На НП ЗАО «Электромаш» налажен выпуск энергосберегающих электродвигателей
На НП ЗАО «Электромаш» налажен выпуск энергосберегающих электродвигателей
В соответствии с мировой тенденцией развития рынка электротехнической продукции наиболее приоритетным направлением является производство высокотехнологичных энергоэффективных электродвигателей, что и было поставлено в основу развития продукции НП ЗАО «Электромаш».
Наше предприятие активно развивает данное направление с 2016 года и уже сегодня освоило производство низковольтных (380/660В) и средневольтных (660/1140В) электродвигателей класса энергоэффективности IE2 типа ВАО7-250-355 и АЗО-250-355 мощностью от 37 до 400кВт, частотой вращения от 3000 до 600об/мин в общепромышленном и взрывозащищенном исполнении.
В третьем квартале 2018 года НП ЗАО «Электромаш» закончило работы по постановке на производство энергоэффективных электродвигателей класса IE2 серии АИМ-МЕ 180-225, АЗО-МЕ-180-225 и АИУ-МЕ 180-225 в общепромышленном и взрывозащищенном исполнении мощностью от 18,5 до 55кВт, частотой вращения от 3000 до 750 об/мин.
Данные электродвигатели не уступают по конструктивным особенностям и комплектации аналогичной продукции ведущих мировых производителей, при этом превосходят продукцию производителей стран СНГ и Востока.
Применение при проектировании опыта, сформированного в процессе производства электродвигателей, а также ряда инновационных нестандартных решений позволили получить конкурентоспособный продукт, не только соответствующий самым строгим требованиям потребителя, но и превосходящий их. Электродвигатели планируется поставлять на объекты таких компаний как ПАО «ТРАНСНЕФТЬ», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК «РОСНЕФТЬ», ПАО «СибурХолдинг», ПАО АНК «Башнефть», а также на иные промышленные предприятия стран СНГ и дальнего Зарубежья.
Один из образцов данной линейки продукции будет участвовать в конкурсе «Приднестровское качество 2018».
В базовой комплектации двигателей предусмотрен:
- класс изоляции обмоток статора – «Н» (температурный индекс 180°С);
- контроль температуры обмоток статора четырехпроводными термопреобразователями с НСХ 50М в количестве 6 штук (по 2 штуки на фазу);
- температурные реле обмотки статора;
- контроль температуры подшипников четырехпроводными термопреобразователями с НСХ 50М в количестве 2 штук (по 1 штуки на каждый подшипник);
- места под установку датчиков вибрации в количестве 6 шт. (по 3 штуки на каждом подшипниковом узле по трем взаимоперпендикулярым плоскостям);
- подшипниковыми узлами с возможностью пополнения и замены смазки;
- подключение двух силовых кабелей наружным диаметром до 45 мм.
По заказу потребителя двигатели комплектуются:
- четырехпроводными датчиками контроля температуры обмоток статора с НСХ 50П, 100П, Pt100 до 6 штук
- РТС-термисторами обмоток статора (вместо температурных реле);
- четырехпроводными датчиками контроля температуры подшипников с НСХ 50П, 100П, Pt100;
- датчиками контроля вибрации в количестве до 6 штук;
- датчиком частоты вращения ротора;
- саморегулирующимся антиконденсатным обогревом (вместо температурных реле и РТС термисторов);
- подшипниками фирмы SKF или иных производителей;
- токоизолированным подшипниковым узлом.
Двигатели выполняются с коробкой выводов сверху, а также, по заказу потребителя, с коробкой выводов слева или справа. Двигатели левое и правое направление вращения.
Двигатели могут быть выполнены как в горизонтальном, так и вертикальном исполнении, как с самовентиляцией, так и с принудительной вентиляцией для работы с преобразователем частоты.
Датчик температуры электродвигателя
Установка термодатчиков
Температурная защита на основе термодатчиков является наиболее действенным и совершенным видом тепловой защиты электродвигателей. Реагирующий орган защитного устройства контролирует степень нагрева непосредственно источника выделения тепла (обмотка статора, подшипники, активное железо). Если температура превысит допустимое значение, то защита сработает и отключит электродвигатель от сети или включит дополнительное охлаждение. Для защиты обмотки статора от перегрева термодатчики устанавливаются в лобовых частях по одному (иногда по два) на фазу и соединяются между собой последовательно.
Рис. 1. Расположение термодатчиков в лобовых частях обмотки
В качестве термодатчиков используются:
1. Биметаллические датчики.
Биметаллический элемент выполнен в виде вогнутой мембраны, на которой укреплен подвижный контакт. При нагреве мембраны до температуры срабатывания она скачкообразно меняет направление своего выгиба. Подвижный контакт отходит от неподвижного, создавая разрыв управляющей цепи. После охлаждения мембрана также скачкообразно возвращается в исходное положение.
Рис. 2. Биметаллический элемент
Термистором называется полупроводниковый резистор, сопротивление которого определенным образом зависит от температуры. При достижении температуры допустимого значения сопротивление термистора мгновенно изменяется. Термисторы бывают двух типов: PTC – с положительным температурным коэффициентом и NTC – с отрицательным температурным коэффициентом. Для защиты электродвигателей в основном применяются PTC-термисторы, их сопротивление мгновенно возрастает при достижении допустимой температуры.
Рис. 3. PTC-термистор
3. Термосопротивления (обычно Pt100).
Термосопротивление – датчик для измерения температуры. Сопротивление датчика зависит от температуры. Наиболее распространенным типом являются платиновые термометры. Платина имеет высокий температурный коэффициент сопротивления и высокую стойкость к окислению. Установленное термосопротивление позволяет непосредственно контролировать температуру какого-либо элемента электродвигателя, например, обмотки статора.
Рис. 4. Термосопротивление Pt100
Виды датчика температуры двигателя
Датчик температуры двигателя – очень полезная вещь. При помощи его, водитель всегда будет в курсе о перегреве двигателя, тем самым сможет вовремя остановить машину и избежать неприятностей. А в зимний период датчик оповестит о недостаточном прогреве двигателя.
Датчик температуры устроен таким образом, что специальный указатель, при включении зажигания, будет по мере прогревания подниматься и показывать температуру. Благодаря блоку и катушки нагревания, напряжение может меняться от температуры. Данные о температурном режиме выводятся на дисплей при помощи специальной полоски, которая находится внутри катушки.
Система представлена в виде соединенных между собой блока и датчика.
Виды датчиков и их характеристика
Магнитный датчик представлен в виде железной арматуры, которая контролирует стрелку показаний, а на концах этой арматуры расположено по одной катушке. Одна катушка устроена таким образом, чтобы происходил контакт с двигателем, а вторая – открыта к подаче тока. Указатель перемещается за счет магнитного поля, которое создают катушки. От того, насколько будет ощутимая разница в полях между катушками, зависит и диапазон перемещения указателя. А разница в полях между катушками напрямую зависит от силы тока, который проходит через сенсорный блок.
Биметаллический датчики. Главными составляющими такого датчика является проволока, которая обволакивает железную полоску. Через проволоку проходит ток. Функционирование такого датчика напрямую зависит от показаний температуры двигателя. Чем она больше, тем больше тока поступает соответственно, за счет прогретой сенсором обмотки. Стрелка показаний температуры вращается из-за того, что прогретая пластина способна меняться на сжатие и растяжение. Поскольку напряжение питания может меняться в силу большой электронагрузки и скорости генератора, показания температуры могут быть ошибочны. Но, чтобы это предотвратить, разработчики все предусмотрели, и такой тип датчиков оснащен стабилизатором напряжения. Стабилизаторы напряжения и в автомобилях, и в квартирах, и домах имеют одинаковый смысл. Их главным назначением есть сохранение напряжение.
Как определить, какой тип датчика установлен в автомобиле?
Есть простая диагностика, которая подскажет ответ на вопрос. Необходимо включить зажигание и понаблюдать за реакцией. Если показания тут же высветились на дисплее – значит, установлен магнитный датчик. Если показания появляются с промедлением – без сомнения это биметаллическим тип датчика.
Датчики температуры двигателя
Промышленные двигатели используются практически во всех отраслях индустрии. Это устройства, принцип работы которых основан на преобразовании электроэнергии в механическое воздействие. Такой вид преобразования используется в бытовом и промышленном оборудовании. На сегодняшний момент основное производство двигателей берут на себя зарубежные страны. В связи с этим отпускаться устройства могут только в долларе или евро. Поэтому, владельцы производственных предприятий заинтересованы продлить срок службы оборудования и двигателей, по причине дороговизны запчастей и технического обслуживания.
В основном электродвигатели состоят из статора и ротора, где первый – неподвижный, а второй – является подвижным. Обычно ротор, представляет собой короткозамкнутый механизм.
Двигатели переменного тока разделяют синхронные и асинхронные. Синхронные считаются сложными в конструкции и неудобными в эксплуатации, поэтому предпочтение отдают синхронным.
Одна из самых серьезных неисправностей – это перегрев, который может понести за собой серьезные финансовые потери. Для предотвращения подобных случаев инженеры и механики рекомендуют устанавливать преобразователи. Эта простая манипуляция позволит вам контролировать все процессы связанные с температурой.
Действенной частью защитной системы электродвигателей является установка термодатчиков. Чувствительный элемент устройства реагирует и осуществляет контроль уровня нагревания детали, выделяющей тепло – активное железо, подшипник, обмотка. В случае превышения температурного режима, установленная защитная система моментально срабатывает и отключает двигатель от питания либо же подключает вспомогательный охладительный механизм.
Для наиболее эффективной защиты измерители необходимо устанавливать в передней части по одному или несколько, соединенных между собой.
В качестве термодатчиков может использоваться биметаллические датчики, термисторы, датчики сопротивления.
Биметаллические датчики изготовлены из вогнутой перепонки с подвижным контактам элементом. При изменении температуры перепонки меняется изгиб в противоположную сторону. Подвижный элемент отделяется от стационарного, благодаря чему создается разрыв цепи. Когда мембрана охлаждается она приобретает прежние формы.
Термистор – это резистор с полупроводниковой системой, где показатель сопротивления меняется от изменений температуры. Делятся на несколько видов: РТС — положительный коэффициент, и отрицательный – NTC. Для электродвигателей используют РТС-термисторы, в связи с мгновенным изменением сопротивления.
В датчики термосопротивления основной чувствительный элемент – платина, так как он устойчив к окислению и предназначен для измерения высоких температур. Установка такого прибора позволит выполнить контроль температурного режима любой детали электродвигателя.
Компания ОВЕН выпускает линейку датчиков температуры для разного оборудования, в том числе и для двигателей. Имеют ряд преимущественных качеств:
- Широкий диапазон измеряемых температур;
- Бесперебойная работа при высоких температурах;
- Совместимость с вторичными приборами;
- Лояльность габаритных и присоединительных характеристик;
- Широкий выбор деталей и конструкции – выполняем датчики на заказ;
- Возможность подбора устройства с минимальной инерционностью;
- Большой срок службы;
- Гарантия качества до 5 лет.
ОВЕН производит такие датчики как: ДТС, ДТП, ДТПL (ХК), ДТПК (ХА), а так же термоэлектрические или бескорпусные.
- An error occurred, please try again later.
Датчики контроля температуры обмоток двигателя
Реле термисторной защиты 3RN1
Аппараты термисторной защиты двигателей контролируют позисторы (термисторы с положительным температурным коэффициентом), встроенные в обмотку двигателя ( они укладываются в обмотку двигателя изготовителем двигателей). При превышении температурного порога позисторов (напр., 150ºС) срабатывает аппарат термисторной защиты двигателя, который через вспомогательные контакты воздействует на контактор и отключает двигатель.
Другими словами, осуществляется непосредственное измерение нагрева двигателя. Речь идет о зависимой от температуры защите.
Зависимая от температуры защита предпочтительна в тех случаях, когда по току невозможно с достаточной точностью определить температуру двигателя. Это касается, прежде всего, двигателей с продолжительным периодом запуска, частыми операциями включения и отключения (повторно-кратковременный режим) или двигателей с регулируемым числом оборотов (при помощи преобразователя частоты). Термисторная защита эффективна также при сильном загрязнении двигателей или выходе из строя принудительного охлаждения.
Основные области применения:
Данного типа реле имеет решающие преимущества там, где токозависимая защита с помощью силовых автоматов или реле перегрузки из-за внешних факторов не всегда может служить идеаль-ным способом контроля. В определенных ситуациях может возникать перегрев, который не реги-стрируется тепловыми элементами силового выключателя или реле перегрузки. К таким случаям относятся:
- тяжелый разгон (например, в центрифугах)
- работа с частотным преобразователем
- частые коммутации
- затрудненная вентиляция, например, из-за загрязненной окружающей среды (бумажная и тек-стильная промышленность, цементные заводы)
- процессы торможения
Преимущества:
- Индикация обрыва и короткого замыкания в цепи датчика
- Прямое измерение температуры обмотки двигателя
- Один аппарат на все мощности двигателей
- Компактные габариты корпуса
- Блоки питания с расширенным диапазоном напряжений
- Отпадает необходимость в настройке — температура срабатывания определяется датчиком
- Все аппараты выпускаются как с винтовыми, так и пружинными зажимами.
- Высокая помехоустойчивость
- Широкий спектр аппаратов
Классификация реле термисторной защиты 3RN1 производится по следующим признакам:
a. Способу присоединения (винтовые зажимы / пружинные зажимы);
b. Функции назначения:
b2. Стандартные реле отсечки 3RN10 10, 3RN10 11, 3RN10 12, 3RN10 13;
b3. Реле отсечки «Предупреждение и отключение» 3RN10 22;
b4. Реле отсечки для защиты нескольких двигателей 3RN10 62.
c. Способу сброса после срабатывания реле (ручной / автоматический / дистанционный)
Таблица выбора:
Реле отсечки 3RN1 работают по принципу тока покоя, благодаря этому сами контролируются на обрыв провода (исключение: сигнальный выход у 3RN10 22). Кратковременное отключение напряжения
Компактное реле отсечки 3RN10 00
Компактный аппарат снабжен красным светодиодом (TRIPPED) (расцеплено) для индикации срабатывания и переключающим блок-контактом.
При срабатывании аппарата после охлаждения термисторов происходит автоматический сброс. Корень переключающего контакта связан с управляющим напряжением (95 с клеммой А1).
Данный аппарат лучше всего подходит для схем, в которых цепи управления и индикации имеют одинаковый потенциал, например, в локальных устройствах управления.
Алгоритм функционирования 3RN10 00
Сброс реле происходит автоматически
Схема подключения 3RN10 00
Слева — напряжение управления приложено
Справа — напряжение управления не приложено
A1, A2 — Поключение напряжения управления;
T1, T2 — Подключение температурного сенсора;
H2 — Светодиодный индикатор TRIPPED (расцеплено)
K — Выходное реле;
Стандартные реле отсечки 3RN10 10, 3RN10 11, 3RN10 12, 3RN10 13
Стандартные аппараты оснащены двумя светодиодами (READY и TRIPPED) для индикации рабочего состояния и расцепления и по желанию поставляются с 1 НО + 1 НЗ или с 2 перекидными контактами. В зависимости от исполнения они поставляются с автоматическим сбросом (Automatiс-RESET) (3RN10 10), ручным сбросом (3RN 10 11) или ручным/автоматическим и дистанционным сбросом (3RN10 12 и 3RN10 13). Дистанционный сброс осуществляется подключением внешнего нажимного выключателя с функцией замыкания к клеммам Y1 и Y2. Если Y1 и Y2 замкнуть, то после расцепления произойдет автоматический сброс.
Аппараты 3RN10 11, 3RN10 12 и 3RN10 13 с 2 перекидными контактами дополнительно имеют контроль короткого замыкания в цепи датчика.
3RN10 12 и 3RN10 13 имеют защиту от нулевого напряжения. Тем самым даже при исчезновении управляющего напряжения сохраняется предыдущее состояние расцепления.
В реле отсечки 3RN10 13 расцепление вследствие короткого замыкания в цепи датчика указывается мигающим красным светодиодом. Моностабильный вариант исполнения дополнительно снабжен индикатором обрыва провода в цепи датчика, которое сигнализируется миганием красного светодиода.
Алгоритм функционирования 3RN10 10
Сброс реле происходит автоматически
Схема подключения 3RN10 10
A1, A2 — Поключение напряжения управления;
T1, T2 — Подключение температурного сенсора;
H1 — Светодиодный индикатор READY (готовность);
H2 — Светодиодный индикатор TRIPPED (расцеплено);
K — Выходное реле;
Слева — напряжение управления приложено
Справа — напряжение управления не приложено
Алгоритм функционирования 3RN10 11
Сброс реле производится нажатием клавиши TEST/RESET;
При нажатии на клавишу TEST/RESET дольше 2 секунд вызывается функция тестирования и происходит симуляция расцепления;
Для вариантов исполнения с 2 перекидными контактами поведение при коротком замыкании в цепи датчика
см. схему функций 3RN1013.
Схема подключения 3RN10 11
A1, A2, A3 — Поключение напряжения управления;
T1, T2 — Подключение температурного сенсора;
T/R — клавиша TEST/RESET;
H1 — Светодиодный индикатор READY (готовность);
H2 — Светодиодный индикатор TRIPPED (расцеплено);
K — Выходное реле;
1) — Для модулей с напряжением управления 230 V/110 V AC (3RN1011-.CK00) подключать напряжение управления следующим способом:
A1 и A2 — 230 V AC;
A3 и A2 — 110 V AC;
Слева — напряжение управления приложено
Справа — напряжение управления не приложено
Алгоритм функционирования 3RN10 12
Сброс реле производится нажатием клавиши TEST/RESET;
Дистанционный сброс осуществляется подключением внешнего нажимного выключателя с функцией замыкания к клеммам Y1 и Y2. Если Y1 и Y2 замкнуть, то после расцепления произойдет автоматический сброс;
При нажатии на клавишу TEST/RESET дольше 2 секунд вызывается функция тестирования и происходит симуляция расцепления;
Для вариантов исполнения с 2 перекидными контактами поведение при коротком замыкании в цепи датчика
см. схему функций 3RN1013.
Схема подключения 3RN10 12
A1, A2, A3 — Поключение напряжения управления;
T1, T2 — Подключение температурного сенсора;
T/R — клавиша TEST/RESET;
Y1, Y2 — Подключение внешней клавиши СБРОС (если замкунуто, то функция автосброса);
H1 — Светодиодный индикатор READY (готовность);
H2 — Светодиодный индикатор TRIPPED (расцеплено);
K — Выходное реле;
1) — Для модулей с напряжением управления 230 V/110 V AC (3RN1011-.CK00) подключать напряжение управления следующим способом:
A1 и A2 — 230 V AC;
A3 и A2 — 110 V AC;
Слева — напряжение управления приложено
Справа — напряжение управления не приложено
Алгоритм функционирования 3RN10 13-. 0 (моносатбильное)
Сброс реле производится нажатием клавиши TEST/RESET;
Дистанционный сброс осуществляется подключением внешнего нажимного выключателя с функцией замыкания к клеммам Y1 и Y2. Если Y1 и Y2 замкнуть, то после расцепления произойдет автоматический сброс;
При нажатии на клавишу TEST/RESET дольше 2 секунд вызывается функция тестирования и происходит симуляция расцепления;
При коротком замыкании в цепи датчика (сопротивление в цепи датчика
Реле отсечки «Предупреждение и отключение» 3RN10 22
К реле отсечки 3RN10 22 можно подключать 2 цепи датчика, которые воздействуют на выходное реле с 1 НО-контактом для предупреждения и 1 переключающим контактом для отключения. Функции «Предупреждение» и «Отключение» осуществляются благодаря применению термопар с разной номинальной температурой срабатывания TNF. О срабатывании цепи датчика «Предупреждение» сигнализирует желтый светодиод, об «Отключении» — красный.
Цепи датчика имеют разные характеристики сброса и работы: «Предупреждение» (клеммы 2Т1, Т2) исключительно автоматический сброс и принцип рабочего тока.
«Отключение» (клеммы 1Т1, Т2) может изменяться с ручного переключения на автоматическое при помощи замыкания клемм Y1, Y2. Дистанционное переключение осуществляется при помощи подключения внешнего кнопочного выключателя с функцией замыкания.
Алгоритм функционирования 3RN10 22
Сброс реле производится нажатием клавиши TEST/RESET;
Дистанционный сброс осуществляется подключением внешнего нажимного выключателя с функцией замыкания к клеммам Y1 и Y2. Если Y1 и Y2 замкнуть, то после расцепления произойдет автоматический сброс;
При нажатии на клавишу TEST/RESET дольше 2 секунд вызывается функция тестирования и происходит симуляция расцепления;
Для сигнала «Предупреждение» сброс исключительно автоматический.
Схема подключения 3RN10 22
Слева — напряжение управления приложено
Справа — напряжение управления не приложено
A1, A2 — Поключение напряжения управления;
1T1, T2 — Подключение температурного сенсора «отсечка»;
2T1, T2 — Подключение температурного сенсора «предупреждение»;
T/R — клавиша TEST/RESET;
Y1, Y2 — Подключение внешней клавиши СБРОС (если замкунуто, то функция автосброса);
H1 — Светодиодный индикатор READY (готовность);
H2 — Светодиодный индикатор TRIPPED (расцеплено);
H3 — Светодиодный индикатор ALARM (предупреждение);
K1 — Выходное реле (предупреждение);
K2 — Выходное реле (отсечка);
Реле отсечки для защиты нескольких двигателей 3RN10 62
К реле отсечки 3RN10 62 могут подключаться до 6 цепей датчиков, которые все работают на один выход. Одновременная защита нескольких двигателей (максимум 6) является большим достоинством при групповом приводе (например, при перегрузке одного из двигателей отключаются все двигатели группы). Наряду с красным светодиодом TRIPPED, сигнализирующем о коммутационном состоянии расцепителя, каждая цепь датчика имеет светодиод, который указывает на срабатывание соответствующей цепи датчика.
Незадействованные цепи датчиков перемыкаются .
Характеристику сброса реле отсечки 3RN10 62 можно изменить путем перемыкания клемм Y1, Y2 с ручного сброса на автоматический. Дистанционный сброс реализуется подключением внешнего кнопочного выключателя с функцией замыкания.
Алгоритм функционирования 3RN10 62
Сброс реле производится нажатием клавиши TEST/RESET;
Дистанционный сброс осуществляется подключением внешнего нажимного выключателя с функцией замыкания к клеммам Y1 и Y2. Если Y1 и Y2 замкнуть, то после расцепления произойдет автоматический сброс;
При нажатии на клавишу TEST/RESET дольше 2 секунд вызывается функция тестирования и происходит симуляция расцепления;
Схема подключения 3RN10 62
Слева — напряжение управления приложено
Справа — напряжение управления не приложено
Неиспользованные термисторные входы должны быть закорочены
A1, A2 — Поключение напряжения управления;
1T1, 1T2 — Подключение 1-го температурного сенсора;
6T1, 6T2 — Подключение 6-го температурного сенсора;
T/R — клавиша TEST/RESET;
Y1, Y2 — Подключение внешней клавиши СБРОС (если замкунуто, то функция автосброса);
H1 — H6 Светодиодные индикаторы срабатываиния соответствующего сенсора;
H7 — Светодиодный индикатор READY (готовность);
H8 — Светодиодный индикатор TRIPPED (расцеплено);
K — Выходное реле;
Поведение реле отсечки при отключении управляющего напряжения
Поведение при
Моностабильное
С защитой от нулевого напряжения
Моностабильное
С защитой от нулевого напряжения
Бистабильное
3RN 10 13-. 0
3RN10 13-. 01
Исчезновении управляющего напряжения
Коммутационное состояние блок-контактов не зменяется
Возврате управляющего напряжения без предшествовавшего срабатывания
Аппарат возвращается в исходное состояние
Аппарат возвращается в исходное состояние
Коммутационное состояние блок-контактов не зменяется
Возврате управляющего напряжения после предшествовавшего срабатывания
Аппарат возвращается в исходное состояние
Аппарат остается в состоянии срабатывания
Коммутационное состояние блок-контактов не зменяется
Габаритные и присоединительные размеры
3RN1 с подключенными 1. 2 температурными сенсорами
Термисторная защита электродвигателей
2021-04-03 Промышленное Один комментарий
Наряду с автоматами защиты двигателей, тепловыми реле, в современных двигателях для защиты от перегрева применяются температурные датчики на основе термисторов и позисторов.
В отличии от традиционных способов, например тех же тепловых реле, где защита асинхронных двигателей от перегрузки осуществляется на основе теплового воздействия тока, нагревающего биметаллическую пластину реле, термисторная защита реагирует непосредственно на температуру обмоток двигателя.
Защита при помощи тепловых реле, автоматов защиты двигателей, является косвенной тепловой защитой, так как не взаимодействует непосредственно с обмотками двигателя. То есть она реагирует не на фактическую температуру нагрева обмоток статора, а на количество выделенного тепла без учета времени работы в зоне перегрузок и реальных условий охлаждения двигателя.
В определенных случаях такая защита может быть не достаточно эффективна, так как не позволяет определить с достаточной точностью действительную температуру нагрева электродвигателя. Это относится, в частности, к электродвигателям с продолжительным периодом запуска, частыми включениями-выключениями и т.д.
В случае защиты на основе PTC-датчиков, контроль за степенью нагрева обмоток статора осуществляется напрямую, так как датчики встроены в обмотки, то есть имеют с ней непосредственный контакт.
Благодаря этому обеспечивается защита двигателя от перегрузки, асимметрии и обрыва фаз, недостаточного охлаждения, так как все эти причины так или иначе приводят к нагреву обмоток, а следовательно к срабатыванию датчиков.
Также важной особенностью такого типа защиты является то, что срабатывание зависит только от температуры двигателя и не зависит от нагрузки на сам двигатель.
Термисторные датчики не защищают электродвигатель в случае короткого замыкания, а также пробоя изоляции.
Принцип действия терморезисторов
Термисторы и позисторы относятся к полупроводниковым термосопротивлениям, принцип работы которых основан на изменении сопротивления в зависимости от температуры. В зависимости от типа, они могут иметь как прямую, так и обратную нелинейную характеристику зависимости сопротивления от температуры.
NTC (Negative Temperature Coefficient) датчики, они же термисторы представляют собой полупроводниковые резисторы с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления (ТКС). То есть при при достижении заданной температуры их сопротивление резко уменьшается.
PTC (Positive Temperature Coefficient ) позисторы наоборот, имеют положительный температурный коэффициент сопротивления (ТКС). Для данного типа характерно резкое увеличение своего сопротивления при достижении заданной температуры. Для электродвигателей чаще применяется именно этот тип защиты.
На каждую обмотку асинхронного двигателя монтируется по одному температурному датчику, то есть всего получается три датчика. Подключение датчиков, в зависимости от типа, может быть выполнено как параллельно, в случае применения термисторов, так и последовательно, в случае позисторов.
Помимо достоинств, есть у данной защиты и один недостаток, если это можно назвать недостатком. Дело в том, что датчики нельзя напрямую подключить к коммутационному устройству, например контактору. Требуется некое промежуточное звено, которое в начале проанализирует значение температуры с датчика, а потом уже выдаст сигнал на включение или отключение. Таким устройством является реле термисторной защиты.
Реле термисторной защиты
Реле термисторной защиты обеспечивает прямое измерение температуры обмотки двигателя, некоторые модели имеют функцию контроля исправности датчиков (обрыв и короткое замыкания).
Рассмотрим работу термисторного реле на примере устройства Siemens 3RN1012-1CK00.
Для индикации работы встроены два светодиода (READY/TRIPPED), сигнализирующие соответственно о рабочем состоянии реле и его срабатывании. Данный тип реле имеет возможность ручного, автоматического и дистанционного сброса в исходное состояние. По умолчанию осуществляется автоматический сброс. Ручной сброс производится кнопкой TEST/RESET на передней панели реле. При нажатии кнопки TEST/RESET более 2 секунд вызывается функция тестирования и происходит симуляция расцепления. Для дистанционного сброса необходимо подключить внешний выключатель на клеммы Y1 и Y2.
В нормальном режиме работы, пока сопротивление подключенных датчиков не достигает порога срабатывания, исполнительное реле включено и через NO контакты сигнал приходит на контактор. При превышении температурного порога, хотя бы одного из датчиков, реле выключается. Возврат в исходное рабочее состояние происходит автоматически после охлаждения термисторов.
Число включаемых последовательно температурных датчиков зависит от суммарного сопротивления в холодном состоянии и не должно превышать 1,5 кОм — Rобщ = R1+R2…+Rn