Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое коэффициент самозапуска двигателей

Что такое коэффициент самозапуска двигателей

47.Релейная защита генераторов от многофазных КЗ в обмотке статора.

Защита от многофазных кз в обмотке статора генератора

Для защиты генераторов небольшой мощности ( Рг от междуфазных КЗ используется токовая отсечка без выдержки времени, устанавливаемая со стороны выводов генератора к сборным шинам.

Если чувствительность токовой отсечки оказывается недостаточной, то допускается устанавливать продольную дифференциальную за­щиту. Для одиночно работающих генераторов небольшой мощно­сти допускается использовать максимальную токовую защиту, ус­танавливаемую со стороны нейтрали . При отсутствии выводов от­дельных фаз со стороны нейтрали в качестве защиты от много­фазных коротких замыканий можно использовать минимальную защиту напряжения.

На генерато­рах мощностью Рг более 1,0 МВт основной защитой от многофазных коротких замыканий является про­дольная дифференциальная защита.

Токовая отсечка без выдержки времени.

Ток срабатывания выбирается по двум условиям:

1. ,

2. В эксплуатации возможны случаи качаний генераторов источника А относительно генераторов источника Б и выхода их из синхронизма. При этом по линии АБ могут проходить большие уравнительные токи. Отсечка в этом случае не должна действовать .

>= ;

Выбирается ближайший больший ток срабатывания реле.

— ток трехфазного КЗ генератора при повреждении на шинах.

Для токовой отсечки генератора рассчитывается коэффициент чувствительности. По двухфазному КЗ на генераторных шинах в минимальном режиме работы системы эле­ктроснабжения. Он должен быть >=2,0.

Максимальная токовая защита.

Выполняется двухфазной двухрелейной и двухфазной однорелейной

Ток срабатывания ,

где =1,5 . 1,7 — коэффициент самозапуска .

Выдержку времени защиты выбирают по ступен­чатому принципу, как и для МТЗ линий.

Коэф­фициент чувствительности рассчитывается по двухфазному КЗ на выводах генератора в минимальном режиме работы системы электроснабжения. Он должен быть >=1,5.

Схемы токовой отсечки и МТЗ аналогичны схемам защит линий.

Минимальная защита напряжения.

KV 1KV 3 минимальные реле напряжения типа РН-54;

TV — трансформатору напряжения;

SF — автоматиче­ский выключатель. При отключении автоматическо­го выключателя защита вспомогательным контактом SF .1 выводится из действия.

Напряжение срабатывания защиты определя­ется по двум условиям:

1. Отстройка от режима самозапуска электродвигателей после отключения внешнего КЗ

где k отс=1,2 — коэффи­циент отстройки;

kB = 1,25 — коэффициент возврата;

k сзп — коэффи­циент самозапуска .

Приближенно можно принять U с.з . » (0,6 . 0,7) U г. ном ;

2. Отстройка от понижения напряжения при потере возбуждения.

U с.з . (0 ,5 . 0,6) U г. ном

Второе условие учитывается только для турбогенераторы, которые могут самосинхронизироваться .

Выдержка времени берется больше максимального времени действия защит предыдущих элементов: .

Коэф­фициент чувствительности рассчитывается по формуле

где — междуфазное напряжение в месте установки защиты.

Он должен быть >=1,2.

Продольная дифференциальная защита.

Выполняется в виде двухфазном двухрелейном и трехфазном трехрелейном исполнении.

В двухфазном исполнении защита не может отключать двойные замыкания на землю, если одна точка КЗ находится в сети генераторно­го напряжения, а вторая — в фазе генератора, не имеющей транс­форматоров тока. В двухфазном двухрелейном виде допускается выполнять дифференциальную защиту генераторов мощностью до 30 МВт, но при от наличии защиты двойных замыканий на землю.

В схеме защиты используют различ­ные реле — реле прямого действия типа РТМ, реле КА 1 , КА2 кос­венного действия типа РТ-40, реле с промежуточным насыщающимся трансформатором тока типа РНТ. В ряде случаев для мощных генераторов применяют реле с торможением.

Схема продольной дифференциальной защиты с генератора с реле РТ-40.

Ток срабатывания продольной дифференциальной защиты

= 1,3 – коэффициент отстройки;

Для определения рассматривают два режима:

1) трехфазное короткое замыкание на шинах генераторного на­пряжения (при t = 0), при этом

,

2) асинхронный режим, при котором

,

где — максимальный уравнительный ток;

=0,5 – коэффициент однотипности;

e =10% — максимаоьно возможная погрешность трансформатора тока.

– коэффициент апериодичности .

=1,5. 2 – для реле типа РТМ и реле тока с до­бавочным резистором,

= 1,0. 1,3 — для реле типа РНТ.

Принимается большее из двух найденных значений тока небаланса.

Для уменьшения :

1) берут однотипные трансформаторы тока с мало отличающимися характе­ристиками намагничивания.

2) Сопротивления плеч защиты выравни­вают подбором сечения соединительных проводов.

3) По­следовательно с реле тока типа РТ-40 включают добавочные резисторы сопро­тивлением R = 5. 10Ом или применяют реле типа РНТ.

Ток срабатывания защиты не дол­жен превышать 0,6 I г .н ом . Для генераторов мощностью до 30 МВт с косвенным охлаждением допускается выполнять защиту с то­ком срабатывания (1,3. 1,4) I г .н ом .

В дифференциальной за­щите генератора расчетные вторичные токи по концам защищае­мой зоны одинаковы, поэтому при использовании реле РНТ уравнительные обмотки не исполь­зуются. Расчет сводится к определению числа витков рабочей об­мотки :

,

где F с .р =100А — МДС срабатывания реле.

Коэф­фициент чувствительности рассчитывается по двухфазному КЗ на выводах генератора в минимальном режиме работы системы электроснабжения.

Минимальный ток находят для двух возможных режи­мов:

— одиночно работающего генератора, когда ток к месту по­вреждения идет только от генератора;

— включения генератора в сеть методом самосинхронизации, когда к месту повреждения ток подходит только из сети. Для наименьшего тока КЗ K ч должен быть >=2,0.

Объявления

Если вы интересуетесь релейной защитой и реле, то подписывайтесь на мой канал

Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ

Советы бывалого релейщика → Учимся делать расчёты → Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

Сообщений 15

1 Тема от Anton_nn 2015-05-18 10:30:07

  • Anton_nn
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2015-04-21
  • Сообщений: 17
  • Репутация : [ 0 | 0 ]
Тема: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ

Доброго времени суток, коллеги!
Возник вот такой вопрос.
Необходимо ли учитывать самозапуск двигателей 0,4 кВ при расчете МТЗ отходящих линий (ГПП 110/10 кВ) к КТП10/0,4 кВ?

Читать еще:  Двигатель bmw n46 расход масла

2 Ответ от Ахметов Павел МТ 2015-05-18 15:12:53

  • Ахметов Павел МТ
  • Молодой релейщик
  • Неактивен
  • Откуда: РОССИЯ, Новосибирск
  • Зарегистрирован: 2013-10-25
  • Сообщений: 235
  • Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ

Необходимо, почитайте Шабада, скачать здесь http://www.—удалено автоцензором—/file/499023/
Там на странице 75 говорится об этом, Ксзп принимается в районе 1,2-1,3 (там же в примере берется 1,25)

3 Ответ от Anton_nn 2015-05-19 14:01:55 (2015-05-19 14:06:57 отредактировано Anton_nn)

  • Anton_nn
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2015-04-21
  • Сообщений: 17
  • Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ

Читал. Проблема в том, что у меня заводская ГПП-110/10, питающая цеховые КТП-10/0,4 кВ с большим количеством двигателей 0,4 кВ (порядка 70% от нагрузки). Можно ли здесь брать такой коэффициент самозапуска?

4 Ответ от Волшебник 2015-05-19 15:04:27

  • Волшебник
  • Участник
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2014-06-05
  • Сообщений: 840
Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ

Большое количество двигателей 0,4 кВ (более 50% от все нагрузки) — это концентрированная двигательная нагрузка

Подробный расчет такой нагрузки можно найти у Шабада.

Ксзп в пределе может быть равен 2,9 (Х=0,35 о.е.). По факту меньше. Из практики расчетов — в районе 2,2-2,3

Ксзп = 1,2-1,3 принимается для нагрузки бытового характера

5 Ответ от retriever 2015-05-19 15:10:17 (2015-05-19 15:11:52 отредактировано retriever)

  • retriever
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2012-11-26
  • Сообщений: 2,495
  • Репутация : [ 12 | 0 ]
Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ

В одной из книг Шабад рекомендует вроде Ксзап=4 для обобщенной промышленной нагрузки.
Есть еще рекомендации брать нагрузку, как обобщенную, Z*=0.35, тогда Ксзап=1/0,35=2,86.
Но тогда лучше, наверное, все же прикинуть его расчетно, с учетом сопротивления трансформаторов КТП 10/0,4 кВ. Возможно, он упадет значительно, если трансформатор маломощный.
Т.е. принимаете Ес=10,5 кВ, Zc=Zтр.гпп+Zтр.ктп, Zнагр=10,5/(3^0,5*1,4*Iном.тр*Ксзап), и считаете Ec/(3^0,5*(Zс+Zнагр))

6 Ответ от stoyan 2015-05-19 21:03:54

  • stoyan
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2011-05-04
  • Сообщений: 1,402
Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ

Ксзап=4 для обобщенной промышленной нагрузки

Так много просто невозможно.

Это по существу коэффициент пуска, а Ксзп всегда ниже. Надо рассчитывать.

7 Ответ от retriever 2015-05-20 09:27:15

  • retriever
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2012-11-26
  • Сообщений: 2,495
  • Репутация : [ 12 | 0 ]
Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ

Ну это не я придумал))
Шабад, Расчеты релейной защиты и автоматики распределительных сетей, 1976, стр. 95.
Согласен, что Ксзп=4 — многовато, и даже Ксзп=3 много, я и предлагаю использовать такие цифры только для расчета сопротивления собственно нагрузки, а реальный пусковой ток считать с учетом сопротивления системы (и Ксзап будет меньше).

8 Ответ от stoyan 2015-05-21 14:01:38

  • stoyan
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2011-05-04
  • Сообщений: 1,402
Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ

при расчете МТЗ отходящих линий (ГПП 110/10 кВ) к КТП10/0,4 кВ?

Я исходил из этого — двигательная нагрузка на 0,4кВ. Что и означает Ксз не может бить больше 3.

9 Ответ от Ахметов Павел МТ 2015-05-22 10:50:25

  • Ахметов Павел МТ
  • Молодой релейщик
  • Неактивен
  • Откуда: РОССИЯ, Новосибирск
  • Зарегистрирован: 2013-10-25
  • Сообщений: 235
  • Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ

Очень хорошо расписан расчет токов самозапуска в «Релейная защита в задачах с решениями и примерами» Авербух А.М. — на странице 172, это я к тому чтобы понимать откуда коэффицент самозупаска берется и что это такое и какой примерно величины он должен быть 🙂

10 Ответ от CLON 2015-05-26 10:22:04

  • CLON
  • Модератор
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2011-01-11
  • Сообщений: 699
  • Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ

Тут возник такой вопрос.
Часть двигателей на шинах 6 кВ станции подключены через устройства плавного пуска с частотными преобразователями.
При этом 50% двигателей 4 МВА (Кпуск = 6.0), без частотников и 5 МВА через частотники (Кпуск=3.0).

Вопрос: участвуют ли двигатели подключенный через частотники в самозапуске? Нужно ли их учитывать в Ксзп?

11 Ответ от stoyan 2015-05-26 10:38:21

  • stoyan
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2011-05-04
  • Сообщений: 1,402
Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ

Здесь возникают вопроси:
Возможен ли режим когда двигатели пускаются прямо (например при неисправности плавного пускателя)? если надо надо рассчитывать.
Это устройства плавного пуска или частотные преобразователи? Если у-ва плавного пуска, после восстановления питания они начинают подавать к двигателю плавно начиная примерно с 30% ном. напряжения (надо смотреть уставку). В этом случае надо рассчитать пусковой ток при напряжении пуска (обычно 30-40% номинального).

12 Ответ от CLON 2015-05-26 10:58:14

  • CLON
  • Модератор
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2011-01-11
  • Сообщений: 699
  • Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ

Это устройства плавного пуска или частотные преобразователи?

Это частотные преобразователи с функцией плавного пуска.

13 Ответ от stoyan 2015-05-26 11:10:24

  • stoyan
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2011-05-04
  • Сообщений: 1,402
Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ

Тогда скорее всего не надо, но и там надо смотреть уставки. Если ТЕС и если речь о питательном насосе там минимальный режим примерно 50 — 60% от номинального (это по частоте). Надо проверить с какого уровня подается напряжение.

14 Ответ от CLON 2015-05-26 11:15:54

  • CLON
  • Модератор
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2011-01-11
  • Сообщений: 699
  • Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ

Питание подается от силовых с ПС с 2 х ТР по 25 МВА, 115/6.3 кВ, до шин 2 кабеля 6 кВ по 250. 400 м.
Двигатели 1600 кВт и 2400 кВт.

Читать еще:  Bmw x5m тюнинг двигателя

15 Ответ от stoyan 2015-05-26 11:30:38

  • stoyan
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2011-05-04
  • Сообщений: 1,402
Re: Учет самозапуска двигателей при расчете МТЗ 10 кВ

Под уровнем напряжения понимаю уставка в частотнике. Там обычно нижняя уставка по частоте (примерно 50% от номинальной). Вопрос какова уставка по напряжению. В плавных пускателях она настраивается начиная с примерно 30% от номинала. Как в случае? Не помню как в частотниках но но вроде зависимость м/у частотой и напряжением есть.

Максимальная токовая защита

При возникновении короткого замыкания в электрической системе в большинстве случаев возрастает ток до величины, значительно превосходящей максимальный рабочий ток. Защита, реагирующая на это возрастание, называется токовой. Токовые защиты являются наиболее простыми и дешевыми. Поэтому они широко применяются в сетях до 35 кВ включительно.

Комплекты токовых защит устанавливаются со стороны питания линии для отключения выключателей 1, 2, 3. При повреждении на одном из участков сети ток повреждения проходит через все реле. Если ток короткого замыкания больше тока срабатывания защит, эти защиты придут в действие. Однако, по условию селективности, сработать и отключить выключатель должна только одна максимальная токовая защита – ближайшая к месту повреждения.

Такое действие защиты может быть достигнуто двумя способами. Первый основан на том, что ток повреждения уменьшается при удалении от места повреждения.

Выбирается ток срабатывания защиты больше максимального значения тока на данном участке при повреждении на следующем, более удаленным от источника питания. Второй способ – создание у защит выдержек времени срабатывания тем больших, чем ближе защита расположена к источнику питания.

В момент времени t1 происходит короткое замыкание . В момент времени t2 срабатывает максимальная токовая защита (МТЗ) и отключает выключатель. Двигатели при коротком замыкании в результате снижения напряжения затормозились и ток их при восстановлении напряжения увеличился. Поэтому вводится коэффициент kз – коэффициент самозапуска двигателей. Также вводится коэффициент надежности kн для учета различного рода погрешностей – трансформаторов тока и др. После отключения внешнего короткого замыкания максимальная токовая защита должна вернуться в исходное состояние. Ток возврата определяется по следующему выражению:

Значения токов срабатывания и возврата должны быть близки. Вводится коэффициент возврата:

С учетом коэффициента возврата ток срабатывания определяется следующим образом:

У «идеальных» реле коэффициент возврата равен 1. Реальные реле защиты имеют коэффициент возврата меньший 1 за счет трения в подвижных частях и др. Чем выше коэффициент возврата, тем меньший ток срабатывания можно выбрать при данной нагрузке, следовательно, тем чувствительнее максимальная токовая защита.

Выдержки времени защит выбираются таким образом, чтобы каждая последующая по направлению к источнику питания защита имела время срабатывания большее, чем максимальная выдержка времени предыдущей на величину ступени селективности.

Ступень селективности зависит от погрешностей измерительных органов защит и разброса времени срабатывания выключателей.

Существуют несколько типов характеристик срабатывания токовых защит – независимые и зависимые. Зависимые характеристики срабатывания удобно согласовывать с защитными характеристиками предохранителей и характеристиками нагрева защищаемых присоединений, например электродвигателей. Наиболее часто используются зависимые характеристики по стандарту МЭК:

где A,n – коэффициенты, k – кратность тока k = I раб/ Icp .

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Расчет тока срабатывания МТЗ от междуфазных КЗ

Ток срабатывания МТЗ (первичный) выбирается по трем условиям:

1. Несрабатывание защиты при сверхтоках после аварийных перегрузок, т.е. после отключения КЗ на предыдущем элементе;

2. Согласование чувствительности защит последующего и предыдущего элементов;

3. Обеспечение достаточной чувствительности при КЗ в конце защищаемого элемента (основная зона) и в конце каждого из предыдущих элементов (зона дальнего резервирования).

По первому из этих условий ток срабатывания МТЗ выбирается по выражению:

(7.1)

где Кн – коэффициент надежности защиты, учитывающий погрешность и необходимый запас. Величина Кн принимается:

Кн = 1.1-1.2 для цифровых реле;

Кн = 1.2 для реле РТ-40, РТ-80, РСТ;

Кн = 1.3 для реле прямого действия РТВ.

Кв – коэффициент возврата максимальных реле тока. Величина КВ принимается:

КВ = 0,95-0,96 для цифровых реле;

КВ = 0,8 для реле РТ-40, РТ-80;

КВ = 0,9 для реле РСТ;

КВ = 0,65 для реле прямого действия РТВ.

Ксзп – коэффициент самозапуска нагрузки, отражающий увеличение рабочего тока Iраб. max за счет одновременного пуска электродвигателей, которые затормозились при снижении напряжения во время КЗ.

Для бытовой нагрузки принимается Ксзп = 1,2-1,3, для сельскохозяйственных потребителей принимается Ксзп = 1,1-1,2, для общепромышленной нагрузки принимают Ксзп = 1,8…2.5. Промышленную нагрузку с большой долей (более 50 %) электродвигателей 0,4 кВ принято считать обобщенной нагрузкой, у которой сопротивление, отнесенное к максимальной рабочей нагрузке составляет Хоб* = 0,35. Например, коэффициент самозапуска обобщенной нагрузки, питающейся от трансформатора с напряжением короткого замыкания uк = 10,5 % составит при бесконечной мощности питающей системы: Ксзп =1/(0,105+0,35) = 2,2. Если uк = 4,5 % , то Ксзп =1/(0,045+0,35) = 2.53.

При наличии высоковольтных двигателей 6(10) кВ значение Ксзп определяется специальным расчетом, имея в виду, что к моменту самозапуска сопротивление двигателя считается равным сверхпереходному сопротивлению заторможенного двигателя, т.е. при скольжении s=1.

Максимальное значение рабочего тока защищаемого элемента Iраб. max определяется с учетом его допустимой перегрузки. Например, для трансформаторов с первичным напряжением 6 (10) кВ мощностью до 630 кВА допускается перегрузка до 1,6…1,8 номинального тока, для трансформаторов 110 кВ до 1,4…1,6.

Читать еще:  Грм двигателя змз 406 схема

Если максимальное значение рабочего тока нагрузки неизвестно, то его можно принять равным длительно допустимому току кабельной или воздушной линии, питающей эту нагрузку.

По второму условию согласования чувствительности защит последующего (защищаемого) и предыдущего элементов ток срабатывания последующей защиты выбирается по выражению:

(7.2)

где Кн.с – коэффициент надежности согласования, значение которого принимается равным в зависимости от типа токовых реле: 1,1 — для цифрового защит, 1,2 — для реле РТ-40, РТ-80 и 1,3…1,4 — для реле типа РТВ;

Iс.з.пред. – наибольшее значение тока срабатывания максимальных токовых защит предыдущих элементов, с которыми производятся согласования;

– арифметическая сумма значений рабочих токов нагрузки всех предыдущих элементов, за исключением того элемента, с защитой которого производится согласование.

Например, при согласовании защиты 3РЗ с защитой 2РЗ (рис.7.1), которая имеет ток срабатывания Iс.з.2 = 300 А, а суммарный ток нагрузки других линий Iн2=100 А должно выполняться условие:

За расчетный ток срабатывания защиты принимается значение наибольшего тока, из условий 1 и 2.

Таким образом, уставка по току МТЗ предыдущего элемента должна всегда быть больше уставки МТЗ последующего элемента, что некоторым образом обеспечивает так называемую токовую селективность.

Для выполнения третьего условия необходимо знать значение токов КЗ в конце защищаемого элемента, например для защиты АК3 необходимо знать ток Iк2 и ток Iк1 в конце зоны резервирования. Определение коэффициентов чувствительности защиты, например, АК3 (рис.7.1) производят по выражениям:

(7.3)

где — коэффициенты чувствительности защиты соответственно в основной и резервной зонах;

— минимальные токи КЗ (обычно — двухфазные при минимальном режиме питающей системы).

Согласно ПУЭ должны выполняться условия:

Величина Кч, ниже рекомендованных ПУЭ, не допускается, т.к. действительный ток в реле при КЗ может оказаться меньше расчетного Iк мин вследствие неточности расчетов токов КЗ, влияния сопротивления дуги в точке повреждения и погрешностей ТТ.

После выполнения трех вышеназванных условий определяется ток срабатывания реле (вторичный) , который устанавливается на реле. Значение тока срабатывания реле рассчитывается по выражению:

(7.4)

где — ток срабатывания защиты (первичный);

КI — коэффициент трансформации ТТ;

Ксх — коэффициент схемы соединения вторичных обмоток ТТ и реле.

По значению Iс.р выбирают тип электромеханического реле РТ-40 или его электронного аналога РСТ в зависимости от пределов регулирования уставок.

7.4.Выбор времени срабатывания МТЗ.Выдержка времени МТЗ вводится для замедления действия защиты с целью обеспечения временной селективности действия защиты последующего элемента по отношению к защитам предыдущих элементов. Для этого время срабатывания защиты последующей линии выбирается большей времени срабатывания защиты предыдущей линии (защита АК2 последующая по отношению к защите АК1, так же как и АК3 по отношению к АК2, рис.7.2):

(7.5)

где Dt – ступень селективности.

Величина Δt состоит из следующих слагаемых: времени отключения выключателя (0,05…0,1 с), времени возврата защиты (0,05 с), погрешности по времени последующей и предыдущей защит (3…5%) и необходимого запаса (0,05…0,1 с).

Недостатком МТЗ является накопление выдержек времени, особенно существенное для головных элементов в многоступенчатых электрических сетях. Так на карте селективности (рис.7.2,б) для МТЗ с независимой выдержкой времени выдержка времени защиты АК2 составит а для защиты АК3 Защиты с зависимыми характеристиками срабатывания не имеют указанного недостатка.

Для преодоления этого недостатка используются цифровые устройства защиты, позволяющие принимать ступени селективности Dt = 0,2 с при условии, что на смежных линиях используются такие же цифровые защиты и однотипные вакуумные или элегазовые выключатели. Для сравнения отметим, что для защит с электромагнитными токовыми реле типов РТ-40 и РТ-80 ступень селективности принимается Dt = 0,5…0,7 с, а для реле типа РТВ Dt = 0,7 с. Если согласование идет между цифровыми и электромеханическими защитами, то Dt = 0,3 с.

Другим способом уменьшения времени отключения КЗ является применение токовых защит с зависимыми от тока (инверсными) характеристиками срабатывания.

При приближении точки КЗ к источнику питания значения токов КЗ увеличиваются. При КЗ в точке К защиты АК2 и АК3 не успеют сработать, так как они имеют большую выдержку времени, чем защита АК1. При выборе времени срабатывания смежных защит с зависимыми характеристиками срабатывания, необходимо построить карту селективности в координатах t=f(К). а)

б)

Рисунок 7.4 – Расчетная схема для выбора уставок токовых защит (а) и карта селективности для МТЗ с зависимой выдержкой времени (б).

Тип зависимой характеристики выбирается пользователем программным способом. При этом в соответствии со стандартом МЭК обратнозависимые от тока (ОЗТ) характеристики срабатывания описываются выражением:

, (7.6)

где К – временной коэффициент;

— кратность тока КЗ (Iкз) по отношению к току срабатывания защиты;

t – время срабатывания защиты, с.

Постоянные коэффициенты a и b, определяющие крутизну ОЗТ характеристик, имеют следующие значения:

· «нормальная» (инверсная) a = 0,02, b = 0,14;

· «очень зависимая» a = 1, b = 13,5;

· «чрезвычайно (экстремально) зависимая» a = 2, b = 80;

· «ультра зависимая» a = 2,5, b = 315.

Для того чтобы на карте селективности построить ОЗТ характеристику заданного типа, необходимо знать координаты одной расчетной точки (I* или К, tс.з), через которую эта характеристика должна проходить. Из (7.6) следует:

(7.7)

При известных значениях I* и tс.з определяется коэффициент К и по выражению (7.6) для произвольных значений I* определяются времена срабатывания t. Затем по полученным координатам на карте селективности строят обратнозависимую характеристику.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector