Тутаевский моторный завод
Тутаевский моторный завод
Тутаевский моторный завод (ТМЗ) | |
---|---|
Тип | Публичное акционерное общество |
Год основания | 1973 |
Прежние названия | Тутаевский завод дизельных агрегатов (ТЗДА) |
Расположение | Россия Тутаев |
Ключевые фигуры | Грибанов Виталий Михайлович (генеральный директор) |
Отрасль | Машиностроение |
Продукция | Дизельные двигатели |
Число работников | 1500 (2016) |
Сайт | paotmz.ru |
ПАО Тутаевский моторный завод (ТМЗ) — российское машиностроительное предприятие в г. Тутаев, производитель дизелей. Является градообразующим для города Тутаев Ярославской области.
На предприятии работает 1603 человек (на 1 сентября 2016 год). Специализируется на выпуске дизельных двигателей для магистральных автопоездов, большегрузных автомобилей-самосвалов, городских автобусов большой и особо большой вместимости, сельскохозяйственных и промышленных тракторов, внедорожной специализированной техники, дизельгенераторных установок, дорожно-строительной, речных буксиров, а также двигателей для спортивных грузовиков «КАМАЗ». Кроме того, предприятие выпускает коробки передач и запасные части к двигателям семейств ЯМЗ и ТМЗ, дизельные электроагрегаты. Выпускаемые предприятием двигатели относятся к семейству V8 (V-образных 8-цилиндровых дизельных двигателей), мощностью от 270 до 1000 л.с.
Предприятие построено в 1969—1973 годах как Тутаевский завод дизельных агрегатов (ТЗДА).
Содержание
- 1 История завода
- 1.1 Каталог выпускаемых моделей двигателей:
- 2 См. также
- 3 Примечания
- 4 Ссылки
История завода [ править | править код ]
Тутаевский моторный завод основан в 1968 году. Сначала предполагалось построить в Тутаеве только цех поршней и гильз Ярославского моторного завода. Это должно было разгрузить крупное промышленное предприятие – ЯМЗ, и в то же время дать импульс развития маленькому городу на Волге. В то время население Тутаева насчитывало всего 16 тысяч человек.
Однако спустя несколько лет завод стал предприятием с полным циклом производства. Многие годы завод был градообразующим предприятием Тутаева. Одновременно с производственными мощностями завод строил жилье, объекты соцкультбыта, ЖКХ. Поэтому история завода – это и есть современная история Тутаева.
Годы и события
1968 год – Постановление Правительства ЦК КПСС о строительстве цеха поршней и гильз Ярославского моторного завода в Тутаеве.
1970 год – Начало строительства корпуса запасных частей, очистных сооружений и системы водоснабжения.
1971 год – Образован Тутаевский завод дизельных агрегатов в составе ЯМЗ. Сданы в эксплуатацию два жилых дома площадью 5357 кв. м. (дома № 46, 48 по улице Комсомольская).
1972 год – Создана первая очередь корпуса запасных частей, построены очистные сооружения, котельная.
1973 год – В январе начат выпуск запчастей для ЯМЗ (детали поршневой группы для семейства ярославских двигателей).
1974 год – Создана первая очередь чугунолитейного корпуса, построена компрессорная станция. Свои двери распахнула новая средняя школа № 4 на 1000 мест. Первых детей принял детский сад № 1 «Сказка» на улице Комсомольской (теперь расположен центр социальной реабилитации для детей). Открылась детская поликлиника.
1975 год – 11 июня – ТЗДА объявлен Всесоюзной ударной стройкой. Запущены в работу вторые очереди корпуса запасных частей и чугунолитейного корпуса. Построены гостиница по улице Комсомольской, магазины «Универсам» и «Одежда».
1976 год – Принято Постановление Совета Министров, которым предусмотрено создание на заводе новых двигателей ЯМЗ-840, ЯМЗ-841. Сданы в эксплуатацию дома № 72 по улице Комсомольской и № 48, № 50, № 52 – по улице Моторостроителей. Сданы в эксплуатацию еще один магазин и детский сад № 2 «Теремок».
1977 год –Тутаевский завод дизельных агрегатов становится самостоятельным предприятием с собственным балансом в составе производственного объединения «Автодизель». Закончено строительство чугунолитейного корпуса. Сданы общежития № 53 и 65 по улице Моторостроителей, что позволило смягчить жилищную проблему.
1978 год — Сдано в эксплуатацию два детских сада № 3 и № 4.
1979 год – Создана первая очередь корпуса агрегатов.
1980 год – Создана вторая очередь корпуса агрегатов. Построены школа № 6 на улице Моторостроителей, надувной спорткомплекс на улице Комсомольской.
1981 год – Строится третья очередь корпуса агрегатов. Открылись магазины «Галантерея» и «Детские товары». Началось строительство железнодорожного узла.
1982 год – Настоящим событием для города стало открытие Дворца культуры на 800 мест.
1983 год – Издано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которым за ТЗДА было закреплено производство двигателей ЯМЗ-8423 для тракторов К-701 М. Строительство кузнечно-прессового цеха (1 очередь) и механосборочного корпуса (1 очередь). Построены овощехранилище на 1000 тонн, СПТУ-41.
1984 год – Строится вторая очередь кузнечно-прессового цеха. В городе открылись ресторан «Русь» и аптека на улице Советской, школа № 1 на 1176 учащихся.
1985 год – По приказу Минавтопрома ТЗДА переименован в Тутаевский моторный завод. Сданы вторая очередь механосборочного корпуса и третья очередь кузнечно-прессового цеха. В Тутаеве открылся больничный комплекс, гастроном № 8, крытый рынок, районный узел связи на 4000 номеров.
1986 год – Открылись школа № 3, поликлиника для взрослых, комбинат общественного питания.
1987 год – Введены мощности для выпуска 4000 двигателей, кузнечно-прессовый цех. Начат выпуск дизельных двигателей. 31 марта сдан первый мотор. В Тутаеве открылись магазин «Сельхозпродукты», колбасный цех, ателье, ЗАГС.
1988 год – Сданы в эксплуатацию молодежный центр «Галактика», книжный магазин.
1989 год – На заводе появилась своя газета «Моторостроитель» (позднее переименована в «Тутаевский моторостроитель»). Для горожан построен банно-прачечный комбинат по самому современному проекту. Открыты магазин «Радуга», автовокзал на 100 мест, хлебозавод, районная котельная.
1990 год – Вместо надувного отстроен спорткомплекс «Старт», открылась школа № 7.
1992 год – Строительство блока литейных цехов – ввод мощностей под выпуск 66 тысяч тонн алюминиевого литья. Построены библиотека, бассейн в школе № 7.
1993 год – ТМЗ получил статус акционерного общества открытого типа (АООТ «ТМЗ»). Выпускается 10 модификаций двигателей для тракторов, большегрузных автомобилей, колесных тягачей.
1994 год — Ввод мощностей по выпуску 3 тысяч коробок передач. В городе открыты школа искусств, Дом природы.
1995 год – Разработан и изготовлен опытный образец автобусного двигателя ТМЗ-770.
1996 – 1997 годы – Выпускается 29 модификаций 8-цилиндровых дизельных двигателей.
1998 год – АООТ «ТМЗ» переименовано в ОАО «Тутаевский моторный завод».
С 6 ноября 2002 года до 28 сентября 2005 года ОАО «ТМЗ» прошел все стадии банкротства. Процедура банкротства была начата тогда, когда завод уже начал восстанавливаться после кризиса 90-х годов и был готов выплачивать вовремя [ значимость факта? ] не только заработную плату и текущие платежи по налогам и сборам, но и рассчитываться с долгами прошлых лет, которые сформировались из-за содержания всей социальной сферы [ значимость факта? ] Тутаева.
15 января 2004 года – пожар в чугунолитейном цехе. Спустя два месяца начала работать первая автоматическая формовочная линия, а через полгода цех был восстановлен полностью.
2006 год – Принята программа «Основные направления развития ОАО «Тутаевский моторный завод».
2007 год – Заключены Соглашения о стратегическом партнёрстве с ОАО «КАМАЗ», ОАО «Минский автомобильный завод», ОАО «Минский моторный завод», ОАО «БелАЗ».
Началось технологическое перевооружение механообрабатывающего производства. На заводе появился первый обрабатывающий центр нового поколения японской фирмы MORI SEIKI.
2008 год — Подготовлена конструкторская документация на новую серию коробок передач. В чугунолитейном цехе запущен в работу литейный комплекс «Индуктотерм».
2009 год – Успешно завершены испытания новой коробки передач. Выпущена опытно-промышленная партия коробок передач 14.180.
2010 год – Изготовлен опытный образец коробки передач 9.130. Выпущен серийный двигатель мощностью 600 л.с. для Минского завода колёсных тягачей. Совместно с Минским моторным заводом изготовлен опытный образец двигателя с электронным управлением впрыска топлива. На заводе началось внедрение программы энергоресурсосбережения.
2011 год – Растут объемы производства двигателей. За год их выпущено 1218 штук (на 306 больше, чем в 2010 году).
2012 год – Началась практическая реализация программы энергоресурсосбережения, оптимизация производства.
2013 год – Расширилась номенклатура продукции для РЖД, Минского моторного завода и ЗАО «ПТЗ». 12 ноября завод посетил председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.
2014 год – Разработана новая серия двигателей для тракторов 8483.10. В результате технического перевооружения систем тепло-, паро- и горячего водоснабжения прекращена работа заводской котельной.
2015 год – Началась разработка конструкции двигателя ТМЗ-880.
Танкисты избавились от дизеля с французской трансмиссией
Российские военные отказались от танкового двигателя ТМЗ-866.10 совместного с Францией производства. По данным «Известий», Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) Минобороны предложило Сергею Шойгу прекратить реализацию международного проекта.
— В этом двигателе на основе изделия Тутаевского моторного завода мы не видим смысла. Он предназначен для Т-72, которому нет места в планах по модернизации бронетанковых войск. Основными танками Вооруженных сил России будет семейство Т-90А и перспективные «Армата», для которых разрабатываются собственные двигатели, — сообщил источник в ГАБТУ.
Для Т-90А и Т-90АМ уже есть двигатель В-92С2 мощностью 1 тыс. л.с., а вскоре его заменит перспективный двигатель 1,13–1,2 тыс. л.с. разработки Челябинского завода на базе дизеля В-2, продолжил он.
Особенность ТМЗ-866.10 в том, что он оснащен автоматической трансмиссией ESM-350 французской фирмы RENK. Мощность — 1–1,1 тыс. л.с. Военное ведомство заказало и открыло финансирование проекта еще в мае 2010 года. В тот момент это объяснялось большими проблемами с мощными двигателями.
Российские танковые дизели В-46 для Т-72, а также В-84 и В-92 для Т-90 имеют механическую трансмиссию с отдельным от блока машины расположением. В случае повреждения или неполадки необходимо снимать сначала двигатель, потом отдельно трансмиссию. В ТМЗ-866.10 трансмиссия и двигатель составляют единый блок, и его можно поменять за 30 минут.
Собеседник в ГАБТУ считает, что движок выглядит замечательным на бумаге, а на практике есть вопросы.
— Тутаевцы заявили большие технические показатели, но не объяснили, как это будет реализовано, — сомневается он.
В Тутаеве позицию ГАБТУ восприняли с недоумением и обидой. Высокопоставленный представитель завода заявил «Известиям», что работа над изделием завершена, есть готовые экземпляры и в прошлом году их испытали во Франции на заводе RENK. Правда, выявились некоторые недостатки, так как в Тутаеве всегда производили капотные автомобильные двигатели, а танковый движок находится в моторном отсеке и имеет малые габариты.
— Поэтому возникли проблемы с тепловым режимом и охлаждением, но это всё поправимо. К марту этого года мы готовы отправить дизель на повторное изучение во Францию. На доработку и запуск в серию хватит 2–3 млрд, и нам удивительно, что ГАБТУ отказывает. В Челябинске делают мотор аналогичной мощности, им выделили 25 млрд, — сетует он.
Права на Т-72, для которого предназначен ТМЗ, принадлежат нижнетагильскому «Уралвагонзаводу». Уральцы тоже имеют претензии. Представитель завода сообщил «Известиям», что тутаевские инженеры не согласовывали с ними тактико-технические характеристики.
— Есть определенный регламент. Техзадание на двигатель нужно сначала согласовать с главным конструктором изделия — в данном случае с нашим КБ, затем провести испытание, которое должно показать прирост мощности и улучшение других показателей, и только после этого можно вести речь о закупках или установках на серийные машины. Здесь ничего такого не было, это чистой воды самодеятельность, — пояснил представитель завода.
Он добавил, что УВЗ не закрывает двери для новых разработок, готов рассматривать предложения от двигателестроителей, но в «утвержденном порядке».
Главный редактор отраслевого журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский говорит, что двигатель типа ТМЗ нужен только для экспортных машин, и то если решить вопросы с гарантией производителя.
— Т-72 в ближайшие годы постепенно сойдут в утиль, и новый двигатель им не нужен. А вот для проданных ранее за рубеж машин эти двигатели вполне можно поставлять, — заявил эксперт «Известиям».
Впрочем, представители Тутаевского двигательного завода не слишком расстроены отказом военных. Там говорят, что их дизели востребованы в гражданском хозяйстве, так как у предприятия «очень хорошая репутация». Собеседник «Известий» напомнил, что постоянные победители ралли «Дакар» — «КамАЗы» — оснащены именно тутаевскими моторами.
Новые тягачи МЗКТ
Двигатель
Долгое время спецавтомобили МАЗ оснащались дизелями серии В-2 или Д12, которые устанавливались на тепловозы, суда и на танки. Атмосферные моторы V12 объемом 38,88 литра выдавали в разных исполнениях от 400 до 600 л. с., момент – около 2000-2200 Н.м. Таких огромных двигателей в истории МЗКТ уже никогда не будет, ведь для 500 сил и 2000 Н.м теперь достаточно хорошей турбины и 13 литров объема.
Нет в том военной тайны, что главный производитель дизелей для многих моделей МАЗ и МЗКТ – ЯМЗ. В середине 70-х годов на Ярославском моторном заводе были созданы двигатели «двойного назначения» V8 семейства ЯМЗ-840 увеличенной размерности 140х140 мм, объемом 17,24 литра, которые в конце 80-х были переданы в производство на Тутаевский моторный завод – тогда это был филиал ЯМЗ. В начале 90-х ТМЗ стал самостоятельным (хорошо это или плохо – другой разговор…) и специализируется именно на выпуске дизелей семейства «840». Благодаря ярославским инженерам мощность этих двигателей выросла с 330-360 л. с. в 1980 году до 1100-1200 л. с., которые с них снимали для гоночных кольцевых МАЗов и до 900 сил – для дакаровских грузовиков команды «КАМАЗ-Мастер». Сегодня на ТМЗ изготавливают свыше 40 моделей и модификаций дизелей серии «840» мощностью от 350 до 500 л. с., объемы производства – около 1500 двигателей в год. Только не надо путать ТМЗ с промплощадкой ЯМЗ в Тутаеве, где собирают моторы серии ЯМЗ-650, лицензионные Renault dCi11… Это совсем разные производства. А еще тутаевские моторы собирают в Минске, на ММЗ, но эти двигатели идут только на комплектацию БелАЗов.
Самый современный тутаевский двигатель – ТМЗ-85431.10 мощностью 600 л. с., его выпускают с 2014-го года. Именно этот мотор ставят на тягачи МЗКТ-742910. Главное отличие «восьмерок» серии «840» от моторов ЯМЗ-238/ЯМЗ-7511/ЯМЗ-658 кроме размерности 140х140 (а не 130х140 мм и 14,86 литра) – раздельные четырехклапанные головки цилиндров. В Ярославле так и не освоили их производство, сосредоточившись на новых моторах ЯМЗ-650 и ЯМЗ-530, а сейчас вообще вернулись к единой головке с двумя клапанами на цилиндр. С другой стороны, у ТМЗ нет моторов V6 меньшего объема по сравнению с «восьмеркой», нет и V12. В остальном конструкции этих моторов более-менее совпадают. Но технологии у ЯМЗ ушли вперед. Однако и на тутаевском моторе применяют импортные комплектующие: поршневую группу Mahle, поршневые кольца Goetze, турбокомпрессоры Holset и KKK… Понятно, что здесь есть интеркулер и турбонаддув с двумя турбинами – иначе нужной мощности не добиться. Напомним, интеркулер не только улучшает наполнение цилиндров воздухом, но и уменьшает теплонапряженность днища поршня, верхнего поршневого кольца. А ведь поршень еще и снизу охлаждается струей масла. В системе смазки есть водомасляный теплообменник – с ним у масла стабильнее вязкость. Сменные картонные масляные фильтры более тонко очищают масло, чем только центрифуга, а это тоже залог долговечности. Но при этом центрифугу все же сохранили, что важно для тяжелых условий эксплуатации. Вентилятор системы охлаждения с вязкостной или электромагнитной муфтой чуть экономит топливо при прогреве и не гудит без толку. Топливная аппаратура – ярославская, механический ТНВД, но с электронным регулятором и обычные форсунки с гидравлическим управлением. Это уровень Евро-3, но для вездеходов в России действует поблажка. На подходе новый тутаевский мотор ТМЗ-864.10 с Common Rail, системой EGR – с рециркуляцией отработавших газов, турбиной, оснащенной механизмом изменяемой геометрии.
Раньше не могло быть и речи о применении на автомобилях МЗКТ импортных двигателей: военные не разрешали. Теперь для экспортных поставок и тем более для коммерческих исполнений грузовиков – пожалуйста. Рассматривались варианты комплектации автомобилей двигателями Caterpiller C15, «восьмерками» Deutz 2015, но на МЗКТ-7416 устанавливают дизель Cummins QSX15 мощностью 600 л. с., максимальным крутящим моментом 2400 Н.м при 1300-1600 об/ мин. Это рядная «шестерка» объемом 15 литров, размерностью 137х169 мм. QSX15, один из промышленных двигателей у Cummins, даже в России применяется разнообразно: его ставят на тракторы, строительную технику, на дизельные электростанции. Диапазон мощности: от 350 до 680 л. с., момент до 2779 Н.м. У нас этот дизель часто используют как альтернативу V-12 ЯМЗ-8501, объемом 25,9 литра, размерности 140х140 мм.
На литр объема Cummins QSX15 приходится 45,3 л. с., в то время как у флагманского 16-литрового дизеля Volvo D16К – 46,9 л. с., при максимальной мощности 750 л. с. То есть Cummins QSX15 мог бы участвовать в европейском «соревновании» 16-литровых дизелей, но не участвует: объемом не вышел… Кроме того, QSX15 существует в исполнении Tier 3 и Tier 4i, но это не Евро-4, хотя понятно, что для корпорации Cummins эти нормы токсичности – пройденный этап.
Из особенностей конструкции Cummins QSX15 – чугунные блок и чугунная головка, общая для всех цилиндров. Гильзы – «мокрые», причем здесь особая, запатентованная конструкция гильзы цилиндра с фиксацией в средней части. Она обладает стойкостью к кавитации и способствует увеличению долговечности. Поршни – составные, с днищем и бобышками из жаропрочной кованой стали. Выдерживают более высокие температуры, что способствует лучшей топливной экономичности, имеют увеличенный на 30% срок службы и повышенную надежность. В головке блока установлены два распредвала. Один вал работает на насос-форсунки с электронным управлением (давление до 2000 бар), а второй – управляет 12-ю впускными и 12-ю выпускными клапанами, а также работой моторного тормоза. Cummins Intebrake работает совместно с ЕСМ для управления режимом торможения двигателем и контроля вспомогательных функций, обеспечивая тормозную мощность до 600 л. с. У двигателя есть задний вал отбора мощности вплоть до 400 л. с. – опция, дающая дополнительную возможность обеспечения привода различных устройств.
Что такое тутаевский двигатель
Авторизация
Поиск
— 2019 — Тутаевский моторный завод проанонсировал семейство новых высокооборотных двигателей
Тутаевский моторный завод проанонсировал семейство новых высокооборотных двигателей
Тутаевский моторный завод изготовил и испытал опытный образец силовой установки, созданной по программе «Разработка и организация производства высокооборотных дизельных двигателей нового поколения с улучшенными технико-экономическими показателями (ТМЗ-880)». Об этом в феврале 2019 года на конференции «Актуальные проблемы морской энергетики» сообщил заместитель главного конструктора предприятия Александр Шевцов.
Разработка семейства двигателей шла с 2014 года. Мощность опытного двигателя составила 330 кВт (450 л.с.). Дополнительно в 2019 году руководство завода планирует изготовить и испытать опытные образцы мощностью до 560 кВт (760 л.с.). Вообще в рамках программы разрабатываются силовые установки мощностью от 294 до 1324 кВт (от 400 до 1800 л.с.).
«В этой мощностной группе он попадает в разряд двигателей, которые могут дополнить продукцию завода «Звезда». Со своей компактностью, удельными мощностями, экономичностью ТМЗ-880 точно найдет место в речном флоте. Чтобы довести его до военного флота, придется поработать. Там будут другие требования. Но в перспективе завод сможет потянуть морское направление», — высказал свое мнение кандидат технических наук.
Заместитель главного конструктора ТМЗ Александр Шевцов рассказал про дальнейшие шаги в разработке двигателей. По его словам, специальные модификации для морского применения возможны. Для этой работы завод, скорее всего, привлечет компетентные специализированные организации, возможно, вузы.
Профессор кафедры корабельных энергетических установок (неядерных) ВУНЦ ВМФ «ВМА» Владимир Барановский считает, что для адаптации речных дизелей к морскому использованию придется внести некоторые конструктивные изменения. Например, адаптировать систему охлаждения под забортную воду.
Еще одним перспективным морским дизелем можно считать ЯМЗ-850. В настоящее время ПАО «Автодизель» проходит процедуру сертификации судовых версий ЯМЗ-850 в РМРС. Тутаевский моторный завод участвует в этой работе как поставщик комплектующих. Также в России создана силовая установка для катеров Z514 на базе автомобильного дизельного мотора ЗМЗ51432.10. Ее используют при испытаниях импортозамещенных водометов в рамках составных частей ОКР «Слеминг».
Валерий Бутымов
Есть, чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:
+7(812)309-8-505, доб. 102;