Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электросхема — Система стеклоочистителей и омывателей

Электросхема — Система стеклоочистителей и омывателей

Без датчика дождя

С датчиком дождя

Задний стеклоочиститель и омыватель


Описание работы цепей

ПЕРЕДНИЕ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛИ И ОМЫВАТЕЛИ

Питание системы стеклоочистителей и стеклоомывателей осуществляется от цепи IG2. В этом разделе описывается работа системы стеклоочистителей и стеклоомывателей

• Положения LO (низк .) и HI (выc .)

При установке переключателя стеклоочистителя в положение LO HI, или положение OFF (выкл .) во время работы стеклоочистителей питание электродвигателя осуществляется от цепи IG2 по следующему пути:

1. Переключатель стеклоочистителя LO (низк .)
Переключатель стеклоочистителя (№ 12 и 5) —► электродвигатель стеклоочистителя, низкая скорость (№ 4 и 1) —► «масса» (GE 01)

2. Переключатель стеклоочистителя HI (выс.)
Переключатель стеклоочистителя (№ 12 и 13) —► электродвигатель стеклоочистителя, высокая скорость (№ 5 и 1) —► «масса» (GE 01)

3. Размыкание переключателя стеклоочистителя во время работы стекло очистителя.
Переключатель парковочного положения на электродвигателе стеклоочистителя ( № 3 и 2) замкнут —► реле 7 ( 4 и 1) —► переключатель стеклоочистителя (№ 6 и 5) —► электродвигатель стеклоочистителя (№ 4 и 1) —► «масса» (GE 01) —► стеклоочиститель в нормальном положении —► выключатель остановки стеклоочистителя в исходном положении ВЫКЛ.

• INT позиция (прерывистый режим работы стеклоочистителя)

При установке переключателя стеклоочистителя в положение INT блок ВСМ (М04-А: № 17) получает сигнал включения прерывистого режима работы . ВСМ (М02-А: 21) получает измененное напряжение в соответствии с заданной скоростью, от переключателя стеклоочистителя и управляет выходом реле 7. Когда реле 7 активизировано, питание IG 2 подается для управления электродвигателем следующим образом: реле 7 (№ 2 и 1) —► переключатель стеклоочистителя (№ 6 и 5) —► электродвигатель стеклоочистителя (№ 4 и 1) —► «масса» (GE01) ВСМ Включает реле 7 и выключает только на время активизации выключателя остановки стеклоочистителя в исходном положении. Выключатель остановки стеклоочистителя в исходном положении возврашает стеклоочиститель в исходное положение, и работа останавливается. ВСМ повторно управляет реле 7 в прерывистом режиме в соответствии с выбранной для этого режима частотой включения .

Работа стеклоочистителей в кратковременном режиме

Однократное перемещение стеклоочистителя. Если удерживать рычаг в этом положении, стеклоочиститель будет работать непрерывно. После отпускания рычаг возвращается в положение OFF ( выкл .). Если в процессе работы стеклоочистителя установить переключатель в положение OFF: стеклоочиститель вернется в исходное положение и остановится.

Положение включенного стеклоомывателя (совместная работа со стеклоочистителем )

Функция совместной работы стеклоомывателя и стеклоочистителя включает и стеклоочиститель при включении стеклоомывателя. Управление, как и для прерывистого режима, осуществляется блоком ВСМ через реле 7. При замыкании переключателя омывателя питание от IG2 проходит через переключатель омывателя (№ 12 и 11) для включения электродвигателя. Когда переключатель омывателя замкнут, потенциал переключателя омывателя на ВСМ становится равным 0В (М02-А: № 5): что блок определяет как замыкание переключателя омывателя. Если переключатель омывателя замкнут, ВСМ управляет реле 7 для включения электродвигателя стеклоочистителя на время замыкания переключателя омывателя. Если в процессе работы стеклоочистителя установить переключатель в положение OFF: стеклоочиститель вернется в исходное положение и остановится .

Датчик дождя

Если переключатель стеклоочистителя установлен в автоматический (AUTO) режим, то при включении зажигания датчик дождя, расположенный в верхней части ветрового стекла, будет регистрировать объём дождевых осадков и выберет оптимальную частоту работы стеклоочистителя

• Проверка переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя

Убедитесь, что в каждом положении многофункционального переключателя между указанными ниже выводами имеется проводимость. Если проводимость отличается от указанной, необходимо заменить многофункциональный переключатель.


ЗАДНИЙ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ И ОМЫВАТЕЛЬ

Питание на систему омывателя и очистителя заднего стекла подается от IG2 . Ниже приводится описание функций системы очистителя и омывателя заднего стекла .

Положение ON (ВКЛ .) переключателя заднего стеклоочистителя

При замыкании переключателя очистителя заднего стекла ВСМ (М04-А: № 15) получает сигнал переключателя и связывается с ЭБУ IPS по шине B-CAN. ЭБУ IPS управляет электродвигателем очистителя заднего стекла с помощью реле заднего стеклоочистителя в блоке реле ICM. При замыкании переключателя заднего стеклоочистителя или при размыкании переключателя во время работы стеклоочистителя питание IG2 (ВКЛ.) подается на электродвигатель следующим образом:

1. Замыкание переключателя заднего стеклоочистителя

1) Питание IG2 (F10 15А) —► реле заднего стекло очистителя (№ 19 и 6) —► ЭБУ EPS (управление «массой» ) —► включение реле задне го стекло очистителя

2) питание IG2 (F 10 15А) —► реле заднего стекло очистителя (№ 19 и 20) —► электродвигатель заднего стеклоочистителя (№ 3 и 4) замыкание —► на «массу» (GR 11)

2. Выключение заднего стеклоочистителя во время его работы

Питание IG2 (F10 15А) —► замыкание выключателя электродвигателя перевода стекло очистителя в парковочное положение ( № 1 и 2) —► реле заднего стеклоочистителя (№ 18 и 20) —► электродвигатель заднего стеклоочистителя (№ 3 и 4) замыкание на «массу» (GR 11) —► стеклоочиститель в исходном положении —► размыкание выключателя перевода стеклоочистителя в парковочное положение.

Положение INT заднего стеклоочистителя (прерывистый режим работы стеклоочистителя)

Читать еще:  Что такое мощноть двигателя

При установке переключателя заднего стеклоочистителя в положение INT блок ВСМ (М04-А: № 18) получает сигнал включения прерывистого режима и связывается с ЭБУ IPS по шине B-CAN. ЭБУ IPS управляет электродвигателем очистителя заднего стекла с перерывами на низкой скорости с помощью реле стеклоочистителя . ЭБУ IPS включает и выключает реле стеклоочистителя только на время активации переключателя парковочного положения в электродвигателе заднего стеклоочистителя. Переключатель парковочного положения возвращает стеклоочиститель в исходное положение и останавливает работу. ЭБУ IPS контролирует работу реле заднего стеклоочистителя для прерывистого управления очистителем согласно заданной скорости работы стеклоочистителя

• Положение включенного заднго стеклоомывателя (совместная работа со стеклоочистителем)

Функция совместной работы стеклоомывателя и стеклоочистителя включает и стеклоочиститель при включении стеклоомывателя. Управление как и для прерывистого режима осуществляет ЭБУ IPS через реле заднего стеклоочистителя. При замыкании переключателя заднего омывателя питание от IG2 проходит через переключатель заднего омывателя (№ 10 и 9) к электродвигателю стеклоомывателя и ВСМ. Когда переключатель омывателя замкнут, потенциал переключателя омывателя на ВСМ становится равным 0 В: что определяется как замыкание переключателя омывателя. ВСМ связывается с ЭБУ IPS по шине B-CAN. ЭБУ IPS через реле заднего стеклоочистителя включает электродвигатель заднего стеклоочистителя. На этот же период времени включается задний стеклоомыватель. Если переключатель установить во время работы стеклоочистителя в выключенное положение, то функция возврата в исходное положение установит стеклоочиститель в исходное положение и работа будет прекращена.

Проверка переключателя заднего стеклоочистителя и омывателя

Убедитесь, что при каждом положении многофункционального переключателя между указанными ниже контактами имеется электрическая непрерывность. Если электрическая непрерывность отсутствует, необходимо заменить многофункциональный переключатель.

Электрическая схема двигателя стеклоочистителя

Система стеклоочистки предназначена для омывания и очистки ветровых стекол с целью обеспечения безопасности движения автомобиля.

Она включает в себя электрические стеклоочистители 27.5205 и омыватели ветрового стекла 1112.5208—01.

Электрический омыватель ветрового стекла управляется клавишным переключателем и имеет встроенный в бачок омывателя электрический насос.

Питание насоса осуществляется через предохранитель на силу тока 10А.

Электрический стеклоочиститель обеспечивает работу щеток в двух режимах и их остановку в исходном положении. Он включает в себя моторедуктор, щетки с приводом и трехпозиционный переключатель.

Напряжение на моторедуктор подается через реле электродвигателей отопителя, поэтому стеклоочиститель можно включить при включенном в положение «1» выключателе приборов и стартера.

Клавишные переключатели омывателя и стеклоочистителя расположены справа от рулевой колонки на пульте переключателей.

При включении переключателя омывателя через электродвигатель насоса проходит ток.

“+“ аккумуляторных батарей, клемма стартера, вывод Б реле стартера —► амперметр, вывод 1Ж разъема, выводы 1Ж и 57 блока предохранителей на силу тока 60 и 30 А —► предохранитель на силу тока 10 А —► размыкающие контакты переключателя —► электродвигатель омывателя —► корпус —► выключатель “массы” — “—“ аккумуляторной батареи. Электродвигатель приводит в действие насос, который по гибким трубкам подает омывающую жидкость к двум одноструйным жиклерам и далее на ветровое стекло.

Электродвигатель моторедуктора стеклоочистителя имеет три щетки: одну минусовую и две плюсовых.

Минусовая щетка соединяется с корпусом автомобиля, а на плюсовые щетки подается напряжение бортовой сети через переключатель стеклоочистителя.

При подаче напряжения на разные плюсовые щетки обеспечиваются разные частоты вращения якоря электродвигателя и соответственно разные режимы работы щеток стеклоочистителя.

Конструкция и замена стеклоочистителя описана в статье: Конструкция и замена стеклоочистителя автомобиля КАМАЗ

Порядок работы стеклоочистителя следующий:

— при установлении выключателя приборов и стартера в положение «1» срабатывает реле электродвигателей отопителя, так как на его обмотку с вывода КЗ выключателя приборов и стартера через предохранитель на силу тока 7,5 А подается напряжение;

— при срабатывании реле напряжение с его вывода 30 подается на вывод 87 и далее через предохранитель тока 10 А на вывод 110 разъема моторедуктора, предохранитель моторедуктора, вывод 110А моторедуктора, вывод 110А переключателя;

— при положении «1» переключателя стеклоочистителя напряжение с его вывода 110А подается на вывод 111 и далее на одну из плюсовых щеток моторедуктора (на рисунке верхняя). При этом через электродвигатель начинает протекать ток, так как его минусовая щетка (на рисунке нижняя) постоянно соединена с корпусом автомобиля; электродвигатель через редуктор и привод обеспечивает возвратно-поступательное движение щеток с определенной частотой;

— при установлении переключателя стеклоочистителя в положение «2» напряжение с его вывода 110А подается на вывод 112 и далее на вторую плюсовую щетку (на рисунке слева); при таком положении переключателя стеклоочиститель работает с большей частотой;

— при выключении стеклоочистителя возврат щеток в исходное положение осуществляется с помощью концевого выключателя S1 моторедуктора. Состояние контактов выключателя (см. рис. 2) показано для исходного состояния.

При движении щеток контакты переключаются в другое положение. Поэтому при установке переключателя стеклоочистителя в нейтральное положение движение щеток продолжается до исходного положения, так как в этом случае напряжение на электродвигатель моторедуктора подается следующим образом;

— вывод 110 моторедуктора —► предохранитель F1 —► замкнутые (нижние) контакты концевого выключателя —► выводы 111Б моторедуктора и переключателя —► выводы 111 переключателя —► вывод 1114 переключателя —► выводы 111 переключателя и моторедуктора —► плюсовая щетка моторедуктора (верхняя).

Читать еще:  Двигатель ty 290 технические характеристики

Когда щетки стеклоочистителя доходят до исходного состояния (низ ветрового стекла), контакты концевого выключателя возвращаются в исходное состояние, размыкают цепь питания моторедуктора и щетки стеклоочистителя останавливаются.

Схема стеклоочистителя и стеклоомывателя ГАЗель Next.

Схема стеклоочистителя и стеклоомывателя ГАЗель Next.
  • Схемы ГАЗель Next.

Стеклоомыватель ветрового стекла.

Внимание!

Запрещается продолжительное (более 5 секунд) и многократное (более 5 раз подряд) включение стеклоомывателя при отсутствии видимой подачи омывающей жидкости на ветровое стекло во избежание выхода из строя электронасоса омывателя.

Бачок омывателя ветрового стекла.

На автомобиле установлены электрические стеклоочиститель и стеклоомыватель. Управление стеклоочистителем и стеклоомывателем – совмещенное. Механизм стеклоочистителя и бачок стеклоомывателя с насосом установлены в подкапотном пространстве.

Не следует включать стеклоочиститель при сухом и грязном стекле, так как это вызовет появление на стекле царапин и натиров, а также приведёт к порче резиновой ленты щёток. Для очистки стекла от грязи включайте стеклоомыватель. При включении стеклоомывателя специальное реле обеспечивает включение стеклоочистителя и задержку выключения его после выключения омывателя.

В холодное время года бачок заполняйте специальной стеклоомывающей жидкостью с низкой температурой замерзания.

Жиклеры омывателя ветрового стекла.

При недостаточном напоре струи воды (стеклоомывающей жидкости) в первую очередь проверьте наличие омывающей жидкости в бачке стеклоомывателя.

Засорение отверстий жиклеров стеклоомывателя также может являться причиной недостаточного напора струи воды, при необходимости прочистите отверстия жиклеров.

Внимание!

Во избежание повреждения лакокрасочного покрытия капота запрещается включать стеклоочиститель при открытом капоте.

Переключатель стеклоочистителя и стеклоомывателя с регулятором паузы.

Стеклоочиститель и стеклоомыватель работают только при включенных приборах и стартере (зажигании).

В морозную погоду, прежде чем включить стеклоочиститель, убедитесь, что щётки не подмёрзли к ветровому стеклу.

Положения рычага (вариант 1):

  1. Очистка ветрового стекла одним рабочим ходом щёток. Переместите рычаг вверх только на величину его свободного хода (до ощущения лёгкого упругого сопротивления рычага).

Стеклоочиститель будет работать пока вы держите рычаг. Рекомендуется пользоваться при слабом дожде или забрызгивании ветрового стекла встречным автомобилем.

  1. Малая скорость стеклоочистителя.
  2. Большая скорость стеклоочистителя.
  3. Прерывистая работа стеклоочистителя.

Щётки стеклоочистителя совершают один рабочий ход в интервале от 2с до 12с в зависимости от положения регулятора паузы 1, которое выбирается поворотом регулятора в направлении стрелки, как показано на рисунке.

  1. Включение стеклоомывателя.

Включается перемещением рычага вперёд, вдоль рулевой колонки из любого положения, положение не фиксируемое.

Положения рычага (вариант 2):

  1. Прерывистая работа стеклоочистителя.

Щётки стеклоочистителя совершают один рабочий ход в интервале от 2с до 12с в зависимости от положения регулятора паузы 1, которое выбирается поворотом регулятора в направлении стрелки, как показано на рисунке.

  1. Малая скорость стеклоочистителя.
  2. Большая скорость стеклоочистителя.
  3. Очистка ветрового стекла одним рабочим ходом щёток.

Переместите рычаг вниз только на величину его свободного хода (до ощущения лёгкого упругого сопротивления рычага).

Стеклоочиститель будет работать пока вы держите рычаг.

Рекомендуется пользоваться при слабом дожде или забрызгивании ветрового стекла встречным автомобилем.

  1. Включение стеклоомывателя.

Включается перемещением рычага вперёд, вдоль рулевой колонки из любого положения, положение не фиксируемое.

Электрическая принципиальная схема стеклоочистителя и стеклоомывателя ГАЗель Next.

1 – моторедуктор стеклоочистителя; 2 – электронасос стеклоомывателя; 3 – реле укладки щеток стеклоочистителя; 4 – переключатель стеклоочистителя; 5 – реле стеклоочистителя; F42 – блок реле и предохранителей в салоне.

Колодки показаны со стороны установки контактов.

Мотор-редуктор стеклоочистителя от Daewoo Matiz

В связи с выходом из строя оригинального электродвигателя стеклоочистителя, встал вопрос о поиске доступных альтернатив.
Оригинальный мотор-редуктор 0K01467345A стоит порядка 7 900 рублей (по информации exist.ru на дату публикации этого поста). Такая цена меня категорически не устраивает, тем более, что в энциклопедии пользователя Lankras есть запись о возможности применения электродвигателя от автомобилей семейства ВАЗ-2110 под номером 842.3730-10.

После демонтажа оригинального электродвигателя с машины, выявилось противоречие с информацией из энциклопедии: наибольший диаметр шлицевой части составил 10 мм, а не 12 мм. При этом каталожный номер запчасти от автомобилей ВАЗ указан верно.

В поисках необходимой замены я отправился на авторазбор, где выяснилось, что мотор-редукторы переднеприводных автомобилей ВАЗ могут иметь выходные валы диаметром как 10 мм, так и 12 мм.
Попутно я рассматривал варианты замены от автомобилей ЗАЗ Chance, Hyundai Accent (первого поколения) и Daewoo Matiz. Последний подходил по трём основным критериям:
1) Малые габаритные размеры;
2) Требуемый диаметр выходного вала;
3) Возможность модификации электрических соединений в части скользящих контактов.

С учетом низкой цены (500 рублей за штуку) и запаса по вариантам, были закуплены мотор-редукторы ВАЗ (842.3730-10) и Daewoo Matiz (96314772).

Электродвигатель ВАЗ отличается большими габаритными размерами в сравнении с аналогом от Daewoo, но значение потребляемого обоими моторами тока на холостом ходу примерно одинаково, что позволяет сделать вывод о приблизительно равной электрической мощности.

Читать еще:  Датчик оборотов двигателя ваз 21074

Убедившись, что посадочные места мотор-редукторов совпадают с оригинальным, приступаем к рассмотрению электрических схем с целью произвести правильную коммутацию внедряемого решения.

Разъём D-02 служит для подключения оригинального электродвигателя к электропроводке автомобиля и имеет шесть контактных позиций (цвета указаны со стороны жгута подкапотной электропроводки):
1) Чёрный провод — масса, подключается к одному из скользящих контактов;
2) Белый провод — обмотка высокой скорости (отрицательная полярность);
3) Зелёный провод с жёлтой полосой — обмотка низкой скорости (отрицательная полярность);
4) Не используется;
5) Голубой провод — центральный скользящий контакт;
6) Красный провод с чёрной полосой — обмотки низкой и высокой скоростей (положительная полярность) и одна из трех линий скользящих контактов.

Опираясь на схему, можно описать алгоритм работы стеклоочистителя.
При включенном зажигании, на контакте 6 разъема D-02 присутствует напряжение бортовой сети положительной полярности относительно кузова автомобиля.
1) Медленный непрерывный режим работы («первая скорость») обеспечивается подключением контакта 3 разъема D-02 к кузову автомобиля через подрулевой переключатель.
2) Быстрый непрерывный режим работы («вторая скорость») обеспечивается подключением контакта 2 разъема D-02 к кузову автомобиля через подрулевой переключатель.
3) Прерывистые и одиночные взмахи, а также выход из непрерывных режимов осуществляются с участием группы скользящих контактов, расположенных в корпусе редуктора, и реле таймера.

Опишу более детально коммутацию при работе стеклоочистителя в прерывистом режиме:
1) Парковочная зона, контакт 6 соединен с контактом 5 разъема D-02, через который положительный полюс бортовой сети соединяется с контактом 9 подрулевого переключателя. В свою очередь, 9-й контакт внутри подрулевого переключателя соединен с 13-м контактом, подключенным к контакту 3 разъема D-02. Таким образом, к обоим концам обмотки низкой скорости электродвигателя подключен положительный полюс. Ток через обмотку не течёт, двигатель не вращается.
2) Реле таймера подрулевого переключателя временно переключает контакт 13 на массу, что приводит к возникновению напряжения между контактами 6 и 3 разъема D-02. Цепь электродвигателя замкнулась и он начинает своё вращение на низкой скорости.
3) Через некоторый промежуток времени, контакт 5 разъема D-02 будет скоммутирован с контактом 1 этого же разъема. Таким образом, электродвигатель окажется на самоудержании: с этого момента его работа не зависит от реле таймера или перевода подрулевого переключателя в положение OFF.
4) Когда электродвигатель совершит полный оборот, контакт 5 разъема D-02 будет вновь соединен с контактом 6. Это приведёт к остановке мотора в парковочной зоне. Рабочий цикл будет завершён, а электромеханическая система перейдет в состояние готовности к новому циклу.

Теперь посмотрим на электрические схемы ВАЗ-2110 и Daewoo Matiz, которые мне удалось найти в сети.

Обе схемы схожи между собой и имеют важную особенность: управление электродвигателями стеклоочистителей ВАЗ-2110 и Daewoo Matiz осуществляется коммутацией положительного полюса бортовой сети этих автомобилей. При этом общие концы обмоток электродвигателей всегда подключены к массе.

В KIA Sportage всё строго наоборот: электродвигатель стеклоочистителя включается путем подключения одной из обмоток к массе, а общие концы обмоток всегда подключены к положительному полюсу бортовой сети.

Для разрешения подобной нестыковки необходимо, чтобы внедряемый мотор-редуктор имел все три вывода обмоток электродвигателя и три вывода с контактной группы (всего шесть проводов), причем так, чтобы ни один из них не был соединен с корпусом устройства. Этим требованиям удовлетворяет мотор от Daewoo Matiz. Общий провод скользящего контакта и точка соединения обмоток электродвигателя там соединены с корпусом через клемму с отверстием под болт, что позволяет произвести необходимую перекоммутацию и обеспечить полноценное функционирование всех режимов привода стеклоочистителя на KIA Sportage.

Гораздо сложнее дело обстоит с мотор-редуктором ВАЗ-2110, где электродвигатель имеет только два отвода, третий отвод подключен непосредственно к корпусу в районе щёточного узла, общий скользящий контакт в редукторе так же непосредственно припаян к корпусу редуктора. С моей точки зрения, это исключает возможность работы этой запчасти на KIA Sportage без внесения изменений в электрическую схему автомобиля или серьёзных доработок самого привода. Одно из возможных решений этой проблемы приведено ниже в дополнении.

Теперь можно составить схему коммутации разъема D-02 KIA Sportage при установке привода стеклоочистителя от Daewoo Matiz.
Номер контакта (D-02) — Цвет провода KIA — Цвет провода Daewoo
1 — Чёрный — Коричневый
2 — Белый — Фиолетовый
3 — Зелёно-жёлтый — Зелёно-черный
4 — Не используется
5 — Голубой — Жёлтый
6 — Красно-чёрный — Чёрный (необходимо отсоединить от корпуса)

Полученное решение показало себя хорошо. На данный момент привод от Daewoo Matiz прекрасно справляется со своей задачей, более полные данные о целесообразности его применения будут получены зимой.

Дополнение от 22.09.2018
Для подключения мотор-редукторов с управлением положительной полярностью, я разработал следующую схему:

Для реализации этой схемы потребуются два автомобильных реле: одно с нормально-разомкнутым контактом и одно с перекидным контактом. Реле подключаются между цепями мотор-редуктора и стандартной клеммной колодкой D-02 стеклоочистителя KIA Sportage и обеспечивают инвертирование схемы управления электродвигателем.
Внимание! Данная схема не проверялась на работоспособность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector