Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перегрев двигателя; причины и последствия

Перегрев двигателя — причины и последствия

Что случится с двигателем, если он перегрелся

К тяжелым последствиям приводит перегрев двигателя. Это может повлечь за собой серьезный дорогостоящий ремонт двигателя. Почему может перегреться и как предотвратить перегрев, если это случится на дороге, вдали от населенных пунктов, будет рассказано опытными водителями.

Многие считают, что чаще всего перегрев двигателя происходит летом, при высоких температурах воздуха. Совсем не обязательно. Основной и наиболее частой причиной перегрева является выход из строя системы охлаждения. Причины неисправности охлаждения разные, но последствие одно, двигатель греется выше предельных значений и выходит из строя, не смотря на погоду. Каждый водитель обязан наблюдать за показаниями приборов на приборной панели. Не зря у самых современных автомобилей есть датчики и приборы температуры охлаждающей жидкости. Это очень важный показатель правильной работы двигателя и обязательно предусмотрен сигнализатор о перегреве. Признайтесь честно, часто ли вы смотрите на датчик температуры, скорее всего ответ, будет – нет. Больше всего водители смотрят на спидометр, и сколько в баке осталось топлива.

Иногда причиной перегрева двигателя становится тяжелая нагрузка на мотор и маленькая скорость передвижения. При малой скорости передвижения не хватает холодного воздуха для остывания радиатора системы охлаждения (СОХ), если при этом машина пробирается по бездорожью и нагрузка на мотор велика, то не минуем перегрев.

Совсем редкой причиной перегрева двигателя, может послужить прогар прокладки между головкой цилиндров и блоком мотора. В таком случае либо газы будут попадать в картер с маслом, либо попадет в СОХ, что приводит к тому, что охлаждающая жидкость перестает циркулировать и охлаждать двигатель. В любом случае использовать такой сломанный двигатель нельзя.

Рассмотрим основные причины перегрева двигателя

  • не осуществляется достаточное охлаждение радиатора или его нет вообще, как правило забиты соты;
  • малое количество жидкости в системе охлаждения или ее вытекание;
  • продолжительная работа автомобильного двигателя в условиях детонации;
  • нарушение циркуляции охлаждающей жидкости из-за сломанного термостата;
  • неправильная регулировка системы зажигания или впрыска;
  • постоянное использование двигателя в неподходящих режимах.

Способы определения перегрева

Если вы заметили, что перегрев двигателя выше нормы (80 – 90 градусов), не стоит надеяться на чудо, что температура самостоятельно упадет, нужно немедленно остановиться, выбрав безопасное место для стоянки. Заглушить двигатель, ни в коем случае не трогайте крышку радиатора или бочка, вы можете получить ожег от пара. Лучше всего подождать некоторое время, пока жидкость в радиаторе не остынет, хотя бы до 50 – 60 градусов. Не поливайте двигатель водой, чтобы быстрее остудить, это приведет к деформации головки блока цилиндров и появлению трещин.

Теперь можно определять причину перегрева, посмотрите на расширительный бачек и, через его, обычно, прозрачные стенки, будет видно, есть ли жидкость в нем. Если жидкости нет, значит, возможно, причина в утечки жидкости. В таком случае следует добавить жидкость в бачек и завести автомобиль. Выждать некоторое время, внимательно наблюдая за местами соединения радиатора и двигателя со шлангами. Если не видно явных течей, то по часам засеките, сколько времени пройдет до перегрева двигателя. Если до ближнего населенного пункта недалеко, то через эти промежутки времени вы сможете добираться до помощи, на остановках постоянно доливая воду (жидкость) в бачек. Соответственно при обнаружении течи постарайтесь ее устранить.

В том случае если жидкость на месте и стоит по уровню, то нужно осмотреть ремни, все ли на месте. Возможно, что оборвался ремень, приводящий в действие водяной насос (помпу). При обрыве ремня ехать дальше можно только через очень короткие промежутки или если вы замените ремень, который возили с собой, попросили у проезжающего мимо водителя. На современных автомобилях обрыв ремня покажет не только то, что греется двигатель, но и отключение:

  • гидравлического усилителя руля,
  • генератора,
  • вентилятора.

В том случае если ремни все на месте, то при заведенном двигателе, осторожно ощупайте шланги, подходящие к радиатору. Оба шланга должны быть теплыми либо горячими, при 80 градусах температуры. Если нижний (один) шланг холодный, то причина в термостате, он не исправен. Единственный выход это его вытащить, тогда можно спокойно продолжать путь до ближнего автосервиса, либо применить старый способ как можно охлаждать двигатель, двигаясь, даже при неисправном термостате. Нужно на каждом спуске выключать мотор и двигаться накатом, но если спуск очень крутой и длинный, то не выключать пятую (четвертую) передачу на КПП. Встречный поток воздуха охладит через радиатор, двигатель и его снова можно будет завести до следующего спуска.

Автомобиль должен сам по инерции двигаться вперед, когда заметите значительное замедление, снова включите зажигание и посмотрите на датчик. Температура жидкости по идее должна снизится. Таким образом, вы сможете добраться к станции техобслуживания.

В наше время станции техобслуживания расположены на каждом шагу, в связи с чем, большинство автолюбителей знают только азы строения автомобиля и не способны устранить даже самые незначительные поломки. Так что лучше когда сам водитель знает как устранить причину перегрева двигателя

Действительно, выход из строя «движка» автомобиля может стать досадной неудачей в пути и нарушить все ваши планы. Есть много причин, которые могут привести к перегреву или, как его еще называют, закипанию двигателя автомобиля. Рассмотрим самые распространенные ситуации, с которыми сталкиваются автомобилисты, методы их устранения, а также профилактику двигателя.

Читать еще:  Что такое безредукторный двигатель

Двигатель – это сердце автомобиля и самые даже не значительные его встряски, могут привести к самым пагубным последствиям. Поэтому нужно всегда следить за температурой двигателя, его звуком и расположенными на панели приборов датчиками.

Каждый хороший и опытный водитель должен знать, что же нужно сделать с автомобилем, когда двигатель перегрелся? В первую очередь нужно съехать на обочину и заглушить двигатель. Обязательно нужно включить аварийную сигнализацию и поставить знак аварийной остановки. Открыть капот, и подождать пока остынет двигатель. Это займет 15-20минут.

Если нет явных признаков протечки охлаждающей жидкости, можно попробовать снова завести автомобиль и не спеша двигаться в сторону автосервиса для установления причины перегрева двигателя.

В профилактических целях и во избежание неприятных ситуаций с перегревом мотора в будущем, необходимо вовремя проходить техосмотр.

Выявить неполадки двигателя можно путем его периодического визуального осмотра, проверяя части на целостность и износ.

Также нужно правильно выбирать режимы работы мотора. Так, если постоянно использовать пониженные передачи на высоких оборотах, вероятность перегрева двигателя существенно увеличивается, тем более при проблемах работы системы охлаждения.

5.1.8 Перегрев двигателя

5.1.9. Перегрев двигателя

При работе двигателя исправная система охлаждения поддерживает оптимальный температурный режим. Нарушения в работе системы охлаждения могут привести к перегреву двигателя. Если пропустить этот момент, могут возникнуть неприятные последствия: пробой прокладки головки блока, коробление головки и, как следствие, сложный ремонт двигателя. На приборной панели любого автомобиля находится указатель температуры охлаждающей жидкости. Если двигатель перегревается, стрелка указателя приближается к красной зоне. К сожалению, мы не всегда вовремя обращаем внимание на этот прибор и догадываемся о перегреве двигателя, только когда замечаем появившийся из-под капота пар или даже слышим его свист.

Проверка системы охлаждения
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

При первых признаках перегрева, если стрелка указателя температуры ушла в красную зону, но из-под капота не вырываются клубы пара, полностью откройте кран отопителя и воздушную заслонку управления притоком воздуха, включите электродвигатель отопителя на максимальную скорость.

Включите аварийную сигнализацию, выжмите педаль сцепления и, используя инерцию автомобиля, постарайтесь осторожно переместиться к краю проезжей части и остановиться как можно правее у обочины, а если возможно — за пределами проезжей части. Дайте двигателю поработать пару минут на нормальной частоте вращения холостого хода с включенным на полную мощность отопителем.

Предупреждение

Не останавливайте двигатель сразу! Единственное условие — сохранение герметичности системы охлаждения. Если лопнул или соскочил шланг или образовалось другое место утечки кроме выбивания жидкости из-под пробки расширительного бачка, двигатель придется остановить немедленно!

После остановки перегретого двигателя начинается местный перегрев охлаждающей жидкости в местах контакта ее с наиболее теплонапряженными деталями двигателя и образование паровых пробок. Это явление называется “тепловым ударом”.

Остановите двигатель. Учтите, что перегретый двигатель не может сразу остановиться после выключения зажигания и продолжает работать за счет так называемого псевдокалильного зажигания. Такая работа вредна для двигателя, поэтому следует остановить его принудительно, либо плавно нажав до пола педаль “газа”, либо включив любую передачу при выжатом сцеплении, а затем нажав на тормоз и отпустив сцепление.

1. Откройте капот и осмотрите подкапотное пространство. Определите, откуда вырывается пар.

Предупреждение

Никогда не открывайте пробку расширительного бачка сразу. Жидкость в системе охлаждения находится под давлением, при открытии пробки давление резко упадет, жидкость закипит и ее брызги могут вас ошпарить. Если вы хотите открыть пробку радиатора на горячем двигателе, предварительно накиньте сверху плотную толстую тряпку и только после этого осторожно поворачивайте пробку.

3. Загляните под передние коврики в салоне автомобиля — нет ли под ними течи или следов охлаждающей жидкости, вытекающей из радиатора или крана отопителя.

4. Лопнувший шланг можно временно восстановить с помощью липкой ленты. Течь радиатора, термостата или отопителя довольно сложно устранить на месте, поэтому в такой ситуации необходимо долить в систему охлаждения воду и при движении внимательно следить за указателем температуры, периодически восстанавливая уровень в системе охлаждения.

Предупреждения

Длительное использование воды вместо тосола приводит к образованию накипи в системе охлаждения двигателя, ухудшению его охлаждения и, как следствие, сокращению ресурса.

Никогда не доливайте холодную воду в перегретый двигатель. Двигатель должен остыть с открытым капотом в течение минимум 30 минут.

5. Пока двигатель не остыл, включите зажигание и убедитесь, что электровентилятор системы охлаждения вращается.

Вращаются лопасти вентилятора?

6. Проверьте, исправен ли датчик, включающий электродвигатель вентилятора. Для проверки снимите с клемм датчика, установленного в радиаторе, два провода и соедините их между собой. Включите зажигание.

Вращаются лопасти вентилятора?

8. Если вентилятор не включается при замыкании проводов, идущих к датчику, то причинами могут быть перегоревший предохранитель, неисправное реле включения или сгоревший электродвигатель. Замените предохранитель №5 (монтажный блок типа 2114–3722010–60) или №4 и 8 (монтажный блок типа 17.3722).

Номера предохранителей можно проверить по обозначениям на крышке монтажного блока.

Для проверки результата проведенной замены замкните между собой два провода, подсоединенных к датчику включения вентилятора, и включите зажигание.

10. Для проверки электродвигателя возьмите два дополнительных провода и подайте питание на него непосредственно от аккумуляторной батареи. Провода должны быть надежно закреплены и изолированы.

Предупреждения

Не допускайте замыкания проводов между собой!

Обратите внимание на полярность подключения: электродвигатель должен вращаться так, чтобы вентилятор нагнетал воздух через радиатор на двигатель, а направления образуемого потока воздуха и набегающего (путевого) потока совпадали.

Читать еще:  Что такое стартерный двигатель

13. Двигатель может перегреться в случае выхода из строя термостата, который регулирует прохождение потока жидкости в системе охлаждения через радиатор или мимо него (для ускорения прогрева холодного двигателя).

Большую роль в обеспечении оптимального температурного режима играет клапан пробки расширительного бачка. Он поддерживает в системе избыточное давление не менее 0,1 МПа (1,1 кгс/см 2 ). При этом температура кипения воды повышается до 120°С, а тосола до 130°С. К сожалению, при заклинивании клапана в закрытом положении при перегреве возникает значительное превышение избыточного давления [более 0,2 МПа (2 кгс/см 2 )], что может привести к разрыву расширительного бачка или срыву одного из шлангов. Поэтому раз в год пробку расширительного бачка необходимо промывать проточной водой, а клапан проверять на отсутствие залипания нажатием пальца. При наличии сомнений замените пробку.

Очевидно, что если на перегретом двигателе снять пробку расширительного бачка и по времени это действие совпадет с “тепловым ударом”, вскипание жидкости и образование воздушных пробок в системе охлаждения будет гарантировано.

Что происходит когда перегрел двигатель




скачать фото на мобильник

Содержание:
Руководство по эксплуатации, техническому
обслуживанию и ремонту Лада Калина ВАЗ 1118

Перегрев двигателя на автомобиле Лада Калина / Lada Kalina (ВАЗ 1118) проверка системы охлаждения двигателя


В комбинации приборов любого автомобиля Лада калина находится указатель температуры охлаждающей жидкости. Если двигатель перегревается, стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости приближается к красной зоне.

Проверка системы охлаждения на автомобиле Лада Калина ВАЗ 1118
При первых признаках перегрева, если стрелка указателя температуры ушла в красную зону, но из-под капота не вырываются клубы пара, включите максимальный режим отопления салона (см. «Отопление и вентиляция салона»). Это необходимо для того, чтобы снизить температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя.
Включите аварийную сигнализацию, выжмите педаль сцепления и, используя инерцию автомобиля, постарайтесь осторожно переместиться к краю проезжей части и остановиться как можно правее у обочины, а если возможно, то за пределами проезжей части. Дайте двигателю поработать пару минут при нормальной частоте вращения холостого хода с включенным на полную мощность отопителем.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Длительное использование воды вместо тосола приводит к образованию накипи в системе охлаждения двигателя, ухудшению его охлаждения и, как следствие, сокращению ресурса.

4. Если течи охлаждающей жидкости нет, проверьте предохранитель и реле включения электродвигателя вентилятора, см. «Электронная система управления двигателем (системы впрыска топлива)».

Перегрев двигателя: последствия и основные причины

Нормальная работа системы охлаждения двигателя является одним из важнейших условий для максимального увеличения срока службы и ресурса силового агрегата. Также различные неполадки указанной системы в ряде случаев приводят к серьезным последствиям.

В одних случаях последствия перегрева двигателя устраняются путем ремонта, который обычно оказывается весьма затратным. Также распространенной ситуацией становится то, что после перегрева мотора силовая установка не подлежит восстановлению и нужен новый или контрактный мотор.

В этой статье мы рассмотрим, по каким причинам возникает перегрев двигателя, последствия перегрева бензинового и дизельного мотора, а также что делать водителю в подобной ситуации.

Основные причины перегрева двигателя

Начнем с того, что любой двигатель внутреннего сгорания проектируется так, чтобы большую часть времени агрегат работал в строго ограниченном температурном диапазоне. Если проще, холодный мотор после запуска сначала выходит на так называемые рабочие температуры (прогревается), после чего система охлаждения удерживает нагрев в заданных пределах.

Как правило, многие современные двигатели работают с учетом диапазона нагрева охлаждающей жидкости, который в среднем составляет 85-100 градусов по Цельсию. Это значит, что система охлаждения не позволяет температуре ОЖ как опуститься ниже минимальной отметки, так и превысить максимальный порог.

Постоянное поддержание рабочей температуры двигателя необходимо по причине того, что именно при таком нагреве технические жидкости имеют нужную текучесть, зазоры между деталями ДВС приходят в расчетную норму в результате температурного расширения, топливо расходуется и сгорает наиболее эффективно и т.д.

С учетом вышесказанного становится понятно, что исправная система охлаждения всегда будет стремиться поддерживать рабочую температуру. При этом определенные сбои могут привести к тому, что мотор может перегреться, причем как летом, так и зимой.

Единственное, в холодное время года от системы охлаждения не требуется максимума эффективности благодаря низкой температуре наружного воздуха. В этом случае, как правило, возникновение определенных проблем может оставаться незамеченным до того момента, пока не повысится температура воздуха за бортом.

Итак, к перегреву двигателя обычно приводит некорректная работа системы охлаждения. В списке основных причин следует выделить:

  1. утечку охлаждающей жидкости;
  2. нарушение герметичности системы;
  3. затрудненную циркуляцию ОЖ;
  4. выход из строя элементов системы охлаждения;

Утечки и разгерметизация приводят к тому, что в системе охлаждения падает уровень ОЖ, образуются воздушные пробки и т.д. Вполне очевидно, что снижение уровня в расширительном бачке является поводом для диагностики. Вытекать жидкость может по вине растрескавшихся патрубков и шлангов, образования трещин в радиаторе, в результате повреждения прокладок и т.п. Если ситуация аварийная, тогда можно воспользоваться герметиками системы охлаждения типа «стоп-течь». Также в ряде случаев помогает ремонт радиатора.

  • Теперь давайте поговорим об ухудшении циркуляции ОЖ по каналам. Как правило, основной причиной является забитый изнутри радиатор. Дело в том, что использование тосола или антифриза низкого качества, несвоевременная замена жидкости или заправка обычной воды в систему охлаждения приводит к тому, что в сотах радиатора происходит образование накипи, скопление загрязнений и отложений. В этой ситуации нужна промывка системы охлаждения.
Читать еще:  Гул двигателя при 2000 оборотах

Еще добавим, что снаружи радиатор охлаждения также может быть покрыт слоем пыли, грязи и пуха. В результате теплообмен в радиаторе ухудшается, а в совокупности с забитыми сотами ОЖ не охлаждается должным образом. По этой причине необходимо периодически промывать радиатор как изнутри, так и снаружи.

  • Если говорить о поломках, из строя чаще всего выходит помпа (водяной насос) и термостат. Сбои в работе или полный отказ помпы приводят к тому, что жидкость перестает нормально циркулировать по каналам системы охлаждения. К этому может привести значительный износ или разрушение крыльчатки, неисправности привода помпы и т.д. Для проверки рекомендуется диагностировать состояние помпы на ТО и менять данный элемент строго по регламенту.

Что касается термостата, задачей данного элемента является возможность пропускать ОЖ из малого круга (рубашка охлаждения двигателя) по большому кругу (через радиатор). В норме пока мотор нагревается, жидкость циркулирует только по малому кругу, после определенного прогрева термостат открывает большой круг.

Если не происходит такого открытия или термостат открывается не полностью (клинит), тогда ОЖ не имеет возможности попасть в большой круг и охладиться в радиаторе. Результатом становится перегрев мотора.

Также следует добавить, что перегрев двигателя может возникать и по другим причинам. Например, выход из строя вентилятора системы охлаждения или езда с небольшой скоростью на максимально высоких оборотах и пониженных передачах обычно приводят к тому, что двигатель «закипел».

Еще можно выделить случаи, когда появляется трещина в блоке или головке блока цилиндров, прогорает или пробивается прокладка ГБЦ. В этом случае возникает или утечка охлаждающей жидкости, которая попадает в моторное масло, или же газы из камеры сгорания начинают попадать в систему охлаждения.

Добавим, что частой причиной перегрева мотора после зимы является банальная невнимательность автовладельцев, которые забывают снять дополнительный утеплитель капота и подкапотного пространства с приходом тепла. Например, если оставить автоодеяло даже в тех случаях, когда наружная температура не превышает 3-5 градусов тепла, все равно может возникнуть перегрев ДВС.

Если водитель перегрел двигатель: последствия для мотора

Как правило, специалисты выделяют несколько вариантов перегрева двигателя:

  • слабый или локальный;
  • перегрев мотора средней тяжести
  • сильный перегрев, повлекший поломку и/или заклинивание ДВС;

В разных случаях последствия будут зависеть от того, какая степень перегрева была допущена. Если температура повышена, но не дошла до критической отметки и водитель своевременно заметил проблему и быстро заглушил агрегат, тогда высока вероятность того, что мотор останется в исправном состоянии.

Как правило, в этом случае перичиной становится сбой в работе вентилятора, ухудшение производительности помпы, подклинивание термостата.

  • В том случае, когда перед остановкой перегретый двигатель работал и не заклинил, тогда такой перегрев можно отнести к среднему. Однако если из-под капота виден пар, температура ДВС на шкале приборов поднялась до красной зоны, тогда последствия могут быть куда серьезнее.

Речь идет не только о прогаре прокладки ГБЦ, но и о разрушении поршневых колец, оплавлении поршней, деформации привалочной плоскости головки блока цилиндров (головку «повело»), появлении трещин в корпусе головки, на тарелках клапанов и т.д.

  • Внезапная остановка мотора является признаком критического перегрева. В этой ситуации агрегат может просто заглохнуть в результате повреждения его деталей и узлов. Также силовая установка может заклинить, что проявляется в виде резкого удара и прекращения работы ДВС.

Последствия такого перегрева разрушительные, происходит оплавление и прогар поршней, расплавленный материал стекает на стенки цилиндров. Моторное масло перегревается и коксуется, нагруженные пары трения разрушаются, на коленчатом валу расплавляются шатунные и коренные вкладыши. В ряде случаев коленвал может сломаться, поршни могут пробить стенку блока цилиндров и т.п.

Рекомендуем также прочитать статью о том, какие основные неисправности встречаются в системе охлаждения двигателя автомобиля. Из этой статьи вы узнаете о частых неполадках указанной системы, а также о способах диагностики и ремонта.

Как видно, в последнем случае восстанавливать такой мотор обычно бывает нецелесообразно с экономической точки зрения. Получается, сильно перегретый и разрушенный двигатель требует полной замены на новый или контрактный силовой агрегат.

Как уберечь двигатель от перегрева

На многих автомобилях имеется отдельный указатель температуры ОЖ, который вынесен на приборную панель. Однако во время езды не всем водителям удается своевременно заметить рост нагрева и остановить двигатель.

Еще отметим, что некоторые машины дополнительно оснащены звуковой сигнализацией, указывающей на недопустимое повышение температуры, но такая опция есть только на отдельных современных ТС, да и то не всегда. По этой причине необходимо уметь замечать характерные признаки в движении, которые могут указать на перегрев.

  • Прежде всего, нужно выработать привычку периодически контролировать температуру ОЖ на панели приборов во время движения.

Низкий уровень тосола или антифриза в системе приводит к тому, что из печки не идет теплый воздух. Также из внутрисалонного отопителя не будет подачи горячего воздуха в том случае, когда ОЖ кипит. В результате закипания в системе образуется воздушная пробка.

  • Избыточный нагрев ДВС приводит к тому, что в моторе появляется детонация. Детонация двигателя отличается характерным звонким «цокотом» во время нажатия на педаль акселератора. Параллельно двигатель начинает заметно терять мощность, часто появляются посторонние стуки и шумы.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector