Асинхронные электродвигатели
Асинхронные электродвигатели
Асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором составляют значительную часть семейства электрических двигателей переменного тока – преобразователей электромагнитной энергии от одно- или трехфазной сети в механическую энергию вращения вала двигателя.
Асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором содержит две основные части: неподвижную и вращающуюся. Неподвижная часть – статор – состоит из сердечника той или иной конфигурации, одной или нескольких обмоток, уложенных в пазы сердечника и конструктивных деталей: станины, крепежных деталей и т.п. Подвижная часть – ротор – состоит из сердечника, короткозамкнутой обмотки, уложенной в его пазы, и конструктивных деталей, с помощью которых обеспечивается возможность вращения подвижной части относительно неподвижной: вала, опорных подшипников, крепежных деталей и т.п. Конструкция таких двигателей наиболее проста из всех видов электрических машин.
Модельный ряд асинхронных электродвигателей
Сводная таблица основных характеристик серий однофазных и трехфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором INNOVARI, INNORED:
Серия двигателей | Номинальные скорости | Диапазон мощностей нагрузки | Диапазон моментов нагрузки | Примечание |
Однофазные асинхронные INNOVARI | 1500…1800 об/мин | 0,06…7,5 кВт | 0,36…49,9 Нм | – |
Трехфазные асинхронные INNOVARI | 1000…3000 об/мин | 0,09…9,2 кВт | 0,36…22,4 Нм | – |
Трехфазные асинхронные INNOVARI с тормозом | 1400 об/мин | 0,18…7,5 кВт | 0,58…15,5 Нм | Тормозной момент 1,25…60 Нм |
Трехфазные асинхронные INNOVARI с тормозом и ручкой растормаживания | 1400 об/мин | 0,55…1,5 кВт | 4…10 Нм | 10…20 Нм |
Трехфазные асинхронные взрывозащищенные INNOVARI | 900…2800 об/мин | 0,12…9,3 кВт | 0,43…61,2 Нм | 1 Exd IIC T4 |
Трехфазные асинхронные INNORED | 900…2800 об/мин | 0,09…11 кВт | 0,63…71,95 Нм | – |
Применение асинхронных двигателей
Предельная простота конструкции и дешевизна производства, а также появление гибких в программировании преобразователей частоты определили практически повсеместное применение асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором в промышленных электроприводах. Однофазные и трехфазные асинхронные двигатели находят применение:
- в металлургическом производстве: в автоматизированных приводах оборудования прокатных и волочильных станов, литейного производства;
- в металлообрабатывающем производстве: в автоматизированных приводах станков и обрабатывающих центров, подъёмно-крановом оборудовании, транспортерах и т.п.;
- в механосборочном производстве: в приводах манипуляторов, конвейеров, компрессорном оборудовании;
- в горнодобывающем производстве: в бурильном и экскаваторном оборудовании, транспортерах и др.;
- в насосном, вентиляционном, компрессорном оборудовании;
- в строительстве: в крановом оборудовании, оборудовании подготовки и транспортировки стройматериалов;
- в бытовой сфере: в ручном электроинструменте, прачечном, кухонном и офисном оборудовании.
Преимущества использования асинхронных двигателей
Привлекательными сторонами использования асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором являются:
- относительно высокие значения коэффициента мощности (cos φ) и коэффициента полезного действия (η);
- жесткая механическая характеристика (малы изменения скорости при колебаниях нагрузки);
- высокие значения пускового и максимально допустимого момента на валу двигателя.
При этом имеет место предельная простота конструкции и обусловленная этим надежность в эксплуатации. Основными элементами, определяющими отказы асинхронных короткозамкнутых двигателей, являются опорные подшипники вала двигателя и электрическая изоляция обмоток. К основным факторам разрушения изоляции обмоток относится вибрация и перегрев обмоток, а также агрессивность внешней среды. Факторы разрушения подшипников: вибрации и перекос нагрузок, агрессивность внешней среды и паразитные токи через станину и вал двигателя, способствующие эрозии дорожек и тел качения. Эти недостатки присущи всем видам электрических машин, но в случае асинхронных короткозамкнутых двигателей простота конструкции и обеспечение условий эксплуатации сводит их влияние к минимуму.
Принцип работы асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором
В пазах статора пространственно симметрично уложена трехфазная обмотка. Принцип работы асинхронного двигателя основан на свойстве таких обмоток, заключающемся в следующем: при питании фаз обмотки токами, сдвинутыми по времени на электрический угол, в градусах равный пространственному углу сдвига фаз обмотки, внутри статора возникает вращающееся магнитное поле. Частоту вращения такого поля принято называть синхронной. За один период изменения тока частотой f поле поворачивается на электрический угол 360°, соответствующий двум полюсным делениям. Поэтому скорость вращения поля (синхронная скорость) nс = f/p (об/сек), где p – число пар полюсов обмотки. Вращающийся магнитный поток в пространстве статора пересекает витки обмотки ротора. При этом он индуцирует в обмотке ротора электродвижущую силу, под действием которой в обмотке начинает протекать ток. Частота и сила тока зависит от разности скоростей синхронной nс и самого ротора n. Относительную разницу этих скоростей принято называть скольжением S=(nс–n)/nс. При номинальном режиме работы величина скольжения лежит в пределах 0,03…0,05. По мере увеличения нагрузки на валу двигателя скольжение возрастает, поскольку возрастает отставание ротора от магнитного потока. Ток ротора так же создает свой вращающийся магнитный поток, который, векторно складываясь с потоком статора, создает внутреннее магнитное поле машины. В результате взаимодействия тока ротора с магнитным полем машины возникает вращающий электромагнитный момент, поддерживающий вращение ротора и приводящий в движение нагрузку электродвигателя. При движении ротора с синхронной скоростью исчезнет индуцируемая электродвижущая сила и ток в обмотке ротора, исчезнет и вращающий момент. Таким образом, ротор всегда движется со скоростью, меньшей синхронной.
В однофазных асинхронных двигателях обмотка статора состоит из двух пространственно сдвинутых фаз и запитывается однофазным напряжением. Для получения сдвига фаз токов в обмотках последовательно или параллельно одной из них включается фазосдвигающий элемент – чаще всего, конденсатор. Однофазные асинхронные двигатели, как правило, имеют худшие по сравнению с трехфазными двигателями характеристики, однако, в ряде случаев, эти недостатки перекрываются преимуществами, возникающими при возможности питания от однофазной сети.
Обмотка, уложенная в пазах статора, может быть многополюсной. В этом случае переключение обмоток на разное число пар полюсов используется для дискретного регулирования скорости вращения электродвигателя.
Трехфазные двигатели серии АИР
Двигатели серии АИР изготавливаются по ТУ РБ-05755950-420-93. Двигатели выпускаются как общепромышленного назначения, так и в различных модификациях:
— повышенной точности по установочно-присоединительным размерам;
— со встраиваемой термозащитой;
— с повышенным скольжением;
— со встроенной температурной защитой;
— прочие (различного климатического и монтажного исполнения, исполнения по степени защиты и т.д.).
Для двигателей устанавливаются следующие показатели надежности:
— средняя наработка на отказ — не менее 25000 ч,
— класс изоляции обмотки — «F» и «Н».
- Описание
Размеры двигателей общепромышленного исполнения
Таблица 1
Размеры двигателей общепромышленного исполнения
* — размеры для двигателей со встроенным электромагнитным тормозом
** — только для однофазных двигателей с пристроенным контенсатором
*** — для двигателей с классом энергоэффективности IE2 размеры L30, L33 могут отличаться в большую сторону
Электрические параметры и массы (для исполнения IM1081) двигателей с классом энергоэффективности IE1 (для Р ≥ 0,75 кВт)
Номин. частота вращения,
об/мин
* — ток номинальный (Iн) указан для напряжения 220/380 В
Электрические параметры и массы (для исполнения IM 1081) для двигатели с классом энергоэффективности IE2
Номин. частота вращения,
об/мин
* — ток номинальный (Iн) указан для напряжения 220/380 B
Двигатели с повышенной точностью по установочно-присоединительным размерам имеют пониженное значение среднеквадратичной виброскорости и улучшенные значения следующих параметров:
— биение рабочего конца вала;
— непараллельность оси вращения вала, относительно опорной поверхности лап;
— неплоскостность опорной поверхности лап;
— радиальное биение посадочной поверхности фланцевого подшипникового щита;
-торцевое биение опорного торца подшипникового щита.
Уменьшен остаточный дисбаланс роторов двигателей.
Данные двигатели могут выпускаться как самостоятельная модификация двигателей общепромышленного назначения, так и в сочетании с другими модификациями (многоскоростные, с повышенным скольжением и т.д.)
На базе двигателей АИР изготавливаются двигатели химостойкого исполнения и двигатели со встраиваемой термозащитой.
Двигатели химостойкого исполнения (Х2У3, Х2У5) позволяют эксплуатацию в химических производствах в среде агрессивных паров и газов. Имеют специальные покрытия и материалы.
Размеры двигателей и электрические параметры соответствуют размерам двигателя общепромышленного исполнения требуемого типоразмера.
Для защиты двигателей в аварийных режимах, следствием которых может быть нагрев обмотки до недопустимой температуры, по заказу потребителя двигатели могут быть укомплектованы встроенной температурной защитой.
В качестве датчиков используются полупроводниковые терморезисторы с положительным температурным коэффициентом.
Датчики встраиваются в лобовые части обмотки статора со стороны противоположной вентилятору наружного обдува, по одному в каждую фазу, соединяются последовательно, концы цепи датчиков выводятся на клеммы коробки выводов. К этим клеммам потребитель подключает реле или иной аппарат, реагирующий на сигнал датчиков.
Датчики реагируют только на температуру, и их действие не зависит от причин возникновения опасного нагрева. Поэтому такая система обеспечивает защиту двигателя как в режимах медленного нагревания ( перегрузка, работа на двух фазах), так и в режимах с быстрым нагреванием ( заклинивание ротора, выход из строя подшипников и др.)
В качестве встроенных датчиков температурной защиты используются терморезисторы марки РСТ, с номинальной температурой срабатывания (JNAT) 130 ° С. Условия применения терморезисторов регламентированы ГОСТ 27888-88 и ГОСТ 27917-88.
По требованию заказчика двигатели могут комплектоваться термореле .
При перегреве обмоток сверх допустимой нормы в тяжелых и аварийных режимах работы датчик выдает сигнал исполнительному устройству на отключение двигателя.
Электродвигатели серий АДР (регулируемые) и АДИ (исполнительные)
Параметры моделей АДР (регулируемый) и АДИ (исполнительный) на основе базовых моделей АД на 4 полюса
- За основу приняты серийные 4-полюсные 3-фазные асинхронные электродвигатели (АД) с литой алюминиевой беличьей клеткой на роторе.
- Двигатели предназначены для применения в вентильном режиме с частотными инверторами или в режиме асинхронного генератора.
- Диапазон двигателей по полезной мощности — от 0,75 кВт до 4,5 кВт в режиме S1, корпус из алюминиевого профиля,1 или 2 конца вала.
- Воздушное охлаждение двигателя (варианты исполнения) — собственное воздушное охлаждение или принудительное внешнее охлаждение.
- Область применения — станочное и технологическое оборудование, координатный электропривод, электрокары, бытовая техника, вентиляторы.
- Расчетные значения параметров габаритного (модельного) ряда асинхронных двигателей АДР и АДИ приведены в таблице (8 моделей двигателей).
Параметры двигателя | АДР 65-4I-100 регулируемый | АДИ 65-4I-200 регулируемый | АДР 71-4A-100 регулируемый | АДИ 71-4A-200 регулируемый | ПРИМЕЧАНИЕ | |
1 | Мощность, кВт | 0,75 | 1,5 | 1,1 | 2,2 | Номинальная мощность, S1 |
2 | Фазное напряжение, В | ≈ 208 | ≈ 208 | ≈ 208 | ≈ 208 | Снижено из-за инвертора |
3 | Скорость вращения, об/мин | 3000 (2825) | 6000 (5825) | 3000 (2850) | 6000 (5850) | Расчетные значения |
4 | Частота тока (f ном), Гц | 100 | 200 | 100 | 200 | Частота указана в названии АД |
5 | КПД, отн. ед. | ≈ 0,77 | ≈ 0,85 | ≈ 0,78 | ≈ 0,86 | Максимум КПД при cos φ ≈ 0,71 |
6 | Коэфф. мощности (cos φ) | ≈ 0,65 | ≈ 0,68 | ≈ 0,71 | ≈ 0,71 | В векторном режиме (с нагрузкой) |
7 | Сопряжение фаз (Y/Δ), В | ≈ 360 (Y) | ≈ 360 (Y) | ≈ 360 (Y) | ≈ 360 (Y) | |
8 | Тип обмотки (сопряжение) | Y | Y | Y | Y | |
9 | Плотность тока, А/мм2 | 7,0 | 7,0 | 6,5 | 6,5 | Номинальное значение |
10 | Ном. момент, Нм | 2,535 | 2,459 | 3,686 | 3,591 | При номинальной мощности |
11 | Диапазон регулирования, Гц | 25-200 | 0-300 | 25-200 | 0-300 | С выхода инвертора (3 фазы) |
12 | Способ охлаждения | собственное | внешнее | собственное | внешнее | |
13 | Масса двигателя, кг | 6,0 | 7,0 | 8,1 | 9,1 |
Параметры двигателя | АДР 71-4B-100 регулируемый | АДИ 71-4B-200 регулируемый | АДР 71-4С-100 регулируемый | АДИ 71-4С-200 регулируемый | ПРИМЕЧАНИЕ | |
1 | Мощность, кВт | 1,5 | 3,0 | 2,2 | 4,5 | Номинальная мощность, S1 |
2 | Фазное напряжение, В | ≈ 208 | ≈ 208 | ≈ 208 | ≈ 208 | Снижено из-за инвертора |
3 | Скорость вращения, об/мин | 3000 (2865) | 6000 (5865) | 3000 (2885) | 6000 (5885) | Расчетные значения |
4 | Частота тока (f ном), Гц | 100 | 200 | 100 | 200 | Частота указана в названии АД |
5 | КПД, отн. ед. | ≈ 0,81 | ≈ 0,88 | ≈ 0,85 | ≈ 0,91 | Максимум КПД при cos φ ≈ 0,71 |
6 | Коэфф. мощности (cos φ) | ≈ 0,71 | ≈ 0,71 | ≈ 0,72 | ≈ 0,72 | В векторном режиме (с нагрузкой) |
7 | Сопряжение фаз (Y/Δ), В | ≈ 360 (Y) | ≈ 360 (Y) | ≈ 360 (Y) | ≈ 360 (Y) | |
8 | Тип обмотки (сопряжение) | Y | Y | Y | Y | |
9 | Плотность тока, А/мм2 | 6,5 | 6,5 | 6,5 | 6,5 | Номинальное значение |
10 | Ном. момент, Нм | 5,000 | 4,885 | 7,282 | 7,302 | При номинальной мощности |
11 | Диапазон регулирования, Гц | 25-200 | 0-300 | 25-200 | 0-300 | С выхода инвертора (3 фазы) |
12 | Способ охлаждения | собственное | внешнее | собственное | внешнее | |
13 | Масса двигателя, кг | 9,4 | 10,4 | 11,9 | 12,9 |
- Максимальные обороты – до 6000 об/мин при собственном охлаждении и до 9000 об/мин при внешнем охлаждении (стандартный соосный внешний вентилятор).
- В диапазоне от нижнего допустимого значения рабочей частоты до номинальной частоты двигатели работают с номинальным моментом нагрузки (в статике – не менее 60% ном. момента).
- В диапазоне от номинальной частоты до верхнего значения рабочей частоты двигатели работают с номинальной мощностью (с ослаблением магнитного поля, в векторном режиме).
- Пусковой момент двигателей при частотном регулировании примерно в 1,5 больше номинального момента (задается и ограничивается частотным инвертором).
- Абсолютная величина скольжения постоянна при увеличении номинальных оборотов (номинальной частоты тока), относительная величина скольжения уменьшается.
- Для управления двигателями применяются стандартные частотные инверторы. Рекомендуемый режим управления – векторный. Максимальная частота – до 300 Гц.
- Расчетные значения параметров новых АД выделены синим шрифтом. Цель проекта – производство новых АД для регулируемого электропривода на базе серийных АД.
- Средняя точка обмоток (средняя точка «Y») изолирована и не выводится на контакты клеммной коробки. На свободные контакты подключен пороговый терморезистор (145°С).
- Номинальное напряжение для номинальной частоты подбирается по расчетному значению тока холостого хода относительно базовых моделей в обычном режиме частотного управления.
- Практический диапазон номинальных напряжений АД – от 345 В до 365 В. Учитывается падение напряжения в сети (до -5%), в инверторе, фильтрах и в соединительных кабелях.
- При работе с инвертором применяются моторные дроссели или синусоидальный фильтр. В некоторых инверторах они встроены внутри блока инвертора (Р ном – до 10…30 кВт).
- По конструкции АДР и АДИ унифицированы с АД общепромышленного назначения. Условия эксплуатации и защита соответствуют стандартным условиям.
- Таблица представлена для изучения спроса на новые двигатели. Цена на опытные образцы новых двигателей – договорная.
Размеры электродвигателей Скачать руководство по эксплуатации
- Главная
- О компании
- Каталог
- Сертификаты
- Новости
- Контакты
Производство асинхронных однофазных и трехфазных электродвигателей
Асинхронные двигатели характеристики таблица
Увеличение уровня звуковой мощности при номинальной нагрузке по сравнению с холостым ходом ΔLwa в соответствии с ГОСТ 16372 (МЭК 60034-9) не превышает значений, приведенных в таблице 11.
до 4 дБ — для четырех полюсных двигателей;
до 2 дБ — для шести- и восьмиполюсных двигателей.
Шумовые характеристики двигателей серии 7AVE
Средний уровень звука и корректированный уровень звуковой мощности двигателей на частоту сети 50 Гц в режиме холостого хода на расстоянии 1 м от корпуса не превышает значений, указанных в таблице 11а. Допуск — плюс 3 дБ.
Таблица 11а. Шумовые характеристики двигателей 7AVE
Типоразмер двигателя | Средний уровень звука, Lp, дБА | Корректированный уровень звуковой мощности, Lw, дБА |
7AVER 160S2, 7AVER 160М2 7AVEC 160MA2, 7AVEC 160МВ2, 7AVEC160L2 | 71 | 82 |
7AVER 160S4, 7AVER 160M4 7AVEC 160М4, 7AVEC 160L4, | 63 | 74 |
7AVER 160S6, 7AVER 160M6 7AVEC 160М6, 7AVEC 160L6, | 62 | 73 |
7AVER 160S8, 7AVER 160M8 7AVEC 160МА8, 7AVEC 160МВ8, 7AVEC160L8 | 58 | 69 |
Средний уровень звука и корректированный уровень звуковой мощности двигателей 7АVE на частоту сети 60 Гц не отличается от соответствующих значений двигателей на частоту 50 Гц более чем на плюс 3 дБА для 2-, 4-полюсных двигателей и плюс 2 дБА для 6-, 8-полюсных двигателей.
Уровень вибрации
Интенсивность собственной вибрации асинхронных двигателей в соответствии с ГОСТ 20815 (МЭК 60034-14) характеризуется их вибрационной скоростью.
По уровню вибрации двигатели подразделяются на три категории:
N — нормальной точности,
R — повышенной точности,
S — высокой точности.
Среднеквадратичные значения вибрационной скорости двигателей серий АИР и 5А не превышают максимальных значений по ГОСТ 20815 (МЭК 60034-14), приведенных в таблице 12.
Таблица 12. Виброскорость
Категория | 2р | УЭФФМ, мм/с, для габаритов | ||
80 — 132 | 160 — 225 | 250 — 315 | ||
N | 2 | 1,8 | 2,8 | 4,5 |
4 — 10 | 1,8 | 1,8 | 2,8 | |
R | 2 | 1,12 | 1,8 | 2,8 |
4 — 10 | 0,71 | 1,12 | 1,8 | |
S | 2 | 0,71 | 1,12 | 1,8 |
4 — 10 | 0,45 | 0,71 | 1,12 |
Среднеквадратичные значения вибрационной скорости двигателей серии 7АVE при упругом креплении не превышает значения для электрических машины категории «А» ГОСТ Р МЭК 60034-14 — 2.2 мм/с.
Точность измерения вибрационной скорости — ± 10 %.