8 причин перегрева двигателя
8 причин перегрева двигателя
Причины перегрева двигателя лежат, по большей части, в нарушении правил эксплуатации и обслуживания авто. Исправно работающий и периодически обслуживающийся двигатель перегреть довольно затруднено, и для этого необходимо сочетание множества факторов. Неисправностей же, провоцирующих критическое превышение температуры мотора, немало, и в зависимости от степени перегрева, последствия могут быть разными.
Какие могут быть последствия перегрева
Своевременно замеченное водителем превышение температуры ОЖ может пройти без последствий для мотора. Поэтому важно при движении постоянно следить за показаниями датчиков, отображаемых на приборной панели — это поможет избежать множества проблем.
Кратковременный перегрев мотора (не более 3–5 минут) обычно проходит бесследно. Стоит отметить, что критическое повышение температуры обычно сопровождается появлением пара из-под капота. В этом случае необходимо заглушить двигатель и приступить к выяснению причин, из-за которых мотор перегревается. Более продолжительное кипение ОЖ (5–15 минут) приведёт к повреждению прокладки ГБЦ, изменению геометрии головки блока, срыву патрубков, что делает дальнейшую эксплуатацию авто невозможной. Ремонт двигателя в этом случае обойдётся автолюбителю в довольно большую сумму, и по времени может занять от 1 до нескольких дней, в зависимости от доступности запчастей.
Хуже всего на моторе отразится продолжительный перегрев (более 15 минут). За это время двигатель успевает нагреться до довольно высоких температур, и происходящие с ним деформации становятся критическими. Из основ физики все помнят, что при нагревании тела расширяются, то же самое происходит и с многочисленными деталями, расположенными в моторе. Но при его работе в заданном температурном диапазоне расширение происходит планомерно, с учётом предусмотренных тепловых зазоров.
Сильный нагрев мотора чреват следующими последствиями:
- появлением трещин в головке блока цилиндров и в самом блоке;
- прилипанию поршней к стенкам цилиндров, что влечёт за собой повреждение поршня и обрыв шатуна;
- при высоких температурах масло теряет свои смазывающие качества, что приводит к сильному износу распредвала и коленвалов, стенок поршневой.
В большинстве случаев восстанавливать такой двигатель не только экономически невыгодно, но и невозможно. Поэтому следует постоянно контролировать температуру ОЖ при движении и не давать мотору перегреваться.
Перегрев мотора по вине водителя
Часто причина неисправности кроется в безответственном отношении к авто его владельцев и нарушений правил эксплуатации. К этой категории можно отнести несколько основных причин закипания мотора:
- Недостаточный уровень охлаждающей жидкости в системе. Это является едва ли не основной причиной перегрева. ОЖ отводит лишнее тепло из мотора к радиатору, и её низкий уровень делает работу системы охлаждения неэффективной.
- Смешивание охлаждающих жидкостей различного типа. Каждая ОЖ имеет индивидуальный состав и различается по цвету. При их смешивании эксплуатационные характеристики существенно снижаются: падает не только теплопроводность, но также жидкость может запениться, что препятствует её свободному прохождению через каналы в моторе.
- Грязный радиатор. Благодаря ячеистой структуре, радиатор эффективно охлаждает попадающую в него ОЖ. Со временем ячейки между пластинами забиваются грязью, что препятствует его эффективному обдуву. Необходимо каждые 2–3 года чистить радиатор авто для предотвращения перегрева мотора.
- Старый антифриз. Срок эксплуатации охлаждающей жидкости ограничен и составляет не более 5 лет. По истечении этого срока антифриз теряет свои свойства и больше не может эффективно отводить тепло от камер сгорания авто. Своевременная замена поможет предотвратить закипание мотора, но об этом многие автолюбители, особенно начинающие, просто забывают.
Кроме ошибок самих автовладельцев, существуют и технические причины появления неисправности, предугадать которые часто невозможно.
Технические причины перегрева мотора
Часто закипание двигателя свидетельствует о наличии других неисправностей в различных системах авто, начиная от зажигания и заканчивая электроникой.
- Неисправность датчика детонации. На основе полученных с этого датчика показаний бортовым компьютером регулируется степень обогащения топливной смеси и угол опережения зажигания. Его неисправность приводит к неустойчивой работе мотора, в том числе и его сильному нагреванию.
- Неисправность температурного датчика. В автомобилях, оснащённых электрическим вентилятором, включение последнего осуществляется на основании полученных с датчика температуры показаний. На автомобилях импортного производства и современных ВАЗах такой датчик один — компьютер самостоятельно подаёт сигнал на включение вентилятора, ориентируясь на температуру. В отечественных авто такой датчик устанавливался непосредственно в радиатор и отвечал только за работу вентилятора охлаждения.
- Неисправность помпы. В зависимости от конфигурации двигателя, помпа может приводиться в движение как отдельным ремнём, так и ремнём или цепью ГРМ. Основная причина её неисправности — обрыв крыльчатки, что довольно часто встречается на отечественных авто. Существует 2 разновидности крыльчатки — металлическая и пластиковая, причём последняя со временем изнашивается и начинает проворачиваться на валу.
- Неисправность термостата. Существует 2 контура охлаждения мотора: большой и малый круг. Это необходимо для его быстрого нагрева при отрицательных температурах: жидкость сперва циркулирует по малому кругу, нагреваясь до определённой температуры, затем срабатывает термостат и происходит циркуляция по большому кругу. Обычно термостат «зависает» в положении большого круга, но иногда его может заклинить и на малом, циркулируя в котором, жидкость не может эффективно охлаждаться.
Стоит отметить, что основной причиной перегрева двигателя ВАЗ заключаются в трёх типах неисправностей: отказ помпы, термостата и датчика температуры. В силу конструкторских особенностей и качества деталей, перегреть иномарки значительно сложнее, чем русские, и основная причина их перегрева кроется в безответственном отношении автовладельцев.
Почему перегревается двигатель?
Лето пришло сразу за зимой оставив весну поэтам и романтикам. Температура уже бьет все рекорды, поэтому вопрос о перегреве двигателя автомобиля очень актуален, особенно при движении по городу в условиях скоростного режима бодрого пешехода, но даже этому участнику дорожного движения рекомендуется головной убор для защиты от перегрева, в крайнем случае можно свильнуть в тень и отдохнуть. С автомобилем сложнее – из пробки вырваться можно только обладая возможностью вертикального взлета, но к сожалению конструкторская мысль не успевает за нашими заторами. Мотор трудится на пределе допустимых температур и даже незначительные причины могут привести к нехорошим последствиям, из-за того, что произошел перегрев двигателя.
Греется двигатель причины
Мало кто задумывается о том, насколько после осенне-зимнего периода эксплуатации загрязнен радиатор, а зря. Процентов 60 закипаний происходит из-за того, что расстояние между сотами радиатора забито опавшими листьями, дорожной грязью, видимыми частицами воздуха (не зря экологи бьют тревогу), а также насекомыми, которые не смотря ни на что в этом воздухе обитают. Радиатор не обдувается сравнительно холодным воздухом, охлаждающая жидкость не охлаждается, в результате кипим – не дай Бог, конечно. Скоро полетит прославленный песнями тополиный пух, который продуваемость радиатора совсем не улучшит, к этому тоже надо быть готовым. Вывод прост – радиатор автомобиля продуть, промыть, при необходимости снять радиатор для этих процедур. Это уже по статистике уменьшит на половину вероятность закипания.
Следующая очень частая причина, почему греется двигатель – недостаточный уровень антифриза в системе. Наличие уровня антифриза в расширительном бачке ни о чем не свидетельствует. Достаточно выйти из строя маленькому клапану, которого сверху и увидеть-то невозможно, может возникнуть ситуация, когда в бачке есть, а в систему надо долить из-за образовавшейся воздушной пробки.
Проверить достаточно просто – снять пробку радиатора, но ни в коем случае на горячем двигателе, там давление и паром может нанести ощутимый вред как внешности, так и здоровью. Оценить уровень жидкости и долить по необходимости. Улетучиваться жидкость из системы может разными путями. Испаряется вода, которая входит в состав антифриза, но это незначительное количество – до 200 граммов за сезон. В этом случае можно долить дистиллированной воды. Если потери ощутимее – надо искать причину, а их достаточное количество – от неплотного соединения до серьезной неисправности двигателя, поэтому лучше обратиться к специалистам.
Немаловажным мотиватором перегрева мотора может быть, как состояние антифриза, так и всей системы. Если охлаждающая жидкость выработала свой ресурс, загрязнена продуктами жизнедеятельности мотора то и система в целом не очень хорошо себя чувствует. Избавиться от этого обстоятельства просто – слить старый антифриз, промыть систему и залить новый, соответствующий требованиям завода-изготовителя транспортного средства. Правильный подбор и работы лучше доверить профессионалам.
Есть еще некоторые причины перегрева двигателя – это и неисправность водяного насоса (помпы), бедная горючая смесь, неисправность системы зажигания, повреждение выпускных клапанов, а также отложения осадков на стенках в системе циркуляции жидкости. Реально определить неисправность можно только на сервисе проведя полную диагностику. Гадание на кофейной гуще или другие способы типа вызова духа самого Генри Форда, обычно результата не дают – двигатель греется, так что лучше сразу на СТО.
За системой охлаждения необходимо ухаживать. От ее правильного и успешного функционирования зависит длительность и корректность работы как двигателя, так и автомобиля. Самое главное – комфорт вашего передвижения и уверенность, что из пункта А в пункт Б вы доберетесь без этой неприятной проблемы – перегрева мотора.
Заметное повышение температуры на приборной панели или включение красной лампочки, сигнализирующей, что перегревается двигатель – это сигнал о том, что надо не дожидаясь худших последствий, ехать и приводить все в соответствие. Неожиданности должны быть только приятные, в чем убедитесь посетив нашу компанию, где специалисты вылечат ваш автомобиль от неприятной болезни – перегрев.
Почему после замены тосола перегревается двигатель
Тосол – это специализированная охлаждающая жидкость, предназначенная для нормализации температурного режима внутри двигателя. В процессе перемещения по блоку и радиатору она постепенно засоряется, что может привести к закупорке магистралей охладительной системы. Поэтому тосол нужно вовремя менять, следуя установленной инструкции. Однако после замены тосола могут возникнуть непонятные проблемы, например, греется двигатель.
Процесс замены тосола
Чтобы заменить тосол в ДВС, водителю достаточно выполнить следующие действия:
- Открыть крышку горловины радиатора;
- Отвинтить две гайки, предназначенные для слива тосола, предварительно установив под них глубокие тары (одна гайка расположена на самом радиаторе, в нижней части, а вторая – на блоке цилиндров);
- После того, как вся жидкость из системы уйдет, гайки слива заворачиваются, а через горловину радиатора в систему заливается промывочное средство (заливать его нужно до момента, пока вся система не заполнится);
- Для промывки мотора радиатор необходимо закупорить крышкой, завести двигатель, и дать ему прогреться до 60 градусов;
- Отработанную промывочную жидкость нужно слить, по тому же принципу, как и тосол (сняв крышку радиатора и две гайки слива);
- По окончанию процедуры гайки на блоке и в нижней части радиатора закручиваются, а через горловину заливается новый тосол (заливать жидкость нужно медленно, чтобы не возникло воздушной пробки. Дополнительно тосол вливается и в расширительный бачок, до пометки MIN).
Средний период эксплуатации тосола составляет 3 года в любом автомобиле — будь это BMW 5 или ВАЗ. Проверить текущее состояние охлаждающей жидкости можно на ощупь (она должна иметь голубой, красный или зеленый цвет, и густую консистенцию), или с помощью ареометра.
Почему греется двигатель после замены тосола
Причин, по которым тосол нагревается после замены, достаточно много. Сюда входят:
Наличие микроотверстий в радиаторе или на патрубках охладительной системы (в процессе циркуляции тосол намывает на стенки патрубков небольшой слой осадка, который не дает жидкости просачиваться в микротрещины.
После промывки системы этот слой уходит, что способствует просачиванию нового тосола в имеющиеся отверстия. Ну а когда уровень охлаждающей жидкости понизится, двигатель начнет перегреваться).
Образование воздушной пробки (по инструкции заливать тосол в горловину нужно очень медленно. В противном случае, вместе с охлаждающей жидкостью, в систему будет просачиваться воздух, создавая так называемые пробки. Ну а из-за наличия пробок давление тосола существенно снизится, способствуя одновременному повышению температуры двигателя).
Низкое качество самой охлаждающей жидкости (некоторые марки тосола достигают стадии кипения уже при температуре в 80 градусов, что является обычной рабочей температурой двигателя. А происходит это из-за недостаточно количества ингибиторов в охлаждайке).
Смешивание несовместимых жидкостей (всего существует четыре вида тосола, которые отличаются друг от друга своими свойствами и составом. При их смешивании происходит активная реакция, способная полностью гасить полезное действие ингибиторов. Ну а чтобы избежать такой реакции, систему охлаждения перед заменой охлаждающей жидкости достаточно промыть).
Разгерметизация крышки радиатора (в крышке радиатора присутствуют специальные отверстия, предназначенные для слива лишней жидкости из системы в расширительный бачок. Их разгерметизация приводит к удержанию нагретого тосола внутри системы, и последующему повышению температуры мотора).
Не исключено, что причиной нагрева ДВС после замены тосола могут стать сломанный термостат или вентилятор, если их срок службы уже подошел к концу. Но такое совпадение случается достаточно редко.
Как устранить причину перегрева мотора
Обнаружив, что после замены тосола греется двигатель, водителю нужно провести следующие диагностические процедуры:
- Проверить отверстия на крышках расширительного бочка и радиатора (если отверстия закупорены, то их следует прочистить, используя тонкую проволоку, или же заменить на новые детали);
- Убедиться в исправности вентилятора и термостата (если при работающем двигателе тосол в блоке закипает, а радиатор остается холодным, то причиной этого явления служит поломка термостата. Также при пуске мотора нужно обратить внимание на вентилятор: он должен вращаться одновременно с коленчатым валом);
- Проверить радиатор и патрубки охладительной системы на наличие утечки (для того, чтобы обнаружить течь, достаточно провести рукой по всем патрубкам охладительной системы, и посмотреть: появятся ли на ней следы тосола. Потеки на радиаторе выявляются тем же путем);
- Проверить качество залитой охлаждающей жидкости (нормальный тосол должен иметь густую форму, и четко выраженный цвет. Также его состояние можно оценить с помощью показателей ареометра).
Перегрев двигателя – это очень серьезная поломка, способная привести к тяжелым последствиям:
- Поршневая группа деформируется, под воздействием высокой температуры;
- Мотор может заклинить из-за скопления стружки в цилиндре;
- Прокладки ДВС плавятся, и прилипают к коленчатому валу, затрудняя его движение;
- Коленчатый вал может заклинить на высоких оборотах, что приведет к его разрыву, с последующим повреждением стенок цилиндра (после такой поломки блок ремонту не подлежит).
Поэтому исправлять проблему с кипящим тосолом нужно очень оперативно, не допуская сильного перегрева мотора.
Перегрев двигателя на Great Wall: что нужно и не нужно делать
С перегревом двигателя хоть раз в жизни сталкивается каждый водитель. При обычных условиях эксплуатации уровень температуры охлаждающей жидкости всегда средний. Перегрев может случиться из-за подъема авто на протяжении долгого времени, особенно если на улице в это время жара. В любом случае если температура охлаждающей жидкости существенно превышает норму, следует прежде всего выяснить причину.
Что следует делать при перегреве двигателя
Мы будем рассматривать эту ситуацию как случившуюся внезапно. Допустим, вы проехали большой отрезок пути под гору, на улице +30 и стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости серьезно подскочила.
Первым делом включите аварийную световую сигнализацию. Затем выжмите сцепление и припаркуйтесь у обочины. Поставьте рычаг передач в нейтральное положение, после чего необходимо включить стояночный тормоз. Не забудьте при этом выключить радио и другие приборы.
В случае перегрева двигателя может быть две ситуации.
- Первая — из-под капота не идет пар. Если пара вы не обнаружили, значит после остановки нужно просто открыть воздушную заслонку, а потом поставить отопитель на максимум. Теперь требуется, чтобы двигатель работал на холостых оборотах минут 5-10. Все это время следите за температурой охлаждающей жидкости. Если причиной ее увеличения послужила чрезмерная нагрузка, то после совершения указанных действий жидкость должна быстро охлаждаться. В такой ситуации двигатель должен работать вхолостую до тех пор, пока температура не стабилизируется. Когда показатель придет в норму, можно продолжать ехать.
- Другой вариант — если из-под капота выделяется пар. Это свидетельствует о том, что охладительная система разгерметизировалась, причиной этого может быть лопнувший шланг. Первое, что требуется сделать — заглушить двигатель. Кстати, вряд ли у вас получится остановить работу двигателя сразу же. Будьте готовы к тому, что потребуется время. Вам надо будет выжать педаль акселератора до упора, не пытайтесь остановить работу двигателя мгновенно, так вы его повредите.
Не открывайте капот сразу после остановки, дождитесь, пока пар перестанет выделяться, потом откройте капот и проверьте машину на наличие видимых причин повышения температуры охлаждающей жидкости. Это может быть тот же лопнувший или соскользнувший шланг, а также разгерметизация трубопроводных соединений.
Следите за собственной безопасностью, так как из-за перегрева двигателя все детали в капоте тоже сильно нагреты и при касании к ним можно получить сильный ожог.
Если вами была замечена утечка охлаждающей жидкости, постарайтесь максимально быстро восстановить герметичность, сделать это можно при помощи клейкой ленты.
Таким же образом можно привести в рабочее состояние лопнувший шланг. В случае более серьезного повреждения, к примеру, если это касается термостата или радиатора, ликвидировать поломку самостоятельно вряд ли удастся. В таком случае вам придется ехать до ближайшей СТО. Но перед тем, как двинуться с места, при возможности добавьте в систему охлаждения жидкости, это поможет двигателю дольше оставаться при нормальной температуре. Затем следует останавливаться каждых 200-300 м и ждать, пока охлаждающая жидкость придет в относительную норму, чтобы продолжить движение.
Чего нельзя делать при перегреве двигателя
Если после того, как вы заметите весомое повышение температуры охлаждающей жидкости, начнете действовать в хаотичном порядке, ничего хорошего не выйдет. Нужно соблюдать определенный алгоритм. Кроме того, есть список действий, которые ни в коем случае делать нельзя, так как это может навредить как вам, так и автомобилю.
- Продолжать путь, даже если стрелка показывает максимальную температуру жидкости для охлаждения
В любой момент двигатель может выйти из строя, заглохнуть посреди дороги — это самое безобидное, что может случиться в такой ситуации.
Открывать капот, если из-под него идет пар или вытекает горячая жидкость
Наблюдая это явление, вы видите лишь вершину айсберга. Когда открываешь капот на пике перегрева двигателя, кипящая охлаждающая жидкость может бить фонтаном. То же самое касается открывания пробки расширительного бачка, так как во время перегрева на него оказывается большое давление. Получить серьезные ожоги можно в два счета.
Доливать охлаждающую жидкость в горячий двигатель
Такая спешка приведет лишь к тому, что двигатель полностью выйдет из строя и доехать на авто до СТО не получится вовсе. Надо подождать минут 20-30, пока температура двигателя не стабилизируется самостоятельно.
Заменять охлаждающую жидкость обычной водой
Стандартная охлаждающая жидкость — это смесь дистиллированной воды и антифриза. Если вместо нее налить нефильтрованной воды, охлаждающая система покроется накипью, что неминуемо приведет к понижению ресурса двигателя.
Устранить такую проблему как перегрев двигателя под силу каждому автовладельцу, который хоть немного разбирается в машинах. Если вы понятия не имеете, где под капотом расположен расширительный бачок с охлаждающей жидкостью, то критическая ситуация — не лучшее время для исследования авто. В таком случае лучше прибегнуть к услугам СТО.