Регулятор скорости вращения двигателя кассетного магнитофона
Регулятор скорости вращения двигателя кассетного магнитофона
Здесь можно немножко помяукать 🙂
Кассетный магн. Скорость гуляет. ТОМЬ-303.
Ср май 29, 2019 02:45:43
Решил понастальгировать и достал свой кассетник «ТОМЬ-303».
Качество высоких частот очень отличное (жаль, что 3й класс присвоили — тянет на 2й).
Помню стоил в 1989г — 185р.
Родители взяли мне самый дорогой из 7-ми имеющихся кассетников в магазине.
Тяжёлый и очень капитально всё сделано — не люфтит, не болтается ни чего.
До сих пор картинка перед глазами при покупке.
Мне, пацану, так сильно хотелось, что аж запомнилось.
И вот оказия недавно приключилась, при включении — скорость воспроизведения стала быстрая (пассик не при чем, даже не тратьте на это время).
Подкрутил регулятор скорости (плата на двигателе отдельная).
Минут через 20 скорость начинает замедлятся (видимо к норме возвращается).
На следующий день тоже самое.
(Пару лет назад такого не было).
Зумучался уже крутить регулятор скорости.
Такое ощущение что электролит накапливает заряд долго, потом идет нормально.
Прошу подсказать — какую именно деталь (судя по поведению) нужно заменить?
Прошу не давать совет «Меняй сразу все электролиты на всём магнитофоне! Все они уже давно сдохли! Особенно Абовянские из Армении!». (хотелось бы сохранить аутентичность и качественные детали).
Многие советские электролиты прекрасно работают до сих пор — тысячи форумов уже про это было.
Всё зависит от года выпуска и модели.
Самые плохие были К50-6 и К50-16, а у меня тут какой-то К50-35.
Второй электролит какой-то «современный» по виду. Может отец когда-то менял лет 20 назад, но где б он такой взял.
Электролиты — на 1мкф и на 100мкф,
Транзистор — КТ816Б1,
Микросхема — КР198 (Регулятор частоты вращения двигателя для магнитофонов),
Резисторы.
Я не нашел на своих схемах этой платы.
Может не очень разбираюсь и не увидел ее.
Заранее очень признателен.
Сюда перенес.
Ваш регулятор вероятно РЧВ-1-02
Его схему в теме выкладывали.
https://radiokot.ru/forum/download/file . 73aa51f140
В принципе регулятор можно и по другой схеме сделать, о чем в теме тоже говорилось.
aen
Re: Регулятор скорости вращения двигателя кассетного магнито
Ср май 29, 2019 09:48:16
Замените электролиты на скоростной плате, там их всего два.
Ещё смотрите кольцевые трещинны пайки на скоростной плате.
И проконтролируйте по стрелочному индикатору, напряжение питания случаем не скачет?
ЛПМ смазан? Если смазка в ЛПМ загустела, то в начальный момент нагрузка на мотор увеличивается и скоростная плата выдаёт повышенное напряжение, по мере работы смазка размягчается и всё приходит в норму.
Не лишним будет аккуратно разобрать мотор, промыть коллектор со щётками, и смазать подшипники (бронзовые втулки) веретёнкой или подобным маслом.
Добавлено after 21 minute 9 seconds:
Re: Кассетный магн. Скорость гуляет. ТОМЬ-303.
Кстате у меня тоже есть практически такой-же магнитофон как Томь 303, только зовут его «Квазар М303» (видимо изменили название для расширения ассортимента), единственно подкассетник родной сломался в районе пружины, была установленна от «Томи»:
Re: Регулятор скорости вращения двигателя кассетного магнито
Ср май 29, 2019 10:05:37
Re: Регулятор скорости вращения двигателя кассетного магнито
Ср май 29, 2019 10:27:04
1) Я бы поставил мотор от китайца — он в сто раз лучше держит обороты! Только надо проверить обороты — возможно придётся пересаживать шкив на оси мотора. Я так сделал с старым Грюндиком — там тоже был мотор с внешним стабилизатором и не держал обороты. Уход скорости в начале кассеты и в конце был больше 5% — это не хорошо, даже на слух заметно было, что вначале быстрее, в конце — медленнее. У него тоже не было стабилизации по току, только по напряжению.
2) У Вас сломался не «подкассетник», а крышка кассетоприёмника. Подкассетник — это один из узлов ЛПМ. Подкассетников там два: приёмный и подающий. Они крутят плёнку при перемотках.
Проверить скорость можно элементарно: Берём кассету, которую не жалко, желательно не пожёваную и целую. Вытягиваем плёнку ровно на 143(142.8 ) сантиметров из кассеты. Начало отсчёта на переходе ракорда и магнитного слоя. 143 см — это 30 секунд времени. На изгибе образовавшейся петли чиркаем магнитом или царапаем слой до полного исчезновения (так лучше). Вторая отметка на расстоянии 286(285.6) сантиметрв совпадёт с концом ракорда и началом магнитного слоя — это будет 60 секунд. Там делаем три насечки на расстоянии пару миллиметрв — чтоб отчётливо было слышно. Проигрывая кассету с одной и другой стороны можно не только абсолютно точно выставить скорость, а и оценить опаздание/убегание от нормы в начале и в конце кассеты!
Так я в своём Грюндике добился расхождения скорости до 1-2 секунд на одну минуту — -что вполне пристойно для аппаратов такого класса! Субъективно все кассеты зазвучали по-новому, как-бы правильно, тембра голосов известных исполнителей ожили!
Re: Регулятор скорости вращения двигателя кассетного магнито
Ср май 29, 2019 11:55:18
Re: Регулятор скорости вращения двигателя кассетного магнито
Ср май 29, 2019 20:05:19
Я калибровку скорости делала гораздо проще и точнее. Не знаю почему ни кто не догадался на всех форумах это делать.
Нам нужен эталон.
Но где ж его взять?
Ведь другие пленки тоже могут быть записаны с отклонением.
Мне мгновенно (до чтения форумов) пришла простейшая вещь в голову — взять цифровой источник записи, тк цифра с компьютера ни куда не убежит вперед.
В итоге.
Нахожу в интернете (Яндекс музыка — проще, тк онлайн) те песни, которые у меня записаны на моих кассетах.
Вставляю один наушник от компа (ноутбука) в одно ухо (именно наушник, ибо вы сойдете с ума, тк не поймете от куда звук, если будет два динамика внешних), а со стороны другого уха включаю свой кассетник.
Единственной «проблемой» остается синхронно (через кнопку паузы на кассетнике — это проще) добиться начала воспроизведения.
Необязательно с самого начала песни, а можно от любого звука или ритма барабанов.
Изначально запись на кассете делаю чуть вперед, а потом очень быстрыми нажатиями и отжатиями «Паузы» на кассетнике — добиваюсь идеальнейшего синхрона с музыкой в наушнике от компа.
Когда наступает синхрон — вы мгновенно услышите — звук начинает играть в центре головы.
Если звук кассеты уходит вперед или назад — это сразу становиться слышно (уходит в левое или правое ухо постепенно).
Тут задача — долго, терпеливо, нуДно и часами потом слушать всю песнью, что б уловить расхождение в конце, ибо вначале будет казаться что всё синхронно.
И так по 200 раз — перематываешь на начало кассету и опять включаешь эту песню на компе в наушник.
Получается синхронизирвать очень идеально и точно.
Очень советую.
А то на многих форумах дошли уже до мазахизма — кто-то записывает на кассету звук метронома, кто-то ищет какие-то редкие настроечные кассеты, кто-то ищет эталонные дорогие магнитофоны и пишет на них «эталонную» кассету забыв что там скорость тоже может давно уехала.
Легендарный шведский двигатель Saab 2.0T (B204)
Легендарный надежный шведский двигатель Saab 2.0T (B204)
Двигатель B204 был спроектирован на основе первого Саабовского 2,3-литрового двигателя В234, который появился на машинах еще в 1989-м году и в некоторых деталях был совместим со старым мотором B202.
2-литровый агрегат В204 дебютировал на Saab 900 второго поколения в 1994 году (одновременно с этим был серьезно модернизирован и двигатель B234). Двухлитровый по сути является «укороченным» вариантом 2,3-литрового двигателя: ход поршней уменьшен с 90 мм до 78. Добавим, что блоки этих двигателей стоят под капотом вертикально, тогда как все их предшественники были установлены под наклоном, словно половинка V-образного блока.
2-литровый двигатель выпускался до 2002 года и был доступен как в единственном атмосферном варианте, так и в двух версиях с турбонаддувом. Как раз такой двигатель – B204E с турбиной низкого давления мы и разберем. Этот двигатель был снят с Saab 9-3 (рестайлинговый 900 второго поколения) 2001 года с пробегом 200 000 км.
Турбина в этом двигателе «дует» 0,4 бара, силовой агрегат выдает 155 л.с. и 219 Нм. Более мощный вариант (B204L), в котором давление наддува составляет 0,73 бар, развивает 185 л.с. и 263 Нм. Был еще и 200-сильный B204R, с турбиной, дующей на 1 бар.
Все турбированные двигатели Saab этого поколения оснащались системой зажигания с индивидуальными катушками для каждой свечи. Двигателем управляет ЭБУ Trionic5 собственной шведской разработки.
На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть разборку двигателя 2.0T B204E, снятого с Saab 9-3 2001 года выпуска с пробегом 200 000 км.
Надежность двигателя Saab 2.0T (B204)
Этот двигатель очень надежный и выносливый. И является объектом тюнинга. Его широко используют как основу для гоночных автомобилей, снимают под 700 л.с. на штатном блоке. Дуют турбинами под 3 бара. Шведский двигатель Saab B204 в качестве недорогого, но очень достойного донора ставят не только на проекты на основе Сааб`ов, но и на основе разнообразных стареньких Opel, и даже Daewoo Lanos и Mazda RX-8. В общем, этот шведский двигатель благодаря очень крепкому блоку, выносливой поршневой группе и продуманной системе смазки среди знатоков составляет конкуренцию легендарным японским моторам.
Блок управления Trionic
В 1993 году на турбомоторах Saab на смену блоку Bosch Jetronic пришел фирменный блок управления Trionic 5. Блок очень продвинутый, «видит» детонацию по ионизации в камерах сгорания, управляет впрыском и производительностью турбины.
К тому же этот блок довольно легко программируется – перепрошивается модифицированной прошивкой для увеличения мощности. Говорят, что турбированных Saab со стоковой прошивкой на дорогах – меньшинство.
Правда, для увеличения мощности 150-сильного турбомотора B204E его нужно укомплектовать клапаном управления наддувом.
Кассеты зажигания
На двигателях Saab индивидуальные катушки зажигания объединены в так называемые кассеты. Эти блоки ходят неплохо, но могут выйти из строя из-за экономии на свечах зажигания или «прикуривания» своего автомобиля или другого.
Кассеты используют ёмкостный заряд для создания искры и способны собирать и передавать блоку управления Trionic данные о сгорании топлива и детонации на основе ионизации газов в камерах сгорания.
Штатные кассеты бывают красного и черного цвета, физически они полностью совместимы, двигатель сможет работать с любой из них. Но по заводу красная кассета используется с ЭБУ Jetronic или Trionic 5, черная – с Trionic 7. Красная кассета дороже черной, поэтому нередко владельцы соблазняются и ставят на ее место черную. Но этого делать нельзя.
Во-первых, черная кассета дает искру от переменного тока, а красная – от постоянного. Во-вторых, если поставить неправильную кассету, то блок управления Trionic не сможет определять детонацию и принимать мер по борьбе с ней. Практика показывает, что с неправильной кассетой детонация может прикончить двигатель буквально за 5-10 км активной езды.
Одна из важных особенностей ЭБУ Trionic – отличная работа по предотвращению детонации. Блок гибко корректирует состав смеси, угол опережения зажигания и ограничивает давление наддува ради того, чтобы сохранить жизнь двигателю. Кстати, такие способности облегчают тюнинг двигателя Saab.
Датчик положения коленвала
При неисправном датчике положения коленвала двигатель Saab B204 начинает глохнуть по мере прогрева и не заводится. Такие же симптомы с отсутствием искры и подачей топлива могут наблюдаться в сильную жару. При остывании двигатель снова заводится.
Турбина
Два младших турбированных варианта двигателя B204 «наддуты» турбиной Garrett TB25.
На 200-сильном двигателе B204R установлена турбина Mitsubishi TD04L.
Клапан управления наддувом
Еще в 1982 году на турбомоторах Saab появился специальный клапан, позволяющий гибко управлять наддувом. По фирменной терминологии он называется APC (Automatic Performance Control). Он же BPC (Boost Pressure Control) или просто «клапан N75».
На двигателях B204 мощностью более 185 л.с. стоит клапан APC, на менее мощном его нет. Этот клапан по команде блока управления управляет производительностью турбины и давлением наддува.
Этот клапан тремя трубочками соединяется с перепускным клапаном (выход W), «холодной» улиткой (выход С) и впускным коллектором до компрессора (выход R).
Балансирные валы
Балансирные валы и их цепной привод на двигателе B204 – единственное слабое место в механике двигателя. Цепь привода балансиров изнашивается за 100 000 – 150 000 км. Она начинает греметь. Кроме того, изнашиваются и вкладыши, на которых вращаются валы, появляются задиры на шейках балансиров.
Балансирные валы нужны для уравновешивания сил инерции второго порядка. На многих 4-цилиндровых двигателях балансиров нет вообще.
Поэтому и мнений по поводу обслуживания балансиров на двигателе B204 (и B234) несколько. Кто-то ставит ремкомплект. А кто-то выкидывает балансиры, их цепь и ее натяжитель, глушит масляные каналы валов и натяжителя. По отзывам, лишь 2,3-литровый мотор после этого начинает с более заметными вибрациями работать на холостых. Многие замечают, что двигатель без балансиров начинает «крутиться» легче. Также при тюнинге двигателя Saab B204 от балансиров всегда избавляются.
Цепь ГРМ
Цепь газораспределительного механизма довольно живуча и способна служить до 300 тысяч км пробега. При растяжении издает характерный металлический шелест. В замене цепь ГРМ на двигателе Saab B204 обходится довольно недорого.
Маслонасос
Масляный насос двигателя Saab B204 нуждается в ревизии при случае – нередко возникает выработка между его шестернями и корпусом, что значительно снижает его производительность.
Крышки шатунов
Редко, но бывает, что жизнь двигателя B204 заканчивается клином из-за того, что крышки шатунов просто откручиваются. Это, конечно, нонсенс, но такие случаи известны.
В каталоге на нашем сайте вы найдете перечень запчастей для автомобилей Saab 900, 9000, 9-3, 9-5.
Здесь по ссылке вы найдете актуальный перечень конкретных автомобилей Saab на разборке и сможете заказать с них запчасти.
Stereo 8
Stereo 8 (другое название — 8 Track) — один из распространённых форматов магнитофонных кассет. Появился в США в 1964 году, кассеты этого формата массово выпускались до 1982 года; мелкими сериями — до 1986, в основном для коллекционеров. Пик популярности пришёлся на конец 1960-х — 1970-е годы. Был распространён исключительно в Америке (в основном в Северной), широко применялся в автомобильных проигрывателях и магнитолах. Этот формат был рассчитан в основном на воспроизведение готовых записей.
Устройство [ править | править код ]
Лентопротяжный механизм системы Stereo 8
Магнитная лента шириной 6,35 мм (чуть шире, чем у бобинного магнитофона) внутри кассеты Stereo 8 склеена в «бесконечную петлю», то есть кольцом. Лента протягивается между тонвалом 5 (находится в магнитофоне) и прижимным роликом 6 (встроен в кассету). Таким образом, лентопротяжный механизм магнитофона стандарта Stereo 8 устроен очень просто: тонвал с маховиком и двигатель, соединённые пассиком. Механизм при работе непрерывно вытягивает из рулона 1 внутренний виток ленты, и после её протяжки мимо магнитных головок, наматывает на тот же рулон снаружи. Запись восьмидорожечная (четыре стереопрограммы на одной ленте), переход между дорожками осуществляется перемещением головки 3. Для определения конца записи на ленту наносилась полоса электропроводящей фольги. Когда датчик 2 касается фольги, электромагнит перемещает магнитную головку на следующую дорожку. По мере износа механизма точность перемещения головки и чёткость её фиксации ухудшались, что вело к повышению уровня шумов и паразитному проникновению сигнала с соседних дорожек.
Скорость протяжки ленты — 9,53 см/с, обычная длительность звучания одной дорожки — 11,5 минуты, таким образом, на кассете помещается 46 минут стереозаписи. При столь небольшой продолжительности звучания одной дорожки перемотка не нужна, а в силу конструкции кассеты ещё и небезопасна для ленты, поэтому в большинстве магнитофонов отсутствует, однако выпускались и модели с перемоткой вперёд, реализуемой путём увеличения скорости протяжки.
Галерея [ править | править код ]
Магнитола Stereo 8 в автомобиле American Motors Rambler Marlin (1967), встроенная между центральной консолью и приборной панелью
Магнитола Stereo 8 в автомобиле American Motors Matador (1978). Кассета вставляется в механизм не полностью
Бытовой проигрыватель Stereo 8 от Electrophonic
Бытовой проигрыватель Stereo 8 на 12 кассет от Telex Communications, представленный на выставке Fiarex-72
Портативный магнитофон Electra японского производства, предназначенный для воспроизведения кассет Stereo 8
Портативный магнитофон Stereo 8, изготовленный в Японии корпорацией Panasonic (1974)
Кассета зажигания и кронштейны треугольника
История с зажиганием началась еще в январе. Катились мы с Саабом по дорожке шоссейной, добавляем газ и мы начинаем резко терять скорость, задергался — будто за задницу схватили и потянули назад… Происходит это пять секунд, нажимаю на газ сильнее и вот он — check engine, Сааб начинает нормально ехать, но двигатель грубоват на звук…
Приехал, скинул ошибку (Пропуск 2 и 3), повторилось на следующий день и добавилось — когда едешь по городу, 2-я, 3-я передача в натяг и машина даже не дергается — он начинает скакать(прыгать), пытаясь выбросить меня из седла…
И началось…
Чистка дросселя — не помогло…
Замена свечей — не помогло… чек перестал вылезать, но дергаться не прекратил
Чистка форсунок — не помогло…
Смена заправки ТНК на Газпронефть… не помогло
Вообщем симптомы далее проявились такие:
Чек двигателя
При запуске утром троит 5 секунд
Дерганье на 2 и 3 передаче
Черные закопченные выхлопные трубы
Расход от 7 литров
Не помогает решить проблему список выше…
Достаем кассету и что мы видим — 212000 км — треснули две трубки, изогнулись и треснули крышечки кассеты накрывающие колодцы свечей, резинки уплотнений разорвались. В который раз убедился, что он доедет в любом случае и не подведет… В который раз осознал, что у меня правильная машина на каждый день и покупка себя вновь оправдала…Прекрасный автомобиль с отличной управляемостью, плавностью, надёжностью и легкой ремонтопригодностью.
И вот неделю назад ставим
Катушку (кассету) зажигания Meyle 614 885 0004 — 4000 рублей (Германия)
Ставим любимые иридиевые свечи Denso IK16L#4 — 1500 рублей (Япония)
Тоже непонятный момент — Он обожает свечи Denso иридиевые (звук двигателя гораздо тише, ход плавный, расход самый маленький, ходят 50000 км. — NGK Иридиевые не прошли даже 40000, расход больше и звук грубее.
Запуск… И вот оно… — двигатель нежно и плавно разгоняет при запуске масло и далее стоит мурлычит, как в первый день, когда его купил (Музыка для моих ушей). Обожаю когда двигатель тихо работает и машина дарит уют и спокойствие. Расход вернулся в свои положенные 5,3- 5,9 литра по шоссе. еСИд на месте показывал постоянно 0,79 литра в час, теперь 0,65 литра в час. насадки труб чистые, без нагара. Ошибок нет. Можно поставить стакан с водой на двигатель.)))
Также подсмотрев на драйве купил кронштейны знака аварийной остановки (Volvo
30721387), теперь эта фигня меня не раздражает перемещениями по багажнику, а находится на отведённом месте…
Ну и на по следок — 9000 и 9-3.
За одно благодарен Саабклубу — там я нашел хорошего друга. Иваныч привет! На майских хорошо и душевно посидели и выпили коньяку! Приезжай еще! Соседи головы посворачивали на наших шведов…