Система охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя. Проблемы и способы их устранения
Система охлаждения является неотъемлемой частью в устройстве автомобиля. Ее основная задача состоит в том, чтобы поддерживать температуру двигателя в рекомендуемых пределах.
В основу системы охлаждения входят: радиатор, термостат, вентилятор, насос центробежного типа, трубопроводы.
Виды неполадок и способы их устранения.
1. Перегрев двигателя.
При этом происходит выгорание моторного масла в двигателе, поршни двигателя начинают быстро изнашиваться и могут заклинить, после чего потребуется очень дорогостоящий ремонт. Если вдруг вы заметили перегрев, убедитесь, что уровень охлаждающей жидкости находится на нужном уровне.
2. Переохлаждение двигателя.
Наиболее возможной причиной в такой ситуации является неисправный термостат. При таком режиме работы двигателя в цилиндрах происходит образование кислот из выхлопных газов, что резко увеличивает коррозию металлических частей двигателя. Так же при более низких температурах увеличивается вязкость масла, и увеличивается трение поверхностей. Следует заменить термостат.
3. Наружная утечка антифриза.
Если будет происходить утечка охлаждающей жидкости, то двигатель будет перегреваться, и скоро выйдет из строя. Обычно утечка происходит из-за повреждения шлангов, либо ослабления места их соединения. Так же необходимо проверить, не поврежден ли радиатор.
4. Внутренняя утечка антифриза.
Происходит, когда антифриз поступает в камеру сгорания или картер. Утечка может происходить через прокладку или уплотнение. Необходимо подтянуть болты головки цилиндров.
5. Неисправен вентилятор.
Если привод механический, возможен обрыв ремня привода, на время его можно попробовать чем-нибудь заменить, подойдут даже чулки, натянутые на шкивы. Если же привод электрический, стоит проверить проводку.
6. Радиатор не охлаждает.
Скорее всего, он засорен, необходимо почистить соты.
7. Пробуксовка ремня насоса.
Необходимо проверить натяжение, если оно будет слишком слабое, то ремень будет нагреваться и быстро изнашиваться. Если натяжение слишком большое, то в скором времени подшипники насоса и генератора придут в негодность. Если ремень замаслен, необходимо протереть его тряпочкой, смоченной бензином.
8. Дополнительное.
На вашем автомобиле установлен электрический предпусковой подогреватель двигателя Defa. Это еще один повод следить за уровнем охлаждающей жидкости. Дело в том, что в случаях утечки жидкости из системы нагревательный элемент попадает в воздушную пробку и происходит его перегорание, а значит, он прекращает осуществлять функции предпускового подогрева. Немаловажным фактором является и чистота этой жидкости. Так как налет на нагревательном элементе может затруднить прогрев блока цилиндров, а в некоторых случаях просто выйти из строя.
Если датчики зашкаливают, необходимо скорее свернуть на обочину, открыть капот, чтобы двигатель быстрее остывал. Ни в коем случае не следует сразу же открывать крышку радиатора, жидкость очень горячая, и может находиться под давлением. Также нельзя поливать двигатель холодной водой, дождитесь, пока двигатель не остынет сам. Убедитесь, что в системе нет давления, после этого при необходимости долейте охлаждающей жидкости, и произведите осмотр системы на неисправности.
6. Радиатор не охлаждает.
Скорее всего, он засорен, необходимо почистить соты.
6. Радиатор не охлаждает.
Скорее всего, он засорен, необходимо почистить соты.
Какой должна быть температура охлаждающей жидкости
Другими словами, температура мотора не должна быть слишком низкой или высокой. В первом случае, когда двигатель не выходит на рабочую температуру, страдает экономичность, выхлоп становится токсичным, теряется мощность, уменьшается ресурс и т.д. Во втором, когда мотор перегревается, возникает детонация, двигатель может быстро выйти из строя или заклинить.
Становится понятно, что от качества работы системы охлаждения напрямую зависит нормальная температура охлаждающей жидкости прогретого двигателя. Далее мы поговорим о том, какая температура ОЖ является нормой для прогретого силового агрегата, а также почему указанная рабочая температура тосола или антифриза может отклоняться от нормальных или оптимальных показателей.
Первые признаки
В принципе, работа системы охлаждения, наряду с большинством узлов двигателя, остается невидимой для глаза водителя. Но это утверждение верно ровно до тех пор, пока система работает исправно и в том режиме, который считается нормальным. Как только охлаждение перестает осуществляться должным образом, водитель непременно поймет, что что-то пошло не так.
Как именно? Во-первых, прибор, который располагается рядом со спидометром и отвечает за отображение рабочей температуры тосола и антифриза, выведет стрелку в красную шкалу. На некоторых моделях при сильном превышении температуры загорится специальная сигнальная лампа, которая предупредит водителя о необходимости принять срочные меры.
Конечно же, степень такого перегрева бывает различной. При сравнительно небольшом превышении температурного порога, к примеру, о неполадке не будет говорить ровным счетом ничего, кроме не совсем обычных показателей указателя рабочей температуры. Правда, при этом может ощущаться незначительное падение мощности и своеобразные провалы при разгонах и повышении оборотов.
А вот при значительных перегревах повалит густой белый дым из-под капота. Это явное свидетельство того, что антифриз или тосол закипел, и его пары активно выделяются, производя испарение жидкости из мотора и радиатора. При этом крайне важно не глушить мотор, а дать поработать ему на холостых оборотах, а лишь после того, как температура немного спадет, выключать зажигание.
Это интересно: Сколько по времени нужно заряжать пальчиковые аккумуляторы
Почему мотор греется?
- В пробках, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, температура двигателя достигает 115–125°С.
- Затрудняет работу системы охлаждения двигателя и повсеместное применение кондиционеров, которые своими конденсаторами загромождают проход воздуха к радиатору двигателя. Кроме того, между двумя этими теплообменниками скапливается пыль, пух, листья, что тоже препятствует нормальному охлаждению.
- Много автомобилей с автоматическими коробками передач, которым тоже нужны системы охлаждения. Они повышают температуру подкапотного пространства.
- Каталитические нейтрализаторы стали размещать как можно ближе к двигателю (Kia Rio, Hyundai Solaris). Они тоже подогревают подкапотное пространство.
- Турбонаддув в целом повышает температурный фон мотора. Интеркулеры помогают, но недостаточно. К тому же они сами греют моторный отсек.
Производители борются со слишком высокой рабочей температурой двигателя. Применяют форсунки охлаждения поршней маслом. Устанавливают теплообменники, через которые циркулируют и охлаждающая жидкость, и моторное масло. На начальном этапе прогрева температура антифриза растет быстрее и он нагревает масло. А при больших нагрузках полностью прогретого мотора масло охлаждается от более холодного антифриза. Без такого теплообменника масло охлаждалось бы лишь за счет обдува поддона двигателя, а этого зачастую недостаточно.
Теплообменник между охлаждающей жидкостью и моторным маслом двигателя Renault Duster.
Теплообменник между охлаждающей жидкостью и моторным маслом двигателя Renault Duster.
Рабочая температура бензинового двигателя
Работа каждого двигателя внутреннего сгорания сопровождается выделением тепла. Рабочие элементы мотора функционируют в условиях высоких температурных режимов.
При опускании поршня в самую нижнюю точку затрачивается большое количество энергии, одновременно с этим выделяется тепло. Элементы силовых агрегатов изготовлены из металла. Как известно, при нагревании данный материал расширяется. При изготовлении узлов и деталей двигателей предусмотрены специальные тепловые зазоры, рассчитанные на нагрев изделий до оптимальных значений. Для предотвращения заклиниваний в конструкцию мотора включена система охлаждения двигателя.
Какая рабочая температура бензинового двигателя является оптимальной? Рабочая температура бензиновых силовых агрегатов как карбюраторного, так и инжекторного, не должна превышать +90°С. Задача охлаждающей жидкости – сохранять постоянную температуру двигателя на должном уровне.
Интересно: Существует понятие «опасная температура двигателя». Для ДВС бензинового типа она составляет 130°С. После достижения предельных значений может произойти заклинивание элементов силового агрегата.
Важно: После включения мотора при дальнейшем движении транспортного средства оператор, постоянно держит под контролем значения рабочей температуры ДВС. Отклонения свидетельствуют о проблемах, появившихся в охлаждающей системе:
- Повышение температуры в бензиновом двигателе приводит к закипанию и быстрому испарению ОЖ.
- При уменьшении ее количества температура мотора стремительно возрастет.
- Под воздействием высоких температур металл начнет деформироваться и расширяться в объеме.
- Размеры деталей будут сильно изменены.
- В результате, произойдет заклинивание мотора.
Принятая норма
Вообще говоря, рабочая температура не должна оставаться постоянной. Когда мотор выключен, а машина простояла без движения хотя бы несколько часов, антифриз прогрет примерно до комнатной температуры. Такой показатель не является нормой, а потому перед движением ДВС необходимо прогреть.
Как же понять, что мотор полностью принял рабочее состояние и готов к дальнейшему движению? Об этом, конечно же, свидетельствует прибор, который имеет внизу шкалы небольшую пиктограмму с термометром. Разметка его шкалы, как правило, варьируется от 50 до 130 градусов — этот промежуток с некоторым запасом в обе стороны сосредотачивается вокруг показателя нормальной температуры охлаждающей жидкости. Норма, к слову, составляет 90 градусов — это одинаково верно для легковых, грузовых и любых других видов автомобилей.
Вполне возможно, окажется так, что даже после длительного движения температура так и не стала нормальной, а составляет, скажем, 60–80 градусов. Такое может происходить по двум причинам. Первая из них — прибор или датчик температуры неисправны, поэтому их показания просто не совпадают с реальными. Проблема, как правило, решается диагностикой у мастеров и заменой недорогих и довольно примитивных функциональных элементов и датчиков.
Вторая причина — это сильный холод, который не позволяет работающему мотору прогреться до нужных температур. Дело в том, что охлаждающая жидкость постоянно циркулирует от ДВС к радиатору, и этот процесс не прекращается во время работы. В этой связи в некоторых случаях даже при выключенном вентиляторе антифриз остается недостаточно нагретым, и мотор не достигает необходимых температур.
Последствия перегрева и переохлаждения ДВС
Теперь немного поговорим о перегреве и, как бы это странно ни звучало, о переохлаждении силового агрегата. При перегреве мотора повышается температура охлаждающей жидкости. Когда этот параметр выходит за точку кипения, антифриз, сильно расширяется из-за образовывающихся пузырьков воздуха.
Вследствие критического повышения магистраль может порваться. В лучшем случае слетит патрубок, и кипящий антифриз зальет все подкапотное пространство. Такая поломка сулит водителю многими проблемами, начиная с загрязнения приводных ремней, и заканчивая коротким замыканием проводки.
Помимо порыва закипание антифриза создает воздушные пробки, особенно в рубашке охлаждения. Из-за этого металл может деформироваться. При расширении деталей может произойти клин агрегата. Такая поломка требует самых дорогостоящих ремонтных работ.
Для большинства современных моторов критической является температура в +130 градусов. Но существуют и такие силовые агрегаты, которые можно спокойно эксплуатировать, даже когда тосол в них нагревается до +120. Конечно, если охлаждающая жидкость при такой температуре не закипает.
Теперь немного о переохлаждении. Этот эффект наблюдается в северных регионах, где критически низкие температуры – вполне нормальное явление для зимы. Под переохлаждением двигателя подразумевается слишком быстрое охлаждение антифриза, даже если двигатель работает в условиях высокой нагрузки. Двигатель переохлаждается в основном во время движения. В этот момент ледяной воздух в большом количестве поступает на теплообменник радиатора, и понижает температуру охлаждающей жидкости настолько, что мотор не выходит на рабочую температуру.
Если карбюраторный ДВС переохладится, то может пострадать топливная система. Например, в топливном жиклере может образоваться кристалл льда, который закупорит отверстие, и бензин перестанет поступать в камеру. Но чаще замерзает воздушный жиклер. Так как в мотор перестает поступать воздух, топливо не загорается. Это приводит к тому, что свечи заливает. В результате машина глохнет, и ее невозможно будет завести, пока не просохнут свечи зажигания. Подобная трудность решается установкой гофрированной трубы, которая обеспечивает забор свежего воздуха в районе выпускного коллектора.
При сильных морозах антифриз не замерзает, собственно, почему жидкость и называется антифризом, и у каждого типа охлаждающих жидкостей свой порог замерзания. Но если водитель думает, что мотор все равно нагреет охлаждающую систему, и использует вместо антифриза воду, то он рискует испортить радиатор, так как на сильном морозе машине достаточно немного постоять с заглушенным мотором, и система начнет замерзать.
Но образование кристаллов воды на большом морозе происходит даже во время движения машины. Если радиатор закупорится, то даже если термостат будет открыт, охлаждающая жидкость не будет циркулировать, и вода будет замерзать еще сильнее.
Что происходит при переохлаждении двигателя
Экономичное вождение и забота об окружающей среде означают предвидение дорожной ситуации и плавное вождение, а также адаптацию манеры вождения и скорости к условиям дорожного движения.
Планирование поездки на электрической тяге
Чтобы обеспечить максимальный пробег на электрической тяге, водитель должен тщательно планировать поездку:
Зарядка
- Регулярно заряжайте аккумулятор от электросети. Возьмите за правило начинать поездку только с полностью заряженным гибридным аккумулятором.
- Выясните местонахождение станций зарядки.
- По возможности выбирайте парковку там, где есть станция зарядки.
Предварительный климат-контроль
- По возможности создавайте в автомобиле комфортный климат перед поездкой с помощью зарядного кабеля, подключенного к электросети.
- Не допускайте переохлаждение или перегрев салона автомобиля во время парковки. Используйте для парковки, например, гараж с системой кондиционирования.
- Если после создания в салоне комфортного климата вы совершаете поездку на короткое расстояние, отключите, если это возможно, вентилятор в салоне.
- Если вы не можете подготовить климат в автомобиле в холодную погоду, используйте в первую очередь электрообогрев сидений и рулевого колеса * . Не обогревайте весь салон, так как на это расходуется энергия гибридного аккумулятора.
Техника экономичного вождения снижает потребление энергии и, следовательно, увеличивает пробег.
- Для достижения минимального энергопотребления активируйте режим вождения Pure .
- Двигайтесь с постоянной скоростью и планируйте поездку так, чтобы сократить количество торможений.
- Регулируйте расход мощности, используя педаль газа. Индикаторы на дисплее водителя, показывающие доступную мощность электродвигателя, см. Eco guide & Hybrid guide , позволят избежать неоправданных запусков двигателя внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания уступает по эффективности электродвигателю, особенно на низких скоростях.
- При торможении – плавно тормозите с помощью педали тормоза, в этом случае происходит зарядка гибридного аккумулятора. В педаль тормоза встроена функция рекуперативного торможения.
- При движении по гористой местности используйте функцию моторного тормоза. Моторный тормоз подключается после того как вы отпускаете педаль газа и происходит зарядка гибридного аккумулятора.
- На высокой скорости увеличивается энергопотребление – при увеличении скорости возрастает сопротивление воздуха.
- Выбирайте режим вождения Save при движении на высокой скорости на расстояния, превышающие дальность пробега на электротяге.
- Следите и регулярно проверяйте давление в шинах – оптимальный результат обеспечивает давление ECO .
- Расход топлива зависит от выбора шин – проконсультируйтесь у дилера Volvo, какие шины подходят для автомобиля.
- Освобождайте автомобиль от ненужных вещей – чем больше нагружен автомобиль, тем выше расход.
- Груз на крыше и лыжный короб увеличивают сопротивление воздуха и повышают расход – снимайте багажник, когда вы им не пользуетесь.
- Не ездите с открытыми окнами.
- Не пользуйтесь педалью газа, чтобы на склоне удерживать автомобиль на месте. Вместо этого пользуйтесь рабочим тормозом.
Предупреждение
Не забывайте, что автомобиль с электроприводом работает бесшумно, и поэтому дети, пешеходы, велосипедисты и животные могут его не заметить. Особенно это важно помнить при движении на низкой скорости, например, в местах парковки автомобилей.
Наружная температура
Электродвигатель, электроника и аккумуляторы действуют оптимально при температуре прим. 25 °C . Когда автомобиль подключен к электрической розетке, температура в нем устанавливается в оптимальном диапазоне. При запуске автомобиля в холодную погоду или если во время движения автомобиля наружная температура оказывается за рамками допустимого интервала, для обогрева автоматически включается обогреватель на топливе, а при необходимости также и двигатель внутреннего сгорания. При слишком низкой температуре двигатель может работать на электрической тяге, но с ограничением мощности.
И наоборот, в жаркую погоду может потребоваться охлаждение системы.
Примечание
При очень низкой наружной температуре дизельный двигатель работает в постоянном режиме.
Потребители электроэнергии
Чем больше потребителей тока подключено в автомобиле (например, стерео, обогрев стекол, зеркал, сидений и т.п.), тем выше энергопотребление.
Переохлаждение
Зима сурова не только к диким животным. Домашние любимцы тоже могут пострадать от зимних холодов. Живя в уютных домах под опекой заботливых хозяев, собаки стали более чувствительными к холодам и более подвержены переохлаждению, чем их дикие сородичи.
Переохлаждение
Опасность переохлаждения может угрожать любой собаке, но чувствительность к холоду очень различается у собак разных пород. Для хаски, например, – 5° С — вообще не мороз, а приятная прохлада, боксер при такой температуре уже мерзнет, а маленький чихуахуа получит серьезное переохлаждение очень быстро. Но в любом случае в мороз собаке лучше не находиться на улице слишком долго.
Как избежать переохлаждения:
• Закаливание для собак так же актуально и полезно, как и для людей. Не изнеживайте своего питомца. Разумные физические нагрузки при пониженной температуре с раннего возраста даже короткошерстных собак делают менее чувствительными к холодам.
• Зимний рацион питания должен быть более калорийным, особенно для собак вольерного или уличного содержания.
• У собаки должно быть вдоволь свежей воды. Снег воду не заменяет.
• Прогулки зимой должны быть короче, чем в теплое время года, и более активными — с играми, бегом, прыжками. Если погода ветреная, то время прогулки нужно еще больше сократить — ветер способствует быстрому переохлаждению.
• Оставлять собаку в машине зимой нельзя. Если двигатель не работает, собака может замерзнуть, а при работающем двигателе существует опасность отравления угарным газом.
• Чувствительных собак нужно приучать к зимним прогулкам постепенно, начиная от 10-15 минут и постепенно увеличивая время пребывания на улице.
• Не позволяйте собаке долго лежать или сидеть в снегу, на земле или на тротуаре.
• Если ваш питомец очень мерзнет, обеспечьте его комбинезоном или попонкой. Важнее всего защитить от мороза почки и органы мочеполовой системы, так как они страдают от переохлаждения в первую очередь.
• Если сильно мерзнут лапы — купите специальную обувь, защищающую лапы не только от холода, но и от действия вредных реагентов, которыми обрабатывают улицы крупных городов. Можно также использовать для профилактики обморожения специальный крем, которым смазывают подушечки лап в сильные морозы. Подойдет в крайнем случае даже свиной или гусиный жир.
• Больше всего подвержены опасности переохлаждения больные и старые собаки, кормящие и беременные суки и щенки.
• При уличном содержании заблаговременно подготовьте будку собаки к холодам.
• Место собаки в доме должно быть расположено не на сквозняке и приподнято над уровнем пола на 8—10 см. Размещать место собаки рядом с нагревательными приборами нельзя.
Признаки переохлаждения
• собака на прогулке дрожит и поджимает лапы, шерсть взъерошивается;
• температура тела падает ниже 37,5 °С;
• слизистые в полости рта бледнеют;
• животное стремится свернуться в клубок, спрятаться в теплое место.
Глубокое переохлаждение (гипотермия) характеризуется следующими признаками:
• снижение температуры тела ниже 36 °С;
• заторможенность, вялость, иногда даже потеря сознания;
• слабый пульс;
• замедление сердечного ритма;
• редкое и неглубокое дыхание.
Помощь при переохлаждении
Не стоит пытаться разогреть замерзшую собаку, заставляя ее активно двигаться — лучше вернитесь в теплое помещение как можно быстрее. Маленькую собачку возьмите на руки по дороге домой.
Дома животное нужно укутать теплым одеялом или согреть с помощью грелок, наполненных теплой водой (температура воды не должна быть выше 40 °С). Дайте собачке теплое питье. Для определения состояния питомца нужно следить за изменениями температуры тела.
Если собака зимой провалилась в воду, по возвращению домой ее нужно согреть в теплой ванне, а затем действовать как при простом переохлаждении.
При глубоком переохлаждении состояние собаки может стать критическим.
Животное необходимо экстренно доставить в ветеринарную клинику для проведения интенсивной реанимации. По дороге животное должно быть завернуто в теплое одеяло, желательно обложить пострадавшую собаку грелками. Однако даже успешная реанимация не всегда может устранить некоторые необратимые изменения внутренних органов, вызванные переохлаждением. Впоследствии возможны проблемы со здоровьем и ранняя гибель животного.
PS. Если у вас возникли вопросы, звоните пожалуйста круглосуточно по телефону 540-03-03, 565-84-98 и наш дежурный врач даст вам бесплатную консультацию.