Корректор температуры двигателя: опыт эксплуатации
Корректор температуры двигателя: опыт эксплуатации
Как я уже писал ранее, собрал, установил и настроил корректор температуры двигателя. Снижение температуры двигателя составляет
20 градусов от заводской (85 vs 108 на ХХ). Проехал с установленным девайсом 5000+ км. Замечаний по работе устройства нет. Все работает так, как и предполагалось. Хочу поделиться с Вами своими наблюдениями: довольно сложный алгоритм работы программы охлаждения двигателя. В связи с этим, мною было принято решение понизить температуру ОЖ до 85°С на ХХ. Двигатель у нас работает в нескольких тепловых режимах:
Обращаю Ваше внимание: температура ОЖ в таблице приведена с работающим корректором температуры двигателя. На машинах без корректора прибавляйте
Очень интересен последний тепловой режим. Я его назвал «прожаркой» и именно из-за него сбросил температуру ОЖ до 85°С. При спокойной езде температура с 83°С поднимается до 90°С, какое-то время держится на этой отметке и потом медленно спадает до положенных 83°С. Предполагаю, что таким образом реализована «прожарка» катализатора. По ее окончании, когда все в катализаторе прогорит, температура возвращается в нормальный режим. Ни каких закономерностей включения режима «прожарки» мною не выявлено. За 800 км пробега по трассе включается пару раз, примерно на час – полтора.
Существует еще аварийный режим работы двигателя, когда Карлсон включается на полную, и температура ОЖ падает до 70°С. Возможно что еще существуют тепловые режимы, не попавшие в мою таблицу.
Точку съема температуры выбрал на входном патрубке печки – примерно полметра от датчика температуры двигателя, малый круг контура циркуляции ОЖ. Делаю поправку на то, что реальная температура ОЖ в точке установки термодатчика двигателя на 2-3°С выше фиксируемых мною.
Температурный датчик и электронный термостат корректора закрепил на выходном патрубке термостата:
Внешний вид всего этого безобразия:
Оцените место хранения изоленты. На фото попали остатки второго 20ти метрового рулона, потраченного на эксперименты.
Саму плату разместил на двигателе. Взял старый термодатчик двигателя, аккуратно срезал с него алюминиевый стакан, отпаял термистор и получил хороший разъем для подключения корректора к ЭБУ. Причем он удачно входит в петлю на двигателе:
И с другого ракурса:
Минимум переделок конструкции автомобиля. Все снимается и возвращается к заводскому состоянию за 10 минут с двумя перекурами. Снял разъем с термодатчика на блоке термостата и подключил его к своей плате. Вместо него воткнул в термодатчик разъем со старого блока питания компьютера, шлейф питания на видеокарту, отдельный двух пиновый разъем подходит как родной.
UPD: Проект «Корректор температуры» перешел состояния макета в «коробочный» вариант.
На фото виден синий переменный резистор корректировки температуры и менее заметен тумблер, который отключает корректор и возвращает систему к заводским параметрам.
К сожалению, эта работа у меня растянулись почти на год. Делал много фотографий и хотел сделать подробный фотоотчет, но Икотафон на который все фиксировалось, в один прекрасный день, превратился в высокоинтегрированный кирпич, за что отдельное спасибо г-ну Мартынову, и весь отснятый материал так и остался в этом «российском» изделии, убийце айфона. Первый в моей жизни телефон, который кое-как проработав менее трех лет, благополучно покончил с этим бренным миром. Ни ронял, ни кидал и даже плавать ему не позволял. Обычно после трех лет эксплуатации покупал новый тел, передавая старый кому-нибудь из родственников на подмену, но этот выбился из установленного порядка. Просто удивляюсь, как такое УГ можно было дарить президенту.
Фотографии температуры ОЖ для разных тепловых режимов работы двигателя:
Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки
Устройство, запчасти и комплектующие.
ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ ТРАКТОРОВ
РЕГУЛИРОВКИ ТРАКТОРОВ МТЗ ___________________
ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ___________________
КАТАЛОГИ ЗАПЧАСТЕЙ МТЗ ___________________
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ___________________
- МТЗ-322/622
- МТЗ-422
- МТЗ-900
- МТЗ-90/92
- МТЗ-920
- МТЗ-952
- МТЗ-1021
- МТЗ-1025
- МТЗ-1220
- МТЗ-1523
- МТЗ-2022
- МТЗ-3022
- МТЗ-3522
СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ МТЗ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ___________________
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ___________________
Корректор по наддуву дизельного двигателя Д-260 трактора МТЗ-1221
1 ) 51.1110614 Рычаг
2 ) 2,0х12 Шплинт
3 ) 48.1110116 Тарелка
4 ) 48.1110115 Пружина холостого хода
5 ) 21.1110103-10 Ось
6 ) 22.1110173-20 Рычаг корректора
7 ) 48.1110282-20 Серьга пружины регулятора
9 ) 21.1110039 Замок
10 ) 21.1110114-03 Пружина
11 ) 21.1110282 Серьга пружины регулятора
12 ) SНСН5 Гайка
14 ) 21.1111349 Винт
15 ) 21.1110174-02 Шток корректора
16 ) 21.1110176-01 Пружина корректора
17 ) 21.1110021 Прокладка
18 ) 21.1110023 Контргайка корректора
19 ) 21.1110022 Колпачок корректора
20 ) 21.1110171 Ограничитель
21 ) 21.1110201 Пружина
22 ) 21.1110172-01 Винт регулировочный
23 ) 21.1110175 Контргайка регулировочного винта
24 ) 21.1110178-01 Корпус корректора
25 ) 51.1110179 Ось
26 ) 51.1110601 Шток
27 ) 51.1110602 Тарелка
28 ) 51.1110607 Тарелка
29 ) 51.1110606 Диафрагма
30 ) 51.1110604 Крышка
33 ) 26.1110591 Пружина
34 ) 26.1110616 Прокладка регулировочная
35 ) 51.1110621 Корпус
36 ) 51.1110584 Контргайка
37 ) 51.1110585 Прокладка
38 ) 51.1110609 Гайка
39 ) 51.1110613 Пружина
40 ) 51.1110617 Тарелка
41 ) 51.1110612 Контргайка
43 ) 51.1110024 Крышка регулятора
44 ) 21.1110016 Прокладка
51.1110614, 48.1110116, 48.1110115, 21.1110103-10, 22.1110173-20, 48.1110282-20, 21.1110039, 21.1110114-03, 21.1110282, 21.1111349, 21.1110174-02, 21.1110176-01, 21.1110021, 21.1110023, 21.1110022, 21.1110171, 21.1110201, 21.1110172-01, 21.1110175, 21.1110178-01, 51.1110179, 51.1110601, 51.1110602, 51.1110607, 51.1110606, 51.1110604, 26.1110591, 26.1110616, 51.1110621, 51.1110584, 51.1110585, 51.1110609, 51.1110613, 51.1110617, 51.1110612,
51.1110024, 21.1110016
Двигатель Д-260 трактора МТЗ-1221
Трансмиссия трактора МТЗ-1221
12. Высотные корректоры
При работе двигателя в высокогорных условиях наблюдается перерасход топлива, падение мощности двигателя, сокращение срока его службы.
Причиной, вызывающей подобные явления, является уменьшение плотности окружающего воздуха (удельного веса).
Так, вес одного кубического метра воздуха при давлении 760 мм рт. ст. и температуре 15° С составляет у„ = 1,225 кг/м3, на высоте же 4000 м над уровнем моря уа = 0,819 кг/м3. Это значит, что весовое наполнение цилиндров двигателя свежим зарядом уменьшается.
С уменьшением весового расхода воздуха двигателем одновременно уменьшается и расход топлива, но в значительно меньшей степени, чем воздуха, вследствие чего происходит переобогащение рабочей смеси и падение мощности.
Для предотвращения переобогащения горючей смеси в автомобильных карбюраторах начинают применять высотные корректоры, прототипом которых явились корректоры авиационных карбюраторов.
Существует несколько схем высотных корректоров, применяемых в авиационных карбюраторах. Наиболее распространены схемы, основными принципами действия которых являются следующие:
1) регулировка сечения главного топливного жиклера;
2) регулировка давления в поплавковой камере;
3) перепуск части воздуха в смесительную камеру помимо диффузора.
В настоящее время автомобильные карбюраторы с высотными корректорами выпускают две европейские фирмы: «Weber» и «Solex», причем первая выпускает карбюраторы с одноступенчатым ручным, а вторая — с автоматическим высотным корректором сильфонного типа.
принципиальная схема высотного корректора по типу схемы, выполненной в карбюраторе Weber DR-SP. Корректор состоит из клапана 1, выполненного заодно с зубчатой рейкой, и шестерни 2. Клапан перемещается по направляющему стержню 3.
Чтобы включить высотный корректор, поворачивают шестерню 2, которая через рейку
поднимает клапан из гнезда. При этом воздух из приемного воздушного патрубка через клапан поступает в задиффузорное пространство. Вследствие перепуска части воздуха мимо диффузоров в последних разрежение несколько снизится, а следовательно, уменьшится расход топлива через главную дозирующую систему.
Высотный корректор следует включать на высоте свыше 2000 м над уровнем моря, им также можно пользоваться с целью экономии топлива При езде по ровной дороге на установившихся режимах.
Естественно, что при работе двигателя на высоте свыше 2000 м над уровнем моря и при включенном корректоре горючая смесь будет обогащаться значительно слабее, чем без корректора.
На карбюраторах Solex высотные корректоры устанавливаются по требованиям заказчиков. Особенно широкое применение они нашли на туристских автомобилях. 46
Основное назначение указанного высотного корректора заключается в регулировании сечения главного топливного жиклера при изменении плотности воздуха с изменением высоты над уровнем моря.
Регулирование осуществляется посредством профилированной иглы, связанной механически с сильфонным устройством.
Принципиальная схема высотного корректора карбюратора Solex.
Конструктивно высотный корректор представляет собой отдельное устройство, ввинчиваемое вместо пробки главного жиклера. Сильфонное устройство 1 помещено в корпусе 2.
Игла 3 жестко связана с сильфоном и своей профилированной частью входит в калиброванную часть главного жиклера 4.
При изменении плотности воздуха, окружающего сильфон, последний деформируется и перемещает профилированную часть иглы относительно главного жиклера, изменяя его проходное сечение и тем самым состав смеси.
Смотрите также:
При техническом уходе за РУ, пусковой и защитной аппаратурой выполняют следующее.
3) состояние изоляции после технического осмотра и чистки распределительного устройства.
3) проверяют четкость срабатывания устройства УВТЗ-1 в рабочей схеме при обрыве и коротком
Пусковой кнопкой включают пускатель, при этом загорается сигнальная лампа.
Электрические пусковые устройства в большинстве случаев рассчитаны на напряжение 12 или 24 в.
Для получения больших крутящих моментов при малом весе пускового устройства можно использовать другой способ электрического пуска двигателей.
Стартер состоит из батареи (аккумулятора), ключа зажигания и пускового устройства с магнитным выключателем.
Управление двигателем, нагнетатель, высотный корректор
Управление двигателем, нагнетатель, высотный корректор.
Внимание! Без знаний этого материала невозможно ведение воздушного боя на высоте больше 2000 метров.
Нагнетатель. С чем его едят.
Для того чтобы топливо полностью сгорело необходимо соответствующее количество кислорода. Для повышения мощности двигателя на самолетах Второй Мировой использовался турбонаддув (специальная турбина, нагнетающая воздух под давлением). Соответственно подавая большее количество кислорода можно сжечь больше топлива за один цикл работы двигателя и тем самым увеличить его мощность. Устройство для наддува либо использовало энергию выхлопных газов, либо приводилось в действие от двигателя (иногда использовался специальный электрический, как например на Р-47).
На высоте, где плотность воздуха заметно падает необходимо изменить режим нагнетателя. На большинстве немецких, и союзных самолетах такой переход осуществляла автоматика. Советские самолеты имели более простую конструкцию и требовали ручного перевода режима.
Высоту переключения можно определить по прибору, но лучше запомнить табличные значения, чтобы в бою не отвлекаться на приборную панель.
На большинстве самолетов 2 режима работы нагнетателя. На И-185 и ряде американских – три.
Как уже упоминалось, для того чтобы топливо полностью сгорело необходимо соответствующее количество кислорода. Но на больших высотах, когда мощности нагнетателей уже не хватает, нарушается соотношение «топливо-воздух». Это приводит к забрызгиванию свечей, неполному сгоранию топлива, перегреву двигателя и главное к существенной потери мощности двигателя. Внешне проявляется появлением дымных полос за самолетом, нестабильной работой двигателя. Чтобы избежать этого необходимо уменьшить количество топлива в смеси.
Ниже я привожу данные по высотам переключения нагнетателя и воздушного корректора наиболее распространенных истребителей. Предупреждаю, для корректора приведена крайняя высота регулирования смеси, уже на подходе к этой границе возможен дымный выхлоп при высоких нагрузках, поэтому смесь регулируйте за 200 метров до приведенной величины.
Первая регулировка высотного корректора – 80% топливной смеси, затем каждые 2000 метров уменьшаете топливо на 20% для всех самолетов.
И-153 М-62 и И-153П
При наборе высоты выше 2200 метров необходимо перевести нагнетатель на ступень 2 («Следующая ступень»). При спуске ниже 2200 метров нагнетатель возвращается на ступень 1 («Предыдущая ступень»). На 4000 регулировка топливной смеси.
Тот же тип мотора, что и на И-153, соответственно, те же операции.
Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 3500 и на ступени 2 выше 3500).
Регулировку смеси необходимо производить на высотах 4000.
Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2200 м и на ступени 2 выше 2200 м.
Регулировка смеси производится на высотах 4000 м.
ЛаГГ-3 (серия 66, 29, 35) и ЛаГГ-3ИТ
Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2200 м и на ступени 2 выше 2200 м.
Регулировка смеси производится на высотах больше 3000 м.
Як-9 и его модификации Д, К, Т
Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2000 м и на ступени 2 выше 2000 м.
Регулировка смеси производится на высотах больше 3000 м.
Як (остальные модификации)
Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2000 м и на ступени 2 выше 2000 м.
Регулировка смеси производится на высотах больше 4000 м.
Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2800 м и на ступени 2 выше 2800 м.
Советская модификация с тем же двигателем, что и у ЛаГГ-3. Соответственно, требуются те же операции. Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2200 м и на ступени 2 выше 2200 м.
На высотах до 120 метров можно ставить высотный корректор на 120% Это даст прибавку мощности при взлете в режиме перегруза, с авианосцев, поможет уйти от преследования (на некоторых Ла например).
Для того чтобы регулировать высотный корректор нужно назначить клавиши на кнопки «Обеднить смесь» и «Обогатить смесь». Регулирование происходит по 20%. Для особо дотошных можно применить более точные значения по 10% назначив кнопки «Высотный корреткор 90%», 80% и т.д.