Время работы двигателя ракеты град
Время работы двигателя ракеты град
Противокорабельная всепогодная ракета Exocet была создана французской фирмой «Aerospatiale» в четырех вариантах: ММ-38 для вооружения надводных кораблей (1975 г.), SМ-39 для подводных лодок, АМ-39 для самолетов и вертолетов (1979 г.) и ММ-40 для береговой обороны и надводных кораблей. Различные варианты ракеты состоят на вооружении ВМС более чем 18 стран мира.
Ракета Exocet имеет нормальную аэродинамическую схему с крестообразным крылом в средней части корпуса и такими же рулями управления на поверхности хвостового отсека. Все варианты ракеты Exocet оснащены активной радиолокационной импульсной головкой самонаведения с горизонтальной стабилизацией диаграммы направленност, имеющая массу около 30 кг, работает на частоте 8-10 ГГц. Она способна обнаруживать корабль типа фрегат с эффективной поверхностью рассеяния около 100 м 2 на дальности до 24 км. Антенна осуществляет поиск цели в секторе 16 град. по азимуту и 10 град. по углу места. Головки самонаведения всех вариантов ракеты могут захватывать цель ( в том числе малоразмерную), имеющую скорость до 40узлов, независимо от длительности автономного полета и точности предварительных данных целеуказания.
Осколочно-фугасная боевая часть с большим количеством осколков, унифицированная для всех вариантов ракеты Exocet, имеет контактный и неконтактный взрыватели. Наибольшая эффективность боевой части достигается при углах встречи с целью около 70 град..
Маршевый твердотопливный двигатель выполнен из алюминиевого сплава. Он имеет внутреннее теплозащитное покрытие. Время работы двигателя — около 110 с. Шашка звездообразная, торцевого горения. Запуск двигателя производится с помощью пирозарядов. Стартовый двигатель тоже твердотопливный, отличается от маршевого меньшим весом. Время работы стартового двигателя 2 с.
Пуск ракеты производится из герметичного алюминиевого контейнера квадратного сечения, имеющего постоянный угол возвышения около 12╕. Контейнеры устанавливаются либо одиночно, либо пакетами по два-четыре на одной раме. При старте ракета набирает высоту 30-75 м, затем снижается до 10-15 м, достигая в конце стартового участка скорости, близкой к звуковой.
Горизонтальный полет на маршевом участке осуществляется по командам автономной инерциальной системы и радиовысотомера. На дистанции 12-15 км от расчетного места цели ракета снижается до 7 м. После включения головки самонаведения в течение двух секунд выполняются обнаружение, захват цели и переход на ее автоматическое сопровождение. Если противник применяет средства радиоэлектронной борьбы, то головка самонаведения может переключаться на режим самонаведения на помеху. В случае пролета над малоразмерной целью боевая часть подрывается от неконтактного взрывателя.
Ракета Exocet ММ-40 берегового и корабельного базирования предназначена для применения по целям за пределами видимого горизонта. Целеуказание выдается самолетами и вертолетами. Компоновочная схема такая же, как у модиифкации ММ-38. Рули и крыло складывающиеся. Хранится в цилиндрическом облегченном контейнере. Усовершенствована бортовая система управления: корабль-носитель может стрелять по цели в секторе 90 град. залпами по четыре ракеты, которые способны одновременно атаковать цель с разных направлений. Пуск ракеты происходит автоматически в момент, когда крен корабля уменьшается до безопасного (17 град).
После старта ракета поднимается до высоты 75 — 80 м, затем снижается до 30 м и после пролета 2,5 км стабилизируется на маршевой высоте 15 м. На дистанции 10 км от расчетного места цели ракета снижается до 8 м, включается ГСН. При устойчивых параметрах движения цели ракета с достаточно высокой вероятностью поражает цель, находящуюся на расстоянии до 70 км и имеющую ход до 40 узлов.
Береговые ракетные комплексы оснащаются спаренными или счетверенными пусковыми установками. В состав каждой батареи береговой обороны входят передвижная РЛС обнаружения и целеуказания, три станции управления огнем, две пусковые установки и ремонтная мастерская.
Ракета Exocet SМ-39 состоит на вооружении французских дизельных подводных лодок типа Agosta и атомных типа Rubin. Компоновочная схема такая же, как у модификации ММ-38, конструкция крыла и рулей — как у ММ-40. В торпедном аппарате ракета находится в специальной капсуле, выталкиваемой при старте с помощью газогенератора. На безопасном расстоянии от подводной лодки включается РДТТ капсулы. Под водой капсула управляется с помощью рулей, находящихся в истекающей струе двигателя. Капсула проходит подводный участок, выходит из-под воды и достигает высоты 30 — 50 м, где происходит отделение капсулы и включение маршевого двигателя ракеты. В конце маршевого участка полета на короткое время включается ГСН. На участке самонаведения после захвата цели и определения параметров ее движения высота полета уменьшается до 2 — 3 м. В блоке выработки команд наведения производится непрерывное сравнение сигналов от ГСН и инерциальной системы. По величине рассогласования сигналов производится формирование команд управления.
Авиационная ракета Exocet АМ-39 по сравнению с корабельными меньше по размеру, обладают улучшенными летно-техническими характеристиками, оснащены системой противообледенения. Двигатели изготовлены не из легких сталей, а из стали, что позволило не только уменьшить габариты, но и применить более эффективное топливо, увеличив тем самым дальность стрельбы (50 км при пуске с высоты 300 м, 70 км при пуске с высоты 10 тыс.м). Минимальная высота пуска — 50 м.
Последняя модернизация — Exocet block II была завершена в 1993 г. и касалась перевода на цифровые методы работы системы управления и головки самонаведения. Exocet block II обладает большими возможностями преодоления средств противоракетной обороны.
Первое боевое применение ракета Exocet имела 4 мая 1982 г. в ходе войны за Фолклендские острова. В этот день аргентинский патрульный самолет «Нептун» на расстоянии около 200 км обнаружил соединения английских кораблей. С авиабазы Рио-Гранде, расположенной на расстоянии около 850 км, поднялись 5 штурмовиков «Супер Этандар». Из них только 2 несли по одной противокорабельной ракете Exocet под правой консолью,а под левой — сбрасываемый топливный бак емкостью 1100л. Один самолет с таким же вооружением был резервным, два других несли только топливные баки, выполняя функции заправщиков. Штурмовики шли на высоте 50 м над уровнем моря. В 46 км от кораблей летчики увеличили высоту до 150м, произвели кратковременное, на 30 с, включение бортовых РЛС. На экранах индикаторов высветились отметки двух целей: эсминца УРО «Шеффилд» и фрегата «Плимут». Угол между направлениями на них составлял 40╕. После ввода данных целсуказания по каждой цели с дистанции 37 км был выполнен пуск двух ракет Exocet. В момент пуска бортовые системы предупреждения информировали летчиков о подсвете самолетов радиолокационной станцией фрегата «Плимут». Поисковая РЛС «Шеффилда» была выключена для устранения помех спутниковой системе связи «Скайнет», через которую велись переговоры с Лондоном. Самолеты тотчас же вышли из зоны действия ЗРК «Си Дарт», которыми были вооружены английские эсминцы типа «Шеффилд». Активная радиолокационная головка самонаведения одной из ракет захватила «Шеффилд» на дистанции 12-15 км, высота ее полета снизилась до 2-3 м. Визуально ракету заметили лишь за 6 с до попадания в корабль. Ракета пробила борт на 1,8м выше ватерлинии, но внутри корпуса не взорвалась — не сработал контактный взрыватель замедленного действия. От остатков ракетного топлива загорелись электрические кабели и краска. Отсек быстро наполнился ядовитым дымом, создалась реальная угроза взрыва ракет и артиллерийского боезапаса. После пяти часов безрезультатной борьбы с пожаром экипаж покинул корабль. Вторую ракету с фрегата «Плимут» обнаружили заблаговременно, — за 40 с. Завесой из дипольных отражателей были созданы пассивные помехи, которые увели ракету в ложном направлении.
Самым крупным кораблем, потопленным управляемой ракетой после 1945 г., оказался британский авиатранспорт «Атлантик Конвейер», переоборудованный перед войной из гражданского контейнеровоза. 25 мая пара самолетов «Супер Этандар» вылетела с авиабазы в Рио-Гранде и взяла курс на северо-восток, затем довернула на восток, произвела дозаправку топливом от самолета С-130 и, следуя в южном, а затем в западном направлении, вышла в район маневрирования авианосного соединения на высоте 30 м со стороны, с которой меньше всего ждали нападения. Наведение па цель производилось с самолетов С-130. На дальности 80 км от предполагаемого местонахождения соединения аргентинские летчики обнаружили авианосец «Гермес» в окружении других кораблей. Осуществив пуск ракеты с дистанции 48 км от цели, самолеты сразу же ушли в сторону континента на предельно малой высоте. В это время англичане с кораблей и поднятых в воздух вертолетов выставили помехи — дипольные отражатели. Дезориентированные помехами ракеты захватили находившийся в 6 км от авианосца «Атлантик Конвейер» и потопили его вместе с находившимися на борту 15 вертолетами «Уэссекс» и «Чинук».
30 мая самолет «Супер Этандар» выпустил 2 ракеты Exocet по английскому авианосцу «Инвинсибл». Корабли охранения и вертолеты поставили завесы в виде облаков из дипольных отражателей, в результате чего обе ракеты сбились с курса и упали в море.
17 мая 1987 г. иракский истребитель «Мираж» выпустил 2 ракеты Exocet по американскому фрегату «Старк». Обе ракеты попали в борт фрегата, но взорвалась только одна. Тем не менее фрегат был тяжело поврежден. Американские эксперты отметили, что будь это в штормовой Атлантике, а не в штиль в Персидском заливе, то фрегат неминуемо бы затонул.
ЗРК «Стрела-10»
Военная кафедра Казахского национального университета имени аль-Фараби
2. Общее устройство ракеты 9М37 ЗРК «Стрела-10»
1. Назначение, состав, основные характеристики ЗУР
Зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М37 предназначена для непосредственного уничтожения самолетов, вертолетов, крылатых ракет и других воздушных целей.
Поражение целей обеспечивается при стрельбе по визуально видимым целям днем на встречных и догонных курсах, а ночью – только на догонных курсах.
Ракета представляет собой беспилотный летательный аппарат, на борту которого установлены аппаратура управления, реактивный двигатель и боевая часть.
Тактико-технические характеристики ЗУР 9М37:
— длина ракеты — 2190 мм;
— размах крыльев — 360 мм;
— масса ракеты — 39,2 кг;
— масса ракеты с контейнером -70 кг;
— масса ракеты с контейнером в укупорке — 110 кг;
— масса боевой части — 3 кг;
— масса взрывчатого вещества — 1,1 кг;
— максимальная скорость полета ракеты — 700 м/с;
— средняя скорость полета ракеты — 550 м/с;
— время подготовки ракеты к пуску — 5 с;
— зона ограничения стрельбы в направлении Солнца — 20°;
— условия эксплуатации — в любое время года днем и ночью при температуре от -50°С до +50˚;
— вероятность поражения цели — 0,5 – 0,6.
2. Общее устройство ракеты
Ракета 9М37 представляет собой одноступенчатую, малогабаритную твердотопливную ракету, выполненную по аэродинамической схеме «утка», которая наводится на цель системой пассивного самонаведения по методу пропорционального сближения.
Состав ЗУР 9М37:
— бортовой источник питания.
Планер является несущей конструкцией ракеты и состоит из корпуса и аэродинамических поверхностей (рулей и крыльев). Корпус имеет цилиндрическую форму с конической головной частью и разделен на отсеки, в которых размещается аппаратура ракеты. Рули ракеты расположены в передней части, а крылья — в хвостовой части (схема «утка»).
Реактивный двигатель обеспечивает полет ракеты.
Головка самонаведения служит для автоматического сопровождения цели и выработки команд наведения ракеты на цель.
Автопилот управляет рулями ракеты в соответствии с командами наведения.
Боевая часть и взрывательное устройство осуществляют непосредственное поражение воздушной цели.
Блок крена предназначен для ограничения угловой скорости вращения ракеты вокруг продольной оси.
Бортовой источник питания обеспечивает электрической энергией работу аппаратуры ракеты в полете.
Все вышеперечисленные элементы ракеты размещены в 5 отсеках :
— отсек 1 – головка самонаведения;
— отсек 2 – автопилот и контактный датчик цели взрывательного устройства;
— отсек 3 – боевая часть, предохранительно-исполнительный механизм взрывательного устройства и бортовой источник питания;
— отсек 4 – неконтактный датчик цели взрывательного устройства;
— отсек 5 – двигательная установка с размещенными на ней крыльями и блоком крена.
Собранная ракета помещается в металлический контейнер (рис. 1).
Рис. 1. Компоновка ЗУР 9М37.
3. Принцип действия ракеты при подготовке к пуску, пуске, в полете и при встрече с целью
При подготовке к пуску с аппаратуры запуска БМ на ракету последовательно выдаются питающие напряжения и сигналы для запуска и работы необходимых систем и узлов.
После наведения оператором пусковой установки с ракетами на цель, выдается команда на открывание передней крышки контейнера первой ракеты.
Головка самонаведения захватывает цель и осуществляет слежение за ней. Аппаратура запуска вырабатывает и выдает в автопилот ракеты сигналы, обеспечивающие при необходимости стрельбу на встречном или догонном курсе, по малоскоростной и низколетящей цели.
Для пуска ракеты при устойчивом слежении ГСН за целью оператором с аппаратуры запуска выдается команда ПУСК.
По этой команде начинает работу блок питания ракеты и газогенератор канала крена. После выхода блока питания на рабочий режим через 1,1 с, подается сигнал на запуск двигательной установки ракеты. За счет давления газов, образующихся при ее работе и истекающих через сопло, выключается механизм стопорения ракеты в контейнере.
Под действием тяги двигателя ракета движется по контейнеру, при этом отрезными устройствами перерезаются переходной трубопровод, подводящий азот к ГСН для охлаждения, и жгут электрических проводов, соединяющий ракету с контейнером.
Ракета теряет связь с контейнером, переходит на бортовое электропитание от блока питания и начинает самостоятельный полет.
В полете происходит автоматическое наведение ракеты на цель по сигналам ГСН, по которым автопилот вырабатывает команды управления рулями.
В полете последовательно снимаются три ступени предохранения взрывательного устройства, и на удалении 250 м от БМ оно переводится в боевое положение.
Вращение ракеты относительно продольной оси ограничивается блоком крена.
При встрече ракеты с целью по сигналу, выдаваемому контактным датчиком цели, а при промахе до 4 м — по сигналу неконтактного датчика цели, срабатывает боевая часть и осуществляется поражение цели.
В случае промаха более 4 м по истечении 16 секунд полета взрывательное устройство переводится в безопасное положение, и ракета падает на землю, не взрываясь.
В полете ракета наводится на цель по методу пропорционального сближения (рис. 2.2). Рассмотрим его более подробно.
Рис. 2.2. Метод пропорционального сближения
При этом методе во все время наведения ракеты на цель угловая скорость поворота вектора скорости ракеты пропорциональна угловой скорости вращения линии РАКЕТА-ЦЕЛЬ. Проще говоря, угол поворота ракеты пропорционален углу поворота направления на цель — отсюда и название метода.
На рис. 2.3 показано понятие угловой скорости вращения линии ракета-цель. Эта линия соединяет две точки – ракету и цель и в момент времени t1 имеет определенное направление. Через 5 секунд цель перемещается в другую точку t2, и соответственно вращается линия РАКЕТА-ЦЕЛЬ. В нашем примере она переместилась на угол 40°. Таким образом, угловая скорость вращения линии РАКЕТА-ЦЕЛЬ Vуц будет равна 8°/с.
Рис. 2.3. Понятие угловой скорости линии ракета-цель
Рис. 2.4. Понятие угловой скорости поворота вектора скорости ракеты
Понятие угловой скорости поворота вектора скорости ракеты изображено на рис. 2.4. В момент времени t1 вектор скорости ракеты имеет угол поворота относительно горизонта 60°. Через 5 секунд полета в момент t2 за счет действия рулей вектор скорости ракеты развернулся уже на угол 40°. Таким образом, угловая скорость поворота вектора скорости ракеты Vур составила 4°/с.
В приведенном примере соотношение угловых скоростей составило 0,5 (4°/сек / 8°/сек = 0,5). Этот коэффициент К постоянен во время всего наведения ракеты на цель, т.е. угловая скорость поворота вектора скорости ракеты пропорциональна угловой скорости вращения линии РАКЕТА-ЦЕЛЬ:
Таким образом, на какую угловую величину переместится цель в пространстве, на аналогичную величину развернется ракета в направлении цели.
Если в момент пуска правильно введено угловое упреждение и ракета будет направлена не в цель, а в точку встречи, то траектория полета будет практически прямолинейная, что увеличивает вероятность поражения цели. В этих условиях большую роль играет умение операторов комплекса вводить рекомендованные углы упреждения при пуске ракет.
4. Назначение, состав, основные характеристики и принцип действия ЗУР 9М31
Зенитная управляемая ракета 9М31 предназначена для непосредственного уничтожения самолетов, вертолетов, крылатых ракет и других воздушных целей.
Как и ЗУР 9М37, ракета 9М31 — одноступенчатая, малогабаритная, твердотопливная, выполнена по аэродинамической схеме «утка», наводится на цель системой пассивного самонаведения по методу пропорционального сближения.
В состав ракеты 9М31 входят те же элементы, что и в ракете 9М37, однако отсутствует блок крена.
Сравнительные характеристики ЗУР 9М37 и 9М31
Вес ракеты в контейнере
Вес ракеты в контейнере в укупорке
Макс. скорость полета ракеты
Скорость полета ракеты
Масса боевой части ракеты
Масса взрывчатого вещества
Зона ограничения стрельбы в направлении Солнца
По общему устройству, компоновке и принципу действия ракета 9М31 аналогична ракете 9М37, но имеется ряд существенных отличий:
— ГСН имеет только один канал наведения – фотоконтрастный, поэтому в ракете отсутствуют устройства и элементы, обеспечивающие работу ИК-канала (фотоприемник ИК-канала, система азотного охлаждения ИК-канала ГСН, на контейнере отсутствует металлический нож для среза трубопровода подвода азота при старте ракеты);
— отсутствует канал крена; вращение ЗУР по крену ограничивается роллеронами — небольшими рулями на крыльях, внутри которых вмонтированы диски; на диск намотан тросик, закрепленный на контейнере; при старте роллероны раскручиваются тросиком аналогично пуску лодочных моторов; в полете быстровращающиеся диски разворачивают роллероны таким образом, что возникающая аэродинамическая сила затормаживает креновое вращение ракеты;
— в автопилоте отсутствует блок астатизма и селекции помех (обеспечение сопровождения ГСН цели при кратковременном ее пропадании и автоматической отстройки ГСН от тепловых помех);
— боевая часть осколочного типа, вес осколков – 2,6 г (в ЗУР 9М37 – стержневого типа с весом стержней 9 г ).
Принцип действия ракеты при подготовке к пуску, пуске, в полете и при встрече с целью.
Принцип действия ракет 9М31 и 9М37 аналогичен.
При подготовке к пуску с аппаратуры запуска БМ на ракету последовательно выдаются питающие напряжения и сигналы для запуска и работы необходимых систем и узлов.
После наведения оператором пусковой установки с ракетами на цель, выдается команда на открывание передней крышки контейнера первой ракеты.
Головка самонаведения захватывает цель и осуществляет слежение за ней.
Для пуска ракеты при устойчивом слежении ГСН за целью оператором с аппаратуры запуска выдается команда ПУСК.
По этой команде начинает работу блок питания ракеты. После выхода блока питания на рабочий режим через 1,1 секунды, подается сигнал на запуск двигательной установки ракеты. За счет давления газов, образующихся при ее работе и истекающих через сопло, выключается механизм стопорения ракеты в контейнере.
Под действием тяги двигателя ракета движется по контейнеру, при этом отрезным устройством перерезается жгут электрических проводов, соединяющий ракету с контейнером.
Ракета теряет связь с контейнером, переходит на бортовое электропитание от блока питания и начинает самостоятельный полет.
В полете происходит автоматическое наведение ракеты на цель по сигналам с ГСН, по которым автопилот вырабатывает команды управления рулями.
В полете последовательно снимаются три ступени предохранения взрывательного устройства, и на удалении 250 м от БМ оно переводится в боевое положение.
При встрече ракеты с целью по сигналу, выдаваемому контактным датчиком цели, а при промахе до 4 метров — по сигналу с неконтактного датчика цели, срабатывает боевая часть и осуществляется поражение цели.
В случае промаха более 4 метров по истечении 16 секунд полета взрывательное устройство переводится в безопасное положение, и ракета падает на землю, не взрываясь.
Реактивные системы залпового огня: через «Град», «Ураган» и «Смерч» к «Полонезу»
Предприятия ВПК Беларуси все больше переходят от модернизации старых советских вооружений к созданию собственных образцов, отвечающих требованиям современной войны.
На днях портал Global Firepower опубликовал очередной рейтинг сильнейших армий государств мира. Сразу следует отметить, что в этом рейтинге не принимается в расчет ядерный потенциал оцениваемых государств, а также показатель их военного и политического лидерства.
Всего составителями были оценены 137 армий мира. В тройку лидеров, как и следовало ожидать, вошли вооруженные силы США, России и Китая. Белорусские вооруженные силы в этом рейтинге заняли 39-е место, поднявшись с прошлогоднего 41-го. В 2017 году наша армия располагалась на 49-м месте. Таким образом прогресс — налицо.
Делая предположения о причинах столь заметного достижения, справедливо будет обратить внимание на то, что по данным составителя рейтинга в составе вооруженных сил Республики Беларусь значительно возросло количество реактивных (ракетных) систем залпового огня (РСЗО): со 123 до 238.
По числу единиц этого вида вооружения белорусская армия занимает 17 место в мире, опередив такие страны, как Польша, Болгария. Германия, Литва и Латвия. (Правда, по общему числу РСЗО наша армия далеко отстает от Северной Кореи — 5.000 ед., России — 3.860 и Китая — 2.050.)
Так как за отмеченный период Беларусь практически не производила закупок новых РСЗО, резонно предположить, что рост их общей численности в вооруженных сил страны произошел за счет ремонта и модернизации систем, ранее находящихся на хранении. Прежде всего это относится к РСЗО БМ-21 «Град».
«Град» выпал на МАЗ
В наследство от Краснознаменного Белорусского военного округа вооруженным силам Республики Беларусь досталось значительное количество таких РСЗО — 376 ед. Однако уже в конце 1990-х годов остро встала проблема износа шасси, на которых базировалась РСЗО «Град» — Урал-375Д. По этой причине количество боеготовых систем резко сократилось. Для исправления ситуации было принято решение заменить изношенную ходовую часть.
Причем не за счет закупок на стороне, например в России, а за счет изделий собственного производства, разместив артиллерийскую часть БМ-21 на шасси отечественного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-6317.
Этот полноприводной автомобиль (колеcная формула 6×6) был cоздан на Минском автомобильном заводе еще по теxничеcким уcловиям Миниcтерcтва обороны СССР. По результатам испытаний МАЗ-6317 был рекомендован к принятию на вооружение и включен в план на 1991 год. Однако, после распада Советского Союза заказчик «канул в лету», и автомобиль остался «безхозным».
В 1996 году на МАЗ-6317 обратили внимание белорусские военные, которые после новой серии испытаний пришли к выводу, что по своим конструктивно-технологическим и эксплуатационно-техническим характеристикам МАЗ-6317 отвечает современным требованиям войск и может быть использован в качестве замены в войсках автомобилей марок «КрАЗ», «КамАЗ» и «Урал».
В частности, было принято решение о применения МАЗ-6317 в качестве колесной базы для различных реактивных систем залпового огня. Все опытно-конструкторские работы по привязке артиллерийской части БМ-21, испытания модифицированной машины и другие мероприятия были проведены силами специалистов Минского автозавода, Военной академии Республики Беларусь, Научно-технического комитета Министерства обороны РБ и Службы ракетно-артиллерийского вооружения Вооруженных Сил РБ. Белорусская версия «Града» получила название «БелГрад».
Использование автомобиля МАЗ-6317 позволило, благодаря особенностям его конструкции (длина грузовой платформы минского вездехода почти вдвое больше, чем у базового «Урала»: 6250 мм против 3900 мм), выгодно изменить компоновочную схему модернизированной установки.
Разместив пакет пусковых труб в кормовой части, конструкторы смогли установить между ним и кабиной стеллажи для 40 реактивных снарядов (существует и вариант на 80 снарядов). В результате расчет получил возможность перезаряжания пусковой установки без использования транспортно-заряжающей машины. Что позволило сократить время подготовки ко второму залпу до 7 мин.
В связи с тем, что по сравнению с исходным образцом у боевой машины (БМ) на базе МАЗ-6317 отсутствует механизм отключения рессор, для повышения устойчивости установки во время стрельбы, в кормовой ее части установили две опоры с винтовыми домкратами. Из-за большей, чем при использовании шасси «Урал-375Д», высоты БМ для наводчика на поворотной платформе артчасти смонтировали откидную площадку.
Испытания первого опытного образца модернизированной установки состоялись 23 декабря 1997 года. Дальнейшая эксплуатация системы в войсках показала, что результат превзошел все ожидания. Благодаря замене колеcной базы модернизированная уcтановка приобрела качеcтва, которыми не обладала исходная система.
Так, каждая БМ теперь может неcти на cебе два боекомплекта, в связи с чем cокращаетcя потребноcть в транcпортно-заряжающиx машинаx, что еще больше cнижает cуммарный раcxод ГСМ и позволяет уменьшить парк автозаправщиков. Однако cамым важным результатом являетcя повышение автономноcти (до 1.000 км), мобильноcти и cкрытноcти cиcтемы ввиду cокращения чаcтоты перезаряжения и дозаправок и, cледовательно, «шлейфа» обcлуживающиx машин.
Экономность — черта белорусов
Наряду с реновацией БМ очень важным является и то обстоятельство, что на Заводе точной электромеханики (ЗТЭМ) в Дзержинске были разработаны модернизированные версии снарядов для реактивной системы залпового огня БМ-21 «Град» и его отечественной модификации «БелГрад».
Анализ складских запасов этих боеприпасов выявил, что имеющиеся на хранении реактивные снаряды для ряда модификаций «Града» (9М28Ф и 9М53Ф) имеют высокую поражающую способность. Которая превышает боевую мощь штатного «градовского» боеприпаса 9М22У в 2 и 5 раз соответственно.
Проверка боеприпасов этих типов также показала наличие значительного ресурса их головных частей. Приняв во внимание все вышеизложенное, специалисты ЗТЭМ совместно с разработчиками этих боеприпасов из российского НПО «Сплав» создали технологию продления срока службы снарядов 9М28Ф и 9М53Ф. Инициативу поддержало Министерство обороны РБ, и в 2014 году соответствующие работы были начаты.
В результате модернизации боеприпасов были получены следующие 122-мм реактивные снаряды осколочно-фугасного действия:
9М521МБ — дальнобойный (40 км) реактивный снаряд с неотделяемой головной повышенного могущества действия у цели;
9М522МБ — дальнобойный (34 км) реактивный снаряд с отделяемой головной частью снаряда;
9М523МБ — дальнобойный (22 км) реактивный снаряд с неотделяемой головной повышенного могущества действия у цели.
При применении радиовзрывателя, обеспечивающего воздушный подрыв, эффективность действия боеприпасов увеличивается в 4-7 раз.
Усовершенствованные снаряды не требуют доработки под них боевых машин «Град» и «БелГрад». Государственные испытания проведенные Минобороны РБ подтвердили все заданные характеристики модернизированных боеприпасов, а также возможность их использования в течение всего гарантийного срока эксплуатации. В 2016 году реактивные снаряды 9М521МБ и 9М522МБ были приняты на вооружение. В 2017 году на вооружение будет принят реактивный снаряд 9М523МБ.
Насколько можно понять из информации представителей Минобороны, РСЗО «Град», аналогичную реновацию пройдут ремонтопригодные БМ из 72 установок более мощной (калибром 220-мм) РСЗО «Ураган».
Второй после атома
Самая могучая реактивная система, которой располагает белорусская армия, — это РСЗО «Смерч», размещенная на шасси МАЗ-543М. Беларусь наряду с Россией и Украиной входит в число крупнейших обладателей этого оружия. Белорусские вооруженные силы имеют 36 систем «Смерч» (украинские — 75, российские — 100).
Во многих европейских странах системы реактивной артиллерии относят к оружию массового поражения. Однако по отношению к «Смерчу» это особенно верно. Его 300-мм снаряды, снабженные твердотопливными реактивными двигателями на смесевом топливе, имеют длину 7,6 м и вес 800 кг. Вес головной части составляет 280 кг. Она может быть моноблочной или кассетной.
Стрельба может вестись одиночными снарядами или залпом (в течение 38 секунд). Запуск снарядов осуществляется из кабины БМ или с выносного пульта. Мощность залпа трех установок РСЗО «Смерч» по эффективности равна мощности огня двух бригад, оснащенных ракетным комплексом 9К79 «Точка-У». Залп одной боевой машины 12-ю ракетами с кассетными осколочно-фугасными элементами поражает цели на площади 672 тыс. кв. м.
Для повышения точности стрельбы ракетные снаряды «Смерча» стабилизируются в полете за счет вращательного движения вокруг продольной оси, которое придается в момент пуска и поддерживается затем лопастями раскрывающегося стабилизатора.
Помимо этого в «Смерче» использована система управления полетом снарядов, корректирующая траекторию их движения по тангажу и рысканию. Управляющие сигналы вырабатываются автоматизированной системой «Виварий» и в виде радиокоманд передаются на каждую ракету. Коррекция полета осуществляется газодинамическими рулями. После прекращения работы двигателей ракета продолжает полет уже по баллистической траектории. В результате по точности стрельбы «Смерч» сравним с артиллерийскими орудиями, а по кучности в три раза превышает их характеристики.
Развитие спутниковых систем глобального позиционирования типа GPS/ГЛОНАСС открыло возможность создания на базе тяжелых РСЗО оружия, близкого по своим характеристикам к тактическим и даже оперативно-тактическим ракетам. В этом особенно преуспели китайцы, творчески переработав советские проектные решения. Украинские разработчики c их ракетным комплексом «Ольха» последовали их примеру.
В Беларуси предприятия ВПК освоили восстановительный ремонт РСЗО «Смерчей» и достаточно глубокую их модернизацию. Разработаны автоматизированные системы управления их формированиями. Предусматривается применение РСЗО «Смерч» (наряду с другими видами ракетного и артиллерийского вооружения) в составе разведывательно-огневых систем, использующих беспилотные авиационные комплексы. Это позволит увеличить боевую эффективность данных систем, а также решать задачи маневра, организации, планирования и подготовки огня в масштабе реального времени.
Нельзя модернизировать до бесконечности
Однако значительная степень физического и морального износа материальной части «Смерчей» белорусской армии ставит под вопрос возможность дальнейшего совершенствования этой РСЗО в соответствии с требованиями современной войны. Главными мировыми тенденциями в развитии подобных систем являются: увеличение калибра боеприпасов, расширение спектра решаемых задач, повышение скорости перезарядки, дальности и точности стрельбы.
Кардинальное решение этих задач путем дальней поэтапной реновации существующих РСЗО весьма сомнительно, так как требует затрат, сопоставимых со стоимостью новых образцов. Поэтому, поддерживая по мере возможности боеготовность старых ракетных систем, отечественный ВПК работает над новыми.
9 мая 2015 года на параде в честь 70-летия Победы впервые официально были показаны установки нового РСЗО «Полонез» белорусской разработки. А 22 августа 2016 года это комплекс был принят на вооружение 336-й реактивной артиллерийской бригады вооруженных сил страны. В ее составе был сформированный дивизион, включающий шесть боевых машин, три транспортно-заряжающих и четыре машины боевого управления.
Основные тактико-технические характеристики РСЗО «Полонез» соответствуют лучшим образцам зарубежных систем реактивной артиллерии (а то и превосходят их).
Одна БМ данной системы способна одновременно нанести точечный удар по восьми целям на дальности от 50 до 300 км, причем вероятное отклонение от цели на максимальной дальности стрельбы не превышает 30 м. Так как в каждую из восьми ракет БМ вводится индивидуальное полетное задание. А блок их управления, оснащен инерциальной системой наведения, дополненной навигационным комплексом на основе системы ГЛОНАСС/GPS.
Сам боеприпас имеет малую отражающую поверхность, высочайшую скорость и совершает противоракетный маневр во время полета. Что позволяет ему с высокой степенью вероятности преодолевать современные системы ПРО.
Таким образом есть достаточно оснований утверждать, что управляемые ракеты РСЗО «Полонез» обладают боевыми свойствами, характерными для оперативно-тактических баллистических ракет с наклонным типом запуска. Их серийное производство налажено на Дзержинском ЗТЭМ.
Данный ракетный комплекс размещается на базе автомобильного шасси с автоматической коробкой передач МЗКТ-793000-300 производства ОАО «Минский завод колесных тягачей», имеющее дорожные габариты и колесную формулу 8х8.
Ключевой особенностью машины является использование инновационной независимой, регулируемой по высоте, гидропневматической подвески Volat, которая обеспечивает превосходную плавность хода, высокую проходимость и скорость движения как по шоссе, так и вне дорог.
В настоящий момент главный недостаток «Полонеза» — небольшое количество ракетных установок в войсках.
Ракеты в пакетах
А совсем недавно казалось, что разработка и выпуск новых боеприпасов полностью прекращены, из пепла отрасль уже не восстанет никогда. О том, как удалось преодолеть трудности, копившиеся двадцать лет, над чем в отрасли работают сейчас, что в перспективе и о многом другом наш разговор с главным боеприпасником страны — гендиректором концерна «Техмаш» Владимиром Лепиным.
Владимир Николаевич, недавно стало известно, что концерн, которым вы руководите, приступил к поставкам ВМФ новых противолодочных ракет комплекса «Запад». А есть еще какие-нибудь разработки в этом направлении?
Владимир Лепин: Конечно, есть. Если ракеты системы «Запад» предназначались прежде всего для уничтожения вражеских субмарин, то «Удав» должен был гарантированно поражать уже выпущенные по кораблю торпеды. Можно утверждать — мы первыми в мире создали действительно уникальные и эффективные комплексы защиты. Они до сих пор полностью соответствуют современным требованиям. На месте стоять нельзя. И командование ВМФ выдало нам задание на глубокую модернизацию комплексов, что мы с успехом выполнили и продолжаем выполнять.
Наряду с модернизацией, нам пришлось восстанавливать серийное производство. Увы, в 1990-е оно было практически утрачено, и в первом десятилетии XXI века ничего не делалось для его возобновления. И только за счет изначально удачной конструкции комплексов, а также имевшихся запасов ракет, корабли продолжали обеспечиваться надежной защитой. Теперь проблемы с серийным производством решены, мы сосредоточены на конструкторской работе.
Можно ли более подробно рассказать о комплексе «Удав»?
Владимир Лепин: Реактивные снаряды этого комплекса имеют калибр 300 мм и достаточно эффективно противодействуют торпедным атакам. На пути торпеды создается эшелонированная система защиты. В одном залпе производится пуск различных типов реактивных снарядов на рассчитанную для них дальность.
Первый рубеж обороны формируют два снаряда-отводителя, с помощью которых ставятся четыре ложные цели. При захвате ложной цели торпеда уходит с атакующей траектории и совершает движение с наведением на ложные цели до полной остановки своего двигателя.
При прорыве первого эшелона защиты корабля торпеду встречает своеобразное минное поле. Боевые части зависают на глубине пять метров и взрываются, если торпеда входит в зону поражения.
При прорыве первого и второго эшелона защиты корабля производится массовый залп глубинными снарядами. Это те же заградители, но они работают не в режиме ожидания как мины, а взрываются сразу после заглубления в воду. Их одновременный подрыв не оставляет шансов никакой торпеде — ни идущей прямолинейно, ни управляемой, ни самонаводящейся.
В «Техмаш» входят различные предприятия. И, наверное, самое знаменитое из них — НПО «Сплав», которое находится в Туле. Прежде всего оно известно разработанными там системами залпового огня. О «Граде» вообще песни складывают. Он совершенствуется или выпускается, каким был создан 55 лет назад?
Владимир Лепин: Действительно, реактивная система залпового огня (РСЗО) «Град» появилась в 1963 году. И оказалась настолько хорошей, что если бы даже не совершенствовалась, то и сегодня полностью удовлетворяла бы требованиям времени. Кстати, ее создателю, гениальному русскому конструктору Александру Никитовичу Ганичеву 25 августа этого года исполнилось бы 100 лет.
Ракета системы «Град» за минувшие годы неоднократно совершенствовалась. Это позволило увеличить кучность стрельбы и повысить дальность полета снаряда с 20 до 40 километров.
В СССР были выпущены миллионы 122 мм реактивных снарядов к этой системе. Они активно экспортировались и использовались в различных вооруженных конфликтах. В арсеналах по сей день осталось значительное количество реактивных снарядов. Мы разработали технологию их капитального ремонта. Из двигателя ракеты удаляется старый пороховой заряд и ставится новый. При необходимости меняется хвостовая часть, устанавливается новый взрыватель.
Одновременно решаются две задачи — обновление арсенала и фактическая утилизация старых боеприпасов без их уничтожения. Военных это устраивает.
Тем не менее на смену «Граду», насколько известно, идет РСЗО «Торнадо».
Владимир Лепин: Постепенно будет заменен не только «Град», но и более мощная РСЗО «Смерч». Уже сегодня крупносерийный выпуск «Градов» и «Смерчей», прекращен. Осваивается производство двух новых систем — «Торнадо-Г» и «Торнадо-С». Одна имеет «градовский» калибр 122 мм, другая — 300 мм, как у системы «Смерч».
Чем отличаются «Торнадо» от предшествующих им реактивных систем залпового огня?
Владимир Лепин: «Торнадо» — системы совершенно нового для нас поколения. Они оснащены современными баллистическими вычислителями, работающими в связке с Глобальной навигационной системой — ГЛОНАСС. Точность и дальность их стрельбы существенно выше, чем у предшественников.
У «Торнадо-Г» мы добились значительного роста огневого могущества. Решение внешне простое, но было много нюансов. Ракеты классического «Града» поражают площадь по наклонной траектории.
В боекомплекте «Торнадо-Г» появились новые боеприпасы — когда они оказываются над целью, отделяется боевая часть, раскрывается парашют и весь залп опускается вертикально. При этом взрыв может произойти как от удара, так и на определенной высоте.
Ракеты «Торнадо-С» могут корректироваться в полете, что значительно повысило точность поражения цели на дальности более чем 100 км. Причем, корректируются они не человеком-оператором, а системой управления, находящейся непосредственно в ракете.
Еще мы выпускаем достаточно мощную реактивную систему залпового огня — «Ураган» калибра 220 мм. Эту систему тоже модернизировали.
Особенность «Урагана-1М» — пакетное снаряжение. На установке стоит два пакета. Один может быть 220 мм, другой 300 мм. Либо два по 220 мм. Направляющие трубы из углепластика. Они снаряжены реактивными снарядами на заводе или специальном артиллерийском арсенале.
В «Урагане-1М» после залпа, пусковой блок просто сбрасывается, что позволяет машинам быстро покинуть огневые позиции. Затем на безопасном расстоянии устанавливаются полностью снаряженные пакеты с новыми ракетами.
Кроме реактивных систем залпового огня, специалистами «Сплава» разработана и запущена в производство неуправляемая авиационная ракета С-8 ОФП «Бронебойщик». Что это такое?
Владимир Лепин: Эти ракеты — С-8ОФП — предназначены для вооружения самолетов типа Су-25 и вертолетов Ми-8. Они должны дополнить семейство неуправляемых авиационных ракет С-8. При этом «Бронебойщик», имеет тот же калибр — 80 мм и такую же конфигурацию, но по боевым возможностям превосходит старую штатную ракету в пять-шесть раз.
Особенность С-8 ОФП в том, что ракета, в зависимости от настроек взрывателя, может взрываться перед преградой, при ударе в преграду и за преградой, пробив ее и не разрушившись. Таких ракет у нас еще не было.
Почему боеприпасная отрасль оказалась едва ли не в самой плачевной ситуации в 1990-е годы?
Владимир Лепин: «Лихие» годы запомнились практически полным отсутствием финансирования отечественной оборонки. Те, кто продолжал отвечать за уже российское ОПК, пытаясь сохранить отрасль в целом, были вынуждены на чем-то экономить. Решили на боеприпасах. Это объяснимо.
Их было изготовлено в СССР огромное количество. И они отличались высочайшей надежностью. Во время контртеррористических операций на Северном Кавказе рубежа ХХ и ХХI веков новейшие 152 мм самоходки «Мста» стреляли снарядами, выпущенными в 1943 году. И отказов не было.
Кому-то даже показалось, что основная задача не в разработке и выпуске новых боеприпасов, а в утилизации накопившихся. Фактически двадцать лет — с 1991 по 2011 годы отрасль выживала как могла.
Как удалось возродиться?
Владимир Лепин: «Техмаш» был создан как боеприпасный холдинг в 2011 году. Становление и структуризация его были совсем непростыми. Но в итоге все сложилось.
Сейчас в наше объединение входит 37 предприятий. Образовано пять дивизионов — каждый из них имеет очень высокую степень самостоятельности. Построена единая корпоративная система управления. Сформированы единые подходы к стратегическому развитию. Мы сократили издержки как на административно-управляющий персонал, так и на производство. Активно работаем над повышением общей профессиональной компетенции персонала.
Главное, чего мы добились — консолидированная, очень грамотная техническая политика, тактическая и стратегическая.
Кто и чем конкретно занимается в «Техмаше»?
Владимир Лепин: Полный ответ будет слишком пространным. Отвечу как можно короче.
Реактивными системами залпового огня наземного и морского базирования занимается НПО «СПЛАВ» и связанные с ним предприятия.
Неуправляемыми бомбовыми средствами поражения, гранатометными, минометным выстрелам и средствам ближнего боя — НПО «Базальт».
Дивизион по артиллерийским выстрелам наземной и морской артиллерии — возглавляет НИМИ им. В.В. Бахирева.
Малокалиберные боеприпасы для автоматических комплексов и гранатометов, инженерных боеприпасов и отдельных систем вооружения разрабатывает НПО «Прибор».
Дивизион взрывательных устройств и составных частей систем управления боеприпасов — это компетенция Научно-исследовательского института электронных приборов, известного как НИИЭП.
Могу добавить, что помимо чисто «взрывных» изделий мы предлагаем потребителю очень широкий круг сугубо мирных товаров.
Это и самая современная медтехника, и сельскохозяйственная техника, и холодильное оборудование. Кстати, наши промышленные холодильники пользуются спросом и в Азии, и в Западной Европе.
Визитная карточка
Лепин Владимир Николаевич — гендиректор АО «НПК «Техмаш» с 9 июня 2017 г., одновременно генеральный директор АО «НПО «СПЛАВ».
Окончил Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище и адъюнктуру Военно-воздушной инженерной академии им. профессора Н.Е. Жуковского. Доктор технических наук, доцент, член-корреспондент РАРАН, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Калибр мал, да удал
Есть ли у вас еще какие-то эксклюзивные, как принято говорить, наработки по боеприпасам?
Владимир Лепин: Конечно, есть. Но говорить о них я не буду. Отмечу две уже общеизвестных темы и одну — о которой пока мало кто знает.
Готовится к принятию на вооружение автоматический гранатомет АГС-40 «Балкан» калибром 40 мм. Он более эффективен, чем находящиеся сейчас в войсках 30 мм гранатометы АГС-17 и АГС-30. По заданию минобороны мы работаем над снарядами калибра 57 мм. Когда-то пушки этого калибра были очень распространены. Потом их сняли с вооружения. А сейчас начинается своеобразный ренессанс таких орудий, и он многообещающий.
А еще мы ведем инициативные работы по снарядам калибра 45 мм. Казалось бы, «сорокопятки» — совсем забытые пушки. Но на Западе до сих пор очень популярен калибр 40 мм. Так что российские 45 мм автоматические пушки могут стать настоящим открытием нового века.