Что такое маслоприемник в двигателе
Маслоприемники
Для того чтобы масляный насос забирал из картера масло из верхних слоев, содержащих мало взвешенных частиц металла (продуктов износа) и пыли, которые под действием силы тяжести опускаются в нижние слои масла, на двигателях устанавливается плавающий масло-приемник (фиг. 54).
Маслоприемник представляет собой стальной поплавок, в дно и цилиндрическую стенку которого впаяна трубка.
Через конец трубки, выходящий из дна поплавка, масло засасывается масляным насосом. Снаружи поплавка имеется сетка, огражденная поддоном, который завальцовывается вместе с сеткой на корпусе поплавка. В центре сетки имеется отверстие, облицованное стальным ободком. Упругостью сетки ободок отверстия прижимается к поддону, и масло в трубку может попасть только пройдя предварительную сетку. Это предотвращает попадание в масляную систему крупных частиц грязи, плавающей на поверхности масла, ворса, хлопьев и т. п.
Когда сетка забивается, под ней создается разрежение, под действием которого она деформируется, и масло начинает поступать через центральное отверстие сетки.
Другой конец трубки поплавка входит в литой из цинкового сплава патрубок, который навернут на приемную трубку масляного насоса, установленную на резьбе в блоке цилиндров и соединенную сверлеными каналами с масляным насосом. На этом конце трубки поплавка припаян ограничитель поворота в виде вилки, а на патрубке имеется прилив, который ограничивает движение поплавка как вверх, так и вниз. От осевых перемещений поплавок удерживается в патрубке шплинтом, который проходит через сверление в патрубке и входит в круговой паз на муфте ограничителя поворота поплавка.
Шарнирное соединение поплавка с патрубком всегда находится в масле, благодаря чему предотвращается подсос воздуха насосом через это соединение.
Для надежной работы поплавка и во избежание порчи его шатунами маслоприемник устанавливается в определенное положение и закрепляется контргайками на приемной трубке насоса. На двигателе М-21 приемная трубка насоса и патрубок составляют общую отливку с крышкой насоса.
Описанный маслоприемник устанавливается на все двигатели, кроме двигателя ГАЗ-13, на котором устанавливается поплавок несколько отличной конструкции (фиг. 55).
Здесь в центральное отверстие сетки ставится резиновый клапан в виде круглой пластинки, имеющей в центре крестообразный разрез и по окружности паз, которым она удерживается в отверстии поддона поплавка.
Цилиндрическая отбуртовка у отверстия в центре поддона входит в отверстие сетки и развальцовывается.
Получившиеся в результате разреза рези-
новой пластинки четыре лепестка и являются клапаном, который открывается, когда сетка забьется.
В корпус маслоприемника запаивается короткая трубка, в которую входит отогнутый конец приемной трубки насоса. Штампованный ограничитель поворота, припаянный к выступающему концу трубки поплавка, перемещается в пределах двух выступов ограничителя, припаянного к приемной трубке насоса. От осевых перемещений поплавок удерживается загнутым за ограничитель приемной трубки выступом (усиком) ограничителя поплавка.
Приемная трубка насоса устанавливается на блок так же, как и на двигателях М-20, ГАЗ-51 и ГАЗ-12.
Неисправности масляного насоса
Неисправности масляного насоса могут значительно навредить двигателю автомобиля, поскольку из-за них нарушается нормальная циркуляция моторного масла по системе. Причинами поломки может быть некачественное используемое масло, его низкий уровень в картере, выход из строя редукционного клапана, загрязнение масляного фильтра, засор сетки маслоприемника и несколько других. Проверить состояние масляного насоса можно как с его демонтажем, так и без него.
Признаки неисправности масляного насоса
Существует несколько типовых симптомов неисправности масляного насоса. К ним относится:
- Снижение давления масла в двигателе. Об этом будет сигнализировать лампочка масленки на приборной панели.
- Повышение давления масла в двигателе. Моторное масло выдавливает из различных уплотнений и мест стыка в системе. Например, сальников, прокладок, места соединения масляного фильтра. В более редких случаях из-за избыточного давления в масляной системе машина вообще отказывается заводиться. Это происходит потому, что гидрокомпенсаторы перестанут выполнять свои функции, и соответственно, плохо функционируют клапана.
- Увеличение расхода масла. Возникает из-за утечки либо угара.
При этом необходимо понимать, что некоторые из них могут указывать и на выход из строя других элементов масляной системы. Поэтому проверку желательно проводить в комплексе.
Причины неисправности масляного насоса
Причину по которой маслонасос вышел из строя может определить диагностика. Есть как минимум 8 основных неисправностей масляного насоса. К ним относится:
- Забитая сеточка маслоприемника. Она находится на входе в насос, и в ее функции входит грубое фильтрование моторного масла. Как и масляный фильтр системы, она постепенно забивается мелким мусором и шлаком (часто такой шлак образовывается в следствии промывки двигателя различными средствами).
- Неисправность редукционного клапана масляного насоса. Обычно выходит из строя входящие в его конструкцию поршень и пружина.
- Износ внутренней поверхности корпуса насоса, так называемого «зеркала». Возникает по естественным причинам в процессе эксплуатации мотора.
- Износ рабочих поверхностей (лопастей, шлицов, осей) шестерен масляного насоса. Случается как со временем долгой эксплуатации, таки из-за редких замен (очень густого) масла.
- Использование грязного или неподходящего моторного масла. Наличие мусора в масле может быть по разным причинам — неаккуратная установка насоса или фильтра, использование некачественной смазывающей жидкости.
- Небрежная сборка насоса. В частности, допущено попадание различного мусора в масло или насос был неправильно собран.
- Падение уровня масла в картере двигателя. В таких условиях насос работает с избыточной производительностью, из-за чего перегревается и может преждевременно выйти из строя.
- Грязный масляный фильтр. Когда фильтр очень забит насосу приходится прилагать значительные усилия для прокачки масла. Это приводит к его износу и частичному или полному выходу из строя.
Вне зависимости от причины, вызвавшей частичный выход из строя масляного насоса, необходимо выполнить его детальную проверку и при необходимости сделать ремонт или полную замену.
Как определить неисправность масляного насоса
Существует два типа проверки насоса — без его демонтажа и с демонтажом. Не снимая насос в его неисправности можно убедиться лишь в случае, когда он уже в «предсмертном» состоянии, поэтому лучше все же извлечь его для выполнения детальной диагностики.
Как проверить масляный насос, не снимая
Перед тем как непосредственно проверить насос, имеет смысл с помощью манометра проверить давление масла в системе. Так вы сможете убедиться в том что лампочка давления масла работает корректно и загорелась не зря. Для этого манометр вкручивается вместо датчика давления аварийной лампы.
Обратите внимание, что значение давления зачастую падает именно «на горячую», то есть, на прогретом двигателе. Поэтому тест нужно проводить на прогретом движке и холостых оборотах. Минимальное и максимальные значения давления у разных машин будет отличаться. Например, у ВАЗ «классики» (ВАЗ 2101-2107) значение минимального аварийного давления составляет 0,35…0,45 кгс/см². Именно в таких условиях и срабатывает аварийная лампа на панели приборов. Нормальное значение давления составляет 3,5…4,5 кгс/см² при скорости вращения 5600 оборотов в минуту.
На той же «классике» можно проверить масляный насос, не снимая его с посадочного места. Для этого нужно демонтировать трамблер, и извлечь приводную шестерню насоса. Далее оценить ее состояние. Если на ее поверхности имеют место многочисленные задиры на лопастях или на оси шестерни, то нужно выполнить демонтаж насоса. Также стоит обратить внимание на шлицы шестерни. Если они сбиты — значит, насос подклинивал. Обычно это происходит из-за наличия мусора и/или шлака в масле.
Другая проверка без демонтажа насоса — проверка люфта его штока. Делается это аналогично, при снятом трамблере и демонтированной шестерне. Необходимо взять длинную отвертку и попросту пошевелить ею шток. Если имеется люфт — значит, насос вышел из строя. На нормальном рабочем насосе зазор между поверхностями штока и корпуса должен составлять 0,1 мм, соответственно, и люфта практически нет.
Сетка маслоприемника
Для дальнейшей проверки необходимо демонтировать и разобрать насос. Делается это еще и для того, чтобы в дальнейшем промыть их скопившегося мусора. Вначале нужно открутить маслоприемник. При этом необходимо проверить состояние имеющегося в месте стыка уплотнительного кольца. Если оно значительно затвердело — желательно его поменять. Особое внимание уделите сеточке маслоприемника, поскольку чаще всего именно она становится причиной того, что насос плохо прокачивает масло. Соответственно, если она забита — ее нужно прочистить, а то и поменять полностью маслоприемник в комплекте с сеточкой.
Проверка редукционного клапана
Следующий элемент для проверки — редукционный клапан. Задача этого элемента — сброс излишнего давления в системе. Основные составляющие — поршень и пружина. При достижении крайнего значения давления пружина срабатывает и масло через поршень выливается обратно в систему, тем самым выравнивая давление. Чаще всего неисправность редукционного клапана масляного насоса заключается в негодности пружины. Она либо теряет жесткость, либо лопается.
В зависимости от конструкции насоса клапан можно демонтировать (развальцевать). Далее нужно оценить износ поршня. Желательно почистить его с помощью очень мелкой наждачной бумаги, побрызгать аэрозолем очистителя для дальнейшей нормальной работы.
Обязательно нужно осмотреть место прилегания клапана к месту его прилегания на корпусе. Там не должно быть ни рисок, ни задиров. Эти дефекты могут привести к снижению давления в системе (понижению работы эффективности насоса). Что касается пружины клапана для той же ВАЗ «классики», то ее размер в спокойном состоянии должен составлять 38 мм.
Корпус и шестерни насоса
Нужно осмотреть состояние внутренних поверхностей крышки, корпуса насоса, а также состояние лопастей. При их значительном повреждении снижается эффективность работы насоса. Существует несколько типовых тестов.
Проверка зазора между шестерней и корпусом масляного насоса
Первый — проверка зазора между соприкасающимися лопастями двух шестерен. Замер производится при помощи набора специальных щупов (инструменты для замера зазоров с различной толщиной). Другой вариант — штангенциркуль. В зависимости от модели конкретного насоса, допустимый максимальный зазор будет отличаться, поэтому соответствующую информацию необходимо уточнять дополнительно.
Например, у нового оригинального масляного насоса автомобиля Volkswagen B3 зазор составляет 0,05 мм, а максимально допустимый — 0,2 мм. При превышении этого зазора насос подлежит замене. Аналогичное максимальное значение у ВАЗ «классики» — 0,25 мм.
Выработка на шестерне маслонасоса
Второй тест заключается в измерении зазора между торцевой поверхностью шестеренки и корпусом крышки насоса. Для выполнения измерения сверху на корпус насоса нужно поставить металлическую линейку (или подобное приспособление) и с помощью тех же щупов замерить расстояние между торцевой стороной шестерен и установленной линейкой. Тут аналогично, максимально допустимое расстояние нужно уточнять дополнительно. У того же насоса Пассат Б3 максимально допустимый зазор составляет 0,15 мм. Если он больше — нужен новый насос. У ВАЗ «классики» это значение должно находиться в пределах 0,066…0,161 мм. А предельный аварийный зазор — 0,2 мм.
В маслонасосе ВАЗ также нужно обратить внимание на состояние бронзовой втулки шестерни привода. Извлекается из блока двигателя. Если на ней имеются в значительном количестве задиры, то ее лучше заменить. Аналогично стоит проверить состояние ее посадочного места. Перед установкой новой втулки желательно почистить.
Если выявлены повреждения «зеркала» и самих лопастей — можно попробовать на специальном оборудовании в автосервисе попробовать проточить их. Однако зачастую это либо невозможно, либо нецелесообразно, поэтому приходится покупать новый насос.
Дополнительные советы
Отдельно стоит заметить, что для избежание проблем с масляной системой, в том числе с насосом, необходимо периодически контролировать уровень масла в картере, проверять его качество (не сильно ли оно почернело/загустело), менять моторное масло и масляный фильтр в соответствии с регламентом. А также пользоваться моторным маслом с характеристиками, предписанными производителем двигателя автомобиля.
При необходимости покупки нового масляного насоса в идеале нужно покупать, конечно же, оригинальный агрегат. Особенно это касается машин среднего и высшего ценового диапазона. Китайские аналоги мало того что отличаются малым сроком эксплуатации, так еще и могут вызвать проблему с давлением масла в системе.
Заключение
Неисправность, пусть даже незначительная, масляного насоса может привести к серьезным поломкам других элементов двигателя. Поэтому при возникновении признаков его неисправности необходимо как можно быстрее выполнить соответствующую проверку, а при необходимости ремонт или замену.
Самостоятельно выполнить проверку имеет смысл лишь в случае, если у автовладельца имеется соответствующий опыт выполнения подобных работ, а также понимание выполнения всех этапов работы. В противном случае лучше обратиться за помощью в автосервис.
Что такое маслоприемник в двигателе
Известна масса случаев, когда перескочивший зубчатый ремень приводил к капремонту. Но иногда происходят любопытные вещи: например, перескок ремня глушит двигатель, и предотвращает потенциальные неприятные последствия. Как такое возможно? Это легко объяснить на примере одного подобного случая.
Один владелец десятилетнего дизельного Hyundai SantaFe столкнулся в не совсем понятной ситуацией. На ходу начал помаргивать индикатор масла. Владелец проверил уровень – тот в норме. Спросил у своего знакомого, который считался знающим человеком: в чем может быть дело? Тот ответил, что если уровень масла нормальный, то не о чем беспокоиться. А то, что лампочка мигает – ерунда: барахлит электроника, само пройдет. Автовладелец послушал совета, и продолжил ездить, как ни в чем ни бывало. «Знающий человек» оказался не прав. Через некоторое время двигатель заглох на ходу, и больше не запускался. Машину привезли в сервис, и стали разбираться.
Выяснилось, что мотор заглох потому, что перескочил ремень. Но почему он перескочил? И, раз уж машина в сервисе, почему мигал индикатор масла? Тот факт, что уровень масла в норме еще ни о чем не говорит: индикатор масла сигнализирует о проблеме не с количеством масла, а с давлением. Масляный насос был в порядке, а вот маслоприемник – нет: он забился (см. фото). Итак, найдена причина, почему моргал индикатор. Кстати, владельцы, которые с похожей ситуацией сталкивались, отмечали, что обычно индикатор загорался либо при повышении оборотов, либо при подъеме в гору.
Так выглядит маслоприемник в нормальном состоянии, и в забитом.
Слева новая уплотнительная шайба, справа – прогоревшая.
Опять же, понятно почему: при небольших оборотах того, что удается засосать через забитый маслоприемник, еще как-то хватает. Но стоит возрасти нагрузке, и этого уже недостаточно.
Почему забился маслоприемник? К счастью, механики были опытные, и уже знали ответ: прогорели уплотнительные медные шайбы под форсунками. От этого содержащие сажу выхлопные газы прорываются в масляную систему, и масло коксуется. По-простому говоря, в масле образуется что-то вроде гранул. Гранулы сливаются в картер, а потом забивают сетку маслоприемника. У прорыва газов через прогоревшие шайбы есть и другие последствия. В картере повышается давление, в результате чего может начать выдавливать сальники. Также из-за попадания и спекания сажи в колодцах нередко возникают проблемы с демонтажом форсунок.
Прогар уплотнительных шайб – явление достаточно распространенное. Кроме упомянутого двигателя (2.2-литровый дизель Hyundai), эта неприятность была свойственна, например, дорестайлинговому 3,0-литровому дизелю, который устанавливали на Toyota Land Cruiser 120, некоторым моторам Mercedes-Benz, Peugeot, и другим. Как правило, это происходит после отметки 100 тыс. км на одометре. В данном случае пробег составлял около 140 тыс. км. Для одних моделей (в частности, упомянутого дизеля Toyota 3.0 D4D) производитель впоследствии заменил медные шайбы на более термостойкие, для других штатного решения предложено не было. Но суть не в этом.
Следующий вопрос: почему перескочил ремень – совпадение? Это зависит от модели. На автомобилях, где натяжитель ремня выдвигается масляным давлением, это – закономерность. Упало давление – натяжитель выдвинулся не полностью, ремень перескочил. Известны случаи, когда ремень перескакивал на 5…8 зубьев, и ни о каких хороших последствиях в этом случае говорить не приходится. В данном же случае произошла счастливая случайность. Натяжитель был установлен неправильно при замене ремня. Он хоть и не обеспечивал должного натяжения, но конструкция мотора такова, что натяжитель все-таки как-то работал. При падении давления масла начал подклинивать распредвал, нагрузка на ремень возросла, и он перескочил через слабый натяжитель. К счастью, перескочил всего на один зуб, и без последствий.
К чему это все? К тому, что упомянутый случай – счастливое исключение, лишь подтверждающее правило. Индикатор давления масла придумали не зря. И если «знающие люди» советуют не обращать на него внимания, то стоит ли прислушиваться к таким советам?
Определяем масляное голодание двигателя: причины, признаки и последствия
Масло, которое мы заливаем в двигатель, изнашивается само по себе даже в том случае, когда автомобиль спокойно стоит в гараже — оно окисляется. Тем более износ масла неизбежен при активной эксплуатации двигателя под серьёзными нагрузками. Одним из больших испытаний для двигателя может стать масляное голодание — как его избежать, признаки и последствия, и как определить масляное голодание, выясним прямо сейчас.
Что такое масляное голодание двигателя?
Из-за недостаточного количества смазки алюминий почти расплавился
Недостаток смазки в некоторых узлах в определённых режимах работы двигателя теоретически называется масляным голоданием.
По понятным причинам при отсутствии смазки в трущихся узлах, они моментально выходят из строя. Опасность масляного голодания мотора в том, что оно может наступить мгновенно и практически полностью уничтожить основные узлы двигателя:
- коленвал,
- распредвал,
- газораспределительный механизм,
- цилиндро-поршневую группу,
- другие жизненно важные и дорогие узлы и агрегаты.
Сорванная шпонка распредвала (из-за недостаточной смазки)
На ровном месте!
На ровном месте масляное голодание не возникает , и как правило, вся вина на поломке лежит только на владельце автомобиля или мотористах, делавших ремонт. Как известно, масло находится в картере в нужном для смазки количестве и подаётся в систему с помощью масляного насоса. В том случае, когда масло не может добраться до отдельных трущихся узлов, наступает масляное голодание. Причин для этого может быть масса.
Как определить масляное голодание
Тут сразу было видно, что двигатель «голодал маслом»
Вначале об определении масляного голодания двигателя, поскольку спектр симптомов достаточно широк — от падения мощности двигателя, до перегрева, посторонних шумов и стуков. Все это говорит об износе определённых, характерных для каждого двигателя узлов. К примеру, в самых распространённых верхневальных бензиновых моторах часто встречается ускоренный износ и повышенный шум при работе газораспределительного механизма.
Последствия
Последствия же могут быть самые разные — заклинивание распредвала, излом распредвала, загибы клапанов, разрушение коромысел клапанов, проворот вкладышей коленвала, заклинивание колец в гильзе вплоть до разрушения поршней.
Кроме этого, могут залечь маслосъемные кольца, что приведёт к ещё большему перерасходу масла и заклиниванию двигателя. Сизый густой дым из выхлопной трубы как раз скажет о неисправности маслосъемных колец и высоком расходе масла.
Причины масляного голодания
Работа двигателя в режиме масляного голодания почти во всех случаях сопровождается повышенной температурой, на что нужно обязательно обращать внимание. Кроме того, давление масла в системе может быть либо очень низким (о чём скажет контрольная лампа давления масла на панели приборов), либо нестабильным. Все это может быть вызвано такими причинами:
- Недостаточный уровень масла в поддоне . Смазки попросту не хватает для обработки всех подшипников скольжения, масляная плёнка отсутствует, детали работают практически всухую. Именно поэтому важно проверять уровень масла в двигателе хотя бы раз в неделю, а при активной эксплуатации ещё чаще. Кроме этого, необходимо внимательно следить за подтёками масла и при необходимости принимать меры по устранению течей.
Щуп масла в двигателе (сверху аналог, снизу оригинал). Не верные показания щупа могут вовремя не указать владельцу автомобиля о недостаточном уровне смазки.
Забитый грязью маслоприёмник
Разборка масляного фильтра
Видео о масляном голодании двигателя на высоких оборотах
Выводы
Как видим, причин масляного голодания может быть предостаточно, а чтобы не допустить поломки нужно просто время от времени проверять уровень масла и соблюдать регламент его замены, вовремя ликвидировать течи. Тогда двигатель прослужит долго и без дорогих ремонтов. Качественного всем масла и добрых дорог!
Как самостоятельно заменить приемник масляного насоса
Масляный насос активная ссылка переход в корзину масляный насос силового агрегата – один из наиболее важных агрегатов, обеспечивающих бесперебойное функционирование двигателя автомобиля. Функцией данного устройства является обеспечение циркуляции смазки по жизненно важным системам силового агрегата и подача масла ко всем его элементам.
Для предотвращения масляного голодания (пониженное давление масла) в двигателе, необходимо очистить от грязи п риемник насоса масляного (маслозаборник, маслоприемник) .
При сильном засорении маслоприемника, у двигателя автомобиля начинает развиваться масленое голодание, из-за чего в будущем может произойти проворачивание вкладышей, и полный отказ двигателя в работе. Что бы этого не произошло нужно периодически очищать, или же если нет возможности, то в таком случае заменять маслоприемник!
НЕ ТОРМОЗИ — ПОКУПАЙ ДЕШЕВЛЕ ! ! !
Чтобы добраться до него, Вам необходимо выполнить следующие действия:
— Загоняете автомобиль, на смотровую яму.
— Отсоединяете провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
— С самого низу двигателя автомобиля, снимаете защиту картера.
— Сливаете моторное масло активная ссылка переход в корзину моторное масло из двигателя автомобиля .
— Отворачиваете три болта, которые крепят нижнюю часть крышки, к самому картеру сцепления.
— Снимаете крышку, со своего установочного места, то есть, с картера сцепления.
— Отворачиваете все шестнадцать болтов активная ссылка переход в корзину метизы , которые крепят поддон к двигателю автомобиля.
— аккуратно снимаете поддон картера, совместно с прокладкой активная ссылка переход в корзину прокладка картера с двигателя автомобиля.
П оддон картера активная ссылка переход в корзину поддон картера , отсоединяйте от двигателя, при помощи отвертки!
— При помощи удлинителя с накидкой головкой отворачиваете два болта активная ссылка переход в корзину метизы , которые крепят маслоприемник ко второй крышке.
— После того как болты будут откручены, возьмите в руки гаечный ключ, и отверните с его помощью последний болт, который крепит маслоприемник к корпусу масляного насоса.
— Снимаете маслоприемник, с нижней части двигателя автомобиля.
— При помощи отвертки поддеваете уплотнительное кольцо, которое на нем установлено, снимаете его и меняете на новый.
Переходите к очистки сетки маслоприемника от грязи, для этого:
— В озьмите в руки какой ни будь хороший растворитель, тщательно промойте сетку маслоприемника от грязи.
— К огда промывка будет закончена, продуйте эту сетку сжатым воздухом.
Это делается для того, что бы она быстрее высохла от растворителя, и напрочь убрались все мелкие оставшиеся частички грязи!
Если Вам не удалось, качественно почистить маслоприемник, наличие сильной коррозии метала, нарушена сетка, требуется его замена.
НЕ ТОРМОЗИ — ПОКУПАЙ ДЕШЕВЛЕ ! ! !
Перед началом установкиприемника насоса масляного (маслозаборника, маслоприемника) 2108-2112, смажьте моторным маслом новое уплотнительное кольцо, желательно тем же маслом, который залит у Вас в двигателе автомобиля!
— Устанавливаете маслоприемник на свое место, заворачиваете болт крепления маслоприемника к корпусу масляного насоса.
— Завернув болт, взяв в руки удлинитель с накидной головкой, заворачиваете с его помощью два оставшихся болта, которые крепят маслоприемник ко второй крышки.
Что бы новая прокладка не слетела с поддона, при его установки, для удобства, ее можно будет смазать при помощи консистентной смазки!
— Совместно с новой прокладкой, устанавливаете поддон, на свое место, и после чего заворачиваете все его удерживающие болты, при помощи удлинителя, с накидной головкой.
— Следом устанавливаете на свое место, крышку картера сцепления активная ссылка переход в корзину крышка картера сцепления , и после чего заворачиваете три болта, которые крепят эту крышку.
— Заливаете моторное масло, в двигатель автомобиля.
— Устанавливаете защиту картера активная ссылка переход в корзину защита картера, на свое место.
Не забудьте п одсоединить провод на клемму «минус» аккумуляторной батареи.