Газотурбинный двигатель принцип работы танк
Газотурбинный двигатель принцип работы танк
ОСНОВНОЙ ТАНК Т-80УМ-1 «БАРС» С КОМПЛЕКСОМ АКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ «АРЕНА»
ОСНОВНОЙ ТАНК Т-80УМ-1 «БАРС» С КОМПЛЕКСОМ АКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ «АРЕНА»
Танк Т-80У-М1 является результатом модернизации танка Т-80У в целях повышения его характеристик с технических мероприятиями:
Комплекс “Штора-1” — обнаружение лазерного излучения в секторе 360 град., постановка аэрозольных завес, повышение защищенности в 1,3 раза.
Комплекс “Арена” — автоматический комплекс активной защиты от гранат, ПТУРС, увеличение защищенности в 2 раза. Принцип защиты, спроецированный на переднем секторе обстрела, который до сих пор доминирует в конструкции бронетанковой техники, сохранился с того времени, когда танки, в основном, предназначались для прорыва линии обороны. Система «Арена», не имеющая аналогов в мире по техническим характеристикам и боевым действиям, предназначена для защиты танка от противотанковых гранат и ракет, выстреливаемых всеми видами пехотного оружия; а также от сухопутных и воздушных ПТУР-1, летящих со скоростью от 70 до 700 км/сек независимо от конечной траектории полета (горизонтальной или наклонной ), системы управления и вида боеголовок, используемых снарядом. «Арена» включается и выключается с командирской панели управления, после чего все последующие операции совершаются автоматически. Танк Т-80У-М1 «Барс» имеет следующие преимущества перед другими танками: большой угол защиты танка; способность отразить максимальное количество последовательных нападений без необходимости перезаряжания; функционирование безопасное для танка и экипажа, а также находящейся рядом пехоты; невозможность радиоэлектронного подавления; идентифицирование целей, игнорируя взрывы артиллерийских снарядов, пуль и осколков. Помимо работы в основном автоматическом режиме командир может управлять «Ареной» вручную — для разрушения препятствий и для создания ближней защиты от пехоты.
Одним из преимуществ танка Т-80У-М1 является установка гладкоствольной пушки повышенной точности 2А46-М4. За счет увеличения жесткости ствола получено увеличение точности стрельбы на 20%, в то же время сохранены основные узлы и детали серийно выпускаемой, надежной и безотказной пушки 2А46-М1.
На танке установлен комплекс “Велиж” — быстродействующий автоматический комплекс защиты от ОМП.
Двигатель ГТД-1250Г с ГОМП — повышение средней скорости на извилистой трассе на 29% при уменьшении расхода топлива на 9%. Прибор ночного видения ТВН-5 — увеличение дальности видения до 180 м. Средства радиосвязи Р-163-50У, Р-163-УП — диапазон рабочих частот 30…80 мГц дальность связи 20 км Система кондиционирования воздуха — воздушная холодильная машина (турбохолодильник).
Установка гидрообъемного механизма поворота позволила: сократить количество переключений передач при прохождении поворотов в 1.5 -2 раза, увеличить среднюю скорость движения на 15 — 20%, понизить расход топлива за счет исключения переходных режимов работы двигателя, увеличить плавность хода и соответственно точность стрельбы, уменьшить износ деталей гидромеханической трансмиссии.
Первый модернизированный вариант танка Т-80У-М1 с комплексом активной защиты «Арена», имеет не все внедрения. Танк, как и основная модификация Т-80У, обеспечивает дальность стрельбы ракетами 9М119 до 5 км. На танке установлена 125-мм гладкоствольная пушка — пусковая установка типа 2А46М, стабилизированная в двух плоскостях. За счет повышения жесткости ствола увеличена точность стрельбы на 20 процентов. В то же время сохранены основные узлы и детали серийно выпускаемой, надежной и безотказной пушки 2А46М1. В систему управления огнем включен лазерный дальномер, датчики ветра, скорости движения танка и цели, крена, температуры заряда и окружающей среды, танковый баллистический вычислитель. Огонь из орудия может вестись в движении при скорости движения танка по пересеченной местности до 35 км/ч. Прицеливание может производится наводчиком и командиром танка. Автомат заряжания обеспечивает темп стрельбы 7-9 выстрелов в минуту. Применение систем «Арена» и «Штора-1» позволяет увеличить защищенность танка в 3-5 раз. Танк Т-80УМ-1 с места разгоняется до скорости 50 км/ч за 17-19 секунд. Планируется установить на танке новый газотурбинный двигатель мощностью 1400 л.с. «Барс» оборудован системой кондиционирования воздуха, созданной НПП «Криос». Танк впервые продемонстрирован в 1997 году на выставке ВТТВ-ОМСК.
А.В.Карпенко (ВТС «БАСТИОН»)
Состояние создан в 1990-х годах
Разработчик Омское КБТМ и ОАО «Спецмаш»
Изготовитель Омский з-д транс. маш.
Производство опытные образцы
Боевая масса, т 47,0
Длина, мм:
— с пушкой вперед 9654
— корпуса 7010
Ширина, мм 3603
Высота по крышу башни, мм 2202
Клиренс, мм 450
Ср. уд. давление на грунт, кг/см2 0,92-0,925
Преодолеваемые препятствия:
— подъем, град 30-32
— крен, гдад. 30
— ров, м 2,85
— стенка, м 1,0
— брод, м 1,8 (с ОПВТ -5)
Тип двигателя газотурб. ГТД-1250
— разработчик НПО им. Климова
— изготовитель Калужский моторостроительный завод
Максимальная мощность, л.с. 1250 (1400)
Вспомогательный ГТА ГТА-18
— мощность, кВт 18
Запас топлива, л 1840
Удельная мощность, л.с./т 27,2
Скорость, км/ч:
— максимальная 70
— по пересеченной местности 40-45
Запас хода, км 335-400
Бронирование противоснарядное,
комбинированное многослойное верхней лобовой детали и комбинированного наполнителя башни с встроенной динамической защитой
Комплекс активной защиты:
— тип «Арена»
— разработчик Коломенское КБМ
— режим работы автоматический
— скорость пораж. целей, м/с 70-700
— сектор защиты по азимуту, град. 110
— дальность обнаружения, м 50
— время реакции, с 0,07
— масса, кг 1100
С-ва. постан. дымзавес ТДА, 8х902Б
Комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1»
Противопожарная система автоматич.
Система быстрого форсирования водных преград «Брод-М»
Экипаж, чел. 3
Вооружение:
— число х калибр, мм и тип
орудия 125- мм модерн. типа 2А46М
(боекомплект, шт.) (45 из них 28 в автомате заряжания)
— к-с управляемого вооружения 9К119
разработчик КБП
тип ракет 9М119
дальность стрельбы, м 100-5000
система наведения по лучу лазера- число х калибр, мм и тип
пулеметов 7,62- мм ПКТ (боекомплект, шт.) (1250)
— число х калибр, мм и тип пулеметов 12,7- мм НСВТ
(боекомплект, шт.) (500)
Система управления оружием цифровая 1А45 «Агава-М1»
Прицел перископический
Ночной прицел тепловиз. «Агава-2» или оптический «Буран»
Комплекс управл. вооруж. 9К119М
Радиостанция Р-163-50У
Радиоприемник Р-163УП
Экипаж «Арматы» боевой: новые танки станут мобильными штабами
«Армата» станет настоящим штабом на поле боя. Минобороны разрабатывает систему применения новейших танков Т-14. Планируется формировать из них отдельные полки и батальоны, а также отправлять в уже созданные воинские части. Благодаря уникальной АСУ командиры с помощью «Арматы» смогут управлять другими боевыми машинами в режиме реального времени. Используя средства радиоэлектронной борьбы, Т-14 способен защитить различную технику от авиации и противотанкового оружия противника. А в случае необходимости он поддержит БМП огнем из уникальной 125-миллиметровой пушки 2А82-1М.
Активная защита
В Минобороны прорабатывают новый принцип применения перспективных танков «Армата». Их могут не только сводить в отдельные части, но и распределить по уже имеющимся полкам с современной бронетехникой. Там их будут использовать в качестве командирских машин, рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве. Т-14 смогут прикрывать другие машины своим комплексом активной защиты и средствами радиоэлектронной борьбы. При необходимости они поддержат их и огнем. Планируется, что штабные «Арматы» поступят в подразделения, оснащенные новейшими танками Т-90М «Прорыв», а также модернизированными БМП-2М с боевыми модулями «Бережок». Правда, окончательное решение по данному вопросу еще не принято.
Командир танковой роты или батальона на специальном экране, установленном в «Армате», сможет увидеть не только позиции противника, но и где находятся его боевые машины, узнать, какую задачу они выполняют, их техническое состояние и даже остаток боекомплекта. Чтобы отдать приказ, надо будет как в компьютерной игре указать место или цель и нажать несколько клавиш. В режиме реального времени командир сможет вызвать удар авиации и артиллерии.
— В послевоенное время советская промышленность всегда выпускала командирские версии основных боевых танков: Т-62К, Т-72К и других. Эти машины были у комбатов, — рассказал «Известиям» военный эксперт Виктор Мураховский. — Они отличались вспомогательной силовой установкой, мощной радиостанцией и прочей специализированной аппаратурой. Такие машины использовались для управления боем, взаимодействия с приданными подразделениями, связи со штабом и вышестоящим командованием.
По словам эксперта, в Вооруженных силах сейчас создано более ста тактических групп, укомплектованных контрактниками, они готовы к немедленному применению. И для них «Армата» в качестве командирского танка, даже если сами подразделения оснащены другими машинами, была бы очень полезна. Т-14 уже интегрирован в систему управления тактического звена и оснащен аппаратурой закрытой передачи данных. Машина обеспечивает ситуационную осведомленность гораздо большую, чем на танках предыдущих поколений. Командир на ней получит лучшие возможности по управлению подразделением и организации взаимодействия с другими частями. Т-14 оснащен комплексом активной защиты, а его пушка гораздо эффективнее, чем на других танках.
Ранее гендиректор разработчика «Арматы» — Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) Андрей Терликов сообщил, что до конца 2021 года в армию поступит установочная партия Т-14. Устойчивые серийные поставки планируется начать со следующего года.
В свою очередь, в АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» заявили, что «Армата» и танки Т-90М уже оснащены аппаратурой для подключения в единую систему управления тактического звена. Ранее сообщалось о применении ее элементов также на Т-72Б3 и Т-80БВМ. Она позволяет объединять все войска на поле боя в единую сеть и руководить ими дистанционно.
— В «Армату» изначально был заложен потенциал, который позволяет машине выполнять функции командирского танка, — рассказал «Известиям» военный эксперт Алексей Хлопотов. — Она разрабатывалась в эпоху сетецентричных войн, и к ней предъявлялись соответствующие требования. Танк полностью интегрирован в систему управления как на тактическом, так и на стратегическом уровне. Информация с него поступает на все командные пункты. Современные цифровые технологии дали возможность сделать танк таким, чтобы он мог управлять не только обычными машинами, но и роботизированными, разработки которых сегодня только ведутся.
Новое поколение
Сейчас известно об имеющемся твердом контракте Минобороны с «Уралвагонзаводом» на 132 единицы Т-14 и тяжелых БМП Т-15. Он позволит укомплектовать новой техникой два танковых и один мотострелковый батальон. Машины этой партии уже производятся.
По конструкции танк Т-14 «Армата» радикально отличается от всех современных российских и зарубежных машин. Главной инновацией стала необитаемая башня. Весь экипаж размещается в специальной бронированной капсуле. Там он изолирован от боеприпасов и топлива и хорошо защищен. Заряжание и стрельба проходят в полностью автоматическом режиме с помощью дистанционного управления.
Выживаемость машины должен резко повысить комплекс активной защиты «Афганит». Он будет перехватывать ракеты еще до их попадания в танк. Заявлена также возможность ослабить удары противотанковых подкалиберных снарядов.
Танк оснащен новой гладкоствольной 125-миллиметровой пушкой 2А82-1М. Она не только обладает лучшей точностью, но и позволяет применять более мощные снаряды.
В перспективе возможна установка на танк орудия более крупного калибра. По заявлениям разработчиков, сейчас башня рассчитана на 152-миллиметровую пушку 2А83. С ее помощью можно будет уничтожать не только современные, но и любые перспективные зарубежные танки. Осколочно-фугасные снаряды такого калибра особенно эффективны для поражения пехоты, разрушения укреплений и при штурме городов.
Кроме танка на унифицированной платформе «Армата» созданы и испытываются тяжелая боевая машина пехоты Т-15 и ремонтно-эвакуационная Т-16. В перспективе заявлялось о возможности создания бронемашин другого назначения. Среди прорабатывавшихся вариантов называли самоходную артиллерийскую установку и боевую машину поддержки танков.
В ожидании «Арматы»
Пока серийные поставки перспективных «Армат» не начались, войска пополняют тремя современными типами танков. Министерство обороны перед Днем защитника Отечества анонсировало, что в 2021 году получит более 170 модернизированных и новых машин. В их числе называли более девяноста Т-72Б3 и Т-72Б3М, порядка восьмидесяти газотурбинных Т-80БВМ. Упоминалась и первая партия Т-90М «Прорыв».
По данным Минобороны, Т-90М в этом году поступят в Казанское высшее танковое командное училище для обучения будущих офицеров.
Часть таких машин будет произведена с нуля, остальные модернизируют из имеющихся в войсках Т-90А. Обновленный вариант обзавелся совершенно другой, лучше защищенной башней, современной пушкой и системой управления огнем (СУО).
Такие орудия и СУО позволяют Т-90М использовать снаряды с дистанционным подрывом на траектории. Они особенно эффективны при обстреле пехоты в укрытиях. Одним из малозаметных внешне изменений стало оснащение танка новыми системами управления и связи. Теперь боевые машины можно подключить к защищенному «военному интернету», связать между собой и со штабом.
Самым многочисленным из обновленных танков в войсках стал Т-72Б3. При модернизации строевых машин их оснащают новым двигателем, более точной и мощной пушкой, а также СУО. С 2016 года в войска поступает вариант с дополнительной защитой от кумулятивных боеприпасов, созданный по итогам изучения опыта Сирии.
Как функционирует газотурбинный двигатель?
Отличительные черты газотурбинных двигателей
Сегодня наиболее широко подобный тип моторов используется в авиации. Увы, но из-за особенностей устройства они не могут применяться для обычных легковых автомобилей.
По сравнению с другими агрегатами внутреннего сгорания газотурбинный движок обладает наибольшей удельной мощностью, что является его основным плюсом. Помимо этого такой двигатель способен функционировать не только на бензине, но и на множества других видах жидкого горючего. Как правило, он работает на керосине либо на дизельном горючем.
Газотурбинный и поршневой двигатель, которые устанавливаются на «легковушках» за счет сжигания топлива изменяют химическую энергию горючего в тепловую, а затем и в механическую.
Но сам процесс у данных агрегатов немного различается. И в том и в другом движке сначала осуществляется забор (то есть воздушный поток поступает в мотор), затем происходит сжатие и впрыск горючего, после этого ТВС загорается, вследствие чего сильно расширяется и в результате выбрасывается в атмосферу.
Различие состоит в том, что в газотурбинных аппаратах все это проходит в одно время, но в различных частях агрегата. В поршневом же все осуществляется в одной точке, но по очередности.
Проходя через турбинный мотор, воздух сильно сжимается в объеме и благодаря этому увеличивает давление почти в сорок раз.
Единственное движение в турбине это вращательное, когда как в иных агрегатах внутреннего сгорания, помимо вращения коленвала также происходит движение поршня.
КПД и мощность газотурбинного двигателя выше чем у поршневого, несмотря на то, что вес и размеры меньше.
Для экономного потребления топлива газовая турбина оснащена теплообменником — диском из керамики, который функционирует от двигателя с небольшой частотой вращения.
Газотурбинный двигатель принцип работы
Смысл двигателестроения, достижение повышенного значения полезного коэффициента. В нашем случае, требуемые результаты, напрямую связаны с горением смеси и при этом обширном выделении тепла. Это не так просто, как кажется, основополагающее препятствие — материал изделия, которому сложно выдержать температуру и напор. По этой причине, проведено много расчётов, направленных на снятие тепла с турбины и применение в ином русле. Усилия не пропали даром, повторное использование энергии стало возможным и нагревало сжатые воздушные массы перед горением, а не терялось зря. Без таких устройств «теплообменников» достичь значений полезного действия было бы не возможно.
Для достижения повышенных показателей мощи, турбинные лопатки раскручивают до как можно больших показателей. Скорость вращения обусловлена напором выходящих газов. Чем меньше размер установки, тем выше частота оборотов, поскольку только так достигается стабильность работы.
Газотурбинный двигатель Т 80:
Устройство и принцип работы агрегата
По своей конструкции движок не очень сложный, он представлен камерой сгорания, где оборудованы форсунки и свечи зажигания, которые необходимы для подачи горючего и добычи искрового заряда. Компрессор оснащен на валу вместе с колесом, обладающим особыми лопатками.
Помимо этого мотор состоит из таких составляющих как — редуктор, канал впуска, теплообменник, игла, диффузор и выпускной трубопровод.
Во время вращения компрессорного вала, воздушный поток, поступающий через канал впуска, захватывается его лопастями. После увеличения скорости компрессора до пятисот м в секунду, он нагнетается в диффузор. Скорость у воздуха на выходе диффузора снижается, но давление увеличивается. Затем воздушный поток оказывается в теплообменнике, где происходит его нагрев за счет отработанных газов, а после этого воздух подается в камеру сгорания.
Вместе с ним туда попадает горючее, которое распыляется через форсунок. После того как топливо перемешивается с воздухом, создается топливно-воздушная смесь, которая загорается благодаря искре получаемой от свечи зажигания. Давление в камере при этом начинает увеличиваться, а турбинное колесо приводится в действие за счет газов попадающих на лопатки колеса.
В итоге осуществляется передача крутящего момента колеса на трансмиссию авто, а отходящие газы выбрасываются в атмосферу.
Плюсы и минусы двигателя
Газовая турбина, как и паровая, развивает большие обороты, что позволяет ей набирать хорошую мощность, несмотря на свои компактные размеры.
Охлаждается турбина очень просто и эффективно, для этого не нужно каких-либо дополнительных приборов. У нее нет трущихся элементов, а подшипников совсем немного, за счет чего движок способен функционировать надежно и долгое время без поломок.
Главный минус подобных агрегатов в том, что стоимость материалов, из которых они изготавливаются довольно высокая. Цена на ремонт газотурбинных двигателей тоже немалая. Но, несмотря на это они постоянно совершенствуются и разрабатываются во многих странах мира, включая нашу.
Газовую турбину не устанавливают на легковые автомобили, прежде всего из-за постоянной нужды в ограничении температуры газов, которые поступают на турбинные лопатки. Вследствие этого понижается КПД аппарата и повышается потребление горючего.
Сегодня уже придуманы некоторые методы, которые позволяют повысить КПД турбинных двигателей, например, с помощью охлаждения лопаток или применения тепла выхлопных газов для обогрева воздушного потока, который поступает в камеру. Поэтому вполне возможно, что через некоторое время разработчики смогут создать экономичный двигатель своими руками для автомобиля.
Среди главных преимуществ агрегата можно также выделить:
- Низкое содержание вредоносных веществ в выхлопных газах;
- Простота в обслуживании (не нужно менять масло, а все детали обладают износостойкостью и долговечностью);
- Нет вибраций, поскольку есть возможность запросто сбалансировать вращающейся элементы;
- Низкий уровень шума во время работы;
- Хорошая характеристика кривой крутящего момента;
- Заводиться быстро и без затруднений, а отклик двигателя на газ не запаздывает;
- Повышенная удельная мощность.
«Минус» и «плюс» мотора
Газотурбинный агрегат способен вырабатывать большой момент, а значит повышенные показатели мощности. Для охлаждения сопутствующих элементов нет каких-либо устройств, поскольку соприкасающихся поверхностей мало. В то же время, подшипников используется не много, а качество деталей свидетельствует о надёжности и безотказности агрегата.
Отрицательный аспект, это дороговизна используемых материалов при изготовлении деталей и, как следствие, немалые вложения в починку механизма. Несмотря на недостатки, конструкция постоянно дорабатывается и совершенствуется.
Газотурбинный двигатель используют в авиации, на автомобилях установку применяют как эксперимент. Это произошло по причине постоянной потребности в охлаждении газов, поступающих на лопатки турбины. Это снижает полезное действие агрегата, увеличивая потребление горючего.
Главные преимущества мотора:
- Пониженная степень загрязнения выхлопных газов;
- Починка простая и лёгкая (не содержит расходных материалов);
- Отсутствие вибрации;
- Пониженный шум при эксплуатации агрегата;
- Повышенные характеристики импульса;
- Включение и отклик на педаль акселератора без задержек;
- Повышено соотношение мощности и веса.
Виды газотурбинных двигателей
По своему строению данные агрегаты разделяются на четыре типа. Первый из них это турбореактивный, его в большинстве своем устанавливают на военные самолеты, обладающие высокой скоростью. Принцип работы заключается в том, что газы, выходящие на большой скорости из мотора, через сопло толкают самолет вперед.
Другой тип — турбиновинтовой. Его устройство от первого отличается тем, что он имеет еще одну секцию турбины. Данная турбина составлена из ряда лопаток, которые забирают остаток энергии у газов, прошедших через турбину компрессора и благодаря этому осуществляют вращение воздушного винта.
Винт может располагаться как в задней части агрегата, так и в передней. Отходящие газы выводятся через выхлопные трубы. Такой реактивный аппарат оснащается на самолетах, летающих на низкой скорости и на малой высоте.
Третий тип — турбовентиляторный, который похож по своей конструкции на предыдущий двигатель, но у него 2-я турбинная секция забирает энергию у газов не полностью и поэтому подобные движки также обладают выхлопными трубами.
Главная особенность такого двигателя в том, что его вентилятор, закрытый в кожух, работает от турбины низкого давления. Поэтому движок называют еще 2-х контурным, поскольку воздушный поток проходит через агрегат, являющейся внутренним контуром и через свой внешний контур, необходимый только лишь для направления потока воздуха, который толкает мотор вперед.
Самые новейшие самолеты оборудованы именно турбовентиляторными двигателями. Они эффективно функционируют на большой высоте, а также отличаются экономичностью.
Последний тип — турбовальный. Схема и устройство газотурбинного двигателя этого типа почти такая же, как и у прошлого движка, но от его вала, который присоединен к турбине, приводится в действие практически все. Чаще всего его устанавливают в вертолеты, и даже на современные танки.
Двухпоршневой и малоразмерный двигатель
Наиболее распространен двигатель с двумя валами, оборудованный теплообменником. В сравнении с агрегатами, у которых всего 1 вал, такие аппараты более эффективные и мощные. 2-х вальный двигатель оснащен турбинами, одна из которых предназначена для привода компрессора, а другая для привода осей.
Подобный агрегат обеспечивает машине хорошие динамические характеристики и сокращает кол-во скоростей в трансмиссии.
Также существуют малоразмерные газотурбинные двигатели. Они состоят из компрессора, газо-воздушного теплообменника, камеры сгорания и двух турбин, одна из которых находятся в одном корпусе со сборником газа.
Малоразмерные газотурбинные двигатели применяются в основном на самолетах и вертолетах, которые преодолевают большие расстояние, а также на беспилотных летательных устройств и ВСУ.
Отличительные черты
Как уже говорилось раньше, предпринимались попытки использовать газотурбинный двигатель для автомобиля, однако дальше испытаний дело не пошло. Единственная отрасль, в которой агрегат нашёл применение – авиация.
Если сравнивать газотурбинный мотор с иными силовыми установками, то у первого изделия значение вырабатываемой мощи по отношению к массе больше. Так же плюс в используемом топливе, доведённый до мелкодисперсного состояния, ассортимент воображает, главный вид – керосин и дизель. Но возможно применение: бензина, газа, спирта, мазута, угольной пыли и т.п.
Агрегат со свободно поршневым генератором
На сегодняшний день аппараты этого типа являются наиболее перспективными для авто. Устройство движка представлено блоком, который соединяет поршневой компрессор и 2-х тактовый дизель. В середине находится цилиндр с наличием двух поршней объединенных друг с другом с помощью специального приспособления.
Работа движка начинается с того, что воздух сжимается во время схождения поршней и происходит возгорание горючего. Газы образуются за счет сгоревшей смеси, они способствуют расхождению поршней при повышенной температуре. Затем газы оказываются в газо-сборнике. За счет продувочных щелей в цилиндр попадает пережатый воздух, помогающий очистить агрегат от отработанных газов. Затем цикл начинается заново.
Двигатель танка Абрамс
На танке Abrams установлен газотурбинный двигатель AGT-1500. AGT-1500 — трехвальный двигатель с двухкаскадным осецентробежным компрессором, индивидуальной камерой сгорания тангенциального расположения, двухступенчатой силовой турбиной с регулируемым сопловым аппаратом первой ступени и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Сопловые и рабочие лопатки первой ступени турбины высокого давления охлаждаются воздухом, отбираемым на выходе из компрессора и подаваемым через отверстия в хвостовиках лопаток. Максимальная температура газа в турбине составляет 1193°С.
Редуктор, размещенный внутри корпуса теплообменника, уменьшает число оборотов на выводном валу ГТД до 3000 об/мин. Снижение расчетного числа оборотов турбины с 26 400 до 22 500 об/мин позволило заменить применявшийся ранее двухступенчатый планетарный редуктор одноступенчатым. Регулятор подачи топлива обычный гидромеханический. Электронная система управления обеспечивает необходимую последовательность операций при запуске двигателя, а также выключает его в случае превышения допустимых температур или скорости вращения роторов.
На двигателе установлен стационарный пластинчатый барабанно-цилиндри-ческий теплообменник. Он собран из кольцевых пластин, изготовленных из нержавеющей стали, спаянных по контуру, укрепленных продольными стяжными болтами и образующих цилиндрический барабан, который охватывает диффузор турбины. Газовые воздушные каналы создаются отверстиями в пластинах и зазорами между ними. Рабочее давление в теплообменнике 14,76 кг/см2, степень регенерации тепла при работе двигателя на расчетной эксплуатационной мощности (70% максимальной) достигает 72%. Компактность теплообменника и рациональность его компоновки позволили разработчикам добиться относительно небольших габаритов ГТД.
Система питания двигателя включает в себя встроенный шестеренчатый насос, гидромеханический регулятор подачи топлива и дополнительную электронную
систему регулирования подачи топлива, обеспечивающую последовательность операций запуска и регулирования скорости подачи топлива. ГТД может работать на дизельном DF-1, DF-2 и авиационном топливе JP-4, JP-5, керосине и бензине, а также на более тяжелых топливах для морских судов.
В систему питания входит 6 топливных баков, из которых два передних (левый емкостью 403,3 л, правый — 566,9 л) расположены в отделении управления по обе стороны от водителя, два задних (левый емкостью 223,3 л, правый — 171 л) — по обе стороны от двигателя в спонсонах и два наружных бака (по 545 л каждый) установлены в кормовой части корпуса машины сверху. Задние баки соединены между собой и с передними баками. В задних баках установлены два электронасоса и в каждом переднем по одному. Передние баки между собой не соединены, из них топливо перекачивается в задние баки. Наружные баки соединены с задними баками. Топливо к двигателю подается только из задних баков. На пути топлива к двигателю установлен влагоот-делитель и блок фильтров.
Баки имеют сложную конфигурацию. Они изготовлены методом ротационной отливки из высокопрочного полиэтилена и покрыты пленкой из самозатягивающейся резины. Масса таких баков на 40% меньше, чем масса традиционных металлических. Система воздухоочистки — двухступенчатая, состоит из фильтра предварительной очистки, трехсекцион-ного фильтра тонкой очистки и системы сигнализации о засорении воздухоочистителя. Все элементы воздухоочистителя смонтированы в прямоугольном коробе, закрытом защитной сеткой и размещенном под жалюзи на левой стороне крыши моторного отделения. Первая ступень предварительной очистки воздуха представляет собой короб с установленными в нем циклонами. Вторая ступень состоит из трех отдельных картонных фильтров, уложенных в один ряд в корпусе воздухоочистителя. Для уменьшения пылевой нагрузки на воздухоочиститель забор воздуха осуществляется через жалюзи, расположенные под кормовой нишей башни. Общий расход воздуха у ГТД — 880м3/мин., из них на работу 280м3/мин.
Система охлаждения включает в себя вентилятор и 3 радиатора.
В систему смазки входят масляный бак, картер редуктора с маслоотстойником, масляный фильтр, масляный насос и сигнальное устройство, которое состоит из датчиков уровня и температуры масла и сигнальных ламп на щитке контрольных приборов. Для замены масла в баке и маслоотстойнике редуктора требуется демонтировать силовой блок. При этом рекомендуется заменить масляный фильтр системы смазки, так как доступ к фильтру, а также к спускным пробкам при установленном ГТД отсутствует. Заправочная емкость системы смазки двигателя — 24,7 л.