Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ремонт стиральной машины «Вятка-автомат 12-01»

Ремонт стиральной машины «Вятка-автомат 12-01»

Основным преимуществом машины является полная автоматизация режимов стирки, включая предварительную и основную стирки, полоскание, специальную обработку и отжим белья. При достаточно простой (без элементов электроники) и надежной электрической схеме машина производит все операции, не прибегая к помощи человека. Это достигается применением в данной конструкции командоаппарата, в котором заложена программа из 36 циклов. Ритм стирки задает электродвигатель МТ, который механически соединен с барабаном командоаппарата (рис.1).

Рис. 1 Принципиальная электрическая схема бытовой стиральной машины «Вятка-автомат-12-01»

1÷14; В; Т- контакты командоаппаратаМТ — электродвигатель командоаппарата
MPS — электродвигатель насосаMC, ML- электродвигатель привода барабана
1Р- контакт микровыключателя загрузочного люкаSL — индикаторная лампа
Р1; 2; 3- контакты реле уровняТН1 — датчик реле температуры +40С
ТН2 — датчик реле температуры +60СТН3 — датчик реле температуры +90С
РНК — реле пускозащитноеЭ; Эz — фильтр помехоподавляющий
R- электронагревательный элемент1Е- включение экономичного режима стирки
EV1÷EV4; — электромагнитные клапана дозатора

Для того чтобы лучше понять принцип работы электрической схемы и упростить поиск возможных неисправностей, приводится ее описание. Описание работы электрической схемы машины дается для первой программы модели «Вятка-автомат-12-01».

Для набора нужной программы необходимо повернуть ручку командоаппарата по часовой стрелке, совместив номер программы с указателем, отмеченным на лицевой панели.

Запуск машины производится вытягиванием ручки установки программ на себя до щелчка, при этом замыкаются контакты 13-Т, 14-Т командоаппарата и загорается лампочка индикатора. Начинается последовательная обработка циклов.

Циклограмму в виде таблицы можно посмотреть на рис. 2, или из другого источника на рис. 3 , а ее описание приведено ниже.

Рис. 2 Циклограмма Вятка-автомат

Рис. 3 Циклограмма Вятка-автомат

Цикл 1. Производится залив воды через электромагнитный клапан EV1, к которому приложено напряжение через контакты микровыключателя люка 1Р, контакты 1-3 реле уровня Р и контакты 12-В командоаппарата. При достижении нижнего уровня воды в баке срабатывает реле уровня Р, размыкая контакты 1-3 и тем самым снимая питание с обмотки клапана EV1, подача воды в бак прекращается. Контакты 1-2 в этот момент замыкаются и по цепи контакта 8-Т подают питание на электродвигатель МТ командоаппарата. При этом на 4-ю клемму электродвигателя МL привода барабана подается напряжение питания через цепь 8-Т, 4-Т, 1-В и далее через контакты 9-Т, 3-Т и конденсатор С1 на 5-ю клемму. Начинается вращение барабана в интенсивном режиме (приблизительно 9 сек. — движение в одну сторону, 10 сек. — пауза, 9 сек. — движение в другую сторону). Реверсирование электродвигателя ML осуществляется переключением контакта 1 командоаппарата при работе электродвигателя МТ. В этот период через клапан EV1 производятся две дополнительные доливки воды. В таком случае напряжение на обмотку клапана подается через контакты 2-В, 1Е, 5-Т, 12-В. Вода в баке поднимается до верхнего уровня. При малой загрузке барабана бельем для ограничения воды в стиральном баке установлен выключатель 1Е, при разомкнутых контактах этого выключателя дополнительные заливки воды не производятся. Продолжительность цикла равна 2,5 мин.

Цикл 2. В начальный момент цикла контакты командоаппарата 8-Т, 5-Т, 4-Т размыкаются, а контакты 7-В, 4-В замыкаются, при этом через контакты 7-В замыкается цепь питания электронагревателя R, начинается нагрев воды. Размыканием контакта 8-Т прекращается подача напряжения на электродвигатели приводов командоаппарата и барабана MT и ML. После того, как вода в баке прогреется до + 40С, срабатывает датчик-реле температуры ТН-1, через его замкнувшиеся контакты подается напряжение на электродвигатели ML и МТ. Начинают работать привода командоаппарата и барабана. Вращение барабана происходит в мягком ритме (7 сек. — движение, 48 сек. — пауза, 7 сек. — движение, 13 сек. — пауза, затем последовательность повторяется). Продолжительность цикла, без учета времени необходимого для нагрева воды, — 2,5 мин.

Цикл 3. Замыкается контакт 4-Т, и в течение 5 мин. производится стирка с интенсивным ритмом, при этом продолжается нагрев воды.

Цикл 4. Продолжается нагрев воды. Замыкается контакт 4-В, и в течение 5 мин. барабан вращается с мягким режимом стирки.

Цикл 5. Заканчивается предварительная стирка и начинается слив воды. Это обеспечивается замыканием контакта 6-Т в цепи питания электродвигателя MPS насоса. Одновременно размыкается контакт 7-В, отключая питание подогревателя R. На протяжении всего цикла, равного 2,5 мин., барабан вращается с мягким режимом стирки.

Цикл 6. С шестого цикла начинается основная стирка. При этом чрез контакты 11-В и 12-Т подается напряжение на обмотки электромагнитных клапанов EV3 и EV4, начинается заполнение бака холодной и горячей водой. Когда вода в баке достигнет нижнего уровня, замыкаются контакты 1-2 реле Р, подача воды в бак прекращается, включаются электродвигатели MT, ML. В течение 2,5 мин. происходит вращение барабана с интенсивным ритмом.

Цикл 7. Размыкается контакт 8-Т, обесточиваются электродвигатели приводов барабана и командоаппарата, происходит их остановка. Через замкнувшиеся контакты 7-В и 10-В подается напряжение на подогреватель R, начинается нагрев воды и продолжается, пока температура не поднимется до +40С. При этом срабатывает датчик-реле ТН-1 и через его замкнувшиеся контакты подается напряжение на электродвигатели приводов барабана и командоаппарата. Начинается вращение барабана с мягким ритмом и продолжается в течение 5 мин.

Цикл 8, 9 Продолжается вращение барабана с мягким ритмом в течение 10 мин. Продолжается нагрев воды.

Циклы 10, 11, 12. Замыкается контакт 4-Т, и барабан начинает вращаться с интенсивным ритмом. Длительность трех циклов 15 мин. Нагрев воды будет продолжаться до конца 21 цикла; если температура воды достигнет +90С раньше, то сработают контакты ТН-2 и ТН-3 и нагрев прекратится.

Цикл 13 Вращение барабана, вследствие замыкания контакта 4-В, переходит в мягкий режим стирки.

Циклы 14, 15, 16. Размыкается контакт 4-В, замыкается 4-Т, вращение барабана продолжается в интенсивном ритме на протяжении 15 мин.

Циклы 17, 18, 19. Вращение барабана переходит в мягкий режим стирки, время циклов 15 мин.

Циклы 20, 21. Продолжение вращения барабана с интенсивным ритмом в течении 10 мин.

Цикл 22. Размыкаются контакты 7-В и 10-В, отключая напряжение питания нагревателя R и тем самым прекращая нагрев воды. Через замкнувшиеся контакты 2-В, 1Е, 5-Т и 11-В включается электромагнитный клапан EV3, который обеспечивает две дополнительные заливки холодной водой. Продолжительность цикла 2,5 мин.

Цикл 23. Производятся операции перечисленные при работе 5 цикла. Закончилась основная стирка.

Цикл 24. Подается напряжение на электродвигатели MT и ML через контакты 8-Т и 4-Т, реверсирующий контакт 1, контакты 9-Т, 3-Т. Происходит вращение барабана с интенсивным ритмом в течение 5 мин. Начинается залив воды через открытый клапан EV3, питание которого осуществляется через замкнутые контакты 1-3 реле уровня Р и 11-В командоаппарата.

Цикл 25. Аналогичен циклам 5 и 23. Конец первого полоскания.

Цикл 26. Происходит залив воды через открытый клапан EV3. После срабатывания реле уровня Р начинают вращаться электродвигатели привода барабана и командоаппарата. Вращение барабана происходит с интенсивным ритмом в течение 2,5 мин. За этот период времени при замыкании контакта 2-В происходит дополнительный залив воды.

Читать еще:  Высокие обороты двигателя в пробке

Цикл 27. Замыкается контакт 6-Т, включается насос MPS, происходит слив воды одновременно с вращением барабана в интенсивном ритме. Продолжительность цикла 2,5 мин. Конец второго полоскания.

Цикл 28. При переходе от 27 к 28 циклу происходит медленное вращение барабана против часовой стрелки. В начале 28 цикла барабан включается в режим центрифуги, происходит предварительный отжим белья. Напряжение через контакты 1-3 реле уровня Р, 5-В, 9-В, 3-В командоаппарата, параллельно включенные конденсаторы С1 и С2, подается на клемму МС-2 электродвигателя. Одновременно через контакты 10-Т, 8-Т, 6-Т поступает напряжение на электродвигатель насоса MPS. Длительность цикла 2,5 мин.

Цикл 29. Аналогичен 26-му циклу, но ритм стирки мягкий (замкнут контакт 4-В).

Цикл 30. — аналогичен 27

Цикл 31 — аналогичен 26

Цикл 32 — аналогичен 5.

Цикл 33 — аналогичен 26, но заливка производится через клапан EV2, так как замыкается контакт 11-Т. В бак вместе с водой вводится средство для специальной обработки белья.

Цикл 34 — аналогичен 27.

Цикл 35 — аналогичен 28, но длительность отжима увеличена до 5 мин.

Цикл 36 — размыкаются контакты 13-Т и 14-Т командоаппарата, снимается напряжение питания со схемы. Программа отработана.

Как уже отмечалось ранее, основным элементом электрической схемы, ее «мозговым центром», является командоаппарат. Этот прибор состоит из электропривода, контактных групп и барабана, на котором нанесена программа. При включении электродвигателя привода командоаппарата начинается вращение его барабана, замыкая (размыкая) в определенные промежутки времени ту или иную группу контактов, которая в свою очередь включает (отключает) агрегат машины, необходимый в данный момент для соблюдения технологии стирки. Очередность замыкания контактов командоаппарата, которую необходимо иметь при определении причины, вызвавшей неисправность первой и по сути всей программы, описана выше.

Для обнаружения причины отказа машины необходимо провести анализ ее работы. Первое, что нужно выяснить, это при каком цикле и что конкретно не срабатывает. Далее, опираясь на описание принципиальной схемы, необходимо определить, какая цепь (контакт) включает в данный момент напряжение питания неработающего агрегата. Затем начинают поэлементную проверку этой цепи. Начать удобнее всего с испытания самого агрегата, постепенно сужая круг поиска до определения неисправного контакта или участка схемы.

Отыскать неисправность схемы гораздо сложнее, нежели ее устранить. Для этого необходимо либо произвести замену вышедших из строя элементов, либо, если такой возможности нет, отремонтировать их. Поэтому здесь не описаны способы замены или ремонта неисправных элементов. Ниже приведены внешние признаки возможных неисправностей и указаны цепи, подлежащие проверке с соблюдением ее последовательности. При этом, определяя исправность контакта или агрегата пробником, необходимо на момент проверки отсоединить от одной из его клемм все провода, идущие в схему. Это вызвано тем, что цепь проверяемого контакта может оказаться замкнутой через другие узлы схемы, что приведет к серьезным просчетам при выявлении несправного элемента.

Таблица 1
Вид неисправностиСпособ устранения
После набора программы и включения машина не работает.В этом случае нужно проверить плотность закрытия люка и исправность контакта микровыключателя 1Р.
При включении машины лампочка индикатора светится — бак не заполняется водой.Перегиб наливного шланга — засорилась сетка соответствующего клапана, неисправна катушка клапана, нет цепи в контактах 1-3 реле уровня Р или 12-В командоаппарата.
Происходит переполнение бака водой. Электродвигатель барабана не запускается.Неисправно реле уровня Р.
После заполнения бака водой электродвигатель барабана не вращается, командоаппарат работает.Необходимо проверить цепь контактов 4-Т, 1-В и цепь 9-Т, конденсатор С1, 3-Т.
Барабан не работает в интенсивном или мягком ритмах.Проверить контакты 4-В, Т.
Нет реверсирования барабана.Необходимо проверить контакты 1-В, Т.
Не производится дополнительная заливка бака водой, выключатель 1Е включен.Питание клапана осуществляется по цепи 2-В, 1Е, 5-Т, 12-В, которую необходимо проверить.
После 2,5 мин. работы машина останавливается и дальнейший процесс стирки не возобновляется.Неисправен электронагреватель R, нет цепи контакта 7-В. Неисправен датчик-реле температуры ТН1.
Электродвигатель барабана гудит, барабан не вращается.В этом случае неисправность ищут последовательно цепи питания обмотки, обеспечивающей работу электродвигателя в режиме отжима (контакт 1-3 реле Р, 5-В, 9-В, 3-В, контакты 1,2,3 реле К), и в цепях питания обмотки, обеспечивающей работу электродвигателя в режиме стирки (контакты 1-2 реле Р, контакты ТН1, контакты 2-Т, 4-Т, 1-В, 1-Т, 9-Т, 3-Т командоаппарата).
Слабый отжим белья. После отжима белье очень сырое, с него течет вода.Перегиб сливного шланга, засорился фильтр насоса, ослабло натяжение приводного ремня.
Повышенная вибрация в режиме отжима.Не произведен демонтаж деталей, крепящих бак при транспортировке. Не отрегулировано устойчивое положение машины.

Если в процессе эксплуатации вышел из строя двигатель (сгорел), после его замены необходимо проверить контакты командоаппарата, так как в результате перегрузки, при работе с неисправным двигателем, возможно их подгорание.

Всего хорошего, пишите to Elremont © 2005

Вятка-автомат

Вятка-автомат


«Вятка-автомат-16» 1990 г.в.
Отрасльбытовая техника
Текущий владелецКировский завод Веста
Страна происхождения СССР
Начало использования1981 год
Рынкимировой

Вятка-автомат — марка стиральных машин производства Кировского завода «Веста» итальянской фирмы (Candy). Выпускается с 1981 года [1] .

Вятка-автомат не была первой автоматической стиральной машиной, производившейся в Советском Союзе. До неё с 1975 по 1977 год выпускалась автоматическая стиральная машина марки «Волга-10». Причиной снятия с производства «Волги-10» было то, что квартирные электросети зачастую не выдерживали высокого потребления тока автоматической машиной [2] [3] .

История [ править | править код ]

В 1974 году кировский завод «Электробытприбор» покупает у итальянской фирмы Мерлони Проджети (ныне Indesit) лицензию на производство стиральных машин-автоматов. В 1979 году завершено строительство нового производственного комплекса завода, при этом использовалось оборудование, поставленное итальянской фирмой. В 1980 году выпущена пробная модель «Вятка-автомат-12». Число 12 в названии модели означает количество программ. Собственно, это всего лишь количество операций, программируемых механическим командоаппаратом. Последовательных программ было две, а «расширение» до 12-ти производилось за счёт пропуска начальных операций в циклограмме, при соответствующей установке ручки селектора.

23 февраля 1981 года была произведена первая партия из ста машин. За «Вяткой-12» последовали «Вятка-автомат-14» и «-16». Розничная стоимость была 495 рублей, сумма по тем временам очень большая, примерно три среднемесячные зарплаты (к примеру, цветной телевизор стоил в то время примерно 700 рублей). Затем стоимость стиральной машины уменьшилась до 400 руб. На советском телевидении появилась одна из первых реклам, в которой рекламировали Вятку-автомат. Из-за высокой цены в советское время продавались свободно, но для покупки могли потребовать справку из ЖЭКа о соответствии электрической проводки нормам потребляемой мощности. Этим нормам соответствовали дома, построенные после 1978 года. Характерной особенностью машины было то, что она подключалась не только к холодному, но и к горячему водоснабжению, что, по задумке разработчиков, позволяло экономить электроэнергию.

Читать еще:  Что такое кронштейн опоры двигателя

В 1991 году завод перешёл на арендную форму собственности, а в 1992 году был преобразован в производственно-торговую фирму «Веста». Был разработан новый модельный ряд. В 1998 году ПТФ «Веста» была объявлена банкротом. Для реорганизации производства была создана фирма «Алёнка», получившая контроль над брендом, в 2000 году она была переименована в ОАО «Веста».

В 2005 году завод «Веста» был выкуплен итальянской фирмой Candy (четвёртым в Европе производителем бытовой техники) [4] , произведено полное обновление оборудования стоимостью 18 млн евро. Новый владелец отказался от первоначальных планов по прекращению производства «Вятки» и решил развивать товарный знак дальше [4] . Появились новые модели «Вятка-Мария» и «Вятка-Катюша». В 2006 году объём производства составил 60 тысяч единиц, в 2008 году он вырос до 300 тысяч стиральных машин в год. Через пять лет руководство предприятия объявило о начале производства холодильников [5] . В 2015 году Кировский завод стиральных машин начал поставки своей продукции за границу, в Европу, Новую Зеландию, Австралию и Японию [6] .

Подключение двигателя от стиральной машины Вятка-автомат

Стиральные машины Вятка-автомат, производства Кировского завода «Веста», выпускались с 1981 года. В то время техника собиралась «на века», поэтому данные модели оснащались мощными и максимально надежными электромоторами. И даже с течением 20-30 лет эти движки, в большинстве случаев, все еще могут выполнять свои функции.

У многих людей в гаражах пылятся такие «вечные» моторы, которые можно применить в различных самодельных устройствах. Например, смастерить токарный или наждачный станок, небольшую бетономешалку. Разберемся, как правильно подключить электродвигатель от стиральной машины Вятка-автомат. Расскажем, как можно протестировать движок на работоспособность.

Схема подключения «движка»

Двигатель от стиралки Вятка-автомат рассчитан на работу в однофазной сети. Мотор машинки состоит из пары реверсных и пары рабочих катушек. Вместе с пусковым конденсатором они задают направление движения ротора.

У Вяток разных годов выпуска встречаются отличные модификации движков. Однако в общем технические характеристики моторов примерно одинаковые. Все электродвигатели имели только две скорости вращения ротора – до 2200 оборотов при выполнении отжима, и до 450 оборотов в минуту во время основной стирки.

На электродвигателе от машинки Вятка-автомат может быть 5 или 6 клемм для подключения (крайне редко встречаются моторы с 8 выводами).

Вне зависимости от того, сколько выводов на вашем двигателе, 5 или 6, схема подключения будет идентичной. Просто в моторах с шестью клеммами 1 и 4 контакты необходимо «закоротить» и создать общий вывод для включения в электросеть.

При самом простом подключении движка от машинки Вятка-автомат (напрямую к розетке, без конденсатора и тумблера) потребуется:

  • сетевая вилка;
  • три провода со штекерами.

К одному концу вилки необходимо подсоединить отдельный провод со штекером, к другому – раздвоенный кабель с разными штекерами. Далее находим 1 и 4 клемму на электромоторе. Нумерацию разъемов можно посмотреть прямо на пластиковом корпусе, защищающем выводы.

Первый и четвертый вывод необходимо соединить между собой на один провод, поэтому к ним поочередно подключаются штекеры «раздвоенного» проводка. Второй, отдельный кабель, подсоединяется к клемме №2. После этого можно включить вилку в сеть – ротор начнет вращаться.

Чтобы обеспечить реверс электродвигателя, то есть изменение направления вращения ротора на противоположное, придется постоянно вручную менять местами положение концов обмотки. Для удобства лучше сразу включить в схему тумблер – тогда ход движения мотора можно будет переключать щелчком.

Кроме того, чтобы защитить двигатель от повышенных нагрузок, желательно включить в цепь конденсатор. В машинках Вятка-автомат стандартно ставится пусковое устройство емкостью 16 Мкф, напряжением 500 В.

Схема подключения двигателя с реверсом, тумблером для корректировки скорости оборотов и пусковым защитным конденсатором представлена на рисунке.

Таким образом, 1 и 4 контакты электромотора также «закорачиваются» между собой раздвоенным проводком и подводятся к одному из штекеров вилки. Дальнейшее подключение происходит по схеме. Второй и пятый выводы подцепляются к клеммам первого тумблера, который будет менять скорость оборотов мотора и включать/выключать движок. Сюда же, к противоположным контактам, подсоединяются попарно 3 и 6 выходы.

Далее в схему добавляется тумблер для реверса. Он соединяется проводами со средним переключателем, его контакты по диагонали запитываются между собой. Общий провод подводится к пусковому конденсатору, от которого сетевой кабель выводится на вилку. Как будет выглядеть конструкция, представлено на рисунке ниже.

Если все сделать правильно, то двигатель от машинки Вятка будет легко стартовать в обе стороны. Важно перед использованием хорошо зафиксировать движок на месте, иначе в ходе работы он может повредить собственную проводку.

Переключать направление движения тумблером можно только после полной остановки ротора.

Тест «движка»

Если вы нашли в гараже давно пылящийся на полках двигатель от машинки Вятка-автомат, и хотите его использовать в хозяйстве, но не знаете, рабочий ли он, проведите диагностику устройства. Чтобы протестировать электромотор, понадобится самый простой мультиметр и специальный цифровой измеритель мощности, напряжения, силы тока. Приобрести устройства можно в специализированных магазинах или в интернете.

Для начала лучше замерить сопротивление обмоток мотора мультиметром. Переведите тестер в соответствующий режим и поочередно прислоняйте щупы к парам контактов. В норме, показатели на экране прибора будут следующими:

  • при замере сопротивления между 1 и 5 клеммой – 23,2-26,8 Ом;
  • между 1 и 2 контактом – 8-9,2 Ом;
  • 4 и 3 – 51,1-58,9 Ом;
  • 4 и 6 – 51,1-58,9 Ом;
  • между 3 и 6 – 71,6-82,4 Ом.

Если сопротивление обмоток соответствует нормативным показателям, двигатель обычно можно использовать для вторичных целей. Однако лучше выполнить более полную диагностику и проверить, как мотор держит и справляется с нагрузками, не перегревается ли, какие выдает обороты. Для этих целей потребуется специальный измеритель мощности, напряжения и силы тока.

В идеале, результаты замеров на низких и высоких оборотах должны быть одинаковы как при вращении ротора по, так и против часовой стрелки. Если все в норме, то при разгоне двигателя до 370 об/мин, измерительное устройство должен выдавать примерно такие показатели:

  • напряжение 220-230 Вольт;
  • мощность – 290-310 Ватт (показатель зависит от конкретной модели движка, возможно, ваш электромотор будет более мощным);
  • сила тока – 1,4-1,5 Ампер.

При повышении оборотов результаты должны быть похожими. Если электродвигатель в норме, можно подключать его по описанной выше схеме. Он сможет стать основой для создания многих полезных в хозяйстве устройств: наждачного или токарного станка, зерно- или яблокодробилок, газонокосилок, бетономешалок и пр.

РЕМОНТИРУЕМ «ВЯТКУ-АВТОМАТ»

Одной из часто встречающихся причин, приводящих к отказу стиральной машины «Вятка-автомат», является выход из строя обмотки электродвигателя (ЭД) в приводе командоаппарата. В ремонтных мастерских обычно такую неисправность устраняют методом замены. Причем предпочитают иметь дело не с обновлением перегоревшей дешевой обмотки и даже не с «захандрившим» электродвигателем, а с дорогостоящим командоаппаратом (КА), в составе которого все это находится как не подлежащий разборке «монолит».

Читать еще:  Грубая работа дизельного двигателя

Сложный агрегат заменяется целиком, о финансовых расходах клиента никто не печется. Не удивительно, что владелец испортившейся стиральной машины стремится отремонтировать ее своими силами, не считаясь ни со временем, ни с отсутствием опыта.

А ведь L1, которую надо лишь перемотать, есть не что иное, как катушка (рис. 1а) многополюсного электромагнита, насаженного на ось и являющегося ротором электродвигателя. Следует также учесть другие, осложняющие ремонт факторы. В частности, то, что на конце ротора имеется шестерня. Разумеется, есть у ЭД и статор — своеобразный, штампованный. Электродвигатель крепится к командоаппарату (рис. 1б) тремя штырями, входящими в отверстия в корпусе КА и немного развальцованными с тыльной стороны.

Рис. 1. Перегорает катушка (а), но в мастерской ее не ремонтируют, а предпочитают идти на замену всего сложного и дорогостоящего «монолита» (б) новым командоаппаратом с входящим в него электродвигателем:

1 — каркас катушки; 2 — обмотка; 3 — вывод (2 шт.); 4 — электродвигатель; 5 — корпус командоаппарата; 6 — ось ручки выбора программы; размеры d, D и H — в соответствии с конкретной моделью стиральной машины

При разборке данного агрегата необходимо проследить, чтобы токоподводящие жилы не отсоединились от клемм. Названная предосторожность продиктована не только и не столько хлопотностью восстановления ненароком разомкнувшихся контактов, сколько трудностями отыскания самих отключившихся клемм.

Перед снятием корпуса ЭД на нем и на корпусе КА целесообразно нанести контрольные метки, которые позволят впоследствии правильно собрать всю конструкцию с новой L1, намотанной самостоятельно. Вставив в зазор между разъединяемыми узлами отвертку и слегка нажав на нее, можно отделить двигатель от командоаппарата и достать перегоревшую обмотку. Но делать это нужно осторожно, чтобы не потерять обгонную муфту — небольшую пластмассовую деталь, находящуюся между корпусом ЭД и якорем.

Самое большое неудобство заключается в том, что обмотка залита пластмассой. И нужно приложить немало сил, чтобы, удалив все лишнее, сохранить с минимальными повреждениями сам каркас.

Если же это не удастся, то придется по размерам прежнего, штатного склеить новый каркас (см. рис. 1а). А в качестве исходного материала воспользоваться тонким гетинаксом или стеклотекстолитом. Вполне приемлем и плотный электротехнический картон — прессшпан.

Заводская (сгоревшая) катушка намотана очень тонким проводом. Воспроизведение абсолютно такой же, наверное, лишено смысла. Тем более, что малая толщина штатного обмоточного провода и послужила, скорее всего, причиной возникновения отказа.

Новую катушку наматывают (до заполнения каркаса) проводом ПЭТВ2-0,14. Выводы же выполняют достаточно прочными и гибкими, для чего используют многожильный МГШВ или его аналоги. В противном случае концы L1 могут ломаться под влиянием сильных вибрационных нагрузок, возникающих при работе стиральной машины. По этой же причине нельзя оставлять незакрепленными длинные, провисающие проводники.

Так как сопротивление новой L1 получается гораздо меньше, чем у прежней, имевшей номинал, приблизительно равный 10 кОм, подключение отремонтированного ЭД производится через токоограничительную RC-цепочку (рис. 2). Конденсатор и резистор прикрепляются (например, изоляционной лентой) к жгуту проводов, подходящих к командоаппарату. Делается это с учетом необходимой вибростойкости и механической прочности, характерных для узлов, испытывающих на себе негативное влияние интенсивных вибраций при работе. Особое внимание обращается на обеспечение должной надежности электрических соединений.

Рис. 2. Особенности включении самодельной катушки L1, у которой провод толще, а витков меньше, чем у штатных аналогов

Рис. 3. С выбором программы — никаких проблем

Приходится учитывать и другие «нюансы». В частности, что штыри корпус ЭД перед сборкой немного подпиливаются, а после — расклепываются для обеспечения необходимой прочности прежнему «монолиту»: двигателю-командоаппарату. Разумеется, нельзя забывать и о своевременной установке на место обгонной муфты.

Самостоятельно отремонтированный двигатель работает ничуть не хуже нового, обеспечивая нормальное функционирование командоаппарата и всей стиральной машины.

Помимо перегорания обмотки ЭД привода командоаппарата встречается у «Вятки-автомата» еще одна весьма каверзная неисправность: при отказе датчика — реле температуры начинает интенсивно кипеть вода в баке. Как следствие деформируются и выходят из строя передняя панель и ряд других деталей стиральной машины, изготовленных из не очень теплостойкой пластмассы.

Складывающуюся аварийную ситуацию усугубляет мощный нагреватель. Потребляемый им 10-амперный ток коммутируется непосредственно датчиком — реле температуры ТНЗ типа ДРТ-6-90. Возможно, последний и рассчитан на такую нагрузку, но никакого резервного запаса, похоже, не имеет. Работа в предельно тяжелом токовом режиме приводит к спеканию контактов датчика, а штатного отключения нагревателя при достижении водой температуры 90 °С не происходит. Отсюда недопустимый перегрев бака вместе с его содержимым. К тому же становятся ненадежными и контакты самого командоаппарата.

Перечисленных неприятностей можно избежать, если изменить схему подключения нагревателя, введя в нее симистор VS1 (рис. 4а). Так как при работе на последнем рассеивается значительная мощность, его необходимо устанавливать на радиаторе, имеющем теплоизлучающую поверхность около 500 см 2 . Сам симистор желательно выбирать с запасом по току и предельному рабочему напряжению, ведь трудиться ему придется при достаточно жестком температурном режиме, когда окружающая среда зачастую прогревается до 90 °С. Помимо ТС122-20 (ТС122-25), указанных на принципиальной электрической схеме, вполне приемлемыми здесь могут считаться и менее мощные полупроводниковые приборы. Например, симисторы ТС112-16 групп 7 (12).

В любом случае симистор крепится на радиаторе, который привинчивается двумя винтами М5 к пластине из 4-мм стеклотекстолита. А та, в свою очередь, устанавливается на кронштейне (держателе) основного двигателя. Соответственно, в держателе выполняются для этого два отверстия М6 (рис. 4б). Радиатор получается надежно изолированным от корпуса двигателя. И это немаловажно, ведь напряжение между корпусом и радиатором может доходить до 220 В.

Рис. 4. Встраивание симистора VS1, продляющего эксплуатационные ресурсы нагревателя и терморегулятора, в принципиальную электрическую схему (а) и в реальную конструкцию (6) стиральной машины «Вятка-автомат»:

1 — кронштейн основного двигателя; 2 — винт М6 (2 шт.); 3 — изоляционная плата (стеклотекстолит s4); 4 — винт М5 (2 шт.); 5 — радиатор; 5 — симистор

Рис. 5. Стиральная машина теперь не подведет

Дополнительный резистор номиналом 510 Ом имеет мощность 2 Вт. Для его распайки предусматриваются специальные стойки, закрепляемые на диэлектрической пластине.

Вся конструкция должна быть рассчитана на работу в условиях высокой вибрации и температуры, доходящей при кипячении белья до 90 °С. Требования к соединительным проводникам: сечение (в перерасчете на медь) — не менее 1,5 мм2, крепление — прочное, зятяжка в клеммах — надежная, обеспечивающая должный электрический контакт.

Стиральная машина с таким усовершенствованием (рис. 5) внешне ничем не отличается от своих штатных аналогов. У меня она надежно «трудится» вот уже более семи лет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector