BMW 3 серии E21 (1975-1983)
BMW 3 серии E21 (1975-1983)
BMW Е21 – первый кузов BMW 3 серии (двухдверное купе) – был впервые представлен в июле 1975 года как достойная смена легендарных купе 2002 (кузова 114 и Е10). Единственная модель 114 – 1502 выпускалась некоторое время параллельно BMW Е21 и предлагалась в качестве экономичной машины во время топливного кризиса. Передняя подвеска BMW Е21 – типа МакФерсон с наклоном стоек назад для улучшения реактивности рулевого управления. Передний стабилизатор использовался и в качестве опор рулевых тяг. Передние тормоза – вентилируемые диски с фиксированным суппортом и двумя поршнями. Задние тормоза- барабанного типа (на мощных – дисковые). Задняя подвеска – ставшая теперь классической для BMW – независимые, с косыми рычагами, стойками.
Первыми моделями BMW Е21 были 315, 316, 318, 320 и 320i. Буква «i» означала использование инжектора Bosch K-Jetronic (известного также как CIS, Continuous Injection System) вместо карбюратора Solex. Оснащался автомобиль уже известным и испытанным к тому времени двигателем М10. В таких вариантах машина выпускалась до сентября 1977 года, когда BMW представила совершенно новый шестицилиндровый двигатель для 3-й серии. Новый двигатель получил код М60. Позже в несколько переработанном виде этот двигатель стал называться М20. Он был спроектирован для заполнения пространства между маленьким четырехцилиндровым М10 и большими шестицилиндровыми двигателями от 2,5 литров и выше.
Новый двигатель назвали «baby-six» – «маленькая шестерка». Как и в большинстве двигателей BMW, в М60 применялся стальной блок цилиндров и алюминиевая головка блока. Наиболее значительным новшеством стало применение ремня для привода распредвала вместо цепи. 2-литровая модель обладала поршнем 80 мм с ходом 66 мм, 2,3-литровая – 80 мм/76,8 мм. Система питания 2-литрового двигателя оснащалась все тем же карбюратором Solex, 2,3-литрового – инжектором K-Jetronic, похожим на применявшийся в 2-литровом М10, но с 6-ю форсунками вместо четырех. Одновременно со сменой двигателя фирма внесла ряд изменений в шасси.
Модель 320/6 заменила обе модели: 320 и 320i. Под капотом BMW Е21 не нашлось достаточно места рядом с 6-цилиндровым двигателем для установки вентилятора с приводом от двигателя. Поэтому с двигателем М60 применили электрический привод вентилятора. Изменились места крепления деталей трансмиссии к кузову. Наряду с 4-ступенчатой, появилась 5-ступенчатая коробка передач. Зато автоматическая коробка на 6-цилиндровых моделях отсутствовала. В числе прочих изменений 1977 года замена вентилируемых передних тормозных дисков на сплошные (какая жаль!) на всех 4-цилиндровых моделях.
Зато на модели 323i появились задние дисковые тормоза с плавающим суппортом и одним цилиндром. 323-я модель также обзавелась более мощной и жесткой передней подвеской, двухтрубной выхлопной системой, спортивным салоном Recaro, новым приборным щитком и новым дифференциалом с более низким коэффициентом понижения. К сожалению, где-то по дороге во время этих модификаций BMW «потеряла» стабилизатор заднего моста как стандартную деталь. С 1977 года он ставился только на 323i и на 320i в качестве опции в составе «спорт-пакета». 320i со спорт-пакетом называлась 320iS и кроме заднего стабилизатора имели спортивные сиденья, литые диски BBS и мощный передний спойлер.
В конце 1979 года были внесены новые изменения в кузов BMW Е21. Изменения в подкапотном пространстве позволили наконец втиснуть вентилятор с приводом от двигателе в 6-цилиндровые модели. Зато в 4-цилиндровых пришлось сделать специальный крепеж радиатора, чтобы оставить его на прежнем месте. Несколько изменился салон, в особенности – панель управления отоплением и вентиляцией. В этом году окончательно ушел в прошлое 4-цилиндровый двигатель М10 с инжектором, выпускавшийся с 77 по 79 годы исключительно для США. Вместо него появилась модификация двигателя М10 1,8 литра с новым инжектором K-Jetronic Lambda и катализатором. В середине 1983 года производство кузова BMW Е21 было прекращено в связи с появлением следующего – второго кузова «трешки», BMW Е30.
При подготовке данной статьи использовались материалы сайта Русские страницы BMW
Технические характеристики двигателей BMW
Двигатель М30 вначале 90-х уже слишком устарел, чтобы ставить его в новые модели и потому компания BMW выпустила ему на замену M60. Для 1992 года технические характеристики двигателей BMW были весьма современными: современная система вентиляции картера, индивидуальные катушки зажигания, гидрокомпенсаторы, четыре клапана на цилиндр.
Технические характеристики двигателя M60
В теории, гильза у такого мотора была вечной. Но под влиянием страховых компаний и рынков бензина США и Англии BMW пришлось массово заменить блоки на алюсиловые (а алюсил, строго говоря, аналогом и не является) вместо никасиловых. Еще один интересный атрибут этого двигателя: мощная двурядная цепь. Ресурс её очень высок. Также двигатель BMW М60 имеет высокую полку максимального момента – 4500 об/мин, из-за чего плохо тянет на низах.
Распределительные валы настроены также на «середину» и М60 является единственным двигателем этой компании, который на холостом ходу (600 об/мин) заметно потряхивает. Хотя иногда это потряхивание вызвано недостаточным уходом, но автовладельцы любят списывать на конструктивный недостаток. Мотор можно эксплуатировать на 95-м бензине, т. к. степень сжатия невысокая – около 10. Проблемы у двигателя могут проявиться только из-за возраста.
- Надежность – 4/5
- Колпачки – 5/5
- Кольца – 4/5.
Характеристики двигателей BMW – M60/M62TU
Этот двигатель BMW является сильно переработанным М60. Клапанный механизм заметно облегчили и добавили литраж. Усовершенствована программа управления. Основными ориентирами при модернизации были топливная экономичность и экологичность. Двигатель имеет управляемый термостат базовой точкой открытия 105 градусов Цельсия и рабочую температуру 108-110 градусов (выше, чем у М60 на 10-15 градусов). При пробеге 150-180 тыс. км могут начаться проблемы с залеганием колец, но на проблеме расхода масла это еще не сильно сказывается. Расход масла увеличивается к 250-300 км пробега.
Версия TU получила VANOS на впускном валу, благодаря чему автомобиль с таким двигателем весьма уверенно чувствует себя на «низах».
Но из одной неприятных особенностей может стать генератор с водяным охлаждением, вследствие того, что его демонтаж затруднен и отсутствует ремонтопригодность. Большинство двигателей М62 уверенно проедут 250-300 тыс. км, после чего им потребуется хороший ремонт.
- Надежность – 4/5
- Колпачки – 4/5
- Кольца – 4/5.
N62
Этот двигатель BMW появился в 2002 году. Заметные отличия от предшественников – сочетание двойного VANOS и Valvetronic. Очень резвые и высокотехнологичные двигатели. Высокий ресурс поршневых колец (150-180 тыс. км у отдельных экземпляров) и номинальное состояние ЦПГ, что весьма необычно для моторов N серии. Но в то же время попадаются экземпляры с длительными простоями в холостом режиме, у них обнаруживается подлегание и износ колец средней степени (кузов E65).
Но в целом прогнозы по состоянию ЦПГ – очень хорошие. Настоящая беда и глобальная проблема это сальники клапанов. При возрасте более 4-5 лет и пробеге более 100 тыс. км расход масла возрастает до 1 л на 1000 км. Хотя N62 можно признать хорошим мотором, в котором сочетаются взрывной характер и высокая эффективность. Рестайловому BMW X5 в E53 кузове досталась версия этого мотора от Alpina, с объемом 4,8 литра – это единственный серийный крупный однообъемник, без подготовки, у которого динамика не вызывает вопросов. Основные проблемы, с которыми могут столкнуться владельцы BMW с N62 – неисправности системы Valvetronic.
- Надежность – 4/5
- Колпачки – 2/5
- Кольца – 4/5.
N63
Непосредственный впрыск и турбина – черты мотора нового поколения. Это сочетание заметно меняет характер двигателя. На данный момент достоверно прогнозировать ресурс тяжело, но часто встречается эрозия стенки цилиндра, жалобы на увеличение расхода масла в новых экземплярах – все это не очень хорошо характеризует данный ДВС. Он производит намного худшее чувство, чем предшественник и это несмотря на высокую энерговооруженность. Слишком вял и задумчив на практике.
Двигатель BMW M60
Двигатели серии BMW M60 — крупногабаритный, объёмный мотор, пришедший на замену серии моторов М30. Высокие технические характеристики и высокая экологическая норма позволила сделать силовой агрегат надёжным и мощным.
Характеристики и особенности моторов
Двигатели BMW M60 получил усовершенствованный лёгкий блок цилиндров c с конфигурацией V8, в котором разметили никасиловые гильзы и кованый коленчатый вал, что позволяет беспрепятственно проводить капитальный ремонт. В 1994 году блок цилиндров был заменён более надёжным — алюсиловым.
Новая головка блока цилиндров с двумя распредвалами. Учитывая прошлый опыт, наконец-то были установлены гидрокомпенсаторы. Диаметр впускных клапанов 35 мм, выпускных 30.5 мм. Характеристики стандартных распредвалов М60: фаза 246/242, подъем 9.7/9.4 мм.
Ко всему вышеперечисленному добавляем двухрядную цепь ГРМ, пластиковый впускной коллектор и индивидуальные катушки зажигания. Система управления двигателем Bosch Motronic 3.3.
Рассмотрим, основные технические характеристики моторов M60:
Двигатель М60 в подкапотном пространстве.
Наименование | Характеристики |
Производитель | BMW Plant Dingolfing |
Марка мотора | М60B30 |
Тип двигателя | Инжектор |
Объём | 3.0 литра (2997 см куб) |
Мощность | 218 л.с. |
Диаметр цилиндра | 84 |
Количество цилиндров | 8 |
Количество клапанов | 24 |
Степень сжатия | 10.5 |
Эконорма | Евро 1 |
Расход топлива | 10.8 литра на каждые 100 км пробега в смешанном режиме |
Масло для мотора | 5W-30 5W-40 10W-40 15W-40 |
Ресурс | 300+ тыс. км |
Применяемость | BMW 530i E34 BMW 730i E32 BMW 730i E38 |
Наименование | Характеристики |
Производитель | BMW Plant Dingolfing |
Марка мотора | М60B40 |
Тип двигателя | Инжектор |
Объём | 4.0 литра (3982 см куб) |
Мощность | 320-333 л.с. |
Диаметр цилиндра | 89 |
Количество цилиндров | 8 |
Количество клапанов | 24 |
Степень сжатия | 10 |
Эконорма | Евро 1 |
Расход топлива | 11.8 литра на каждые 100 км пробега в смешанном режиме |
Масло для мотора | 5W-30 5W-40 10W-40 15W-40 |
Ресурс | 400+ тыс. км |
Применяемость | BMW 540i E34 BMW 740i E32 BMW 740i E38 BMW 840i E31 De Tomaso Guara |
Обслуживание
Техническое обслуживание моторов М60 ничем не отличается от стандартных силовых агрегатов этого класса. ТО моторов проводится с интервалом в 15 000 км. Рекомендованное обслуживание проводить необходимо каждые 10 000 км.
Типичные неисправности
- В принципе, все моторы схожи собой по конструкции и характеристикам. Итак, рассмотрим, какие частые проблемы можно встретить на М60:
- Жор масла. Необходимо провести диагностику маслосъёмных колпачков и колец.
- Тряска на холостых оборотах. Необходимо отрегулировать фазы газораспределения.
Процесс ремонта мотора М60.
Вывод
Двигатель М60 — достаточно надёжные и качественные движки. Все они имеют высокий рейтинг и уважение автолюбителей, экспертов. Обслуживание силового агрегата можно проводить самостоятельно. Что касается ремонта, то рекомендуется обратиться на сервисную станцию технического обслуживания.
Про мотор М60 — кто как решает проблемы… — BMW 7 series, л., года на DRIVE2
Вывод прост: Но как бы там ни было, данные моторы от БМВ двигатель бмв м 60 имеют высокий рейтинг, пользуются уважением экспертов и обычных автомобилистов. Тюнингование двигателей серии BMW M60 Наиболее распространённый способ увеличения мощности М60Б30 — установка впуска от априори более мощного четырёхлитрового агрегата M60B Дроссель и впускной коллектор от B40 смогут довести мощность до лошадиных сил.
Двигатель бмв м 60 М60B40 тоже при желании можно подвергнуть тюнингу. Существует целый спектр спортивных валов для этих двигателей с разными параметрами. После грамотной настройки можно дополнительно выжать примерно 50 лошадиных сил. Если поставить более эффективные валы и сделать портинг так называется искусственное увеличение впускных и выпускных каналов ГБЦ, то получится выжать ещё несколько десятков лошадиных сил.
Но машина в результате такого апгрэйда станет не очень удобной для эксплуатации в условиях города. Есть и альтернативный метод — купить компрессор-кит допустим, ESS на основе Vortech V-3 Si с бензонасосом Bosch и установить всё это на поршневую группу.
Подобные киты могут произвести наддув до 0,5 бар, чего вполне должно хватить двигатель бмв м 60 достижения мощности в лошадиных сил.
Двигатели BMW M60B30, M60B40
Причём цена этих обновлений вряд ли будет сильно отличается от цены атмосферного варианта. Вытеснитель увеличивает скорость потока воздуха во впускном газопроводе и повышает крутящий момент двигателя в среднем диапазоне частоты вращения. Трубы впускного газопровода имеют у 3-литрового двигателя диаметр 37 мм, а у 4-литрового двигателя — 42 мм. Пластиковая система впуска, изготовленная методом литья под давлением, имеет очень двигатель бмв м 60 внутреннюю поверхность и поэтому не требует дополнительной обработки.
Так как двигатель получает топливо только от одного топливного насоса, достаточно одного топливного трубопровода и одного регулятора давления. Все восемь форсунок системы впрыска, регулятор давления и I образная рампа укреплены на впускном газопроводе.
Крепление к головке блока цилиндров осуществляется через прокладку, а пластиковая крышка обеспечивает дополнительную звукоизоляцию. В задней части расположен клапан регулировки давления системы вентиляции картера блока цилиндров. Система впуска мотора М60 Система охлаждения Водяной насос Водяной насос со встроенным термостатом в корпусе, изготовленным методом литья под давлением, привернут винтами к крышке картера цепи и герметизирован плоской прокладкой.
На выходе из двигателя охлаждающая жидкость течет через термостат по малому контуру в смесительную камеру водяного насоса или в радиатор. Смесительная камера находится в главном канале на заборной стороне, водяного насоса. В смесительную камеру впадают следующие магистрали: Крыльчатка водяного насоса изготовлена из металла.
Производительность составляет около 18 куб. Привод осуществляется многоручьевым клиновым ремнем, двигатель бмв м 60 не требует никакого обслуживания. Через систему охлаждения обеспечивается постоянная вентиляция без винта и шлангов. В камере, которая находится в корпусе водяного насоса, скапливаются утечки через торцевое уплотнение и удерживаются в двигатель бмв м 60 до их полного испарения.
В термостате имеется воздушный клапан. Крышка термостата изготовлена из пластика. При монтаже следует обращать внимание на правильное установочное положение термостата в крышке. Это необходимо также и для одновременного правильного позиционирования воздушного клапана. Радиатор В двигателе М60 впервые у автомобилей такого класса используется радиатор с надетыми высокоэффективными трубчатыми элементами овального сечения.
Такая сеть трубчатых элементов отличается особой экологической и чистотой при производстве, где производятся пайка, обезжиривание или покраска.
Двигатель бмв м 60 является важным вкладом в защиту окружающей среды, так как не используются такие вредные вещества, как флюсы двигатель бмв м 60 растворители. Радиатор с горизонтальным потоком охлаждающей жидкости изготовлен из коррозионностойкого алюминия и поддается полной утилизации. При комплектации автомобиля таким элементом дополнительного оборудования, как кондиционер, радиатор на моделях для США и тропических стран изготавливается из паяных плоских трубок.
Автомобили 8 серии с повышенной энергоемкостью например, в результате использования телефона или автономной системы отопления комплектуются генератором на Двигатель бмв м 60 с водяным охлаждением. Ременный привод На коленчатом валу находится шкив с двумя уровнями привода. Первый уровень служит для привода компрессора кондиционера. Второй уровень служит также для привода генератора и водяного насоса с вентилятором 7-ручьевый.
Натяжители для обоих уровней привода амортизированы подпружиненными механическими элементами. Шкивы водяного насоса и гидравлического насоса изготовлены из дуропласта.
Между внутренней и внешней трубами находится воздушный зазор шириной 3,5 мм, так как воздух оказался наилучшим изолятором.
Внутренняя труба является тонкостенной толщина стенки 1 мм. Она забирает у двигатель бмв м 60 газов лишь небольшую часть тепла. Малая теплоемкость и хорошая изоляция предотвращают сильное охлаждение отработавших газов. В результате газонейтрализатор быстрее выходит на рабочий режим и почти сразу после пуска двигателя готов эффективно очищать отработавшие газы. Наряду с функциональными преимуществами этого исполнения удается сэкономить около 4 килограммов массы.
Монтаж При монтажных работах на двигателе М60 следует обращать особое внимание на описанные ниже рабочие этапы. Эти работы следует выполнять соответствующими специальными инструментами и с двигатель бмв м 60 требований инструкций по ремонту.
Технические характеристики и моменты затяжки приведены в актуальных изданиях двигатель бмв м 60 литературы. Монтаж кривошипно-шатунного механизма и масляного насоса с блока цилиндров снимаются крышки подшипников и вставляются вкладыши; на блоке цилиндров вместо цветовой маркировки на корпусе нанесены насечки. По ним можно узнать, какие вкладыши использованы в двигателе; 1 насечка: Крепление крышек подшипников на V-образном 8-цилиндровом двигателе Измерение осевого люфта коленчатого вала Упорный подшипник коленчатого вала ограничивает осевой люфт не буртиком, как у других двигателей.
Двигатель BMW M60 — характеристики — фото
У двигателя М60 люфт коленчатого вала измеряется и устанавливается на предписанное значение с помощью четырех полушайб, которые предлагаются различной толщины. Монтаж полушайб двигатель бмв м 60 М60 Монтаж поршней с шатунами Двигатель бмв м 60 шейка коленчатого вала соответствующего цилиндра должна стоять посередине отверстия цилиндра в нижней мертвой точке.
При установке поршней с шатунами следует соблюдать направление, показанное стрелкой. Оба гибких направляющих штифта используются в качестве специального инструмента.
Крышки подшипников шатунов аккуратно надеваются на местах разлома. Оба болта крепления крышек затягиваются моментом 5 Нм. Затем оба болта можно затянуть нормативным моментом. Монтажное положение коленчатого вала Натяжение цепи масляного насоса можно корректировать с помощью регулируемого по высоте винта с внутренним шестигранником.
Корректировка натяжения цепи привода масляного насоса Монтаж маслоотделителя и планок успокоителей Расположенный внутри маслоотделитель служит в качестве конденсатора паров масла. Такое расположение позволяет сэкономить на шлангах и предотвратить утечки масла.
Фактически, в 8-й и 4-й цилиндры вводится рециркуляция отработавших газов, что снижает эффективность их работы. Теперь посмотрим на порядок работы двигателя М Это приводит к тому, что провал снижение двигатель бмв м 60 вращения становится более ощутимым, как бы «тяжелым». Первый и второй полублоки имеют независимую обратную связь по лямбда-регулированию.
Это двигатель бмв м 60, что не происходит усреднения: Поподробнее остановимся на третьем пункте. Как уже отмечалось, в 8-й цилиндр поступает больше всего картерных газов.
Эти картерные газы не содержат кислород и замещают собой часть свежего воздуха и в 8-й цилиндр, в результате, поступает меньше кислорода. Во все цилиндры одного полублока подаётся одинаковое количество топлива, двигатель бмв м 60, в результате, в 8-м цилиндре смесь оказывается обогащенная. Лямбда зонд второго полублока усредняет результат работы 5, 6, 7, 8 цилиндров, и, если в 8-м цилиндре смесь обогащенная, то в 5, 6, 7 цилиндрах несколько обеднённая.
Возможно, это причина, почему второй полублок у М60 на холостом ходу имеет всреднем более низкую эффективность, чем первый. Ещё одной причиной, вызывающей неодинаковую работу полублоков, является наличие у М60 четырёх распредвалов, взаиморасположение которых между собой и относительно коленвала не всегда является оптимальным.
При увеличении угла перекрытия клапанов двигатель бмв м 60 работы двигателя на холостом ходу снижается. Это объясняется повышением обратного заброса отработавших газов в цилиндр в момент перекрытия клапанов. Это происходит из-за того, что при работе на холостом ходу давление во впускном коллекторе около 0.
В момент перекрытия, когда оба клапана приоткрыты, отработавшие газы перетекают из выпускного двигатель бмв м 60 обратно в цилиндр. Нужно отметить нелинейную зависимость изменения эффективности работы двигателя от ширины перекрытия фаз.
При малом перекрытии двигатель ровно работает на холостом ходу, но под нагрузкой наполнение цилиндров свежим зарядом отличается от максимального. Нужно найти золотую середину, когда двигатель работает приемлемо и двигатель бмв м 60 холостом ходу, и под нагрузкой.
На первой представленной картинке распредвалы стоят строго по меткам. При этом можно отметить явно не одинаковую эффективность работы двух полублоков. Первый полублок работает явно более эффективно. Теперь посмотрим на линию цикловой подачи топлива.
В первый полублок топлива подаётся явно. Не будем забывать, что двигатель работает по лямбда-регулированию, следовательно, меньшая подача топлива во второй полублок вызвана подачей меньшего количества воздуха. Давление перед впускными клапанами первого и второго полублока одинаково общий впускной коллектор.
Эти двигатели устанавливались до 95года включительно. В 96году, м60в40 был заменен на M62B44,а м60в30 на M62B