Правильная обкатка двигателя — залог долговечности двигателя внутреннего сгорания
Правильная обкатка двигателя — залог долговечности двигателя внутреннего сгорания
Цена: 1.500 руб
На главную|прайс-лист
Новый или капитально отремонтированный двигатель всегда требует обкатки!
Все детали нового двигателя — практически «со станка», и степень шероховатости рабочих узлов трения — колец и цилиндров — большая, и составляет 2-3 мкм.
Закон правильной работы кольца гласит:
Толщина слоя масла, разделяющего поверхности кольца и цилиндра, должна быть больше утроенной высоты шероховатости.
Пример: допустим, высота шероховатостей кольца составляет 2 мкм, а высота шероховатостей стенки цилиндра — 3 мкм. Суммарная высота шероховатостей составляет 5 мкм. Следовательно, толщина слоя масла должна составлять 15 мкм.
Однако допустимо создаваемая толщина слоя масла между кольцом и стенкой цилиндра в ДВС — не более 2-3 мкм.
Отсюда: при высоте шероховатостей 2-3 мм необходимая толщина масляного слоя не создается, происходит «жор» масла.
Поэтому: в начале обкатки двигателя идет процесс больших потерь на трение. Двигатель «тупит», идет шлифовка гребешков макронеровностей, из-за чего износ в этот период весьма значителен.
После полной обкатки высота шероховатостей в зонах трения снижается до 0,3 — 0,5 мкм, создавая толщину масляного слоя 1,5 — 2,0 мкм.
Кольцо всплывает в правильном режиме, скорость износа стабилизируется — мотор «поехал».
Какие действия предпринимает Автоцентр «Шишков» во время обкатки?
1. Для ускоренной и правильной обкатки, то есть шлифовки макрогребешков в двигатель заливается один из составов-модификаторов нанопроцессов: Сурм, Идеал, Наноробот
2. Для снижения повышенного гидродинамического трения заливается молекулярный ворс (фракция — восстановитель двигателя и узлов автомобиля), создающий очень прочную и увеличенную в десятки раз магнетическую масляную пленку.
Одна заливка работает до 30 тыс.км. пробега и снижает трение в двигателе в разы.
Ресурс двигателя характеризуется 4 этапами износа:
1. Номинальный. (УСИЛЕННЫЙ) Пробег 0-15 тыс.км.
Теория гласит: Восстановление прилегания поршней и колец способствует «отлеживанию» деформируемой поверхности цилиндра. Чем меньше зазор, тем меньше пропуск газов из камеры сгорания в картер, и наоборот — пропуск масла из картера в камеру сгорания. Только после обкатки обеспечивается лучшее прилегание кольца к цилиндру, а до этого угар будет большим.
Практика: Езда в городском режиме (едем — стоим) нарушает температурный баланс системы охлаждения, приводя к неравномерному расширению трущихся деталей. Происходит очень быстрая притирка пар трения с потерей металла, образованием задиров.
2. Текущий. (ДОПУСТИМЫЙ) Пробег 15-60 тыс.км.
Теория гласит: высота шероховатостей резко уменьшается после завершения обкатки. Угар масла стал минимальным. масляные карманы сходят на нет. Прилегаемость колец улучшилась. Мотор вошел в рабочий режим — это основной период жизни ДВС.
Практика: Автомобиль стал динамичен. Прошла приработка — притирка! Но появился расход масла. Накопившиеся отложения (закоксовка) под кольцами образуют довольно серьезные задиры на цилиндрах. А что мы сделали для уменьшения трения?
Эксплуатация авто в городском режиме (едем — стоим) напоминает езду на коньках по асфальту, а не по льду. Главная функция масла — отводить до 80% тепла от поршня, на поверхности которого при t 1200ºС (бензин) сгорает рабочая смесь. Масло теряет вязкость от высокой температуры. А для разделения трущихся поверхностей требуется прочная маслянная пленка.
Хорошая промывка при замене масла, 3-х ступенчатая раскоксовка, восстанавливающие нанотехнологии — залог безизносности.
3. Критический. (ПРЕДЕЛЬНЫЙ) Пробег 60-120 тыс.км.
Теория гласит: Угар масла снова начинает расти, но причина уже в другом. На поверхности цилиндра образуются трещины, царапины, микросколы, образуя масляные карманы. Огромную роль играют факторы внутреннего перегрева двигателя и применения масел с низким коэффициентом вязкости. Наступает самое страшное — помирают маслосъемные кольца, маслосъемные колпачки. Кольцо залегает, теряя радиальную подвижность, и приходит беда — расход масла приближается к расходу горючего, из выхлопной трубы идет сизый вонючий дым. Двигатель начинает плохо заводиться, стучать. В этой ситуации необходимо проводить видеодиагностику цилиндров двигателя.
Практика: Накопившейся нагар (кокс) под кольцами и в канавках не позволяют им амортизировать. Пригорают кольца, клапана. Резко увеличивается расход масла. Создаётся прямой контакт колец с поверхностью цилиндра. Стираются хоны, износ идет катастрофически.
Вовремя проведенная видеодиагностика позволяет на 70% восстановить двигатель программами безразборного ремонта, в 4-10 раз дешевле и не прибегая к кап. ремонту.
4. Запредельный. Пробег свыше 120 тыс.км. Двигатель теряет более 70 граммов металла. Лавинообразные отложения снижают все параметры: давление, «компрессию». Требуется кап. ремонт с дефектовкой деталей. После кап. ремонта обязательно обработка супротек + молекулярный ворс, для увеличения ресурса в 2-3 раза.
Своевременно обнаруженный износ на 2 или 3 этапе ресурса двигателя — легко устраняется с помощью 3-х ступенчатой раскоксовки с применением Супротека и молекулярного ворса — без кап. ремонта.
Устройство автомобилей
Обкатка двигателей
Процесс приработки трущихся деталей нового или отремонтированного двигателя, называют обкаткой. В результате обкатки на поверхностях трущихся деталей уменьшаются микронеровности, интенсивно изнашиваемые силами трения, а взаимно сопрягаемые подвижно детали прирабатываются друг к другу по форме, что в дальнейшем позволяет снизить силы трения между ними, уменьшить износ поверхностей и даже разрушение деталей, а также потери энергии на их нагрев.
В качественной приработке во время обкатки двигателя наиболее нуждаются сопряжения между гильзами цилиндров, поршнями и поршневыми кольцами, шейками и вкладышами подшипников коленчатого вала, а также другие подвижные соединения деталей КШМ и ГРМ.
Обкатку осуществляют в специальных технологических режимах, постепенно увеличивая нагрузку и обороты двигателя, т. е. интенсивность взаимодействия и скорость взаимного перемещения сопрягаемых деталей, подвергающихся приработке. Режимы обкатки двигателей после ремонта, в т. ч. продолжительность приработки, зависят от того, какие детали, узлы или механизмы подвергались замене или восстановлению во время ремонтных работ.
Обкатка двигателя может выполняться непосредственно на автомобиле или при помощи специальных стендов, позволяющих контролировать режимы обкатки и выполнять ее более качественно.
Стендовая обкатка заканчивается испытанием обкатанного двигателя посредством контрольно-измерительной аппаратуры стенда, позволяющей оценить технические и эксплуатационные возможности двигателя на основе анализа полученных в результате испытания характеристик.
Обкатка двигателя на автомобиле
На автомобиле обкатка может выполняться в следующих случаях:
- если автомобиль новый и не имеет эксплуатационного пробега после продажи;
- если на автомобиле установлен новый двигатель, приобретенный в процессе эксплуатации автомобиля;
- если двигатель автомобиля подвергался текущему ремонту с заменой отдельных узлов и деталей цилиндропоршневой группы (одного-двух комплектов гильз и поршней, вкладышей шатунных подшипников и т. п.).
Новый двигатель обкатывается в режимах неполного нагружения с постепенным увеличением нагрузки, при этом водитель внимательно следит за состоянием и работой всех его систем и механизмов по приборам и органолептическими методами.
Продолжительность и технология обкатки устанавливается заводом-изготовителем двигателя.
Если ремонт двигателя выполнялся без снятия с автомобиля (или трактора), и заключался в замене одного-двух комплектов цилиндропоршневой группы, в ремонте головки цилиндров или замене вкладышей шатунных подшипников, то его обкатывают без нагрузки по пять мин на каждой из частот вращения коленчатого вала: 800…1000, 1400…1600, 1700…2100 об/мин.
За частотой вращения коленчатого вала следят по тахоспидометру или измеряют тахометром.
При работе обкатываемого двигателя следят за давлением масла и температурой охлаждающей жидкости. Проверяют подсос воздуха в местах крепления впускных труб.
В конце цикла обкатки проверяют максимальную частоту вращения коленчатого вала при полной подаче топлива.
После обкатки подтягивают динамометрическим ключом гайки крепления головки цилиндров и регулируют зазоры в клапанном механизме. Проверяют и при необходимости регулируют угол опережения впрыска топлива или зажигания, натяжение приводных ремней.
Стендовая обкатка двигателей
Для обкатки новых или отремонтированных двигателей используют специальные стенды. С их помощью можно не только осуществлять приработку сопрягаемых деталей нового или капитально отремонтированного двигателя, но и получить подробную информацию о работоспособности всего двигателя, а также его основных механизмов и систем, контролировать расход топлива, уровень вредных веществ в отработавших газах и другие параметры.
Обкатывают и испытывают двигатели в зависимости от их мощности на электрических тормозных стендах различных типов.
В нашей стране широко применяются испытательные стенды отечественного производства типов КИ или КС. Для двигателей разной мощности могут применяться стенды КИ-5542 (37 кВт), КИ-5541, КИ-5543 и КС-276-032 (55 кВт), КИ-5540 (90 кВт), КИ-5274 и КС-276-03 (160 кВт) и т. д.
Эти стенды позволяют прокручивать коленчатый вал двигателей с переменной частотой при холодной обкатке, а при горячей, когда электродвигатель-тормоз переводится в генераторный режим работы, возвращать электроэнергию в электрическую сеть.
Современные испытательные стенды работают, как правило, в автоматизированном режиме по заранее заданной программе. Подробную информацию о ходе процессов обкатки и испытаний обслуживающий персонал стенда получает на удаленном компьютере.
В процессе стендовой обкатки контролируются следующие параметры:
- давление в системе смазки;
- температура охлаждающей жидкости;
- частота вращения коленчатого вала;
- нагрузочный момент;
- развиваемая мощность.
Обкатку капитально отремонтированных двигателей на стендах проводят в несколько этапов:
- холодная обкатка (от электродвигателя);
- горячая обкатка без нагрузки (на холостом ходу);
- горячая обкатка с переменной нагрузкой.
После обкатки проводят испытание двигателей, что позволяет оценить их технические и эксплуатационные возможности, а также соответствие мощностным и экономическим показателям, устанавливаемым для данной модели двигателя заводом-изготовителем.
Каждый из этапов обкатки двигателя включает определенные технологические процессы необходимой продолжительности, подготавливающие двигатель к последнему, заключительному этапу – испытанию.
Холодная обкатка двигателя
На этапе холодной обкатки для получения хорошей приработки деталей используют ряд технологий. Применяют маловязкие масла, например индустриальное И-20А или И-ЗОА, смесь масла индустриального И-20 и моторного МГ-10-Б2. Добавляют присадки в масло (коллоидную серу 0,9. 1,1%, дисульфид молибдена, металлоорганические присадки на основе глицерата меди ОМП-2 — до 15% по объему масла и др.); используют специальное обкаточное масло ОМ-2, вводят в масло присадку ДК-8 и др.
При этом сокращается время обкатки в 1,5. 2 раза, уменьшается съем металла с поверхностей деталей в результате приработки.
Режим холодной обкатки установлен техническими требованиями для двигателей каждой марки.
Например, двигатели ЗиЛ-130 обкатывают в течение 30 мин: по 10 мин на каждой из трех ступеней с частотой вращения коленчатого вала: 500…600; 700…800 и 900…950 об/мин.
Двигатель КамАЗ-740 обкатывают в холодном режиме 55 мин, в т. ч.: 15 мин при частоте вращения коленчатого вала 400…450 об/мин и 40 мин при частоте вращения вала 900 об/мин.
Холодную обкатку маломощных пусковых и карбюраторных двигателей проводят в течение 20 минут.
В процессе холодной обкатки проверяют на ощупь нагрев трущихся поверхностей, прослушивают стуки внутри двигателя, определяют герметичность соединений, контролируют давление и температуру масла. В случае обнаружения неисправностей обкатку прекращают и устраняют выявленные недостатки.
В случае необходимости испытываемый двигатель отправляют на повторный ремонт.
Если в процессе холодной обкатки неисправностей и отклонений от технологических требований не выявлено, переходят к горячей обкатке двигателя без нагрузки.
Горячая обкатка двигателя без нагрузки
После холодной обкатки испытываемый двигатель запускают посредством энергетической машины стенда и обкатывают его по режиму, установленному техническими требованиями, плавно увеличивая частоту вращения коленчатого вала и тормозящую нагрузку.
Например, двигатель ЯМЗ-238 обкатывают без нагрузки в течение 20 минут в следующих режимах:
- 5 минут при частоте вращения коленчатого вала 1000 об/мин;
- 10 минут при частоте вращения 1400 об/мин с плавным увеличением до 1800 об/мин;
- 5 минут при номинальной частоте вращения.
В процессе горячей обкатки двигателя без нагрузки контролируют те же параметры, что и при холодной обкатке (температуру охлаждающей жидкости и масла в смазочной системе, давление масла, герметичность соединений и т. п.).
Дополнительно проверяют работу всех механизмов и систем двигателя в рабочем режиме холостого хода, регулируют тепловые зазоры в ГРМ, выполняют установку зажигания (для карбюраторных двигателей) или угол опережения впрыска (для дизельных двигателей).
При выявлении каких-либо отклонений от установленных технологическими условиями требований на испытываемый отремонтированный двигатель, его дальнейшая обкатка и испытание откладывается до устранения обнаруженных несоответствий и неисправностей.
Горячая обкатка двигателя под нагрузкой
При данной обкатке электрическая машина стенда работает в режиме генератора переменного тока и одновременно служит тормозом-нагружателем двигателя. Работающий двигатель нагружают при полной подаче топлива на соответствующих режимах.
Нагрузочные режимы определены техническими требованиями для каждой марки двигателя. Так, например, дизель Д-240 обкатывают в течение 80 мин на шести этапах нагружения:
- 10 мин под нагрузкой 5,9 кВт;
- 10 мин под нагрузкой 14,7 кВт;
- 15 мин под нагрузкой 21,1 кВт;
- 20 мин под нагрузкой 35,3 кВт;
- 20 мин под нагрузкой 42,7 кВт;
- 5 мин под нагрузкой 47,8 кВт.
В процессе обкатки следят за давлением масла, температурой, прослушивают двигатель, а при необходимости прекращают обкатку и устраняют неисправности.
В отличие от дизелей карбюраторные двигатели начинают обкатывать под нагрузкой при частоте вращения коленчатого вала 1200 об/мин. С ростом нагрузки увеличивают частоту вращения вала.
Ускоренная обкатка двигателей
На ремонтных предприятиях применяют ускоренную обкатку дизелей на топливе с присадкой АЛП-4д, которая заключается в следующем.
В расходный бак стенда добавляют 1 % (по массе) элементоорганической присадки АЛП-4д. Перемешивание присадки с топливом обеспечивает смесительно-дозирующее устройство КИ-11138А. При сгорании присадки с топливом в цилиндрах образуются твердые частицы оксида алюминия размером 2…3 мкм, которые ускоряют приработку деталей цилиндропоршневой группы и сокращают время технологической обкатки на 30…35%.
Применяют также технологию ускоренной обкатки с использованием постоянного электрического тока.
Двигатель, установленный на стенде, подвергают холодной обкатке в течение 10 мин при частоте вращения коленчатого вала 500…600 об/мин.
Затем минусовую клемму источника присоединяют через специальный токосъемник устройства КИ-11041М к коленчатому валу, а плюсовую — к блоку цилиндров.
При силе тока 3…5 А и напряжении 0,8…1,2 В продолжают холодную обкатку еще в течение 25 мин при частоте вращения 900…1000 об/мин.
Горячую обкатку двигателя без нагрузки проводят в течение 15 мин при частоте вращения 1300…1400 об/мин. Обкатку под нагрузкой ведут в течение 20 мин: 10 мин при нагрузке 20% и 10 мин при нагрузке 50% от номинальной. В результате ускоренной приработки трущихся поверхностей при прохождении постоянного тока через пары трения время обкатки двигателя сокращается почти в два раза.
Испытание двигателя по окончании ремонта
Приемо-сдаточным испытаниям подвергают каждый капитально отремонтированный двигатель.
По окончании процедур холодной и горячей обкатки, испытываемый двигатель, работающий при максимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, плавно нагружают до получения номинальной частоты вращения и записывают показания весового (нагрузочного) механизма испытательного стенда.
Эффективную мощность двигателя определяют по формуле:
где Nе — эффективная мощность двигателя, кВт;
Р — показания весового механизма стенда, Н;
n — частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин.
При испытании на стенде, оборудованном понижающим редуктором, учитывают КПД редуктора. При стендовых испытаниях запрещается нагружать двигатель полной нагрузкой более 5 мин.
Одновременно контролируют давление масла в магистрали двигателя и определяют часовой и удельный расход топлива.
Часовой расход топлива определяют по формуле:
где Gт — часовой расход топлива, кг/ч;
Q — масса топлива, израсходованного за время опыта, грамм;
t — время испытания, сек.
Удельный расход топлива определяют по формуле:
где gc — удельный расход топлива, г/(кВт×ч)
Значения динамико-экономических параметров, полученные в результате испытаний двигателя, приводят к значениям испытаний этого двигателя в стандартных (нормальных) условиях:
- температура окружающей среды 25°С;
- давление воздуха 0,1 МПа (760 мм рт. ст.);
- относительная влажность воздуха 50%;
- плотность топлива 0,82 г/см 3 .
По окончании стендового испытания проводят частичный или полный контрольный осмотр двигателя.
При частичном осмотре снимают поддон, вскрывают и осматривают нижние вкладыши коренных подшипников и шейки вала, осматривают зеркало гильз цилиндров.
При полном контрольном осмотре снимают головку цилиндров, вскрывают коренные и шатунные подшипники, вынимают поршни с шатунами и определяют качество приработки трущихся поверхностей деталей.
Обкатка двигателя после ремонта
Активно эксплуатировать новый мотор или двигатель, который только что был подвергнут капитальному ремонту, не рекомендуется — детали силового агрегата должны пройти предварительную притирку, мотор обязательно нужно обкатать перед тем, как использовать его на полную катушку.
Что такое обкатка двигателя
Холодная обкатка движка — необходимый процесс, позволяющий совершить притирку ключевых узлов механизма перед началом его активного использования. Также это позволяет уже в самом начале эксплуатации автомобиля выявить возможные дефекты его механизмов.
Некоторые водители недоумевают — зачем обкатывать новый мотор, если практически все основные производители автомобилей испытывают их агрегаты на стенде? Да, это так, и все же всегда есть смысл дать возможность ДВС обкататься. Во время обкатки новой машины ставится задача приработки узлов силового агрегата и коробки передач.
Обкатывание необходимо для принятия деталями правильного положения. Некоторые производители уверяют своих покупателей, что купленный у них автомобиль полностью готов к эксплуатации. И все же в инструкциях к некоторым дорогим авто дается рекомендация соблюдать определенный ездовой режим первую тысячу километров. А ведь это как раз и есть обкатывание. Его необходимо производить не только после капитального ремонта, но даже после незначительного вмешательства в работу агрегата. Это дает возможность сгладить неровности, которые есть на поверхностях всех новых деталей, и принять обтекаемую форму компрессионным масляным кольцам.
Первый запуск после капитального ремонта
Самыми главными здесь считаются первые 2 000 км. В это время эксплуатация должна быть щадящей. Правила, которые при этом надо соблюдать, таковы:
- Нельзя ездить на очень высоких или заниженных оборотах.
- Скорость не должна быть постоянной, а обороты — одинаковыми.
- Лучше воздержаться от транспортировки прицепов, недопустимо перевозить слишком тяжелые грузы.
- Запрещено осуществлять резкое торможение и тормозить мотором.
Во время притирки деталей мотора после капремонта недопустимо подвергать его сильным нагрузкам — нарастание нагрузок должно происходить постепенно. Еще крайне нежелательно заставлять мотор долгое время работать вхолостую, естественно, исключая режим прогрева. Холостой ход — серьезная нагрузка на ДВС.
Перед ездой мотор некоторое время прогревается. Усердствовать здесь не стоит, так как рабочей температуры силовой агрегат достигнет во время движения. В первую поездку после ремонта лучше не брать с собой пассажиров, чтобы не создавать дополнительную нагрузку. Маршрут лучше выбрать заранее, исключив из него ухабы и крутые подъемы.
Не следует ездить слишком быстро – 60 км/ч будет вполне достаточно. Езда на повышенных передачах и в натяг недопустима. Нагрузки должны быть дозированными: замедление‐ускорение. Передачу нужно выбирать правильно, чтобы силовой агрегат функционировал на средних оборотах. Эти действия дадут возможность поршневым кольцам притереться, ведь даже самая качественная шлифовка так не сглаживает неровности, как это делает обкатывание.
Сколько обкатывать двигатель
Капитально отремонтированные ДВС обкатываются 3000 км, а после частичного ремонта хватит и 1000 км. После пробега первой 1000 км следует совершить замену моторного масла. Общепринятое правило осуществлять обкатку 1000–3000 км — это минимальное значение, лучше делать это на протяжении 8000 км, так как только после такого пробега можно гарантировать полную притирку механизмов. Однако здесь нужно учитывать еще и марку автомобиля и тип двигателя, на нем установленного. Если речь идет о дизельном агрегате, то, по сравнению с бензиновым мотором, срок его обкатывания можно смело умножать на 2.
Если ремонт двигателя был связан лишь с заменой вкладышей, то в обкатывании нет никакой необходимости — так считают некоторые специалисты. Другие же говорят, что делать это необходимо, но с соблюдением определенных правил. Сначала двигатель нужно прогреть до рабочей температуры. Потом дать ему остыть, после чего катать 500–600 км без сильных нагрузок на силовой агрегат. После шлифовки или замены коленвала процедура должна производиться на протяжении 3000 км.
Дизельный агрегат необходимо обкатывать не менее 8 000–10000 км. Здесь многое зависит от сложности производимого ремонта. Например, если снимался тепловой зазор, то минимальное значение в этом случае — не менее 10 000 км. В остальных случаях хватит и 8000 км.
Что нельзя делать при обкатке
Заряд аккумуляторной батареи должен быть только полным. Это обуславливается тем, что при первом запуске для проворота коленвала требуется большое усилие. Во время заливки моторного масла нельзя допускать наличия воздушных пробок, иначе ДВС будет испытывать масляное голодание. Не следует заливать масло выше или ниже положенного уровня, так как превышение объема обязательно станет причиной протекания, а его уменьшение приведет все к тому же масляному голоданию. При недостаточном масляном давлении мотор глушат, после чего запускают его повторно.
При первом запуске нельзя газовать. Утечка любых видов технических жидкостей недопустима. Сразу после покупки автомобиля не рекомендуется гонять по ухабистым дорогам. Также нужно избегать и крутых подъемов. В это время не надо ездить на повышенных оборотах — нужно щадить мотор и не давать ему перетруждаться, пока его детали еще не успели приработаться.
Заключение
К своему автомобилю нужно относиться бережно, особенно если его значимые узлы претерпели серьезный ремонт. Только правильный подход к эксплуатации авто может гарантировать уверенную работу двигателя.
Обкатка нового автомобиля
Вместе с покупкой нового автомобиля у владельца тут же возникает целый ряд вопросов. Например, как начинать эксплуатацию машины, чтобы она служила долго и оставалась надежной ? Другими словами — существуют ли какие-то особенности обкатки нового автомобиля ?
Вообще, обкаткой называют особый режим эксплуатации нового оборудования. Это связано с тем, что в процессе работы детали механизмов прирабатываются друг ко другу, отдельные узлы в процессе работы могут немного менять свое месторасположение (профессионалы называют этот процесс еще притиркой), а также с усиленным износом новых агрегатов.
В случае с новым автомобилем речь может идти о том, как следует начинать эксплуатировать новый двигатель, новую трансмиссию, новые колеса и шины и другие системы и оборудование. Нуждается ли в принципе новая современная автомобильная техника в каком-либо особом режиме эксплуатации ? Несмотря на кажущуюся очевидность ответа на этот вопрос, единого мнения по этому поводу нет даже у специалистов. И вот почему.
Во-первых, точность производства отдельных деталей для автомобилей в настоящее время находится на довольно высоком уровне. Особенно этим отличаются немецкие и японские автопроизводители. Так что, по мнению многих, какой-то специальной притирки или приработки им не требуется.
Во-вторых, каждый новый двигатель внутреннего сгорания, перед тем как попадает с моторных отсек авто, проходит проверку на стенде. Кроме того, каждый автомобиль также проходит испытания, что позволяет утверждать, что процесс обкатки был выполнен самим изготовителем.
В-третьих, сами последствия неправильной обкатки силового агрегата в конечном итоге сведутся к увеличенному расходу масла. Не существует доказательств выхода из строя двигателя внутреннего сгорания из-за неправильной обкатки, а гарантийный ресурс (обычно – это 100 000 км) он отработает даже если обкатать его неправильно.
Кроме всего прочего, сами изготовители автомобильной техники (как отечественные, например ВАЗ, так и иностранные) в технической документации к новым автомобилям прямо утверждают, что в особой обкатке машины не нуждаются и их сразу же можно эксплуатировать в обычном режиме.
Но свои аргументы существуют и у тех специалистов, которые высказываются за необходимость обкатки нового автомобиля. Кроме уже упомянутой притирки цилиндро-поршневой группы существуют и другие соображения.
Невозможно отрицать тот факт, что заводская обкатка новой техники — это гораздо меньше традиционных пару тысяч километров осторожного вождения. Следовательно, даже хорошо подогнанные на заводе детали все-равно будут притираться какое-то время, что, возможно, не будет видно невооруженным глазом, но, тем не менее, в моторном масле оказывается значительное количество мельчайшей стружки. Если его вовремя не заменить, то это вполне может сказаться на работе двигателя.
Кроме этого, при нарушении регламента производителя по эксплуатации, заклинивание деталей двигателя чаще всего случается именно на новых агрегатах, что является дополнительным доказательством в пользу необходимости обкатки.
Приводятся данные, что ресурс необкатанного двигателя составляет всего треть от ресурса двигателя, обкатанного в соответствии со всеми правилами и рекомендациями. Так на чьей же стороне правда ? Как это и бывает почти всегда, правыми отчасти оказываются обе стороны.
Еще в советские времена считалось, что обкатка машины — это 5 или даже 10 тыс. км с заменой масла после каждой 1 000 км (или даже чаще), на протяжении которой новый автомобиль следует эксплуатировать в особом режиме. Естественно, что необходимость в такой обкатке уже давно отпала.
Тем не менее, долгая и исправная служба автомобиля зависит от соблюдения предписаний производителя в этом отношении. А большинство из них считают достаточным упомянуть в технической документации лишь в необходимости соблюдения «щадящего режима». Что под этим подразумевается и как долго это следует делать ?
Есть некоторые советы общего характера, которые не просто не повредят, а однозначно продлят ресурс службы всех систем, если их соблюдать в отношении эксплуатации нового автомобиля. Они касаются различных систем.
Силовой агрегат (двигатель внутреннего сгорания) — это, конечно, главный механизм в автомобиле. В отношении обкатки нового (или прошедшего капитальный ремонт) существуют следующие рекомендации:
— Следует избегать резких разгонов;
— Соблюдение скоростного режима предотвратит заклинивание нового двигателя;
— Длительность «щадящего режима» обычно указывается в мануале (обычно это 300 — 1 500 км);
— Следует избегать езды на одной скорости с одинаковыми оборотами в течение длительного времени;
— Недопустимо, чтобы двигатель долго работал на холостых оборотах (кроме необходимого прогрева);
— Запрещается буксировка (в том числе и прицепов) и значительная загрузка;
— Перед обкаткой и после нее заменить масло и фильтры;
— После обкатки режим нагрузок наращивать постепенно.
Чтобы приработались новые тормозные колодки, понадобится где-то километров триста. В это время не стоит резко тормозить и другим образом серьезно их нагружать.
Обкатка коробки передач потребует того, чтобы переключения производить плавно. Рывков и толчков рычага следует избегать. Иначе повреждения синхронизаторов могут быть весьма вероятными. Естественно, что эти советы актуальны для всего срока службы автомобиля. Однако, в течение первых тысяч километров следует быть особенно внимательным.
В отношении обкатки шин можно говорить долго. Если ограничиться несколькими советами, то следует запомнить следующее. На новой автомобильной резине всегда имеется слой защитной смазки, которая находится на форме для отливки. Эта смазка несколько снижает сцепление протектора с полотном дороги. Чтобы она стерлась, необходимо проехать пару сотен километров (для летних шин — меньше, для зимних — больше). При этом следует избегать резких маневров и торможений.
Автомобили с дизельным двигателем обкатываются практически также. Разве что необходимо следить за работой свечей накала и заводить мотор только после того, как потухнет лампочка «индикатор работы свечей», а сами обороты стараться держать минимальными.
В заключение необходимо подчеркнуть еще раз — обкатка нового современного автомобиля в том смысле, который вкладывался в это понятие в советское время, уже не требуется. Но первые пару тысяч километров пробега новый автомобиль, независимо от производителя, следует эксплуатировать аккуратнее, избегая критических нагрузок, агрессивной манеры езды и прочих нежелательных вещей.