Что такое маршевый двигатель ракеты
Что такое маршевый двигатель ракеты
Первая ступень РН включает четыре боковых блока.Боковые блоки на слэнге монтажников — «морковки».
Конструктивно-компоновочная схема бокового блока состоит из силового конуса, несущего конического бака окислителя, межбакового отсека, несущего конического бака горючего, отсека баков перекиси водорода и жидкого азота и цилиндрического хвостового отсека специальной формы.
В хвостовом отсеке каждого бокового блока размещается жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) однократного включения типа РД-107, работающий на жидком кислороде и керосине и оснащенный четырьмя маршевыми камерами и двумя рулевыми соплами.
Для управления полетом на каждом боковом блоке с внешней стороны, противоположной центральному блоку, на небольшом пилоне хвостового отсека установлен аэродинамический руль, выполненный в виде треугольного крыла малого удлинения. Для привода руля имеется электрическая рулевая машина.
Монтаж технологической скобы на горизонтальном пакете в МИКе:
вверху и справа — на Байконуре,
слева — во французской Гвиане.
При запуске двигателей нагрузка на кронштейны по мере нарастания тяги двигателей постепенно уменьшается и при снятии нагрузки силовые опоры, вращаясь под действием противовесов, выходят из «карманов» в верхней части боковых блоков и отклоняются в стороны, позволяя ракете покинуть стартовое сооружение — «тюпьпан» раскрывается.
Нет никаких механических приводов, отводящих опоры при старте — разведение обеспечивается силой земного притяжения.
В проекте рассматриваются два варианта «установки» ракеты на старте: ракета, наполненная топливом, стоящая на «юбке», прикрывающей двигатели, или ракета, подвешенная на спецфермах за силовое кольцо, расположенное в районе крепления ускорителей. Многократные обсуждения со стартовиками привели проектантов к решению, что последний вариант, несмотря на необычность и оригинальность, обеспечивает лучшие конструктивные характеристики баков ракеты и большую полезную массу (С.С.Крюков, К.Д.Бушуев, И.П.Фирсов, П.И.Ермолаев, С.П.Пармузин, А.Д.Гулько, А.В.Костров, Н.Панин, А.В.Пуртов, В.А.Семашко, А.П.Абрамов). Главный после обсуждений принимает этот вариант. Внимательно рассматривается динамика старта (П.А.Ершов) и отход ферм при запуске двигателей. По расчетам инженеров-механиков фермы должны отходить, а ракета медленно набирать скорость.
Проектанты обсуждают и анализируют варианты вывоза ракеты из монтажно-испытательного корпуса (МИК) на старт: вертикально «стоя» или горизонтально. Главный после анализа расчетов прочности в группе В.Ф.Гладкого принимает горизонтальный вариант. Теперь не надо на полигоне, как в Подлипках, строить высотный корпус, который поспешили построить. Мы неоднократно видели, как огромная махина на специальных тележках движется на старт двигателями вперед. За разработку стартового хозяйства берется конструкторское бюро Бармина.
Двигатели боковых блоков работают около двух минут после старта, после чего отключаются. Выключение происходит по результатам сравнения текущего значения скорости с расчетным. После отключения двигателей боковые блоки отделяются от центрального блока и сбрасываются.
Разделение первой (боковых блоков — ББ) и второй ступеней ракет семейства Р-7 сводится к боковому отводу четырех отработавших ракетных блоков первой ступени от ракетного блока второй ступени, продолжающей работу, по схеме с разворотом относительно верхнего силового пояса связей.
Для обеспечения отделения и разворота ББ относительно верхнего узла связей важной конструктивной особенностью ракет типа Р-7 является несовпадение оси ББ и вектора тяги маршевых двигателей ББ на 3,5 градуса — оси двигателей первой ступени наклонены к верхнему узлу связей так, что его тяга создает момент относительно этого узла — на рисунке ниже слева.
Разделение начинается с перевода двигателей ББ на режим пониженной тяги (величина разная для разных типов РН на основе Р-7, у пилотируемых «Союзов-ФГ», например — порядка 80 %) и выключения рулевых двигателей боковых блоков. Разрываются нижние силовые связи (пиросредствами, в первых образцах конца 50-х годов — пневмоприводами). Тяга двигателей ББ направлена таким образом, что она создает момент относительно верхних силовых опорных узлов и нижняя часть пакета раскрывается — на рисунке ниже справа — «а»). При этом движение ББ в нужной плоскости от ЦБ задается силовым цилиндром в шаре ББ, выскальзывающем из канавок опоры на ЦБ.
Система отделения боковых блоков РН состоит из следующих элементов:
1. Верхний узел связи каждого ББ с центральным блоком (ЦБ), представляющий собой шаровую опору, передающую усилие на ЦБ от ББ. При отделении (после разрыва нижних силовых связей) ББ разворачивается на верхнем узле связи. На начальном этапе его движения верхний узел связи препятствует также вращению ББ вокруг собственной продольной оси.
2. Датчик начала отрыва шарнира. На шаровой опоре каждого ББ для повышения надежности расположено по три датчика, каждый из которых фиксирует перемещение шаровой опоры на величину 5 мм. При перемещении опоры более, чем на 5 мм, в систему управления и систему измерения подается соответствующий сигнал. Датчик вводит обратную связь в систему управления процессом отделения ББ.
3. Реактивное сопло бака окислителя, расположенное в верхней части бака окислителя ББ, при открытии которого происходит стравливание газа наддува бака, что приводит к возникновению реактивной силы Fo, которая отводит носовую часть ББ от ЦБ.
4. Реактивное сопло бака горючего, расположенное в верхней части бака горючего ББ и предназначенное для создания дополнительной реактивной тяги Fг за счет истечения газов наддува бака горючего.
5. Нижние силовые связи ББ с ЦБ, предназначенные для соединения ББ и ЦБ в “пакет” и разделения “пакета”. Замок нижних силовых связей по команде от системы управления позволяет разорвать эту связь для отделения отработавших блоков.
Система отделения ББ функционирует следующим образом. При достижении РН заданной скорости (1600…1900 м/с), определяемой программой управления, от системы управления подается команда на снижение тяги основного двигателя ББ до 75-85% от номинального значения, также переводятся в нейтральное положение и выключаются рулевые камеры двигательной установки каждого ББ.
После команды на снижение тяги подается команда на замки нижних силовых связей, которые освобождают хвостовую часть ББ. Из-за наличия эксцентриситета тяги P основного двигателя ББ относительно верхнего узла связи создается момент, разворачивающий ББ.
Через некоторое время подается команда на отключение основного двигателя, в результате чего прекращается подача окислителя в камеру сгорания двигательной установки ББ.
По мере закрытия клапана подачи топлива и выгорания остатков топлива происходит снижение тяги. В некоторый момент времени тяга падает до такого уровня, при котором ББ начинает «отставать» от ЦБ, носовая часть ББ выходит из верхнего узла связи скользит по поверхности ЦБ (участок А 0 — А 1 ), при этом срабатывают датчики начала отрыва ББ.
После выключения основного двигателя ББ срабатыванием датчика на шаровидном окончании ББ подается команда на открытие сопла бака горючего, которое создает дополнительную силу, тормозящую и разворачивающую ББ.
Затем подается команда на открытие реактивного сопла бака окислителя и сила тяги реактивного сопла бака окислителя создает момент, разворачивающий ББ и отводящий его носовую часть от ЦБ (участок А 1 — А). (Исправлены некоторые фактологические ошибки источника)
1 — боковой блок;
2 — центральный блок;
4 — шариковый замок;
12 — крышка бака.
Отделение боковых блоков от центрального происходит в следующей последовательности:
— положение А — боковой блок прикреплен к центральном у блоку. Вверху — с помощью наконечника 11 и кронштейна 7, внизу — с помощью тяг 3 и шарикового замка 4. Такое крепление сохраняется вплоть до команды на отделение и сброс боковых блоков;
— положение Б — подается команда на выключение ЖРД боковых блоков и на открытие шарикового замка 4. Нижняя часть бокового блока за счет того, что тяга ЖРД не проходит через верхний узел крепления и имеется последействие, при выключении ЖРД отходит от центрального блока, а сам боковой блок сдвигается вниз и наконечник 11 выходит из гнезда кронштейна 7 на центральном блоке. Сжатая пружина 8 отводит шток 9 от переключателя 10, который подает сигнал на открытие замка крышки 12. Крышка кислородного бака откидывается, поворачиваясь на петлях. Газы наддува бака окислителя бокового блока вырываются из сопла, создавая реактивную силу Rr;
— положение В — боковой блок отстает от центрального блока. Нижний конец бокового блока отведен в сторону, а сила Rr создает момент для отвода верхнего конца бокового блока от центрального;
— положение Г — сила Rr продолжает закручивать боковой блок, который полностью отходит от центрального и падает на Землю.
ББ на
поле
падения
космодрома
Восточный на
Дальнем
Востоке.
Видны
элементы
тяг нижней
силовой
связи.
В красном
кружке —
кронштейн,
которым ББ
упирается
в зуб на ЦБ.
Несмотря на то, что в основу проекта ракеты Р-7 был положен конкретный, достаточно проработанный вариант конструктивно-компоновочной схемы, проектные поиски продолжались для отыскания оптимальных или хотя бы приемлемых решений по отдельным локальным проблемам. Одной из таких проблем была проблема сброса боковых блоков (бустеров) после их отработки на первой ступени. Сбрасывать их надо было одновременно и так, чтобы избежать возмущающего толчка на продолжающий работать центральный блок Д и уж тем более чтобы избежать его повреждения. Именно эту проблему решал С.Ф. Пармузин, сотрудник группы И.С. Прудникова.
Очень сложно оказалось решить вопрос отделения от центрального блока (второй ступени) боковых блоков. Тут проектанты (П.И. Ермолаев, С.Ф. Пармузин, И.П. Фирсов) предложили использовать для этого тягу последействия (после выключения ДУ). В результате боковые блоки веером отходят от центрального блока, а чтобы не произошло соударения блоков, открывается сопло и за счет газов наддува в баке окислителя блоки отводятся дальше от центрального блока, в верхней части освобождаются захваты.
Однако в результате внешних возмущений блоки могут врезаться в центральный, и тогда. авария! И вот возникает предложение оттолкнуть блоки: можно механически — но это лишняя масса пироболтов, можно за счет газов, которые скопились в баке.
Второй вариант не требует дополнительной массы и принимается. В баке предусматривается небольшое сопло, направленное на центральный блок, оно открывается — и оставшиеся в баке газы отталкивают каждый блок от центрального. Таким образом была спроектирована система разделения без замков и специальных толкателей. Натурные испытания подтвердили правильность принятой схемы отделения блоков. За все время эксплуатации всех модификаций ракеты Р-7 аварии из-за отказов системы разделения ступеней и сброса боковых блоков не было.
Новости: Новости и события
ВКЛАД МОТОРОСТРОИТЕЛЕЙ В ОСВОЕНИЕ КОСМОСА
История ракетно-космической отрасли в омском регионе насчитывает уже 60 лет. В 1957 году правительством страны было принято решение о массовом производстве ракет и о создании центра производства ракетной техники в Омске. Такое предложение было принято с учетом наличия в городе промышленных предприятий различного назначения — самолетостроительного, моторостроительного, электро- и радиотехнического.
Нашему предприятию освоение жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) было поручено в 1958 году, в тесном сотрудничестве с конструкторами ракет и ЖРД С.П. Королевым, М.К. Янгелем, В.П. Глушко завод приступил к выполнению важного государственного задания. И хотя производство ЖРД организовывалось одновременно с продолжением выпуска поршневой авиационной техники, в 1959 году в серию пошел маршевый двигатель РД-214 (8Д59). Производство двигателей для баллистических ракет средней дальности наземного базирования также было развернуто в Днепропетровске, Перми и Оренбурге. РД-214 находился в эксплуатации в составе ракет Р ‑ 12 более 30 лет и является одним из «долгожителей» в истории отечественной ракетной техники. Впервые в СССР эта ракета была продемонстрирована на военном параде в Москве в 1961 году. В мире она стала известна во время Карибского кризиса, который был разрешен мирным путем. Но одна ракета по просьбе кубинского правительства осталась в Гаване — в качестве памятника, который установили там во второй половине 1980 ‑ х годов. Ракета Р-12 также послужила основой для создания космической ракеты-носителя «Космос-1», затем «Космос ‑ 2» и «Интеркосмос» для выведения на околоземную орбиту малых космических аппаратов.
В 1961 году в стране было развернуто серийное производство межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. Детали и сборочные единицы для двигателя этой ракеты в кооперации с другими предприятиями региона и страны изготавливались и на нашем заводе.
Государственным институтом проектирования авиапромышленности был разработан проект испытательной станции ЖРД. В 1962 году она была построена в 50 км от Омска, а также благоустроенный поселок для работников завода, который получил название Крутая Горка. Для обслуживания станции сложным и редким профессиям были обучены более двух тысяч человек, возведены несколько цехов. Первое огневое испытание было проведено в марте 1963 года. Работало пять смен испытателей. С интервалом в 6 часов один за другим гремели пуски. Затем двигатели шли на разборку, нейтрализацию, очистку и отправку. На пути освоения ЖРД было немало трудностей, сложных организационных и технических проблем. Но добросовестный труд с высокой самоотдачей всего трудового коллектива позволили вывести запуск двигателей на нормальный, бездефектный режим.
История освоения жидкостной ракетной техники на предприятии полна ярких и впечатляющих страниц. Это и приобретение современного оборудования, строительство и реконструкция цехов, и конструктивные изменения, предложенные заводскими инженерами-конструкторами и технологами, внесенные в техническую документацию по ракетостроению, это и удивительный энтузиазм рабочих и специалистов, осваивавших новую технику, от качества и надежности которой зависела обороноспособность страны, это и стремительное развитие литейного, гальванического производства, прогрессивных процессов сварки, пайки и многое-многое другое.
К концу 60-х годов XX века потребность в выпуске ЖРД упала и для нашего предприятия вновь ведущей становится авиационная тематика.
Ракета «Ангара» будет выводить в космос корабли для полета на Луну
Москва. 15 декабря. INTERFAX.RU — Ракета «Ангара» будет выводить в космос пилотируемые корабли, которые будут стыковаться на орбите для полетов к Луне, сообщил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.
«Наличие с 2023 двух стартовых комплексов позволит комбинировать пуски, собирая на орбите перелетные пилотируемые комплексы. Основной инструмент для начала лунных исследований мы уже нащупали», — написал Рогозин в фейсбуке.
Рогозин добавил, что ракета «Ангара» в ее различных новых версиях (5М, 5В) становится основным средством выведения тяжелых полезных нагрузок и универсальным инструментом начала исследования дальнего космоса.
В мае Рогозин сообщил, что Россия планирует провести высадку космонавтов на Луну после 2028 года, когда начнутся испытания сверхтяжелой лунной ракеты.
Ранее представители «Роскосмоса» заявляли, что строительство лунной базы планировалось начать в конце 2020-х годов.
В России также ведется разработка «ядерного буксира», предназначенного для исследования Луны и дальнего космоса. Как говорится в договоре на разработку аванпроекта аппарата, что он в том числе будет предназначен для поиска на Луне полезных ископаемых.
«Ангара» — семейство новейших российских ракет-носителей модульного типа различной грузоподъемности, создаваемых на основе универсальных ракетных модулей (УРМ) с кислородно-керосиновыми двигателями. Семейство включает в себя ракеты-носители от легкого до тяжелого классов в диапазоне грузоподъемностей от 3,5 т («Ангара-1.2.») до 38 т («Ангара-А5В») на низкой околоземной орбите.
Различные варианты ракет-носителей «Ангара» реализуются при помощи разного количества универсальных ракетных модулей — УРМ-1 (для первой и второй ступеней) и УРМ-2 (для верхних ступеней). Количество универсальных модулей в составе первой ступени определяет грузоподъемность ракеты-носителя. УРМ-1 оснащается жидкостным реактивным двигателем РД-191 разработки НПО «Энергомаш», УРМ-2 — двигателем РД-0124А (разработан КБХА).
Многоразовые двигатели для сверхтяжелой ракеты
«Роскосмос» разработает многоразовые двигатели для перспективной сверхтяжелой ракеты-носителя, сообщил Рогозин.
«Нужен принципиально новый маршевый двигатель, позволяющий добиться «горячего резервирования» и многократного использования. Создавать его нужно с широким применением аддитивных технологий для удешевления серийного производства», — написал Рогозин в фейсбуке.
По его словам, госкорпорация планирует использовать для создания ракеты не существующие технологии, а новейший научно-технический задел.
«Нужны новые, облегченные материалы для обечаек и топливных баков. Нужно новое незатратное производство с минимизацией накладных расходов с продуманной логистикой доставки готовых изделий на космодром», — добавил глава «Роскосмоса».
Эскизный проект ракеты был одобрен в конце 2019 года. Начало летно-конструкторских испытаний российской сверхтяжелой ракеты назначено на 2028 год, ракета создается на основе блоков также создаваемой в настоящее время ракеты-носителя «Союз-5».
Она будет иметь грузоподъемность 88 тонн и обеспечивать вывод пилотируемого транспортного корабля массой 20 тонн на полярную окололунную орбиту. Это позволит начать пилотируемые полеты к Луне, включая вывод на орбиту спутника Земли пилотируемых и грузовых транспортных кораблей, посадочно-взлетных кораблей и модулей окололунных орбитальных станций.
Ракету планируется запускать с космодрома «Восточный». Строительство стартового комплекса начнется после достройки второй очереди, предназначенной для запуска ракет «Ангара».
Маршевый двигатель
Ма́ршевый дви́гатель — основной двигатель летательного аппарата, предназначенный для приведения аппарата в движение, работающий до достижения аппаратом его цели, или до конца активного участка полёта аппарата, или ступени многоступенчатой ракеты. Название служит для отличия от двигателей стартовых или разгонных ускорителей, рулевых, ориентационных, и прочих вспомогательных двигателей летательного аппарата.
Делятся по виду топлива на:
Другие назначения
Понятие маршевый двигатель также используется и в различных наземных и водных транспортных средствах. Например, двигатель ГТД-1250 используется, как маршевый для наземных большегрузных транспортных средств на гусеничном и колесном ходу [1] .
Примечания
- ↑ГТД-1250
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Тевкелев, Кутлу-Мухаммед Батыргиреевич
- Как говорит Джинджер (мультсериал)
Смотреть что такое «Маршевый двигатель» в других словарях:
Маршевый двигатель — двигатель составной силовой установки, обеспечивающий длительный полёт летательного аппарата. На самолёте вертикального (короткого) взлёта и посадки с составной силовой установкой взлёт и разгон до некоторой скорости обеспечивается совместной… … Энциклопедия техники
Маршевый двигатель — двигатель, обычно работающий на всей траектории полета летательного аппарата в отличие от стартового, действующего только при взлете. Термин употребляется главным образом для двигателей управляемых крылатых ракет. EdwART. Толковый Военно морской… … Морской словарь
Маршевый двигатель — МАРШЕВЫЙ 1, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
МАРШЕВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — Происхождение: от фр. marche передвижение войск в походных колоннах двигатель экономического хода, главный судовой двигатель комбинированной энергетической установки, предназначенный для обеспечения длительной экономии скоростей хода или движения … Морской энциклопедический справочник
МАРШЕВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — осн. двигатель составной силовой установки ЛА, обеспечивающий продолжит. этапы полёта. Др. двигатели в такой силовой установке работают кратковременно напр., стартовые ускорители ракет и самолётов, подъёмные двигатели самолётов вертик. взлёта и… … Большой энциклопедический политехнический словарь
маршевый двигатель — спец. Основной двигатель летательного аппарата, имеющий бо/льшую продолжительность работы по сравнению с другими двигателями того же аппарата … Словарь многих выражений
Подъемно-маршевый двигатель — (ПМД) авиационный газотурбинный двигатель, отличающийся возможностью использования вертикальной составляющей его тяги для обеспечения вертикального взлета и посадки (а также «висения») или сокращения потребной длины взлётно посадочной полосы. ПМД … Энциклопедия техники
ПОДЪЁМНО-МАРШЕВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — (ПМД) авиац. двигатель, способный создавать вертик. и горизонтальную тягу. ПМД применяются на самолётах вертик. взлёта и посадки и обеспечивают маршевый участок полёта и (самостоятельно или в комбинации с подъёмными двигателями) вертик. и… … Большой энциклопедический политехнический словарь
подъёмно-маршевый двигатель — (ПМД) авиационный газотурбинный двигатель, отличающийся возможностью использования вертикальной составляющей его тяги для обеспечения вертикального взлета и посадки (а также «висения») или сокращения потребной длины взлётно посадочной… … Энциклопедия «Авиация»
подъёмно-маршевый двигатель — (ПМД) авиационный газотурбинный двигатель, отличающийся возможностью использования вертикальной составляющей его тяги для обеспечения вертикального взлета и посадки (а также «висения») или сокращения потребной длины взлётно посадочной… … Энциклопедия «Авиация»
Опорный Тюменский индустриальный университет
Форма отправки факса
Залы музея
Геолого-минералогический раздел рассказывает о выдающихся геологах – сибиряках и профессорах-геологах Тюменского государственного нефтегазового университета: И. В. Лебедеве, В. К. Ермакове, Г. П. Мясниковой, И. И. Нестерове, В. М. Матусевиче, Е. А. Пономарёве, Е. И. Леонтьеве. Экспозиция отражает многообразие минерального царства Земли, в том числе Тюменской области. Для выполнения учебной функции музея минералы размещены в точном соответствии с научной классификацией. Здесь можно увидеть гигантские кристаллы кальцита, галенита, сфалерита, многочисленные разновидности кварца — горного хрусталя, мориона, цитрина, аметиста и др., коллекции ювелирно-поделочных камней: яшмы, лазурита, малахита, родонита, нефрита, чароита, янтаря, агата, опала, сердолика и др.
В разделе «Присоединиение и изучение Западной Сибири. Начало промышленного освоения Зауралья ХVI-ХIХ вв.» посетители познакомятся с деятельностью научных академических экспедиций (I-я и II-я Камчатские экспедиции), известных ученых и путешественников по исследованию Сибири В. И. Беринга (1681-1741), С. И. Челюскина (ок. 1700-после 1760), С. И. Дежнёва (1605-1673), Г. В. Стеллера (1709-1746). Г. Ф. Миллера (1705-1783), Д. Л. Овцына, П. С. Палласа, И. И. Лепехина, А. Гумбольдта, А. Э. Брэма, В. П. Семёнова-Тян-Шанского и др. Материалы экспозиции расскажут о том, что Тобольская губерния, Тюмень – первый русский город Сибири, во все времена, начиная со дня основания в 1586 году, задавала тон промышленному развитию обширного зауральского края. Это — первое в Сибири металлургическое (1600-е годы, с. Рудное, Мангазея) и оружейное производство (нач. ХVIII столетия, Тобольск), разработка сибирской технологии синей черепицы, не имеющей аналогов в мире (Тюмень, 1701), первое в Сибири стекловарение в с. Коктюль (тобольские дворяне Пётр и Яков Метегоровы, 1723). Колыбелью сибирского стекловарения стали Ялуторовский, Исетский и Курганские уезды Тобольской губернии. В ХVIII столетии в Тобольской губернии впервые за Уралом родились винокуренная промышленность (Верхотурский купец Походяшин, с. Падун), кожевенное, лесосплавно-лесопильное и бумагодельное производство. Тюмень была родоначальницей в Сибири речных судоверфей (40-е годы ХIХ в.), первого за Уралом телеграфа (Екатеринбург-Тюмень-Омск, 1862) и городского водопровода (1864), первой электростанции (1893), первых опытов фотографирования (Ялуторовск, 1845) и рентгеновских исследований (1896). Развита была мукомольная промышленность, изготовление церковных колоколов и корабельных рынд.
Раздел «История крестьянской сельскохозяйственной и бытовой техники Западной Сибири XIX-XX вв.» раскрывает историю маслоделия, кожевенного производства, ковроткачества, кустарных промыслов и ремёсел по переработке древесного и растительного сырья, по изготовлению сельско-хозяйственных орудий труда и даже простейших музыкальных инструментов.
В разделе «История открытия и освоения нефтегазовых месторождений Западной Сибири» уделено внимание теоретическим обоснованиям и научным концепциям происхождения нефти, становления нефтяной промышленности в России, отражены открытие и разработка крупнейших нефтяных и газовых месторождений на Тюменском Севере, транспортировка углеводородного сырья, героический труд первопроходцев геологов, нефтяников, газовиков, строителей и др., а также выпускников ТИИ-ТюмГНГУ-ТИУ, активно участвовавших в освоении нефтегазовых богатств Западной Сибири.
Раздел «История Тюменского индустриального университета» посвящен истории образовательной организации. В экспозиции показано, как первый вуз нефтегазового профиля в Сибири, организованный благодаря бескорыстному энтузиазму и огромному труду его создателей, превратился в один из базовых центров России по подготовке высококвалифицированных специалистов для топливно-энергетического комплекса и других отраслей страны посредством внедрения новой многоступенчатой системы подготовки кадров, опирающейся на тесную связь со школой, производством и переходом к глубокой, системной работе по наращиванию научно-инновационной деятельности.
В 2012 г. был открыт для посетителей раздел «История авиации, моторо- и ракетостроения». Он знакомит студентов вуза, жителей и гостей областного центра с важными событиями из истории авиации, отечественной космонавтики, турбо-, моторо- и ракетостроения в крае, сопряженными с жизнью отечества. В экспозиции показана уникальная подлинная продукция высокотехнологичного производства — моторостроения, организованного в сложных условиях, но игравшего исключительно важную роль в укреплении обороноспособности страны и во многом обеспеченное специалистами Тюменского машиностроительного техникума, Тюменского индустриального института – Тюменского государственного нефтегазового университета. Подавляющее большинство экспонируемых в зале предметов – это дары частных лиц, прежде всего выпускников вуза, кафедр университета и предприятий.
Значительное место в научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной и просветительной деятельности музея отведено показу роли выдающихся личностей в научной, технической и промышленной сферах. В Тюменском крае родились, жили или работали многие известные предприниматели, инженеры и учёные, внёсшие заметный вклад в развитие не только российской, но и мировой науки и техники. Среди них, в первую очередь, следует назвать уроженца г. Тобольска Д. И. Менделеева.
Материалы раздела «Д. И. Менделеев — гений и гражданин России» раскрывают многогранную деятельность великого учёного сибиряка. В экспозиции использованы уникальные музейные предметы, в том числе мемориальные, в основном, из личной коллекции В. Е. Копылова (1932-2019 гг.), д.т.н., директора НИИ и музея ИНТЗ: коллекция сибирских монет, собранная Д.И. Менделеевым и ему принадлежавшая; труды ученого, в т.ч. восемь изданий «Основ химии», пять из них прижизненные (4-е, 1881 г., 6-е, 1895 г. и 7-е, 1903 г. – отпечатаны в России, 1-я часть, 1902 г. и 2-я часть, 1903 г. — опубликованы в США, книги о фабрично-заводской промышленности, вышедшие при жизни автора, работа «К познанию России» — 4-е издание, прижизненное, 1906 г., «Дополнения к Познанию России», 1907 г. (посмертное).
«Паноптикум д.т.н., профессора В. Е. Копылова. Всемирная история электроники и фотодела». В основе выставки — личная уникальная коллекция историко-культурных ценностей научно-технического профиля В.Е. Копылова, директора НИИ ИНТЗ, переданная безвозмездно родному вузу для развития музея, которая послужит делу подготовки инженерно-технических кадров и их патриотическому воспитанию.
«Паноптикум» в переводе с греческого переводится как собрание различных необычных предметов. Название говорит о разноплановости экспозиции и широте интересов Виктора Ефимовича Копылова как коллекционера. Здесь можно увидеть фонограф Эдисона, «карманный минипатефон», музыкальную шкатулку, фотоаппараты разных лет, стран и конструкций, дагеротипы (старинные фотографии), бинокли, компасы, собрание специальной литературы и периодики, художественные открытки и марки.
В разделе «История оптики, звукозаписи, стереоскопии и кинотехники XIX-XXI вв.» показаны уникальные предметы по истории оптики: камера-обскура; коллекция старинных фотообъективов, в том числе гигантские павильонные (конец ХIХ в.); внушительных размеров студийные фотоаппараты, один из них из Германии (конец ХIХ в.); фотоаппараты фирмы Эдисона (1890); системы «Кодак» (1910) компании «Истмен» (США); «The premo camera», США, 1900 г.; фотоаппарат со шторным затвором (Германия), штатив харьковского производства (1920-е г.), отечественный «Фотокор», 1932 г.; составная кассета для малоформатных пленочных камер (медь, 1929 г.). Дополняют восприятие оптические приборы: телескоп конца ХIХ в. фирмы Швабе, микроскопы конца ХIХ в., электронные микроскопы, бинокли, дальномер и т.д.
К раритетам оптики относятся не имеющий мировых аналогов растровый стереоэкран системы С. П. Иванова – выдающегося научного достижения России (1940-1966 гг.), и девяти объективный проектор для наблюдения предметов без специальных очков, стеклянные фотонегативы начала ХХ в. В музее демонстрируются стереоскопы самых различных конструкций и назначений, все известные в мире способы стереоскопии: поляроидная и растровая проекция с очками и без них, анаглифы и голография, псевдостереолинзы. Обращают внимание посетителей уникальные образцы аппаратов звукового воспроизведения: коллекция фонографов (1890-1928), музыкальных шкатулок середины ХIХ в., граммофонов, патефонов отечественного и зарубежного производства; первых катушечных магнитофонов, различных музыкальных инструментов и многое другое
Редкие экспонаты размещены в разделе «История радио, телевидения и связи». Широко показана история телеграфа и телефона. В частности, демонстрируются первые телефоны А. Белла, старинный телефон 1895 г. фирмы «Ericsson» — подобный находился на рабочем столе императора Николая II, детали первых в России телефонных станций с автоматическим набором номера абонента
Большой интерес представляют действующие точные макеты первых в мире приёмно-передающих радиоустановок Г. Герца (1880-е годы) и А. С. Попова (1895); узлы радиостанции времён русско-японской войны начала ХХ в.; радиоприемники середины 1920-х годов типа БВ и БЧ конструкции инженера Э. Я. Борусевича (1886-1969) – одного из первых отечественных радиоинженеров-проектировщиков бытовой техники; приёмник ПЛ-2, детекторные и одноламповые конструкции (П-4) Московского телеграфного завода слабого тока (быв. «Морзе»). Коллекция радиотехники отечественного и зарубежного производства 1930-х годов представлена приёмниками типа РПК-10, ТМ-8, 6Н-1, американским радиокомбайном «Model-330-Super geterodin», включающим семиламповый трехдиапазонный приёмник, проигрыватель и телевизор по ранней системе Фарнсворта и др. Любопытна подборка радиоприёмников, военных передатчиков и приборов 1935-38 гг. германских фирм «Lorenz», «Saba», «Nora» и «Телефункен». Среди них – измерительная аппаратура высококачественного изготовления для вермахта концерна «Simens», Англии (фирма «Ediswan») и Финляндии – «Suomi». Демонстрируются радиоаппаратура военного времени Соединенных Штатов, полученная СССР по ленд-лизу, продукция Японии, Чехословакии, Венгрии, коллекция радиоламп и радиодеталей 60-85 – летней давности из многих стран мира. В коллекции музея имеются отечественные радиоприемники довоенного периода и громкоговорители 1940-х годов. Богата экспозиция послевоенной радиопромышленности: популярные когда-то приёмники «Комсомолец-49», «Ленинград», «ВЭФ», «Балтика», «Нева», «АРЗ-49», «Москвич», «Искра», «Рекорд». Отражена в музее история первых транзисторных приёмников.
Ранний период развития телевидения показан на примере модели малострочных телевизоров 30-х годов ХХ в. с механическим разложением строк (диск Нипкова или зеркальный винт Оксолиани) и размером экрана в почтовую марку. Наиболее редкий в коллекции телевизоров – первый массовый телевизор «КВН-49». Освещена история первого в Зауралье любительского и учебного телевизионного центров в г. Тюмени (1957-65 гг.). Только у нас можно познать историю спутникового телевещания в Сибири, начиная с систем «Орбита» и «Экран», и проследить её до первых попыток приёма телевизионного сигнала непосредственного телевещания с экваториальных спутников (1989-1990).
Д. Исламова, к.и.н., НИИ ИНТЗ