Размеры обозначений
Размеры обозначений
Размеры УГО в электрических схемах.
Выборка материалов из ГОСТ, имеющих отношение к размерам изображений условных графических обозначений элементов электрических схем.
Все изображения вставлены из ГОСТ без изменений.
ГОСТ 2.701-84 Схемы виды и типы. Общие требования к выполнению (фрагмент)
2.4.2. Условные графические обозначения элементов изображают в размерах, установленных в стандартах на условные графические обозначения. Условные графические обозначения, соотношения размеров которых приведены в соответствующих стандартах на модульной сетке, должны изображаться на схемах в размерах, определяемых по вертикали и горизонтали количеством шагов модульной сетки М (черт. 2а). При этом шаг модульной сетки для каждой схемы может быть любым, но одинаковым для всех элементов и устройств данной схемы.
Черт. 2а
Условные графические обозначения элементов, размеры которых в указанных стандартах не установлены, должны изображать на схеме в размерах, в которых они выполнены в соответствующих стандартах на условные графические обозначения.
Размеры условных графических обозначений, а также толщины их линий должны быть одинаковыми на всех схемах для данного изделия (установки).
1. Все размеры графических обозначений допускается пропорционально изменять.
2. Условные графические обозначения элементов, используемых как составные части обозначений других элементов (устройств), допускается изображать уменьшенными по сравнению с остальными элементами (например, резистор в ромбической антенне, клапаны в разделительной панели).
ГОСТ 2.722-68 Машины электрические (фрагмент)
9. Размеры основных элементов условных графических обозначений, табл. 3.
Наименование | Обозначение | |
---|---|---|
1. Обмотка | ||
2. Статор | ||
3. Ротор | ||
4. Щетка: | на контактном кольце | |
на коллекторе |
ГОСТ 2.721-74 Обозначения общего применения. Таблица 7
Приложение 2
ГОСТ 2.728-74 Резисторы, конденсаторы (фрагмент)
7. Размеры условных графических обозначений приведены в табл. 6.
Все геометрические элементы условных графических обозначений следует выполнять линиями той же толщины, что и линии электрической связи.
Наименование | Обозначение |
---|---|
1. Резистор постоянный | |
2. Резистор постоянный с дополнительными отводами: а) одним | |
б) с двумя | |
3. Резистор переменный | |
4. Резистор переменный с двумя подвижными контактами | |
5. Резистор подстроечный | |
6. Потенциометр функциональный | |
7. Потенциометр функциональный кольцевой замкнутый: а) однообмоточный | |
б) многообмоточный, например, двухобмоточный | |
8. Потенциометр функциональный кольцевой замкнутый с изолированным участком | |
9. Конденсатор постоянной емкости | |
10. Конденсатор электролитический | |
11. Конденсатор опорный | |
12. Конденсатор переменной емкости | |
13. Конденсатор проходной |
ГОСТ 2.730-73 Приборы полупроводниковые (фрагмент)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное
Размеры (в модульной сетке) основных условных графических обозначений
2. Тиристор диодный
5. Транзистор полевой
ГОСТ 2.732-68 ИСТОЧНИКИ СВЕТА (фрагмент)
4. Размеры условного графического обозначения лампы накаливания
ГОСТ 2.747-68 Размеры условных графических обозначений (фрагмент)
2. Размеры условных графических обозначений приведены в таблице.
Наименование | Обозначение |
---|---|
1, 2. (Исключены, Изм. № 1) | |
3. По ГОСТ 2.755-87 | |
5. Элемент нагревательный | |
6?9. (Исключены, Изм. № 1). | |
10. Прибор измерительный | |
11. Промежуток искровой | |
12. Предохранитель плавкий | |
13. По ГОСТ 2.756-87 | |
14. Контакт телефонного гнезда и телефонного ключа без фиксации | |
15. Контакт телефонного гнезда с фиксацией | |
16. По ГОСТ 2.756?87 | |
17. Гнездо телефонное | |
пп. 18?21 по ГОСТ 2.755-87 | |
пп. 22?23 по ГОСТ 2.756-76 | |
пп. 24?25 по ГОСТ 2.728-74 | |
26. (Исключен, Изм. № 1). | |
27. Обмотка трансформатора | |
28-32 (Исключены, Изм. № 1). | |
Пп 33, 34 по ГОСТ 2 730-73 | |
35-40 (Исключены. Изм. №1). | |
41. Устройство квантовое | |
42. (Исключен, Изм. №1). | |
43. Противовес | |
44. Аппарат телефонный. Общее обозначение | |
45. Коммутатор телефонный и факсимильный. Общее обозначение | |
46. Телефон | |
47. Микрофон | |
48. Громкоговоритель (репродуктор) | |
49. Головка акустическая | |
50. Звонок электрический | |
51. (Исключен, Изм. № 1). | |
52. Электрозапал (пиропатрон) | |
53-55. (Исключены, Изм. № 1). |
ГОСТ 2.755-87 УСТРОЙСТВА КОММУТАЦИОННЫЕ И КОНТАКТНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (фрагмент)
Размеры (в модульной сетке) основных условных графических обозначений приведены в табл.10.
Таблица 10
Наименование | Обозначение |
---|---|
1. Контакт коммутационного устройства 1) замыкающий | |
2) размыкающий | |
3) переключающий | |
2. Контакт импульсный замыкающий при срабатывании и возврате | |
3. Переключатель двухполюсный шестипозиционный, в котором третий контакт верхнего полюса срабатывает раньше, а пятый контакт ? позже, чем соответствующие контакты нижнего полюса | |
4. Искатель с двумя движениями с возвратом в исходное положение и многократным соединением контактных полей несколькими искателями, например двумя |
ГОСТ 2.756-76 ВОСПРИНИМАЮЩАЯ ЧАСТЬ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ (фрагмент)
Наименование | Обозначение |
---|---|
1. Катушка электро-механического устройства | |
2. Катушка электро-механического устройства с одной обмоткой | |
3. Катушка электромеханического устройства с двумя встречными обмотками | |
4. Катушка электро-механического устройства с одним отводом | |
5. Катушка электро-механического устройства: с одним дополнительным графическим полем | |
с двумя дополнительными графическими полями | |
6. Воспринимающая часть электротеплового реле |
ГОСТ 2.767-89 РЕЛЕ ЗАЩИТЫ (фрагмент)
Размеры (в модульной сетке) основных условных графических обозначений
Таблица 4
Наименование | Обозначение |
---|---|
Реле защиты |
ГОСТ 2.768?90 ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ, ЭЛЕКТРОТЕРМИЧЕСКИЕ И ТЕПЛОВЫЕ (фрагмент)
СООТНОШЕНИЕ РАЗМЕРОВ ОСНОВНЫХ УСЛОВНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
Как читать автомобильные электрические схемы
Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе – такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!
Почему полезно разбираться в автоэлектрике
Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах – замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту “карусель” значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное – уметь их читать и понимать.
Электросхемы? – разберется даже школьник!
Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов – стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях – обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.
Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления – это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.
Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом – на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.
Схематическое расположение электрических компонентов на кузове
Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.
Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля
Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.
Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.
Стандартные цепи питания и соединение элементов
Цепи питания – элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом (“плюс” аккумулятора), а внизу – с нулевым, т.е. земля (или “минус” аккумулятора).
Цепь 30 – идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 – от аккумулятора через замок зажигания – “Зажигание 1” Цепь под номером 31 – заземление
Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):
Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:
Иногда можно встретить пустую окружность в узле – это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.
Обозначение разъемов на электросхеме – коннекторы
Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них – разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой “С” и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не “пин №2”, а “терминал №2”, если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.
Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны “мамы” с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны “папы”, соответственно, зеркально.
Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют “фишками”, в гугле по поводу такой “этимологии” никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.
Соединение проводов в автомобиле – соединительные колодки (Splice)
Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском – Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой “S” и порядковым номером, например: S202, S301.
В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.
Обозначение предохранителей на электросхемах
Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию – предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef – предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) – предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом – в блоках предохранителей и реле.
Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты
Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.
Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах
- Датчик холостого хода (ДХХ)
- Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
- Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
- Датчик давления в системе кондиционирования
- Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе
На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.
Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах – примеры схем
Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.
- Аккумуляторная батарея (АКБ)
- Замок зажинагия
- Комбинация приборов
- Выключатель
- Стартер
- Генератор
Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.
- Катушка зажигания
- Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
- Датчик положения коленчатого вала
На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как – блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ – только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.
- Блок управления двигателем (ЭБУ)
- Октан-корректор
- Электромотор (в данном случае – бензонасос)
- Датчик концентрации кислорода
На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.
- Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
- Двухходовой клапан
- Гравитационный клапан
- Комбинация приборов
- Электронный блок управления двигателем
- Датчик скорости
На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.
- Переключатель наружного освещения
- Переключатель указателей поворота
- Переключатель корректора фар
- Корректор левой фары
- Левая фара автомобиля
- Корректор правой фары
- Правая фара автомобиля
На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.
Автоэлектрика? Проще простого!
Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!
Схемы по электрике. Виды и типы. Некоторые обозначения
Во время работ по электротехнике человек может столкнуться с обозначениями элементов, которые условно обозначены на электромонтажных схемах. Разнообразия схемы по электрике очень широки. Они имеют разные функции и классификацию. Но все графические обозначения в условном виде приводятся к одним формам, и для всех схем элементы соответствуют друг другу.
Электромонтажная схема – это документ, в котором обозначены связи составных элементов разных устройств, потребляющих электроэнергию, между собой по определенным стандартным правилам. Такое изображение в виде чертежа призвано научить специалистов по электрическому монтажу, чтобы они поняли из схемы принцип действия устройства, и из каких составных частей и элементов она собрана.
Главное предназначение электромонтажной схемы – оказать помощь в монтаже электроустройств и приборов, простом и легком обнаружении неисправности в электрической цепи. Далее разберемся в видах и типах электромонтажных схем, выясним их свойства и характеристики каждого типа.
Схемы по электрике: классификация
Все электрические схемы, как документы, разделяются на виды и типы. По соответствующим стандартам можно найти разделение этих документов по видам схем и типам. Разберем их подробную классификацию.
Виды электромонтажных схем следующие:
- Электрические.
- Газовые.
- Гидравлические.
- Энергетические.
- Деления.
- Пневматические.
- Кинематические.
- Комбинированные.
- Вакуумные.
- Оптические.
Основные типы:
- Структурные.
- Монтажные.
- Объединенные.
- Расположения.
- Общие.
- Функциональные.
- Принципиальные.
- Подключения.
Рассматривая схемы по электрике, перечисленные обозначения, по названию электросхемы определяют тип и вид.
Обозначения в электросхемах
В современный период в электромонтажных работах используются как отечественные, так и импортные элементы. Зарубежные детали можно представить широким ассортиментом. На схемах и чертежах они также обозначаются условно. Описывается не только размер параметров, но и список элементов, входящих в устройство, их взаимосвязь.
Теперь следует разобраться, для чего предназначена каждая конкретная электросхема, и из чего она состоит.
Принципиальная схема
Такой тип используется в распределительных сетях. Он обеспечивает полное раскрытие работы электрооборудования. На чертеже обязательно обозначают функциональные узлы, их связь. Схема имеет два вида: однолинейная, полная. На однолинейной схеме изображены первичные сети (силовые). Вот ее пример:
Полный вариант схемы по электрике изображается в элементном или развернутом виде. Если устройство простое, и на чертеже входят все пояснения, то хватит развернутого плана. При сложном устройстве с цепью управления, измерения и т. д., оптимальным решением будет изобразить все узлы на отдельных листах, во избежание путаницы.
Бывает также принципиальная электросхема, на которой изображена выкопировка плана с обозначением отдельного узла, его состав и работа.
Монтажная схема
Такие схемы по электрике применяются для разъяснения монтажа какой-либо проводки. На них можно изобразить точное положение элементов, их соединение, характеристики установок. На схеме проводки квартиры будет видно размещение розеток, светильников и т.д.
Эта схема руководит электромонтажными работами, дает понимание всех подключений. Для монтажа бытовых устройств такая схема лучше подходит для работы.
Объединенная схема
Этот тип схемы включает в себя разные виды и типы документов. Ее применяют для того, чтобы не загромождать чертеж, обозначить важные цепи, особенности. Чаще объединенные схемы применяют на предприятиях промышленности. Для домашнего применения она вряд ли имеет смысл.
Изучив условные обозначения, подготовив необходимую документацию, не трудно разобраться в работе любой электроустановке.
Порядок сборки по электрической схеме
Самым сложным делом для электрика является понимание взаимодействия элементов в схеме. Нужно знать, как читать и собирать схему. Сборка предполагает определенные правила:
- Во время сборки необходимо руководствоваться одним направлением, например, по часовой стрелке.
- Лучше для начала разделить схему на части, если много элементов и схема сложная.
- Начинают сборку от фазы.
- При каждом выполненном шаге по сборке нужно предположить, что будет происходить, если в данный момент подать напряжение.
После окончания сборки обязательно должна образоваться замкнутая цепь. Для примера разберем подключение в домашних условиях люстры, состоящей из 3-х плафонов, с применением двойного выключателя.
Сначала определим порядок работы люстры. При включении 1-й клавиши должна загораться одна лампочка, если включить 2-ю клавишу, то другие две. По схеме на выключатель и люстру идут по 3 провода. От сети идут два провода, фаза и ноль.
Индикатором определяем и находим фазу, соединяем ее с выключателем, не прерывая ноль. Провод присоединяем к общей клемме выключателя. От него пойдут 2 провода на 2 цепи. Один из проводов соединим с патроном лампы. От патрона выводим второй проводник, соединяем с нулем. Одна цепь готова. Для проверки щелкаем первой клавишей выключателя, лампа горит.
2-й провод от выключателя подключаем к патрону другой лампы. От патрона провод соединяем с нулем. Если по очереди щелкать клавишами выключателя, то будут светиться разные лампы.
Теперь подключим третью лампу. Соединяем ее параллельно к любой лампе. В люстре один провод стал общим. Его делают отличительным по цвету. Если у вас провода все одинаковые по цвету, то во избежание путаницы необходимо при монтаже пользоваться индикатором. Для подключения люстры обычно не требуется особого труда, так как эта схема не особо сложная.
Элементы электрических схем
Прежде чем начать изучать электрические схемы тепловозов, надо познакомиться с их элементами. Так, в схемы тепловозов входят электрические машины, аккумуляторные батареи, электрические аппараты и приборы.
Электрические машины. Все рассматриваемые в настоящей книге тепловозы имеют электрическую передачу постоянного тока (рис. 3). Для такой передачи в качестве тягового генератора и тяговых двигателей (ТЭД) используются машины постоянного тока. Кроме тягового генератора и ТЭД, на тепловозах устанавливаются следующие электрические машины: возбудитель, подвоз-будитель, вспомогательный генератор и вспомогательные электродвигатели.
По виду преобразования энергии среди электрических машин постоянного тока различают генераторы и двигатели. Все они имеют обмотки: якоря, добавочных полюсов, возбуждения. По способу включения обмоток возбуждения различают машины с независимым возбуждением и с самовозбуждением. При этом последние могут иметь последовательное, параллельное и смешанное возбуждение (рис. 4).
Тяговый генератор Г постоянного тока служит для преобразования механической энергии дизеля в электрическую для питания ТЭД, а также для вращения валов дизеля при его пуске (при этом генератор работает в режиме двигателя). Тяговые генераторы на всех тепловозах имеют в режиме тяги независимое возбуждение от возбудителя, а в режиме пуска дизеля — последовательное возбуждение (рис. 5). У них есть обмотки: якоря, добавочных полюсов, независимого возбуждения и пусковая (последовательного возбуждения).
Тяговые электродвигатели ТЭД служат для преобразования электрической энергии в механическую и создания силы тяги. Они имеют последовательное возбуждение. В ТЭД есть обмотки: якоря, добавочных полюсов, последовательного возбуждения.
Возбудитель В служит для возбуждения (создания магнитного потока полюсов) тягового генератора. Возбудитель тепловозов типа ТЭ10 имеет независимое возбуждение. У него есть обмотки: якоря, добавочных полюсов, две обмотки независимого возбуждения.
Синхронный подвозбудитель СПВ (см. рис. 3) служит для возбуждения возбудителя и питания обмоток всех электрических аппаратов, которые могут работать лишь на переменном токе. Он имеет обмотки: ротора, независимого возбуждения (рис. 6).
Рис. 3. Принципиальная схема электрической передачи тепловозов типа ТЭ10: Г — тяговый генератор постоянного тока, ТЭД — тяговый электродвигатель постоянного тока, В — возбудитель; СПВ — синхронный подвозбудитель, ВГ — вспомогательный генератор, РН — регулятор напряжения
Рис. 4. Системы возбуждения электрических машин постоянного тока тепловозов
Рис. 5. Обмотки возбуждения тягового генератора и ТЭД: ЯІ-Д2 обмотки якоря и добавочных полюсов; НІ-Н2-обмотка независимого возбуждения тягового генератора; Я/-П2 — пусковая обмотка тягового генератора, С/-С2 — обмотка последовательного возбуждения ТЭД; НИ- НІ2 — обмотка независимого возбуждения возбудителя
Рис. 6. Обмотки синхронного под-возбудителя: С/-С2 — обмотка ротора; ИІ-И2 — обмотка независимого возбуждения
Вспомогательный генератор ВГ- машина постоянного тока, которая служит для возбуждения синхронного подвозбудителя (см. рис. 3) и возбудителя, заряда аккумуляторной батареи, питания цепей управления, освещения, вспомогательных электродвигателей. Вспомогательный генератор в обычном режиме имеет параллельное возбуждение, а при пуске дизеля — независимое возбуждение от аккумуляторной батареи (рис. 7). У него есть обмотки: якоря, добавочных полюсов, параллельного возбуждения.
Вспомогательные электродвигатели постоянного тока с параллельным или смешанным возбуждением общепромышленного исполнения используются для привода топливоподка-чивающего, маслопрокачивающего насосов, вентиляторов кузова и кабины машиниста, отопительно-венти-ляционной установки.
Аккумуляторные батареи. Батареи используются на тепловозах для питания тягового генератора при пуске дизеля, а также для питания цепей управления, освещения, вспомогательных электродвигателей при неработающем дизеле.
Электрические аппараты и приборы. Рубильник аккумуляторной батареи ВБ служит для включения батареи в цепи тепловоза. Этот рубильник включается вручную машинистом на всех секциях тепловоза перед началом работы.
Реверсор ПР служит для смены направления движения тепловоза путем изменения направления тока в обмотке возбуждения ТЭД. Он имеет 24 силовых контакта и 4 вспомогательных.
Контроллер управления КМ служит для включения и выключения цепей управления (трогание тепловоза с места, переключение электромагнитов регулятора МР1-МР4 с целью изменения частоты вращения валов дизеля, включение отдельных реле). Штурвал (и соответственно главный барабан) контроллера имеет 15 рабочих позиций и одну нулевую. Реверсивная рукоятка контроллера (реверсивный барабан) имеет положения «Вперед», «Назад» и нейтральное. При этом на ведущей секции тепловоза реверсивная рукоятка (реверсивный барабан) занимает положение «Вперед» или «Назад», а на ведомой (ведомых) секции она должна находиться в нейтральном положении. С помощью контактов реверсивного барабана подготавливается цепь для поворота реверсора в положение «Вперед» или «Назад». На тепловозах типов ТЭ10М, ТЭ10У дополнительные контакты реверсивного барабана, кроме того, обеспечивают избирательность питания отдельных цепей только через контроллер ведущей секции.
Рис 7. Обмотки вспомогательного генератора: Я1-Д2 обмотки якоря и добавочных полюсов, Ш1-Ш2 — обмотка возбуждения Черные стрелки указывают направление тока при нормальном режиме (параллельное возбуждение), зеленые — при пуске (независимое возбуждение)
На тепловозах устанавливаются электропневматические и электромагнитные контакторы. Электропневматическими являются силовые контакторы П1-П6 и контакторы ослабления возбуждения двигателей ВШ1, ВШ2. Электромагнитные контакторы используются в качестве контакторов возбуждения генератора КВ, возбуждения возбудителя ВВ, пуска дизеля Д1-ДЗ, электродвигателей топливоподкачивающего КТН и маслопрокачивающего КМН насосов, отопительно-вентиляцион-ной установки КМК.
Каждый контактор имеет включающую катушку, главный контакт (замыкающий), вспомогательные контакты (замыкающие и размыкающие). Замыкающие контакты замкнуты, когда включен контактор (подано напряжение на его катушку), и разомкнуты, когда контактор выключен. Размыкающие контакты, наоборот, замкнуты, когда контактор выключен, и разомкнуты, когда контактор включен.
Рис. 9. Управляющие и защитные тепловозные реле
Широко применяются на тепловозах и другие коммутационные аппараты: рубильники, переключатели, замковые ключи, конечные выключатели, тумблеры, кнопки и др.
Среди многочисленных тепловозных реле различают реле неэлектрические и электрические (рис. 8).
К неэлектричес ким реле относят реле давления масла РДМ1, РДМ2, давления воздуха в тормозной магистрали РДВ, температурные ТРВ, ТРМ. Эти реле имеют замыкающие и размыкающие контакты.
К специальным электрическим реле относят:
реле переключения РП1.РП2- для включения и выключения контакторов ослабления возбуждения ТЭД;
реле боксования РБ1-РБЗ-для снижения мощности генератора при боксовании колесных пар и сигнализации об этом машинисту;
реле разносного боксования РПЗ- для выключения тяги при одновременном боксовании всех колесных пар тепловоза;
реле заземления РЗ-для выключения тяги при заземлении в силовой тяговой цепи и сигнализации об этом машинисту;
реле обрыва полюсов РОП — для выключения тяги при обрыве межполюсных перемычек ТЭД.
Эти реле имеют одну или две катушки, замыкающие и размыкающие контакты.
К электрическим относятся также реле времени и реле управления.
Помимо классификации, приведенной выше, все реле можно разделить на две группы: защитные и управляющие (рис. 9). Некоторые реле могут выполнять роль как защитных, так и управляющих. Например, температурные реле ТРВ, ТРМ защищают дизель от недопустимых режимов работы, а температурные реле ВКВ и ВКМ управляют открытием и закрытием жалюзи холодильника в зависимости от температуры воды или масла (в последнем случае температурные реле называют терморегуляторами).
Из регуляторов на всех тепловозах используются регулятор напряжения вспомогательного генератора БРН (полупроводникового типа) и терморегуляторы ВКВ, ВКМ в системе управления жалюзи холодильника.
На тепловозах широко применяются включающие электропневматические вентили. Электропневматический включающий вентиль — это электрический аппарат, который при возбуждении его катушки обеспечивает подачу воздуха в какой-либо механизм управления и выпускает воздух из механизма при снятии напряжения с катушки. На тепловозах используют вентили в электропневматических контакторах (77/- П6, ВШ1, ВШ2), для управления реверсором (ПР), песочницами (КлП), топливными насосами дизеля (ВП6, ВП7, ВП9), муфтой вентилятора (ВП2) и жалюзи холодильника (ВПЗ-ВП5) и др.
В объединенных регуляторах тепловозов применяются электромагниты МР1-МР4, которые служат для регулирования силы нажатия все-режимной пружины с целью изменения частоты вращения валов дизеля. Электромагнит МР5 выключает регулятор мощности при боксовании и на 1-3-й позициях контроллера. Электромагнит ЭТ регулятора при пуске дизеля включает подачу топлива и останавливает дизель при снижении давления масла ниже допустимого (когда выключается реле давления масла).
На объединенном регуляторе установлен индуктивный датчик ИД, с помощью которого регулятор мощности дополнительно изменяет возбуждение тягового генератора.
Бесконтактный тахометрический блок БТ служит для регулирования возбуждения тягового генератора в функции частоты вращения валов дизеля, а следовательно, для автоматического регулирования мощности тягового генератора в зависимости от частоты вращения (позиции контроллера).
На тепловозах типа ТЭ10 в системах автоматического регулирования (САУ) электропередачи применяют магнитные усилители — ам-плистат возбуждения возбудителя АВ, трансформатор постоянного напряжения (ТПН), трансформаторы постоянного тока (ТПТ). Принцип работы магнитных усилителей и их характеристики рассматриваются в гл. 2 настоящей книги.
Напряжение переменного тока от синхронного подвозбудителя подводится к потребителям — рабочим обмоткам магнитных усилителей АВ, ТПН и ТПТ, к бесконтактному тахо-метрическому блоку БТ, а также к обмотке индуктивного датчика ИД через распределительный трансформатор ТР.
Стабилизирующий трансформатор СТр служит для успокоения (стабилизации) переходных процессов в электрических цепях. Он имеет первичную и вторичную обмотки.
Для регулирования тока в цепях используются резисторы различной конструкции и мощности. Они могут быть регулируемыми и нерегулируемыми.
На тепловозах применяется ряд панелей и блоков полупроводниковых приборов: панели диода заряда батареи ДЗБ, диодов в цепях уравнительных соединений ПВ1-ПВЗ, диода гашения поля генератора ДТП, блоки диодов селективного узла БВ, диодов индуктивного датчика БВ2, диодов сравнения в цепи катушек реле боксования БДС, диодов реле заземления БВЗ, панель диодов автоматики холодильника Д1-ДИ.
Для защиты электрических цепей от перегрузки или короткого замыкания применяются автоматы максимального тока (А4, А5 и т. д.) или плавкие предохранители 107. Последние размещаются на панелях.
Звуковой сигнал (зуммер) СБ сигнализирует о работе реле боксования, а также о срабатывании пожарной сигнализации.
Для сигнализации о режимах работы дизеля, электрооборудования используются сигнальные лампы, которые размещаются в специальной арматуре.
В качестве измерительных приборов на тепловозах используются: амперметр А1 и вольтметр VI силовой тяговой цепи, амперметр заряда батареи А2, вольтметр цепей управления V, электроманометры ЭМ и электротермометры ЭТ, указатель повреждений УП в цепях управления. Амперметр в комплекте включает прибор и внешний шунт, вольтметр- прибор и добавочный резистор. Указатель повреждений состоит из прибора, панели резисторов и переключателя. Электроманометр и электротермометр состоят из указателя и датчика (приемника).
На тепловозах предусмотрено управление двумя или тремя секциями с одного (ведущего) пульта тепловоза (это называется «управлением по системе многих единиц»). Для этого на раме каждой секции тепловоза установлены по три колодки (розетки) межсекционного соединения, к контактам которых подключены провода от соответствующих цепей. Эти колодки (розетки) соединяются между собой вставками (штепселями) и многожильным кабелем. При этом применяется как прямое, так и перекрещенное соединение контактов вставок (штепселей). Прямое соединение контактов применяется для большинства цепей, перекрещенное — для цепей, которые связаны с изменением направления движения тепловоза или питанием сигнальных ламп. Отдельные колодки (розетки) РПБ служат для соединения «плюсов» и «минусов» батарей всех секций между собой.
Для испытания тепловоза после ремонта устанавливаются колодки (розетки) реостатных испытаний РРИ, к которым подводятся провода от смонтированных на тепловозах шунтов реостатных испытаний, а также от цепей, в которых измеряется напряжение.
Для ввода в цех неработающего тепловоза к его ТЭД через специальные колодки (розетки) РВД подводится напряжение от стационарного источника напряжения, находящегося в депо.
На тепловозах предусмотрена возможность выключения неисправного ТЭД. Для этого служат выключатели ОМ1-ОМ6 в виде тумблеров (по одному на каждый двигатель). Каждый из выключателей имеет по два замыкающих и одному размыкающему контакту.