ZD30DDTi; трехлитровый дизельный двигатель Nissan
ZD30DDTi — трехлитровый дизельный двигатель Nissan
Дизельный двигатель Ниссан ZD30DDTi компания начала делать в 1999-м году, специально для коммерческой техники. Но у нас с этим ДВС познакомились вместе с внедорожниками Terrano и Patrol. Модификация данного ДВС в Common Rail имеет индекс ZD30CDR.
ZD30
- Характеристики двигателя мотора ZD30DDTi
- Расход топлива
- Историческая справка
- Обслуживание ZD30DDTi
- Недостатки и слабые места ZD30
- Отзывы
- Тюнинг
- На какие автомобили устанавливался ZD30
- Заключение
- Видео
Характеристики двигателя мотора ZD30DDTi
Двигатель ZD30DDTi от Ниссан имеет следующие технические характеристики:
- точный объем составляет 2953см. куб
- мощность (л.с.) – от 120 до 170 л.с.
- крутящий момент (Н/м) – 260 – 380Нм
- степень сжатия – 18
- объем масла в двигателе – 6,4 литра
- предпочтительный тип смазки ДВС – 5W-40
- экологический класс – ЕВРО ¾
- используемое топливо – дизельное
- питание – система впрыска NEO-Di
- блок цилиндров из – чугунного сплава
- количество цилиндров – 4 шт
- клапанов на цилиндр – 4
- ход поршня – 102 миллиметра
- диаметр цилиндра – 96 миллиметров
- привод ГРМ ZD30 – цепной
примерный ресурс – 250 тысяч км пробега.
Расход топлива
Потребление дизеля у Ниссан Патрол ZD30 пятого поколения с 5МКПП и полным приводом, л/100 км:
- город – 14.3,
- трасса – 8.8,
- смешанный – 10,8,
Nissan Patrol Y61 (пятого поколения)
Двигатель ZD30DDTi у Ниссан Патрол пятого поколения с 4АКПП и полным приводом показывает такой расход топлива, л/100 км:
- в городе — 13.9,
- за городом – 9.1,
- в смешанном цикле —10,8.
Историческая справка
Дизельный мотор ZD30DDTi и его модификация ZD30DD достаточно известны, Ниссан начала разрабатывать их в конце 90-х, а с конвейера они начали сходить в 99-м, 2000-м годах. Первые образцы были подвергнуты жестокой критике из-за многочисленных недоработок. Но постепенно все замечания были учтены и исправлены. После 2002 года доработанные моторы ZD30 стали функциональными и качественными.
Алюминиевый блок цилиндров ZD30DDTi
Это 3-литровые ДВС на дизельном топливе, выдающие по 121-170 л.с. До 2012 года Ниссан ставила их на свои внедорожники, минивэны, кроссоверы. Позже их сняли с производства, т.к. они технически и морально устарели. Блок цилиндров ZD30 у этих моторов алюминиевый, с 4 цилиндрами, головка с 2 валами, газораспределительная система «DOHC».
Модификация ZD30DD
В моторе ZD30DDTi стоит турбина с интеркулером, ZD30DD – обычный атмосферный двигатель. Других заметных качественных отличий у двух модификаций не замечено. Моторы до 2002 года выпуска считаются менее надежными, чем выпущенные позже.
Обслуживание ZD30DDTi
Перечислим заправочные объёмы двигателей ZD30DDTi:
- антифриз (ke902-99945 L248) – 14,3 л
Антифриз Nissan арт. ke902-99945 L248
Масло ZD30DDTi Nissan 5W-40 арт. ke900-90042
Двигатель ZD30 требует регулярно 100% замены:
- масла, масляного фильтра – раз в год, или через 15 000 км пробега,
Масляный фильтр
Воздушный фильтр
топливного фильтра – каждые 2 года или 30 000 км пробега.
Топливный фильтр
Недостатки и слабые места ZD30
Первые двигатели данной серии имели многочисленные слабые места.
- Массовой была проблема прогорания поршней, из-за чего мотор Ниссан ZD30 быстро выходил из строя.
- ТНВД, форсунки в топливной системе доставляют владельцам Ниссан сложности.
ТНВД ZD30DDTi
Перегрев для этих ДВС смертельно опасен, чреват трещинами ГБЦ и пробиванием прокладки.
ДМРВ
Минусы можно продолжать перечислять дальше, но уже озвученных проблем предостаточно.
Отзывы
Уважаемые Читатели на нашем сайте пока нет отзывов о двигателе ZD30. Если Вы хотите поделиться своим опытом, мнением, то оставляйте их в виде комментариев в любой форме.
Тюнинг
Даже после всех исправлений и доработок ZD30DDTi не стал настолько надежным, чтобы его можно было безнаказанно тюнинговать. Любые модернизации неизбежно влекут за собой уменьшение ресурса двигателя. Автомеханики с опытом не советуют заниматься чип-тюнингом ZD30.
На какие автомобили устанавливался ZD30
Перечислим в хронологическом порядке, на какие автомобили Ниссан ставили двигатели ZD30DDTi:
Элгранд E50; Террано II R20 (слева направо)
- 1999—2002 гг – Элгранд E50.
- 1999—2006 гг – Террано II R20.
- 1999—2013 гг – Патрол Y61.
- 2001—2012 гг – Караван E25.
Патрол Y61; Караван E25 (слева направо)
Заключение
В отличие от признанных бензиновых двигателей от Ниссан, дизельный двигатель ZD30DDTi до сих пор вызывает неоднозначные суждения и отзывы. Легендарная надежность японских силовых агрегатов в данной серии подкачала.
Заявленный производителем ресурс не всегда на практике вырабатывается, а частые поломки требуют дорого ремонта. Однако, при щадящей эксплуатации в условиях умеренного и теплого климата автомобили с такими ДВС ведут себя достойно и особых нареканий не вызывают. Точно можно сказать, что ZD30 – не для российских суровых морозов.
Технические характеристики Nissan Cabstar (Ниссан Кабстар)
Промо 05.06.2019 2
Малотоннажные грузовики Nissan Cabstar широко известны на внутреннем российском рынке как новых, так и бывших в эксплуатации машин. Хорошо узнаваемая кубическая кабина и ее характерный дизайн стали визитной карточкой японских малотоннажников Ниссан Кабстар. Компактные размеры, маневренность и универсальность шасси позволяют говорить о данной серии, как о классических городских грузовиках малой грузоподъемности.
Широкая доступность по номенклатуре и ценам оригинальных запчастей Nissan Cabstar – немаловажное преимущество модельного ряда этих малотоннажных грузовых автомобилей, которое сделало их достаточно популярными в России.
Сфера применения и особенности эксплуатации
Малотоннажник Nissan Cabstar выпускается в самых разнообразных модификациях в зависимости от своего функционального назначения и специализации. Шасси автомобиля позволяет устанавливать большинство видов грузовых платформ:
- промтоварный или изотермический фургон;
- открытый бортовой кузов;
- самосвал;
- эвакуатор.
Также выпускаются специальные модели, оснащенные рычажно-телескопическим краном с гидроподъемником. Такие подъемники способны поднимать на 24 метра груз массой до 250 кг. Цена такой спецтехники – около 2’500’000 рублей.
Промтоварный
Объем закрытых фургонов, в том числе и термо-фургоны, в стандартной базовой модификации грузовиков Ниссан Кабстар – до 20 м3. Этого достаточно для решения большинства повседневных транспортных задач, связанных с развозом по торговым точкам продуктов питания, требующих особых условий хранения, а также товаров промышленной группы, стройматериалов, оборудования, мебели и т.п.
Стоимость грузовика Nissan Cabstar промтоварной модификации – около 1’400’000 рублей. Бывшие в эксплуатации машины в отличном состоянии можно купить за 800 тысяч, а выпущенные до 2000 года модели – и вовсе за 350’000 руб. Автомобили с изотермическим фургоном стоят на 100-150’000 руб. дороже.
Открытый кузов
Бортовые грузовики Ниссан Кабстар грузоподъемностью порядка одной тонны оснащаются манипулятором легкого класса крюкового типа, что значительно облегчает погрузочно-разгрузочные работы. Такое оснащение монтируется на машинах с удлиненной колесной базой.
Стоимость бортового грузового автомобиля Nissan Cabstar с манипулятором составляет около 2’200’000 рублей.
Самосвал
Малотоннажные грузовики Ниссан Кабстар с самосвалом широко используются для перевозки всевозможных сыпучих стройматериалов, а также сельскохозяйственной продукции, не требующей особых условий хранения и транспортировки.
Шасси Nissan Cabstar позволяет устанавливать на него самосвальную платформу из прочного и надежного металлопроката, которая предусматривает возможность трехсторонней разгрузки. При этом грузоподъемность такого автомобиля достигает трех тонн. Новый самосвал Ниссан Кабстар можно купить за полтора миллиона рублей.
Эвакуатор
Городские малотоннажные грузовики нередко оборудуются платформой для эвакуации легковых автомобилей с оснащением соответствующим силовым агрегатом, будь то кран или лебедка. Малотоннажник Nissan Cabstar не стал исключением. Новый эвакуатор Ниссан Кабстар предлагают на российском рынке за 1’800’000 руб., а бывший в эксплуатации – примерно в два раза дешевле.
Двигатель и основные технические характеристики
Начиная с 2000-х, грузовики Nissan Cabstar оснащаются достаточно мощными, но сравнительно экономными дизельными двигателями мощностью 110 и 130 л.с. Большинство машин, реализуемых в России через фирменную дилерскую сеть, имеют трехлитровый рядный четырехцилиндровый мотор ZD30 производства того же Ниссана.
Легкий малотоннажный грузовик Кабстар способен развивать скорость до 127 км/ч при расходе дизтоплива в смешанном режиме эксплуатации – до 12,5 литров на 100 км пробега. Судя по отзывам водителей, работавших на Nissan Cabstar, потребление его двигателем топлива в столичных пробках не достигает и 13 литров.
Основные технические характеристики грузовых автомобилей Nissan Cabstar:
Высокая надежность силового агрегата и остальных узлов в сочетании с доступностью оригинальных запчастей Nissan Cabstar делает эти грузовики неприхотливыми в плановом техобслуживании как на профессиональных станциях автосервиса, так и в собственном гараже при частном использовании.
Кубическая кабина – комфорт, безопасность и широкий обзор
Маневренность машин Nissan Cabstar обеспечивается не только компактными размерами и техническими характеристиками привода, но и благодаря фирменной кабине с ее огромными стеклами. Внушительных размеров лобовое остекление открывает максимально широкий горизонт обзора. Боковые стекла спереди в нижней части уходят вниз, открывая тем самым обзорность сбоку, что важно в условиях малых разворотных площадок и загруженных городских улиц.
Внутри кабины Nissan Cabstar достаточно просторно и комфортно. Сиденья оснащены индивидуальным подогревом и регулируются во всех направлениях, салон облицован качественным пластиком с отличной звукоизоляцией, двери оборудованы стеклоподъемниками, а зеркала оснащены подогревом.
Благодаря кубической форме салон отличается эргономичностью и комфортабельностью не только для водителя, но и для двух пассажиров. Руль можно настроить как по высоте, так и по вылету. Рычаг переключения скоростей в кабине Nissan Cabstar расположен удобно для водителя и одновременно нисколько не мешает пассажиру, сидящему посредине.
В подобных малотоннажных грузовиках зачастую среднее пассажирское сиденье представляется собой чисто условное место, позволяющее безопасно, но неудобно разместиться человеку во время недолгой поездки. Однако в Nissan Cabstar даже сиденье посредине отличается удобством и достаточным пространством для ног, представляя собой полноценное место для комфортного размещения пассажира во время длительных поездок.
В салоне Ниссан Кабстар предусмотрено большое количество всевозможных полок, ниш, боксов и отсеков для хранения документов, инструмента и личных вещей. Все органы управления машиной находятся непосредственно под рукой у водителя. Приборная панель в Nissan Cabstar сконструирована таким образом, что даже при ярком солнце все индикаторы будут четко считываться.
Дополнительно безопасность обеспечивается передним бампером, в который встроены оригинальный противоударный механизм на основе жесткой балки. Система эффективно поглощает ударную энергию во время столкновения. Аналогичная защита предусмотрена в Nissan Cabstar и в дверях. Благодаря этому водитель, равно как и его пассажиры, дополнительно защищены при ДТП.
Комплектация грузовиков Nissan Cabstar Comfort предполагает возможность установки сдвоенной кабины на машинах с длинной колесной базой (3400 мм). В таком салоне с комфортом могут разместиться шесть человек, включая водителя. Подобная модификация Ниссан Кабстар – это оптимальный вариант для ремонтно-монтажных бригад, работа которых связана с выездом на объект рабочей группы и транспортировкой необходимого оборудования, инструмента, стройматериалов и т.п.
Среди других отличий Ниссан Кабстар Комфорт от базовой комплектации:
- наличие в задней части салона кабины сдвоенного типа обогревательного вентилятора;
- большой охлаждаемый отсек для хранения личных продуктов питания и напитков;
- подогрев/охлаждение подстаканника;
- подогрев перчаточного отделения;
- аудиосистема;
- дистанционное включение привода боковых зеркал;
- блок-фары оснащены галогеновыми фарами, а на боковых зеркалах установлены повторители поворотов.
Система безопасности предполагает использование трехточечных ремней. Nissan Cabstar также оснащается подушками безопасности для водителя и пассажиров передних сидений. Грузовики в комплектации Comfort доступны в дилерских салонах по цене – около 1’400’000 рублей.
Материалы рубрики «Промо» публикуются на правах рекламы.
Двигатель Nissan ZD30
ZD30DDTi и ZD30DD – достаточно известные дизели производства Nissan. Их проектировкой концерн занялся во второй половине 90-х годов, но в активное производство пустил лишь в 1999-м и 2000-м годах. Поначалу данные агрегаты имели массу недоработок, поэтому были серьезно раскритикованы автомобильной общественностью.
С течением времени Nissan исправил имеющееся положение дел, улучшив и существенно доработав ZD30DDTi и ZD30DD. Выпущенные после 2002-ого года моторы с такими названиями не являются чем-то страшным и неприятным для автолюбителей. Переработанные ZD30-ые – качественные и функциональные дизели.
Устанавливались они в минивэны, внедорожники и кроссоверы Nissan вплоть до 2012-ого года. После этого производство рассматриваемых ДВС было прекращено по причине их моральной и технической устарелости.
Технические характеристики
Точный объем | 2953 см³ |
Система питания | прямой впрыск NEO-Di |
Мощность | 120 — 170 л.с. |
Крутящий момент | 260 — 380 Нм |
Блок цилиндров | чугунный R4 |
Головка блока | алюминиевая 16v |
Диаметр цилиндра | 96 мм |
Ход поршня | 102 мм |
Степень сжатия | 18 |
Особенности | intercooler |
Гидрокомпенсаторы | нет |
Привод ГРМ | цепной |
Фазорегулятор | нет |
Турбонаддув | да |
Какое масло лить | 6.4 литра 5W-40 |
Тип топлива | дизель |
Экологический класс | ЕВРО 3/4 |
Примерный ресурс | 250 000 км |
Концепт ZD30-х ничем не отличается от их аналогов 00-х годов нынешнего столетия. Построены дизели на базе алюминиевого блока и аналогичной ему головки с двумя валами, газораспределением системы «DOHC» и четырьмя цилиндрами.
3.0-литровый дизельный двигатель Ниссан ZD30DDTi или просто ZD30 выпускается с 1999 года и ставится на коммерческую технику, а у нас известен по внедорожникам Патрол или Террано. Данный силовой агрегат существует в Common Rail модификации со своим индексом ZD30CDR.
Блок цилиндров отлит из чугуна и состоит из двух частей:
- блок цилиндров;
- картера крышек коренных подшипников (нижней части блока цилиндров).
Картер крышек коренных подшипников повышает жесткость двигателя, что способствует снижению уровня шума. Для снижения вибраций двигателя применяются два балансирных вала. Эти валы расположены в нижней части блока цилиндров и вращаются с частотой, вдвое превышающей частоту вращения коленчатого вала. Балансирные валы приводятся с помощью промежуточных шестерен механизма привода газораспределения и вращаются в противоположные стороны по отношении друг к другу.
Как выбирать ZD30
Как выбирать ZD30
moder » 08 мар 2015, 00:04
Этот легендарный двигатель (он же «задохлик», «ZиDель», «зедеха») к 100-150ткм пробега зачастую едет как молодой, но при этом может иметь уже целый букет хронических заболеваний, некоторые из которых являются фатальными и приводят к его неминуемой, внезапной и трагической кончине. Критический пробег этого двигателя — 250-300ткм, по достижении которого сыпаться на нем начинает если не всё, то очень многое, в том случае если хозяин не следил за ним, не обслуживал как следует, перегревал и не менял превентивно детали и узлы, ресурс которых подошел к концу.
Живой и, в некотором роде, эталонный пример запаса ресурса этого двигателя — Патруль одного из местных форумчан, который он приобрел в салоне новым. Всё это время он счастливо на нем ездил и ничего с мотором не делал. К 280ткм пробило прокладку ГБЦ. Поршневая, тем не менее, при разборке оказалась в идеальном состоянии. Далее последовала внезапная кончина ТНВД, который был отремонтирован малой кровью. А когда пробег перевалил за 300 также внезапно накрылась турбина без каких-либо намеков.
Таким образом, чтобы не лохануться и правильно выбрать ЗДеху нужно знать, с какой стороны к нему подходить. Рассмотрим подробно узлы и системы которые можно и нужно проверить перед покупкой, а начнем с тех, проверка которых не требует загона Патруля в сервис. Для успешной проверки достаточно вооружится знаниями, уверенностью и небольшим ярким фонариком.
Год выпуска
ZD30 ведет свою историю с 1999г, однако из-за конструктивных недостатков первых выпусков неоднократно подвергался доработкам. Так, из-за брака и недоработок, приводящих к прогарам и разрушению поршневой и повлекших за собой массовую отзывную компанию, в 2000г. был увеличен объем масла с 5,5 до 8,2л, а в 2004 изменениям подверглась конструкция поршневой группы, и это не считая менее значимых доработок, поэтому при выборе Патруля с ZD30 год выпуска имеет важное значение. Чтобы получить более менее допиленный двигатель лучше сосредоточить внимание на машинах 2004г. или моложе, однако свежий год не дает гарантии, что ZD30 будет надежным и проходит долго, т.к. довести до ума этот двигатель япошатам удалось только в 2007 в common rail версии ZD30, который в Россию не поставлялся. Чтобы ZD30 ходил долго его придется качественно обслуживать, а также конкретно доработать и переколхозить самостоятельно.
Пробег
Как уже говорилось выше, критический пробег этого двигателя 250ткм, и именно машинами с таким пробегом пестрят объявления о продаже. Хорошим вариантом будет машина с пробегом до 100 или чуть за 100ткм. Можно брать ЗДеху и до 200ткм, но очень внимательно. Машины с пробегом под 200 и более можно брать только в том случае если достоверно известно, что двигатель качественно обслуживался или был откапитален не так давно, причем немаловажно то, где и кем капиталился двигатель, т.к. качественно его откапиталить могут далеко не все, и не мало случаев, когда после капиталки ЗДха проходила совсем недолго. Необходимо также учитывать и тот факт, что пробег на Патруле поддается нещадному скручиванию в любых пределах, поэтому оценить его лучше не по одометру, а по другим косвенным признакам.
Выхлоп
Если дело происходит летом в теплую погоду, то выхлоп будет бесцветный. Зимой или в холода он поначалу может немного дымить, но с прогревом это проходит. При старте может сделать несколько черных пыхов. Если выхлоп постоянно белый, сизый или черный, то это может говорить о проблемах с двигателем. Выхлоп не должен вонять маслом и антифризом. Из выхлопной трубы после старта может какое-то время капать прозрачная жидкость, как правило это просто конденсат, а вот если капает черная, то дело плохо. Конденсат от антифриза можно отличить на вкус, антифриз будет сладкий, главное его не пить и не забыть сплюнуть .
Волшебные пузырьки
Система охлаждения является индикатором серьёзных проблем с целостностью ГБЦ.
На прогретом работающем двигателе нужно открутить маленькую желтую пробку с нижнего расширительного бачка, подсветить его снаружи сбоку фонариком и наблюдать через горловину за выходным отверстием штуцера, к которому подключен шланг от верхнего бачка. В процессе попросить продавца погазовать. Если из отверстия пошли пузыри, то это повод задуматься. Также не помешает обратить внимание на состояние антифриза, цвет его может быть разным, а вот явных примесей и взвесей, резко отличающихся по цвету быть не должно.
Пузырить может из-за трещины в голове, пробоя прокладки ГБЦ, неисправности(негерметичности) системы охлаждения и даже из-за банальной воздушной пробки.
При трещине ГБЦ пузырит как правило очень сильно, патрубки радиатора будет не продавить рукой, а вот пузырение при незначительном пробое прокладки отличить от воздушной пробки сразу не всегда получается. Пузыри будут выходить медленно или даже редко с большим интервалом. Чтобы определить проблему нужно совать в бачок газоанализатор(в хороших сервисах есть), чтобы определить природу газов.
Масло
При совсем плохой трещине в голове антифриз может попадать в систему смазки и наоборот. На ZD30 такое редкость, но проверить не помешает. Откручиваем пробку заливной горловины клапанной крышки, переворачиваем и смотрим на её дно. На нем может быть только тонкая масляная пленка. Если там обнаружились отложения серо-буро-зелено-говняного цвета, то это очень плохой знак. Далее достаем масляный щуп и смотрим консистенцию и цвет масла, нет ли пены, эмульсии.
Топливная магистраль обратки проходит под клапанной крышкой и в случае её негерметичности топливо может попадать в систему смазки, поэтому пробуем масло на запах, нет ли ярко выраженного запаха солярки.
Картерные газы
Заводим мотор с ослабленной пробкой клапанной крышки, аккуратно отворачиваем её(лучше перекрыть горловину сверху тряпкой, чтобы не летели брызги масла) и наблюдаем за картерными газами. На любом ZD30, даже на самом новом из горловины клапанной крышки прет воздух под ощутимым(рукой) напором и брызгает маслом от вращающихся механизмов. Это нормальная ситуация даже для нового мотора, поэтому не нужно делать поспешные выводы о состоянии ЦПГ. Брызги масла обусловлены ГРМ, приводимым цепью, которая находится как раз на против маслозаливной горловины. На исправном моторе выход картерных газов прозрачен, его напор не велик, зачастую он может только слегка подбрасывать лежащую на горловине крышку. Совсем другое дело когда оттуда прет дым или пар под приличным давлением. Напор из-под клапанной крышки может также усиливаться если по каким-то причинам забит сапун вентиляции картера. Достоверно определить состояние ЦПГ можно только в сервисе, путем измерения компрессии или утечек с помощью спец оборудования.
На исправном ZD30 из горловины всегда пыхает с небольшим напором
Интеркулер
Интеркулер — болячка всех Патрулей с ЗД30. Он неудачно закреплен, не выдерживает постоянной вибрации и покрывается трещинами, из которых долгое время может сочится масло. Испарения масла в том или ином количестве всегда присутствует в воздушном потоке, т.к. имеется турбина и во впуск заведен сапун отвода картерных газов.
Для проверки кулера нужно попросить продавца снять пластиковую декоративную крышку с двигателя, если она у него до сих пор не снята, а некоторые даже специально её ставят, чтобы скрыть, так сказать.
Осматриваем кулер со всех сторон, светим под него фонариком и ищем масляные потеки. Задача усложняется если двигатель хорошо помыт, но как правило, каждый день его не моют, а масляные потеки и запотевания при дырявом кулере появляются довольно быстро. Цена нового кулера не маленькая, поэтому это повод хорошо торгануться.
Подробнее здесь.
Номер двигателя
Пластиковую крышку лучше снять в любом случае, т.к. это позволит нормально рассмотреть номер двигателя, который выбит на ГБЦ.
Выбиванием номера на ГБЦ инженигры подложили большую свинью как владельцам Патруля с ZD30, так и его потенциальным покупателям. Владельцам — потому что при замене ГБЦ(которая на этом двигателе по сути является расходником) придется оформлять документы как при замене двигателя целиком, для чего придется позаботится о документальном подтверждении легального происхождения новой ГБЦ и сохранить старую ГБЦ, а покупателям — потому что отметка в ПТС о замене двигателя может означать на самом деле лишь замену одной только ГБЦ, а не двигателя целиком.
Несмотря на то, что номера двигателей какбэ «отменили», забивать на их соответствие всё же не стоит, так как «политика проведения сверки на местах» может сильно отличатся, и в случае если номер двигателя в ПТС присутствует, но не соответствует фактическому, могут возникнуть проблемы.
В случае возникновения таких проблем нужно проверить наличие дублирующего номера на отливе блока цилиндров. У этого номера нет приставки » ZD «, но для регистрационных действий он должен сгодится.
Вискомуфта
На холодном остановленном двигателе вискомуфта должна прокручиваться от руки с некоторым небольшим усилием. Если она крутится слишком свободно даже на горячем моторе или заклинена совсем, то менять её придется в сборе с помпой, а это порядка не дешего. Оба варианта неисправности очень неприятны, т.к. в случае заклинившей вискомуфты пластиковую крыльчатку может разорвать на больших оборотах и её лопасти обязательно повредят радиатор, а при постоянном свободном вращении не будет эффективного охлаждения и ЗДеху можно запросто вскипятить.
Также нужно обязательно проверить и радиальный люфт вискомуфты (пример на Террано):
Турботаймер
Очень важно, чтобы Патруль был оснащен турботаймером, неважно, инсталлирован он отдельно или используется в составе сигналки, главное, чтобы он просто был и использовался. Лучше, когда он задействован с первых километров пробега.
При отсутствии турботаймера ресурс турбины значительно сокращается, т.к. при глушении мотора после длительного пробега или больших оборотов она просто не успевает остыть и перегревается, а масло, которым она смазывается подгорает и превращается в гуталин. Чтобы этого не происходило, перед глушением нужно дать двигателю поработать на холостых минуту-другую.
Турбина
Проверяем турбину на звук. Нужно прислушаться к её работе и попросить хозяина погазовать, а после и прокатится в разных режимах с приоткрытым окном. Если Патруль оснащен шноркелем, то через него очень хорошо слышно работу турбины.
На холостых турбину не слышно, при перегазовке может издавать не сильный гул, который при больших оборотах может переходить в едва слышимый присвист. Похожий звук издают турбины на дизелях больших тягачей. Если турбина гудит/свистит постоянно или громко в моменты набора/сброса оборотов, то это может говорить о сильном износе или проблеме в системе смазки.
Если турбину не слышно и Патруль «не тянет», то это может говорить о проблемах с управлением турбиной.
ТНВД
Один из характерных симптомов умирающего ТНВД — плохая заводка на горячую.
Считываем ошибки
Если при включении зажигания на приборной панели мигают лампы «AIR BAG» или «O/D OFF», а после запуска двигателя продолжают гореть лампы «CHECK ENGINE» или «ABS», то не помешает считать ошибки соответствующих систем для полноты картины. Если нет возможности подключить сканер для диагностики, но продавец не против манипуляций с авто, то ошибки можно считать без сканера с помощью встроенных систем самодиагностики.
Если каким-то чудом удалось уломать продавца на «любые проверки в любом сервисе», то едем в проверенный сервис(желательно с опытом по ZD30), где пробуем осуществить следующие проверки:
Турбина и впуск
Продолжаем с турбиной. Если Патруль не был оснащен турботаймером или в него заливали неправильное масло или регулярно переливали/недоливали, то турбина быстро станет уставшей и начнет активно кидать масло во впуск. Всё это в конце концов приведет к её преждевременной кончине, что в свою очередь чревато разносом, так как может возникнуть неконтролируемое поступление масла во впуск, которое ЗД30 охотно съест, не подавится и переварит.
Для проверки с турбины скидывается верхний резиновый патрубок, идущий на интеркулер, и её нутро подсвечивается ярким фонарем. Там должно быть чисто и сухо, никаких отложений, масла и грязи.
В самих же патрубках впускного трубопровода масло может быть в незначительных количествах. Оно попадает туда вместе с картерными газами, т.к. штатный маслоуловитель не достаточно эффективен. Турбина в исправном состоянии также может кидать немного масла на низких оборотах, поэтому масляная пленка на патрубках не является серьёзной проблемой, главное, чтобы при снятии интеркулера масло из него не лилось ручьем.
Для проверки люфтов нужно будет снять воздушные патрубки и открутить входной патрубок турбины, чтобы получить доступ к крыльчатке. Крыльчатка может иметь небольшой радиальный люфт, а вот осевого быть не должно. Подробнее здесь.
Новая оригинальная турба стоит очень дорого.
Свечи и компрессия
Выкручиваем свечи, проверяем и осматриваем их, после чего замеряем компрессию с помощью переходника.
На свечи нужно обратить особое внимание, т.к. если их наконечники окажутся обломанными или будут иметь значительные сколы, то это будет означать, что супертвердая токопроводящая керамика, из которой они сделаны упала в горшок и неизвестно каких дел она там наделала.
Косвенно, по состоянию наконечников свечей можно сделать вывод о состоянии форсунок и другого оборудования.
Натяжитель ремня
Натяжитель ремня является болячкой всех ZD30 без исключения, поэтому нужно скинуть ремень и проверить состояние этого узла. Неисправный натяжитель может издавать свист и визг, похожий на проскальзывание ремня. Его стоимость несколько неадекватна качеству, поэтому в случае неисправности нужно обязательно торговаться.
Диагностика
Не помешает подключить сканер и провести диагностику. Нужно помнить, что на Патруле не стандартный ODB-2, а ниссановский, причем на рестайле распиновка разъема отличается от дорестайла и для подключения сканера нужен спец переход.
Что нужно обязательно сделать сразу после покупки:
- заменить масло и масляный фильтр
- заменить воздушный фильтр
- заменить топливный фильтр (все фильтра должны быть только оригинальными!)
- хорошенько промыть радиатор с выниманием его из моторного отсека
- сменить антифриз, правильно заполнить систему охлаждения и выгнать воздушные пробки, после чего какое-то время следить за уровнями и движением ОЖ в расширительных бачках, чтобы убедится в отсутствии проблем
- заменить ремень, проверить натяжитель, вискомуфту и другое навесное оборудование
- заменить свечи накаливания и сделать сопутствующие процедуры по обслуживанию ZD30
- если пробег перевалил за 150ткм, то не помешает проверить работу форсунок на специальном стенде и при необходимости заменить их. Подробнее здесь.
Всё нужно делать либо самому(при наличии прямых рук, инструмента и гаража), либо в сервисе, где ЗДеху хорошо знают, т.к. этот мотор детских косяков не прощает.