моториста?

К сожалению, картина не всегда оказывается такой радужной. Только выясняется это много позже, этак через 50 тысяч километров пробега отремонтированного двигателя. Заметили, что двигатель стал шумноват? Да и «маслицо подъедает»? Нет, быть не может, ведь все сделали хорошо. Хотя. Правильно, внимательный читатель, наверное, обратил внимание на то, что в описании преимуществ американского станка мы ничего не сказали о взаимном расположении поверхностей на отремонтированном блоке цилиндров. А в этом, как оказывается, и «зарыта собака».

Когда лучшее — враг хорошего

Давайте посмотрим, что же происходит при «прямом», без расточки, хонинговании цилиндров? Вначале бруски, опираясь на наименее изношенные участки цилиндра, постепенно выравнивают поверхность, убирая все «эллипсы» и «конусы». Цилиндр становится геометрически правильным, за исключением, может быть, следа от «ступеньки» в верхней части. Затем, по мере дальнейшего хонингования исчезает и она, а далее, после съема еще нескольких десятых или сотых долей миллиметра, искомый ремонтный размер цилиндра будет достигнут.

А где же так называемая «база» — поверхность, относительно которой растачивается цилиндр? Быть может, это нижняя плоскость блока? Или верхняя? Или постели подшипников коленвала? Ведь именно этим поверхностям должны быть перпендикулярны цилиндры.

Нет, базой при прямой хонинговке служит сама поверхность цилиндра. Только заметим — изношенного. И чем неравномернее износ (а такое наблюдается, и нередко), тем сильнее будет перекошена ось цилиндра. Кроме того, чем больше съем металла, тем сильнее может «уехать» ось цилиндра в результате воздействия разного рода случайных факторов. По нашему мнению, этот перекос легко может превысить 0,0.2 мм на миллиметр съема, достигнув величин более чем критических.

Еще хуже обстоит дело с блоками цилиндров отечественных автомобилей. Как мы уже отмечали ранее (см. № 1/2000), эти блоки не проходят операцию так называемого «старения» в необходимой степени. Вследствие этого со временем блоки «разъезжаются» — у них перекашиваются цилиндры и постели подшипников коленвала. Кроме того, цилиндры могут вообще быть «кривыми» от рождения. Очевидно, что при прямой хонинговке цилиндров не будет происходить исправления геометрии блока, — как был он «кривым», так им и останется, хорошо, если хуже не станет.

Возможно, мы слишком сгустили краски. Тем более что точно измерить перекос оси цилиндра на уже готовом блоке очень сложно — необходимо изготовить специальное измерительное приспособление или иметь соответствующий прибор. Но даже если провести измерения, толку будет мало — повлиять на технологию прямого хонингования в ту или другую сторону нельзя.

Что же делать? Да, в общем, ничего особенного: раз технология дает (или может дать) сбой, надо просто ее изменить. А что менять? Тоже понятно: перед хонинговкой надо цилиндры растачивать — так, как это делали и 10, и 40 лет назад.

Расточка блока цилиндров, безусловно, процесс не быстрый: выверка положения блока на расточном станке и расточка с малой подачей, чтобы качество поверхности было хорошим, требуют времени. Однако это гарантирует, что все цилиндры с точностью до 0,01 мм (по длине цилиндра), параллельны друг другу и одновременно перпендикулярны базе — плоскости (верхней или нижней) или, что лучше для «кривых» отечественных блоков, постелям коленвала.

При расточки цилиндров обязательно оставляется припуск около 0,0,15 мм на хонингование. Именно эта величина гарантирует, что будет удален весь дефектный слой металла, оставшийся после растачивания. Одновременно такой малый припуск не позволит перекосить оси цилиндров во время хонингования.

А теперь давайте посчитаем. «Правильная» технология расточки блока цилиндров получается долгой в любом случае, поскольку предварительное растачивание обязательно. А время — это деньги: более длительная работа дороже. Сэкономить время удается лишь на хонинговке, правда, если использовать уже упомянутый американский станок, то, по сравнению с довольно неуклюжими отечественными хонинговальными станками, экономия общего времени обработки блока едва ли превысит 20%.

Но только так можно гарантировать высокое качество ремонта. Если же принять во внимание стоимость (а, значит и сроки окупаемости) оборудования, то при правильной технологии ремонта вопрос о том, какой хонинговальный станок использовать для ремонта блока цилиндров, похоже, пока остается открытым.

Читать еще:  Двигатель 21011 цепь сколько звеньев

Знаменитый американский станок фирмы Sunnen способен сразу и быстро хонинговать цилиндры в ремонтный размер. Только правильно ли это?

Расточка цилиндров блока на вертикально-расточном станке — операция обязательная. Без этого о высоком качестве ремонта можно забыть

Отечественный хонинговальный станок, оснащенный американской хонинговальной головкой, ничуть не уступает в точности своему иностранному собрату, зато дешевле в десятки раз

Мотор Технологии — Санкт-Петербург © 2002-2021 тел. +7 (812) 388-08-55

Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации пожалуйста, обращайтесь по телефону 812-3880855 или другими способами указанными вконтактах.

ХОНИНГОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ

+375 (29) 770-36-00
+375 (44) 778-36-00
МЫ НА КАРТЕ ЗАКАЗАТЬ ДИАГНОСТИКУ

Стенки цилиндров блока, при интенсивной эксплуатации двигателя автомобиля и больших нагрузках, наиболее подвержены износу. Часто на них образуются недопустимые геометрические искажения. Этой проблеме мастера уделяют наибольшее внимание. При восстановлении деталей для соответствия заводским размерам применяется обязательная расточка с последующей хонинговкой.

Что представляет собой хонинговка?

Финишная обработка поверхностей цилиндров внутри называется хонингованием. Она выполняется на последнем этапе ремонта. Проводится в случаях, когда другие методы абразивной обработки применять нецелесообразно. При помощи такого процесса поверхности блока обрабатываются наиболее качественно.

Эта необходимая процедура даёт возможность замедлить износ цилиндра и поршневых колец благодаря сетчатой структуре.

ОСОБЕННОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ХОНИНГОВАНИЯ

  • Устойчивость к износу и повышение эксплуатации двигателя;
  • Отсутствие брака;
  • Деталь при обработке достигает необходимых технических требований;
  • Точность выполнения работ;
  • Минимальное время на обработку нескольких цилиндров одновременно.

После расточки все блоки обязательно проходят процедуру, в ходе которой на цилиндр наносится мелкая сетка, предназначенная для удерживания пленки масла. Плёнка нужна для увеличения ресурса работы блока. По этой причине хонингование производится мелкозернистыми камнями.

Для выполнения подобного ремонта требуется специальное оборудование, качественный инструмент, применение правильной технологии и высокопрофессиональный мастер, знающий своё дело. Как правило, чинить следует в специализированных технических центрах, база которых имеет все перечисленные условия.

ВАЖНАЯ РОЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ РАСТОЧКИ И ХОНИНГОВКИ

Популярным в последнее время стал станок производства США. Он имеет высокую производительность, надёжен, с автоматическим управлением. Его конструкция позволяет производить хонингование блока в нужный размер без проведения расточки.

Совет автолюбителям! Не торопитесь подвергать свою деталь такому виду ремонта, она непременно даст сбой. При этом нарушается взаимное расположение поверхностей цилиндров. В результате двигатель после пробега более 50 тысяч километров начинает издавать шум.

Причиной проблемы является то, что без проведения расточки происходит перекос оси отремонтированной поверхности, иногда достигая критических величин. Вследствие такого ремонта не исправляются геометрические искажения, блок так и остаётся кривым, так как повлиять на технологию прямого хонингования невозможно.

Поэтому запомните: цилиндры перед хонинговкой следует обязательно растачивать!

При расточке оставляется припуск не более 0,15 мм. В процессе хонингования слой металла, который остаётся после растачивания, удаляется. В то же время, оставленный припуск не позволяет перекосить оси.

Естественно, что использование двух процессов при починке занимает больше времени, чем одного. Но таким способом можно провести ремонт, обеспечивающий более длительную эксплуатацию авто.

ЦЕНЫ НА УСЛУГИ

ВИД РАБОТЫ

ПРЕИМУЩЕСТВА СОТРУДНИЧЕСТВА С НАШИМ СЕРВИСОМ

Процесс хонингования многим кажется несложной процедурой. Но именно такая технология значительно увеличивает срок службы наиболее склонной к износу детали.

Работа выполняется специалистами нашего автосервиса в кратчайшие сроки. Обращайтесь, профессиональные мастера к вашим услугам. Автомобиль будет служить вам долго и надежно.

Другие услуги и перечень цен на них, сможете найти на общей странице по блокам цилиндров.

Работаем в данной сфере с 2004 г. Отремонтировано более 15 000 БЦ.

Предоставляем 100% Гарантию на качество наших услуг. Цены фиксированные.

Работа производится на высокоточном немецком оборудовании Huller Hille.

В нашем сервисе работает БЕСПЛАТНАЯ КУРЬЕРСКАЯ ДОСТАВКА по городу Минску.

СКИДКИ ДЛЯ СТО И ГАРАЖЕЙ 5%!

Безналичный и наличный расчет!

ВРЕМЯ РАБОТЫ:
будние 09.00-18.00
выходные 09.00-15.00 АДРЕС:
г. Минск, ул. Стрелковая 14
(возле к/т «Ракета»)

Расточка и хонингование

Работа в условиях высоких нагрузок со временем приводит к тому, что блок цилиндра дизельного двигателя изнашивается и требует ремонта.
Чтобы восстановить правильную геометрию цилиндров и внутренние поверхности, а также привести в соответствие с номами зазоры между цилиндрами и поршнями, блок сначала растачивают, а потом производят хонингование.

Хонингование — это абразивная обработка цилиндров двигателя, проводящаяся с использованием хонинговальных головок, так называемых хонов. Хонингование, в отличие от других доводочных операций, таких как полирование и притирка, является высокоточной процедурой. Оно позволяет восстановить правильную геометрическую форму цилиндров и достичь оптимальной шероховатости поверхности.
Если шероховатость будет недостаточной, стенки цилиндра не смогут удерживать на себе масло в достаточном для нормальной смазки колец количестве. Результатом сухого трения станет быстрый износ деталей двигателя.

Если же шероховатость будет слишком большой, стенки цилиндра, наоборот, будут задерживать на себе больше масла, чем это необходимо.
Больший угол хонингования приводит к увеличению расхода масла, но при этом волнистость поверхности цилиндра проявляется в меньшей степени. Маленький угол, наоборот, приводит к снижению расхода масла. Поэтому получить хороший результат можно только в случае правильного выбора режима хонингования и используемых материалов. А это под силу только хорошему специалисту.
Расточка и хонингование – это незаменимый процесс, который требуется при закономерном износе блока цилиндра двигателя. Геометрия блока приходится в норму, и начинает соответствовать требованиям эксплуатации грузовика. Внутренняя поверхность приводится в идеальное состояние. Во избежание скатывания смазочного материала и для равномерного его распределения внутри, наносятся риски.

Читать еще:  Что такое индекс поляризации двигателя

Показатели зазоров между поршнем и блоком также подгоняют под нормы. При этом важно фиксировать также и показатель угла между цилиндром и коленвалом. По специфичным нормативам, он должен быть перпендикулярным.
В результате, расточка и хонингование помогает привести в исправное, готовое к нагрузкам и работе, состояние ваш двигатель.
Очевидно, что не всегда требуется полная расточка или хонингование. Зачастую достаточно заменить поршни или устранить повышенное давление внутренней системы двигателя.
Прежде чем приступить к ремонту, необходимо провести диагностику. Диагностика показывает насколько ключевые параметры работоспособности и геометрии цилиндров соответствуют регламентам. Не всегда цилиндры требуют расточки и хонингования. Если одна из частей цилиндра все-таки сильно изношена, то поршневые кольца могут работать неправильно, может появиться излишняя их вибрация, и, как следствие, преждевременное разрушение.
Возможно также значительное снижение давления внутри системы, что приводит к увеличенному расходу масла.

Особенности геометрии цилиндров

При расточке крайне важно учитывать специфику строения цилиндров:

  • — размер;
  • — форма;
  • — расположение поверхностей, которые находятся во взаимодействии.

Опытные механики знают, что правильная расточка, в первую очередь характеризуется таким показателем, как перпендикулярность оси цилиндра и коленвала. Именно этот фактор является одним из определяющих работоспособность цилиндров, а также технические условия их эксплуатации.
Помимо внешних параметров, цилиндр должен также иметь особенную поверхность внутри. Для того чтобы масло не стекало, а было равномерно распределено по поверхности цилиндра, делаются специальные риски. В то же время, внутренняя поверхность цилиндра должна быть гладкой и ровной. Чтобы привести показатели поверхностей цилиндров в норму, применяют хонингование.


Ремонтные базы сегодня оборудованы хонинговальными станками, которые просты в управлении, надежны, точны и производительны.
Во избежание проблем с вашим дизельным двигателем, специалисты настоятельно рекомендуют при первых признаках неисправности, таких как: повышенный шум при работе двигателя или утечка масла, незамедлительно обратиться за помощью к профессионалам.

Наша команда выполняет вышеописанные работы. Звоните по телефонам:

056 375 2911
067 641 9303
099 334 8858
063 922 8664

Что такое хонингование цилиндров двигателя?

Хонингование цилиндров – это процесс обработки поверхности цилиндров, являющийся завершающим этапом расточки двигателя. С использованием специальных приспособлений на стенки цилиндров наносится сетка из мелких задиров, призванная удерживать масляную пленку и ускорить приработку поршневых колец.

С какой целью проводится хонингование цилиндров?

Очень часто в жизни автомобилистов наступает момент, когда капитальный ремонт двигателя неизбежен. Это становится следствием того, что цилиндры теряют первоначальную круглую форму и становятся эллипсными. Исправить такой дефект может только расточка до ремонтного размера поршней, финальной стадией которой является хонингование.

Однажды ученые обратили внимание, что неровная поверхность пары трения позволяет деталям намного быстрее прирабатываться и противостоять износу. Помимо этого, масло на шероховатых стенках удерживается гораздо лучше, что тоже положительно влияет на ресурс узла в целом. С тех пор обработка хонингованием цилиндров двигателей внутреннего сгорания стала неотъемлемой частью при производстве, а также при капитальном ремонте моторов.

В наше время эта операция также помогает добиться более высокой точности обработки деталей.

Как выполняется процесс хонингования?

Во время расточки блока цилиндров токарь оставляет небольшой запас для последующей, более точной, обработки. Далее блок цилиндров перемещается на хонинговальный станок, где с помощью более крупного, чернового, абразива наносится первичный хон. После этого производится финишное хонингование мелким абразивом с высокой точностью обработки, в результате чего удается расточить цилиндры с погрешностью до 1–2 мкм, а также нанести сетку хона, которая будет противостоять износу двигателя на протяжении более долгого времени и позволит уменьшить продолжительность приработки поршневых колец. В случаях, когда блок двигателя изношен незначительно, возможно применение специальных хонинговальных щеток, которые используются даже в ручных дрелях для быстрого восстановления хона. Такие приспособления состоят из абразивных шариков, крепящихся на нейлоновых прутках, что позволяет создавать незначительное давление на стенки цилиндров и приспосабливаться к различным диаметрам цилиндров.

После нанесения хона блок необходимо тщательно вымыть от мелких частиц металла, оставшихся в каналах сетки хона. После этого двигатель можно собирать и начинать обкатку.

В качестве послесловия, перефразируя известную всем поговорку «В здоровом теле – здоровый дух!», можно с уверенностью сказать: «В здоровом двигателе – здоровый хон!». Ведь именно состояние сетки хона влияет на ресурс большинства современных блоков цилиндров. Не зря у мотористов плохой приметой является увидеть на цилиндрах «зеркало».

Работы по хонингованию, расточке блока цилиндров, шлифовке коленвала есть возможность произвести на высокоточном оборудовании Моторного центра «Гвардейский».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector