Навстречу более экологичному будущему
Навстречу более экологичному будущему
Окружающая среда
Энергия
Транспорт
Поскольку правительства, деловые круги и обычные потребители пытаются изменить свои привычки, чтобы избежать использования ископаемых видов топлива, мы часто испытываем разочарование в связи с масштабами данной задачи. Мы спрашиваем: что нужно сделать для изменения ситуации в лучшую строну?
Возможно, решение заключается в появлении «чистых машин». Они могут быть определены как транспортные средства, приводимые в движение электрическим током, с использованием либо батареи, либо топливных элементов, которые работают на борту транспортного средства на водороде и часто представляют собой гибрид двух элементов. Идеи производства электромобилей обсуждались в течение многих лет, но только сейчас доказан эффект изменения климата, что делает их жизнеспособной коммерческой перспективой. Действительно, перемены уже наступили. Ежемесячные данные, опубликованные обществом производителей и торговцев электромобилями, свидетельствуют о том, что за последние несколько лет продажи электромобилей в Соединенном Королевстве значительно возросли. В то время как в первой половине 2014 года было зарегистрировано около 500 электромобилей в месяц, в течение 2018 года этот показатель вырос в среднем до 5000 в месяц 1) .
Тем не менее их производство является достаточно сложным, и многие производители и потребители будут сталкиваться с многочисленными проблемами, прежде чем такие автомобили будут производиться массово. Как поясняет г-н Ясуджи Шибата (Mr Yasuji Shibata), генеральный директор департамента оценки электрических транспортных средств корпорации, «первая цель Toyota Motor Corporation заключается в том, чтобы разработать электрические двигатели с тем же уровнем производительности и надежности, что и обычные автомобили, в рамках обоснованного бюджета». С этим связано требование гарантии эксплуатации характеристик автомобиля, отвечающего потребностям клиента, в особенности потребности в экономии топлива.
Все заряжено
Говоря конкретнее, производительность одной ячейки (самого маленького электрического блока) и топливного блока (все ячейки, вместе взятые) – это две ключевые области фокусировки. К аккумуляторам также предъявляются два особых требования: хранение и выпуск. В отличие от бензобака емкость батареи изменяется в зависимости от температуры окружающей среды и устаревания. Также существуют различия между электроснабжением в транспортных средствах аккумулятора и автомобилями на водородных топливных элементах: у электрического аккумулятора имеется ограниченное количество энергии. Проблема заключается в том, что в случае эксплуатации транспортных средств, особенно таких, как грузовые автомобили, электричество расходуется постоянно. Поэтому при перемещении предметов (подъем пандусов, их поднятие) существует меньше возможностей для реагирования на тряску и есть большие потребности в энергии. Другими словами, происходит снижение эффективности, а значит, и производительности.
Однако в случае с транспортными средствами на топливных элементах, будь это автомобиль или грузовик, эффективность функционирования достигает 100 % мощности до последней капли газа. Поскольку аккумуляторы вмещают ограниченное количество энергии, дальность пути невелика, но у водородных топливных элементов дальность значительно выше. В настоящее время разница увеличилась в два раза и, возможно, в три раза – в ближайшем будущем. Отчасти это связано с тем, что автомобиль, который работает на топливных элементах, имеет больший пробег и менее восприимчив к погодным воздействиям окружающей среды, а также имеет более короткое время заправки, от трех до пяти минут. Такие авто контрастируют с автомобилями Tesla, у которых только время дозаправки составляет 20 минут. Вероятно, поэтому, в будущем будет популярна гибридизация электроэнергии и топливного элемента.
Ряд исследований показал, что было бы легко просто насытить рынок автомобилями на аккумуляторах, но замена бензиновых автомобилей на аккумуляторные будет происходит гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Электрическая сеть имеет достаточную мощность, чтобы справиться с таким изменением. С производством водорода колебания электроэнергии могут быть сбалансированы в течение дня, поэтому так важно проектирование гибридного решения. Обеспечение возобновляемой энергией такой, как солнечная, ядерная или энергия ветра, в автомобиле вряд ли сработает, потому что источники располагаются далеко от самого автомобиля. Но совсем другая ситуация складывается с водородом в качестве топлива, когда энергия может быть доступна в любом месте.
Электрический автомобиль заправляется на зарядной станции у дороги в Оксфордшир, Великобритания.
Враг или друг окружающей среды?
Следует также сказать несколько слов об экологической безопасности и опасности непонимания различия между понятиями «зеленое» и «чистое» топливо. Если взять, например, биотопливо, оно, безусловно, подходит под понятие «зеленое», но определенно не «чистое». Ранее большое внимание уделялось выбросам углекислого газа, но около двухсот видов других загрязняющих веществ от работы двигателя внутреннего сгорания были проигнорированы, что значительно больше вредит здоровью человека. Например, канцерогены присутствуют в выхлопе биодизельного двигателя и загрязняют так же, как и обычный двигатель.
Автомобили на топливных элементах, использующие водород в качестве топлива, могут достичь более высокой средней эффективности полного топливного цикла (от колеса к колесу), чем двигатель внутреннего сгорания, который использует биотопливо, такое как биодизель. Действительно, самое большое преимущество водородного транспортного средства заключается в том, что оно производит только воду и воздух, которые не приносят вред окружающей среде. Но хотя и является правдой, что водородное топливо не оставляет выбросов, также верно и то, что оно не производится естественным путем на Земле. Производство водорода предполагает такие процессы, как электролиз, для которого необходимо электричество. И эта энергия поступает из ископаемого топлива.
Так как же международные стандарты позволят преодолеть разнообразные проблемы? Само собой разумеется, что, как и во всех областях стандартизации, это означает, что одинаковые продукты могут быть доведены до схожего уровня производительности и надежности, независимо от того, где они производятся. Также предполагается, что объем ресурсов, необходимых для создания уникального продукта, будет снижен для каждой страны, что обеспечит защиту окружающей среды. В целом основным препятствием для развития международной стандартизации является гармонизация между производителями. После использования автомобилей с аккумуляторами, некоторые страны переключают свое внимание на автомобили, которые используют технологию водородных топливных элементов. Существует огромный и растущий рынок, поэтому гармонизация международных стандартов стала ключевым приоритетом.
Стандарты на топливо
В частности, стандарт ISO 17268 включает устройства заправки газообразным водородом наземных транспортных средств. Соединитель для заправки водородом стандартизирован по стандарту ИСО для стран, имеющих рынок транспортных средств с топливными элементами. Так, потребители смогут получать водород с любой водородной станции в Китае, Европе, Японии, Корее, Соединенных Штатах и т.д. ISO 23828 также относится к дорожным транспортным средствам с топливными элементами и используется в качестве измерения расхода топлива транспортных средств, работающих на компримированном водороде. Экономия топлива измеряется с помощью данного метода и упоминается в GTR 15 международных технических правил. Измеряемая таким образом экономия топлива будет использоваться правительствами для квалификации транспортных средств и заводов-изготовителей, применяющих этот метод, в качестве одного из показателей повышения качества транспорта.
Каждый день такие препятствия, как светофоры и изменения скоростного режима, означают, что требования к мощности трансмиссии автомобиля быстро меняются. Так есть ли у автомобилей на топливных элементах сила тяги, которую мы ожидаем? ISO 20762 был разработан для проверки максимальной мощности гибридного электрического транспортного средства (HEV) на системную мощность. ISO 23274-1 позволяет измерить расход топлива без погрешностей при запуске из другого состояния заряда. Такая ситуация также предполагает, что состояние заряда можно проверить при разных циклах, нагрузках и температурах.
Технический комитет ИСО/ТК 197, который занимается разработкой стандарта по водородным технологиям, возглавляет Андрей В. Чувелев (Andrei V. Tchouvelev), один из ведущих мировых экспертов по водородной безопасности, правилам, кодексам и стандартам. Г-н Чувелев 35 лет занимался исследованиями водорода и, переехав в Канаду из родной России, стал соучредителем канадской программы водородной безопасности. Комитет, который он возглавляет, не занимается непосредственно автомобилями, но занимался разработкой серии стандартов на топливо, поэтому все, что находится в диапазоне от автоматов заправочных станций до автомобилей, работающих на водороде, входит в его компетенцию. Существуют общие требования, а также детализация, касающаяся таких компонентов, как дозатор, компрессор, клапаны, фитинги и топливные шланги.
Первый в мире парк такси, работающих на водороде, с гордостью демонстрирует свой логотип на старте в 2015 году.
Глобальные требования
Ряд стран также подписали Директиву Европейского союза об инфраструктуре альтернативных видов топлива (AFID) (и ряд стандартов), одним из которых является водород. Основная часть работы по подготовке базы стандартизации в рамках мандата AFID была проведена ИСО/ТК 197 и посвящена изучению топливораспорядительных установок, качества топлива и соединителей. Данный комитет также участвует во 2 м этапе разработки глобальных технических правил (GTR 13), касающихся транспортных средств, работающих на водороде и топливных элементах. Он обеспечивает соответствие требований международных стандартов требованиям глобальных технических правил. Однако такое функционирование представляется сложным, несмотря на то что многие заинтересованные стороны работают вместе в целях разработки необходимых глобальных требований.
«Люди хотят изменений сейчас, не имея достаточных технических знаний и доказательств», – говорит Чувелев. По его словам, существуют дополнительные сложности: «Мы живем в быстро меняющемся мире, и Четвертая промышленная революция делает вызов стандартизации». Он также считает, что существует дилемма «курицы и яйца», когда следует разрабатывать международный стандарт для обеспечения безопасности и производительности, не ограничивая развитие технологий, поскольку автомобили на топливных элементах и топливная инфраструктура находятся на стадии развития уже около 15 лет.
Речь идет не только о легковых автомобилях, но также о поездах, автобусах, грузовиках, и других средствах передвижения, в том числе морских, авиационных и аэрокосмических. Например, для большегрузного грузовика может потребоваться 80 кг встроенного хранилища, в то время как обычному автомобилю с топливными элементами необходимо 5 кг. Таким образом, теперь помимо транспортных средств малой грузоподъемности необходимо заниматься разработкой стандартов, связанных с более высокими объемами хранения на борту и решением проблем заправки с наращиванием объемов. Кроме проблем, связанных с хранением топлива, топливными элементами и аккумуляторами, мы сталкиваемся с проблемами масштабирования, потенциально ограничивая их независимые крупномасштабные мобильные приложения.
Что и на каком пробеге проверять и менять в автомобиле
Поговорим о том, на каком пробеге необходимо менять в автомобиле те или иные компоненты. Отдельно отметим, что при определении периодичности в первую очередь стоит ориентироваться на рекомендации производителя конкретной марки авто.
В автомобиле предусмотрено большое количество фильтрующих элементов. Самые распространенные — топливный фильтр, воздушный фильтр, масляный фильтр, а также салонный и сажевый. И всех их необходимо регулярно менять.
Так, например, замену топливного фильтра обычно приурочивают к очередной замене масла. Происходит это событие в среднем каждые 10-15 тыс. км. Также масляный фильтр меняют вместе с маслом в автоматических коробках передач. Делать это надо примерно раз в 30 тыс. км.
Воздушный фильтр — критически важный элемент системы двигателя — также важно регулярно заменять. Средний интервал замены составляет каждые 10 тыс. км. Конечно же, если машина часто эксплуатируется в неблагоприятных условиях, в частности, по пыльным дорогам, то такую замену стоит проводить почаще.
Что касается салонного фильтра, рекомендуется проводить его замену каждые 10 тыс. км пробега, что совпадает с заменой масла и масляного фильтра. Впрочем, автомобилям, которые активно эксплуатируются в условиях города, лучше менять салонный фильтр почаще.
Также не рекомендуется нарушать интервалы замены топливного фильтра — каждые 20-25 тыс. км пути. Это важно, так как в нашей стране качество топлива по-прежнему оставляет желать лучшего. Из-за некачественного топлива фильтр работает с повышенной нагрузкой и загрязняется быстрее. А забитый топливный фильтр может стать причиной сбоев в работе системы впрыска топлива, из-за чего вырастет нагрузка на сам двигатель и усилится его износ.
Моторное масло — один из наиболее распространенных «расходников». Регулярная замена масла необходима как условие для правильной работы мотора. Двигатель имеет в своем составе множество сопряженных и высоконагруженных деталей, и для того, чтобы они раньше срока не выработали свой ресурс, им требуется смазка. Усредненная рекомендация по замене моторного масла — каждые 10-15 тыс. км пробега, а проверку уровня масла нужно проводить минимум раз в месяц.
Помимо моторного масла, в автомобиле есть другие технические жидкости, которые требуют регулярной замены. Это трансмиссионное масло, антифриз, жидкость гидроусилителя и тормозная жидкость. В стандартных условиях периодичность замены масла в КПП составляет каждые 30-60 тыс. км для «механики» и каждые 80-160 тыс. км для автоматической коробки передач.
За уровнем антифриза надо внимательно следить, лучше проверять его хотя бы раз в месяц и подливать тогда, когда объем жидкости в бачке приблизился к минимальной отметке. При самом грубом округлении получается, что менять антифриз надо примерно не реже, чем каждые 60 тыс. км.
Также регулярно нужно проводить контроль состояния тормозной жидкости. Делать это нужно на специальном оборудовании, поэтому за такой услугой лучше обратиться на автосервис. В среднем замена тормозной жидкости осуществляется каждые 30-60 тыс. км пробега.
Также, согласно регламенту ТО, 1-2 раза в год необходимо проверять состояние жидкости ГУР и по факту ее состояния проводить замену.
Периодичность замены обычных свечей зажигания составляет в среднем 20-30 тыс. км, а иридиевых — 90-100 тыс. км. При этом критичным для срока службы свечей является состояние системы зажигания, а также условия эксплуатации автомобиля.
Также внимательно нужно относиться к ресурсу ремня ГРМ (или цепи). Изношенный ремень — это часто не только частая причина дорогостоящего ремонта двигателя, но фактор риска на дороге. Механики обычно рекомендуют менять ремень ГРМ на пробеге в 50-80 тыс. км и регулярно проверять степень его износа.
Соблюдение интервалов замены компонентов тормозной системы — в частности, колодок и дисков — это обязательное условие безопасной эксплуатации автомобиля. Тормозная система часто работает в условиях перегрузки и высоких температур, все это ускоряет износ ее компонентов. Поэтому тормозные колодки надо менять не реже, чем раз в 12-17 тыс. км пробега.
Напомним, чтобы не превышать межсервисные интервалы лучше ориентироваться на рекомендации автопроизводителя, который прописывает сроки эксплуатации тех или иных «расходников» и компонентов систем автомобиля. При этом лучше действовать превентивно: регулярно проверять состояния свечей зажигания, ремней, колодок, дисков и уровень технических жидкостей и проч. Иногда они «не выходят» установленный производителем срок, а требует замены раньше. Не пренебрегая этими рекомендациями, автомобилист может избежать более серьезного и дорогостоящего ремонта крупных узлов и агрегатов в машине.
Свечи зажигания
Свечи зажигания DENSO
Свеча зажигания – достаточно важная деталь двигателя внутреннего сгорания, работающего на бензине или использующего в качестве топлива сжиженный газ. От ее правильной работы зависит работа всего агрегата, его приемистость, мощность и экономичность.
Производители автомобилей, автолюбители и владельцы другой техники, приводимой в движение двигателем внутреннего сгорания, знают, что несомненным лидером в производстве свечей зажигания является компания DENSO, предлагающая на рынке автомобильных запчастей продукты высочайшего качества.
Как работает свеча зажигания?
Принцип работы свечей зажигания достаточно прост. На центральный электрод от катушки зажигания по высоковольтному проводу в конце такта сжатия цилиндра подается ток высокого напряжения, который вызывает пробой воздушного зазора между центральным и боковым электродами. Пробой – это искра, вызывающая воспламенение топливной смеси в цилиндре, а сгорание топлива как раз и вызывает движение поршней в цилиндрах и, как следствие, работу двигателя.
Но не все так просто. Свеча зажигания – простая деталь, работающая в непростых условиях. Важно понимать, что свечам приходится работать в условиях повышенного давления и высоких температур – нормальной рабочей среды в цилиндрах двигателя. Поэтому такая, в общем-то, простая деталь должна обеспечивать надежное искрообразование в этих непростых условиях.
К тому же, простое сжигание топлива в цилиндре не экономично. Сгорание топлива в цилиндре должно быть эффективным, чтобы не допускать его перерасхода и выбрасывания излишков в атмосферу, что наносит вред окружающей среде и бьет по карману автовладельца. Для этого необходимо, чтобы свеча зажигания формировала искру высокой мощности, а фронт искрообразования был достаточно обширным, позволяя воспламенять все топливо, находящееся в камере сгорания.
Современная свеча зажигания должна соответствовать следующим требованиям:
- обеспечивать эффективную работу при высоких уровнях рабочего напряжения (до 40 кВ);
- обладать высокими изоляционными свойствами. Этот параметр свечи крайне важен, поскольку искра должна формироваться исключительно в воздушном зазоре между электродами, а не на корпусе свечи. Только так достигается максимальная мощность искры;
- обладать необходимым калильным числом, рекомендованным для конкретной модели двигателя автомобиля. Свеча должна быть наделена способностью к самоочищению, не должна позволять образовываться нагару на своих электродах в результате сгорания топлива;
- противостоять тепловому воздействию. Поскольку свеча зажигания работает в сложных условиях, обусловленных влиянием на нее высоких температур, она должна сохранять свои характеристики во всем диапазоне температур.
Опираясь на эти требования, производители автомобилей и формируют рекомендации по типам свечей зажигания для определенной модели двигателя и указывают их в документации.
Одним из важнейших характеристик работы свечи является ее калильное число – параметр, характеризующий диапазон температур, в которых функционирует свеча. Стандартным считается диапазон в пределах от 400 до 900 градусов. Отклонение калильного числа от рекомендованного производителем автомобиля влечет за собой нестабильную работу двигателя вплоть до его полной остановки и невозможности функционировать.
При температурах ниже 400 градусов на электродах свечей образуется нагар, что влечет за собой ухудшение искрообразования и может привести к остановке двигателя. Температуры выше 900 градусов приводят к самопроизвольному воспламенению топлива в цилиндрах.
В зависимости от этого параметра свечи делятся на горячие (калильное число 9-14) и холодные (24-31). Как правило, горячие свечи применяют в мало оборотистых двигателях, работающих с небольшими нагрузками. Область применения холодных свечей – высокофорсированные двигатели, работающие на пределе своих возможностей. Для автомобилей используют свечи с калильным числом в пределах 16-24. При этом рекомендуется соответствие данного числа конкретному типу двигателя. Возможна установка на непродолжительное время свечей с калильным числом на несколько единиц ниже (как правило, на 2 единицы), но с большим – никогда, это может привести к самовоспламенению топливной смеси, ее неконтролируемому сгоранию и серьезным поломкам. В некоторых случаях допускается установка свечей с числом меньшим на 4, но только на ограниченный срок или пробег до 1000 км.
Технологии DENSO в двигателе вашего автомобиля
Для решения проблем надежного искрообразования специалисты DENSO разработали и запатентовали несколько инновационных технологий, позволяющих компании DENSO быть бесспорным, недостижимым для других, лидером в производстве свечей зажигания.
Технология U-GROOVE
Немаловажным среди инноваций DENSO является использование U-образного паза на боковом электроде. Небольшое углубление в виде паза на боковом электроде существенно увеличивает передний фронт распространения пламени искры, при той же величине воздушного зазора между электродами, что увеличивает надежность искрообразования и обеспечивает максимально полное сгорание топлива. Расположение паза на боковом электроде выбрано неспроста, это обусловлено тем, что боковой электрод подвергается меньшему износу и нагрузкам в процессе работы, а значит, обеспечивает эффективность U-образного паза в течение всего жизненного цикла свечи.
Технология Тwin Tip
Использование на боковом электроде специального встречного электрода, выполненного в форме напайки, позволяет получать искровой разряд большей мощности, что положительно сказывается на надежности и полноте сгорания топлива. Данная технология получила название Тwin Tip. Все свечи, имеющие в своем названии аббревиатуру «ТТ» изготовлены по технологии встречного электрода. Наряду с уменьшением диаметра центрального и бокового электродов до 1,5 мм при изготовлении центрального электрода применяется уникальный сплав на основе никеля с добавлением иттрия и титана, а также кремния. Данный состав металла электрода почти вдвое более устойчив к процессам окисления металла и на 40% эффективней переносит искровую эрозию (перенос молекул металла с одного электрода на другой посредством электрической дуги), в сравнении с обычными никелевыми электродами. Применение сплава обеспечило такую же долговечность свечи, как и у стандартной, но при этом позволило снизить диаметр ее центрального электрода до 1,5 мм. Технические показатели свечей данного типа приближаются к техническим характеристикам более дорогих свечей, электроды которых изготовлены из платины или иридия, но при этом в их производстве не используются дорогостоящие драгоценные металлы, что позволяет предложить нашим клиентам оптимальную стоимость запчасти отличного качества.
Использование в электродах свечей металлов платиновой группы.
Инновационная технология DENSO основана на умении искусно создавать уникальные сплавы редкоземельных металлов, которые обеспечивают невероятно высокие сроки службы свечей. Применение таких сплавов позволяет инженерам еще больше уменьшать диаметр центрального и бокового электродов до значений, недостижимых для наших конкурентов.
Металлы данной группы являются самыми стойкими к износу, они позволяют свечам зажигания обеспечивать надежную работу двигателя до 100-120 тысяч километров пробега. Их применение в двигателе автомобиля способствует максимально эффективному и полному сгоранию топлива, увеличению его мощности, снижению количества вредных выбросов и уменьшению расхода топлива.
К примеру, в линейке свечей DENSO Iridium TT уже знакомая нам технология Twin Tip успешно сочетается с невероятно тонкими электродами. В этой линейке центральный иридиевый электрод имеет толщину всего 0,4 мм, а изготовленный из платины боковой электрод игольчатого типа – 0,7 мм.
Что выбрать, платину или иридий в свечах DENSO?
Основное различие – металл, используемый для изготовления электродов. Иридий – один из самых стойких к износу металлов, его температура плавления выше, нежели у платины, поэтому он более стоек к эрозии и коррозии, что однозначно сказывается на продолжительности срока службы свечи. Иридиевая свеча гораздо меньше перегревается и лучше показывает себя в критических условиях. К тому же, иридиевые свечи DENSO работают в большем тепловом диапазоне, без сколь либо заметных ухудшений в их работе. Кроме того, иридиевый сплав обладает меньшим электрическим сопротивлением протеканию тока, в сравнении с никелем, а поэтому является одним из лучших проводников, что выражается в уверенном и надежном искрообразовании, даже при пониженных значениях напряжения бортовой сети.
К основным преимуществам иридиевых свечей следует отнести:
• более высокую износостойкость, которая выражена в увеличении максимального пробега на 20-30 тысяч километров в сравнении с платиновыми свечами;
• увеличение мощности двигателя на 4% благодаря более уверенному искрообразованию;
• снижению до 5-7% расхода топлива, что обусловлено более полным его сгоранием в цилиндрах двигателя;
• надежный и уверенный старт двигателя в условиях пониженных температур. Благодаря более тонким электродам требуются меньшие затраты энергии на получение искры.
Важно осознавать, что на выбор свечей оказывают влияние многие факторы, такие как состояние и износ двигателя, использование соответствующего вида топлива, манера вождения и частота эксплуатации, рекомендации производителя. Но отдав предпочтение свечам DENSO, вы гарантированно получите лучшее решение в обширном море предложений компонентов для систем зажигания, которое обеспечит длительную, а главное, надежную работу двигателя вашего автомобиля.
Ведь не зря мировые автопроизводители, такие как Toyota Motor, Honda и другие именитые марки отдают предпочтение нашей продукции, устанавливая свечи зажигания DENSO на конвейере.
Что требуется для работы двигателя
С каждым годом количество выпускаемых автомобилей неуклонно растет, они становятся все более доступными, и мы уверенно приближаемся к тому, чтобы с уверенностью сказать: «Машина – это не роскошь, а всего лишь средство передвижения». Вполне естественно, что одновременно с этим всё больше требуется специалистов, которые обеспечивают бесперебойную работу наших «железных коней».
Именно поэтому специальность «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» сегодня можно назвать одной из наиболее перспективных. И во многом именно в связи с этим данная специальность пользуется большой популярностью среди молодых людей, предпочитающих иметь стабильную работу и уверенность в будущем.
Квалификация – специалист
Специальность «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» дает возможность получить квалификацию специалиста, которая позволяет работать во многих направлениях.
В начале ХХ века вследствие резкого увеличения количества автомобилей профессия автомехаников стала массовой, а усложнение конструкции автомобилей в середине ХХ века привело к образованию узких специализаций данной профессии: появились автоэлектрики, мотористы, вулканизаторщики, автомаляры, автожестянщики и т.д.
Современный квалифицированный специалист занимается обслуживанием и ремонтом автомобильного транспорта, а также контролирует техническое состояние автомобилей с помощью диагностического оборудования.
Поскольку большинство современных автомобилей оборудовано бортовыми компьютерами, техники должны досконально разбираться в электронике и в случае необходимости производить не только замену, но и ремонт бортового компьютера.
Кому подходит данная специальность
Работа неразрывно связана с машинами, поэтому эта специальность для тех, кто любит автомобили и имеет склонность к работе с техникой.
Для успешной деятельности в качестве техника по обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта необходимо наличие следующих профессионально важных качеств:
– дисциплинированность и ответственность;
– способность планировать свою деятельность, быстро переключать внимание с одного объекта на другой, быстро переключаться с одной деятельности на другую;
– внимание к деталям: умение подмечать незначительные (малозаметные) изменения в исследуемом объекте, в показаниях приборов;
– хорошее зрение и глазомер (линейный и объемный); тонкая мышечная и слуховая чувствительность;
– подвижность, координированность и точность движений кистей и пальцев рук;
– логичность, ассоциативность и предметность мышления;
– хорошо развитые мнемические способности.
Специалист по ремонту автомобилей может работать как в одиночку, так и в бригадах, взаимодействуя со специалистами других профилей. В этом случае ему необходимо умение работать в команде, развитое чувство ответственности за работу бригады в целом, а также за качественное выполнение всей работы, производимой разными специалистами.
Какие знания получают студенты в процессе обучения?
Государственный образовательный стандарт по специальности «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» для подготовки специалиста данного профиля предусматривает изучение многих профессиональных и специальных дисциплин.
В процессе освоения профессии студенты изучают:
– классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта;
– технологию обслуживания и ремонта автомобильного транспорта;
– основные положения действующей нормативной документации;
– основы организации деятельности предприятия и управления им;
– основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
– основы управления транспортом и транспортными средствами с учетом технических, финансовых и человеческих факторов.
Успешное усвоение программы позволяет студентам понять, что выбранная ими специальность интересна и будет востребована обществом как сегодня, так и в обозримом будущем.
Выпускник будет знать: – технологию технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта; – классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта; – методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности; – основные положения действующей нормативной документации; – основы организации деятельности предприятия и управления им; – основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия; – правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты; – основы управления транспортом и транспортными средствами с учетом технических, финансовых и человеческих факторов. | Выпускник будет уметь: – разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автомобилей; – рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности участка, цеха; – оценивать эффективность производственной деятельности; – осуществлять технический контроль эксплуатируемого транспорта; – организовывать свой труд; – самостоятельно формулировать задачи и определять способы их решения в рамках профессиональной компетенции; – осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач, используя современные информационные технологии; – владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации; – анализировать и оценивать состояние техники безопасности на производственном участке. |
Прохождение учебной и производственной практики
Учебная и производственная практика проходят в учебно-производственных мастерских колледжа, на предприятиях г. Санкт-Петербурга:
Востребованность
Транспорт будущего – это машины на солнечных батареях, переоборудованные для использования водорода. Не беда, что вы попали в плотное движение, у вас «умный» автомобиль. Оборудованный навигационной системой, автомобиль проложит путь в быстром потоке, а водителю можно и отдохнуть. Существует много предсказаний и фантазий о том, каким будет автомобиль будущего. Многие ученые трудятся над новейшими технологиями в сфере автомобилестроения. Какой бы он ни был, его главная задача – служить человеку – останется неизменной.
Именно поэтому специальность «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» является востребованной и высокооплачиваемой.
Где и кем могут работать выпускники
Профессиональная деятельность по техническому обслуживанию и ремонту двигателей, систем и агрегатов автомобилей в качестве специалиста востребована на предприятиях автотранспортного комплекса различных организационно-правовых форм собственности, в научно-исследовательских, конструкторско-технологических организациях, на автотранспортных и авторемонтных предприятиях.
Выпускник может работать мастером на станции технического обслуживания, автомехаником, техником по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта на автотранспортных и промышленных предприятиях, в автомобильных салонах и сервисных центрах технического обслуживания автомобилей, менеджером по предпродажной подготовке автотранспорта, менеджером по продаже автомобилей, запчастей.
Специалист – это руководитель среднего звена управления производством или специалист по эксплуатации технологического оборудования. Он может работать бригадиром, начальником участка на предприятии, а может и работать индивидуально по техническому обслуживанию автомобилей или спецтехники. Востребованы специалисты этого профиля и в государственных структурах.
Возможно основание собственного бизнеса в сфере автосервиса (эта сфера приносит стабильные достойные доходы), однако для этого умения ремонтировать машины не достаточно, требуются знания в области управления, экономики, юриспруденции, поскольку конкуренция в этой сфере общественно-производственной деятельности достаточно велика.
Сколько получают люди, работающие в данной сфере
Средняя заработная плата специалистов в данной области по Российской Федерации составляет 35 тысяч рублей, но варьирует от большего числа к меньшему в зависимости региона проживания.
Доход автомехаников состоит из окладной (фиксированной) и премиальной частей. Последняя зависит от стажа работы, количества выполненных заказов и квалификации сотрудника.
Легко ли устроиться на работу
Для того чтобы устроиться на работу, одного наличия диплома часто мало.
Старт карьеры начинается с помощника. Это необходимо для получения опыта и навыков.
Только спустя месяц-два вы сможете получить желаемую должность. С опытом найти работу становится достаточно просто. постоянно открываются новые СТО, приглашающие специалистов.
Автомеханик – это одна из самых востребованных профессий современности.
Карьерный рост
Профессиональный рост может происходить в рамках постоянного повышения квалификации: выполнение все более сложных и масштабных работ, освоении новых направлений и специализаций (например, вулканизаторщик, автоэлектрик и т.д.), становление в качестве автослесаря – универсала.
Карьерный путь может проходить по линии административного роста: мастер смены (участка), руководитель технического центра, заместитель директора по послепродажному обслуживанию автомобилей, директор автоцентра.
Перспективы
Профессия автомеханика является многообещающей, так как предполагает стабильно высокий уровень доходов. При этом зарплата постепенно увеличивается.
Основной перспективой профессии является возможность накопления стартового капитала для открытия собственного СТО или любого другого бизнеса.
Традиционно эта специальность всегда интересовала и привлекала молодежь, особенно юношей, поскольку современный автомобиль является воплощением всех достижений науки и техники на данном этапе развития человеческой цивилизации.
Средние профессиональные учебные заведения, обучающие студентов по специальности «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», готовят специалистов-техников и механиков для предприятий и организаций, использующих в производственной деятельности автомобильный транспорт и для предприятий различного автосервиса.
При желании, выпускники отделения могут продолжить изучение специальностей, связанных с эксплуатацией и ремонтом автомобильного транспорта в высших учебных заведениях России.
В каких вузах можно продолжить обучение