Откуда стук в двигателе, что он означает и как узнать причину
Откуда стук в двигателе, что он означает и как узнать причину?
Ровный звук мотора — признак его исправности и технического здоровья. Любые посторонние шумы, звуки или не дай Бог стуки — явный признак наличия проблем в силовом агрегате и грядущем капремонте. В данной статье я расскажу о том, как понять откуда стук в моторе, что он может значить и чем это чревато для вас.
В большинстве случаев, стук это признак уже имеющейся серьезной проблемы, а не всего лишь начала ее возникновения. Застучать мотор может в случае появления серьезного люфта, зазора, выработки в деталях и т. д. Громкий стук говорит о том, что зазор в данном месте увеличился, как минимум в два раза. По мере увеличения зазора будет усиливаться и звук, и вибрация двигателя.
Чем это чревато?
По сути, запущен процесс разрушения, проблема будет ухудшаться, затрагивая другие связанные механизмы, выводя из строя другие системы и в конечном итоге весь силовой агрегат. Снизится общий ресурс двигателя, ухудшится его эффективность и производительность. Если не принять меры, однажды мотор просто полностью разрушится или больше не запустится.
Чем и почему стучим?
Стук в двигателе может иметь разную частоту, тональность, регулярность и т. д. Каждый нюанс может говорить о многом, например, о степени серьезности поломки или о самой неисправности.
Различать, что стучит в двигателе, может не каждый, даже опытные специалисты могут ошибаться, оценивая стук на слух. Обычно сам звук отличается, хотя говорить об одной и той же поломке, так, к примеру, неисправность подшипников коленвала на корейских авто проявляется в виде звонкого стука, а на более мощных моторах из Германии этот звук более глухой. Все дело в том, что сами моторы от разных производителей хоть и имеют много общего, все же отличаются между собой, поэтому звук соответственно тоже разный.
Источник шума также имеет большое значение, так как он может более точно указать на ту или иную поломку. Для этой цели используют специальный прибор под названием стетоскоп, однако если его нет можно попробовать смастерить что-то похожее. Как утверждают «народные умельцы» достаточно иметь две банки и металлическую проволоку, которая будет их соединять.
В большинстве случаев двигатель стучит из-за проблем с коленвалом, который, как известно, отвечает за вращательное движение и обеспечивает обороты мотора. Следовательно, от частоты вращения коленчатого вала будет учащаться стук в двигателе. В зависимости от нагрузки этот шум может быть громче или тише. Специалисты рекомендуют сразу выяснить, связана ли частота стука с повышением оборотов.
Ваша задача — понять при каких условиях работы двигателя стук усиливается или затихает. Нередко двигатель стучит на горячую, когда моторное масло нагревается и увеличивается в объеме. Более частое явление — это возникновение стука на холодную, причем очень часто все проходит, когда мотор выходит на рабочий температурный режим. Это объясняется тем, что зазоры, которые имеются в деталях, при нагревании исчезают, так как металл при нагревании расширяется.
Возможные варианты:
Искать следует в ЦПГ (цилиндропоршневая группа), в системах КШМ (кривошипно-шатунный мех-м), а также ГРМ (газораспределительный мех-м), а если конкретнее, то стучать может:
- Коленвал в блоке цилиндров;
- Поршни и «пальцы»;
- Клапана и коромысла (правда звук скорее похож на цокот, а не на стук);
- Распредвал в ГБЦ.
При износе деталей механизма ГРМ, которые изготавливаются из твердых износостойких материалов, мотор может стучать долго. В случае с подшипниками, вкладышами и другими менее прочными материалами, стук будет менять тональность и силу, со временем звук будет усиливаться и в конце концов мотор «заклинит».
Как понять, что стучит в двигателе?
- Стук пальцев. Звук данной неисправности выраженный «металлический», немного звенящий. Стук пальцев усиливается, когда вы жмете на педаль газа. Звук доносится из блока цилиндров, при этом зазор в соединениях будет примерно 0,1 мм. Может наблюдаться детонация из-за плохого или низкооктанового топлива, особенно во время нагрузок.
- Поршни. Щелчки и глухой стук, который доносится из блока цилиндров, как правило, свидетельствуют о неполадках в ЦПГ. Поршни стучат, когда мотор начинает прогревается до рабочей температуры на малых оборотах, или при резком сбросе газа.
- Вкладыши шатунов. Когда стучат вкладыши, звук очень похож на тот, который возникает при проблемах с коренными подшипниками, однако он более выразительный. Если звук интенсивный и постоянно усиливается, принимать меры нужно немедленно. Ездить на авто с такой поломкой нельзя, поскольку это может закончиться «клином» мотора.
- Вкладыши коленвала и коренные подшипники. Если вы слышите металлический стук двигателя со стороны картера, и он немного приглушен, это могут быть коренные подшипники коленвала или вкладыши. Такой стук отчетливо слышен «на холодную», а также на малых оборотах и при разгоне. Чтобы возник стук в вышеуказанных деталях величина зазора должна быть 0,1-0,2 мм. Если уровень масла упадет до критического значения, звук будет более звонким.
- Клапана. Проблемы с клапанами, как правило, напрямую связаны с моторным маслом. Это либо некачественное масло, либо неподходящее для конкретного двигателя.
В заключение.
Всегда прислушивайтесь к звуку работающего двигателя вашего авто. Следите за уровнем масла и в случае появления ошибок или нарушений в работе немедленно принимайте меры. Если стук в двигателе сильный и отчетливый, возможно лучшим решением будет вообще заглушить его и не запускать во избежание усугубления проблемы. Если под нагрузкой мотор начинает стучать больше, то, скорее всего, проблема так или иначе связана с ЦПГ или КШМ.
Если между оборотами двигателя и частотой стука нет связи, можно предположить, что проблема заключается в ГРМ. Частота вращения коленчатого вала вдвое больше, чем у распредвала, «на холодную» стук обычно будет сильнее, так как зазоры при нагревании уменьшаются и увеличиваются, когда мотор холодный. Газораспределительный мех-м в принципе не зависит от температур, но бывают исключения, например, кода стучат гидрокомпенсаторы при нагрузке. Стук в двигателе может усиливаться при нагреве и расширении масла, в случае проблем с подшипниками кривошипно-шатунного механизма.
Это видео может быть полезно!
Текст: avtopulsar.ru
Застучал двигатель: что делать и как определить причину
Реклама наших партнеров
Появление посторонних шумов, скрипов и стуков закономерно возникает в процессе износа силового агрегата и других узлов автомобиля. Одним из наиболее тревожных симптомов является стук в двигателе, который может иметь различную тональность (звонкий, металлический и т.д.), быть явным или приглушенным, проявляться только на холодную или горячую, присутствовать постоянно или исчезать.
Двигатель начинает стучать по разным причинам. ДВС представляет собой агрегат, который подвержен серьезным механическим и температурным нагрузкам. Более того, указанные нагрузки не равномерны, возникают с определенной периодичностью и зависят от той частоты, с которой в определенный момент вращается коленвал. Стучать мотор зачастую начинает в следующих случаях:
- произошел естественный износ силового агрегата;
- грубо нарушены правила эксплуатации;
- осуществлен непрофессиональный ремонт двигателя или произведена установка некачественных запчастей.
Что представляет собой стук в двигателе
Появление стука двигателя в большинстве случаев указывает на то, что в области сопряжения определенных деталей произошло критическое увеличение зазоров между элементами. Если системы смазки и охлаждения двигателя функционируют нормально, тогда шумы и стуки начинают появляться при зазорах, которые в среднем увеличены в два и более раза от допустимых параметров. Сила стука напрямую зависит от того, на сколько увеличился зазор. Получается, стук в двигателе является ударами деталей друг об друга, нагрузка в месте контакта значительно возрастает. Износ деталей в этом случае происходит значительно быстрее.
Скорость увеличения дальнейшего износа будет зависеть от величины зазора, материалов изготовления, нагрузки, эффективности смазки и целого ряда других факторов. По этой причине одни узлы могут со стуком пройти десятки тысяч километров без серьезных последствий (ГРМ), тогда как другие (КШМ и ЦПГ) способны выйти из строя всего через несколько километров пробега. В отдельных случаях двигатель может стучать даже при условии нормальных зазоров и отсутствии серьезного износа деталей.
Такой стук может быть вызван:
- детонацией и большими нагрузками на ДВС;
- перекосами деталей внутри двигателя;
- заклиниванием отдельных элементов;
- потерей моторным маслом защитных и других свойств.
Откуда идет стук в моторе: как узнать
Специалисты диагностируют проблемные узлы по характеру стука, его тональности и области локализации. Для диагностики широко используется стетоскоп. Также можно самостоятельно изготовить приспособление для прослушивания стуков в двигателе. Для решения задачи потребуется стальной прут, к которому нужно припаять металлическую банку. Днище такой емкости будет эффективно играть роль мембраны. Для определения причины стука конец прута прикладывается к различным участкам диагностируемого ДВС, тогда как банка плотно прислоняется к уху.
Тональность звука является косвенным признаком, так как на разных моторах стук может проявляться звонче или глуше. Например, условный стук коренных подшипников коленвала на 1.4- литровом корейском авто вполне может быть более звонким и легче прослушиваться сравнительно со стуком шатунов на 3.0- литровом немецком автомобиле. Зачастую индивидуальные конструктивные особенности каждого двигателя могут выступать причиной разного по звуковой окраске стука, при этом поломка может быть одинаковой.
Если говорить о диагностике по характеру стука двигателя, тогда стоит выделить постоянный стук, периодическое постукивание с той или иной частотой, а также эпизодическое проявление стука. В последнем случае стоит понимать удары, которые возникают неравномерно.
Стук в двигателе обычно связан с оборотами мотора, то есть с частотой, на которой вращается коленвал. Чем быстрее крутится двигатель, тем выше частота стука. Указанная частота может как совпасть с частотой вращения коленчатого вала, так и отличаться. Также стоит отметить, что звук может становиться более или менее интенсивным (отличаться по силе) зависимо от режима работы ДВС.
Например, с ростом числа оборотов и нагрузки на мотор происходит закономерное увеличение нагрузок на подвижные детали кривошипно-шатунного механизма и ГРМ. В этом случае изношенные элементы будут стучать сильнее сравнительно с работой мотора в режиме холостого хода. На данном этапе при диагностике важно определить, происходит ли усиление стука с увеличением оборотов. Зачастую для этого требуется опыт, так как необходимо прослушивать стук на фоне общего возрастающего шума работающего агрегата.
Параллельно с этим необходимо отдельно учитывать то, что давление масла в системе смазки двигателя также возрастает с ростом оборотов. Само моторное масло в отдельных случаях выступает «демпфером», а сам стук может стать менее интенсивным даже при условии увеличенной нагрузки на двигатель. По этой причине важным параметром является температура ДВС. Мотор может сильно стучать на горячую, так как масло разжижено. При этом на холодную стук может почти не проявляться. Бывает и обратная ситуация, когда двигатель отчетливо стучит на холодную, но после выхода на рабочую температуру шумы исчезают или минимизированы.
Возможные причины стука ДВС
Стоит отметить, что стук может прогрессировать не одинаково, то есть быстро или медленно усиливаться в процессе эксплуатации. В списке основных элементов ЦПГ, ГРМ и КШМ, которые могут стучать, отмечены:
- стук поршня в цилиндре;
- стучат поршневые пальцы;
- стучит распределительный вал в головке блока;
- стук коленвала в блоке цилиндров;
- коромысло и ось клапанного механизма;
- клапан и направляющая клапана;
- клапан и ГБЦ.
В случае износа двух деталей ГРМ, которые изготовлены из твердого материала, двигатель может одинаково стучать долгий период времени. Если произошел износ мягких элементов, которые работают в паре с деталями из более твердого материала (коренной, шатунный вкладыш, подшипники распредвала), тогда посторонний звук будет быстро усиливаться. Далее мы рассмотрим наиболее опасные стуки двигателя.
Стучат поршни
Звук стучащего поршня в цилиндрах локализуется в блоке цилиндров, отличается глуховатым тоном (напоминает звук постукивания по глиняной посуде), а также может сопровождаться щелчками. Наиболее часто проявляется на холодную, а также на малых оборотах и при резком сбросе газа в движении. После прогрева стук поршней на холодном двигателе пропадает, так как происходит температурное расширение поршня. Обычно поршень стучит при появлении зазора около 0.3 — 0.4 мм.
Стук поршневых пальцев
Поршневые пальцы стучат звонко и высоко по тону, стук явно металлический. Отчетливо прослушивается во время перегазовки, а также в момент сброса газа или нажатия на акселератор для ускорения. Зоной локализации является блок цилиндров. Обычно появляются при наличии зазора около 0.1 мм.
Дополнительно диагностируется неисправность путем выкручивания свечи зажигания. Со снятой свечей процесс сгорания топлива в цилиндре не происходит, что означает отсутствие нагрузок на поршень.
Добавим, что подобный стук также возникает в результате использования неподходящего для данного типа двигателя топлива (детонация), а также при значительной нагрузке на мотор при низких оборотах коленвала (движение в гору на повышенной передаче).
Стук коренных подшипников (вкладышей) коленвала
Такой стук возникает в результате износа, который появляется на вкладышах коленчатого вала. По звучанию стук металлический, немного приглушенный, локализован в области картера двигателя. Отчетливо прослушивается на низких оборотах прогретого мотора (слабое давление моторного масла), при резком поднятии оборотов и сбросе газа. Зазоры увеличиваются между шейкой и вкладышем, составляя около 0.1-0.2 мм. При падении давления смазки до критически низких показателей стук будет звонким на всех режимах.
Необходимо отметить, что резко начать стучать коленвал может также по причине использования моторного масла низкого качества или такого смазочного материала, который не соответствует допускам производителя для данного типа ДВС. В этом случае масло нужно незамедлительно сменить, а перед заменой система смазки требует промывки.
Стучат вкладыши шатунов
Если стучат шатунные вкладыши, тогда звук похож на аналогичную неисправность коренных подшипников, но прослушивается более отчетливо. Появление такого стука с резко возрастающей интенсивностью в моменты смены оборотов коленвала указывает на необходимость срочного ремонта. Эксплуатировать двигатель с таким стуком запрещается, так как мотор, выражаясь простым языком, рискует «словить клин».
Застучал мотор на ходу: что делать водителю
При появлении стука двигателя первым делом нужно проверить уровень моторного масла. Появление стука вполне может быть связано с падением давления в смазочной системе. Если с уровнем все в порядке, тогда на начальном этапе потребуется точнее локализовать неисправность, исключив возможные стуки топливной аппаратуры, приводов, шкивов навесного оборудования и т.д. Далее необходимо определить характер стука, а также подтвердить или опровергнуть факт его усиления под нагрузкой. Если с ростом нагрузки на ДВС мотор стучит сильнее, тогда вероятнее всего проблемы возникли в КШМ и ЦПГ.
В том случае, если частота стука отлична от частоты вращения коленвала в два раза, тогда вероятны проблемы с ГРМ. Это объясняется тем, что коленвал вращается в два раза быстрее распредвала. Прогрев двигателя в подобном случае может приводить к усилению стука, так как с ростом температуры происходит увеличение зазоров клапанного механизма. Что касается нагрузки на ДВС, то стук механизма газораспределения обычно не зависит от режима работы двигателя. Исключением могут являться гидрокомпенсаторы, которые стучат более интенсивно под нагрузкой.
При появлении стуков на холодном или горячем двигателе, то есть в зависимости от температуры, нужно дополнительно учесть возможное расширение изношенных деталей с прогревом и уменьшение зазоров (стук ослабевает). Одновременно с этим разжижение нагретого масла может привести к усилению стука. Первый случай характерен для ЦПГ, второй затрагивает подшипники кривошипно-шатунного механизма.
На основании сделанных выводов о характере стука можно принять решение о поездке в сервис своим ходом или же вызове эвакуатора. Напоследок добавим, что усиление стука под нагрузкой и быстрое его прогрессирование при езде является четким признаком того, что от самостоятельного перемещения лучше отказаться. В этом случае двигатель следует заглушить для предотвращения дальнейшего разрушения силового агрегата.
Как определить, что стучит в двигателе? Подробно + видео
Мне часто задают вопросы на канал, почту, и на сайте в комментариях – «как определить, что стучит в двигателе»? Многие даже куски видео скидывают в социальных сетях. НО зачастую определить не удается, потому как снимают издалека, в салоне – расслышать нереально! ДА и диагностировать что-то по вашим материалам, дело не благодарное. Зачастую мастер на СТО не сразу поймет, откуда звук, а тут видеоролик. Нет, конечно есть такие случаи, когда стук очевиден, однако зачастую не все так просто. В этом материале я вам расскажу пару простых способов (один из них старый «дедовский») которые вам помогут определить, в какую часть мотора нужно смотреть. Как обычно будет подробная статья + видео …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Что такое стетоскоп для двигателя?
- Обычная палка
- Микрофон от телефона
- ВИДЕО ВЕРСИЯ
Стуки в силовом агрегате слышны практически со всех сторон. Если у вас что-то неисправно и гремит, то скрыть это не получится. Не бывает так — что справа слышно, а слева нет. Ведь двигатель металлический, а металл очень хорошо проводит звук.
Что такое стетоскоп для двигателя?
Если мастер на СТО, не может на слух (около мотора) определить, откуда идет стук. ОН подключает специализированное оборудование, которое называется СТЕТОСКОП, но именно для двигателя! Потому как в любой аптеке вы можете встретить медицинский стетоскоп (наверное, все их видели у врачей на шеи), так вот автомобильный работает также, одной стороной его вставляют в уши. НА другой стороне, на конце он имеет металлическую иглу, которая прижимается к блоку двигателя и улавливает металлические удары в блок или головку блока.
Стоит отметить, что иногда может стучать не сам мотор, а например навесное оборудование, форсунки, генератор, натяжные ролики, да даже металлическая защита
В итоге вы с точностью до сантиметра сможете определить, где и что шумит.
Стетоскопы для применения в авто, продаются на АЛИЭКСПРЕСС, причем стоят не так дорого примерно 300 – 500 рублей. Можно купить самому и определять, что говорится своими руками (а точнее ушами).
НО что делать, если ждать заказ не хочется (все же посылки идут долго), да и лишние деньги тратить тоже. Есть методы проще.
Обычная палка
Когда не было всяких новомодных аппаратов, машины то тоже были, и наши с вами деды и отцы слушали мотор обычной палкой. Как бы это банально не звучало.
Прекрасно подойдет деревянная ножка от стула, часть черенка от швабры, «досочки» от детских кроваток и т.д.
В общем, любая жесткая древесина, которая не имеет сердцевины и она не мокрая. Проверить подходит или нет, можно при помощи любого металлического предмета, постучите по «деревяшке» она должна как бы звенеть (подробно будет в видео).
Суть тут в чем, так как стуки в двигателе (ДВС) проходят во все стороны, то прислонив одной стороной «деревяшку» в силовому агрегату, а другой прислонить к уху, можно понять, откуда идет звук.
Если стуки сильные, то перепутать будет крайне сложно.
Однако тут есть небольшая проблема, раньше все ДВС были почти цельнометаллические, то есть и клапанная крышка, система подачи топлива и т.д. НО сейчас здесь куча пластика, и например чтобы услышать, как стрекочет форсунка, «деревяшка» уже не подойдет! Вы просто банально ее сильно не прижмете к пластику (можно сломать). Однако есть еще один рабочий способ
Микрофон от телефона
Есть как отдельные микрофоны для телефонов, например для съемок видео (которые использую я). Но можно взять и стандартный, например от гарнитуры, которая идет в комплектации с любым современным телефоном (это такое утолщение на проводе, куда вы говорите при звонках, там есть микрофон)
Принцип также прост. Вместо палки, мы прижимает микрофон к той части, которая нас интересует, и снимаем видео. Важно! Чтобы поверхность микрофона прилегала плотно, чтобы вся вибрация проходила в него.
В сложные места — микрофон можно примотать на палку или проволоку, и дотянуться, скажем до блока или поддона.
Затем вы просто смотрите то что отсняли, и анализируете, что у вас может стучать.
Причем можете прослушать и форсунки, и генератор, и цепь. Лично я так слушал много раз, и зачастую это работает.
Для тех, кто ничего не понял, посмотрите видео версию материала.
Как видите все очень просто, конечно полноценный осмотр на СТО это вам не заменит, однако понять в какой стороне сильный стук можно, а соответственно понять куда нужно лезть в головку, в блок, поддон навесное и т.д.
Я думаю моя информация была для вас полезна, подписывайтесь на канал, читайте наш АВТОБЛОГ, будет еще много интересного.
(4 голосов, средний: 5,00 из 5)
Похожие новости
Степень сжатия и компрессия. В чем разница? Это одно и тоже или .
Перекрытие клапанов. Что это такое, как выставить?
Коричневый ободок или что такое коронный разряд на свечах зажига.
Добавить комментарий Отменить ответ
ТОП статей за месяц
Скоро праздники, а это значит — большая часть нашей страны будет употреблять алкоголь. Легкий: —…
Напряжение аккумулятора транспортного средства, как и его емкость – самые важные показатели этого автомобильного узла,…
Меня часто спрашивают о выхлопе автомобиля. Зачастую новичкам, да и водителем со стажем не нравится,…
Типичные неисправности автомобиля
Что делать если застучал двигатель или появились шумы в моторе
В данной статье поговорим что делать, если застучал двигатель, как распознать неисправности двигателя по шумам.
какие ПРИЧИНЫ посторонних шумов и СТУКов В ДВИГАТЕЛЕ?
Стук в двигателе означает это звуковое отражение удара одной детали двигателя о другую. В местах удара наблюдаются высокие нагрузки, что в конечном итоге приводит к разрушению поверхности детали. Чем больше удар, тем сильнее разрушение, а увеличение зазора соответственно увеличивает силу удара.
Основные причины посторонних стуков или шумов в двигателе
- Стук клапанов (проявляется при увеличенных зазорах в клапанах, устраняется регулировкой клапанов двигателя);
Поломка клапанной пружины или износ кулачков распределительного вала, тоже может привести к стукам двигателя.
- Стук коренных или шатунных подшипников коленчатого вала может быть вызван недостаточным давлением масла в двигателе (в этом случае загорается лампа давления масла) или увеличенным зазором между шейками и вкладышами.
- Стук поршней может быть вызван увеличенным зазором между поршнем и цилиндром, поршневыми кольцами.
- Стуки или шумы при повышении нагрузки могут быть вызваны заправкой некачественного топлива, не отрегулированы свечи зажигания, неисправностью выхлопной системы, нагар на днище поршней или в камерах сгорания, не отрегулировано зажигание.
- Шумы от привода распределительного вала могут быть вызваны ослаблением натяжения приводного ремня ГРМ, увеличением зазоров между рычагами и кулачками распределительного вала, увеличение зазоров между деталями ГРМ, повышенный износ кулачков распределительного вала.
При обнаружении стуков двигателя следует немедленно сделать диагностику двигателя. Очень важно правильно определить причину лишних шумов или стуков. От правильной диагностики зависит стоимость предстоящих работ.
что ЕСЛИ непрогретый ДВИГАТЕЛЬ СТУЧИТ
Вы только запустили двигатель и сразу же слышите небольшие стуки, но при прогревании моторы шумы пропадают. Скорее всего в некоторых деталях повышенной износ или зазоры. По мере прогревания двигателя детали нагреваются, расширяются и зазоры уменьшаются.
ДВИГАТЕЛЬ СТУЧИТ после прогрева
Если во время движения застучал двигатель, в дороге сделать врядли что получится. Разве что проверьте уровень масла, если уровень масла ниже отметки мин. – долейте масло. Следует обратить внимание на сколько усиливается стук при повышении нагрузки. Если вы наблюдаете прогрессию повышения стуков следует аккуратно доехать до места назначения и как можно быстрее отвезти автомобиль на станцию технического обслуживание. Такие игры чреваты дорогим ремонтом.
Если вы чувствуете, что звуки усиливаются, следует остановится и вызвать эвакуатор. Такой шаг может значительно сберечь вам средства при проведении дальнейшего ремонта.