40 килограммовый двигатель развивает 240 лошадиных сил, с в 4 раза меньшим расходом топлива
40 килограммовый двигатель развивает 240 лошадиных сил, с в 4 раза меньшим расходом топлива.
Пламенный мотор ни к чему нашему Титанику.
Все чаще убеждаюсь в поговорке что никто не пророк в своем отечестве.
В России вообще пророков нет. На тех, кто бескорыстно пытается что-то сделать для будущего этой страны, в лучшем случае смотрят как на чудаков.
В худшем — с подозрением или откровенной насмешкой.
С одним из таких пророков мне посчастливилось быть знакомым лично. Это Геннадий Константинович Холодный.
Он изобретатель. Всю жизнь изобретает для своей Родины полезные вещи, которые могли бы двинуть экономику, если их внедрить в производство. А на выходе получается, что современной России вообще не нужны технические изобретения.
Даже такие, как сверхэкономичный, сверхкомпактный и сверхмощный двигатель внутреннего сгорания.
Роторный двигатель оригинальной конструкции Геннадия Холодного запатентован должным образом и официально признан изобретением. О необычных свойствах двигателя может судить даже дилетант в технике. При весе менее 40 килограммов, двигатель развивает мощность в 240 лошадиных сил. Он «питается» обычным бензином, и потребляет всего 50 граммов топлива в час, из расчета на одну лошадиную силу. Среднее потребление обычного двигателя современного автомобиля — около 200 граммов.
Коэффициент полезного действия впечатляет! По мощности это примерно восьмицилиндровый двигатель объемом четыре литра. При этом движок Геннадия Холодного весьма компактен: он в 4-5 раз меньше по габаритам, чем обычный двигатель марки ЯМЗ.
Идею двигателя внутреннего сгорания повышенного давления Геннадий Холодный опубликовал еще в 1977 году, в популярном тогда журнале «Техника — молодежи», под рубрикой «Патенты со всего света». Она еще тогда вызвала положительные заключения специалистов. С годами концепция менялась, совершенствуясь. Были вихревой, роторный, кривошипно-детонационный, газотурбинный двигатели. Последняя, выверенная до мелочей модель называется «кривошипно-веерный двигатель непрерывного горения». В своей домашней мастерской Геннадий Константинович вместе со своим помощником, тоже изобретателем Олегом Шагиняном изготовил опытную модель. Сейчас проводятся ее испытания на стенде. По словам изобретателей, результаты обнадеживающие.
Стенд в мастерской, на котором испытывается двигатель
Необходимый эффект достигается за счет применения принципа непрерывного горения топлива внутри двигателя. Рабочий цикл все тот же, четырехтактный: всасывание топливо-воздушной смеси, сжатие, рабочий ход, выхлоп. Лопасти, что закреплены внутри на вращающемся роторе, изменяют объем камеры, увеличивая скорость вращения.
Изобретатели разработали два типа двигателей: «тяговитый», который предназначен для сельхозтехники других рабочих машин, а также «оборотистый», с повышенным крутящим моментом. Его можно использовать в авиации или в спортивной технике: гоночных автомобилях, на скутерах. На оба мотора уже получены патенты.
Сильной стороной своего изобретения Г.К. Холодный считает экономичность. К примеру, такой движок может обеспечить работу маленькой электростанции мощностью в десять киловатт, потребляя всего литр топлива в час. Он очень бы пригодился вдали от источников электроэнергии, там где приходится экономить горючку.
Или мини-земснаряд для очистки дренажных каналов, малых рек и проток. Мощная помпа потребляет столь же малое количество бензина, давая на выходе впечатляющую мощность.
Двигатели Геннадия Холодного:
«оборотистый»
«тяговитый» (для представления о габаритах рядом сигаретная пачка)
Интерес к моторам Холодного поначалу проявил Азовский оптико-механический завод. В середине 90-х там были готовы освоить серийный выпуск двигателя, но все же предпочли заняться лицензионной сборкой японских швейных машин.
Приезжали в Ростов конструкторы известного «ё-мобиля», или «концепт-кара для бедных», который разрабатывается под эгидой предпринимателя Михаила Прохорова. Они смотрели двигатель, хвалили разработчика, но дальше дело не пошло. На «ё-мобиль» поставили гибридный мотор (спаренный с электрогенератором) мощностью всего 60 лошадиных сил. Иметь 240 экономичных лошадей под капотом, как предлагал ростовчанин, для «ё-мобиля» оказалось ненужной роскошью.
Письмо в адрес ростовского изобретателя пришло от японской автомобильной компании «Мазда», которая стала пионером в массовом производстве автомобилей с роторными двигателями. Но японцы также лишь обозначили свой интерес — и только.
Зато недюжинную настойчивость проявили китайцы. Пять раз(!) представители Поднебесной приезжали в Ростов, встречались с изобретателем, просили передать им права на этот двигатель. Но ростовчанин не спешит расставаться с любимым детищем. Во-первых, двигатель нуждается в практических испытаниях. Во-вторых, негативный опыт общения с китайцами остался у Холодного с 90-х годов, когда те хитростью выманили у него чертежи мини-трактора, быстро освоили его производство а потом стали поставлять этот же трактор нам в Россию, в том числе и в Ростов.
Геннадий Холодный считает, что его изобретение нужно России, хотя деловые люди не проявляют к нему интереса. Для большой аграрной страны иметь небольшую экономичную тягу для тракторов, грузовых автомобилей, катеров или электростанций, означает большой экономический эффект и решение многих проблем. Изобретатель пока работает над своими моторами, доводя их до совершенства. И надеется на будущее.
Во дворе частного дома Геннадия Константиновича Холодного стоят его разработки: мини-грузовик «Хуторок», сконструированный для использования на селе, микроавтобус «Вихрь», несколько сеялок, катер с установкой для очистки неглубоких каналов и речных проток. Все эти вещи, в принципе необходимые народному хозяйству, построены в одном экземпляре, успешно испытаны, и. заняли свое место во дворе ростовского изобретателя.
Перспективные разработки Геннадия Холодного, построенные в единственном экземпляре и стоящие на его дворе:
Мини-грузовичок для села «Хуторок»
Мини-земснаряд, способный экономично чистить и углублять небольшие русла
Сеялка оригинальной конструкции
Возвращаясь к пророкам в своем отечестве. В 2010 году весь мир восторгался выходцами из России Геймом и Новоселовым, которые изобрели сверхтонкий материал графен. Он сулит огромные перспективы в самых разных отраслях науки и техники. Президент Медведев даже предложил ученым приехать поработать в Сколково, но они категорически отказались.
Я догадываюсь о причинах отказа. Изобрети Гейм и Новоселов этот графен здесь, в России, они бы до сих пор маялись с ним в своей лаборатории. При уничтоженном производстве Россию вообще не интересуют никакие изобретения. Напротив, от них лишь головная боль. Дешевле и проще все покупать в Китае, а прибыли получать от торговли газом и нефтью.
Вот так и с двигателями Холодного. Они наверняка пригодились бы китайцам. Но они не нужны на борту нашего Титаника. У нас и так все в порядке: мы идём ко дну.
Russian portal about alternative energy and eco technology
Пламенный мотор ни к чему нашему Титанику.
Все чаще убеждаюсь в поговорке что никто не пророк в своем отечестве.
В России вообще пророков нет. На тех, кто бескорыстно пытается что-то сделать для будущего этой страны, в лучшем случае смотрят как на чудаков.
В худшем — с подозрением или откровенной насмешкой.
С одним из таких пророков мне посчастливилось быть знакомым лично. Это Геннадий Константинович Холодный. Он изобретатель. Всю жизнь изобретает для своей Родины полезные вещи, которые могли бы двинуть экономику, если их внедрить в производство. А на выходе получается, что современной России вообще не нужны технические изобретения.
Даже такие, как сверхэкономичный, сверхкомпактный и сверхмощный двигатель внутреннего сгорания.
Роторный двигатель оригинальной конструкции Геннадия Холодного запатентован должным образом и официально признан изобретением. О необычных свойствах двигателя может судить даже дилетант в технике. При весе менее 40 килограммов, двигатель развивает мощность в 240 лошадиных сил. Он «питается» обычным бензином, и потребляет всего 50 граммов топлива в час, из расчета на одну лошадиную силу. Среднее потребление обычного двигателя современного автомобиля — около 200 граммов.
Коэффициент полезного действия впечатляет! По мощности это примерно восьмицилиндровый двигатель объемом четыре литра. При этом движок Геннадия Холодного весьма компактен: он в 4-5 раз меньше по габаритам, чем обычный двигатель марки ЯМЗ.
Идею двигателя внутреннего сгорания повышенного давления Геннадий Холодный опубликовал еще в 1977 году, в популярном тогда журнале «Техника — молодежи», под рубрикой «Патенты со всего света». Она еще тогда вызвала положительные заключения специалистов. С годами концепция менялась, совершенствуясь. Были вихревой, роторный, кривошипно-детонационный, газотурбинный двигатели. Последняя, выверенная до мелочей модель называется «кривошипно-веерный двигатель непрерывного горения». В своей домашней мастерской Геннадий Константинович вместе со своим помощником, тоже изобретателем Олегом Шагиняном изготовил опытную модель. Сейчас проводятся ее испытания на стенде. По словам изобретателей, результаты обнадеживающие.
Стенд в мастерской, на котором испытывается двигатель
Необходимый эффект достигается за счет применения принципа непрерывного горения топлива внутри двигателя. Рабочий цикл все тот же, четырехтактный: всасывание топливо-воздушной смеси, сжатие, рабочий ход, выхлоп. Лопасти, что закреплены внутри на вращающемся роторе, изменяют объем камеры, увеличивая скорость вращения.
Изобретатели разработали два типа двигателей: «тяговитый», который предназначен для сельхозтехники других рабочих машин, а также «оборотистый», с повышенным крутящим моментом. Его можно использовать в авиации или в спортивной технике: гоночных автомобилях, на скутерах. На оба мотора уже получены патенты.
Сильной стороной своего изобретения Г.К. Холодный считает экономичность. К примеру, такой движок может обеспечить работу маленькой электростанции мощностью в десять киловатт, потребляя всего литр топлива в час. Он очень бы пригодился вдали от источников электроэнергии, там где приходится экономить горючку.
Или мини-земснаряд для очистки дренажных каналов, малых рек и проток. Мощная помпа потребляет столь же малое количество бензина, давая на выходе впечатляющую мощность.
Двигатели Геннадия Холодного:
«оборотистый»
«тяговитый» (для представления о габаритах рядом сигаретная пачка)
Интерес к моторам Холодного поначалу проявил Азовский оптико-механический завод. В середине 90-х там были готовы освоить серийный выпуск двигателя, но все же предпочли заняться лицензионной сборкой японских швейных машин.
Приезжали в Ростов конструкторы известного «ё-мобиля», или «концепт-кара для бедных», который разрабатывается под эгидой предпринимателя Михаила Прохорова. Они смотрели двигатель, хвалили разработчика, но дальше дело не пошло. На «ё-мобиль» поставили гибридный мотор (спаренный с электрогенератором) мощностью всего 60 лошадиных сил. Иметь 240 экономичных лошадей под капотом, как предлагал ростовчанин, для «ё-мобиля» оказалось ненужной роскошью.
Письмо в адрес ростовского изобретателя пришло от японской автомобильной компании «Мазда», которая стала пионером в массовом производстве автомобилей с роторными двигателями. Но японцы также лишь обозначили свой интерес — и только.
Зато недюжинную настойчивость проявили китайцы. Пять раз(!) представители Поднебесной приезжали в Ростов, встречались с изобретателем, просили передать им права на этот двигатель. Но ростовчанин не спешит расставаться с любимым детищем. Во-первых, двигатель нуждается в практических испытаниях. Во-вторых, негативный опыт общения с китайцами остался у Холодного с 90-х годов, когда те хитростью выманили у него чертежи мини-трактора, быстро освоили его производство а потом стали поставлять этот же трактор нам в Россию, в том числе и в Ростов.
Геннадий Холодный считает, что его изобретение нужно России, хотя деловые люди не проявляют к нему интереса. Для большой аграрной страны иметь небольшую экономичную тягу для тракторов, грузовых автомобилей, катеров или электростанций, означает большой экономический эффект и решение многих проблем. Изобретатель пока работает над своими моторами, доводя их до совершенства. И надеется на будущее.
Во дворе частного дома Геннадия Константиновича Холодного стоят его разработки: мини-грузовик «Хуторок», сконструированный для использования на селе, микроавтобус «Вихрь», несколько сеялок, катер с установкой для очистки неглубоких каналов и речных проток. Все эти вещи, в принципе необходимые народному хозяйству, построены в одном экземпляре, успешно испытаны, и. заняли свое место во дворе ростовского изобретателя.
Перспективные разработки Геннадия Холодного, построенные в единственном экземпляре и стоящие на его дворе:
Мини-грузовичок для села «Хуторок»
Мини-земснаряд, способный экономично чистить и углублять небольшие русла
Сеялка оригинальной конструкции
Возвращаясь к пророкам в своем отечестве. В 2010 году весь мир восторгался выходцами из России Геймом и Новоселовым, которые изобрели сверхтонкий материал графен. Он сулит огромные перспективы в самых разных отраслях науки и техники. Президент Медведев даже предложил ученым приехать поработать в Сколково, но они категорически отказались.
Я догадываюсь о причинах отказа. Изобрети Гейм и Новоселов этот графен здесь, в России, они бы до сих пор маялись с ним в своей лаборатории. При уничтоженном производстве Россию вообще не интересуют никакие изобретения. Напротив, от них лишь головная боль. Дешевле и проще все покупать в Китае, а прибыли получать от торговли газом и нефтью.
Вот так и с двигателями Холодного. Они наверняка пригодились бы китайцам. Но они не нужны на борту нашего Титаника. У нас и так все в порядке: мы идём ко дну.
Количество просмотров: 12082
- Изобретатель
- Холодный Геннадий
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Не оправдавший надежды
Немецкая фирма NSU оставила заметный след в истории мирового автомобилестроения благодаря созданию роторно-поршневого двигателя. Это заслуга ее инженера Феликса Ванкеля, чье имя и получил данный очень интересный мотор (РПД Ванкеля).
Немецкий период
Необходимо сразу отметить, что роторно-поршневой двигатель – это целое направление в моторостроении. Придумано огромное количество их разнообразных конструкций. Однако единственным доведенным до серийного производства представителем племени, в котором функцию поршня выполняет вращающееся тело, является именно РПД Ванкеля. Феликс Ванкель получил патент на свое изобретение в 1957 году. Первый в мире серийный автомобиль с роторно-поршневым двигателем (заднемоторный NSU Spider) начали выпускать в 1964 году, в 1967-м запустили в производство переднеприводный NSU Ro 80, завоевавший титул «Автомобиль года». А затем. NSU сошла со сцены – ее «проглотил» Volkswagen. Однако на этом развитие РПД Ванкеля не прекратилось – дело продолжила японская Mazda, причем весьма успешно. О достижениях японской компании поговорим позднее, а пока рассмотрим устройство немецкой диковинки. Предложенный Ванкелем двигатель состоял из трех основных компонентов: корпуса (в литературе его также называли картером или статором), ротора и эксцентрикового вала. Отличительной особенностью данного РПД является выполненная по эпитрохоиде внутренняя поверхность корпуса и трехгранная форма ротора. К боковой крышке корпуса прикреплена шестерня, которая при работе двигателя остается неподвижной. Другая шестерня с внутренним зацеплением соединена с ротором. Отношение количества их зубьев равно 2 : 3. Ротор через подшипник надет на эксцентрик вала и при поворачивании вала совершает сложное движение – он вращается вокруг своей оси, а та, в свою очередь, описывает окружность вокруг оси вала. Такая конструкция двигателя обеспечивает постоянное прилегание граней ротора к внутренней поверхности корпуса. При этом образуются три полости, объем которых зависит от положения вала и при его вращении периодически меняется (то увеличивается, то уменьшается). Получается как у обычного поршневого мотора, что позволяет реализовать хорошо известный четырехтактный цикл, т.е. впуск, сжатие, сгорание-расширение и выпуск. Все четыре такта в одной полости (камере) осуществляются за один оборот ротора, а камер три. Но если учесть, что эксцентриковый вал вращается в 3 раза быстрее ротора, то на один оборот двигателя приходится один рабочий такт. Следовательно, однороторный РПД можно сопоставить с одноцилиндровым 2-такт-ным или 2-цилиндровым 4-тактным мотором. Нельзя не отметить и обстоятельство, связанное с определением литража двигателя. Рабочий объем одной полости равен разности между ее максимальным и минимальным объемами, и их отношение дает степень сжатия. В обычном четырехтактном одноцилиндровом моторе количество топливовоздушной смеси, равное рабочему объему цилиндра, сжигается за два оборота коленчатого вала, а РПД с одним ротором за те же два оборота «пропускает через себя» смеси в 2 раза больше. Отсюда при равном рабочем объеме мощность роторного двигателя получается в 2 раза больше. Чтобы уравнять моторы (для удобства сравнения их характеристик), придумали выражать рабочий объем РПД двойной величиной, что вроде бы разумно. Но тут возникла путаница, так как в обращении оказались обе эти величины. Поэтому надо понимать, о чем в каждом конкретном случае идет речь. В качестве примера рассмотрим «движок» NSU Spider. Рабочий объем его камеры равен 497,5 см3; степень сжатия 8,5; мощность 54 л.с. при 6000 об/мин. Такая мощность соответствует литровому бензиновому мотору тех лет, поэтому приведенный (эквивалентный) рабочий объем рассматриваемого РПД определяют в 995 см3. Кстати, а как собирать налоги в тех странах, где ориентируются на «кубатуру» двигателей? Может быть, начислять даже не в двойном, а в тройном размере по отношению к объему полости, так как их три? Но это так, курьез. Камера сгорания у двигателя Ванкеля имеет серпообразную форму, которая весьма далека от оптимальной с точки зрения тепловых потерь. А это предопределяет повышенное потребление топлива. Не все хорошо получается и с токсичностью отработавших газов. Много неприятностей разработчикам доставило уплотнение ротора – оно получалось сложным и не обеспечивало необходимой герметичности, а также быстро изнашивалось. Потребовала к себе повышенного внимания и свеча зажигания – в силу конструктивных особенностей она не охлаждалась свежей смесью, а посему часто отказывала. Значительным событием стало появление NSU Ro 80. Автомобиль создан с максимальным использованием достоинств РПД. 115-сильный двухроторный мотор (объем камеры каждого ротора остался как у Spider, а суммарный «литраж» удвоился; эксцентрики сдвинуты друг относительно друга на половину оборота вала) расположен в переднем свесе. В результате получился просторный салон. NSU Ro 80 разгоняется до 100 км/ч за 12,8 с; достигает скорости 180 км/ч; расход топлива составляет 11,2 л на 100 км пути. Подведем промежуточный итог. По сравнению с обычным поршневым мотором той же мощности двигатель Ванкеля получается компактнее и легче, но отличается повышенным аппетитом и имеет больше проблем с экологией. Он хорошо уравновешен, однако желательно увеличить надежность и долговечность. Все сказанное относится к раннему периоду развития РПД. В дальнейшем его параметры удалось значительно улучшить, но и «шевелящие поршнями» тоже не стояли на месте и значительно продвинулись и по экономичности, и по экологичности, и по степени форсирования. В итоге реальной конкуренции со стороны РПД Ванкеля так и не получилось.
Японская эра
Появление работоспособного роторного двигателя произвело сильное впечатление на мировую научно-техническую общественность. Многие фирмы закупили лицензии. РПД Ванкеля пытались применять в авиации, на водном транспорте, для газонокосилок, использовать в качестве стационарных для привода электрогенераторов и насосов. Для установки на мотоциклы создали роторные двигатели с воздушным охлаждением. Однако, несмотря на все усилия конструкторов, особого успеха эта деятельность не принесла. Хотя не обошлось и без исключения – Mazda, купив лицензию у немцев, внесла в двигатель собственные изменения и с 1967 года начала серийно комплектовать ими свою продукцию. Первым японским автомобилем с РПД стал двухместный спортивный Mazda Cosmo Sport (110S). Его 110-сильный двигатель (2 ротора, объем каждой камеры 491 см3) позволял достигать скорости 185 км/ч. За ним последовали другие. Выпуском роторных автомобилей фирма занималась более четырех десятилетий, причем в весьма приличных количествах. Большинство моделей могли комплектоваться как роторным, так и обычным моторами. К сожалению, при таком подходе теряется одно из главных достоинств РПД – его компактность. Зато увеличивается тираж, что благоприятно сказывается на цене. Среди роторных «японцев» были и более, и менее удачные модели. Значительным успехом стало создание в 1978 году Mazda Savanna RX-7. 2-роторный 130-сильный мотор разгонял 4-местный автомобиль до 180 км/ч. Специалисты фирмы постоянно занимались совершенствованием конструкции роторного двигателя. В целом нововведения шли в том же направлении, что и у обычных моторов. На смену карбюратору пришел электронный впрыск, электронным стало и зажигание. Экспериментировали с впускными трубопроводами, применяли турбонаддув, создавали устройства дополнительной очистки отработавших газов. Вершиной достижений стал 230-сильный «движок» RENESIS для 4-дверного купе Mazda RX-8. Компания всемерно старалась привлечь внимание к роторным двигателям, в том числе участвуя в соревнованиях «24 часа Ле Мана». В 1991 году пришел большой успех – роторная Mazda 787В с бортовым номером 55 выиграла эту престижнейшую гонку.
Принцип работы роторно-поршневого двигателя Ванкеля
Ни дня без идеи — таково жизненное кредо ростовского изобретателя Геннадия Холодного
В следующем году известному скульптору и конструктору исполнится 80 лет
Скульптурная композиция «Тачанка» — достопримечательность Ростова-на-Дону, которая уже давно стала одним из символов города. Но мало кто знает, что к ее созданию свою руку приложил знаменитый изобретатель и скульптор многих известных памятников Геннадий Константинович Холодный. За его плечами более 170 различных изобретений и проектов, он мастер спорта международного класса по мотоспорту, тренер по картингу. А когда-то он был лишь любопытным мальчишкой, только вступавшим на путь гения-конструктора…
Изобретатель мечтает построить технопарк и запустить в производство свои чудо-машины. Фото: Владимир Солнечный.
Реактивный велосипед
В середине сороковых семилетнему Гене подарили сломанный мотоцикл.
— После войны в земле оставалось еще много неразорванных снарядов и мин. Сколько тогда любопытных мальчишек погибло в «исследованиях» этих снарядов. А меня, как самого любознательного, родители решили обезопасить и подарили этот поломанный двухколесный. Я его разобрал, собрал и починил!
С этого момента в Геннадии Холодном пробудился изобретатель. Мальчик интересовался всеми устройствами и машинами. Самоучка, он пробовал изобретать. Однажды чуть не погиб при попытке запустить реактивный велосипед собственного производства:
— Мне было 12 лет. Прикрепил под сиденье велосипеда снаряд, заполненный порохом, и металлический защитный кожух. На следующий день вся школа собралась посмотреть на испытания реактивного велосипеда. Я оседлал свою ракету, зажег фитиль и с гордым видом начал разгоняться. Велосипед дергало все сильнее и дальше, скорость увеличивалась, я понял, что переборщил с порохом, — раздался взрыв. Дальше осознаю себя летящим, но недолго — полет завершился в кусте терновника. Велосипед закинуло на дерево, а на месте взрыва — только черное пятно да погнутое колесо. На школьном дворе вопли ужаса, дети позвали учителей. На глазах моих одноклассников появляются слезы. Тут сверху падает велосипед, а из кустов весь подранный, с лохмотьями вместо одежды вылезаю я.
Но со временем баловство с техникой привело к созданию действительно полезных и уникальных вещей. Когда Геннадию было тринадцать, вместе с другими школьниками его послали на поле сажать саженцы тутовника. День мальчишка провел на поле. И пока работал, возникла мысль, как избежать тяжелой работы и при этом выполнить план. Он собрал лесопосадочную машину:
— Взял старый плуг, велосипед довоенного образца, старую духовку от печки, немного поработал в кузнице — и получился такой аппарат, на котором мы вдвоем с товарищем за два дня засеяли 60 гектаров полей — сезонная норма целой бригады рабочих!
Такое не могло остаться незамеченным. Тринадцатилетнего мальчишку пригласили в Москву — защищать свое изобретение перед 400 академиками. В столицу Геннадий ехал не с пустыми руками, кроме лесопосадочной машины он вез и другие чудеса — роторный комбайн и сеялку для многоколосной пшеницы.
Несмотря на то что Геннадия поддержал сам академик Лысенко, большое собрание в Академии наук СССР зарубило идею на корню. Не смог мальчик научным языком объяснить принцип своего изобретения. А через год в промышленном производстве появилась машина Чашкина. Она почти полностью копировала лесопосадочный аппарат Холодного.
— Помню, все крутился вокруг меня этот Чашкин, угощал эскимо, конфетами и расспрашивал про мое изобретение. Ну, а я маленький был, наивный, было приятно делиться своим успехом со взрослым ученым, — вздыхает Геннадий Константинович.
Но неудача не испугала юного изобретателя — в 19 лет он выдал почти 100 проектов по улучшению работы в сфере сельского хозяйства.
Изобретатель становится… скульптором
В конце пятидесятых Геннадий Холодный начал службу в армии. Одаренного конструктора заметили сразу — ему выделили помещение для творчества, где Геннадий собрал автомобиль. Машина с дюралевым корпусом по плацу аэродрома разгонялась до 250 километров в час. Здесь же Геннадий Холодный познакомился с авиационной техникой — окончил летное училище, служил пилотом, выполнял важные, иногда и секретные, миссии, одна из которых чуть не стоила ему жизни:
— Я пилотировал самолет на Северном полюсе. Произошло обледенение, самолет стал неуправляемым, и пришлось совершить аварийную посадку в дикой местности. Это суровый край, холод -52 °С, еды нет, ледяные торосы затрудняли ходьбу. Наши жизни спас белый медвежонок. Когда мы его заметили, хотели убить. Но поколебались, решили идти за ним. Медвежонок обходил все места с тонким льдом, и мы шли прямо по его следам, чтобы не провалиться в холодную воду. Через две недели закончилась еда, а наш спаситель поймал огромную рыбу — весом килограмм в сто, наверное, съел только голову, а остальное бросил. Так мы этой рыбой спасались целую неделю. Медведь вывел нас к воде, где мы смогли послать сигнальную ракету и вызвать помощь. Немного позже над местом, где нас забрали, пролетал вертолет, и его пилот обнаружил там целую семью взрослых белых медведей. Видимо, они шли по нашему следу, и страшно подумать, что бы было, если бы нашу ракету не заметили и нас не забрали.
Демобилизовался Геннадий как пилот-инструктор воздушной дозаправки. После службы он окончил Художественное училище имени Грекова и стал скульптором. На его счету скульптурная композиция «Тачанка» на южном въезде в донскую столицу и Памятник Стачке 1902 года, бюст Ленина во Дворце съездов СССР, памятник партизанам в Италии. Геннадий Холодный стал настолько известным, что сам Михаил Сергеевич Горбачев пригласил его сделать в родном Ставрополе композицию «Комсомольская горка». А благодаря монументу «Трудный хлеб» в городе Миллерово скульптор стал первым лауреатом Дона в области изобразительного искусства:
— Как-то раз я узнал, что в городе Миллерово во время войны погибло более 10 тысяч женщин-механизаторов, перевозивших хлеб на фронт. Этот факт вызвал настолько живой отклик в моей душе, что я решил увековечить этот геройский труд памятником. Назвал его «Трудный хлеб». Когда монумент был установлен, проезжающие мимо него женщины, пережившие тот сложный период, останавливались, смотрели и плакали, вспоминая свое прошлое, погибших боевых подруг. Эта искренняя человеческая реакция стала для меня самой большой наградой.
Вертолет своими руками
Конструктор и скульптор прекрасно уживались в Геннадии. Так, в одно время находчивый изобретатель собрал настоящий вертолет:
— В 60-х я работал на Украине — украшал остановочные павильоны художественными фресками из мозаики. Работа находилась за 500 километров от дома. Ездить на машине или мотоцикле было неудобно. Тогда я и собрал свою «вертушку». Мини-вертолет состоял из сиденья, двигателя с девятиметровым винтом и рулем управления. Моя «Стрекоза» развивала скорость до 250 километров в час и набирала до трех километров высоты! На ней я с легкостью преодолевал путь, бывало, и меньше, чем за пару часов.
Крыша дома изобретателя служила взлетно-посадочной площадкой для «вертушки». Своим «небесным конем» Геннадий пользовался два года! Любопытные ростовчане со всего города приезжали посмотреть, как Холодный сажает свою «Стрекозу». А потом местные власти летать запретили — рядом с его домом пролегала высоковольтная линия, пришлось вертолет разобрать.
Изобретательский гений Геннадия Холодного, казалось, никогда не засыпал. В середине семидесятых родился его «Вихрь» — микроавтобус, компактный снаружи, но просторный внутри, машина была рассчитана на пять посадочных мест. И расход бензина был минимальный — четыре литра на 100 километров. «Вихрем» заинтересовались многие, он стал участником нескольких выставок, его запустили в серийное производство на Подольском заводе. Геннадия Константиновича неоднократно приглашали на работу за рубеж. Но он гордо отказывался.
— Я ведь для нашей страны это делал, хотел улучшить жизнь советского человека, рассказывает он. — И «Вихрь» задумывался мной как дешевый, доступный автомобиль — не дороже мотоцикла. Таким он и вышел.
Следующим интересным изобретением Геннадия стал мини-грузовичок «Хуторок». Двигатель от мотоцикла «Ява», колеса — от мотороллера. А грузоподъемность — 500 килограммов! Машина набирала до 95 километров в час и имела малый расход дизельного топлива. Этот грузовичок должен был стать хорошим помощником в хозяйстве для фермеров и граждан, живущих в селах, где по дорогам не каждая машина проедет. А «Хуторок» проехал бы. Но в массовое производство машину запустить не удалось.
Для других могу, а для себя — нет
Геннадий Холодный не только изобретал, но и разрабатывал проекты создания мусоросжигательных заводов, экономичных электростанций и многого другого. И каждая его задумка рождалась из потребности улучшить качество жизни своих соотечественников.
— Для всех своих «детищ» запчасти я приобретал сам. Хорошо, что жена у нас в семье заведует финансами, знает, что я всю пенсию могу спустить на очередное изобретение, — смеется Геннадий Константинович.
Никто из родственников не разделяет тягу Геннадия Холодного к изобретательству.
— Из всей семьи только трехлетний внук проявляет интерес к моему делу, — сетует изобретатель. — Стоит малышу зайти в мастерскую, его отсюда не вытащишь — станки крутит, все ему интересно. Младшего сына я как-то «упустил», его интересуют совсем другие вещи. А вот старший, Максим, не только увлекался техникой и изобретательством, он был успешным спортсменом в мотоспорте, и я возлагал на него большие надежды. Но любимого сына я потерял — он погиб молодым в армии. Уже столько лет прошло, а я до сих пор не могу сделать его бюст. Недоделанная работа и сейчас находится здесь, у меня в мастерской. Все, кому показываю, говорят, что это отличная работа. Но для меня в ней как-то… нет души. Вот почему так — чужого человека сделать могу, а своего — нет.
В этом вопросе весь Геннадий Константинович Холодный. Всю свою жизнь он посвятил другим людям. А мог бы жить для себя, уехать за границу по выгодному предложению, когда звали, жить припеваючи… Но нет, он остался на родине, из года в год рождал идеи, собирал устройства, стучался во все двери администраций, заводов, предприятий с предложениями. В следующем году Геннадию Константиновичу исполняется 80 лет. Но он до сих пор не опускает рук. Изобретателя не отпускает идея — уехать в деревню, взять несколько гектаров земли, провести испытания, построить технопарк и запустить в производство свои чудо-машины.
— В прошлом году я даже провел эксперимент, — рассказывает Геннадий Константинович. — Поднял свои старые разработки сельскохозяйственных машин, кое-что улучшил, собрал. В двух районах фермеры мне выделили несколько гектаров земли, которые я засеял с помощью своей машины. Когда стали собирать урожай, оказалось, что на моих крохотных кусочках урожая в 4—5 раз больше, чем на всем поле, засеянном обычным образом!
Геннадий Константинович считает, что его разработки могут произвести эволюцию в сельскохозяйственном производстве. Остается только пожелать ему дальнейших успехов в воплощении своих планов.