Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Смена власти в Афганистане — акции каких компаний могут стать бенефициарами

Смена власти в Афганистане — акции каких компаний могут стать бенефициарами

Движение «Талибан» (признано террористическим и запрещено в России) начало активную наступательную операцию против афганских войск в мае 2021 года, когда США объявили окончательный уход войск из страны. К середине августа талибы контролировали большую часть Афганистана, 16 августа боевики без боя зашли в Кабул и заняли президентский дворец. Президент Ашраф Гани бежал из страны.

Что обещают талибы

«Талибан» (запрещен в России) намерен объявить о создании Исламского Эмирата Афганистана, амнистировать чиновников прежнего правительства, не преследовать тех, кто сейчас бежит из страны, превратить Афганистан в страну без наркотиков, обеспечить безопасность иностранцев, устанавливать правила жизни всех (не делая исключения для женщин) по законам шариата, обеспечить свободную работу СМИ.

Политическая реакция

Западные государства эвакуируют своих граждан и сотрудников посольств. Персонал американского посольства переехал в аэропорт Кабула, где теперь будет находиться штаб-квартира его «основного дипломатического присутствия».

Китай установит новые дипотношения с Афганистаном после стабилизации там обстановки, сообщили в МИД КНР.

Пакистан может признать правительство движения «Талибан» (запрещено в России) в Афганистане после консультаций со странами региона и мировыми державами.

Соединенные Штаты заморозили значительную часть резервов Центрального банка Афганистана, которые на прошлой неделе составляли $9 млрд.

Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) рекомендовало коммерческим перевозчикам не летать в воздушном пространстве Афганистана. Авиакомпания United Airlines изменила маршруты своих рейсов в Индию. Авиакомпания Emirates приостановила полеты в Кабул.

Стратегические последствия смены власти в Афганистане

Несмотря на небольшой размер экономики Афганистана, ВВП которой Международный валютный фонд оценивает в $19,9 млрд, страна занимает важное стратегическое положение, имеющее влияние на торговые пути из Юго-Восточной Азии и определённые ценные ископаемые. В Афганистане есть залежи редкоземельных и цветных металлов. По данным издания The Diplomat со ссылкой на исследование Геологической службы США, в Афганистане может находиться 60 млн метрических тонн меди, 2,2 млрд тонн железной руды, 1,4 млн тонн редкоземельных элементов: лантан, церий, неодим, жилы алюминия, золота, серебра, цинка, ртути и лития.

Китай уже неудачно пытался инвестировать в Афганистан в недавнем прошлом. Был медный проект в Мес-Айнаке (40 км от Кабула). Китайская компания подписала в 2007 году сделку на 30-летнюю аренду земли стоимостью $2,83 млрд. Сделка рекламировалась, как крупнейшая иностранная инвестиция в истории Афганистана, но осталась на бумаге и ни к чему не привела на практике. Также в 2011 году Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) выиграла тендер на разведочное бурение на сумму 400 млн долларов в течение 25 лет. Это на практике также не привело к эффективной бизнес-деятельности.

Пока сложно говорить о геополитических последствиях смены власти в Афганистане. Среди экспертного сообщества можно сейчас услышать многочисленные, порой абсолютно противоположные взгляды. Например, многие в США считают, что уход американских войск был опрометчивым и преждевременным, но есть и те, кто предполагает, что вывод войск является частью определённого плана. Бытует мнение, что теперь освободившееся поле влияния в Афганистане займет Китай, что не лишено логики. Стабильность ситуации в Афганистане является стратегически важной для безопасности и в соседнем Пакистане, где у Китая есть существенные интересы в рамках реализации масштабного транспортного проекта «Один пояс, один путь».

Согласно статистике Всемирного банка за 2019 год, бюджет Афганистана на 75% финансируется международными спонсорами, и крупнейшим из которых были США. К примеру, США обязались выделить не менее 300 млн долларов на восстановление страны после ухода американских войск, но сейчас эта помощь, как и средства афганского правительства заморожены. Потребность нового руководства в финансовых ресурсах и экономический кризис в стране могут спровоцировать новый режим на агрессивное поведение, чтобы оказать давление на мировое сообщество с целью начала переговоров. В связи с вышесказанным, мы считаем сценарий, когда Афганистан под контролем «Талибана» (запрещен в России) окажется в изоляции, маловероятным. Все заинтересованные стороны и блоки, а их множество: США, ЕЭС, Россия, а также непосредственно граничащие с Афганистаном: Пакистан, Иран, Китай, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан уже вовлечены в процесс. Но интересы сторон совершенно различны, что может предполагать долгий период повышенной нестабильности.

Также стоит учесть, что если талибы смогли удивить западные страны скоростью установления контроля над государством, то это вовсе не означает, что они способны этим государством управлять. В 1990-х талибы были у власти, но их правление привело к экономической и социальной катастрофе. Кроме того, за последние 20 лет в Афганистане появился резкий и очень заметный контраст между преимущественно сельскими районами, которые находились под теневым влиянием «Талибана» (запрещен в России), и городским населением, которое привыкло к безопасности, при этом женщины свободно передвигались, работали, посещали школы. Не очень верится, что менталитет талибов резко впитает ранее категорически неприемлемые близкие к западной цивилизации социальные нормы поведения.

В целом, можно констатировать, что мир явно не стал более безопасным. Это создаст стимулы больше заботиться о безопасности для каждой конкретной страны, в том числе и с точки зрения обороны.

Динамика акций компаний американского оборонного комплекса

Если оценить динамику акций за последние 20 лет (с начала 2001 года), то индекс американских акций аэрокосмического сектора и ВПК (Aerospace & Defence) вырос в 5 раз и явно смотрелся лучше индекса широкого рынка акций, который за тот же период поднялся примерно в 3,4 раза.

Этот период включает большое количество крупных и мелких военных конфликтов, случившихся после теракта 11 сентября 2001 года: Ирак, Ливия, Сирия и т. д. Но за последние 5 лет, когда уровень конфликтности в мире начал снижаться, индекс S&P 500 удвоился, а сектор Aerospace & Defence вырос только на 58,6%.

Пандемия COVID-19 также стала далеко не лучшим периодом для сектора, так как большие расходы бюджетов на здравоохранение предполагают сокращение военных ассигнований, а провал в отрасли пассажирских авиаперевозок привёл к падению доходов сегмента гражданской авиации и двигателестроения. Однако вакцинация населения способна вдохнуть новую жизнь в туристическую отрасль и авиаперевозки, в частности.

Есть ли компании бенефициары, чьи акции могут выиграть от сложившейся ситуации?

При этом сам факт ухода войск из Афганистана не означает полной потери контроля над ситуацией с военной точки зрения. В случае возобновления конфликтов наиболее вероятным станет применение точечных ударов ВВС и дронов по позициям террористов, и их бенефициарами будут выступать акции производителей соответствующей техники. Как минимум появляется все больше стран, заинтересованных в наличие подобных видов вооружения и современных систем обнаружения и контроля угроз.

Мы составили подборку компаний — представителей оборонной отрасли, и оценили краткосрочную динамику их акций на фоне развития событий в Афганистане. В итоге мы можем отметить, что котировки акций Leidos Holdings (LDOS), General Dynamics, Northrop Grumman чувствовали себя совсем неплохо, если оценивать их краткосрочную динамику. Также в watch-лист мы можем добавить Woodward и L3harris. Остановимся на них поподробнее.

Woodward Inc.

Акции компании: за неделю с 13 августа +1%, за месяц +4,6%, с начала 2021 г. -2,9%, за 5 лет +90%

Woodward Inc. — американский разработчик, производитель и поставщик услуг систем управления и компонентов систем управления для авиационных двигателей, промышленных двигателей и турбин, производства электроэнергии и мобильного промышленного оборудования. Компания — мировой лидер в проектировании, разработке и производстве аэродинамических стабилизаторов CAS (Control Actuation Systems) для тактических ракет и управляемого оружия. CAS-системы компании Woodward выдерживают нагрузки 16 000 G для точного наведения артиллерийских боеприпасов. Компания проектирует и разрабатывает электромеханические исполнительные системы TVC для ракетных сопел.

L3Harris Technologies

Акции компании: за неделю с 13 августа +0,6%, за месяц +6%, с начала 2021 г. +22,3%, за 5 лет +153%

L3Harris Technologies — американская технологическая компания, оборонный подрядчик и поставщик услуг в области информационных технологий. В линейке продукты C6ISR, а также тактические радиоприемники, авионика, электронные системы, оборудование ночного видения.

Leidos Holdings

Акции компании: за неделю с 13 августа +1%, за месяц -6,4%, с начала 2021 г. -8%, за 5 лет +139,5%

Leidos Holdings — американская оборонная компания, поставщик инженерных, технологических и IT-решений для военного и гражданского сектора. Компания предоставляет услуги в области кибербезопасности и аналитики данных государственным учреждениям и компаниям в сфере обороны, разведки, внутренней безопасности, гражданского сектора и здравоохранения. Деятельности компании в военной сфере включает разработку и поддержку специального программного обеспечения, логистики и системной инженерии. Более 80% выручки компании приходится на контракты с Правительством США и аффилированными подрядчиками. Ключевые заказчики — Министерство обороны (около 50% выручки), Министерство внутренней безопасности, Разведывательное сообщество и Федеральное управление гражданской авиации США. Менее 10% выручки приходится на контракты за пределами США, где заказчиками выступают оборонные ведомства Великобритании и Австралии.

General Dynamics

Читать еще:  Что такое вакуумный датчик двигателя

Акции компании: за неделю с 13 августа -0,8%, за месяц +6,9%, с начала 2021 г. +32,2%, за 5 лет +29,3%

General Dynamics — одна из крупнейших американских военных компаний. Основное направление деятельности — аэрокосмический сегмент. Кроме того, компания поставляет боевые системы (танки и зенитные комплексы), услуги в области IT (разработка ПО, кибербезопасность в «оборонке» и прочее), а также морские системы. Примерно 40% выручки компании занимают услуги по обслуживанию вооружений всех видов, так что даже в мирное время компания чувствует себя вполне комфортно, учитывая огромный военный парк в США.

Northrop Grumman

Акции компании: за неделю с 13 августа 0%, за месяц +2,3%, с начала 2021 г. +19,2%, за 5 лет +66,4%

Northrop Grumman — крупная компания оборонного сектора, поставляет товары и услуги оборонным предприятиям США. Бизнес разделен на 4 основных сегмента: аэрокосмические системы, инновационные системы, системы для миссий и технологические услуги. Доля госзаказа составляет около 85%.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Какой ракетный двигатель самый лучший?


Ракетные двигатели — одна из вершин технического прогресса. Работающие на пределе материалы, сотни атмосфер, тысячи градусов и сотни тонн тяги — это не может не восхищать. Но разных двигателей много, какие же из них самые лучшие? Чьи инженеры поднимутся на пьедестал почета? Пришло, наконец, время со всей прямотой ответить на этот вопрос.

К сожалению, по внешнему виду двигателя нельзя сказать, насколько он замечательный. Приходится закапываться в скучные цифры характеристик каждого двигателя. Но их много, какую выбрать?

Мощнее

Ну, наверное, чем мощнее двигатель, тем он лучше? Больше ракета, больше грузоподъемность, быстрее начинает двигаться освоение космоса, разве не так? Но если мы посмотрим на лидера в этой области, нас ждет некоторое разочарование. Самая большая тяга из всех двигателей, 1400 тонн, у бокового ускорителя Спейс Шаттла.

Несмотря на всю мощь, твердотопливные ускорители сложно назвать символом технического прогресса, потому что конструктивно они являются всего лишь стальным (или композитным, но это неважно) цилиндром с топливом. Во-вторых, эти ускорители вымерли вместе с шаттлами в 2011 году, что подрывает впечатление их успешности. Да, те, кто следят за новостями о новой американской сверхтяжелой ракете SLS скажут мне, что для нее разрабатываются новые твердотопливные ускорители, тяга которых составит уже 1600 тонн, но, во-первых, полетит эта ракета еще не скоро, не раньше конца 2018 года. А во-вторых, концепция «возьмем больше сегментов с топливом, чтобы тяга была еще больше» является экстенсивным путем развития, при желании, можно поставить еще больше сегментов и получить еще большую тягу, предел тут пока не достигнут, и незаметно, чтобы этот путь вел к техническому совершенству.

Второе место по тяге держит отечественный жидкостной двигатель РД-171М — 793 тонны.


Четыре камеры сгорания — это один двигатель. И человек для масштаба

Казалось бы — вот он, наш герой. Но, если это лучший двигатель, где его успех? Ладно, ракета «Энергия» погибла под обломками развалившегося Советского Союза, а «Зенит» прикончила политика отношений России и Украины. Но почему США покупают у нас не этот замечательный двигатель, а вдвое меньший РД-180? Почему РД-180, начинавшийся как «половинка» РД-170, сейчас выдает больше, чем половину тяги РД-170 — целых 416 тонн? Странно. Непонятно.

Третье и четвертое места по тяге занимают двигатели с ракет, которые больше не летают. Твердотопливному UA1207 (714 тонн), стоявшему на Титане IV, и звезде лунной программы двигателю F-1 (679 тонн) почему-то не помогли дожить до сегодняшнего дня выдающиеся показатели по мощности. Может быть, какой-нибудь другой параметр важнее?

Эффективнее

Какой показатель определяет эффективность двигателя? Если ракетный двигатель сжигает топливо, чтобы разгонять ракету, то, чем эффективнее он это делает, тем меньше топлива нам нужно потратить для того, чтобы долететь до орбиты/Луны/Марса/Альфы Центавра. В баллистике для оценки такой эффективности есть специальный параметр — удельный импульс.

Удельный импульс показывает, сколько секунд двигатель может развивать тягу в 1 Ньютон на одном килограмме топлива

Рекордсмены по тяге оказываются, в лучшем случае, в середине списка, если отсортировать его по удельному импульсу, а F-1 с твердотопливными ускорителями оказываются глубоко в хвосте. Казалось бы, вот она, важнейшая характеристика. Но посмотрим на лидеров списка. С показателем 9620 секунд на первом месте располагается малоизвестный электрореактивный двигатель HiPEP


Это не пожар в микроволновке, а настоящий ракетный двигатель. Правда, микроволновка ему все-таки приходится очень отдаленным родственником.

Двигатель HiPEP разрабатывался для закрытого проекта зонда для исследования лун Юпитера, и работы по нему были остановлены в 2005 году. На испытаниях прототип двигателя, как говорит официальный отчет NASA, развил удельный импульс 9620 секунд, потребляя 40 кВт энергии.

Второе и третье места занимают еще не летавшие электрореактивные двигатели VASIMR (5000 секунд) и NEXT (4100 секунд), показавшие свои характеристики на испытательных стендах. А летавшие в космос двигатели (например, серия отечественных двигателей СПД от ОКБ «Факел») имеют показатели до 3000 секунд.


Двигатели серии СПД. Кто сказал «классные колонки с подсветкой»?

Почему же эти двигатели еще не вытеснили все остальные? Ответ прост, если мы посмотрим на другие их параметры. Тяга электрореактивных двигателей измеряется, увы, в граммах, а в атмосфере они вообще не могут работать. Поэтому собрать на таких двигателях сверхэффективную ракету-носитель не получится. А в космосе они требуют киловатты энергии, что не всякие спутники могут себе позволить. Поэтому электрореактивные двигатели используются, в основном, только на межпланетных станциях и геостационарных коммуникационных спутниках.

Ну, хорошо, скажет читатель, отбросим электрореактивные двигатели. Кто будет рекордсменом по удельному импульсу среди химических двигателей?

С показателем 462 секунды в лидерах среди химических двигателей окажутся отечественный КВД1 и американский RL-10. И если КВД1 летал всего шесть раз в составе индийской ракеты GSLV, то RL-10 — успешный и уважаемый двигатель для верхних ступеней и разгонных блоков, прекрасно работающий уже много лет. В теории, можно собрать ракету-носитель целиком из таких двигателей, но тяга одного двигателя в 11 тонн означает, что на первую и вторую ступень их придется ставить десятками, и желающих так делать нет.

Можно ли совместить большую тягу и высокий удельный импульс? Химические двигатели уперлись в законы нашего мира (ну не горит водород с кислородом с удельным импульсом больше

460, физика запрещает). Были проекты атомных двигателей (раз, два), но дальше проектов это пока не ушло. Но, в целом, если человечество сможет скрестить высокую тягу с высоким удельным импульсом, это сделает космос доступней. Есть ли еще показатели, по которым можно оценить двигатель?

Напряженней

Ракетный двигатель выбрасывает массу (продукты сгорания или рабочее тело), создавая тягу. Чем больше давление давление в камере сгорания, тем больше тяга и, главным образом в атмосфере, удельный импульс. Двигатель с более высоким давлением в камере сгорания будет эффективнее двигателя с низким давлением на том же топливе. И если мы отсортируем список двигателей по давлению в камере сгорания, то пьедестал будет оккупирован Россией/СССР — в нашей конструкторской школе всячески старались делать эффективные двигатели с высокими параметрами. Первые три места занимает семейство кислородно-керосиновых двигателей на базе РД-170: РД-191 (259 атм), РД-180 (258 атм), РД-171М (246 атм).


Камера сгорания РД-180 в музее. Обратите внимание на количество шпилек, удерживающих крышку камеры сгорания, и расстояние между ними. Хорошо видно, как тяжело удержать стремящиеся сорвать крышку 258 атмосфер давления

Четвертое место у советского РД-0120 (216 атм), который держит первенство среди водородно-кислородных двигателей и летал два раза на РН «Энергия». Пятое место тоже у нашего двигателя — РД-264 на топливной паре несимметричный диметилгидразин/азотный тетраоксид на РН «Днепр» работает с давлением в 207 атм. И только на шестом месте будет американский двигатель Спейс Шаттла RS-25 с двумястами тремя атмосферами.

Надежней

Каким бы ни был многообещающим по характеристикам двигатель, если он взрывается через раз, пользы от него немного. Сравнительно недавно, например, компания Orbital была вынуждена отказаться от использования хранившихся десятилетиями двигателей НК-33 с очень высокими характеристиками, потому что авария на испытательном стенде и феерический по красоте ночной взрыв двигателя на РН Antares поставили под сомнение целесообразность использования этих двигателей дальше. Теперь Antares будут пересаживать на российский же РД-181.


Большая фотография по ссылке

Верно и обратное — двигатель, который не отличается выдающимися значениями тяги или удельного импульса, но надежен, будет популярен. Чем длиннее история использования двигателя, тем больше статистика, и тем больше багов в нем успели отловить на уже случившихся авариях. Двигатели РД-107/108, стоящие на «Союзе», ведут свою родословную от тех самых двигателей, которые запускали первый спутник и Гагарина, и, несмотря на модернизации, имеют достаточно невысокие на сегодняшний день параметры. Но высочайшая надежность во многом окупает это.

Читать еще:  Что является двигателем развития человека
Доступней

Двигатель, который ты не можешь построить или купить, не имеет для тебя никакой ценности. Этот параметр не выразить в числах, но он не становится от этого менее важным. Частные компании часто не могут купить готовые двигатели задорого, и вынуждены делать свои, пусть и попроще. Несмотря на то, что те не блещут характеристиками, это лучшие двигатели для их разработчиков. Например, давление в камере сгорания двигателя Merlin-1D компании SpaceX составляет всего 95 атмосфер, рубеж, который инженеры СССР перешли в 1960-х, а США — в 1980-х. Но Маск может делать эти двигатели на своих производственных мощностях и получать по себестоимости в нужных количествах, десятками в год, и это круто.


Двигатель Merlin-1D. Выхлоп из газогенератора как на «Атласах» шестьдесят лет назад, зато доступно

Раз уж зашла речь о спейсэксовских «Мерлинах», нельзя не упомянуть характеристику, которую всячески форсили пиарщики и фанаты SpaceX — тяговооруженность. Тяговооруженность (она же удельная тяга или TWR) — это отношение тяги двигателя к его весу. По этому параметру двигатели Merlin с большим отрывом впереди, у них он выше 150. На сайте SpaceX пишут, что это делает двигатель «самым эффективным из всех когда-либо построенных», и эта информация разносится пиарщиками и фанатами по другим ресурсам. В английской Википедии даже шла тихая война, когда этот параметр запихивался, куда только можно, что привело к тому, что в таблице сравнения двигателей этот столбец вообще убрали. Увы, в таком заявлении гораздо больше пиара, нежели правды. В чистом виде тяговооруженность двигателя можно получить только на стенде, а при старте настоящей ракеты двигатели будут составлять меньше процента от ее массы, и разница в массе двигателей ни на что не повлияет. Несмотря на то, что двигатель с высоким TWR будет более технологичным, чем с низким, это скорее мера технической простоты и ненапряженности двигателя. Например, по параметру тяговооруженности двигатель F-1 (94) превосходит РД-180 (78), но по удельному импульсу и давлению в камере сгорания F-1 будет заметно уступать. И возносить тяговооруженность на пьедестал как самую важную для ракетного двигателя характеристику, по меньшей мере наивно.

Этот параметр во многом связан с доступностью. Если вы делаете двигатель сами, то себестоимость вполне можно подсчитать. Если же покупаете, то этот параметр будет указан явно. К сожалению, по этому параметру не построить красивую таблицу, потому что себестоимость известна только производителям, а стоимость продажи двигателя тоже публикуется далеко не всегда. Также на цену влияет время, если в 2009 году РД-180 оценивался в $9 млн, то сейчас его оценивают в $11-15 млн.

Вывод

Самый лучший ракетный двигатель — это такой двигатель, который вы можете произвести/купить, при этом он будет обладать тягой в требуемом вам диапазоне (не слишком большой или маленькой) и будет эффективным настолько(удельный импульс, давление в камере сгорания), что его цена не станет неподъемной для вас.

Скучно? Зато ближе всего к истине.

И, в заключение, небольшой хит-парад двигателей, которые лично я считаю лучшими:


Семейство РД-170/180/190. Если вы из России или можете купить российские двигатели и вам нужны мощные двигатели на первую ступень, то отличным вариантом будет семейство РД-170/180/190. Эффективные, с высокими характеристиками и отличной статистикой надежности, эти двигатели находятся на острие технологического прогресса.


Be-3 и RocketMotorTwo. Двигатели частных компаний, занимающихся суборбитальным туризмом, будут в космосе всего несколько минут, но это не мешает восхищаться красотой использованных технических решений. Водородный двигатель BE-3, перезапускаемый и дросселируемый в широком диапазоне, с тягой до 50 тонн и оригинальной схемой с открытым фазовым переходом, разработанный сравнительно небольшой командой — это круто. Что же касается RocketMotorTwo, то при всем скептицизме по отношению к Брэнсону и SpaceShipTwo, я не могу не восхищаться красотой и простотой схемы гибридного двигателя с твердым топливом и газообразным окислителем.

F-1 и J-2 В 1960-х это были самые мощные двигатели в своих классах. Да и нельзя не любить двигатели, подарившие нам такую красоту:


РД-107/108. Парадоксально? Невысокие параметры? Всего 90 тонн тяги? 60 атмосфер в камере? Привод турбонасоса от перекиси водорода, что устарело лет на 70? Это все неважно, если двигатель имеет высочайшую надежность, а по стоимости приближается к «большому глупому носителю». Да, конечно, когда-нибудь и его время пройдет, но эти двигатели будут жить еще лет десять минимум, и, похоже, поставят рекорд по долголетию. Не получится найти более успешный двигатель с более славной историей.

Использованные источники
  • Материал во многом базируется на вот этой сводной таблице из английской вики, там стараются на каждую цифру дать ссылку и держать материал актуальным.
  • Полная картинка КДПВ с копирайтами, которые пришлось отрезать при кадрировании — тут.

«Продавать двигатели для ракет в США для нас выгодно»

Россия продаст США ракетные двигатели на $1 млрд. Ракетно-космическая корпорация «Энергия» заключила с американской компанией Orbital Sciences Corporation контракт на поставку двигателей РД-181. По документу, американская сторона получит 60 этих силовых установок. Об этом сообщает «РИА Новости» со ссылкой на президента РКК «Энергия» Владимира Солнцева. Руководитель Института космической политики Иван Моисеев обсудил тему с ведущей Дарьей Полыгаевой в эфире «Коммерсантъ FM».

РД-181 разработан специально для американской ракеты-носителя Antares. Она позволяет доставлять грузы на Международную космическую станцию. В прошлом году Соединенные Штаты прекратили сотрудничество с Россией в космической отрасли, исключение было сделано лишь для проектов МКС. В декабре 2014 года Конгресс США также ввел запрет на покупку российских ракетных двигателей РД-180. На них работает ракета-носитель Atlas. Тогда американские власти заявили о намерении создать свой аналог РД-180 для нее.

— В мае прошлого года вице-премьер Дмитрий Рогозин говорил, что Россия может сама прекратить поставлять ракетные двигатели в США. Почему, как вы считаете, РД-181 мы все-таки им продаем?

— Первые заявления о том, что мы можем ограничить продажу РД-181 в США, были еще в 2013 году, исходили они из Совета безопасности. Почему мы им продаем эти двигатели? В первую очередь потому, что это крайне выгодно для обеих сторон и для США, которым не нужны большие затраты и время для разработки нового двигателя, своего собственного, и для нас, поскольку эти продажи обеспечивают функционирование нашего ведущего предприятия по производству двигателей НПО «Энергомаш».

Когда такие заявления появились в 2013 году, это еще до всех этих конфликтов последнего времени, то, естественно, покупателей, США в данном случае, это насторожило, потому что покупать машины, которые можно использовать только наполовину, в общем-то, невыгодно. И они сразу начали программу по созданию собственного двигателя. Эта программа получила одобрение всех ступеней американского руководства и начала финансироваться. Она продлится лет пять, как минимум, может, быстрее, сейчас трудно сказать. Тогда они не будут зависеть от нашего двигателя.

— Возникает вопрос, зачем им сразу 60 двигателей РД-181? Я в техническом плане недостаточно образованный человек, но можно ли предположить, что они хотят использовать РД-181 взамен как раз РД-180, может, как-то модифицировать, доработать?

— Нет. Это не вполне получится. Двигатель — достаточно специфическая вещь, которая делается конкретно под ракету, ракета — под него, такая простая замена невозможна. Да и разные эти двигатели: РД-181 вдвое меньше РД-180. Это, грубо говоря, половина от него. РД-181 закупает другая американская фирма, которая не так прямо связана с запусками для государственных нужд США, и поэтому может чувствовать себя довольно-таки свободно. Двигателей там 60 штук, по две штуки на ракету. Первый контракт, твердый, как говорит руководство, на 20 двигателей, на десять ракет, это несколько лет при нынешних темпах запуска, может быть, лет на пять.

— То есть действительно таковы их потребности сейчас?

— Да. Это потребность этой конкретной фирмы. Это не потребность Соединенных Штатов. Конкретная фирма, чтобы развивать свой бизнес в космосе. Ей выгоднее купить у нас. Пока американцы не возражают, насколько я понимаю.

Аналогов нет: в США заявили о невозможности заменить российский ракетный двигатель РД-180 до 2030 года

В исследовательской службе американского конгресса заявили, что США не смогут заменить российский ракетный двигатель РД-180 ещё как минимум десять лет. К такому выводу специалисты пришли, проанализировав состояние программы космических запусков в интересах национальной безопасности. С докладом ознакомился RT.

По мнению аналитиков, переход к альтернативному двигателю или ракете-носителю американского производства не обойдётся без технических, программных или организационных рисков. Достичь эффективности и надёжности, какими обладает РД-180, вряд ли удастся до 2030 года, считают в исследовательской службе.

«Даже в случае плавного и осуществлённого точно по графику перехода от РД-180 к другим двигателям или ракетам-носителям вполне вероятно, что показатели результативности и надёжности, достигнутые на данный момент при использовании РД-180, удастся воспроизвести лишь гораздо позднее 2030 года», — говорится в докладе.

Число успешных последовательных пусков у РД-180 с 2000 года достигло примерно 81, уточняют исследователи. Они совершались в области гражданской и коммерческой космонавтики, а также в сфере обеспечения национальной безопасности Штатов.

Читать еще:  Шумно работает двигатель кия спектра

Напомним, что РД-180 производит научно-производственное объединение «Энергомаш». Соединённые Штаты используют российский двигатель для разгона первой ступени одноразовой двухступенчатой ракеты-носителя Atlas V, которая выводит в космос военные спутники ВВС США и научно-исследовательские аппараты NASA. Впервые договор о поставках аппарата был заключён ещё в 1997 году, а затем неоднократно продлевался. В 2016 году сенат США согласовал закупку 18 ракетных двигателей до 2022 года.

Однако по окончании этого срока Вашингтон планирует отказаться от РД-180. В апреле прошлого года об этом заявил глава космического командования ВВС США Джон Реймонд.

«Наша стратегия по запускам работает. У нас 76 из 76 удачных запусков. На 24% сокращены затраты с 2012 года. Мы движемся в рамках намеченного плана в вопросе ухода от зависимости от РД-180», — сказал он.

Более того, в 2019 году Пентагон ввёл запрет на сотрудничество с Россией и рядом других стран при космических пусках. Ограничения распространяются в отношении спутников, а также пусковых установок для их запуска. Решение военного ведомства вступит в силу 31 декабря 2022 года.

В «Роскосмосе» такой шаг назвали недобросовестной конкуренцией. По мнению госкорпорации, власти США разрушают двусторонние отношения стран в космической отрасли и лишают американские компании возможности работать с РФ.

«Фактически это попытка лишить американских производителей возможности работать с российской ракетно-космической отраслью, искусственно ограничить использование российских средств выведения на международном рынке. Пентагон хочет разрушить то, что с таким трудом создано и поддерживается в российско-американских отношениях в области космоса», — сообщается в заявлении «Роскосмоса».

Впрочем, в исследовательской службе конгресса подчёркивают, что ВВС США предвидят ряд серьёзных проблем, связанных с отказом от российских двигателей и переходом к конкурентному рынку космических запусков. В частности, речь идёт о недавнем решении предприятия United Launch Alliance вывести из эксплуатации ракету-носитель Delta IV Medium. Её использовали для запусков самых тяжёлых военных спутников. Опасения вызывает и тот факт, что теперь единственным поставщиком, отвечающим требованиям нацбезопасности, остаётся компания SpaceX. Кроме того, ограничения на закупку РД-180, действующие во время переходного периода, могут затронуть график пусков Atlas V.

Как пояснил RT руководитель Института космической политики Иван Моисеев, на данный момент в мире нет аналогов российскому РД-180. Он отметил, что решение Вашингтона отказаться от двигателя в дальнейшем, скорее всего, окажется невыгодным.

«РД-180 — очень хороший двигатель, он в своём классе тяжёлых двигателей «кислород — керосин» является лучшим в настоящий момент. РД-180 стал основателем целого семейства двигателей, которые сейчас активно используются у нас и продаются в Штаты. Для американцев было бы выгодно строить свои новые ракеты также на базе нашего двигателя», — считает Моисеев.

По его мнению, имеющихся у США запасов РД-180 может хватить на запуски как раз до 2030 года. По данным НПО «Энергомаш», в прошлом году американской стороне было передано шесть двигателей. Кроме того, шесть двигателей РД-180 планируется отправить в США в 2020 году.

Американские специалисты принимали участие в создании РД-180 в 1990-е годы и даже получили часть документов, но разработать собственный двигатель с такими же характеристиками им не удалось, рассказал военный эксперт Алексей Леонков.

«Американский двигатель проигрывал российскому по многим показателям примерно в два раза», — добавил он.

При этом Леонков напомнил, что в последние годы Штаты уже несколько раз заявляли о планах отказаться от РД-180, но этого так и не произошло.

«США это решение принимали и раньше, планировали отказать к 2018 году, потом к 2019, 2020, а теперь к 2022-му. Цифра всё время смещается в надежде, что у них появится свой достаточно дешёвый и надёжный аналог. Сроки проходят, а без наших двигателей никуда. Посмотрим, что будет на этот раз», — сказал эксперт.

Политическое решение

Поиск альтернативы РД-180 начался в США в 2015 году, пишут аналитики конгресса. Поводом для активизации процесса послужила реакция Москвы на американские санкции после событий на Украине.

«Негативная реакция России на санкции, введённые США в 2014 году в связи с её действиями на Украине, усугубила и без того серьёзную проблему и усилила давно укоренившуюся внутреннюю обеспокоенность по поводу зависимости США от российского ракетного двигателя (РД-180), которым оснащена одна из основных ракет, используемых для критических важных космических запусков, осуществляемых в интересах национальной безопасности», — сообщается в материале.

Напомним, Вашингтон ограничил сотрудничество с Москвой из-за конфликта на юго-востоке Украины и воссоединения Крыма с РФ.

Как указывают исследователи, после якобы «нападения» России на Украину Соединённые Штаты ввели санкции против ряда российских физических и юридических лиц, включая главу «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина.

В ответ в РФ заявили о возможной отмене поставок РД-180. В докладе приводится цитата гендиректора госкорпорации о том, что Москва не сможет поставлять двигатели в США, если не получит гарантии, что они используются исключительно в гражданских целях. Такая реакция вызвала беспокойство в экспертных кругах.

«У многих наблюдателей нарастала обеспокоенность тем, что Россия могла внезапно ввести полный запрет на экспорт данного двигателя в США или же в некоторой степени ограничить экспорт продукции военного назначения», — отмечают сотрудники исследовательской службы.

Примечательно, что в 2014 году США попытались ввести запрет на закупку РД-180, но вскоре отказались от этой идеи, потому что не смогли найти замену. Бывший астронавт, член комитета сената по делам вооружённых сил Билл Нельсон пояснил, что поспешный отказ от российского двигателя способен поставить под удар национальную безопасность Соединённых Штатов.

В том же 2014 году Пентагон сформировал комиссию, чтобы решить вопрос о возможной утрате РД-180, подчёркивается в докладе. Та порекомендовала не организовывать совместное производство аппарата в США, а потратить $141 млн на разработку нового американского двигателя к 2022 году.

Как стало известно ранее, ВВС США опубликовали тендер на разработку систем, которые обеспечат стране гарантированный доступ в космос и позволят отказаться от РД-180 «несоюзнического производства».

По мнению Ивана Моисеева, отказ США от РД-180 — это политическое решение. Похожий метод Вашингтон использовал во времена холодной войны.

«Отказ Пентагона сотрудничать с фирмами, которые работают по контракту с Россией, является следствием напряжённой обстановки между двумя государствами, результатом санкций. Здесь есть политическая составляющая. Это уже было во времена СССР, когда США запретили поставку в Советский Союз своих спутников и любых других, где есть американские комплектующие. До 1995 года мы фактически не занимались коммерцией в космосе», — сказал собеседник RT.

Неоспоримое преимущество

В настоящий момент разработкой американской версии ракетного двигателя занимаются несколько частных компаний. Например, Blue Origin, которая принадлежит владельцу Amazon Джеффу Безосу, работает над созданием BE-4. Двигатель предназначен для ракеты-носителя Vulcan. Предполагается, что в будущем она заменит Atlas V, однако старт новой ракеты пока не был произведён.

Разработки ведёт также SpaceX Илона Маска. Компания взяла на себя обязательство вывести на орбиту в 2020 году военный спутник AFSPC-52 при помощи тяжёлой ракеты Falcon Heavy.

Помимо этого SpaceX создаёт двигатель Raptor, который будет использован для ракеты Starship. По мнению Маска, изобретение его компании превзошло РД-180, так как давление в камере сгорания двигателя достигло 268,9 бар (у РД-180 — 266,7 бар).

Однако, как пояснял главный конструктор НПО «Энергомаш» Пётр Лёвочкин, сравниваемые двигатели служат для ракет с разными топливными системами. Raptor работает на кислороде и метане, а РД-180 — на кислороде и керосине. Это всё равно, что сопоставлять дизельный и бензиновый двигатели, заметил он.

«Господин Маск, не будучи техническим специалистом, не учитывает, что в двигателе РД-180 для ракеты-носителя Atlas используется совершенно другая топливная схема — «кислород — керосин», а это иные параметры работы двигателя», — прокомментировал Лёвочкин.

Между тем Дмитрий Рогозин, комментируя высказывание Маска, заключил, что у РД-180 нет конкурентов.

«Хочу сказать, что дай бог им удачи создать двигатель лучше, чем у нас. Пока не получится, Россия в этой части номер один в мире», — сказал он.

Военный эксперт Алексей Леонков напомнил, что на сегодняшний день все американские космические программы по освоению дальнего космоса и вывода на геостационарные орбиты связаны с российскими двигателями. Этим доказывается их преимущество перед остальными аппаратами.

«Скоро в США будут запускать более дорогой BE-4 или (двигатель для. — RT) Falcon Heavy. Если бы они были выгоднее, чем российские двигатели, то американцы давно бы отказались от наших в пользу своих разработок», — заключил эксперт.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector