Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как устроена система запуска двигателя

Как устроена система запуска двигателя

Система запуска двигателя предназначена для включения ДВС автомобиля и его последующей самостоятельной работы. Без внешнего вмешательства мотор машины запустить невозможно, поэтому необходимо прикладывать внешние усилия, чтобы повернуть коленчатый вал. Для этого используется специальное устройство – стартер.

Что такое система запуска двигателя

Система запуска обеспечивает включение автомобильного двигателя в работу благодаря преобразованию электрической энергии от штатного аккумулятора в поступательные механические движения. В результате чего появляется необходимое сжатие горючего в цилиндрах и его воспламенение. После этого частота вращения коленчатого вала достигают требуемых оборотов, а затем автоматически отключается пусковой механизм.

Подобный принцип работы касается исключительно бензиновых и дизельных моторов, поскольку у электромобилей предусмотрен другой механизм запуска.

Изначально для включения двигателя внутреннего сгорания использовалась ручная рукоятка. Водитель должен был самостоятельно вставить ее в специальное отверстие, раскрутить коленчатый вал, после чего машина приходила в рабочее состояние. С появлением электрических решений, ручные стартеры постепенно вышли из оборота. Их надежность и комфорт использования значительно облегчили жизнь автомобилистов. Современные пусковые системы используют механические и электрические устройства для запуска ДВС. В каждом автомобиле устанавливают аккумулятор, который подает нужное значение напряжения и тока на стартер для прокрутки коленвала, что обеспечивают нужную частоту вращения.

Предназначение элементов конструкции

Система запуска машинного двигателя состоит из электрического оборудования и механических элементов, которые приводят в действие мотор. Основные составляющие и их функции:

  1. Стартер предназначен для создания крутящего момента коленчатого вала. Другими словами, устройство преобразовывает электрический ток в механическую энергию и служит для непосредственного запуска ДСП. Конструкция стартера состоит из стандартного корпуса, ротора (якоря), щеток и щеткодержателя, электромотора и тягового реле. При подаче электропитания после поворота ключа зажигания приводится в действие приводной механизм и начинается движение вала.
  2. Привод предназначен для передачи механической энергии от стартера на коленчатый вал. На валу якоря электродвигателя устанавливают шестерню привода, которая обеспечивает зацепление с зубчатым ободом маховика. При включении зажигания начинается движение привода и передача энергии на вал, а когда двигатель запущен — привод работает вхолостую до полной остановки.
  3. Замок зажигания необходим для подачи рабочего тока с аккумуляторной батареи на тяговое реле стартера и включения пусковой системы. После поворота ключа начинается процесс прокрутки стартера и запуска ДВС.

Конструкция системы включения мотора одинаковая для дизельных и бензиновых ДВС. В некоторых случаях для авто на дизеле используют механизм предварительного подогрева с помощью свечей накаливания. Они разогревают воздух выпускного коллектора перед включением зажигания.

Устройство и принцип работы системы

Работает система достаточно просто и не требует от водителя никакого вмешательства, если оборудование находится в исправном состоянии. Рассмотрим пошаговый процесс работы механизма запуска:

  1. Водитель поворачивает ключ, вставленный в замок зажигания, после чего электрический пусковой ток поступает на клеммы реле стартера.
  2. Электропитание подается на обмотки реле, создает электромагнитную индукцию и притягивает якорь. Поскольку он конструктивно связан с механизмом привода, происходит сцепление ведущей шестерни и венца маховика.
  3. Тяговое реле переключает контакты и замыкает электрическую цепь питания обмоток двигателя. Это приводит в работу вращающийся статор, который передает механическую энергию на коленчатый вал и запускает двигатель.
  4. После включения ДВС и увеличения оборотов срабатывает обгонная муфта. Она предназначена для выключения пускового механизма. Затем возвратная пружина обеспечивает изменение положения якоря, что приводит привод в начальное состояние.

Некоторые автомобили оснащаются системой штатной блокировки стартера, что позволяет увеличить безопасность эксплуатации транспорта. Для его включения необходимо выбрать нейтральную передачу или выжать педаль сцепления.

Ток запуска двигателя

При выборе аккумулятора водители обращают внимание на значение пускового тока АКБ, хотя более правильный подход подразумевает выбор батареи, исходя из потребления стартера. Для запуска двигателя нужно привести в действие электрический мотор постоянного тока, который работает от небольших значений напряжения, при этом показатель тока достигает десятков и сотен Ампер.

.

В идеальных условиях внутреннее сопротивление АКБ составляет от 2 до 9 мОм, при этом дополнительные падения напряжения будут наблюдаться на электрических проводах, клеммах, а также стартере. В зависимости от типа двигателя, показатель сопротивления может колебаться в пределах 6-30 мОм, что необходимо учитывать при выборе аккумулятора.

Обязательным условием для нормальной работы системы запуска является увеличенное сопротивление стартера и силовых электропроводов в 1,5-2 раза по сравнению с показателем батареи. При таких параметрах напряжение не упадет ниже 9В, а значит датчики и электроника будет работать исправно.

В момент включения стартера идет скачок потребления тока, который может достигать 300-400 А и больше в зависимости от мощности и объема двигателя. Состояние сохраняется в течение нескольких миллисекунд, после чего происходит плавное снижение показателя и выравнивание напряжения. Если не брать во внимание начальный момент, среднее значение пускового тока составляет от 100 до 150 Ампер при напряжении в 10-11 Вольт.

Особенности пуска двигателя зимой

Отдельного внимания заслуживает включение автомобильного мотора в зимнее время. Техника под капотом охлаждается под действием низких температур, что приводит к ухудшению эксплуатационных характеристик ДВС и сложностям с его запуском. Для включения необходимо использовать ряд рекомендаций:

  1. Заводить двигатель рекомендуют только при плюсовых температурах. К примеру, можно предварительно согреть пространство под капотом с помощью бытовых обогревателей, если машина хранится в гараже. Также рекомендуют парковать авто в теплых местах, что уменьшает время промерзания мотора. Для полного остывания масла после езды потребуется несколько часов на морозе, поскольку оно разогревается до температуры 90 градусов.
  2. При повороте ключа (стартера) необходимо выжимать педаль сцепления двигателя. Это позволяет отключить коробку передач, которая увеличивает значение пускового тока вдвое, поскольку происходит проворачивание всех ее шестерней. В моторе масло менее вязкое, что обеспечивает небольшие показатели сопротивления при повороте зажигания.
  3. Выключить все приборы до запуска двигателя. Лишнее оборудование будет увеличивать размер пускового тока. Чем больше вспомогательных устройств включено, тем выше требуемая мощность для включения ДВС. Необходимо отключить освещение салона габаритные огни, магнитолу и другую технику.

Если вышеописанные рекомендации не помогают, проблема заключается в автомобильном аккумуляторе. В таком случае необходимо прикурить батарею от другой машины или использовать специальный бустер.

Система запуска автомобильного двигателя значительно улучшилась с момента ее создания. Если первоначально требовалось руками стартовать мотор, то сейчас достаточно повернуть ключ зажигания, а машина придет в рабочее состояние. Единственная проблема, которую необходимо решить конструкторам, это защита АКБ и стартера от холодных температур.

Nissan atlas предохранители и реле

Nissan Atlas — относится к грузовым коммерческим автомобиля. Выпускается с 1982 года по настоящее время как в грузовом, так и грузопассажирском варианте (грузовики малой и средней грузоподъемности). За период производства ниссан атлас проходил рестайлинг 5 раз. Продавался по всему миру: Европа, РФ, Америка, Африка и т. д. с различными двигателями. В силу этого невозможно показать точную информацию о блоках предохранителях и реле ниссан атлас. Мы предоставляем для ознакомления информацию с описанием наиболее популярных схем для автомобилей выпускавшихся в 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 и 2008 годах.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Предохранителе в салоне

Данный блок расположен в панели и закрыт защитной крышкой, на обратной стороне которой будет нанесена актуальная схема с описанием элементов.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Вариант 1

Фотография

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

p, blockquote 6,0,1,0,0 —>

Схема

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Описание

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

125А / 15А Электродвигатель вентилятора отопителя, резистор вентилятора отопителя, выключатель по температуре, выключатель по давле­нию, реле отключения кондиционера, реле кондиционера, термо­стат, э/п клапан системы повышения частоты вращения XX (FICD)
210А Выключатель кондиционера, реле кондиционера, выключатель по давлению, электромагнитная муфта компрессора кондиционера, э/п клапан системы повышения частоты вращения XX(FICD), термостат
310А Реле стартера, выключатель запрещения запуска
415А Прикуриватель, радиоприемник
510А Фара (правая), реле переключателя света фар
610А Фара (левая), реле переключателя света фар, реле-прерыватель указателей поворота, указатели поворота
715А Радиоприемник и часы, освещение салона, выключатель освещения салона, концевые выключатели дверей, зуммер системы предупре­ждения о движении задним ходом, выключатель блокировки дверей, реле центрального замка, электропривод замков дверей, контрол­лер центрального замка, спидометр
815А Выключатель аварийной сигнализации, звуковой сигнал, реле зву­кового сигнала, выключатель звукового сигнала, указатели поворота
915А Реле габаритов, подсветка, выключатель противотуманных фар, противотуманные фары, переключатель управления освещением, выключатель задних противотуманных фонарей, реле задних про­тивотуманных фонарей
1010А Выключатель стоп-сигналов, стоп-сигналы, контроллер блокировки селектора
1115А Переключатель управления стеклоочистителями и стеклоомывателями, электродвигатель стеклоочистителей, электродвигатель стеклоомывателей, реле системы изменения интервала работы стекло­очистителей
1210А Реле управления горным тормозом, электронный блок управления АКПП, индикатор «OD OFF», индикатор «UNLADEN», реле электро­двигателя вентилятора конденсатора, зуммер системы предупреж­дения о движении задним ходом, выключатель фонарей заднего хо­да, фонари заднего хода, выключатель запрещения запуска, реле стартера, контроллер системы облегчения запуска двигателя (QOSIII), , контроллер системы облегчения запуска двигателя (QOSII), реле свечей накаливания №1, реле свечей накаливания №2, индикатор свечей накаливания, указатель температуры охлаж­дающей жидкости, датчик температуры, датчик скорости автомоби­ля, комбинация приборов, реле электропривода стеклоподъемни­ков, реле-прерыватель указателей поворота, переключатель систе­мы управления полным приводом (4WD), реле системы 4WD, электропневмоклапан системы управления полным приводом
1310А / 15А Подогреватель топлива
1415А Задний отопитель, выключатель заднего отопителя
1510А Выключатель горного тормоза, реле управления горным тормозом, электромагнитный клапан горного тормоза, электромагнитная муфта горного тормоза, педаль акселератора
1610А Выключатель противотуманных фар, противотуманные фары, ЭБУ
1710А Указатели поворота, выключатель указателей поворота
1815А Генератор, реле системы зарядки, контроллер системы облегчения запуска двигателя (QOSIII)
1910А Электропривод останова двигателя, электромагнитный клапан от­сечки топлива
2010А Переключатель корректора фар, электропривод корректора фар
2315А Повторители указателей поворота, реле повторителей указателей поворота
Читать еще:  Двигатель 21213 нестабильные холостые причины

Полную электросхему распределения питания данного блока можете скачать тут.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

За прикуриватель отвечает предохранитель номер 4 на 15А.

Вариант 2

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Актуальная схема будет находится на обратной стороне крышки.

p, blockquote 13,1,0,0,0 —>

Расшифровка

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

Полная таблица расшифровки японских иероглифов: скачать.

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

Если же обозначения на английском, тогда сверьтесь с таблицей.

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

HEATERОтопитель
AIRCONКондиционер
ABSАБС
HSAСистема трогания на подъеме
STARTERСтартер
RADIO, CIGARМагнитола, прикуриватель
HEAD LAMP (RH)Правая фара
HEAD LAMP (LH)Левая фара
ROOM LAMP, CLOCKЛампа освещения салона, Часы
HAZARD, HORNАварийная сигнализация, звуковой сигнал
TAILГабаритные огни
FOG LAMPПротивотуманные фары
STOP LAMPСтоп-сигналы
WIPER, WASHERСтеклоочиститель и омыватель
GAUGE, BACKКомбинация приборов, фонарь заднего хода
FUEL HEATERПодогрев топлива
SEAT HEATERОбогреватель сидений
EXH. BREAKEГорный тормоз
FOG LAMPПротивотуманные фары
TURN S/LAMPУказатели поворота
GENERATORГенератор
ENG. STOPОстановка двигателя
POWER WINDOWЭлектропривод стекло подъемников

Блок реле и предохранителей

Он находится с левой стороны в задней части кабины либо за левым брызговиком. Ту буду расположены предохранители высокой мощности либо плавкие вставки и отдельные реле.

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

p, blockquote 19,0,0,1,0 —>

Назначение реле смотрите в таблице ниже.

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

Блок реле в салоне

Схема

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

Отдельные элементы могут находится вне блоков. К примеру В -261.

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

Расшифровка всех реле в ниссан атлас

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

В-9Реле системы изменения интервала работы стеклоочистителей (INTERMITTENT)
В-19Реле системы зарядки
В-19(CHARGE)
В-20Реле фар
В-20(HEAD)
В-21Реле системы кондиционирования, отопления и вентиляции (HEATER & AIR CON.)
В-22Реле габаритов (TAIL)
В-23Реле комбинированного переключателя
В-23(DIMMER)
В-24Реле звукового сигнала
В-24(HORN)
В-34Реле задних противотуманных фонарей
В-34(REAR FOG)
В-35Реле ламп освещения при повороте
В-35(CORNERING LIGHT)
В-35Реле задних противотуманных фонарей
В-35(RR FOG)
В-36Реле электропривода стеклоподъемников
В-36(POWER WINDOW)
В-37Реле выключателя по давлению
В-37(А/С THERMO)
В-38Реле горного тормоза
В-38(EXH. BRAKE)
J-12Реле стартера
J-12(STARTER)
J-13Реле свечей накаливания
J-14Реле свечей накаливания
J-16Реле автомата управления прогревом конденсатора (CDS)
J-18Реле управления горным тормозом
J-18(EXH. BRAKE CONTROL)
J-19Реле системы 4WD
J-19Реле отключения кондиционера
J-19(А/С CUT) .
J-20Реле повторителей указателей поворота (MARKER LIGHT)

p, blockquote 25,0,0,0,0 —> p, blockquote 26,0,0,0,1 —>

Хотите дополнить материал? Напишите в комментариях.

Электрооборудование автомобиля Nissan Juke

В начале 2011 года в России фирма Nissan представила новый субкомпактный кроссовер В-клас-са Nissan Juke с полным или только передним приводом.

Электрооборудование автомобиля включает в себя многочисленные электронные устройства и электропроводку, которая выполнена по однопроводной схеме, функцию второго провода выполняет кузов автомобиля.

Комплекс электрооборудования автомобиля можно разделить на несколько основных групп:

— электронная система управления двигателя (ЭСУД);

— электронная система стабилизации ходовой части;

— электронная система трансмиссии;

— электронная система безопасности движения и комфортных условий водителя и пассажиров.

Номинальное напряжение бортовой сети составляет 12,6 В, для защиты электрических цепей применяются плавкие предохранители.

С устройством и работой некоторых из вышеперечисленных систем познакомимся более подробно.

Генератор и система запуска двигателя

Генератор предназначен для питания электропотребителей автомобиля и зарядки аккумуляторной батареи (АКБ) при работающем двигателе. Конструктивно генератор выполнен по трехфазной схеме переменного тока со встроенным выпрямительным блоком на кремневых диодах и интегральным регулятором напряжения.

Реле-регулятор обеспечивает стабильное выходное напряжение независимо от изменения частоты вращения ротора. Реле-регулятор установлен непосредственно в корпусе генератора.

На рис. 1 показан внешний вид генератора, установленного на автомобиле, и его конструкция, а на рис. 2 — электрическая схема подключения к общей схеме автомобиля с бензиновым двигателем.

Рис. 1. Внешний вид генератора

Рис. 2. Электрическая схема подключения генератора к общей схеме автомобиля с бензиновым двигателем

Работоспособность генератора контролируется светодиодом, который расположен на панели приборов. Для соединения аналоговой части генератора с цифровой CAN-шиной служит электронный аналого-цифровой преобразователь (АЦП), который расположен в моторном отсеке.

Система запуска двигателя

В зависимости от комплектации коробки переключения передач (КПП) — механической (МКПП) или автоматической (АКПП) — имеется два типа устройства запуска двигателя автомобиля.

Запуск ДВС производится двумя способами: механический запуск с помощью ключа и с помощью автоматической системы «старт-стоп». Принцип данной системы заключается в выключении двигателя при остановке автомобиля и его ускоренный запуск при нажатии на педаль сцепления (МКПП) или отпускании педали тормоза (АКПП). Данная система позволяет экономить топливо, снижает шумы и вредные выбросы в атмосферу отработанных газов.

На рис. 3 показана упрощенная схема системы запуска двигателя, а на рис. 4 (см. архив в конце статьи) пример электрической схемы автоматической системы запуска бензинового двигателя.

Рис. 3. Упрощенная схема системы запуска двигателя

Стартер системы запуска двигателя представляет собой электродвигатель постоянного тока с электромагнитным тяговым реле и обгонной муфтой. В режиме запуска двигателя стартер питается непосредственно от аккумуляторной батареи.

При включении стартера подается напряжение на контакт «1» тягового реле, которое посредством тягового рычага перемещает по оси стартера муфту и, тем самым, механически соединяет шестерню стартера с маховиком. Одновременно замыкаются контакты тягового реле, при этом напряжение подается на обмотку якоря и статора стартера. На рис. 5 показана конструкция стартера.

Рис. 5. Конструкция стартера

Электронная система управления двигателем

Бензиновый двигатель автомобиля оборудован ЭСУД с распределенным впрыском топлива. Данная система реализует выполнение требований к снижению токсичности выхлопных газов при разных режимах работы двигателя. Работа ЭСУД основана на принципе работы двигателя с обратной связью, основные элементы которой — каталитический нейтрализатор отработанных газов и датчиков концентрации кислорода.

Датчики концентрации кислорода (лямбда-зонд) непосредственно оценивают содержание кислорода и формируют сигнал на вход электронного блока управления автомобиля, который корректирует соотношение «воздух/топливо».

Системой распределенного впрыска управляет электронный блок управления (ЭБУ). Он управляет подачей топлива, моментом зажигания, частотой вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, работой системы охлаждения двигателя, муфтой компрессора кондиционера, выполняет функцию самодиагностики элементов с дальнейшим оповещением водителя о возникших неисправностях.

В состав ЭБУ входят микроконтроллеры, вычислительные возможности которых позволяют решить сложные алгоритмы управления ЭСУД. В свою очередь, микроконтроллеры оснащены встроенной Flash-памятью и ОЗУ, АЦП, различными драйверами и т. д.

В системе распределенного впрыска топлива автомобиля применяются датчики, которые регистрируют общие характеристики того или иного узла с дальнейшей подачей сформированного сигнала на определенный контакт ЭБУ.

Место расположения ЭБУ в моторном отсеке показано на рис. 6, а на рис. 7 показана блок-схема ЭСУД с распределенным впрыском автомобилей Nissan Juke.

Рис. 7. Место расположения ЭБУ в моторном отсеке

Управлениетопливоподачей реализовано на принципе «электронной педали газа — акселератора». В состав данного узла входит электронный модуль дроссельного патрубка, который предназначен для дозирования подачи воздуха, поступающего во впускную трубу двигателя. Поступлением воздуха в двигатель управляет дроссельная заслонка, которая механически связана с помощью редуктора с электродвигателем. В состав модуля также входит датчик положения дроссельной заслонки магниторезонансного типа.

Читать еще:  Время работы двигателя ракеты град

Управление работой всей системы электронного модуля дроссельного патрубка выполняется с помощью педали акселератора, которая состоит из нескольких потенциометров, механически связанных с педалью газа. На рис. 8 показана блок-схема системы управления топливоподачей.

Рис. 8. Блок-схема системы управления топливоподачей

С помощью ЭСУД реализовано электронное вычисление количества топлива, подаваемого под давлением на топливную рампу и, далее, на форсунки. При вычислении ЭБУ снимает параметры с нескольких датчиков, таких как: датчика положения и частоты вращения коленчатого вала двигателя, датчика температуры во впускной трубе, датчика охлаждающей жидкости, датчика абсолютного давления во впускной трубе, датчика детонации и др. Одновременно ЭБУ определяет положение дроссельной заслонки и педали газа. После завершения вычислений по определенному алгоритму, записанному во Flash-памяти, ЭБУ управляет исполнительными механизмами ЭСУД.

Информационная связь между определенными блоками и узлами ЭСУД и автомобиля происходит как с помощью аналоговых сигналов (например, с подачей напряжения определенного уровня), так и по цифровой шине CAN, специально разработанной для автоэлектроники и промышленной автоматики. Более подробно с принципами работы шины CAN можно познакомиться, например в [1].

Примечание. CAN — от английского Controller Area Network, что переводится как Сеть Контроллеров. Стандарт CAN разработан компанией Robert Bosch GmbH в 1980-х и в настоящее время широко распространен в промышленной автоматизации, технологиях «умного дома», автомобильной промышленности и многих других областях. Непосредственно стандарт CAN от Bosch определяет передачу в отрыве от физического уровня — он может быть каким угодно, например, радиоканалом или оптоволокном. Но на практике под CAN-сетью обычно подразумевается сеть топологии «шина» с физическим уровнем в виде дифференциальной пары, определенным в стандарте ISO 11898. Передача ведется кадрами, которые принимаются всеми узлами сети.

Системы безопасности автомобиля

Активная безопасность — анти-блокировочная система тормозов ABS и система курсовой устойчивости ESP

Система ABS (Antilock Brake System) является частью рабочей тормозной системы автомобиля и предназначена для автоматического регулирования степени проскальзывания колес в направлении их вращения во время торможения за счет изменения давления тормозной жидкости в рабочих тормозных цилиндрах с целью предотвращения потери управляемости и устойчивости автомобиля и повышения эффективности торможения. Система ABS также выполняет функции распределения тормозных сил по осям автомобиля и распределения тормозных сил по бортам автомобиля при торможении в повороте.

В состав ABS входят датчики определения угловой скорости колеса электромагнитного типа, которые установлены на неподвижной части ступиц передней и задней подвесок. На подвижной части ступиц всех колес автомобиля закреплен зубчатый венец. При вращении зубчатого венца зубцы изменяют магнитное поле датчика, при этом формируется импульсное напряжение, пропорциональное угловой скорости вращения колеса.

Сигналы от датчиков подаются непосредственно на ЭБУ, где по частоте следования импульсов определяется скорость вращения того или иного колеса в момент торможения автомобиля.

Основным узлом ABS является гидромодулятор со встроенным блоком управления, который после определения угловой скорости колес включает и выключает электромагнитные клапаны,тем самым управляет давлением в тормозных цилиндрах, исключая блокировку колес, и сохраняет управляемость автомобиля на сложном участке дороги.

На рис. 9 (см. архив в конце статьи) показана принципиальная электрическая схема системы ABS автомобиля Nissan Juke.

Кроме ABS автомобили Nissan Juke оснащаются электронной системой курсоустойчивости ESP (Electronic Stability Program). Система вступает в действие, когда появляется опасность возникновения заноса (сноса) и потери контроля над автомобилем. Благодаря нескольким датчикам (скорости вращения колес, давления в тормозной системе, положения руля, угловой скорости, поперечного ускорения) система примерно за 20 мс определяет, какие колеса нужно притормозить и насколько необходимо снизить обороты двигателя для стабилизации движения автомобиля.

Система пассивной безопасности SRS

SRS (Supplementary Restraint System) повышает уровень безопасности при столкновении автомобилей путем удержания передних пассажиров на своих сиденьях при аварии.

На Nissan Juke система SRS состоит из четырех модулей с подушками безопасности, электронного блока управления SRS, датчиков лобового удара, датчиков бокового удара, контрольной лампы SRS и часовой пружины.

Подушки безопасности располагаются в центре рулевого колеса, в панели над вещевым ящиком, в спинках передних сидений и по боковым краям потолочной панели.

На рис. 10 показано расположение элементов системы пассивной безопасности на автомобиле Nissan Juke, а на рис. 11 (см. архив в конце статьи) — ее принципиальная электрическая схема.

Рис. 10. Расположение элементов системы пассивной безопасности на автомобиле

Ремень безопасности с предна-тяжителем состоит из натяжного механизма и датчика ускорений, который реагирует на усилие при ударе, на рис. 12 показано устройство преднатяжителя ремня безопасности. При возникновении аварийной ситуации и запуске системы преднатяжителя ремней безопасности требуется примерно 14 мс, чтобы устранить слабину ремня от 6 до 12 см.

Рис. 12. Устройство преднатяжителя ремня безопасности

Система комфорта автомобиля

Одним из приоритетных направлений по совершенствованию автомобиля Nissan Juke является повышение комфорта водителя и пассажиров. Система комфорта автомобиля обеспечивается с помощью различных механических и электронных устройств. В состав этой системы входят такие устройства, как центральный замок с дистанционным управлением, освещение салона, противоугонная система (иммобилайзер), обогрев зеркал и их регулировка, парктро-ник, аудиосистема, штатная навигационная система и телефония и т.д.

Автомобиль комплектуется навигационной системой Nissan
Connect, которая позволяет оптимизировать функции устройства благодаря GPS-навигатору с модулем Bluetooth, с отображением на сенсорном экране, за счет которого обеспечивается легкое и удобное управление функциями телефона, аудиосистемы и навигатора.

Производителем этой системы является фирма Bosch, поставщиком картографии — NAVTEQ, в качестве носителя карт используется карта Flash-памяти типа SD. Изначально предустановлена карта России, отдельно можно приобрести карту Европы.

На рис. 13 показано расположение антенны GPS-навигатора и основной антенны телефонии на автомобиле.

Рис. 13. Расположение антенны GPS-навигатора и основной антенны на автомобиле

В продолжение этой темы в одном из следующих номеров журнала будет опубликован материал по диагностике и устранению типовых неисправностей ЭСУД и кодам ошибок этой системы.

Все необходимые рисунки и схемы находятся здесь.

1. Электроника в автомобиле. Серия «Ремонт» № 123. Солон-Пресс, 2012.

Автор: Николай Пчелинцев (г. Тамбов)

Мнения читателей

Нет комментариев. Ваш комментарий будет первый.

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному выше материалу:

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ (схемы)

Электрооборудование автомобилей состоит из следующих систем: электроснабжения, световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения, контрольно-измерительных приборов; системы ото­пления, стеклоочистки и звуковой сигнализации, пуска двигателя.

Ниже приведены электрические схемы этих систем и их описание. На схемах рядом с условным изображе­нием элементов электрооборудования приведены но­мера подсоединяемых проводов, буквами обозначен их цвет: Б – белый; Г — голубой; Ж — желтый; 3 — зеленый; К — красный; КЧ — коричневый; О — оранжевый; Р — розовый; С — серый; Ф — фиолето­вый; Ч — черный.

Система электроснабжения (рис. 323) служит для питания потребителей при работающем двигателе. Источниками электроэнергии являются две аккуму­ляторные батареи 6, соединенные последовательно, генераторная установка 2, подключенная параллель­но аккумуляторным батареям. Отрицательный вы­вод аккумуляторных батарей подсоединен к корпусу автомобиля через выключатель 7 массы с дистанци­онным управлением.

Схема оборудована реле 1, разрывающим цепь обмотки возбуждения генератора при работе ЭФУ. Кроме того, при рабочем положении ключа выклю­чателя 13 приборов и стартера ток не подается к кнопке 8 дистанционного выключателя массы, что предотвращает случайное выключение массы при работающем двигателе (выключение аккумулятор­ных батарей возможно только после отключения генератора от системы электрооборудования уста­новкой ключа выключателя приборов и стартера в нейтральное положение).

Система световой сигнализации (рис. 324) пред­назначена для оповещения водителей других тран­спортных средств о совершении поворота (разво­рота) или торможения, а также для сигнализации о состоянии сборочных единиц автомобиля, влияю­щих на безопасность движения.

К системе световой сигнализации относятся: ава­рийная световая сигнализация, сигнализация тор­можения, указатели поворота и контрольные лампы включения указателей поворота автомобиля и при­цепа, контрольные лампы блокировки межосевого дифференциала, стояночной тормозной системы, падения давления воздуха в контурах пневмоприво­да тормозных механизмов, объединенные в блоки контрольных ламп, а также соответствующие пере­ключатели, выключатели и реле.

Выключатель 8 аварийной световой сигнализации обеспечивает одновременное включение всех указа­телей поворота в прерывистом режиме. При этом загорается контрольная лампа, вмонтированная в ручку выключателя; контрольные лампы указателей поворота в блоке контрольных ламп могут не све­тить. Включение указателей поворота осуществляется комбинированным переключателем 5 при рабочем положении выключателя приборов и стартера. Кон­тактно-транзисторный реле-прерыватель 3 обеспе­чивает прерывистый режим работы указателей пово­рота автомобиля и прицепа; о работе указателей сигнализируют лампы (отдельно для автомобиля и прицепа) в блоке 26 контрольных ламп.

Сигнал торможения в задних фонарях включается при срабатывании тормозных систем автомобиля. При этом замыкаются контакты пневмоэлектричес-кого датчика 13 включения сигнала торможения, срабатывает промежуточное реле 15 сигнала тормо­жения и светят лампы сигнала торможения задних фонарей. Цепи сигнала торможения включены в цепь источника питания через амперметр, минуя выключатель приборов и стартера.

Читать еще:  Шестнадцати клапанный двигатель его характеристики

Сигнал торможения включается также при вклю­чении стояночной тормозной системы. При этом замыкаются контакты датчика 20, установленного в контуре III пневмопривода тормозных механизмов, и загорается контрольная лампа. В цепи питания контрольной лампы включения стояночной тормоз­ной системы установлен реле-прерыватель 21, вслед­ствие чего лампа горит прерывистым светом. Одно­временно через промежуточное реле замыкаются цепи ламп сигналов торможения задних фонарей. Система наружного и внутреннего освещения (рис. 325) предназначена для обеспечения безопасности движения автомобиля, а также освещения рабочего места водителя. К системе наружного и внутреннего освещения автомобиля относятся фары головного света, противотуманные фары, передние фонари, задние фонари, подкапотная лампа, плафоны осве­щения вещевого ящика и спального места, патроны с лампами освещения приборов, плафоны кабины, переносная лампа.

Соединение всех потребителей с источником пи­тания выполнено по однопроводной схеме за ис­ключением плафона 4 вещевого ящика, минусовый вывод которого выведен на панель предохранителей. Включение ближнего и дальнего света фар 3 и 11, противотуманных фар 1 и 2 и габаритных огней осуществляется комбинированным переключателем 19 непосредственно от источника питания через амперметр.

Цепи фар ближнего света и противотуманных фар защищены термобиметаллическими предохра­нителями ПР310, установленными на панели пре­дохранителей. Цепь фар дальнего света защищена отдельным предохранителем того же типа. Цепь габаритных огней и ламп освещения приборов за­щищена автоматическим термобиметаллическим предохранителем типа 13.3722. Система контрольно-измерительных приборов (рис. 326) предназначена для контроля режима работы агрегатов и отдельных сборочных единиц автомоби­ля, а также определения скорости движения. Конт­рольно-измерительные приборы состоят из указате­
лей и датчиков. Все указатели установлены на щитке приборов в кабине водителя, датчики расположенына агрегатах шасси и двигателя.

Электрическое соединение приборов выполнено по однопроводной схеме. Отрицательным выводом является щиток приборов, соединенный с общей массой автомобиля; приборы соединены между со­бой параллельно через выключатель приборов и стартера.

Рис. 323 . Электрическая схема системы электроснабжения: 1 — реле отключения обмотки возбуждения генератора; 2 — генератор; 3 — блок предохранителей; 4 — реле стартера; 5 — стартер; 6 — батареи аккумуляторные; 7 — выключатель массы; 8 — кнопка дистанционного выключателя массы аккумуляторных батарей; 9 — реле электродвигателей отопителя; 10 — амперметр; 11 -предохранители 13.3722 (7.5 А); 12 — предохранитель ПР310 (10 А); 13 — выключатель приборов и стартера; I — к термореле ЭФУ

Рис. 324. Электрическая схема системы световой сигнализации: 1, 2 — фонари передние левый и правый; 3 — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; 4 — предохранитель плавкий ПР 119 (6 А); 5 — переключатель света комбинированный; 6 — предохранитель 13.3722 (7,5 А); 7 — предохранитель ПР 310 (10 А); 8 — выключатель аварийной световой сигнализации; 9, 10 — указатели поворота правый и левый; 11, 12 — фонари задние левый и правый; 13 -выключатель сигналов торможения; 14 — выключатель электромагнитного клапана прицепа; 15 — реле сигналов торможения; 16 — сигнал звуковой (зуммер); 17, 18, 19 — выключатели сигнализаторов падения давления в ресиверах пневмопривода тормозных механизмов; 20 — выключатель сигнализатора стояночной тормозной системы; 21 — реле-прерыватель сигнализатора включения стояночной тормозной системы; 22 — выключатель света заднего хода; 23 — фонарь заднего хода; 24 — розетка прицепа 24 В; 25 — выключатель сигнализатора блокировки межосевого дифференциала; 26, 28 -блоки сигнализаторов; 27 — выключатель сигнализатора засоренности масляного фильтра; I — к выключателю приборов и стартера; II — к указателю температуры охлаждающей жидкости; III — к указателю тахометра; IV — к указателю спидометра

Рис. 325. Электрическая схема системы наружного и внутреннего освещения: 1, 2 — фары противотуманные правая и левая; 3, 11 — фары головного света правая и левая; 4 — плафон вещевого ящика; 5 — выключатель плафонов; 6 — фонари автопоезда; 7 — выключатель фонарей автопоезда; 8 — реле электродвигателей отопителя; 9, 10 — плафоны кабины левый и правый; 12 -выключатель противотуманных фар; 13 — реле сигналов торможения; 14 — выключатель электромагнитного клапана прицепа; 15, 16 — фонари задние правый и левый; 17, 18 — фонари передние правый и левый; 19 — переключатель света комбинированный; 20 — предохранитель 13.3722 (7,5 А); 21 — предохранитель ПР 310 (10 А); 22 — выключатель освещения приборов; 23 — лампа подкапотная; 24 — выключатель аварийной световой сигнализации; 25 — розетка переносной лампы; 26 — розетка семиконтактная; 27 — указатель давления масла; 28 — указатель уровня топлива; 29 — спидометр; 30 — тахометр; 31 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 32 — амперметр; 33 — манометр; I — к выключателю приборов и стартера

Рис. 326. Электрическая схема системы контрольно-измерительных приборов: 1 — указатель уровня топлива; 2 — датчик указателя уровня топлива; 3 — предохранитель 13.3722 (7,5 А); 4 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 5 — датчик перегрева охлаждающей жидкости; 6 — датчик аварийного давления масла; 7 — датчик указателя давления масла; 8 — указатель давления масла; 9, 11 — блоки контрольных ламп; 10 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 12 -генератор; 13 — тахометр; 14 — спидометр; 15 — датчик спидометра; I — к выключателю приборов и стартера

Система отопления предназначена для поддер­жания оптимального температурного режима в ка­бине при снижении температуры окружающего воз­духа. Электродвигатели 1 (рис. 327) нагнетают воз­дух, проходящий через радиатор отопителя кабины. При установке электродвигателей обращать внима­ние на направление вращения их валов. В системе применяется реверсивный электро­двигатель МЭ 250. При подсоединении положитель­ного полюса источника напряжения к красному проводу электродвигателя включается правое вра­щение, а отрицательного полюса — левое вращение. Электродвигатели соединены параллельно или последовательно и могут работать в двух режимах. Управление режима осуществляется с помощью кла­вишного переключателя, расположенного в кабине. Система звуковой сигнализации включает пневмо-и электрозвуковые сигналы 12 (см. рис. 327), пред­назначенные для обеспечения безопасности движе­ния, и звуковой сигнал 11 (зуммер), указывающий на аварийное падение давления в контурах пневмо­привода тормозных механизмов автомобиля, для внутренней сигнализации в кабине.

Звуковой пневмосигнал включается нажатием кноп­ки справа на комбинированном переключателе света.

При давлении воздуха и в пневмосистеме 392,3. 686,5 кПa (4. 7 кгс/см 2 ) звук должен быть чистым.

Электрозвуковые сигналы 12 расположены под кабиной на передней поперечине рамы и включа­ются перемещением рукоятки комбинированного переключателя вверх; питание сигналов 12 осуще­ствляется через промежуточное

реле 13, установ­ленное на нижней панели приборов.

Сигнал 11 установлен под панелью приборов и включен в цепь сигнализации падения давления в контурах пневмопривода тормозных механизмов. С массой автомобиля сигнал соединен через блок кон­трольных ламп и датчики падения давления воздуха; звучит он одновременно с загоранием любой из четырех контрольных ламп, сигнализирующих о снижении давления воздуха в одном из контуров.

Схема системы пуска двигателя приведена на рис. 100.

Схемы электрооборудования автомобилей моделей 5320 и 55102 различаются наличием дополнительного электрооборудования механизма подъема платфор­мы на автомобиле мод. 55102:

— двух электромагнитных клапанов подъема и опускания платформы;

— электромагнитного клапана распределителя гидросистемы;

— электромагнитного клапана коробки отбора мощности;

— выключателя коробки отбора мощности;

— переключателя распределителя гидросистемы;

— переключателя механизма подъема платформы.
В отличие от автомобиля мод. 55102 на авто­мобиле мод. 55111 отсутствуют:

— опознавательные фонари автопоезда и их вы­ключатель;

— электромагнитный клапан пневматического звукового сигнала;

— электромагнитный клапан распределителя гид­росистемы и его переключатель.

На автомобиле-тягаче мод. 53212 в отличие от автомобиля мод. 5320 устанавливаются:

— плафон освещения спального места (допол­нительно);

— выключатель приборов и стартера с противо­угонным устройством.

На седельном тягаче мод. 5410 по сравнению с автомобилем мод. 5320 установлены дополнительно плафон освещения спального места и фара осве­щения седельно-сцепного устройства.

Седельный тягач мод. 54112 в отличие от авто­мобиля мод. 5410 имеет выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством.

Рис. 327. Электрическая схема систем отопления, звуковой сигнализации и стеклоочистки: 1 — электродвигатель отопителя; 2 — переключатель электродвигателей отопителя; 3 — стеклоочиститель; 4 — реле электродвигателей отопителя; 5 -предохранитель 13.3722 (7,5 А); 6 — предохранитель ПР 310 (10 А); 7 — переключатель стеклоомывателя; 8 — стеклоомыватель, 9 — переключатель стеклоочистителя; 10 — переключатель света комбинированный; 11 — сигнал звуковой (зуммер); 12 -сигналы тональные; 13 — реле звуковых сигналов; I — к выводу AM выключателя приборов и стартера; II — к выводу КЗ выключателя приборов и стартера; III — к реле сигналов торможения; IV — к блоку сигнализаторов

СХЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

На всех схемах единый перечень элементов, зоны расположения элементов в полумонтажных схемах могут незначительно отличаться (рис. 328-337).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]