Почему патрубки радиатора в системе охлаждения могут сжиматься и лопаться
Почему патрубки радиатора в системе охлаждения могут сжиматься и лопаться
От состояния системы охлаждения в автомобиле зависит работоспособность двигателя. Наиболее опасное явление, которое может возникнуть в этой цепочке — нарушение геометрии патрубков радиатора. Автомобилисты часто отмечают, что на остывшем моторе входной или выходной патрубки сжимаются, а во время прогрева — возвращаются в исходное состояние. Рассмотрим, почему такое происходит, и можно ли решить проблему самостоятельно.
Сжатие патрубков радиатора происходит из-за неисправности клапанов крышки расширительного бачка
Для того чтобы с поверхности двигателя эффективно отводилось тепло, жидкостные системы охлаждения надежно изолируются от окружающей среды. Они способны выдерживать давление от 1.2 до 2 и более атмосфер. Это необходимо для того, чтобы исключать закипание охлаждающей жидкости, когда температура достигает 100 градусов. При высоком давлении различные марки антифриза могут закипать при температуре 107 — 120 градусов. В системе охлаждения нет технических средств, которые могли бы повышать давление. Нужный показатель достигается при помощи естественного увеличения объема нагревающегося состава, который циркулирует во время работы мотора. Лишнее давление должно сбрасываться через крышку расширительного бачка, в которой есть специальные клапаны.
Когда мотор останавливается и охлаждается, из бачка уходит лишний воздух. Он компенсируется из атмосферы через другой клапан крышки с обратной стороны. Если этого не происходит, в бачке, радиаторе и всех патрубках возникает разряжение. Первые элементы, которые дают реакцию на это — резиновые патрубки радиатора.
Максимально возможное значение минимального давления охлаждающей жидкости зависит от разницы между температурой нагретого и остывшего мотора. Не просто так автомобилисты замечают проблему именно в холодное время года, когда разница может быть колоссальной. Патрубки при таком дефекте слишком быстро изнашиваются и теряют начальную эластичность. В самом тяжелом случае они просто лопаются. А теперь вспомним, что собой представляет крышка расширительного бачка. Этот элемент оборудован двумя клапанами — впускным и выпускным. Каждый должен приступать к работе в определенных условиях. Первый открывается при избыточном давлении, а другой — для компенсации давления при остывании двигателя.
Если патрубки радиатора сжимаются, это говорит о наличии разряжения в системе
Чтобы решить проблему, нужно сначала понять, из-за чего она появилась. Металлические детали клапанов могут просто засориться грязью, если система охлаждения не промывается. В таком случае проблему можно устранить продувкой или промывкой клапанов крышки. Если неисправность возникнет снова, придется промывать весь контур охлаждающей системы. Когда неисправность связана с коррозией крышки, проблема решается только путем замены детали.
В некоторых случаях для решения проблемы достаточно почистить клапаны в крышке
Чтобы убедиться, что патрубки сжимаются из-за сильного разряжения в системе охлаждения, и главным виновником является крышка, можно просто открутить последнюю. Если в систему воздух начнет поступать со свистом, это говорит о проблемах именно с крышкой. Во всех остальных случаях следует промывать систему полностью. Начинать нужно с верхнего патрубка радиатора.
Итог. Если патрубки радиатора при холодном моторе находятся в сжатом состоянии, это может сигнализировать о проблемах с системой охлаждения. Первым делом следует проверить крышку, так как клапаны в ней могут засориться.
Патрубки охлаждения
Патрубки – часть системы охлаждения спецтехники, сельскохозяйственного, грузового и легкового транспорта. Их основная задача в том, чтобы отводить или подводить охлаждающую жидкость от радиатора к двигателю. В первую очередь, это вспомогательная система, которая крайне важна для работы техники. При повреждении патрубок есть вероятность полного или частичного выхода из строя двигателя.
Для автомобилей патрубки делают из резины. Все потому, что таким образом значительно снижается их стоимость и, кроме этого, не проводятся вибрации от двигателя к радиатору охлаждения.
Патрубки могут быть, как подводными, так и отводными. Первые переносят охлаждающую жидкость от двигателя к радиатору охлаждения. Вторые же отводят от радиатора уже прохладную жидкость обратно к двигателю. Работают они с разными температурами. Но так, как производятся они по одинаковой технологии, резина в подводных патрубках работает на пределе температурной допустимости. Это приводит к тому, что они быстро изнашиваются из-за высыхания резины. Именно поэтому, они требуют частой замены и обслуживания.
Кроме этого, в системе охлаждения присутствуют трубки, которые приводят жидкость от двигателя к термостату. В некоторых моделях они могут быть с металлическими фрагментами.
В последнее время, стали популярны комбинированные системы отопления и охлаждения. Обогрев подключается патрубками к охлаждению, что делает отопление более эффективным.
Самым сложным в определении состояния патрубок является то, что они неоднозначны. Резина может быть на первый взгляд в отличном состоянии, но при этом ее структурная форма — полностью нарушенной. Так же может быть обратное состояние. На резине могут возникать явные трещины, которые свидетельствуют о порче патрубок, но ее состояние будет достаточно нормальное для дальнейшей работы. В любом случае, их стоит менять при первой же необходимости. Благодаря этому, вы можете значительно увеличить срок службы своего двигателя и автомобиля, в целом.
Рекомендовано менять патрубки раз в четыре года, так как именно таким образом возможно предотвратить изнашиваемость, как резины, так и всей системы охлаждения. Также это значительно увеличит срок эксплуатации вашего двигателя и радиатора.
Несмотря на то, что это автозапчасть не является самой важной в автомобиле, не стоит на ней экономить. Патрубки могут быть разного качества. При учете того, что они работают с высокими температурами, это может привести к поломке в самый неподходящий или критический момент. Именно поэтому не стоит жалеть средств, ведь это может быть опасно для жизни. Стоимость их достаточно низкая, что позволяет выбрать хороший товар по доступной цене.
Узнать по наличию патрубков можно в нашем каталоге или по телефонам: (391) 285–88–07, 286–88–07
Патрубки
ОЕМ номер 2170-8101200-11/08-11
код Luzar LPKh 0127
применяемость для а/м
ОЕМ номер 2121-1303025 2121-1303010 2121-1303090 2101-1303092
код Luzar LPK 0121
применяемость для а/м
ОЕМ номер 33021-1303010 33021-1303026 4021-1306044 11-8286 53-1303010
код Luzar LPK 0302
применяемость для а/м
GAZ 3302 2217 2752 2705 3221
ОЕМ номер 3302-1303010-10 3302-1303025-10 11-8286 21-1303010 53-1303010
код Luzar LPK 0306
применяемость для а/м
GAZ 3302 2217 2752 2705 3221
ОЕМ номер 3110-1303010 3110-1303026-10 4021-1306044 11-8286
код Luzar LPK 0310
применяемость для а/м
GAZ 3110 31105 3102
ОЕМ номер 3110-1303025 11-8286 21-1303010
код Luzar LPK 0311
применяемость для а/м
GAZ 3110 31105 3102
Патрубки LUZAR
Патрубки охлаждения и отопления для автомобилей, автобусов и сельхозтехники служат для передачи охлаждающей жидкости (вода, тосол, антифриз) под давлением.
На что обращать внимание при выборе
В каталоге LUZAR представлены:
- Патрубки радиатора печки
- Патрубки системы охлаждения
- Пароотводящие патрубки
- Патрубки вентиляции картера
На сайте представлены патрубки для отечественных автомобилей, иномарок и коммерческого транспорта. Чтобы выбрать запчасть для своего автомобиля, выберите его марку и модель: фильтр поиска выдаст все подходящие товары.
Почему сжимается и лопается патрубок радиатора
Одним из опасных проявлений неисправности системы охлаждения является нарушение геометрии патрубков радиатора. Чем опасна ситуация, если на остывшем двигателе входной или выходной патрубки радиатора сплющиваются, а при прогреве постепенно возвращаются в нормальное состояние? Почему это происходит, можно ли решить проблему своими силами?
О давлении в системе охлаждения
Для эффективного отвода тепла с рубашки двигателя жидкостные системы охлаждения герметично изолированы от окружающей среды и способны выдерживать давление от 1,2 до 2, и более атмосфер. Это необходимо, чтобы исключить закипание охлаждающей жидкости при достижении температуры в 100°C. При повышенном давлении различные марки тосола и антифриза способны кипеть при нагреве до 107°C−120°C, а иногда и 150°C.
Технические средства для повышения давления в системе охлаждения не применяются. Нужные значения достигаются за счет естественного увеличения объема нагревающейся жидкости, циркулирующей в «рубашке» работающего двигателя. Излишнее давление сбрасывается через оснащенную специальными клапанами крышку расширительного бачка системы, в котором всегда присутствует некоторое количество воздуха.
Заломы и трещины патрубков радиатора
Сброшенный при расширении тосола или антифриза излишек воздуха в бачке после остановки и охлаждения двигателя компенсируется из атмосферы через второй – обратный клапан крышки. Если этого не происходит, в бачке, радиаторе, соединительных патрубках и рубашке мотора создается разряжение. Первыми на это реагируют сжатием наименее прочные элементы системы – резиновые патрубки радиатора.
Максимально возможное значение отрицательного (в сравнении с атмосферным) давления охлаждающей жидкости зависит от разницы температур нагретого и остывшего двигателя. Не случайно автомобилисты замечают возникшую проблему именно зимой, когда разброс температур максимален. Патрубки при этом ускоренно изнашиваются и, потеряв начальную эластичность, могут лопнуть. С такой неисправностью эксплуатировать автомобиль нельзя.
Крышка расширительного бачка: особенности конструкции
Кроме пластмассового корпуса, резьбовой части и герметизирующей прокладки, крышка бачка оборудована двумя клапанами: впускным и выпускным. Каждый из них рассчитан и должен срабатывать при определенных условиях. Первый открывается при избыточном давлении – к примеру, в 1,2 Бара. Второй нужен для компенсации давления, когда тосол остывает. Если этот клапан неисправен, в системе создается опасный уровень разряжения.
Решение проблемы – промывка клапанов или покупка новой крышки
Металлические детали клапанов могут быть просто засорены грязью из системы охлаждения, если она давно не подверглась промывке. В подобных случаях проблему можно на время устранить продувкой и прочисткой клапанов крышки. При повторных отказах придется начать с генеральной промывки всего контура охлаждения. В случае, когда неисправность клапанов связана с коррозией их металлических элементов, следует приобрести новую крышку.
Как определить неисправность
Для того, чтобы убедиться, что патрубки радиатора сплющиваются именно из-за сильного разряжения в системе охлаждения, и в этом виновата крышка бачка, последнюю достаточно немного открутить по резьбе (только на холодном двигателе). Характерный свист поступающего воздуха укажет на забитый или заржавевший обратный клапан. Если свиста нет, нужно промыть всю систему. При этом лучше начать с верхнего патрубка радиатора, которым он соединен с расширительным бачком.
Почему покупка новой крышки может не решить проблему
К сожалению, простейшая деталь ценой в несколько рублей далеко не всегда соответствует предъявляемым требованиям. Крышка может не функционировать из-за значительного разброса давлений, при которых открываются или закрываются установленные в ней клапаны. Проверить их исправность и порог срабатывания можно при помощи компрессора для подкачки шин, а подрегулировать – уменьшением числа витков соответствующей пружины. Либо просто купить и установить крышку другого производителя.