Что можно узнать о электродвигателе, зная его каталожные данные
Что можно узнать о электродвигателе, зная его каталожные данные
Каталоги асинхронных двигателей содержат все необходимые данные для выбора двигателей.
В каталогах указываются: типоразмер двигателя, номинальная мощность для режима S1 (длительный режим), частота вращения при номинальной мощности, ток статора при номинальной мощности, коэффициент полезного действия при номинальной мощности, коэффициент мощности при номинальной мощности, кратность начального пускового тока, т. е. отношение начального пускового тока к номинальному, или кратность пусковой мощности, т. е. отношение полной мощности при пуске к номинальной мощности, кратность начального пускового момента, кратности минимального момента, динамический момент инерции ротора.
Кроме этих данных, относящихся к номинальному или пусковому режимам, в каталогах сообщаются более подробные данные об изменении КПД и коэффициента мощности при изменении нагрузки на валу электродвигателя. Эти данные приводятся в табличной или графической форме. Пользуясь этими данными, можно рассчитать также ток статора и скольжение при различных значениях нагрузки на валу.
В каталогах указываются также размеры, необходимые для установки двигателя на объекте и присоединения его к питающей сети.
На различных этапах создания, распределения, установки, эксплуатации и ремонта двигателей требуется различная детальность описания. Для большинства целей достаточна детализация на уровне типоразмера. Каталожное описание типоразмера двигателей серий 4А и АИ содержит признаки, обозначаемые максимально 24 символами.
Примеры. 4А160М4УЗ — асинхронный двигатель серии 4А, со степенью защиты IP44, станина и щиты чугунные, высота оси вращения 160 мм, выполнен в станине средней длины М, четырехполюсный, предназначен для эксплуатации в умеренном климате, категория размещения 3.
4АА56В4СХУ1 — асинхронный двигатель серии 4А со степенью защиты IP44, станина и щиты алюминиевые, высота оси вращения 56 мм, имеет длинный сердечник, четырехполюсный, сельскохозяйственная модификация по условиям окружающей среды, предназначен для эксплуатации в умеренном климате, категория размещения 1.
Номинальной мощностью двигателя называют механическую мощность на валу в режиме работы, для которого он предназначен предприятием-изготовителем.
Ряд номинальных мощностей электродвигателей: 0,06; 0,09; 0,12; 0,18; 0,25; 0,37; 0,55; 0,75; 1,1; 1,5; 2,2; 3,7; 5,5; 7,5; 11; 15; 18,5; 22; 30; 37; 45; 55; 75; 90; 110; 132; 160; 200; 250; 315; 400 кВт.
Предельно допустимая мощность двигателя может изменяться при изменении режима работы, температуры охлаждающего агента и высоты установки над уровнем моря.
Двигатели должны сохранять номинальную мощность при отклонениях напряжения сети от номинального значения в пределах ±5 % при номинальной частоте сети и при отклонениях частоты сети в пределах ±2,5 % при номинальном напряжении. При одновременном отклонении напряжения и частоты сети от номинальных значений двигатели должны сохранять номинальную мощность, если сумма абсолютных отклонений не превосходит 6 % и каждое из отклонений не превышает нормы.
Синхронная частота вращения электродвигателя
Ряд синхронных частот вращения асинхронных двигателей установлен ГОСТ и при частоте сети 50 Гц имеет следующие значения: 500, 600, 750, 1000, 1500 и 3000 об/мин.
Динамический момент инерции ротора электродвигателя
Мерой инерционности тела при вращательном движении является момент инерции, равный сумме произведений масс всех точечных элементов на квадрат их расстояний от оси вращения. Момент инерции ротора асинхронного двигателя равен сумме моментов инерции многоступенчатого вала, сердечника, обмотки, вентилятора, шпонки, вращающихся частей подшипников качения, обмоткодержателей и нажимных шайб для фазного ротора и т. д.
Крепление электрических электродвигателей на объекте производится посредством лап, фланцев или лап и фланцев одновременно.
Установочные размеры асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором на лампах (а) и с флянцем (б)
Электрические электродвигатели на лапах имеют четыре главных установочных размера:
h(H) — расстояние от оси вала до опорной поверхности лап (основной размер),
b10 (A) — расстояние между осями крепительных отверстий,
l10 (B) — расстояние между осями крепительных отверстий (боковой вид),
l31 (C) — расстояние от опорного торца свободного конца вала до оси ближайших крепительных отверстий в лапах.
Электрические электродвигатели с фланцами имеют четыре главных установочных размера:
d(M) — диаметр окружности центров крепительных отверстий,
d25(N) — диаметр центрирующей заточки,
d24(P) — внешний диаметр фланца,
l 39(R) — расстояние от опорной поверхности фланца до опорной поверхности свободного конца вала.
Механические характеристики и пусковые свойства двигателя
Механическая характеристика представляет зависимость вращающего момента двигателя от его частоты вращения при неизменных напряжении, частоте питающей сети и внешних сопротивлениях в цепях обмоток двигателя.
Пусковые свойства характеризуются значениями пускового момента Мп, минимального момента М min , максимального (критического) момента Мкр, пускового тока I п или пусковой мощности Рп или их кратностями. Зависимость момента, отнесенного к номинальному моменту, от скольжения называется относительной механической характеристикой электродвигателя .
Номинальный вращающий момент электродвигателя , Н/м, определяется по формуле
Мном = 9550 (Рном / n ном)
где Рном — номинальная мощность, кВт; n ном — номинальная частота вращения, об/мин.
Разновидности механических характеристик для различных модификаций асинхронных двигателей показаны на рисунке.
Механические характеристики асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором: 1 — базового рада, 2 — с повышенным пусковым моментом, 3 — с повышенным скольжением.
Механические характеристики группы двигателей, представляющих отрезок серии, укладываются в некоторую зону. Среднюю линию этой зоны назовем групповой механической характеристикой отрезка серии. Ширина зоны групповой характеристики не превышает поля допуска на моменты.
Рабочие характеристики электродвигателей
Рабочие характеристики — это зависимости подводимой мощности P1, тока в обмотке статора I , вращающего момента М, КПД, коэффициента мощности cos ф и скольжения s от полезной мощности двигателя Р2 при неизменных напряжении на выводах обмотки статора, частоте сети и внешних сопротивлениях в цепях обмоток двигателя. Если такие зависимости отсутствуют, то значения КПД и cos ф могут быть приближенно определены по рисункам.
Типовые рабочие характеристики асинхронных электродвигателей
Коэффициент полезного действия электродвигателя при частичных нагрузках: 1 — Р2 / Р2ном = 0,5, 2 — Р2 / Р2ном = 0,75, 3 — Р2 / Р2ном = 1,25
Коэффициент мощности электродвигателя при частичных нагрузках: 1 — Р2 / Р2ном = 0,5, 2 — Р2 / Р2ном = 0,75, 3 — Р2 / Р2ном = 1,25
Скольжениение электродвигателя приближенно может быть определено по формуле:
s ном = s2 (P2 / P ном),
а линейный ток статора электродвигателя — по формуле:
где I — ток статора, А, cos ф — коэффициент мощности, U ном — номинальное линейное напряжение, В.
Частота вращения ротора электродвигателя :
где nc — синхронная частота вращения электродвигателя, об/мин.
Степень защиты электродвигателей
Степень защиты для электрических электродвигателей установлена в ГОСТ 17494-72. Характеристики степеней защиты и их обозначения определены в ГОСТ 14254-80. Этот стандарт устанавливает степени защиты персонала от соприкосновения с находящимися под напряжением или движущимися частями, находящимися внутри электродвигателей, и от попадания твердых посторонних тел и воды внутрь электродвигателей.
Степени защиты обозначаются двумя латинскими буквами IP (International Protection) и двумя цифрами. Первая цифра обозначает степень защиты персонала от соприкосновения с движущимися или находящимися под напряжением частями, а также степень защиты от попадания внутрь электродвигателей твердых посторонних тел. Вторая цифра обозначает степень защиты от проникновения воды внутрь электродвигателей
Способы охлаждения электродвигателей
Способы охлаждения обозначаются двумя латинскими буквами 1С (International Cooling) и характеристикой цепи охлаждения.
Каждая цепь охлаждения электродвигателей имеет характеристику, обозначаемую латинской буквой, указывающей вид хладагента, и двумя цифрами. Первая цифра обозначает устройство цепи для циркуляции хладагента, вторая — способ подвода энергии для циркуляции хладагента. Если электродвигатель имеет две или более цепи охлаждения, то в обозначении указываются характеристики всех цепей охлаждения. Если воздух является единственным хладагентом электродвигателя, то разрешается опускать букву, обозначающую природу газа.
В асинхронных двигателях применяются следующие способы охлаждения: IC01 —двигатели со степенями защиты IP20, IP22, IP23 с вентилятором, расположенным на валу двигателя, IC05 —двигатели со степенями защиты IP20, IP22, IP23 с пристроенным вентилятором, имеющим независимый привод, IC0041 —двигатели со степенями защиты IP43, IP44, IP54 с естественным охлаждением; IC0141 —двигатели со степенями защиты IP43, IP44, IP54 с наружным вентилятором, расположенным на валу двигателя, IC0541 —двигатели со степенями защиты IP43, IP44, IP54 с пристроенным вентилятором, имеющим независимый привод.
Закрытый обдуваемый электродвигатель (степень защиты IP44)
Классы нагревостойкости системы изоляции электродвигателей
Изоляционные материалы, применяемые в электрических электродвигателях, разделяются по нагревостойкости на классы.
Изоляционный материал относится к тому или иному классу в зависимости от максимальной допустимой температуры. Двигатели работают при различных температурах окружающего воздуха.
За номинальную температуру окружающего воздуха для умеренного климата, если не оговорено противное принимают температуру 40 °С. Предельно допустимое превышение температуры обмотки двигателя получается вычитанием из температурного индекса системы изоляции числа 40.
При выборе более высокого класса нагревостойкости (например, F вместо В) могут быть достигнуты на выбор две цели:
1) увеличение мощности двигателя при неизменном теоретическом сроке службы,
2) увеличение срока службы и надежности при неизменной мощности. В большинстве случаев применение более нагревостойкой изоляции имеет целью повысить надежность двигателя в тяжелых условиях работы.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Модельный электродвигатель
Моде́льный электродви́гатель — электрический двигатель, приводящий в движение летающую, плавающую, вообще какую-либо движущуюся модель, например модель автомобиля.
О двигателях, приводящих исполнительные механизмы, см. статью сервомашинка.
Коллекторные моторы широко применяются на авто и судомоделях, где нет столь жёстких требований к минимальной массе двигателя.
На летающих моделях широко используются бесколлекторные электродвигатели. Обмотки в таком двигателе находятся на статоре (неподвижная часть двигателя), а ротор оснащён постоянными магнитами. Коммутацию обмоток в них осуществляет не механический коллектор, а специальный электронный регулятор. Такая конструкция значительно повышает КПД мотора и позволяет получать высокую мощность при гораздо меньших размерах и массе по сравнению с коллекторным мотором.
Содержание
- 1 Особенности модельных электродвигателей
- 2 Типы коллекторных электродвигателей, применяющихся на разных видах моделей
- 3 Классификация двигателей
- 4 Настройка
- 5 Обслуживание
- 6 Ссылки
Особенности модельных электродвигателей [ править | править код ]
Некоторые авиамодельные двигатели выпускаются в сборе с редуктором.
Типы коллекторных электродвигателей, применяющихся на разных видах моделей [ править | править код ]
Во-первых, двигатели разделяются по классам в зависимости от размеров (длина корпуса в миллиметрах × 10):
- «130 класс»
- «280 класс»
- «300 класс»
- «370 класс»
- «540 класс»
Во-вторых, бывают двигатели с закрытым и с открытым щёточным узлом. Закрытый щёточный узел означает что его нельзя обслуживать /или просто не предусмотрено/. У двигателей с открытым узлом имеется доступ — снимается задняя крышка или другая часть корпуса открывая доступ , можно снимать щётки и извлекать щётки , якорь. Если у двигателя имеются щётки, то подвижная часть двигателя называется якорем, если щёток нет, то ротором, бесколлекторный двигатель — это многофазный двигатель.
Классификация двигателей [ править | править код ]
В автомоделях по спортивной классификации двигатели бывают следующих классов:
- «Стандарт»
- «Сток»
- «Модифид»
Настройка [ править | править код ]
Мощность, крутящий момент, максимальные обороты зависят от количества витков в двигателе и мощности (типе) использованных постоянных магнитов. Момент и обороты также зависят от числа магнитных полюсов ротора и статора двигателя.
В спортивных классах моделей, предназначенных для участия в соревнованиях, существует не так много возможностей изменить характеристики двигателя, тем более что это может быть запрещено правилами.
В авиа- и судомоделях режим работы двигателя настраивают подбором винта с такими параметрами, при которых ток через двигатель не превышает максимальный, указанный производителем.
Обслуживание [ править | править код ]
Главной опасностью является перегрев. Эта проблема касается в наибольшей мере автомоделей, так как их кузова часто делают максимально закрытыми, чтобы предотвратить попадание внутрь пыли и грязи. Но при этом к двигателю не будет притока воздуха. Охлаждается двигатель облегающим его корпус металлическим радиатором, иногда устанавливается небольшой вентилятор.
В судомоделях для охлаждения двигателя используют воду, забираемую из-за борта. Вода прокачивается по металлической трубке, обёрнутой вокруг корпуса двигателя.
Асинхронные электродвигатели
Асинхронные погружные электродвигатели (ПЭД) — это наиболее широко используемый тип двигателей для привода электроцентробежных насосов. Несмотря на то, что они не способны развивать высокие обороты, как двигатели на постоянных магнитах (вентильные), они доказали свою надежность в ходе эксплуатации, обладают меньшей себестоимостью и трудоемкостью изготовления. Стандартные асинхронные двигатели просты в эксплуатации и доступны в широком диапазоне типоразмеров по мощности, габариту и исполнению.
От технического уровня на стадии проекта, качества изготовления и надежной работы двигателя зависит долговечная работа установки. Компания «Новомет» имеет собственную научно-техническую базу для проектирования, изготовления и испытания опытных образцов, а также производственную базу для серийного изготовления погружных электродвигателей.
ПРЕИМУЩЕСТВА
область применения
- Применяются в качестве привода центробежных насосов, применяемых для откачки пластовой жидкости.
возможности
- Выпускаются в габаритах от 96 мм до 185 мм
- Номинальная мощность в диапазоне от 16 до 650 кВт
особенности
- Широкая линейка типоразмеров по мощности и габариту
- Применение компаундированного статора позволяет добиться полной герметезации обмоток, устранить перегрев, увеличить сопротивление изоляции в 10 раз
- Фильтр для масла в основании двигателя позволяет продлить срок безотказной эксплуатации
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Номинальная мощность
70-100 кВт (@50 Гц )
63-160 кВт (@50 Гц)
140-250 кВт (@50 Гц )
12-125 кВт (@50 Гц )
90-250 кВт (@50 Гц )
270-400 кВт (@50 Гц )
22-140 кВт (@50 Гц )
160-300 кВт (@50 Гц )
350-560 кВт (@50 Гц )
63-220 кВт (@50 Гц )
260-440 кВт (@50 Гц )
100-400 кВт (@50 Гц )
345-650 кВт (@50 Гц )
В настоящее время компанией «НОВОМЕТ» производится широкая линейка асинхронных электродвигателей, освоено 6 габаритов: 96, 103, 117, 130, 143 и 185 мм. Число типоразмеров ПЭД – от 7 до 28 в каждом габарите диапазон мощностей – от 8 до 650 кВт. Обширная номенклатура позволяет подобрать наиболее оптимальное сочетание двигатель-насос, для обеспечения работы установки с максимально возможным КПД.
В зависимости от конструкции электродвигатели могут изготавливаться в различных модификациях, например с трубчатым охладителем (для температуры окружающей среды до 200°С), с двухсторонним выходом вала (для установок перевернутого типа, или присоединения погружного сепаратора механических примесей).
Электродвигатели оснащаются погружным блоком контроля параметров установки различных производителей, в том числе ТМС-Новомет.
Погружной электродвигатель состоит из основных элементов: неподвижного статора, вращающегося ротора, головки с токовводом и основания. Электродвигатель выполняется маслозаполненным. В головке электродвигателя, расположенной в верхней части, размещена колодка токоввода и узел упорного подшипника, который воспринимает осевые нагрузки от веса ротора. Основание расположено в нижней части электродвигателя и содержит фильтр для очистки масла. Головка и основание герметично соединены с корпусом статора резьбой.
Электродвигатель взрывозащищенный асинхронный АИМЛ 63А4 Лапы У 2, 5
Тип взрывозащиты | 1ExdIIBT4 |
Типоразмер двигателя | АИМЛ 63А4 |
Высота оси вращения, мм | 63 |
Мощность, кВт | 0,25 |
Синхронная частота вращения, об/мин | 1500 |
Напряжение питания, В | 380 |
Частота сети, Гц | 50 |
КПД, % | 68 |
Коэффициент мощности | 0,73 |
Габаритные размеры, мм | 275х160х220 |
Масса, кг не более | 11 |
Способ крепления | IM 1281, 1081 (лапы) |
Климатическое исполнение | У 2, 5 |
В списке сравнения
Данные для расчёта доставки:
Вес | 12 кг |
Объем | 0.01 м 3 |
Продажа на экспорт:
Продажа по России:
- Описание
- Преимущества
- Документация
- Прайс-лист
Асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором во взрывозащищенном исполнении АИМЛ с маркировкой по взрывозащите «1ExdIIBT4» предназначены для работы во взрывоопасных условиях.
Они используются в приводах, вентиляторных установках, топливораздаточных колонках и т.д.
Двигатели предназначены для эксплуатации в макроклиматических районах с умеренным (У), умеренным и холодным (УХЛ), тропическим (Т) и морским (ОМ) климатом с категорией размещения 2 или 5 в соответствии с ГОСТ 15150–69.
Маркировка взрывозащиты
1 | Уровень взрывозащиты |
Ех | Взрывозащищенный |
d | Вид взрывозащиты |
IIB | Группа взрывозащиты |
Т4 | Температурный класс |
Виды конструктивных исполнений по способу монтажа
- IM1081-1281 — на лапах;
- IM2081 — на лапах и с фланцем на щите (комбинированный);
- IM3081 — с фланцем на щите, без лап.
Возможно изготовление
- с объединением обмотки статора «треугольник» с напряжением питания 220 В;
- с термодатчиком, встроенным в обмотку статора;
- подшипники по требованию заказчика.
Сферы применения:
- Производства химической, газовой и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности