Что такое лужа в двигателе
Что такое лужа в двигателе
Лу́жа — относительно небольшое скопление жидкости (в большинстве случаев воды) в углублениях на поверхности земли или в неровностях какого-либо покрытия (тротуар, проезжая часть дороги и т. п.). Слово в русском языке достаточно древнее: в форме дательного падежа множественного числа «лужамъ» и современном значении оно встречается ещё в Воскресенской летописи под 1477 годом [1] [2] .
Содержание
- 1 Описание
- 2 Лужи на дорогах и тротуарах
- 3 Значение для живых организмов
- 4 В культуре и топонимике
- 5 Примечания
- 6 Литература
Описание [ править | править код ]
В старину на севере России лужи называли — ляга [3] [4] и лыва [5] , а в южных говорах калюжей [6] или калужей [7] .
Лужи образуются, например, после дождя или в результате таяния снега [8] и могут существовать до нескольких часов или дней, до тех пор, пока жидкость не просочится под землю или в дренажные системы или не испарится. Но бывают и лужи, которые существуют постоянно, так как образуются во впадинах, где нет естественного стока. Поперечные размеры и глубина лужи могут быть различны (длина — от нескольких сантиметров до десятков метров) в зависимости от погоды и рельефа местности.
Лужи на дорогах и тротуарах [ править | править код ]
Лужи на тротуарах создают помехи для передвижения и портят обувь и одежду пешеходов. Лужи на автомобильных дорогах повышают риск ДТП, снижая управляемость автомобиля (из-за эффекта аквапланирования) и видимость (из-за загрязнения лобового стекла), а также способствуют загрязнению автомобилей.
Лужи на дорогах и тротуарах являются следствием грубых нарушений правил дорожного строительства, заключающихся в отсутствии дренажа дорожного основания и/или несоблюдения принципа поперечного уклона дорожного покрытия. При подобных дефектах вода скапливается на поверхности вместо своевременного отведения в дренажные системы.
Значение для живых организмов [ править | править код ]
Лужа также является самой малой формой водоёмов [9] , а с точки зрения экологии и зоологии водные лужи представляют собой малые водные биотопы [10] . С помощью микроскопа в лужах можно обнаружить также микроскопические формы жизни (зоопланктон) [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] , которые одним из первых обнаружил Антони ван Левенгук в конце XVII века, рассматривая каплю воды из лужи [18] . Многих обитателей стоячих луж — дафний, босмин, диаптомусов, циклопов, личинки комаров, личинки стрекоз — можно разглядеть и в лупу [19] .
Для многих живых организмов, таких как, например, насекомые и ракообразные [20] , лужи привлекательны прохладой, повышенной влажностью и собственно наличием воды, в то время, как на возвышенностях обычно больше солнечного света и несколько теплее. В более глубоких лесных лужах развиваются земноводные: лягушки, жабы и тритоны, которые также могут останавливаться возле луж во время своего передвижения для отдыха в прохладе. Для бабочек лужи служат источником питательных веществ, таких как соли и аминокислоты [21] .
Лужи представляют определённую важность и для птиц: как источник воды для питья и водоём для купания. Ласточки используют влажную глину из луж для витья своих гнёзд. Одной из причин уменьшения популяции деревенской ласточки в некоторых странах Европы является исчезновение луж из ландшафта деревень, которое произошло в результате обновления и перестройки многих дорог (проект «экономические дороги») в рамках содействия сельскому хозяйству внутри Европейского союза.
Лужи имеют значение для млекопитающих и рыб. Лоси и кабаны используют лужи для того, чтобы напиться, когда поблизости нет крупных водоёмов. Например, при пересыхании некоторых горных ручьёв, впадающих в Сакмару, в углублениях — колдобинах — остаётся вода, то есть образуются лужи, в которых в течение лета каждый год обитают рыбы гольяны, а иногда ельцы и хариусы [22] .
Морфологическая флора луж сильно разнообразна [23] . В лужах встречаются различные формы планктонных водорослей [24] [25] , споровые растения [26] и др.
В культуре и топонимике [ править | править код ]
Дождевые лужи — притягательный объект для художников-пейзажистов, вдохновившие на создание многочисленных лирических произведений. Лужи изображены в работах Жан Батиста Коро [27] , Шарля-Франсуа Добиньи [28] , Марии Якунчиковой [29] , Михаила Козелла и др.
В советское время появилась детская песня «Что такое лужа?», музыка О. Хромушина, слова А. Крупицкой, которая начинается следующими строками [31] :
Лужа под автомобилем: что она означает
Если вы заметили под автомобилем какую-то техническую жидкость, то скорее всего неисправность уже себя проявила и пора обратиться в автосервис. Однако не лишним будет сначала разобраться, какая именно жидкость вытекала.
Почти все жидкости в автомобиле относительно токсичны. Поэтому не советуем пробовать их на вкус. Хотя некоторые автомеханики способны отличить автомобильные жидкости с закрытыми глазами, только по вкусу и запаху. Но при определении жидкости, возможно, придется коснуться ее пальцами. В этом нет ничего страшного, после этого нужно лишь вымыть рыки с мылом.
Коричневая или черная маслянистая лужа
Скорее всего, это моторное масло. Если автомобиль дизельный, то цвет лужи очень темный. У бензиновых, а особенно тех, что ездят и на газу, цвет масла более светлый (коричневый). Если под вашим автомобилем такая лужа – перед запуском двигателя нужно проверить уровень масла с помощью щупа. Стоит отметить, что у некоторых современных авто нет традиционного щупа и если уровень моторного масла падает ниже нормы – загорается соответствующее предупреждение.
Если уровень масла нормальный, можно спокойно своим ходом доехать до автосервиса. Но затягивать с устранением такой проблемы нельзя ни в коем случае, ведь из-за недостатка масла двигатель может сломаться, а ремонтировать его всегда дорого.
Светло-коричневая, красная или зеленая маслянистая лужа
Масло красного цвета (ATF) используется в автоматических коробках передач и гидроусилителях руля. Если оно давно не менялось, цвет может быть темно-красным и даже коричневым. Старое масло для классических автоматов и гидроусилителя руля имеет неприятный запах, который немного напоминает запах тухлой рыбы.
В механических коробках обычно используют масло желтого цвета, которое со временем становится коричневым. Оно также имеет очень резкий и неприятный синтетический запах (даже новое). А еще оно значительно гуще моторного масла.
Во многих моделях группы VAG в приводе гидроусилителя используют смазку зеленого цвета (со временем приобретает коричневый оттенок), которая почти не имеет запаха пока новая и начинает неприятно пахнуть, когда стареет. Также зеленая маслянистая жидкость есть в гидроусилителях некоторых старых моделей BMW и в приводе гидравлических подвесок Citroen.
Если вы заметили под авто подобную лужу – проверьте уровень жидкости в гидроусилителе руля или в коробке передач (если есть щуп). Если уровень в порядке и лужа совсем маленькая – до места ремонта доехать можно. Если нет – вызывайте эвакуатор. Автоматическая коробка с слишком низким уровнем смазки может очень быстро “умереть”.
Если же жидкость вытекала из механической коробки, осторожно проехать небольшое расстояние своим ходом все же можно.
Красная, зеленая или синяя немаслянистая лужа
Если это не жидкость из омывателя стекла (имеет спиртовой или ароматический запах), то это точно антифриз. Охлаждающая жидкость имеет сильно выраженный приторно-сладкий запах. Помните, что открывать крышку радиатора или расширительного бачка можно только на холодном двигателе. Когда двигатель горячий и в системе присутствует давление около одной атмосферы, то открытие крышки запрещено.
Если вытекает охлаждающая жидкость, двигатель может очень быстро перегреться. Ехать, даже на небольшое расстояние не рекомендуется. Лучше вызвать эвакуатор, или взять машину на буксир.
Желтая прозрачная лужа
Обычно такие лужи появляются возле колес, и если это не проделки соседской собаки, то скорее всего вытекала тормозная жидкость. При критическом падении уровня тормозной жидкости на панель приборов выводится предупредительный сигнал. Если его нет, все же стоит открыть капот и проверить уровень тормозной жидкости. Также можно при запущенном двигателе нажать на педаль тормоза – если она проваливается, в тормозной системе серьезная неисправность.
Конечно ехать никуда нельзя. Хотя у всех авто есть два тормозных контура, лучше не рисковать. Лучшим решением в такой ситуации будет вызов эвакуатора.
Прозрачная лужа
Если под автомобилем появилась лужа из воды – все нормально. Скорее всего это конденсат из климатической установки.
“Радужная” лужа
Скорее всего это топливо. Запах бензина или дизеля знает каждый автомобилист и отличить эти жидкости от других не станет проблемой. Впрочем, если с небольшим подтеканием дизеля еще можно доехать до места ремонта, то с бензином лучше не шутить – вероятность возгорания слишком велика.
Лужа под машиной. Это вода или фреон?
У многих из нас была такая ситуация: оставляешь летом машину на парковке у гипермаркета, возвращаешься, а там лужа.
Неподготовленного человека, озабоченного состоянием своего автомобиля, это повергнуть в легкий шок. «Что, откуда, почему эти вопросы точно возникнут.
Скорее всего, эта образовалась из-за работы кондиционера. И вот, почему.
Конденсат
Если машина оборудована кондиционером, то наличие водяной лужи под ней свойственное явление.
Достаточно вспомнить бытовые кондиционеры, обязательной составляющей которых является трубка для отвода конденсата.
Причина его образования – переход воды, содержащейся в воздухе, из газообразного состояния в жидкое из-за большой разницы температур соприкасающихся поверхностей.
Именно поэтому на холодных стенках радиатора кондиционера появляются капельки влаги, которые и стекают вниз.
Лужа образуется, как правило, под капотом, и становится особенно заметной при длительном нахождении на одном месте.
Конденсат может вытекать из выхлопной трубы, что также является естественным процессом и не несет серьезной опасности.
Образование влаги, помимо разницы температур воздуха и поверхностей, связано с работой каталитического нейтрализатора.
Вода в небольших пропорциях также содержится в бензине, при сгорании которого она испаряется и оседает на стенках выхлопной системы.
Наибольшее количество влаги выходит из трубы во время прогрева двигателя, когда накопившийся конденсат попросту не успевает испаряться.
Фреон
Однако как понять, что лужа возникла именно из-за воды, а не вытекающего фреона?
На самом деле, вероятность того, что жидкое пятно образовано хладагентом, очень мала.
Даже если система охлаждения разгерметизирована, имеющий высокую летучесть фреон будет испаряться, а не вытекать.
Некоторые хладагенты начинают кипеть уже при — 20 C.
Поэтому, чтобы под машиной образовалась лужа из фреона, требуется одномоментное вытекание большого количества рабочей жидкости, что возможно только при серьезном повреждении.
Использующиеся в системе кондиционирования виды фреонов представляют собой бесцветный газ, поэтому для обнаружения их утечек применяют специальные методы, требующие дополнительного оборудования:
- С помощью ультрофиолетовой лампы и красителя;
- С помощью детектора;
- С помощью создания в системе высокого давления.
О наличии утечки фреона косвенно может свидетельствовать медленное охлаждение воздуха в салоне при включенном кондиционере или появление постороннего запаха.
Помимо воды и фреона, причиной образования лужи под автомобилем могут быть утечки стеклоомывающей, тормозной, амортизаторной жидкостей, смазочного материала гидроусилителя.
Если развивать тему дальше, что на асфальт могут вытечь электролит, антифриз, моторное и трансмиссионное масло, бензин.
Чтобы наверняка определить вид жидкости, не постесняйтесь проверить жидкость на ощупь, запах и цвет.
Обычная консистенция, отсутствие резкого запаха и цвета укажут на воду, в то время как более вязкие жидкости станут сигналом срочно обратиться в сервис.
Россиянам рассказали, что делать с утонувшим в луже автомобилем
Фото: Москва 24/Игорь Иванко
Эксперты рассказали, что делать с утонувшим в луже автомобилем, а также как не приобрести подобную машину, сообщает газета «Известия».
Отмечается, что прохождение лужи может обернуться последствиями для любого автомобиля. Например, вода может попасть в двигатель, в результате чего случится гидроудар. За этим последует ремонт или замена силового агрегата, что обернется большими затратами.
Эксперты считают, что лишь крупные внедорожники могут без последствий справиться с преодолением водной преграды. Однако, по мнению главного редактора журнала «За рулем» Максима Кадакова, лучше вовсе миновать преграду, если нет уверенности, что автомобиль сможет преодолеть брод.
«Если перед тобой лужу уже преодолела другая машина, то ехать нужно аккуратно, с постоянной скоростью. Иначе волна начнет либо обгонять автомобиль, либо его настигнет. Вроде бы брод неглубокий, а с волной получается сантиметров на десять глубже», – отметил Кадаков.
Он подчеркнул, что наиболее серьезными последствиями обернется засос воды двигателем. Если это случилось, и машина заглохла, то лучше уже ее не заводить.
«У подкапотного пространства есть временное водоизмещение – снизу защита, сверху капот, щели есть, но вода туда попадает не мгновенно. Как только автомобиль встал, уровень воды поднялся. Выходить из машины в такой ситуации неприятно, но пусть вода лучше попадет в салон, чем заводить двигатель и поймать гидроудар», – отметил Кадаков.
Он добавил, что в таких ситуациях лучше как можно быстрее отправить машину на высокое место с помощью пассажиров или пешеходов. Также можно попросить проезжающий грузовик взять ее на буксир или хотя бы толкнуть бампером. С аккумулятора необходимо снять клеммы, если его еще не залило водой.
Директор по сервису «Авилон Volkswagen» Константин Епаненшиков отметил, что просушить автомобиль необходимо как можно быстрее во избежание неприятного запаха. В случае сильного затопления автомобиля потребуется демонтаж салона в сервисе. В такой ситуации просушка может занять от двух до трех дней.
Что касается страховки, то получить выплату по ОСАГО не удастся, поскольку она рассчитана лишь на защиту в случае ДТП. В каско также не всегда включено покрытие ущерба в результате стихийных бедствий. Однако, как правило, стандартный полис включает в себя этот пункт.
А вот восстановить двигатель от гидроудара по каско не получится, поскольку для страховки необходимо, чтобы повреждение стало следствием прямого воздействия неблагоприятных погодных условий. Директор по правовым вопросам агрегатора «Страховка.ру» Антон Алферов отметил, что гидроудар может быть признан страховым также в случае его возникновения в результате ДТП.
«Если водитель на автомобиле решил штурмовать какой-то водоем вброд, то такое событие страховым признано не будет», – заявил Алферов.
Если же автомобиль затопило, то в таком случае необходимо срочно обратиться в страховую компанию и сообщить об этом. Также водитель должен сделать фотографии машины с разных ракурсов и привязкой к местности.
Ведущий юрист «Европейской Юридической Службы» Орест Мацала отметил, что подобные случаи лучше фиксировать через правоохранительные органы.
«Звоним по телефону 112, сообщаем о случившемся и ожидаем прибытия сотрудника. Он все зафиксирует. О результатах будет предоставлен письменный ответ, который пострадавший приложит к заявлению в страховую компанию», – отметил Мацала.
Коммерческий директор «Страховка.ру» Григорий Игнатенко подчеркнул, что для получения выплаты должна быть установлена прямая связь между повреждением и событием. В связи с этим потерпевшему необходимо будет получить справку из Росгидрометцентра, в которой будет отмечено, что здесь произошло стихийное бедствие.
Эксперты считают, что автомобилисты могут получить компенсацию за утонувшую машину, если инцидент произошел в результате ненадлежащей работы городских служб. Что касается подземного паркинга, который был затоплен в результате стихийного бедствия, то для получения средств нужно будет доказать, что виновником ущерба является собственник, который плохо следил за состоянием паркинга. В противном случае в иске будет отказано.
Помимо гидроудара, заполнение машины водой грозит иными техническими проблемами. В частности, кузов начинает ускоренно ржаветь, а электронные системы барахлят. Поэтому от подобных автомобилей пытаются как можно скорее избавиться.
Директор департамента послепродажного обслуживания «АвтоСпецЦентра» Игорь Серебряков рассказал о признаках утопленного автомобиля, который пытаются продать.
«Основными признаками автомобиля, который был утоплен, являются низкая стоимость, запах сырости в салоне и в багажнике, конденсат, запотевание на оптике, стоп-сигналах, внутри фар, налет на металлических поверхностях под капотом», – отметил Серебряков.
Он добавил, что с такими автомобилями, как правило, дилеры не работают в связи с репутационными рисками. Однако, по словам директора розничной сети автомобилей с пробегом Automama Михаила Ерцева, не все дилеры осуществляют полноценную проверку автомобиля, принимая его в трейд-ин. Он отметил, что дисконт от рыночной цены, с которым они принимают машины, позволяет пренебречь рисками.
«Бывший «утопленник» – это всегда непредсказуемая покупка. Избежать неприятностей можно при осмотре на подъемнике. Плюс необходима профессиональная диагностика не только блоков управления двигателем и трансмиссии, но и всех других электронных систем, включая проверку работоспособности всех электроприводов», – отметил Ерцев.
Ранее эксперты дали рекомендации по избежанию проблем при приобретении автомобиля с пробегом. Они отметили, что большинство методов обмана покупателей основаны на искажении реальной истории автомобиля.