Тепловые двигатели
Тепловые двигатели.
Тепловые двигатели.
Машины, преобразующие внутреннюю энергию механическую работу называют тепловыми двигателями
1690 — пароатмосферная машина Д.Папена (Франция) — теоретически
1698 — пароатмосферная машина Т.Севери (Англия)
1705 — пароатмосферная машина Т.Ньюкомена (Англия)
1763 — паровая машина И.Ползунова (Россия)
1774 — паровая машина Д.Уатта (Англия)
1860 — двигатель внутреннего сгорания Ленуара (Франция)
1865 — двигатель внутреннего сгорания Н.Отто (Германия)
1871 — холодильная машина К.Линде (Германия)
1887 — паровая турбина К.Лаваля (Швеция)
1897 — двигатель внутреннего сгорания Р.Дизеля (Германия)
Круговой (циклический) процесс — если в результате изменений система вернулась в исходное состояние, то говорят, что она совершила круговой процесс или цикл.
А1а2>А1б2 — по модулю (из сравнения площадей).
А1б2 Q = A’ + ΔU
Нагреватель передает тепло рабочему телу при температуре Т1.
Рабочее тело совершает полезную механическую работу A’.
Холодильник (охладитель) получает часть тепла, обеспечивая циклический процесс.
Коэффициент полезного действия теплового двигателя:
Кпд реальных двигателей:
турбореактивный — 20 -30%; карбюраторный — 25 -30%, дизельный — 35-45%.
0 — 1 — впуск горючей смеси (изобара)
1 — 2 — сжатие (адиабата)
2 — загорание горючей смеси
2 -3 -резкое возрастание давления (изохора)
3 -4 — рабочий ход (адиабата)
Идеальная тепловая машина — машина Карно (Сади Карно, Франция, 1815).
Машина работает на идеальном газе.
1 — 2 — при тепловом контакте с нагревателем газ расширяется изотермически.
2 — 3 — газ расширяется адиабатно.
После контакта с холодильником:
3 — 4 — изотермическое сжатие;
4 — 1 — адиабатное сжатие.
КПД идеальной машины:
η является функцией только двух температур, не зависит от устройства машины и вида топлива.
Теорема Карно: кпд реальной тепловой машины не может быть больше кпд идеальной машины, работающей в том же интервале температур.
Цикл Карно обратим. Машина, работающая по обратному циклу наз. холодильной машиной.
Тепловой двигатель
Превращение внутренней энергии в работу
Согласно законам молекулярно-кинетической теории, тепло представляет собой энергию движения молекул вещества. Нулевая энергия соответствует абсолютному нулю температуры, чем температура выше, тем средняя энергия молекулы выше.
Запасы внутренней тепловой энергии на Земле огромны. Однако, Второе Начало термодинамики налагает жесткое ограничение на их использование. Действительно, если некоторая часть внутренней энергии будет превращена в энергию движения макроскопических тел, то внутренняя энергия уменьшится, уменьшив температуру молекул. Согласно же Второму Началу термодинамики, тепловая энергия молекул без дополнительных усилий может переходить только от более нагретого тела к менее нагретому. Для передачи энергии от менее нагретого тела к более нагретому, требуется совершить дополнительную работу.
Рис. 1. Второе начало термодинамики.
Таким образом, даже располагая большой внутренней энергией в окружающей среде, превратить ее в работу оказывается далеко не всегда возможно. Ведь при этом должно произойти охлаждение окружающей среды без наличия более холодных тел. А этого не может быть.
То есть, превращение внутренней энергии вещества в работу возможно только при наличии «потока тепла», который может быть организован только при наличии двух тел с разной температурой. Такие тела в теории тепловых двигателей называются Нагревателем и Холодильником. Тепло от Нагревателя переходит к Холодильнику, при этом совершается полезная работа.
Рабочее тело теплового двигателя
Для совершения полезной работы необходимо создать движение под действием силы. Такое движение в тепловом двигателе совершается при расширении порции газа, называемого рабочим телом. Во всех тепловых двигателях рабочее тело получает тепло от Нагревателя, затем расширяется, совершая работу. При расширении оно охлаждается и отдает тепло Холодильнику.
Для всех применяемых тепловых двигателей Холодильником является окружающая среда. Нагреватели же зависят от типа двигателя. Для парового двигателя Нагревателем является топка парового котла. Для двигателя внутреннего сгорания (ДВС) Нагревателем является само рабочее тело – горючая газовая смесь.
Рис. 2. Схема теплового двигателя.
КПД теплового двигателя
В любом тепловом двигателе рабочее тело разогревается до некоторой высокой температуры $T_1$, а затем совершает работу, охлаждаясь до температуры $T_2
Простейшим примером теплового двигателя является ночной светильник «Лампа с пузырьками» (лавовая лампа). Несмотря на простоту, в этом светильнике есть все части, необходимые для теплового двигателя – Нагреватель (лампа накаливания или спираль), Холодильник (окружающий воздух), рабочее тело (пузырьки парафина). Движение пузырьков в светильнике продолжается до тех пор, пока существует разница температур Нагревателя и Холодильника.
Рис. 3. Светильник Лавовая лампа.
Что мы узнали?
В тепловом двигателе рабочее тело получает тепло от Нагревателя, расширяется, совершая работу и отдавая тепло Холодильнику. Поскольку на совершение полезной работы идет только часть энергии, полученной от Нагревателя, КПД теплового двигателя всегда меньше единицы.
Тепловой баланс двигателя — неизбежность потери, сведённая к минимуму
Каждому автовладельцу известен такой термин, как тепловой баланс двигателя внутреннего сгорания. Но что конкретно несёт в себе это понятие, как измеряется и на каких принципах основано? Об этом и пойдёт речь сегодня.
Не все до конца понимают, что такое тепловой баланс двигателя
Если бы можно было приостановить действие некоторых законов физики, человечество уже давно достигло пика своего развития. Но к сожалению, это невозможно. Нам остаётся только использовать их, стараясь извлечь при этом максимальную пользу.
С одним из таких «неудобных» законов напрямую связан низкий КПД силовых агрегатов автомобиля. Что же не позволяет нам развивать немыслимую скорость на своих авто? Какие попытки предпринимаются для преодоления этого препятствия? Сейчас мы с вами выясним.
Почему я не сокол, отчего не летаю
Принципы термодинамики — это основа работы всех двигателей внутреннего сгорания. Один из них гласит, что при сгорании топлива часть выделяемого тепла в любом случае поглощается средой происхождения реакции.
Видео о том, как работает ДВС:
В нашем случае средой является сам двигатель и его системы. Лишь от 20 до 40 процентов вырабатываемой здесь тепловой энергии используется для работы мотора. Остальное утрачено безвозвратно. Но куда девается львиная доля энергии? Давайте разбираться по порядку.
Формулировка понятия тепловой баланс
Итак, тепловой баланс двигателя — это разделение расхода полученной энергии на полезную отдачу и растрату впустую. Неизменным здесь является равенство или же баланс между полученной энергией тепла и её расходом.
Что такое полезная отдача, все мы понимаем. Это движение автомобиля. О расходе впустую — читаем дальше.
Причины утраты
Существует несколько причин бесполезной растраты энергии тепла. Вот так мы их сформулируем:
- преодоление энергией сопротивления при сжатии;
- отдача тепла двигателем в окружающую среду, по простому его остывание;
- выход в атмосферу вместе с выхлопными газами;
- расход некоторой доли энергии на работу охлаждающей системы двигателя и других агрегатов.
Количественный показатель этих статей растраты величина непостоянная. А от чего он зависит, мы рассмотрим в следующем разделе.
Как рассчитывают потери
Количество растраты зависит от многих факторов. Вот основные из них:
- нагрузка на силовую установку;
- конструкция двигателя и его систем;
- скорость, развиваемая автомобилем;
- состав смеси горючего;
- температура окружающей среды.
Скорость автомобиля может влиять на растраты энергии
Здесь стоит также отметить, что теплопотеря дизельного агрегата, ниже чем у карбюраторного на 10–12%. Измерения ведутся в абсолютных единицах теплопередачи или в процентном соотношении количества полученного тепла к его бесполезной растрате. Всё это принимается во внимание при расчётах, что позволяет достичь извлечения максимальной пользы от горения топлива.
Извлечение пользы из потери
Конечно, при таком раскладе, потеря энергии всё ещё остаётся огромной. Но в отрасли постоянно ведутся работы по улучшению результата. Внедряются инновационные методы разработки двигателей внутреннего сгорания.
Например, турбонаддувная установка, использующая давление горячих газов из выхлопа. Принцип её работы заключается в том, что выхлопные газы приводят в действие турбину, вращающую лопасти нагнетателя, обогащающего компонента внутрь цилиндров двигателя.
Ещё тепло, поглощённое охлаждающей системой, используется для обогрева салона автомобиля. Горячая вода из радиатора подаётся по нагревательным элементам печки.
Подведение итога
Мы выяснили, что такое тепловой баланс двигателя и какие есть потери энергии тепла. Вывод отсюда следующий — существующие на сегодняшний день двигатели внутреннего сгорания далеки от совершенства. Но разработчики не сидят сложа руки, ведутся постоянные поиски способа обернуть потерю в пользу. И нам остаётся только пожелать им удачи.
Внизу можно высказываться по теме. Ждём ваших комментариев. До скорых встреч!
Виды тепловых двигателей
Вы будете перенаправлены на Автор24
Тепловыми двигателями считают машины, которые совершают работу за счет получаемой теплоты.
К часто используемым тепловым двигателям отнесем:
- паросиловые станции, паровые поршневые двигатели;
- двигатели внутреннего сгорания, например, бензиновые двигатели, дизельные двигатели, реактивные двигатели.
Принципы работы тепловых двигателей
Тепловой двигатель преобразовывает теплоту в механическую работу. В тепловом двигателе нагреваемый пар расширяясь, давит на поршень и производит работу.
Тепловой двигатель состоит из:
- нагревателя;
- холодильника;
- рабочего тела, пара или газа, находящегося в емкости с поршнем, который может расширяться и сжиматься.
При конструировании теплового двигателя задача заключается в том, чтобы создать такие условия, при которых газ будет попеременно соприкасаться с нагревателем и холодильником.
- Контактируя с нагревателем, рабочее тело нагревается, расширяется и совершает работу.
- Соприкасаясь с холодильником газ сжимается, поршень уходит в первоначальное положения, работа совершается над рабочим телом.
- Цикл может начинаться сначала.
Одной из первых машин, в которой человек использовал солнечную энергию, была ветряная мельница. В такой мельнице вращение крыльев при дуновении ветра приводит в действие вал, который совершает работу. Для появления ветра нужно, чтобы имелась разность давлений, которая появляется в результате температурной разницы в частях атмосферы. Ветер – это конвекционное перемещение атмосферы, вызванное ее неравномерным нагревом.
Так, энергия Солнца использовалась для получения работы в ветряном двигателе.
Периодически повторяющееся выполнение работы в результате охлаждения тел возможно, если тепловая машина не только получает теплоту от нагревателя, но и часть ее передает холодильнику (телу с более низкой температурой). На выполнение работы уходит только часть теплоты нагревателя, остальная теплота переходит к холодильнику.
Готовые работы на аналогичную тему
Тепловым двигателем называют машину, которая производит механическую работу за счет обмена теплотой с окружающими телами.
Большая часть тепловых двигателей нагревание происходит за счет сгорания топлива, в результате этого процесса нагреватель обладает достаточно высокой температурой. При этом работа выполняется за счет внутренней энергии смеси топлива и кислорода из атмосферы.
Имеются тепловые двигатели, в которых нагревание выполняет Солнце. Проектируются машины, применяющие разницу температур воды в море.
Существуют и работают тепловые машины, которые используют теплоту, выделяемую в ядерном реакторе, при расщеплении и преобразовании ядер атомов.
Паровая машина
Первыми были сконструированы паровые поршневые двигатели (или паровые машины). Позднее на их основе были созданы паровые турбины.
Рабочим телом в этих двигателях обычно является водяной пар (возможны пары других веществ). Поршневые двигатели сейчас применяют редко, на железнодорожном и водном транспорте.
Паровые турбины используются на больших электростанциях и кораблях.
Паровой двигатель кроме основных элементов теплового двигателя имеет несколько вспомогательных устройств. Вся совокупность компонент парового двигателя называется паросиловой станцией. В паровом двигателе осуществляет циркуляцию вода. Она становится паром в котле, выполняет работу в турбине, снова становится водой в барабане. Затем она отправляется при помощи насоса через сборный бак в котел. Оборот воды в паросиловой станции изображен на схеме рис.1
Рисунок 1. Паровой двигатель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В схеме, изображенной на рис.1 нагреватель – это котел, а холодильник – конденсатор, который охлаждается проточной водой. Поскольку в установке циркулирует одна и также вода, то накипи практически не образуется. Накипь влияет на КПД котла, уменьшая его.
Паровой котел — это топка и собственно котел. Топливо сжигают в топке. Сам котел составлен из барабана и труб, которые через свои стенки передают теплоту газов, нагретых при сгорании топлива, воде. Вода нагревается и превращается в пар. Энергия топочных газов не полностью передается воле, ее часть рассеивается. Потери энергии происходят и при неполном сгорании топлива.
Далее по паропроводу пар попадет в турбину. Турбина — это стальной цилиндр с валом внутри него. На валу укреплены рабочие колеса с изогнутыми лопатками. Между рабочими колесами имеются направляющие лопатки. Пар заставляет рабочее колесо вращаться, попадая на рабочие лопатки. В турбине пар увеличивает свой объем, при этом его температура уменьшается.
Турбина способна совершать вращение только в одном направлении, скорость ее вращение изменяется не очень сильно. Это удобно для вращения электрогенераторов.
КПД паросиловой станции может достигать 27%. Часть потерь энергии вызвана несовершенством конструкции и потерями, которые происходят при охлаждении пара водой в конденсаторе.
Теория дает следующий вывод, что КПД тепловой машины не может быть больше, чем:
где $T_1$ — температура нагревателя; $T_2$ — температура холодильника.
Двигатель внутреннего сгорания
Сжигание топлива можно производить вне цилиндра, в котором происходит расширение рабочего тела (газа), такой двигатель называют двигателем внешнего сгорания. Примером двигателей внешнего сгорания могут быть:
- паровая машина;
- турбина.
Двигатели, у которых сжигание топлива происходит внутри камеры сгорания, называют двигателями внутреннего сгорания. Примерами двигателей внутреннего сгорания могут быть:
- бензиновый двигатель;
- дизель;
- реактивный двигатель.
Двигатель внутреннего сгорания в настоящее время является самым распространенным тепловым двигателем. Он работает:
- на автомобильном транспорте,
- самолетах,
- моторных лодках,
- танках и т. д.
Топливом для двигателей внутреннего сгорания может служить:
- жидкое топливо, такое как бензин, керосин;
- газ.
Рассмотрим четырехтактный бензиновый двигатель внутреннего сгорания.
Основная часть этого двигателя – один или несколько цилиндров, где сжигается топливо. Во внутренности цилиндра движется поршень. Поршень имеет вид полого цилиндра, закрытого с одной стороны. Этот цилиндр опоясан пружинными кольцами, которые вложены в канавки на поршне. Данные кольца должны не пропускать газы, которые появляются как результат сжигания топлива, в отсек между поршнем и стенками цилиндра.
Поршень имеет стержень из металла (палец), который соединяет поршень с шатуном. Шатун передает движение от поршня к коленчатому валу.
В работе данного двигателя выделяют четыре этапа:
- Всасывание горючей смеси в цилиндр из карбюратора.
- Сжатие горючей смеси. При этом впускной клапан закрывается, поршень двигается сжимает смесь. Смесь повышает свою температуру.
- Сгорание смеси. При достижении некоторого положения поршнем смесь загорается от электрической искры, которую дает свеча. Давление газов заставляет поршень двигаться вниз. Поршень передает свое движение коленчатому валу, так совершается работа. Выполняя работу и увеличивая свой объем продукты сгорания уменьшают свою температуру, давление уменьшается. По окончании рабочего хода давление в цилиндре становится равным атмосферному.
- Выхлоп отработанных продуктов горения. При этом открывается выпускной клапан, продукты горения через глушитель попадают в атмосферу.
Температура газов, которые получаются в двигателе внутреннего сгорания довольно большая (более 1000 градусов Цельсия), следовательно, они должны давать КПД выше, чем у паровых двигателей. В реальной действительности КПД двигателя внутреннего сгорания составляет 20-30%. Энергия сгорания топлива в нем расходуется так:
- 40% идет на охлаждение цилиндра с водой;
- 25% уносят отработанные газы;
- 10% забирает трение;
- 25% полезная работа.
Существуют не только четырехтактные, но и двухтактные двигатели внутреннего сгорания.
К преимуществам двигателя внутреннего сгорания относят:
- компактность,
- небольшую массу.
Недостатками таких двигателей являются:
- потребности в топливе высокого качества;
- отсутствие возможности получения с его помощью малой частоты вращения.