Общее диагностирование двигателя
Общее диагностирование двигателя
Неисправности двигателя сопровождаются внешними признаками, результаты которых используются для предварительной оценки технического состояния двигателя (таблицы 1 и 2).
Внешние признаки неисправностей двигателей можно определить:
1) по цвету отработавших газов,
2) по характеру металлических стуков.
1. Цвет отработавших газов.
Следует запустить двигатель, прогреть его до номинального теплового режима (85-90 °С) и по цвету выхлопных газов определить причину и возможные неисправности двигателя (таблица 1).
Таблица 1 — Причины и возможные неисправности в зависимости от цвета выхлопных газов
Цвет выхлопа и сопутствующие явления
Причины и возможные неисправности
Черный выхлоп, двигатель дымит на всех режимах работы, затруднен запуск, неустойчивая работа
Неполное сгорание топлива (переобогащение топливо-воздушной смеси):
загрязнен воздушный фильтр;
закоксованы распылители форсунок;
ранний угол нагнетания топлива;
— нарушен тепловой зазор в приводе клапанов (черный выхлоп сопровождается выбросом искр из выхлопной трубы, хлопками в коллекторах)
Синий (сизый) выхлоп, на листе бумаги, поднесенном к срезу выхлопной трубы, наблюдаются маслянистые капли
Попадание масла в камеру сгорания:
изношены детали цилиндро-поршневой группы;
изношены уплотнительные кольца ротора турбокомпрессора;
изношены маслосъемные колпачки
Белый выхлоп, на листе бумаги, поднесенном к срезу выхлопной трубы, наблюдаются капли воды
Попадание охлаждающей жидкости в цилиндры двигателя:
разрушена прокладка головки блока цилиндров;
-трещины в головке блока или в блоке цилиндров;
изношено сопряжение «седло-клапан»
2. Характер металлических стуков.
Следует запустить двигатель, прогреть его до номинального температурного режима (85-90 °С) и с помощью стетоскопа (рис. 4.1, а, б) прослушать двигатель, прикасаясь концом стержня 2 или 4 стетоскопа к определенным зонам при соответствующем режиме работы двигателя (рис. 4.2).
Рис. 1. Стетоскоп: а — стержневой; б — трубчатый; 1,3 — слуховой телефон; 2, 4 — стержень
Рис. 2. Схема зон прослушивания двигателя: 1 — зона клапанного механизма; II — зона цилиндро-поршневой группы; /// — зона нижней мертвой точки (НМТ) поршня; IV—зона верхней мертвой точки (ВМТ) поршня; V — зона коренных шеек коленчатого вала
Таблица 2 — Возможные неисправности при прослушивании двигателя
Режим работы двигателя
Малая частота вращения коленчатого вала
Металлический стук высокого тона
Увеличен тепловой зазор в клапанном механизме
(по всей высоте цилиндров)
Малая частота вращения коленчатого вала
Приглушенный металлический стук
Изношено сопряжение «гильза- поршень»
Малая частота вращения коленчатого вала
Дребезжащий металлический стук глухого тона
Изношено сопряжение «поршень — поршневое кольцо»
Мощность и топливная экономичность являются основными показателями, характеризующими эксплуатационные свойства двигателя. В процессе эксплуатации тракторов мощность двигателей снижается, ухудшается равномерность ее распределения по отдельным цилиндрам. Расход топлива увеличивается, снижается его экономичность. Поэтому при ТО-3 необходимо определить его мощность и расход топлива. Эта работа выполняется на стационарных пунктах диагностики тракторов путем торможения двигателя на специальном стенде. При отсутствии такого стенда применяются бестормозные методы.
Перед испытаниями выполняют все операции ТО-2 топливной аппаратуры и воздухоочистителя. Кроме того, проверяют и регулируют зазоры в клапанах механизма газораспределения. Прогревают двигатель и замеряют максимальную частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу. Если они отличаются от паспортных значений, их восстанавливают настройкой регулятора в соответствии с инструкцией по эксплуатации трактора.
— превосходное сочетание востребованного продукта и высококлассного сервиса по приемлемым ценам;
— региональная доставка и продажи по всей Федерации;
— эффективная логистика и надежность поставок;
— высокий ассортимент овощей.
— Неукоснительное следование интересам заказчика;
— Обеспечение удобного и дружелюбного сервиса для клиентов;
— Выполнение всех обязательств перед клиентами и сотрудниками;
— Предоставление сотрудникам условий для работы, карьерного роста и самореализации.
© 2012 Грузоперевозка овощей во все регионы. Доставка из Белоруссии. Все права защищены.
Диагностирование двигателя. Виды и методы
Диагностирование
В зависимости от решаемых задач диагностирование делят на два вида: Д-1 и Д-2. При диагностировании Д-1, выполняемом, как правило, перед первым техосмотром и в процессе его проведения, определяют техническое состояние агрегатов и узлов, обеспечивающих безопасность движения и пригодность автомобиля к эксплуатации. При диагностировании Д-2, выполняемом, как правило, перед вторым техобслуживанием, оценивается техническое состояние агрегатов, узлов, систем автомобиля, уточняются объем работ ТО-2 и потребность в ремонте. Средствами диагностирования служат специальные приборы и стенды, предназначенные для измерения параметров.
Внешние средства диагностирования не входят в конструкцию автомобиля. К ним относятся стационарные стенды, переносные приборы и передвижные станции, укомплектованные необходимыми измерительными устройствами. Встроенные средства диагностирования являются составной частью автомобиля. Это датчики и приборы на панели приборов. Их используют для непрерывного и достаточно частого измерения параметров технического состояния автомобиля. Более сложные средства встроенного диагностирования позволяют водителю постоянно контролировать состояние тормозных систем, расход топлива, токсичность отработавших газов, а также выбирать наиболее экономичные и безопасные режимы работы автомобиля или своевременно прекращать движение при аварийной ситуации.
Контроль технического состояния двигателя
Диагностирование технического состояния двигателя выполняют для выявления потребности в регулировке или ремонте после определенного пробега автомобиля или в следующих случаях: при снижении мощности; увеличении расхода топлива или смазочного материала; появлении стуков и 38 дымлении; падении давления смазочного материала; неравномерности работы цилиндров. Техническое состояние двигателя в сборе контролируется осмотром и с помощью средства диагностирования.
При осмотре двигателя можно обнаружить подтекание смазочного материала, топлива, охлаждающей жидкости, а также явные дефекты и определить необходимость ТО или ремонта двигателя перед диагностированием. Кроме того, снимают показания контрольных приборов, имеющихся на щитке приборов перед водителем. При оценке технического состояния двигателя с помощью средств диагностирования измеряют его мощность, которая зависит от большого числа факторов, износа деталей цилиндров поршневой группы и клапанов, угла опережения зажигания или впрыскивания, мощности искры, расхода топлива через жиклеры или форсунки и т.п. В случае, когда мощность отличается от нормативной, проводят поэлементное диагностирование систем и механизмов двигателя.
Техническое состояние кривошипно-шатунного механизма оценивают по виброударным импульсам в характерных точках двигателя (виброакустический метод); давлению в цилиндрах двигателя в конце такте сжатия (компрессия); объему газов, впрыскивающихся в картер; негерметичности цилиндров и клапанов; суммарному зазору в верхней головке шатуна и шатунном подшипнике. Виброакустический метод оценки технического состояния двигателя основан на регистрации амплитуд колебательных процессов, возникающих при работе механизма двигателя. Для использования виброакустического метода диагностики необходимо использовать акустические или вибрационные преобразователи, которые закрепляются в различных точках двигателя.
Перед диагностированием двигатель прогревают до температуры охлаждающей жидкости 85. 95°C и прослушивают, прикасаясь острием наконечника-щупа к проверяемым участкам. Работу сопряжения поршень — цилиндр прослушивают по всей высоте цилиндра при малой частоте вращения коленчатого вала с переходом на среднюю. При стуке сильного глухого тона, усиливающегося с увеличением нагрузки, возможны увеличенный зазор между поршнем и цилиндром, изгиб шатуна, перекос оси шатунной шейки или поршневого пальца. Состояние сопряжения поршневое кольцо-канавка поршня проверяют на уровне нижней мертвой точки (НМТ) хода поршня у всех цилиндров на средней частоте вращения коленчатого вала.
Слабый стук высокого тона, похожий на звук при соударении колец, свидетельствует об увеличенном зазоре между кольцами и поршневой канавкой либо об изломе кольца. Сопряжение поршневой палец — втулка верхней головки шатуна проверяют на уровне верхней мертвой точки при малой частоте вращения коленчатого вала с резким переходом на среднюю. Сильный звук высокого тона, похожий на частые удары молотком по наковальне, свидетельствуют об 39 ослаблении сопряжения, плохом смазывании, чрезмерно большом опережении начала подачи топлива или раннем зажигании. Работу сопряжения коленчатый — вал шатунный подшипник прослушивают в зоне от ВМТ до НМТ сначала при малой, а затем при средней частоте вращения коленчатого вала. Глухой звук среднего тона свидетельствует об износе или проворачивании вкладыша; звонкий, сильный, металлический звук — об износе или подплавлении шатунного подшипника.
Диагностирование двигателя в целом. Технологический процесс общего диагностирования контрольным осмотром, прослушиванием
Страницы работы
Фрагмент текста работы
Лабораторная работа №2
1. Тема: Диагностирование двигателя в целом.
2. Цель: Изучить технологический процесс общего диагностирования контрольным осмотром, прослушиванием, а также уметь проверять работоспособность двигателя и его систем по встроенным приборам.
3. Задачи: Получить навыки по диагностированию двигателя в целом.
4. Студент должен знать:
Способы проверки технического состояния двигателя наружным осмотром, диагностические параметры, технику безопасности при диагностировании двигателя.
Проверять техническое состояние двигателя по встроенным приборам и прослушиванием во время его работы.
5. Методические указания для студентов при подготовке к
5.1 Литература:«Техническое обслуживание и ремонт автомобилей« Епифанов.«Автомобили« Богатырев «Устройство и эксплуатация транспортных средств« Роговцев и д.р.
5.2 Вопросы для повторения:
— устройство основных систем двигателя автомобиля;
— основные неисправности возникающие в механизмах и системах двигателя и способы их устранения .
6. Контроль и коррекция знаний (умений) студентов.
6.1. Довести меры техники безопасности при выполнении лабораторной работы.
6.2. Методические указания по выполнению работы:
6.2.1. Контрольный осмотр двигателя и его прослушивание.
ТО двигателя начинается с контрольного осмотра, заключающегося в выявлении его комплектности , наличия подтекания масла, топлива и охлаждающей жидкости, проверки крепления двигателя и проводов (системы зажигания).
Следующим элементом осмотра является опробывание двигателя пуском. При этом проверяют легкость пуска, наличие дымления на выпуске, прослушиванием обнаруживаются резкие шумы и стуки. Одновременно проверяются равномерность и устойчивость работы двигателя на различной частоте вращения коленчатого вала, плотность креплений и соединений системы выпуска (прорыв газов) и показания контрольных приборов. Продолжительность одного пуска должна быть не более 20с. Повторный пуск проводится через 1-2 мин.
Контрольный осмотр двигателя позволяет выяснить его очевидные дефекты без применения диагностических средств и приступить к операциям обслуживания или ремонтным воздействиям.
Способы диагностики и устранения дефектов
1. Падение мощно-сти двигателя, уве-личенный расход топлива и масла, дымный выхлоп.
Износ или зазор цилиндров, износ поршневых колец, потеря ими упру-гости, поломка
Замерить: мощность двигате-ля, утечку сжатия воздуха, прорыв газов в картере, давление такта сжатия, угар масла. При необходимости заменить элементы.
Износ юбок поршней.
Прослушать двигатель стетоскопом.
3. Пульсирующее дымление из венти-ляционной трубки
Трещины или прогар поршней в дизелях.
Замерить давление конца такта сжатия; Заменить поршни.
4. Неравномерная работа двигателя, вода на электродах свечей.
Нарушение герме-тичности проклад-ки головки.
Замерить утечку сжатия воздуха. Заменить прокладку.
5. Резкие стуки в двигателе, не исче-зающие при позд-нем зажигании.
Износ вкладышей шатунных подшипников.
Прослушать двигатель стетоскопом, определить суммарный зазор, заменить вкладыши.
6. Частые и редкие стуки в двигателе при пуске и движе-ний с высокими скоростями.
Износ вкладышей шатунных подшипников.
Прослушать двигатель стето-скопом, определить суммарный зазор, заменить вкладыши.
7. Резкие глухие стуки, хорошо слы-шимые при отпу-скании педали сцепления.
Износ вкладышей коренных подшипников.
Определить давление масла, при необходимости заменить масло. Определить износ, заменить вкладыши.
8. Чрезмерные сту-ки, слышимые на всех режимах работы двигателя.
Выплавление вкла-дышей шатунных и коренных подшипников.
Давление масла равно нулю, коленвал шлифовать.
6.2.2.Общее диагностирование двигателя.
Общее диагностирование двигателя производится по диагностическим параметрам, характеризующим общее техническое состояние двигателя, без выявления конкретной неисправности.
Такими параметрами являются:
мощность двигателя (или крутящий момент при определенной частоте вращении коленчатого вала), расход топлива и масла (угар).
Представление о техническом состоянии и, в частности, кривошипно-шатунного механизма может дать падение давления в системе смазки, угар (расход) масла и топливная экономичность в эксплуатации, которые выявляются на основании ежедневного учета или испытания пробегом.
Снижение давления масла ниже 0,04-0,05 МПа при малой частоте вращения коленчатого вала прогретого карбюраторного двигателя и 0,1 МПа дизельного двигателя указывает (при исправной системе смазки) на недопустимый износ подшипников двигателя. При 1000 об/мин давление в масляной системе карбюраторного двигателя по манометру должно быть не мене 0,1 МПа. Соответственно для дизельного двигателя эти величины составляют
Общее диагностирование двигателя
Двигатель — это наиболее сложный и важный агрегат автомобиля, от состояния которого зависят многие технические, экономические и надежностные показатели работы.
Во время работы элементы двигателя подвергаются износу (нарушение герметичности надпоршневого пространства, уплотнение головки блока цилиндров и т.д.). В результате ухудшается наполнение цилиндров топливно-воздушной смесью, снижается давление сжатия и, как следствие, изменяется объемный КПД двигателя, уменьшаются развиваемая мощность и крутящий момент, ухудшается топливная экономичность, увеличивается расход моторного масла, повышается токсичность отработавших газов.
Неисправности и отказы по двигателю в основной возникают в кривошипно-шатунном и газораспределительном механизмах, системах питания, зажигания, охлаждения и смазки.
Таблица. Распределение неисправностей двигателя и трудоемкость их устранения, %
Механизмы и системы | Неисправности | Трудоемкость |
Кривошипно-шатунный механизм | 19 | 45 |
Газораспределительный механизм | 4 | 7 |
Система охлаждения | 10 | 6 |
Система смазки | 2 | 2 |
Система питания | 14 | 14 |
Система зажигания | 51 | 26 |
В целом количество отказов и неисправностей двигателей в общей структуре отказов автомобиля может достигать для отдельных моделей до 35…55 %.
Таблица. Распределение отказов и неисправностей по автомобилю MA3-5432, %
Наименование узла, агрегата | Отказы и неисправности |
Двигатель и его системы | 46,9 |
Подвеска, колеса, шины | 12,4 |
Тормозная система | 10,4 |
Рулевое управление | 7,4 |
Коробка передач | 6,6 |
Центральный редуктор | 4,9 |
Сцепление | 4,4 |
Колесная передача | 2,7 |
Аккумуляторная батарея | 2,3 |
Карданная передача | 2,0 |
В связи со случайным характером возникновения отказов невозможно точно предугадать момент их наступления, поэтому целесообразно регулярно контролировать техническое состояние двигателя.
ДЛЯ проверки работоспособности и прогнозирования безотказности работы автомобильного двигателя в соответствии с ГОСТ 23435-79 «Техническая диагностика. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Номенклатура диагностических параметров» используются следующие параметры:
- эффективная мощность двигателя (или изменение частоты вращения коленчатого вала при последовательном отключении каждого из цилиндров, ускорение вращения коленчатого вала при разгоне без нагрузки, характеристики вибрации, шума или звука)
- давление масла в главной масляной магистрали
- удельный расход топлива
- токсичность отработавших газов для бензиновых двигателей
- дымность отработавших газов для дизелей