Виды отложений в двигателе
Виды отложений в двигателе. Нагары
Нагары
Нагары – твердые отложения на поверхности камеры сгорания. Образуются как комбинация золы и продуктов окисления углеводородов.
Причины появления нагаров
Неполное сгорание топлива по причинам:
— Состав и качество топлива;
— Неравномерный распыл топлива;
— Калильное зажигание, детонация, LSPI;
— Работа на холостых оборотах (пробки);
Моторное масло в камере сгорания;
Высокая зольность моторного масла.
Рекомендации по профилактике отложений в виде нагаров в двигателе
Когда нужно позаботиться о всей топливной системе целиком – Fuel System Clean
Когда нужно позаботиться о форсунках и клапанах системы впрыска топлива во впускной трубопровод– Valve and Injector Clean
Когда нужно позаботиться о форсунках системы непосредственного впрыска – GDI Clean
MOTUL Fuel System Clean Auto
Состав
Имеет уникальный состав моюще-диспергирующих присадок c акцентом на эмульгирование и очень низкую температуру вспышки (-9°С) из-за применения очень летучих баз.
Рекомендации по использованию
Залить Motul Fuel System Clean во время планового технического обслуживания автомобиля.
Минимальный объем топлива для заливки не менее 1/4 бака.
После проведения технического обслуживания рекомендуется посетить АЗС и заправить автомобиль не менее 3/4 бака для достижения долгосрочного эффекта.
Рекомендуется промывать систему в режиме трассы.
Применение
Легковые автомобили, мототехника 4Т, водная техника 4Т, садовая техника 4Т. Совместимо с системами впрыска топлива во впускной трубопровод и GDI.
Преимущества компонентов присадки
Вывод конденсата из топливной системы бензинового двигателя. Для этого в составе есть связывающий воду и бензин компонент.
Предотвращение зарастание распылителей форсунок. Осуществляется при помощи специальных мощных поверхностно-активных веществ, нацеленных на работу с нагарами.
Растворение отложений в карбюраторе и топливном насосе – растворитель.
Прожиг нагара на стенках камеры сгорания и клапанах.
Эффект от использования
— Выравнивание и увеличение компрессии за счет снятия нагара с клапанов и как следствие: ровная работа двигателя, снижение расхода топлива, снижение нагарообразования в камере сгорания и снижение негативного влияния на чувствительные системы доочистки. Экономия на ремонте.
— Снижение расхода топлива за счет оптимизации работы распылителя форсунок и очистки сопла от нагара что приносит самый большой экономический эффект. Экономия топлива может достигать 15%.
— Вывод воды из бака – залог долгой и надежной работы всего авто.
— Снижение вредных выбросов в атмосферу.
MOTUL Valve and Injector Clean
Состав
Акцент сделан на моющие присадки способные очистить впускной клапан. Не имеет эмульгирующего эффекта.
Рекомендации по использованию
Залить Motul Valve and Injector Clean во время планового технического обслуживания автомобиля.
Минимальный объем топлива для заливки не менее 1/4 бака.
После проведения технического обслуживания рекомендуется посетить АЗС и заправить автомобиль не менее 3/4 бака для достижения долгосрочного эффекта.
Рекомендуется промывать систему в режиме трассы.
Применение
Легковые автомобили, мототехника 4Т, водная техника 4Т, садовая техника 4Т. Разработано для систем впрыска топлива во впускной трубопровод.
Преимущества компонентов присадки
Предотвращение зарастания распылителей форсунок впрыска топлива во впускной трубопровод. Осуществляется при помощи специальных мощных поверхностноактивных веществ, нацеленных на работу с нагарами при высоком давлении.
Прожиг нагара на стенках камеры сгорания и клапанах
Эффект от использования
— Выравнивание и увеличение компрессии в двигателях с впрыском топлива во впускной трубопровод за счет снятия нагара с клапанов и как следствие: ровная работа двигателя, снижение расхода топлива, снижение нагарообразования в камере сгорания и снижение негативного влияния на чувствительные системы доочистки. Экономия на ремонте.
— Снижение расхода топлива за счет оптимизации работы распылителя форсунок и очистки сопла от нагара, что приносит самый большой экономический эффект Экономия топлива может достигать 15%.
— Снижение вредных выбросов в атмосферу.
Результаты теста на массу нагара на впускных клапанах показывают, что при использовании средства Motul Valve and Injector Clean происходит резкое и значительное снижение отложений на впускных клапанах.
При впрыске топлива во впускной трубопровод поверхности впускных клапанов участвуют в процессе смесеобразования и должны быть чистыми для правильной подготовки топливно-воздушной смеси.
Контроль отложений на сопле форсунки распределенного впрыска
Контроль отложений на впускном клапане
Тест на удержание результата по чистоте клапанов
MOTUL GDI Clean
Состав
Акцент сделан на крайне эффективные моющие присадки способные очистить от нагара сопло форсунки и поршень. Не имеет эмульгирующего эффекта.
Рекомендации по использованию
Залить Motul GDI Clean во время планового технического обслуживания автомобиля.
Минимальный объем топлива для заливки не менее 1/4 бака.
После проведения технического обслуживания рекомендуется посетить АЗС и заправить автомобиль не менее 3/4 бака для достижения долгосрочного эффекта.
Рекомендуется промывать систему в режиме трассы.
Применение
Легковые автомобили, мототехника 4Т, водная техника 4Т, садовая техника 4Т. Разработано для систем непосредственного впрыска (GDI).
Эффект от использования
— Удаление отложений с распылителей форсунок, поршней и камер сгорания без разборки агрегата.
— Удаление загрязнений во всей системе непосредственного впрыска топлива, образовавшиеся во время работы, тем самым улучшая характеристики двигателя.
— Оптимизация работы двигателей GDI от Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Opel и других.
Был проведен полевой тест на оценку воздействия средства Motul GDI Clean на отложения в двигателе автомобиля BMW 118i 2009 года выпуска с пробегом 133.380 км со следующим протоколом: 430 км за 4 часа в нормальном режиме.
Результаты теста подтверждают эффективность использования средства Motul GDI Clean.
MOTUL Diesel System Clean
Состав
В основе формулы продукта Motul Diesel System Clean уникальные моющие вещества – полярные амины. Беззольные противоизносные присадки для предотвращения износа деталей точных механических элементов системы.
Также в состав присадок входят мощные дисперсанты для разрушения устойчивых гелеобразных эмульсий вода/дизельное топливо в топливном баке.
Базой служит набор растворителей похожих своими свойствами на дизельное топливо для быстрого и эффективного растворения в баке. Также эти растворители крайне эффективно воздействуют на окислы топлива на стенках топливных магистралей.
Рекомендации по использованию
Залить Motul Diesel System Clean во время планового технического обслуживания автомобиля.
Минимальный объем топлива для заливки не менее 1/4 бака.
После проведения технического обслуживания рекомендуется посетить АЗС и заправить автомобиль не менее 3/4 бака для достижения долгосрочного эффекта.
Рекомендуется промывать систему в режиме трассы.
Применение
Легковые автомобили, грузовая техника, водная техника 4Т, садовая техника 4Т. Совместимо со всеми системами впрыска дизельных двигателей.
Предназначена для ухода как за форсунками первых типов HDK, DHK, CR, так и современных очень требовательных и сложных электромагнитных и пъезофорсунок Common Rail, а также насос-форсунок.
Эффект от использования
Результаты теста на потерю мощности и восстановление мощности на двигателе Peugeot DW10 показывают, что при использовании средства Motul Diesel System Clean происходит восстановление мощности двигателя за счет очистки форсунок и более равномерного распыла дизельного топлива. Используемая дозировка: 300 мл Motul Diesel System Clean на 60л топлива.
Тест на поддержание чистоты форсунок на двигателе Peugeot XUD9 показывает, что при использовании даже ¼ рекомендуемой дозировки происходит 50% снижение зарастания сопла форсунок. При использовании рекомендуемой дозировки обрастание отложениями практически не происходит.
Статья подготовлена с помощью обучающих материалов MOTUL Russia.
Раскоксовка двигателя: как удалить нагар из цилиндров
Чтобы удалить нагар из цилиндров двигателя, вникать в глубокие технические вопросы автовладельцу совсем необязательно. Но когда встает вопрос об экономии десятка-другого тысяч гривен, поинтересоваться деталями все-таки стоит.
Тема нагара в цилиндрах поднимается тогда, когда падает мощность двигателя, поднимается расход топлива и масла. Причиной этому может быть банальный износ – поршней, их колец и стенок цилиндров. Из-за этого падает компрессия в цилиндрах и много масла остается в камере сгорания.
Углеродистые и лаковые отложения в кольцевых канавках поршня ограничивают подвижность колец в них. Это приводит к потере мощности и угоранию масла.
Но есть еще одна причина, не менее вероятная – залегание колец в канавках поршней. Это случается из-за накопления в этих местах нагара – смолистых продуктов перегрева и горения масла и топлива. О причинах этого можно написать отдельную статью, а в нашем случае важно то, что нагар, забивая канавки, ограничивает подвижность колец в канавках.
Из-за этого кольца не уплотняют как следует зону контакта поршень-цилиндр и не снимают масло со стенок последнего. То есть двигатель демонстрирует те же проблемы, что и при износе.
Таким образом, очистка деталей цилиндро-поршневой группы от нагара может заменить серьезный ремонт двигателя, связанный с его разборкой. Особенно приятно для владельца то, что раскоксовку можно произвести без разборки мотора.
Способы удаления нагара из двигателя
Специалисты автосервиса разработали два основных способа очистки деталей двигателя от нагара – мягкий, растянутый и более жесткий, ускоренный. В обоих случаях используются специальные препараты, которые размягчают углеродистые отложения и содействуют их удалению с внутренних поверхностей вместе с топливом, маслом и газами. При этом очищаются не только поршни и кольца, но и вся система смазки.
У левого поршня канавки чистые, лаковые отложения в них не мешают кольцам, но углеродистый нагар (черный) в верхней части провоцирует ускоренный износ цилиндра. Cправа новый поршень.
Препараты мягкой работы – промывки – добавляются, согласно инструкции, в масло за несколько сот километров до его замены. И постепенно смывая отложения, уносят его вместе с маслом в масляный фильтр или вместе с отработавшими газами – в выхлопную систему.
Ускоренные промывки называют “пятиминутками”, поскольку их добавляют в масло непосредственно перед заменой и дают мотору поработать на смеси около 5 минут. Этот способ более эффективный, но некоторые владельцы имеют против него предубеждение. Якобы не в меру “злой” препарат может сорвать с внутренних деталей слишком крупные фрагменты нагара, которые могут закупорить масляные каналы или засорить седла выпускных клапанов.
А для самых запущенных случаев опытные мотористы выработали еще одну технологию – к слову, согласованную с экспертами одного из авторитетнейших производителей автохимии.
Для особо грязных моторов
Данный метод предполагает применение промывки-”пятиминутки” как наиболее концентрированного препарата. И он используется в два этапа.
Во-первых, упаковка делится на две половины. Первая часть заливается равными порциями в свечные отверстия каждого цилиндра. Через пару минут двигатель нужно провернуть несколько раз вручную – кривым стартером или за ведущее колесо при включенной передаче.
При помощи медицинского шприца в цилиндры наливают равные порции высокоэффективной промывки-”пятиминутки”. Процедура повторяется.
Во-вторых, нужно снова разделить оставшуюся половину препарата на равные части по количеству цилиндров, снова залить промывку через свечные отверстия – и оставить двигатель “откисать”, завернув свечи на свои места для меньшего испарения. Через несколько часов – например, наутро – свечи нужно выкрутить и, проворачивая коленвал при помощи стартера, выгнать остатки промывки из цилиндров.
После чего свечи окончательно возвращаются на свои места и автомобиль отправляется в пробег на 30 – 40 км, во время которого нужно поддерживать повышенные обороты двигателя – в диапазоне 3000 – 4000 об/мин.
Первые минуты после раскоксования двигателя по интенсивному методу из выхлопной трубы выходит много дыма – сгорает препарат-промывка.
Во время работы двигателя на высоких оборотах рабочая смесь выносит из цилиндров растворенные отложения и остатки загрязненного препарата. Кольца, активно двигаясь в своих канавках, помогают удалению из них нагара. После этого нужно заменить масло и фильтр.
После двойного отмачивания поршней и цилиндров промывкой-”пятиминуткой” двигателю нужно дать поработать около получаса при 3000 – 4000 об/мин.
Для контроля результатов можно использовать компрессометр или leak-тест – диагностику двигателя по утечке воздуха. На автомобиле Daewoo Lanos 1,5, который позировал нам при написании данной статьи, показатели leak-теста изменились таким образом:
Эксперимент: удаление нагара с деталей кипячением со стиральным порошком. Видео.
Существует гаражная легенда, что можно удалить нагар с деталей двигателя просто прокипятив их в обычной воде со стиральным порошком. Проверяю её на примере головки цилиндра мотора 164FML (CG200) от Stels Flame.
0:00:18 — исходное состояние головки.
0:00:49 — известные способы удаления нагара.
0:02:22 — добываю воду и кипячу её.
0:02:40 — засыпаю порошок и опускаю головку.
0:03:15 — результат после кипячения.
0:04:08 — домываю керосином.
0:04:48 — общие итоги.
0:05:40 — о принципиальной бессмысленности удаления нагара.
- 9382
- 15
- Эксперимент
- переборка двигателя
- удаление нагара
В лимонной кислоте еще прокипятить можно))))))
Fedotov, и в уксусной эссенции замочить!
Вопрос был в сохранении алюминия, соответственно кислоты, равно как и популярный способ чистки средством для плит (та же кислота) — мимо. Растворители (популярный же нефрас и ацетон) — тоже мимо, внешняя сторона головки покрашена. А в порошке ПАВы, вдруг сработает))) Сработало частично, зато теперь можно спать спокойно.
На самом деле проблема надумана: смысла в удалении нагара из камеры сгорания нет. Смысл есть в очистке поршня от кокса, но там-то ацетон как раз рулит.
Kostello_irq, смысл есть, если нагар на клапанах и сёдлах. Если не снять нагар с клапанов, они будут плохо остужаться. Если не снять нагар с сёдел, они прогорят.
Профессионалы рекомендуют средство под названием Ника-4. Но процесс не быстрый. Около суток замачивать в растворе 1:10 (Ника-4 это концентрат) и потом несколько часов драить зубной щёткой. Но результат потрясает — голова как новая.
Я свою тоже отмыл, но другим способом, потому что эта Ника-4 продаётся не везде. В Комусе 1 литр стоит всего 270 рублей, но самовывоз только от 300 рублей, а 5 литров концентрата мне ни к чему (цена вопроса около 1000 рублей). Я использовал пенный очиститель двигателя AVS и зубную щётку, а потом просто притёр клапана.
Kostello_irq, чисто теоретически лимонная кислота не должна повредить алюминию. Но по факту поршни после кипячения в лимонной кислоте ходят потом не долго. Очевидно потому, что это не чистый алюминий, а сплав всё же.
Cyrix, спасибо за совет. Сейчас клапаны уже неделю лежат в ацетоне в гараже, надо посмотреть, думаю уже можно оттирать.
А про нагар, мешающий охлаждению. Да, но нагарообразование – непрерывный процесс и через десяток моточасов всё вернётся на круги своя. Да и нагар имеет свойство выгорать.
Kostello_irq, масло в большом количестве в камере сгорания норма только для 2т-двигателей. У 4т-двигателя масло в камеру сгорания попадает в мизерных количествах (у «воздушек» чуть побольше из-за бОльших тепловых зазоров), и всё, что попадает, почти полностью выгорает до состояния пепла. Я говорю именно о масляном нагаре! Если масляный нагар откладывается в большом количестве, то либо маслосъёмные колпачки или кольца не держат, либо масло говно, либо топливо — ослиная моча, либо движок перегревается. В любом случае на фасках клапанов и сёдел нагара быть не должно. Они должны блестеть, как яйца кота.
Поршень, что на фото, прошёл 86 тысяч километров, прежде чем его сняли. И полезли в поршневую только потому, что начался масложор и упала компрессия. Оказалось, кончились кольца.
А вот фоточки головы, которую я AVSом чистил — после неправильной сборки. Слишком грубый хон (на никасиле сделали хон, как на чугуне) и неправильно прикрученная головка цилиндра привели к сильному масложору и быстрому засиранию камеры сгорания. Засрало всё буквально за 340 км «обкатки». Как результат — перегрев клапанов, задиры на стаканах толкателей и следы перегрева на кулачках распредвалов.
Также недавно мы ковыряли WR450F (на минуточку это спортивный мотоцикл с обслуживанием по моточасам), так у него поршень вообще блестел, как зеркало. Он правда инжекторный.
А копоть от сгорания топлива снимается без применения супер-едкой химии. Если б ты сварил голову в простом кипятке, без порошка, эффект был бы абсолютно такой же — сажа размягчилась бы, а масляный нагар остался.
Эксперимент ABW.BY: пробуем разные способы очистки поршней от нагара
Как избавить детали двигателя от грязи и нагара, в частности поршни, ведь жесткое механическое воздействие фактически исключено? Остается химия, в том числе нетрадиционные средства. Покопавшись в Интернете, мы решили проверить на практике наиболее часто встречающиеся рекомендации. А еще смеха ради добавили к ним кока-колу — ну а вдруг?
Кока-кола
Начинаем с тех средств, в силу которых нам слабо верится. Поэтому в первую очередь мы открываем… кока-колу. Чего только не говорят об этом знаменитом напитке! Пить его нельзя, потому что в нем целая таблица Менделеева, которая все растворяет, и ваш желудок тоже. А как насчет нагара? Заливаем, опускаем, ждем…
Ни через 5, ни через 10 минут никакого эффекта нет: поршень как был чумазым, так и остался, даже щеткой (мы используем старую зубную) протирать бесполезно. Самый глупый перевод напитка в моей жизни! Зато неиспользованный остаток можно допить:)
Средство для очистки двигателя
Попробуем побрызгать из пульверизатора Eclips Engine Cleaner — блок с его помощью действительно становится чище.
Увы и ах! Жир (масло) он действительно помогает снять, а вот нагар остается во всей красе. Не подходит!
Очиститель впускного тракта
Есть мнение, что очиститель карбюратора или очиститель впускного тракта могут помочь в удалении нагара. Если честно, это вызывает определенные сомнения, ведь данные средства призваны бороться с загрязнениями иного рода. Но попытка не пытка…
Обрабатываем из аэрозольного баллончика уже «подготовленный» кока-колой и очистителем двигателя поршень, выжидаем все те же 5, затем 10 минут, трем щеткой… Результат если не нулевой, то минимальный: о сколь-либо серьезной и быстрой очистке и речи не идет. Что же, пора переходить к более серьезным средствам!
Средства для очистки духовок и плит
Попробуем химию, предназначенную для борьбы с нагаром, правда, «бытовым». Речь идет о средствах для очистки духовых шкафов, плит, барбекю и сковород. Говорят, они должны быть эффективными. Проверим на примере американского геля Amway Oven Cleaner и его более дешевого российского аналога Sanitar «Мультисила».
Есть, правда, одно очень значительное но: на этикетках обоих очистителей имеется четкое указание не использовать их для изделий из алюминия. Ведь данные средства содержат щелочь, которая может повредить защитную оксидную пленку, — в этом случае алюминий станет уязвимым к окислению при взаимодействии с водой.
Наши поршни алюминиевые, но мы все-таки рискнем, а заодно посмотрим, чем это чревато. Чтобы минимизировать последствия, ограничиваем суммарное время выдержки и очистки 8-10 минутами, после этого поршни тщательно отмываем, вытираем и покрываем тонкой масляной пленкой.
Начинаем с российского геля, который наносим на наш многострадальный поршень. И прямо на глазах происходит чудо! Работа средства видна сразу же, а стоит пустить в ход щетку — грязь сходит в считаные минуты!
Но жесткие частицы нагара держатся до последнего, даже после самой тщательной обработки средством и щеткой часть из них остается на месте. Дальше, похоже, придется аккуратно соскребать их по старинке — обломком старого кольца, а это уже чисто механическое воздействие. Но все равно результат работы средства налицо. Быстро моем, сушим и покрываем поршень маслом.
Кстати, мы попробовали развести гель водой и нанести раствор на деталь с помощью пульверизатора — вдруг проникающая способность средства улучшится? Результат особо не впечатлил: эффективность стала заметно хуже, с «прониканием» тоже вопросы.
Теперь очередь за импортным аналогом. Ему предстоит очистить не менее грязный другой поршень. Алгоритм тот же: наносим средство на деталь, выдерживаем около 5 минут, затем трем щеткой — и большая часть загрязнений быстро сходит на нет.
Нам Amway показался более эффективным, чем его российский аналог. Но, во-первых, он тоже не смог в отведенное время справиться с отдельными частицами нагара, во-вторых, почти в 10 раз дороже: Sanitar мы купили за 2,6 руб., Amway стоит около 20 рублей.
Универсальное чистящее средство
Напоследок еще одна «ядреная химия» — универсальное итальянское средство для очистки салона Atas Vinet. Сильный концентрат необходимо разводить с водой в соотношении 1:10 (в этом случае pH составит примерно 12 при +20°С).
Но даже этот получившийся раствор агрессивен: всего несколько минут — и поршень сияет чистотой. Правда, все с теми же остатками «жесткого» нагара…
Наш вердикт
Очиститель впускного коллектора оказался так же бессилен, как и очиститель двигателя. Кока-кола тоже не справилась, но теперь-то понятно, что ее хотя бы можно пить. А вот бытовые средства для очистки духовок удивили своей эффективностью и скоростью работы. То же самое можно сказать и про универсальный очиститель.
Остается открытым вопрос безопасности использования подобных средств для деталей из алюминия. В нашем случае обошлось без явных последствий, по крайней мере пока. Хотя в какой-то момент тот самый поршень, которому «повезло» испытать на себе больше всего средств и который в конечном итоге был очищен российским очистителем, покрылся небольшими пятнами. После повторной мойки и очистки ветошью часть их удалось удалить, повреждений металла не обнаружено, за несколько последующих дней внешний вид деталей не изменился.
Кстати, а вам интересно, что за поршни участвовали в нашем эксперименте? Они от мотора Ford 2.9 Cosworth (BOB), и часть из них мы планируем установить в… Sierra. Да-да, мы снова взялись за наш «автомобиль за 200 долларов», на этот раз основательно! Работа над машиной кипит вовсю, первый отчет будет опубликован в самое ближайшее время. Следите за сайтом!