Особенности картера двигателя автомобиля
Особенности картера двигателя автомобиля
Картер – это неподвижный элемент двигателя, на верхней части которого размещается блок цилиндров, а на нижней – коленчатый вал. Эти две части соединяются между собой крепежными болтами с помощью уплотнительной прокладки.
Двигатели, которые не отличаются большими размерами, оснащены картером, разделенным по вертикали, а не по горизонтальной плоскости.
Иначе говоря, картер – это корпус автомобильного мотора, который отвечает за работу всех его деталей и помогает работе смазочной системы и системе охлаждения двигателя.
Особенности конструкции картера
Помимо двигателя, картер имеется на редукторе, коробке передач, раздаточной коробке и других механизмах. Как правило, для изготовления картеров используется алюминиевый сплав, отличающийся высокой прочностью и надежностью.
На нижней части картера мотора имеется специальный поддон, который служит для его защиты. Поддон изготавливают из такого же сплава алюминия, либо методом штамповки из стали.
Поддон служит для защиты картера от протечки масла и различных загрязнений. Также поддон играет роль резервуара для масла. Для этого на нижнем отсеке поддона имеется специальное отверстие с маленькой пробкой для замены и слива моторного масла.
На внутренних стенках картера имеются поперечные перегородки с небольшими углублениями. Они обеспечивают большую жесткость всей конструкции. На эти перегородки закрепляются подшипники коренных шеек коленчатого и распределительного валов. Такие подшипники имеют съемные крышки, которые соединяются с картером с помощью болтов или шпилек.
На задней и передней выступающих частях коленчатого вала имеются специальные канавки и сальники. Они служат для предотвращения утечки масла. Их изготавливают из резины не высокой стойкости, пробки, войлока или кожи.
На крышках подшипников и по стенкам картера устанавливаются отражатели масла и дренажные канавки, которые служат для своевременного оттока масла.
На картере также имеются специальные приливы, которые используются для установки различных дополнительных механизмов мотора автомобиля. К примеру, для установки генератора, бензинового или водяного насосов и прочих элементов.
Поддон картера служит для сбора и хранения масла, которое уже не участвует в работе двигателя. Кроме масла в поддоне также накапливаются частички металла, которые появляются при трении деталей мотора друг об друга в процессе работы.
Некоторые автомобильные двигатели имеют поддоны с установленными на них магнитами, которые служат для притягивания этой металлической стружки на дно или стенки поддона.
Заборник масляного насоса, который служит для отхода масла из поддона картера, устанавливается не на дно поддона, а несколько выше, чтобы попавшая грязь не проходила в смазочную систему. Это будет защищать двигатель от различных металлических примесей. На некоторых современных автомобилях устанавливается система вентиляции картера. Она служит для отвода газов из самого картера. Большая часть выхлопных газов попадает в выхлопную систему. Но некоторая их часть просачивается в картер из масла, паров бензина, камеры сгорания. Эта смесь выхлопных газов постепенно накапливается и оказывает негативное влияние на состав и свойства масло, а также на качество различных металлических и резиновых элементов мотора.
Для устранения этих негативных последствий, из картера принудительно откачивают выхлопные газы. Для этого и необходима вентиляционная система картера.
Картер двухтактного двигателя
В двухтактном двигателе картер выполняет функцию не только корпуса для мотора, но и функцию основной части топливной системы автомобиля. В этом случае картер обеспечивает подготовку и своевременную подачу смеси топливо/воздух в цилиндры двигателя. Таким образом, картер отвечает за надежную смазку всех основных узлов автомобильного мотора.
На передней части картера двухтактного двигателя располагается кривошипная камера, которая служит для бесперебойной работы газораспределительного процесса.
На левой части картера имеется резиновый уплотнительный сальник, который обеспечивает надежную герметизацию камеры, т.е. исключает попадание масла в камеру.
На правой части картера также располагается уплотнительный сальник, который необходим для предотвращения попадания воздуха извне в камеру.
Сухой картер
Сухой картер – это картер, в котором нет масла, в отличие от обычного, используемого в качестве резервуара для сбора и хранения моторного масла. Такое название появилось не случайно, но оно не совсем верно. Сухой картер двигателя также получает масло, но оно там не остается. При помощи насосов масло откачивается в специальный резервуар, расположенный за пределами автомобильного мотора. Такой резервуар, как правило, располагается недалеко от самого двигателя, но точное местоположение может быть различным.
Подобная смазочная система используется для гоночных и спортивных машин, а также для внушительных внедорожников.
Сухие картеры в некоторых случаях просто необходимы. Так как для спортивных автомобилей и внедорожников, которые имеют высокие показатели динамики и инерционной нагрузки, масло в стандартном картере может пениться и расплескиваться.
Процесс смазки двигателя может быть нарушен. Как правило, это возникает при крутых и затяжных поворотах, а также на крутых спусках и подъемах. В этом случае маслозаборник оголяется, что негативно влияет на всю работу системы в целом и ведет к нарушению смазочного процесса. Такие действия вынуждают работать двигатель на повышенных оборотах, увеличивая нагрузку, что приводит к скорой поломке.
Для решения такой проблемы используется, так называемый, сухой картер. Подача масла осуществляется из специального резервуара под давлением и независимо от условий эксплуатации автомобиля, процесс смазки двигателя не нарушается. Картер двигателя – это достаточно сложная конструкция, которая выполняет множество полезных функций.
Поддон картера. Чем опасно его повреждение
Поддон картера, в силу своих конструкционных особенностей и расположения, чаще всего подвергается механическому воздействию, особенно без должной защиты.
Повреждение данного элемента может произойти в результате удара о бордюр, кусок льда, камень и тому подобное.
Стоит помнить одно правило.
Сразу после удара нужно немедленно заглушить мотор и проанализировать полученные повреждения.
Последствия для силового агрегата зависят от характера и объема повреждений. Условно можно выделить их три типа:
1. Небольшая деформация без пробоя может способствовать уменьшению зазора между маслоприемником и поддоном. Минимальная щель между ними не будет препятствовать работе масляной системы силового агрегата на холостом ходу, но при повышении оборотов неизбежно возникнет «масляной голод” для всех трущихся деталей в движке.
Итогом будет их быстрый износ, заклинивание и выплавление.
Незначительные деформации поддона картера не вызывают вытекание масла, а контрольная лампа давления масла при запуске двигателя гаснет, но водитель не должен расслабляться и откладывать ремонт или замену поддона картера.
Несмотря на развитые информационные системы, которыми оснащены современные автомобили, система контроля над давлением масла в двигателе осталась на примитивном уровне. Чаще всего данную информацию дает только один датчик.
В виду того, что у большинства современных транспортных средств нет возможности проверить давление масла на оборотах движения, то водитель должен предельно аккуратно, не перегружая двигатель, добраться до гаража или автосервиса, сделать осмотр поврежденного катера и провести его правку или замену.
2. Глубокая деформация поддона картера без сквозного пробоя может привести к облому трубки пластикового или алюминиевого маслоприемника, ведь конец трубки располагается на расстоянии 5 мм от поддона картера. Нередко трубка маслоприемника обламывается выше уровня масла.
В этом случае автовладелец должен быть предельно осторожным при пробном запуске двигателя, и если лампа давления не погаснет, то нужно немедленно заглушить силовой агрегат. Можно долить масло и вновь запустить двигатель.
В том случае, если лампа давления погаснет, то следует в «аварийном” режиме двинуться в автосервис. При значительной деформации поддона картера лучше не рисковать и не пытаться добраться до станции обслуживания самостоятельно.
Ремонт при таких повреждениях будет заключаться в замене маслоприемника и поддона картера.
3. Пробой поддона картера чреват тем, что через сквозное отверстие происходит утечка масла.
При таком серьезном повреждении огромное значение имеет своевременность прекращения работы силового агрегата, после чего автомобиль при помощи эвакуатора нужно доставить на станцию техобслуживания.
Ни в коем случае нельзя при течи в поддоне делать пробный запуск двигателя, а уж тем более осуществлять движение на автомобиле. Достаточно 20-30 секунд работы в условиях «масляного голодания” и все основные пары трения приобретут задиры.
Ремонт двигателя после пробоя поддона картера, скорее всего, будет трудоемким и затратным. Прежде всего, следует оценить объем повреждений, которые получил двигатель.
Для этого снимают поддон картера, маслоприемник, экран, вскрывают шатунные и по возможности коренные вкладыши, осматривают гильзы цилиндров.
После восстановления силового агрегата проводят замену картера.
Устройство современного двигателя
Устройство картера двигателя: назначение и особенности конструкции
Картер это одна из главных неподвижных деталей двигателя, в нижней части которой установлен коленчатый вал, а в верхней части – блок цилиндров. Картер крепится к блоку цилиндров за счет крепежных болтов, а между ними устанавливается уплотнительная прокладка.
Конструкция картера
Как правило, картер изготавливают из алюминиевого сплава. Можно встретить не только картеры двигателя, но и картеры редуктора, картеры коробки передач, картер раздаточной коробки и т.д. Для защиты картера двигателя устанавливается специальный поддон, который изготавливается из стальной штамповки либо алюминиевого сплава.
Главное назначение поддона картера качественная и надежная защита кривошипно-шатунного механизма (КШМ) от загрязнений и течи масла. Поддон картера выступает как резервуар. В нижнем отсеке имеется специальное отверстие с пробкой для слива моторного масла.
Для увеличения жесткости картера стенки картера выполнены в виде поперечных перегородок с углублениями, в которые устанавливаются подшипники коренных шеек коленчатого и распределительного вала.
Для своевременного отвода масла, стремящегося вытечь наружу, на стенках картера и в крышках подшипников установлены так называемые отражатели масла и дренажные канавки.
Поддон картера двигателя выступает хранилищем моторного масла, где оседают частички металла и загрязнения в процессе работы двигателя. В некоторых двигателях для удержания стружки образовавшейся на дне в процессе трения деталей или на стенках поддона устанавливаются магниты, притягивающие к себе металлические примеси.
Для снижения негативного влияния картерных газов, их принудительно выкачивают из картера с помощью системы вентиляции картера. Картерные газы выходят через выхлопную систему, а небольшая их часть попадает в картер из камер сгорания. Картерные газы газы оказывают негативное влияние не только на качество масла, но и на остальные металлические и резиновые детали двигателя.
Что такое сухой картер
Название «сухой картер означает то, что в нем нет масла, как в обычном картере, который служит резервуаром для сбора и хранения масла. В двигателе с сухим картером масло также стекает в поддон, но масляные насосы выкачивают масло из картера в специальные масляные резервуары. Такая система смазки двигателя зарекомендовала себя на спортивных, гоночных автомобилях, и внедорожниках.
Устройство двигателей с сухим картером
Устройство двигателей с сухим картером используются на автомобилях с повышенными динамическими и инерционными нагрузками, из-за которых масло в обычном картере очень сильно плескалось бы и пенилось.
Что такое картер двигателя, в автомобиле?
Недавно писал статью о защите двигателя от плохих дорог, почитайте, познавательно получилось. В этой статье пришлось вскользь упомянуть о картере двигателя — ведь по сути, его мы и защищаем. Читатели оценили статью, однако один из них попросил меня подробнее рассказать о картере. Что это такое и для чего он вообще существует …
Ребята это реально важная часть в устройстве двигателя, без нее нельзя представить современные агрегаты, потому как она держит основной объем масла, но все по порядку.
Определение
Картер – это самая большая полая часть, которая неподвижно закрепляется к блоку двигателя, через резиновую или силиконовую прокладку. Крепление разъемное, обычно «сидит» на болтах. Корпус этой детали делается из металла, но мне приходилось видеть и из пластика. Основное назначение — это емкость для моторного масла или часть корпуса, иногда на его поверхность (внутри) могут закрепить различные детали, например нижнюю часть масляного насоса.
Справедливости ради хочется отметить — что такие детали есть не только у мотора, также они есть и у трансмиссий (особенно у заднего привода) и у мостов. Практически у всех деталей, где есть масло.
История появления
Эта деталь появилась очень давно, еще в 1889 году, изобрел инженер Харрисон Картер. Однако это изобретение было направлено на велосипед. Изобретатель предложил специальный резервуар для велосипедной цепи, в котором хранилось масло для смазывания, а также эта деталь защищала от попадания в конструкцию воды, пыли и грязи.
Отличие в двухтактном и четырехтактном двигателях
Стоит отметить различия в строении этих двигателей. Ведь где-то картер является частью, а не резервуаром.
Двухтактный – здесь это неотъемлемая часть корпуса и часть питания системы транспортного средства. В нем готовится основная порция топливной смеси, которая затем подается в цилиндры двигателя. Стоит отметить, что у такой системы масло может находиться в непосредственном контакте с топливом (в одном баке). Из-за чего выхлоп намного грязнее, свечи зажигания ходят меньше, наверное, все помнят синий дым многих мотоциклов. Типы таких моторов уже практически не производятся.
Четырехтактный – в строении этой системы картер несет только вспомогательную функцию, то есть он непосредственно является полостью для масла. Также масло практически не попадает в камеру сгорания, из-за чего выхлоп намного чище. Только в этой системе применяется катализатор.
Типы строения и материал
Как писал выше — делается из металла – часто это сплав алюминия или стали, реже чугунные модели (применялись на старых двигателях). Однако мне приходилось видеть сделанные из высокотемпературного пластика. На европейских моделях автомобилей. Часто черного цвета, выполненные в виде небольшого поддона (если загляните под мотор вашей машины, он будет именно таким). Реже используют с оребрением. Ребра нужны как дополнительные элементы жесткости конструкции, когда она несет в себе дополнительную нагрузку — является например частью корпуса.
Небольшое видео снятие на ВАЗ, для общего понимания.
Надеюсь, теперь вам стало понятно, что такое это часть и для чего она служит, постарался простыми словами ответить на ваш вопрос.
(15 голосов, средний: 3,87 из 5)