Моточасы двигателя машины — что это и зачем нужно
Моточасы двигателя машины — что это и зачем нужно?
Как опытные водители измеряют ресурс работы двигателя с помощью моточасов?
- Почему важно знать количество моточасов?
- Как рассчитать количество моточасов?
Моточасы – единица измерения фактически отработанного времени двигателя с учетом среднего количества оборотов коленвала. Данный параметр может быть рассчитан для любого типа ДВС (двигателей внутреннего сгорания): бензиновые, дизельные, двухтактные и т.д. В отношении легкового автомобиля моточас позволяет понять реальный износ мотора – это более объективный показатель, чем километраж. Например, жители мегаполисов много времени проводят в пробках, километраж не растет, а износ двигателя увеличивается.
Почему важно знать количество моточасов?
На автосервисах и центрах замены масла всегда указывается километраж, наездив который водителю нужно менять моторное масло. Обычно – это 10 000 – 15 000 км, хотя фактически периодичность замены зависит от моточасов. Например, в лодочных моторах масло меняют только по данному параметру, без учета километража. Тем более стоит учесть, что у каждого авто свои особенности эксплуатации и если машина часто стоит в пробках, масло раньше выработает свой ресурс, что на долгой дистанции приведет к появлению проблем с мотором.Указание километража имеет смысл, если он будет наезжен в идеальном смешанном цикле, без длительных простоев авто в пробках и прогревов в зимнее время.
Источник изображения: auto-volgograd.com
На основании независимого исследования были опубликованы данные по выработке ресурса масла в моточасах, в зависимости от его типа:
- Минеральное масло – 150 часов;
- Полусинтетическое масло – 250 часов;
- Синтетическое масло – от 250 до 450 часов в зависимости от класса.
В случае превышения указанного ресурса все полезные свойства масла заканчиваются, что сильно увеличит износ двигателя автомобиля.
Как рассчитать количество моточасов?
Продолжительность идеального моточаса приравнена к астрономическому часу (60 минутам), но она зависит от количества оборотов коленвала. В качестве идеального значения, берут средние обороты, с учетом холостого хода авто при прогреве мотора, езды по городу, трассе и т.д. Соответственно, если автомобиль стоит в пробке и работает на холостых оборотах, продолжительность моточаса будет более 60 минут. Если авто едет по трассе а обороты в районе 2 000 – 3 000, продолжительность моточаса менее 60 минут.
Есть 4 способа рассчитать выработанные моточасы для авто:
- На некоторых современных немецких автомобилях бортовой компьютер самостоятельно считает параметр и выводит информацию на экран, но практика автоматического подсчета моточасов еще не до конца закрепилась у производителей.
- Подсчет на основе средней скорости. Также подходит не для всех авто. Актуально, если бортовой компьютер показывает среднюю скорость за определенный отрезок времени (километраж). Чтобы получить объективные данные, рекомендуется наездить не менее 1 500 – 2 000 км. Тогда расчет проводится по формуле: Р=S*М, где Р – периодичность замены масла в километраже, S – средняя скорость авто, М – количество моточасов до выработки рабочего ресурса масла. Например, средняя скорость машины – 35 км/ч, а в двигатель заливается полусинтетическое масло с ресурсом в 250 моточасов. В таком случае 35*250=8 750 км. Наездив данный километраж, водителю рекомендовано заменить масло.
- Подсчет на основе расхода топлива. Здесь нужно знать норматив расхода топлива для авто в смешанном цикле и рекомендуемая производителем периодичность замены масла в километраже. Например, OpelOmegaB с дизельным двигателем 2.2 в смешанном цикле расходует 6.9 литра топлива на 100 км. В мотор залито масло с рекомендованным километражом в 15 000. Тогда 15 000 делим на 6.9 и получаем 2 174 литра топлива. Как только указанное количество солярки будет израсходовано – масло нужно менять.
- Использование специальных датчиков.
Источник изображения: a.d-cd.net
Есть несколько видов таких датчиков:
- Электромеханические и электронные (работают по принципу обычных часов, считают только время работы двигателя, без учета оборотов коленвала). Подключаются к стационарной автомобильной розетке, срабатывают при включении зажигания.
- Вибрационный. С помощью двухстороннего скотча счетчик крепится на двигатель. При заводке автомобиля, сенсор воспринимает вибрации от мотора и срабатывает. Также считает только время работы двигателя, без учета оборотов коленвала.
- Счетчик, активируемый импульсами. Обладает встроенным тахометром. Срабатывает при подаче импульсов от системы зажигания. Самый распространенный вариант подключения – наматывание нескольких витков сигнального кабеля на высоковольтные провода . Отличается наибольшей точностью подсчета.
Счетчик моточасов: ресурс двигателя — под контролем
Ресурс двигателей специальной и с/х-техники, дизель-генераторов и различных установок невозможно отследить по пробегу, поэтому для них используются специальные устройства — счетчики моточасов (или счетчики наработанного времени). О данных приборах, их типах, особенностях и применении читайте в статье.
Назначение счетчика моточасов
Ресурс силового агрегата автомобилей традиционно отсчитывается по пробегу, и вся система ТО построена именно на учете пройденного транспортным средством расстояния. Однако такой подход неприменим к различной специальной, карьерной и сельскохозяйственной технике, к дорожным машинам, экскаваторам, бульдозерам и т.д. Сложно отслеживать ресурс и тех двигателей, что установлены в мобильных или стационарных установках — дизель-генераторах, сварочных аппаратах, насосных и компрессорных установках, производственных линиях и других.
В этой технике используется иной принцип отслеживания ресурса — по времени работы, регистрируемого с помощью счетчиков времени наработки (или счетчиков моточасов). По показанию счетчика моточасов измеряется оставшийся ресурс двигателя и контролируется выполнение его периодического (регламентного) технического обслуживания. Применение данного устройства позволяет отслеживать состояние двигателя, что в конечном итоге приводит к сокращению простоев техники и снижению расходов.
Счетчик моточасов 12V ДЗ-98В.41.01.210-07 ЯНТАРЬ-ТЕХПРИБОР
Счетчик моточасов 22-29V ЯНТАРЬ-ТЕХПРИБОР
Принципы работы счетчиков времени наработки силовых агрегатов
Независимо от типа и конструкции, все счетчики моточасов имеют четыре основных функциональных блока:
- Устройство отсчета времени, попросту говоря — часы;
- Индикатор/регистратор. Устройство регистрации и индикации наработанного времени. Чаще всего это барабанный механизм или ЖК-дисплей;
- Устройство регистрации работы двигателя — отслеживает момент включения и остановки двигателя, и подает управляющие сигналы на датчик времени;
- Привод счетчика. Привод предусмотрен не на всех счетчиках, он может использоваться для измерения числа оборотов двигателя, крутящего момента и т.д.
Работает счетчик моточасов просто. При запуске двигателя включается часовой механизм счетчика, его показания отображаются на индикаторе. При остановке двигателя счетчик также завершает работу. Поэтому регистрация времени наработки осуществляется только во время работы силового агрегата.
Включение счетчика осуществляется различными способами:
- При подаче напряжения на силовой агрегат. В этом случае счетчик включается в цепь питания двигателя и запускается при включении зажигания;
- Бесконтактным способом — по наличию электромагнитных импульсов в высоковольтной цепи системы зажигания. Регистрация электромагнитных импульсов выполняется антенной — обрезком провода, который обматывается вокруг броневого провода свечи или в ином месте;
- С помощью механического привода от коленчатого вала, от привода тахометра и т.д.;
- С помощью различных датчиков, которые позволяют отслеживать работу двигателя (например, датчиков температуры);
- Считыванием данных с электронного блока управления двигателем (в этом случае счетчик интегрируется в систему управления двигателем, также он может регистрировать различные характеристики работы силового агрегата).
Реализация того или иного способа подключения к двигателю и регистрации времени наработки зависит от типа и конструкции счетчика.
Типы, конструкция и характеристики счетчиков моточасов
Представленные сегодня на рынке счетчики времени наработки можно разделить на несколько групп по принципу работы и конструкции, по применимости и функционалу.
По принципу работу и конструкции счетчики моточасов бывают:
- Механические;
- Электромеханические;
- Электронные;
- Цифровые.
Механические счетчики моточасов — классические счетчики, построенные на основе механических пружинных часов с автоподзаводом. Индикация времени наработки осуществляется барабанным индикатором, отсчет выполняется только при запущенном двигателе (имеется механический привод того или иного типа). В настоящее время механические счетчики имеют ограниченное применение, так как современные приборы более надежны, удобны и точны.
Электромеханические счетчики моточасов — это наиболее простые, но надежные приборы, которые остаются актуальными на протяжении многих десятилетий. Они имеют в своем составе электромеханический блок индикации барабанного типа, индикация осуществляется цифровыми барабанами, привод барабанов выполнен на основе шагового двигателя. Отсчет времени в данном счетчике осуществляется с помощью электронного блока на основе кварцевого резонатора.
Электронные счетчики моточасов отличаются от электромеханических лишь индикатором/регистратором — обычно используется обычный ЖК-дисплей. Благодаря отказу от барабанного индикатора электронные счетчики имеют компактные габариты и высокую надежность. Однако в этих счетчиках приходится прибегать к различным средствам энергонезависимого хранения данных и защиты от несанкционированного сброса показаний.
Цифровые счетчики моточасов — это наиболее современное решение, позволяющее не только вести регистрацию времени наработки двигателя, но и контролировать многое другие его параметры. Цифровые устройства обычно построены на микроконтроллерах, их можно программировать под решение конкретных задач и т.д. Однако эти счетчики также нуждаются в дополнительной защите от сброса показаний.
По применимости счетчики можно условно разделить на несколько групп:
- Универсальные низкого класса точности — наиболее простые устройства, которые можно подключать к компактным генераторам, двигателям малого объема и т.д. Фактически, это счетчики бытового применения, которые не подходят для установки в серьезную технику;
- Счетчики времени наработки двигателей моторной техники, машин и установок — самая большая группа приборов, которые могут устанавливаться в тракторы, комбайны, экскаваторы, дизель-генераторы и любую другую технику. Счетчики имеют высокий класс точности и обязательно проходят сертификацию;
- Счетчики для технологических процессов в различных отраслях промышленности. Данные приборы могут устанавливаться на компрессорные станции, приводы конвейеров, станки и другое оборудование. Счетчики моточасов этого типа делятся на различные группы, которые мы здесь рассматривать не будем.
Счетчики могут иметь различный функционал:
- Базовый функционал — отсчет времени наработки двигателей без отслеживания других характеристик;
- Регистрация тахометрических данных (числа оборотов двигателя);
- Регистрация крутящего момента силового агрегата;
- Регистрация температуры отработанных газов и других характеристик;
- Возможность сигнализации при достижении определенного времени наработки;
- Возможность обнуления времени и сброса показаний.
Базовый функционал имеют механические и электромеханические счетчики моточасов, электронные и цифровые счетчики могут иметь как указанные здесь, так и многие другие дополнительные функции.
Из ключевых характеристик счетчиков следует отметить:
- Максимальное время наработки. Обычно счетчики комплектуются пятиразрядными индикаторами времени, которые позволяют отсчитывать время до 11,4 лет (99999,9 часов). Но обычно механические и электромеханические счетчики изнашиваются раньше этого срока;
- Напряжение питания. Счетчики для машин и транспортных средств имеют напряжение питания 12 или 24 В, для стационарных технологических линий — до 220 В;
- Погрешность измерений счетчика. Обычно счетчики дают ошибку не более 0,2-0,5% (2-3 секунды в сутки) в зависимости от условий эксплуатации.
В целом, сегодня доступно большое разнообразие счетчиков времени наработки, которые позволяют решать самый широкий круг задач в различных сферах.
Применение счетчика моточасов
Счетчики времени наработки следует эксплуатировать согласно инструкции и рекомендациям производителя. Счетчики профессионального уровня должны монтироваться и настраиваться только специалистами с соответствующей квалификацией. Бытовые счетчики рассчитаны на неспециалистов, поэтому их использование более простое и доступно каждому. Но в любом случае, перед началом работы следует ознакомиться с инструкцией.
Счетчик необходимо периодически проверять, в случае обнаружения неисправности проводится ремонт или полная замена прибора. При эксплуатации счетчиков необходимо избегать механических воздействий, ударов, падения на них тяжелых предметов и т.д. Также следует избегать попадания на прибор масел, воды, топлива и других жидкостей.
При правильной установке и эксплуатации счетчик моточасов надежно проработает многие годы, поможет продлить ресурс двигателя и избежать лишних финансовых затрат.
В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.
В авторемонтной практике и на различных предприятиях часто возникает необходимость розлива топлив, масел и других технических жидкостей из бочек и еврокубов в малые емкости — для этого используются бочковые насосы, о существующих типах которых, их устройстве, выборе и применении рассказано в статье.
Монтажные, слесарные, электромонтажные и другие работы сложно представить без простого, но функционального инструмента — пассатижей и плоскогубцев. О том, что такое пассатижи и плоскогубцы, какими они бывают и как устроены, а также о правильном выборе и использовании инструмента — читайте в статье.
Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.
Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.
Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.
Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.
Почему необходимо считать моточасы двигателя своего автомобиля
Почему всем автолюбителям необходимо считать моточасы своего двигателя? Это напрямую связано с ответом на вопрос, который интересует многих автолюбителей «когда или как часто должно меняться моторное масло?». Поговорим об этом и многом другом, связанном с данной темой. Соблюдение некоторых этих правил позволит сэкономить бюджет и увеличить срок службы вашего авто.
- Что можно узнать по моточасам
- Почему моточасы более точный показатель, чем пробег
- Как считать моточасы
- При каких значениях моточасов пора менять масло
- Альтернативный способ выбора правильного интервала смены масла
Что можно узнать по моточасам
Моточас косвенно информирует водителя о некоторых важных моментах, от своевременного анализа которых зависит состояние авто. Как понятно из самого слова, моточас – это один час работы двигателя. Однако не все так просто и речь не идет о линейном времени. Этот параметр важен своим влиянием на ряд показателей, главным из которых является пробег и ресурс двигателя. 1 моточас равен 1 часу работы двигателя с номинальными оборотами.
Моточас не всегда равен астрономическому, и зависит от числа коленвальных оборотов (средние обороты с учетом холостого хода). То есть если авто работает на холостых (например, в пробке), то продолжительность моточаса будет больше. И наоборот, при езде на оборотах 2-3 тыс., длительность моточаса будет меньше астрономического часа.
Почему моточасы более точный показатель, чем пробег
Дело в том, что машины не только ездят, но и много стоят в пробках, а зимой к тому же немалое количество времени занимает прогрев. Движения авто в такие моменты нет, но двигатель все равно работает. Поэтому пробег, как ориентир времени замены масла в двигателе становится вторичен. Моточас не учитывает лишь процент нагрузки на двигатель, но все равно он гораздо более точен в сравнении с пробегом.
Дилетанты ориентируются на периодичность, которой советуют придерживаться производители. Как правило, это 8-15 тысяч километров пробега или 1 год (выбирается один из вариантов, тот что наступит раньше). Но это просто средние цифры, не отображающие истинного положения дел в конкретном авто, на которое влияет несколько факторов. Особенно важна такая «мелочь», как ресурс моточасов моторных масел.
К тому же в последнее время наблюдается тенденция к увеличению производителями межсервисного интервала замены масла в угоду экономическим и экологическим требованиям. Однако это просто очередная придумка маркетологов для привлечения клиентов, поэтому не стоит верить данному новшеству.
Как считать моточасы
Так как же правильно рассчитать количество моточасов? Существует несколько способов рассчитать моточасы и все они являются примерно равными по степени точности:
- показания бортового компьютера;
- расчет по средней скорости;
- показания специальных датчиков.
На некоторых авто этот параметр считает бортовой компьютер (БК) и здесь все просто, остается лишь посмотреть информацию. А вот остальным автовладельцам придется пользоваться другими способами.
Подсчет по средней скорости тоже подойдет не для всех авто. Если БК показывает километраж (среднюю скорость за определенное время), то расчет проводится по формуле: Р=SМ. S здесь обозначает скорость авто (среднюю), Р – периодичность замены масла, а М – моточасы до окончания его ресурса. Однако для получения объективных данных необходимо «наездить» около 1,5-2 тыс. км.
Использование специальных датчиков. Они бывают нескольких видов. Электромеханические, электронные, вибрационные, импульсные. Первые два работают, по сути, как часы (подсчет времени работы двигателя), активируются при включении зажигания. Вибрационный крепится на двигатель, считывает вибрации двигателя, считает лишь время работы двигателя. Импульсный срабатывает при прохождении импульсов от зажигания, считается самым точным.
При каких значениях моточасов пора менять масло
Наиболее точно об этом может сказать лишь лабораторный анализ отработки масла. В мануале к авто производитель указывает ориентировочные сведения о том, когда менять масло в двигателе. Но на деле эти цифры очень относительны. По факту на сроки замены моторного масла влияет несколько факторов: вид и качество топлива, характеристики масла, объем двигателя, способ замены, состояние авто, общий пробег, эксплуатационные условия.
Но все их учитывать сложно, поэтому наиболее распространенным способом определения являются лишь два.
Например, для 10 тысяч километров в условиях города (при средней скорости 20-30 км/ч) это 400-500 моточасов, а для 10 тысяч километров при эксплуатации по трассе и беспробочном режиме (при средней скорости 80-120 км/ч) – это 100 моточасов. А если ориентироваться не на пробег, а на ресурс масел по моточасам, то «минералка» подлежит замене через 150-170 моточасов, полусинтетика – через 170-200, синтетика – через 200-250 моточасов (дешевая) или 250-350 моточасов (топовая). Самым «долгоиграющим» по моточасам является синтетическое масло (имеет большой диапазон, конкретные цифры зависят от состава), затем идет полусинтетическое и минеральное.
Альтернативный способ выбора правильного интервала смены масла
Для расчета нужно учесть количество топлива на 100 км пути по паспорту и по факту (при условном пробеге 15 тысяч километров). Например, по паспорту это 8 л, а по факту – 10,6 л. Теоретически авто тратит на 15 000 км 1200 л (15000 умножить на 8 и разделить на 100), а фактически – 1590 л (15000 умножить на 10,6 и разделить на 100).
Можно посчитать другим способом, учитывающим знание нормы расхода топлива в смешанном цикле (для конкретного авто) и периодичность замены масла в километраже (рекомендуемую производителем). Например, если авто нужно около 7 литров топлива на 100 км, а используется масло с километражом в 15 тыс. км, то этот километраж делится на 7. Как только указанное количество топлива будет израсходовано, необходимо поменять масло.
Теперь вы убедились, почему так важно считать моточасы двигателя своего авто? Поначалу это может казаться сложным, но затем входит в привычку, и ваше авто будет служить вам долго и никогда не подведет.
Что такое моточас работы двигателя
Наиболее затратная часть в любой транспортной компании — это расходы на топливо. Поэтому важно знать средний расход топлива для конкретного ТС, а в случае резких отклонений — понимать, почему это произошло.
Когда в парке есть транспортные средства с автономными рефрижераторными установками — это становится важным вдвойне.
В результате внедрения системы контроля рефрижераторов на основе iQFreeze и установки датчика уровня топлива (ДУТ), владелец ТС получает все необходимые данные как для первичной, плановой отчетности, так и для более детальной аналитики.
Для понимания реальной картины по расходу топлива при рефрижераторных перевозках и в итоге — существенного снижения расхода ГСМ — важно использовать три блока информации, а именно:
- Показания счетчика моточасов.
- Показания реального времени полезной работы двигателя по оборотам двигателя.
- Показания рельного расхода топлива с использованием ДУТа.
Показания счетчика моточасов
Один из ключевых показателей для ХОУ — моточасы. Данные поступают со счетчика холодильной установки. К сожалению, существует возможность «подкрутки» этого параметра, так как в системе отсутствуют данные по времени полезной работы двигателя. iQFreeze позволяет получить этот параметр в системе мониторинга. Теперь цифры на счетчике и время реальной работы ХОУ можно сравнить и выявить в пару кликов «накрутку» лишних моточасов.
Рис.1. Показания счетчика моточасов ХОУ
Показания реального времени полезной работы двигателя по оборотам двигателя
Рис. 2. Время полезной работы двигателя
Важно! Сложив два итоговых значения — время по высоким и по малым оборотам работы двигателя — мы можем без проблем вычислить махинации, так как в случае «подкрутки» данных счетчика моточасов значение со счетчика моточасов будет сильно выше итоговой суммы работы двигателя на малых и высоких оборотах. При использовании норматива в учете топлива, необходимого для работы ХОУ, несложно подсчитать, сколько денег можно сэкономить, владея представленной информацией.
Более того, на рис. 2 видно отношение малых к высоким оборотам работы двигателя, а также время непрерывной работы двигателя. Данная пропорция при штатной работе двигателя обычно составляет 5% времени на высоких оборотах и 95% на малых. При увеличении времени работы ХОУ на высоких оборотах, а также при использовании непрерывного режима в тех случаях, когда это не требуется, температурный режим соблюдаться будет, но расход топлива возрастет, а ресурс двигателя сократится, что повлечет излишние эксплуатационные затраты.
Представленная аналитика, безусловно, крайне важна и при внедрении системы контроля ХОУ исключает нецелевое использование топлива. Но на детальный анализ уходит немало времени. Поэтому для удобства использования данной отчетности выделяют какой-либо параметр, и детальный анализ происходит только при отклонении этого параметра от заданного норматива. Обычно этим показателем является норматив по расходу топлива рефрижераторной установкой.
Показания датчика уровня топлива (ДУТа)
В компаниях, которые эксплуатируют реф. транспорт, в зависимости от оптимальных условий перевозки груза и, следовательно, режима работы ХОУ, норматив расхода топлива рефрижераторной установкой варьируется от 2,5 до 3,5 литра на моточас. Эта цифра определяется опытным путем и применяется ко всему автопарку, что не всегда соответствует реальному расходу толива двигателем ХОУ.
Мы решили эту проблему! Используя датчик уровня топлива на баках полуприцепа в сочетании с данными, полученными от iQFreeze, вы получаете реальный расход топлива относительно реального времени работы ХОУ:
Выше построен отчет за неделю на основе данных от 9 ТС с полуприцепами. До внедрения нашей системы при использовании норматива было бы списано 2916 литров, что на 1378 литров превышает реальный расход. А это около 65 000 рублей в неделю на девяти полуприцепах!
Для выявления отклонений от средних величин фактического расхода топлива в данном примере используется группировка полуприцепов по разному принципу (вид груза, тип ХОУ и тд), что позволяет на основе одного отчета вычислить случаи нецелевого расхода топлива и запустить процедуру разбирательства для определения истинных причин несоответствия с помощью описанных выше встроенных отчетов по моточасам и оборотам.