История космонавтики
И с т о р и я к о с м о н а в т и к и
Галерея
Твердотопливные ракетные двигатели
Конструкция двигателя на твердом топливе (ТТРД) проста; он состоит из корпуса (камеры сгорания) и реактивного сопла. Камера сгорания является основным несущим элементом двигателя и ракеты в целом. Материалом для его изготовления служит сталь или пластик. Сопло предназначено для разгона газов до определенной скорости и придания потоку требуемого направления. Представляет собой закрытый канал специального профиля. В корпусе находится топливо. Корпус двигателя обычно изготавливают из стали, иногда — из стеклопластика. Часть сопла, которая испытывает наибольшее напряжение, делается из графита, тугоплавких металлов и их сплавов, остальная часть — из стали, пластмасс, графита.
Когда газ, образовавшийся в результате сгорания топлива, проходит через сопло, он вылетает со скоростью, которая может быть больше скорости звука. Как результат — возникновение силы отдачи, направление которой противоположно истечению струи газа. Эту силу называют реактивной, или просто тягой. Корпус и сопло работающих двигателей необходимо защищать от прогорания, для этого в них применяют теплоизолирующие и жаропрочные материалы.
ТТРД в разрезе: 1 — воспламенитель; 2 — топливный заряд; 3 — корпус; 4 — сопло
По сравнению с другими типами ракетных двигателей, ТТРД достаточно просто устроен, но имеет пониженную тягу, малое время работы и сложности в управлении. Поэтому, являясь достаточно надежным, он используется, в основном, для создания тяги при «вспомогательных» операциях и в двигателях межконтинентальных баллистических ракет.
До настоящего времени ТТРД редко использовались на борту космических аппаратов. Одна из причин этого — чрезмерное ускорение, которое сообщается конструкции и аппаратуре ракеты при работе твердотопливного двигателя. А для старта ракеты необходимо, чтобы двигатель развивал небольшую по величине тягу в течение продолжительного промежутка времени.
Твердотопливные двигатели позволили США осуществить в 1958 году вслед за СССР запуск первого своего искусственного спутника и вывести в 1959 году космический аппарат на траекторию полета к другим планетам. На сегодняшний день именно в США создан самый мощный космический ТТРД — DM-2, способный развить тягу в 1634 т.
Перспективами развития космических двигателей на твердом топливе являются:
- улучшение технологий изготовления двигателя;
- разработка реактивных сопел, которые смогут работать большее время;
- использование современных материалов;
- совершенствование составов смесевого топлива и т. д.
Твердотопливный ракетный двигатель (ТТРД) — двигатель, работающий на твердом горючем, наиболее часто используется в ракетной артиллерии и значительно реже в космонавтике; является старейшим из тепловых двигателей.
В качестве топлива в таких двигателях применяют твердое вещество (смесь отдельных веществ), способное гореть без доступа кислорода, выделяя при этом большое количество раскаленных газов, которые используются для создания реактивной тяги.
Существуют два класса горючего для ракет: двухосновные топлива и смесевые топлива.
Двухосновные топлива — представляют собой твердые растворы в нелетучем растворителе (чаще всего нитроцеллюлоза в нитроглицерине). Достоинства — хорошие механические, температурные и другие конструкционные характеристики, сохраняют свои свойства при длительном хранении, просты и дешевы в изготовлении, экологичны (при сгорании нет вредных веществ). Недостаток — сравнительно невысокая мощность и повышенная чувствительность к ударам. Заряды из этого топлива применяются чаще всего в небольших корректирующих двигателях.
Смесевые топлива — современные смеси состоят из перхлората аммония (в качестве окислителя), алюминия в форме порошка и органического полимера — для связывания смеси. Алюминий и полимер играют роль горючего, причем металл является основным источником энергии, а полимер — основным источником газообразных продуктов. Характеризуются нечувствительностью к ударам, высокой интенсивностью горения при низких давлениях и очень трудно гасятся.
Горючее в виде топливных зарядов помещается в камеру сгорания. После старта горение продолжается до полного выгорания горючего, тяга изменяется по законам, обусловленным горением топлива, и практически не регулируется. Изменение тяги достигается использованием топлива с различными скоростями горения и выбором подходящей конфигурации заряда.
При помощи воспламенителя компоненты топлива разогреваются, между ними начинается химическая реакция окисления-восстановления, и топливо постепенно сгорает. При этом образуется газ с высоким давлением и температурой. Давление раскаленных газов при помощи сопла превращается в реактивную тягу, которая по своей величине пропорциональна массе продуктов сгорания и скорости их вылета из сопла двигателя.
При всей простоте точный расчет эксплуатационных параметров ТТРД является сложной задачей.
Ракетный двигатель на твердом топливе
Твердотопливные двигатели обладают рядом преимуществ перед жидкостными ракетными двигателями: двигатель достаточно прост для изготовления, может храниться долгое время, сохраняя при этом свои характеристики, относительно взрывобезопасен. Однако по мощности они уступают жидкостным двигателям примерно на 10–30 %, имеют сложности при регулировании мощности и большую массу двигателя в целом.
В ряде случаев применяется разновидность ТТРД, в котором один компонент горючего находится в твёрдом состоянии, а второй (чаще всего окислитель) — в жидком.
Твердотопливный ракетный двигатель
Твердото́пливный раке́тный дви́гатель (РДТТ — ракетный двигатель твёрдого топлива) использует в качестве топлива твёрдое горючее и окислитель.
Содержание
История
Самые ранние сведения об использовании твердотопливных ракет (китайских пороховых ракет) относятся к XIII веку. Вплоть до XX века все ракеты использовали ту или иную форму твёрдого топлива.
Первая [источник не указан 402 дня] отечественная твердотопливная ракета ПР-1, испытанная в Капустином Яре в 1959 году, имела дальность всего 60-70 км. В связи с тем что создание эффективного топлива для подобных ракет является весьма сложной научной и технологической задачей, долгое время все отечественные ракеты среднего и дальнего радиуса действия строились с жидкостными двигателями.
Достоинства и недостатки
Достоинствами твёрдотопливных ракет являются: относительная простота, нетоксичность применяемых компонентов топлива, низкая пожароопасность, возможность долговременного хранения, надёжность.
Недостатками таких двигателей являются достаточно низкий удельный импульс и относительные сложности с управлением тягой двигателя (дросселированием), его остановкой (отсечка тяги) и повторным запуском, по сравнению с ЖРД.
Применение
- Боковой ускоритель МТКК Спейс шаттл (1981)
Баллистические ракеты подводных лодок
- UGM-27 «Поларис» (1960)
- UGM-73 «Посейдон» (1970)
- UGM-96 «Трайдент» (1979)
- M1 (1972)
- M20 (1976)
- M45 (1996)
- M51
- Р-39 (1983)
- Р-30 «Булава»
Межконтинентальные баллистические ракеты
- LGM-30 «Минитмен» (1962)
- MX (1986)
- РТ-2ПМ «Тополь» (1982)
Противоракеты системы ПВО
- LIM-49A «Спартен»
Метеорологические ракеты
- М-100
- ММР-06
В моделизме
В ракетомоделировании используется 2 типа двигателей на твёрдом топливе. Первые — на основе дымного пороха (в Америке такие двигатели имеются в свободной продаже). Но обычно используют расплав или смесь калийной селитры и углеводов (сахар, сорбит и декстроза) — это т. н. «карамель», она изготовляется самостоятельно. Ракетные двигатели обычно имеют сопло, но иногда делают и бессопловые двигатели. Их обычно изготовляют из картонных гильз для охотничьих ружей, в качестве сопла используется отверстие для капсюля.
В настоящее время существуют программы для расчёта характеристик таких двигателей. Наиболее популярная — «SRM» авторства Ричарда Накки (существует и русскоязычная версия).
Топливо
Топливо РДТТ американских межконтинентальных ракет состояло из смеси на основе перхлората аммония в качестве окислителя и горючего полиуретана с алюминием (первая ступень), с присадками (связующего НТРВ (англ. Hydroxyl Terminated Poly Butadien — полибутадиена с концевой гидроксильной группой), улучшающими стабильность скорости горения, формование и хранения заряда и смесью на основе перхлората аммония в качестве окислителя и горючего полиуретана в смеси с сополимером полибутадиена и акриловой кислоты (вторая ступень).
См. также
- Ускоритель (ракетостроение)
Ссылки
Постоянного тока • Переменного тока • Трёхфазные • Двухфазные • Однофазные • Универсальные | |
Асинхронные | Конденсаторный двигатель |
---|---|
Синхронные | Бесколлекторные • Коллекторные • Вентильные реактивные • Шаговые |
Другие | Линейные • Гистерезисные • Униполярные • Ультразвуковые • Мендосинский мотор |
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Майтрея
- Гилян
Смотреть что такое «Твердотопливный ракетный двигатель» в других словарях:
твердотопливный ракетный двигатель — kietojo kuro raketinis variklis statusas T sritis Gynyba apibrėžtis Raketinis variklis, naudojantis kietąjį raketinį kurą. Kietojo kuro raketinis variklis susideda iš korpuso (degimo kameros), kuriame yra visas raketinis kuras, reaktyvinių tūtų,… … Artilerijos terminų žodynas
Твердотопливный ракетный двигатель — (РДТТ) пороховой ракетный двигатель, ракетный двигатель твёрдого топлива, Реактивный двигатель, работающий на твёрдом ракетном топливе (Порохах). В РДТТ всё топливо в виде заряда помещается в камеру сгорания (См. Камера сгорания);… … Большая советская энциклопедия
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — см. Ракетный двигатель твёрдого топлива … Большой энциклопедический политехнический словарь
Твердотопливный ракетный двигатель — широко применяется в качестве стартового и маршевого двигателя ракет различных классов, реактивных снарядов, глубинных бомб и как ускоритель при взлёте самолётов. По сравнению с жидкостным ракетным двигателем имеет ряд преимуществ: высокая… … Словарь военных терминов
Ракетный двигатель твердого топлива — Твердотопливный ракетный двигатель (РДТТ ракетный двигатель твердого топлива) использует в качестве топлива твёрдое горючее и окислитель. Самые ранние сведения об использовании твердотопливных ракет (китайских пороховых ракет) относятся к XIII… … Википедия
Ракетный двигатель — (РД) Реактивный двигатель, использующий для своей работы только вещества и источники энергии, имеющиеся в запасе на перемещающемся аппарате (летательном, наземном, подводном). Т. о., в отличие от воздушно реактивных двигателей (См.… … Большая советская энциклопедия
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЁРДОГО ТОПЛИВА — (РДТТ), твердотопливный ракетный двигатель, пороховой двигатель, ракетный двигатель, работающий на твёрдом топливе коллоидном (наз. также порохами) или смесевом металлсодержащем топливе; применяется в ракетной артиллерии и космонавтике; старейший … Большой энциклопедический политехнический словарь
Ракетный двигатель — реактивный двигатель, источник энергии и рабочее тело которого находится в самом средстве передвижения. Ракетный двигатель единственный практически освоенный для вывода полезной нагрузки на орбиту искусственного спутника Земли и применения в… … Википедия
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА (РДТТ) — (твердотопливный, пороховой), химический ракетный двигатель (см. РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ), работающий на твердом ракетном топливе. Применяется в ракетах (см. РАКЕТА), космических летательных аппаратах (см. КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ) и самолетах (см.… … Энциклопедический словарь
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА — (РДТТ) (твердотопливный пороховой), химический ракетный двигатель, работающий на твердом ракетном топливе. Применяется в ракетах, космических летательных аппаратах и самолетах … Большой Энциклопедический словарь
На твердой тяге
Как устроены ускорители «лунной» ракеты NASA
На прошлой неделе топливные сегменты двух ускорителей ракеты SLS прибыли в Космический центр имени Кеннеди во Флориде, прокатившись практически через все Соединенные Штаты с запада (штат Юта) на восток. Их везли сначала на огромных многоосных тягачах, а затем по железной дороге. На космодроме из них соберут два гигантских ускорителя сверхтяжелой ракеты SLS — ключевого элемента американской программы по возвращению на Луну. N + 1 разбирается, чем отличаются «лунные ускорители» от большинства двигателей, на которых сегодня летают в космос люди.
Первые ракеты работали на твердом топливе — порохе, чья низкая энергетика компенсировалась простотой изготовления и использования. Но когда потребовалось решать более сложные задачи, например, доставить заряд взрывчатки на расстояние в несколько сотен километров, полеты потребовали новых технологий — так топливо стало жидким, и двигатели соответственно изменились.
Путь в космос был проложен на ракетах с ЖРД. На керосин-кислородных двигателях летала королёвская «семерка», которая вывела на орбиту «Спутник» и Гагарина. ЖРД стоят на американских «Фальконах» и «Дельтах», российских «Союзах» и «Протонах», китайских «Чанчжэнах», новозеландских «Электронах».
Жидкостный двигатель действительно эффективен: его тягой удобно управлять, его можно выключить в любой момент и включать многократно. А компактные размеры позволяют легко перевозить двигатели и плотно компоновать их в торце ступени. При всей своей сложности, ЖРД — а это трубки и патрубки, турбонасосы, газогенераторы и форсуночные головки — уже давно технологически доступный уровень совершенства для выхода в космос.
Но за плюсы ЖРД приходится платить сложностями эксплуатации. Жидкие компоненты топлива либо ядовиты, либо криогенны — и здесь вылезает множество проблем с их сжижением, защитой от тепловых потерь и расслоений. Утечки паров топлива токсичны и пожароопасны. Стартовая заправка ракеты требует большой наземной инфраструктуры: хранилищ для топлива, систем его подачи. Весь этот ком технологических операций усложняет пуск, на его подготовку уходит прорва времени. Заправленную ракету сложно хранить: на старте от нее идет белый туман — это стравливается испаряющийся жидкий кислород.
В сравнении с этим ракетному двигателю на твердом топливе перед стартом не требуется ничего, кроме прикрепления к ракете — ни заправочных операций, ни строгих противопожарных мер, ни какого-либо обслуживания перед стартом. А запуск сводится к простому зажиганию воспламенителя.
Однако у простых в одном отношении твердотопливных двигателей есть другая сложность. Увеличение их размеров оборачивается для ракетостроителей значительными трудностями. Во-первых, большое давление, запертое у ЖРД в камере сгорания, у твердотопливных двигателей распространяется на весь корпус. Он должен его выдерживать — а значит быть прочнее и, следовательно, тяжелее.
Сегмент ускорителя SLS отправляется в путь
Поэтому когда в 1962 году появилась первая межконтинентальная твердотопливная ракета Minuteman I массой 28 тонн, в космосе уже летали спутники, запущенные жидкостными ракетами массой сотни тонн.
Но прошло еще 20 лет твердотопливных инноваций, и люди все-таки полетели в космос на РДТТ — твердотопливные ускорители использовались при пусках «Спейс Шаттлов».
Черным пятном на истории твердотопливных двигателей лежит катастрофа «Челленджера», которая случилась из-за негерметичности уплотнительных колец ускорителя — но она не отменила принципиальных преимуществ твердотопливных ускорителей: огромную тягу при компактном размере, простоту эксплуатации и невысокие затраты на изготовление.
После доработки твердотопливные ускорители еще 110 раз вывели в космос шаттлы. За всю историю программы в космос слетало 355 человек — это 63 процента от всех людей, когда-либо побывавших на орбите. Иными словами, сегодня больше половины всех участников космических полетов попадали в космос на твердотопливном заряде. Поэтому для возвращения на Луну NASA решило вернуться к твердотопливным ускорителям.
Двигатель
Твердотопливный двигатель состоит из трех базовых частей: корпуса, топлива и реактивного сопла.
Корпус больших РДТТ часто изготовляют намоткой прочных нитей с пропиткой твердеющими полимерами, получая крепкий и легкий композитный материал. Сопла РДТТ тоже часто делают из композитных материалов, используя различные вставки в напряженных частях сопла.
Важны форма и площадь поверхности горения в топливе. Обычно в центре топлива идет канал, который может расширяться и усложняться — например, принимая форму звезды. Чем больше площадь горения, тем больше расход топлива и тяга двигателя. Геометрия канала и ее изменение в процессе горения программируют величину и изменение тяги двигателя во время работы.
Схема устройства твердотопливного ракетного двигателя на примере ускорителя SLS
Рецепт смеси
Твердое топливо по своему составу очень разнообразно, и делится на несколько типов. Львиную долю занимают смесевые топлива — тонко измельченные и перемешанные неорганические компоненты, соединенные связующими веществами. Одни из них являются окислителями, другие горючими, они реагируют во фронте горения топлива.
Помимо горючего и окислителя в топливо добавляют многие вспомогательные вещества. Чтобы топливо было пластичным, хорошо размешивалось и могло подаваться при снаряжении в корпус двигателя шнековыми машинами, в топливо вводят пластификаторы. Чтобы придать ему твердость, в топливо добавляют эпоксидные отвердители. При длительном вертикальном положении массив топлива не должен оплывать, давать трещины и накапливать внутренние напряжения — ракеты иногда стоят на боевом дежурстве десятки лет.
Если в топливе появятся трещины, то при работе двигателя они станут нерасчетными площадями горения, оплывший свод потеряет расчетную толщину и изменит форму канала, а возникшие в массиве топлива напряжения приведут к дополнительному разгару в этих местах. Эти риски возрастают под действием взлетной перегрузки, в разы усиливающей вес и давление массы топлива.
Физические свойства топлива регулируются связующими добавками специальных стабилизаторов. Также в топливо добавляют ингибиторы и катализаторы горения, флегматизаторы (они уменьшают чувствительность топлива к трению, что необходимо при изготовлении смеси и снаряжения двигателя), ингибиторы окисления и другие добавки.
Состав топлива ускорителя SLS таков:
- 69,6 процентов окислителя, перхлората аммонияNH4ClO4,
- 16 процентов металлического алюминия,
- 12 процентов полибутадиенакрилонитрила,
- 1,96 процента эпоксидного отвердителя,
- 0,4 процента железа, которое используется в качестве катализатора.
В молекуле перхлората аммония — четыре атома кислорода. Они освобождаются при нагревании и окисляют металлический алюминий и полибутадиенакрилонитрил. Полибутадиенакрилонитрил, или бутадиен-нитрильный каучук (БНК) — это жесткая резина, которая работает и горючим, и связующим. Углерод и водород БНК при сгорании образуют газовое рабочее тело — смесь в основном углекислого газа и водяного пара. Второе горючее, мелкодисперсный алюминий, сгорает без выделения газов, но температура горения алюминия очень высока, около 3300 °С. Это повышает температуру газов, передавая им тепло сгорания металла.
Горение
Не каждое твердое ракетное топливо вы сможете зажечь спичкой или зажигалкой. Некоторые топлива не горят при обычном атмосферном давлении — так они спроектированы. Почему?
Давление внутри канала двигателя при горении составляет десятки атмосфер. Прижатый к горящей поверхности плотный горячий газ порождает поток тепла в массив топлива. Чем больше в одном кубическом сантиметре горячего газа, а значит тепла, тем быстрее этот сантиметр прогревает слой топлива. Ускорение сгорания топлива увеличивает выделение газов, приводя к росту давления. Повышенное давление может разорвать корпус двигателя или привести к нестационарному, разгоняющемуся горению наперегонки с давлением. Ускоренно развиваясь, эта взаимно усиливающая связка быстро достигает скорости и давления ударной волны, нагревающей топливо уже упругим сжатием до основных химических реакций — горение переходит в детонацию.
Ракетные двигатели твёрдого топлива
Меганаправление
Конкурсная группа
Направление подготовки
Образовательная программа
Форма обучения
Срок обучения, лет
Основа обучения
Стоимость обучения на платной основе в 2021 году
Вступительные испытания
- Математика
- Физика
- Русский язык
Выпускающая кафедра и институт
Партнёры
Чему обучают
Программа направлена на изучение методов, средств и способов проектирования, конструирования, исследования, отработки, производства, эксплуатации ракетных двигателей твердого топлива, освоение выпускниками методиками проектирования насосов, турбин и других агрегатов подачи топлива в жидкостных ракетных двигателях; на умение проводить системный анализ ракетного двигателя в составе летательного аппарата и определять факторы наиболее влияющие на эффективность ракетного двигателя.
Получаемые профессиональные навыки
- Составлять описание принципов действия и устройства узлов и элементов ракетных двигателей
- Выполнять расчеты параметров рабочего процесса, характеристик ракетных двигателей и согласовывать их с параметрами летательного аппарата
- Проводить научное обоснование срока эксплуатации изделий с твердотопливными ракетными двигателями
- Осуществлять технический контроль и управление качеством при производстве деталей и агрегатов ракетных двигателей на основе отраслевых нормативных документов
- Знать основные принципиальные схемы компоновки ракетных двигателей твердого топлива
- Уметь выбирать принципиальную схему ракетного двигателя для конкретного ЛА
- Уметь определять факторы наиболее влияющие на конкретные параметры ракетных двигателей
Особенность программы
Особое внимание в программе уделяется глубокому изучению процессов, происходящих в агрегатах ракетных двигателей с применением возможностей современных специализированного программного обеспечения численного моделирования процессов гидрогазодинамики и тепломассообмена, что является базой при дальнейшем обучении и применении полученных навыков на практике в области проектирования перспективных ракетных двигателей.
Основные дисциплины
- Расчёт и проектирование ракетных двигателей твердого топлива — дисциплина направлена на получение навыков проектного расчета твердотопливных ракетных двигателей, освоив ее вы сможете сформировать технический облик и сформулировать технические требования для конструирования камер сгорания и сопла ракетного двигателя, системы автоматики и регулирования и топливного заряда
- Конструирование ракетных двигателей твердого топлива — дисциплина направлена на получение навыков конструирования камер сгорания и сопла ракетных двигателей, освоив ее вы сможете сформировать технический облик камеры сгорания и сопла, спроектировать топливный заряд, систему охлаждения и систему воспламенения топлива, а также рассчитать необходимые толщины стенок камеры сгорания и сопла, которые обеспечат ее прочность. В результате освоения данной дисциплины вы сможете создавать конструкторскую документацию, а именно техническое описание и чертежи, по которым можно изготовить камеру сгорания и сопло ракетного двигателя
- Технология производства ракетных двигателей твердого топлива — дисциплина направлена на получение навыков разработки технологических процессов изготовления деталей ракетных двигателей и их сборки. Освоив данную дисциплину, вы сможете самостоятельно разрабатывать технологическую документацию на изготовление деталей и узлов ракетного двигателя, поймете каким образом нужно спроектировать детали и узлы двигателя чтобы его изготовление занимало меньше времени и ресурсов
- Автоматика и регулирование ракетных двигателей твердого топлива — дисциплина направлена на получение навыков проектного расчета систем автоматического управления и регулирования ракетных двигателей твердого топлива, освоив ее вы сможете спроектировать систему управления двигателем, рассчитать параметры клапанов, регуляторов, дросселей, используя которые система управления летательного аппарата регулирует тягу двигателя в соответствии с программой полета
- Испытания и обеспечение надежности ракетных двигателей твердого топлива — дисциплина направлена на получение навыков планирования испытаний ракетных двигателей и обработки их результатов, освоив данную дисциплину вы сможете выбрать методы и способы испытаний агрегатов двигателя и всего двигателя в целом, которые обеспечат получение объективной информации о техническом состоянии, совершенстве конструкции, надежности и ресурсе. Научитесь проводить расчет необходимого оборудования и оснастки для проведения испытаний ракетных двигателей твердого топлива
Оснащение учебного процесса
Методические классы по дисциплинам:
- Теория ракетных двигателей; Конструкция камер твердотопливных ракетных двигателей;
- Автоматика и регулирование ракетных двигателей;
- Топлива и рабочие процессы ракетных двигателей.
Лабораторная стендовая база по дисциплинам:
- Внутрикамерные процессы в ракетных двигателях;
- Агрегаты автоматики и регулирования ракетных двигателей;
- Гидравлика систем питания ракетных двигательных установок.
Компьютерное специализированное обеспечение:
- для расчёта термодинамики CEA, RPA, ASTRA;
- для системного анализа ракетных двигательных установок в составе летательного аппарата — ФОРДУ;
- для 3D твердотельного моделирования — SolidWorks, NX;
- для численного моделирования процессов в агрегатах ракетных двигателей — FlowVision, ANSYS, CFX, FLUENT.
Темы выпускных работ
- Разработка ракетного двигателя твердого топлива для первой ступени ракеты-носителя на смесевом топливе
- Проектирование твердотопливного ракетного двигателя для межорбитального транспортного аппарата
- Разработка ракетного двигателя твердого топлива для реактивной системы стабилизации и ориентации летательного аппарата
Кто обучает студентов
- Лёвочкин Петр Сергеевич, к.т.н., доцент, заведующий кафедрой, главный конструктор НПО Энергомаш
- Бирюков Василий Иванович, д.т.н., профессор
- Боровик Игорь Николаевич, к.т.н., доцент
- Кочетков Юрий Михайлович, д.т.н., профессор, старший научный сотрудник ФГУП ГНЦ «Центр Келдыша»
- Яновский Леонид Самойлов, д.т.н., профессор, начальник отделения «Двигатели и химмотология», заведующий отделом «Горения и взрыва» Института прикладной химической физики РАН
- Коломенцев Александр Иванович, к.т.н., доцент
- Тимушев Сергей Федорович, д.т.н., профессор
- Габриелян Давид Александрович, к.т.н., доцент
- Надежкина Елена Валентиновна, д.б.н., профессор
- Семенов Василий Васильевич, д.т.н, профессор
- Клименко Дмитрий Викторович, к.т.н., доцент
- Федосеев Сергей Юрьевич, к.т.н., доцент
Где работают выпускники
- НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко
- ВПК НПО Машиностроения
- ТМКБ Союз
- КБХМ
- ГКНПЦ имени М.В.Хруничева
- РКК Энергия
- ФКП НИЦ РКП
- ФГУП ГНЦ «Центр Келдыша»
- ФГУП ГНЦ «ЦИАМ имени П.И.Баранова»
- Роскосмос
- Корпорация Тактического Ракетного Вооружения (КТРВ)
- ОКБ Вымпел
- МКБ Искра