Эмульсия двигателе как выглядеть
Эмульсия двигателе как выглядеть
Nissan Teana (2019 год). Конденсат в двигателе
Конденсат — это жидкость, перешедшая из газа в жидкое состояние. Вода в двигателе неминуемо вызовет его повреждение – он начнет ржаветь. А в зимнее время, при пониженной температуре, вода превращается в лед, отчего двигатель замерзает. Это может стать причиной того, что патрубки системы охлаждения или головка блока цилиндра просто-напросто лопнут. Поэтому к появлению конденсата необходимо отнестись с должным вниманием.
Конденсат в двигателе может выглядеть как налет или небольшое количество пены белесого цвета, образующийся на крышке горловины для залива масла. Это – признак того, что в системе есть вода. Ее наличие может насторожить автолюбителя, так как похожие признаки могут сигнализировать об определенных проблемах. Обильное образование пены может говорить о поврежденной прокладке в головке блока цилиндра, или же о попадании антифриза в масляную систему. При таких проблемах зачастую еще и перегревается двигатель. Но если пены немного, в таких случаях, как правило, беспокоиться не стоит.
Почему же в двигателе образуется эта пена? Она остается на двигателе после того, как он остынет и представляет собой результат смешения масла с водой. Как правило, через небольшое время после запуска двигателя этот налет будет смыт с клапанной крышки, но может остаться на горловине для залива масла. Говорит ли это о необходимости замены масла? Нет. Количество воды в нем не настолько значительно, чтобы отразиться на его качестве.
Помимо двигателя, конденсат может образовываться и в других автомобильных системах. Например, в глушителе он появляется от резкого перепада температур. Если вода появляется в бензобаке — первая мысль часто может быть о том, что она попала туда с бензином. Но это не единственная причина – если оставить машину в тепле, конденсат тоже может появиться. С этой проблемой помогут справиться специальные жидкости — удалители воды из бака. Они преобразуют воду таким образом, что она превращается в легко сгорающие соединения. Использовать их достаточно всего лишь раз в год. В кузове тоже может появиться конденсат по причине температурных перепадов. Самым оптимальным решением в этой ситуации будет использование специальной защиты от коррозии.
После поездки воздух в картере остывает и его объем уменьшается. В результате в картер засасывается дополнительно влажный атмосферный воздух. При дальнейшем остывании влага конденсируется на стенках двигателя.
Накоплению конденсата способствуют короткие поездки когда двигатель не успевает полностью прогреться.
ПОЧЕМУ В ДВИГАТЕЛЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЭМУЛЬСИЯ
Субстанция белого цвета с желтым отливом на щупе, под крышкой маслозаливной горловины свидетельствует о примеси в моторном масле инородной жидкости. Но откуда именно появляется эмульсия в двигателе и почему это происходит преимущественно в мороз? Рассмотрим основные причины и способы диагностики неисправностей.
Эмульсии образовываются двумя несмешивающимися жидкостями. В большинстве случаев одна из фаз эмульсии – вода. Иными словами, когда в двигателе смешивается моторное масло и вода, в поддоне, на щупе, крышке маслозаливной горловины вы обнаружите бело-желтый налет. Причины появления эмульсии в двигателе всего 2:
попадание в масло охлаждающей жидкости, составной частью которой является вода. Утечка антифриза проявляет себя не только эмульсией, но и уменьшением количеств ОЖ в бачке, повышением уровня масла в поддоне;
Ни в коем случае не продолжайте эксплуатировать автомобиль, если вы обнаружили на щупе эмульсию. В таком состоянии масло теряет свою смазывающую способность. Не менее опасно попадание моторного масла в систему охлаждения, из-за чего велика вероятность перегрева двигателя.
образование конденсата на крышке маслозаливной горловины в зимнее время года.
БЕЛЫЙ НАЛЕТ НА КРЫШКЕ МАСЛОЗАЛИВНОЙ ГОРЛОВИНЫ
Многие водители не на шутку пугаются, увидев на внутренней части крышки белую эмульсию. Но в большинстве случаев их опасения неоправданны, так как налет возникает вследствие особенностей работы двигателя в морозное время года.
Попадание влаги в систему вентиляции картерных газов – естественный процесс. Но при эксплуатации автомобиля в теплое время года она успевает испаряться. С наступлением морозов влага активно конденсируется на всех охлажденных поверхностях. При прогреве двигателя эта влага полностью испаряется из поверхности прогретых деталей. Но поскольку крышка маслозаливной горловины в морозы не всегда успевает нагреться, на ее внутренней части накапливается конденсат. Капли воды, смешиваясь с парами масла, образует эмульсию желтого цвета.
Иными словами, главная причина эмульсии на крышке – короткие пробеги автомобиля, во время которых все детали двигателя не успевают основательно прогреться. Именно поэтому такой налет владельцы чаще всего замечают зимой, поздней осенью и ранней весной. Если вы обнаружили эмульсию на крышке маслозаливной горловины, но при этом на щупе масло в нормальном состоянии, беспокоиться не стоит. Достаточно протереть крышку и периодически наблюдать за состоянием масла в двигателе.
Чтобы уменьшить количество эмульсии, периодически преодолевайте на автомобиле большее расстояние, нежели несколько километров от дома на работу и обратно. При этом мы крайне не советуем подолгу прогревать двигатель на холостых.
КАК АНТИФРИЗ МОЖЕТ ПОПАСТЬ В МАСЛО?
Пробой прокладки ГБЦ. Крайне редко причина неисправности в производственном браке прокладки. Гораздо чаще неплотное прилегание головки блока цилиндров к БЦ становится последствием перегрева двигателя. Зоны ослабления прокладки появляются из-за деформации ГБЦ, БЦ. Именно в таких местах происходит прорыв антифриза из рубашки охлаждения двигателя в канал циркуляции масла. Также причиной негерметичности сопрягаемых поверхностей может стать использование вытянутых болтов, некачественная фрезеровка/шлифовка привалочных плоскостей, неправильный порядок и момент затяжки болтов ГБЦ.
Эрозия блока цилиндров. Некачественная охлаждающая жидкость способна пожирать блоки цилиндров и ГБЦ. Последствием такого агрессивного поведения являются кратера возле каналов циркуляции ОЖ. Если зона эрозии распространяется в направлении канала циркуляции масла, то со временем это приведет к ослаблению прокладки ГБЦ и образованию эмульсии в двигателе.
Трещина между каналами циркуляции масла и антифриза. Причина микротрещин, через которые при нагреве двигателя происходит смешивание, чаще всего в перегреве двигателя.
Негерметичность прокладки теплообменника. Узел предназначен для эффективного охлаждения масла и поддержания теплового баланса двигателя. На некоторых автомобилях маслоохладитель такого вида – настоящая головная боль. В первую очередь, речь о владельцах Opel, в частности, моделей авто с двигателями Z18XER. Проблема эмульсии на щупе, в бачке охлаждающей жидкостей на таких моторах является распространенным конструктивным дефектом теплообменника.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ПОЧЕМУ АНТИФРИЗ ПОПАДАЕТ В МАСЛО?
Довольно редко смешивание ОЖ с маслом происходит в одностороннем порядке. Более вероятно, что, обнаружив эмульсию на щупе и под клапанной крышкой, вы найдете следы масла в расширительном бачке.
В поисках причины эмульсии в двигателе мы рекомендуем идти путем наименьшего сопротивления, начиная проверку с легкодоступных агрегатов. Если на автомобиле установлен масляный теплообменник, осмотрите его корпус на предмет подтеков антифриза, масляных запотеваний. Эти симптомы могут служить косвенным признаком того, что причина неисправности именно в охладителе.
Обнаружив белую эмульсию на щупе и утечку антифриза в начальной стадии зарождения проблемы, вы можете ограничиться промывкой двигателя путем n-кратной замены масла. Для подобных целей можно использовать даже дешевую продукцию на минеральной основе. Но даже при этом важно знать, как не купить контрафакт.
Если весь заправочный объем моторного масла превратился в эмульсию, без полной разборки двигателя не обойтись. При этом обязательно продуйте каналы смазки шеек коленчатого вала, маслофорсунки поршневой группы. Эмульсия может закупорить каналы, что приведет к печальным последствиям масляного голодания.
ДЕФЕКТОВКА БЦ, ГОЛОВКИ БЛОКА И ПРОКЛАДКИ
После снятия ГБЦ внимательно осмотрите прокладку и привалочные плоскости. Зоны ослабления, которые и становятся причиной смешивания масла и антифриза, обычно хорошо видны на старой прокладке.
Если прокладка не вызывает нареканий, скорее всего, в ГБЦ или БЦ образовалась микротрещина. В статье о замене блока цилиндров мы рассказывали, как с помощью керосина можно проверить БЦ в домашних условиях. При возможности мы рекомендуем воспользоваться помощью профессионалов. Как показывает практика, только проверка на опрессовочном стенде может достоверно определить факт негерметичность гильз, каналов циркуляции масла, ОЖ.
Как бороться с эмульсией?
Не прогревать подолгу двигатель на холостых оборотах. Во первых на холостых оборотах мало задействована система вентиляции картера, во вторых прогрев на холостых очень медленный. Надо начинать движение уже после небольшого прогрева (как впрочем и советуют руководства по эксплуатации). Если вы подозреваете пробой прокладки головки блока цилиндров и попадение газов или антифриза в маслянную систему то для этого следует смотреть радиатор прогретого автомобиля на наличие пузырения, а также картер прогретого двигателя на предмет наличия значительной эмульсии в картере. На клапанной крышке эмульсия исчезает когда двигатель достаточное время поработает под нагрузкой – т.е. езда без частых остановок, например по загородному шоссе на скоросты выше 80 км/час.
Если обнаружена обильная эмулься на маслянном щупе то это повод более детально озаботиться состоянием двигателя, хорошенько его прогреть и сделать диагностику направленную на поиск возможных проблем.
Также повышенное образование эмульсии будет если забита система вентиляции картера или вывод картерных газов сделан не принудительный, а просто шланг висящий вниз от крышки двигателя. Внимание: внесение кустарных изменений в систему вентиляции картера, а именно вывешивание шланга в атмосферу, значительно сокращает срок службы моторного масла из-за его загрязнения как парами топлива, так и воды и отложениями смол и других продуктов сгорания топлива. Поэтому если вы это всетаки сделали то следует сократить интервал между заменами масла.
Эмульсия на щупе уровня масла
- На щупе белая эмульсия — что это такое?
- Эмульсия в масле двигателя: причины
- Конденсат
- Пробой прокладки
- Трещины
- Не работает вентиляция картера
- Попадание тосола в масло
- Некачественное горючее
- Почему возникает зимой?
- Как диагностировать неисправность?
- Какие меры должен предпринять водитель?
Если во время очередной проверки двигателя обнаружена эмульсия на щупе для проверки уровня масла, нужно обязательно найти причину её появления. Эмульсия может говорить о разрушении прокладки под ГБЦ, а также о других неисправностях. Для решения проблемы лучше обратиться на СТО — хотя определить, почему появилась эмульсия, опытный водитель может и сам.
На щупе белая эмульсия — что это такое?
Основу недорогого моторного масла составляет углеводород. В нем не могут растворяться спирт, перекиси и другие вещества, образующиеся при сгорании топливной смеси. При движении автомобиля все нерастворенные компоненты активно перемешиваются — в результате получается эмульсия. Белый цвет вещество приобретает из-за большого количества крохотных пузырьков.
При значительном загрязнении рабочей жидкости эмульсия может принять бежевый цвет. Она легко прилипает к холодному масляному щупу. Консистенция эмульсии напоминает майонез. Она в большом количестве образуется на крышке горловины для залива рабочей жидкости.
Эмульсия в масле двигателя: причины
Почему образуется эмульсия? Причин может быть несколько, но основных только три:
- смешивание масла с водой
- смешивание масла с охлаждающей жидкостью;
- использование некачественного горючего.
Конденсат
Если во влажную погоду автомобиль долго находится на улице, в картер попадают водяные испарения, собирающиеся на трубках и на самой поверхности рабочей жидкости. Влага попадает в картер через систему охлаждения. Может она проникнуть и через цилиндры, но это довольно редкое явление. Для образования «майонеза» достаточно 2 граммов конденсата.
Пробой прокладки
Эмульсия на щупе уровня масла может образоваться по причине повреждения прокладки под ГБЦ. Это происходит из-за ее прогорания во время перегрева или вследствие обычного физического износа. Установленная на заводе прокладка будет служить долго, и проверять ее состояние имеет смысл только через 10 лет после начала эксплуатации автомобиля. Но если работа мотора нестабильна, износ может начаться раньше.
Попадание на прокладку рабочей жидкости из системы охлаждения также не способствует увеличению срока ее эксплуатации. Придётся доставать ее, менять на новую.
Трещины
Трещины в БЦ или на его головке могут появиться после любого, даже самого незначительного ДТП. В морозную погоду достаточно наехать на бордюр. Также подобные повреждения возникают из-за замерзания охлаждающей жидкости. Поэтому нельзя использовать для охлаждения обыкновенную воду. Она обязательно останется даже после слива, и в результате ее замерзания может произойти разрыв каналов БЦ.
Не работает вентиляция картера
Со временем вентиляция забивается. Но так как парам из картера нужно через что-то выходить, они будут делать это через щуп. Эмульсия станет накапливаться под маслозаливной крышкой или в держателе щупа. После ремонта системы вентиляции менять масло необязательно.
Попадание тосола в масло
Антифриз может попасть в масло из-за повышения давления в охлаждающем контуре. В результате происходит выдавливание охлаждающей жидкости. Тосол и другие виды антифриза в масле также не растворяются, что и приводит к образованию белой эмульсии.
Чрезмерное давление в охлаждающей системе может быть спровоцировано раскаленными газами, попавшими в нее через пробой в прокладке. Тогда следы белой субстанции можно обнаружить даже в выхлопных газах.
Некачественное горючее
Это самая распространенная причина образования белого налета. Низкопробное горючее содержит спирт, керосин и воду. При использовании пропан-бутана появлению белого налета будет способствовать использование «влажного» газа с остатками очистителя.
Почему возникает зимой?
Зимой накоплению конденсата способствует перемещение автомобиля на незначительные расстояния без предварительного прогрева мотора до 90 градусов. Не застрахован от образования конденсата и автомобиль, который стоит в утепленном гараже. Влага появится из-за перепада температур.
Как диагностировать неисправность?
Диагностику лучше начинать с проверки уровня охлаждающей жидкости. Если уровень тосола понизился без явных причин, это может говорить о неисправности ГБЦ или о пробое прокладки. Во втором случае мотор работает неровно, из охлаждающей системы уходит тосол.
Чтобы проверить масло на наличие охлаждающей жидкости, его нужно слить в чистую емкость. Двигатель следует прогреть, так как масло должно быть теплым.
Появление эмульсии на крышке горловины говорит о разрушении прокладки ГБЦ. Подтверждением износа прокладки станет вытекание рабочей жидкости из бачка. При осмотре силового агрегата проверьте место стыка БЦ и ГБЦ. Наличие подтеков в этом месте подтвердит утечку масла.
Если из выхлопной трубы выходит густой дым белого цвета, это свидетельство попадания охлаждающей жидкости в элементы мотора. Это актуально для всех типов силовых агрегатов. Однако у дизельных двигателей ОЖ попадает в коллектор, а у бензиновых — в цилиндры.
Какие меры должен предпринять водитель?
Если при диагностике было выявлено разрушение прокладки ГБЦ, ее следует заменить. Для замены прокладки придется демонтировать головку. После установки прокладки крепежные болты лучше затягивать при помощи динамометрического ключа, чтобы норма момента затяжки не была превышена. Если ГБЦ «повело», проблему можно решить только путем проточки на станке. Эту работу лучше поручить специалистам.
При повреждении теплообменника его запаивают, если, конечно, это возможно. Если нет — теплообменник меняют. Если при подключении магистральной линии системы охлаждения были допущены нарушения, все патрубки придется отсоединить и подключить еще раз.
При повреждении БЦ узел придется демонтировать. Блок при этом растачивается, производится его гильзовка.
При обнаружении подтеков охлаждающей жидкости в патрубках и местах соединений течь нужно устранить. Потом придется поменять моторное масло и антифриз, предварительно промыв систему охлаждения. Такие течи диагностируются при работе мотора на повышенных оборотах. Жидкость будет вытекать под давлением, и найти течь не составит труда.
Моторное масло и сам двигатель нужно проверять как можно чаще. Только так удастся предотвратить возникновение серьезных поломок.
Как антифриз попадает в двигатель, как узнать причины
Среди неисправностей, которые могут произойти с автомобилем, одной из распространенных является попадание антифриза в двигатель внутреннего сгорания. Если жидкость из системы охлаждения попадает в систему смазки, это может стать причиной серьезных повреждений. При попадании масла в антифриз также следует незамедлительно произвести диагностику и устранить причину поломки. Это позволит избежать капитального ремонта машины и минимизировать ущерб.
Как определить, что антифриз попал в двигатель
У многих водителей возникает вопрос, как узнать, что антифриз попадает в двигатель. Понять это можно по следующим признакам.
Падение уровня антифриза. Не всегда это говорит именно об утечке в систему смазки. Вместо двигателя охлаждающая жидкость может просто попадать в подкапотное пространство.
Появление эмульсии. Проверить ее наличие можно с помощью измерительного щупа и взглянув на маслозаливную горловину. Она выглядит как жидкость грязно-белого или желтоватого цвета, которая состоит из тосола или антифриза, смешавшегося с маслом. Эта смесь образуется на горловине, под крышкой. Иногда вместе с ней на стенках каналов и маслопроводов появляется накипь. Чем больше охлаждающей жидкости попало в масло двигателя, тем больше эмульсии вы увидите.
Нестабильная работа мотора и перегрев двигателя. Если произойдет смешивание масла и антифриза, работа систем охлаждения и смазки нарушится. В таком случае двигатель будет очень быстро перегреваться, особенно если автомобиль работает на больших оборотах. Также это может сопровождаться изменением работы мотора (например, он начнет «троить»).
Попадание масла в антифриз. При нарушении герметичности обеих систем происходит взаимное смешивание жидкостей в них. Поэтому можно заглянуть в расширительный бачок и проверить: если антифриз пахнет горелым маслом и чернеет, это означает, что оно попало в систему охлаждения.
Белый дым. Охлаждающая жидкость попадает в цилиндры бензиновых автомобилей и в коллекторы дизельных, поэтому они чутко реагируют на изменение работы. Если из выхлопной трубы валит дым светлого оттенка, больше похожий на пар, это говорит о попадании антифриза в двигатель.
Свечи зажигания и картер светлеют. Налет белесого цвета может быть признаком сгоревшего антифриза.
Пузырьки воздуха. Они укажут на разгерметизацию системы и могут появляться в расширительном бачке охладительной системы, особенно на высоких оборотах. Чтобы увидеть пузырьки, нужно заглянуть под крышку или присмотреться к корпусу бачка.
Потеки антифриза. Если из-под прокладки ГБЦ течет охлаждающая жидкость, это серьезный сигнал о том, что она попала в масло и нужно незамедлительно проверить двигатель.
Причины попадания антифриза в двигатель и в масло
Чтобы исправить поломку, нужно сначала узнать, почему антифриз попадает в двигатель . Среди возможных причин неисправностей:
- Прокладка ГБЦ прогорела. Если перегрелся двигатель, неправильно затянуты фиксирующие болты или просто устарела сама прокладка, это может привести к протечке охлаждающей жидкости в двигатель. В таком случае можно самостоятельно заменить ее.
- Нарушение геометрии ГБЦ или деформация головки. Прокладка внутри может быть неправильно установлена. Тогда, если мотор значительно перегревался, это может привести к тому, что у машины «ведет голову».
- Теплообменник вышел из строя. Если разбалтываются его крепления, а прокладки стареют, это может стать причиной нарушения герметичности маслоохладителя.
- Плохой антифриз. При заливе некачественной охлаждающей жидкости она может замерзать в бачке. Это приводит к повреждению головки блока, коррозии гильз цилиндра и нарушению герметичности системы охлаждения.
- Жидкостный насос. Он может забиться или быть изначально неправильно установлен при монтаже.
Последствия попадания ОЖ в двигатель
это важно! Смешивание масла с тосолом или антифризом может стать причиной серьезных поломок. Это крайне небезопасно и может привести к авариям и неисправностям двигателя. Поэтому на машине, находящейся в нестабильном состоянии, лучше не ездить.
Системы смазки и охлаждения нарушат свою работу. Присадки должны защищать двигатель от трения, а антифриз разрушит их. Начнется износ трущихся деталей, а уровень охлаждающей жидкости уменьшится, она в целом снизит свои свойства.
Головка блока цилиндров деформируется. Попадание антифриза в масло приведет к тому, что на поршнях автомобиля появятся задиры, а компрессионные и маслосъемные кольца повредятся. Мощность двигателя также снизится, мотор начнет работать с перебоями, снизится его эффективность.
Стук в распределительном и коленчатом вале. Он появляется, так как фрикционный слой вкладышей протирается. Это происходит из-за нарушения работы системы смазки, начинается коррозия. А при работе двигателя жидкость разогревается, разрушительная реакция ускоряется.
Быстрый перегрев двигателя. Разбавленное масло уже не так хорошо смазывает его детали. Поэтому сила трения увеличивается, а нагрев происходит даже на небольших оборотах. После этого двигатель может начать перегреваться и изнашиваться.
Засорение каналов. В результате появления эмульсии каналы, по которым течет смазка, засоряются. Мотор не может правильно охлаждаться и смазываться, что также может стать причиной капитального ремонта.
Любую поломку, приводящую к попаданию антифриза в двигатель, нужно устранять как можно быстрее, иначе блок цилиндров деформируется и может стать абсолютно непригодным для использования.
Что делать в дальнейшем
это важно! В зависимости от причины, которая вызвала неисправность, нужно предпринять различные действия. В некоторых случаях можно сделать ремонт самостоятельно, но иногда лучше обратиться в сервис для проведения точной диагностики и ремонта деталей.
Замена прокладки ГБЦ. Эту процедуру можно произвести своими силами. Чтобы произвести ее, требуется сначала демонтировать головку блока. После этого нужно аккуратно уложить прокладку на ее место. Если затянуть крепежные болты «на глаз», можно перетянуть их, что приведет к повреждению прокладки. Поэтому для этого следует пользоваться динамометрическим ключом. При нарушении геометрии или целостности головки блока придется проточить ее на специальных станках и отшлифовать. Но сделать это возможно только в специальных сервисах.
Замена теплообменника. При нарушении его герметичности можно попробовать запаять его, но в некоторых случаях следует полностью заменить эту деталь.
Ремонт магистрали системы охлаждения. В редких случаях при монтаже или ремонте машины патрубки и прокладки коллектора подключаются неправильно, что приводит к попаданию антифриза непосредственно в масло двигателя. Тогда нужно произвести их переподключение.
Демонтаж блока цилиндров. Эту процедуру нужно проводить в автосервисе, там его расточат и заменят гильзы или всю деталь целиком.
Замена масла и антифриза. В любом случае после устранения причин поломки нужно промыть систему охлаждения и двигатель, а также заменить охлаждающую жидкость и поменять масло.
Вам также может быть интересно
Качественный антифриз – гарантия безопасной работы вашего автомобиля
Под антифризом понимают охлаждающую жидкость, необходимую для функционирования двигателя автомобиля. Антифриз позволяет охладить до нужно температуры конструктивные узлы двигателя авто, предотвратив их деформацию и выход из строя. До изобретения антифриза в качестве охлаждающей жидкости использовалась обыкновенная вода, но вода, циркулирующая в охлаждающем контуре, имела свойство замерзать, а при замерзании вода увеличивается в объеме. Расширение воды […]
Как узнать, какой антифриз залит в машине
Вы всегда знаете, какая охлаждающая жидкость залита в автомобиль? Если машина давно находится в собственности, то на этот вопрос каждый автомобилист легко ответит. Но в некоторых ситуациях содержимое системы охлаждения может быть просто неизвестным.
Чем отличаются антифризы по цветам? В чем разница между охлаждающими жидкостями?
Не многие догадываются, но цвет охлаждающей жидкости совершенно не связан с ее химическим составом и эксплуатационными свойствами. Более того, международные стандарты не содержат строгих нормативов относительно окраски технической жидкости. Тогда зачем же антифриз окрашивают в разные цвета? Наши специалисты дали подробный ответ в статье.
Промывка двигателя перед заменой масла
Когда вы покупаете подержанный автомобиль, есть риск, что кто-то из бывших владельцев менял масло неправильно: нарушал регламент замены, покупал неподходящие или самые дешёвые смазочные материалы.
Промывка может потребоваться и новым авто, которые «уехали» за гарантийный период, обслуживались не у официального дилера или просто имеют большой пробег.
Ниже расскажем, в каких случаях перед заменой масла надо промывать двигатель, а когда промывка не требуется вовсе. Чем можно промывать двигатели и в чем разница между промывочными средствами.
Как промывочное масло очищает двигатель
Масло в двигателе выполняет не только смазывающие функции, но и убирает продукты износа из пар трения, а также препятствует отложению лаков, нагаров и шламов на деталях. Все эти загрязнения смешиваются с маслом, стекают в картер, делая цвет масла темнее.
В состав современных моторных масел входят моющие присадки, задача которых — нейтрализовывать образующиеся в двигателе кислоты и препятствовать появлению любых отложений на деталях.
Чем дольше работает масло, тем сильнее расходуются моющие присадки и снижается щелочное число. Это касается случаев, когда:
- замена масла производится не по регламенту;
- автомобиль эксплуатируется в городе;
- по моточасам наработка масла превышает допустимые пределы;
- создаются тяжелые условия для ДВС, которые описаны в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Некоторое количество масла (в зависимости от конструкции двигателя) при замене остаётся в скрытых полостях двигателя. Загрязнённое масло смешивается с новым, что ухудшает исходные смазочные и моющие свойства.
Случаи, в которых обязательно нужно промывать двигатель
Любому двигателю, независимо от возраста и пробега, может потребоваться промывка. Таких случаев немного, но все они в равной степени важны для правильной, стабильной и долгосрочной работы мотора.
- Переход с одного масла на другое. Это касается и типа масла (синтетика, полусинтетика, минералка), и его вязкости (5W-30, 5W-40, 10W-40), и производителя. Каждое масло имеет свой уникальный набор присадок, которые лучше не смешивать.
- Покупка подержанного автомобиля. Вы никогда наверняка не узнаете, какое масло заливал прежний хозяин, как часто его менял, когда была произведена последняя замена и промывался ли когда-либо двигатель.
- Начало образования углеродистых отложений под клапанной крышкой или на маслозаливной крышке: например, при замене масла.
- В двигатель попало некачественное топливо, масло или антифриз.
- Снижение компрессии двигателя.
Нельзя смешивать разные моторные масла
Продукты от разных производителей не унифицированы, отличий много: прежде всего разные базовые масла и разные пакеты присадок, которые могут оказаться несовместимы друг с другом.
При смешивании разных масел руководствуйтесь следующими правилами:
- Масла должны совпадать по классу вязкости — SAE. Подробнее читайте в одной из наших прошлых статей: там мы расшифровали и объяснили значения основных классификаций моторных масел.
- Масла, имеющие более высокий класс по классификации API, можно добавлять в масла, имеющие более низкий класс эксплуатации, но не наоборот.
- Предпочтительнее смешивать масла от одного производителя.
Ещё раз уточним: смешение различных моторных масел производится при условии полной замены масла в ближайшее время.
Виды загрязнений
Нагары
Высокотемпературные отложения — нагары. Это твёрдые углеродистые вещества, образующиеся в зонах высоких температур и оседающие на стенках камер сгорания, клапанах, днище поршней и распылителях форсунок.
Нагар негативно сказывается на работе двигателя: падает компрессия в цилиндрах, с ней падает и мощность двигателя, при этом возрастает прорыв газов в картер и увеличивается расход масла. Если этот процесс продолжается, прижимание колец к стенкам цилиндра приводит к чрезмерному износу цилиндров — а это верный путь к капремонту или замене двигателя.
Среднетемпературные отложения — лаки. Образуются в местах, где детали двигателя покрыты тонкой масляной пленкой и находятся в зоне средних температур (порядка 200 °С) — это «юбка» и внутренняя поверхность поршня, шатуны и поршневые пальцы, стержни клапанов и нижние части цилиндров.
Цвет лаковых отложений: от светло-соломенного до темно-коричневого, но далеко не всегда это можно определить визуально. Лаки значительно ухудшают отвод тепла, снижают прочность и устойчивость масляной пленки на стенках цилиндров.
Шлам, смолы и сажа
Под это понятие также подпадают все низкотемпературные отложения — непосредственно шлам, а также смолы и смолистые отложения (осадки).
Шлам образуется в двигателе в результате:
- окисления и других превращений масла и его компонентов;
- накопления в масле топлива или продуктов разложения;
- неполного сгорания топлива;
- попадания воды в двигатель.
Смолистые вещества, или просто смолы, образуются в масле в результате его окислительных превращений и неполного сгорания топлива. Образование смол усиливается при работе недостаточно прогретого двигателя.
Смолы, охлаждающая жидкость, водяной пар или просто вода, смазки и герметики при попадании в двигатель со временем преобразуются в более крупные частицы и образуют в масле так называемый шлам. Также типичные причины появления шлама — редкая смена смазочных материалов или использование неподходящего продукта.
Шлам — это суспензия и эмульсия в масле из нерастворимых твердых и смолистых веществ чёрного или коричневого цвета. В состав картерного шлама входят:
- масло — 50-70%;
- вода — 5-15%;
- продукты окисления масла и неполного сгорания горючего, твёрдые частицы и другие примеси.
В зависимости от температуры двигателя и масла процессы шламообразования условно делятся на низкотемпературный и высокотемпературный.
Низкотемпературный шлам образуется при взаимодействии картерных газов, содержащих остатки топлива и воды, с маслом. В непрогретом двигателе вода и топливо испаряются медленнее, что способствует образованию эмульсии, которая впоследствии превращается в шлам.
В итоге образование шлама в картере является причиной:
- возрастания вязкости масла;
- закупоривания каналов системы смазки;
- нарушения подачи масла.
Высокотемпературный шлам образуется в результате соединения между собой окисленных молекул масла под влиянием высокой температуры. Увеличение молекулярной массы масла приводит к повышению его вязкости.
В дизельном двигателе образование шлама и увеличение вязкости масла вызывается накоплением сажи.
Сажевые отложения препятствуют нормальному отводу тепла, качественной смазке трущихся поверхностей или вообще приводят к масляному голоданию и сухому трению — как следствие, к поломке двигателя и дорогостоящему ремонту.
В вышеперечисленных (запущенных) случаях никакое промывочное масло или специальные моющие присадки не исправят ситуацию — только дефектовка и очистка деталей на сервисной станции.
Однако моторное масло является лишь одной и зачастую наименее значительной причиной образования отложений в двигателе, основные же:
- Конструктивные особенности двигателя.
- Режимы работы двигателя.
- Качество используемого топлива.
- Условия эксплуатации (обслуживание ДВС).
- Качество масла.
В итоге, смыть все загрязнения быстро не получится, так как образуются они не мгновенно, а постепенно. Тут на помощь и приходят промывочные жидкости.
Варианты промывки
«Моющие» составы подразделяются на три категории по тому, как они воздействуют на двигатель:
- Промывочные масла, так называемый «мягкий способ очистки».
- Жидкости-«пятиминутки».
- Долговременные промывки, которые имеют более агрессивный состав активных веществ.
Промывочное масло — это полноценное минеральное масло, часто низкой вязкости, в которое добавляются моющие и противозадирные присадки. В его состав входит также большое количество кальция, который нейтрализует кислотную среду отработки. Фасуется в привычные «масляные» канистры по 4 или 5 литров.
При этом способе сливают отработанное масло и вместо него заливают специальное промывочное. Дают двигателю поработать на холостом ходу и сливают промывку. Ставят новый фильтр и заливают новое масло.
Промывка-«пятиминутка» поставляется в маленьких бутылочках или баночках и добавляется в уже отработанное масло. В своем составе «пятиминутки» содержат сольвенты, растворители и сульфонат кальция: эти вещества призваны быстро очистить двигатель от накопившегося нагара, пыли и прочей грязи.
Состав заливается в старое масло. Затем двигатель должен поработать на холостых оборотах 5-7 минут. После сливаем отработку, меняем фильтры и заливаем новое масло.
«Быстрая» промывка, в отличие от промывочных масел, более агрессивно воздействует на двигатель: из-за малого объёма самой жидкости, концентрация активных моющих веществ в разы выше, чем у промывочного масла.
Долговременная промывка работает схожим образом, что и «пятиминутка». Только вместо условных минут на холостом ходу, при использовании долговременной промывки на автомобиле необходимо проехать 70-100 км, прежде чем производить замену масла.
Главное преимущество «пятиминутки» и схожих составов — процедура простая и быстрая. Они смывают большое количество грязи внутри, но отработка, которая неизбежно останется в моторе, будет намного токсичнее, чем просто «старое» масло.
Так что если у вас возникает потребность промыть двигатель, выбирайте промывочное масло, а не «пятиминутки».
Есть и ещё один способ — пожалуй, самый простой: промыть двигатель маслом, на котором вы собираетесь ездить. То есть залить новое масло и сменить через укороченный интервал времени — через пару тысяч километров.
Процесс промывки
Процедура использования промывочного масла выглядит следующим образом:
- Прогреваем двигатель в течение 20-30 минут на холостых оборотах.
- Сливаем отработавшее старое масло.
- Заливаем промывочный материал. Такой продукт является полнообъемным, то есть его количество аналогично объему обычно смазки, которая заливается в ДВС штатно.
- Заводим двигатель, даём агрегату работать на холостых оборотах 10-20 минут. Резко газовать запрещено, так как промывочное масло не сможет защитить мотор под нагрузкой.
- По окончании очистки заглушите двигатель, слейте промывку из ДВС. После этого замените масляный фильтр и заливайте свежее масло.
LUKOIL предлагает промывочное масло, которое подходит для всех типов двигателей. Это минеральное масло с композицией высокоэффективных моющих присадок. Помимо очистки, присадки в промывочном масле защищают от коррозии и повышенного износа трущихся пар двигателя.