Увеличение мощности автомобильного двигателя своими руками
Увеличение мощности автомобильного двигателя своими руками
Каждый автовладелец рано или поздно задумывается о повышении мощности мотора своего железного коня. Кто-то увлекается тюнингом и хотел бы стать обладателем мощного и оригинального автомобиля, а кому-то необходимо увеличение мощности двигателя по причине нехватки мощности от небольшого по объему мотора.
На сегодняшний день существуют различные варианты увеличения мощности силового агрегата. В этой статье мы расскажем вам как увеличить мощность двигателя.
Что нам дает увеличение мощности
В первую очередь хотелось бы разобраться в том, что такое мощность и на какие показатели влияет крутящий момент двигателя.
Крутящий момент двигателя – это характеристика, которая определяет силу вращения коленчатого вала, и повышается при увеличении оборотов силового агрегата. Мощность показывает, насколько стремительно автомобиль преодолеет определенный путь, и линейно зависит от частоты вращения коленчатого вала.
Многие автовладельцы ошибочно полагают, что мощность является самым важным показателем, так как она непосредственно влияет на динамику автомобиля, то есть скорость его разгона. Однако большинство специалистов сходятся во мнении, что лошадиные силы в большей степени влияют на максимальную скорость и на показатель интенсивности разгона при загруженности автомобиля.
А вот именно крутящий момент двигателя отвечает за динамику автомобиля и скорость разгона. Поэтому при увеличении мощности силового агрегата вам необходимо одновременно улучшать показатель лошадиных сил и крутящий момент двигателя .
Существует множество различных способов увеличения мощности автомобиля. Все их можно условно разделить на:
- установку дополнительных спортивных запчастей;
- глубокий инженерный тюнинг.
Расскажем более подробно как увеличить мощность двигателя и не уменьшить, при этом, надежность силового агрегата.
Популярные разновидности тюнинга
- Установка модернизированной выхлопной системы
Использовав прямоток или же спортивный вариант выхлопа, вы сможете получить около 10-30 дополнительных лошадиных сил в зависимости от конкретной модификации двигателя. Одним из преимуществ установки модернизированной выхлопной системы является не только простота проводимой работы, но и полное сохранение ресурса двигателя. Вам лишь необходимо будет правильно подобрать оптимальный вариант выхлопа и грамотно провести все ремонтные работы.
Это еще один популярный способ увеличения мощности, который подразумевает использование нового блока управления двигателем. Установка чипа позволяет увеличить мощность двигателя за счет перепрограммирования работы силового агрегата, что в свою очередь, в зависимости от конкретной программы тюнинга позволяет получить 10-20 процентов прироста лошадиных сил.
Чип-тюнинг отличается простотой работ и имеет доступную стоимость. В то же время необходимо правильно рассчитать увеличившиеся показатели крутящего момента. Помните, что такое серьезное увеличение динамических показателей может привести к существенному снижению надежности.
- Установка турбонадува на атмосферный двигатель
Этот способ является достаточно дорогим и технически сложным видом тюнинга, который позволяет получить ощутимый прирост тяговых и динамических характеристик двигателя.
В данном случае автовладельцу или же мастеру, который выполняет ремонт, необходимо правильно подобрать тип нагнетателя, рассчитать мощность мотора, определить показатели давления турбины, определиться со степенью форсирования мотора, доработать впускные и выпускные коллекторы и перепрограммировать программу управления двигателем. Использование небольших по своим показателям давления турбин, и грамотная переборка мотора позволит увеличить мощность двигателя практически без потери его эксплуатационного ресурса.
Однако многие автовладельцы гонятся за максимально возможным увеличением лошадиных сил. Неудивительно, что моторы, которые изначально были рассчитаны на 200-250 лошадиных сил, после установки турбонаддува, увеличивающего этот показатель до отметки в 400 лошадиных сил и более, быстро ломаются и требуют капитального ремонта. Поэтому если вы решаетесь на такой достаточно сложный вид тюнинга, вам необходимо просчитать желаемую мощность силового агрегата, и уже исходя из полученных цифр, осуществлять подбор используемых запасных частей.
- Замена мотора
Радикальным способом увеличения мощности автомобильного мотора может стать замена двигателя на более мощную модификацию. В том случае, если конструкция конкретного автомобиля позволяет установить в подкапотное пространство более мощный мотор, то куда проще выполнить данную работу, нежели чем пытаться выжать дополнительные лошади из базового мотора.
В то же время автовладелец должен понимать, что в данном случае на одной лишь замене мотора ограничиться будет невозможно. Вполне возможно, что вам придется менять шруз, выхлопную систему, элементы подвески и перенастраивать передаточные числа в коробке передач. Все это неизменно усложняет проводимую замену силового агрегата.
- Инженерный тюнинг
Инженерный тюнинг подразумевает глубокую доработку силового агрегата, что позволяет без значительного уменьшения эксплуатационного ресурса мотора получить солидное увеличение мощности. В данном случае необходимо вскрывать мотор и производить замену турбины (если таковая имеется), дроссельной заслонки, распредвала, клапанной группы, коленвала, поршней и много другого.
Как вы можете понять, такое увеличение мощности автомобильного мотора будет иметь достаточно высокую стоимость, а выполнять все работы должен исключительно профессиональный специалист, который сможет правильно рассчитать мощность модернизированного мотора. Только так вы сможете гарантировать улучшение динамических показателей автомобиля и сохраните эксплуатационный ресурс силового агрегата.
- Тюнинг комплекты
В настоящее время в продаже можно найти уже готовые тюнинг комплекты, которые предназначены для конкретного двигателя и позволяют получить необходимый прирост мощности. Использование таких уже готовых комплектов позволяет увеличить мощность двигателя, упрощает выполнение данных работ и повышает надежность мотора.
Доработка системы впуска воздуха позволит вам получить до 10 дополнительных лошадиных сил. В данном случае вы можете обойтись установкой воздушного фильтра нулевого сопротивления или же полной заменой имеющейся штатной системы впуска.
В первом случае работы не представляют сложности, что позволяет выполнить их самостоятельно. Если же вы полностью меняете систему впуска, то в данном случае необходимо использовать тюнинг комплекты, которые подходят под конкретный автомобиль.
Помните, что необходим правильный подход к выполнению этой работы, в противном случае, неграмотным вмешательством вы лишь навредите мотору, снизите его ресурс и поспособствуете появлению серьезных поломок силового агрегата.
- Использование спортивных свечей зажигания позволит вам не только получить прибавку в несколько дополнительных лошадиных сил, но и улучшит работу силового агрегата в целом.
- Можем также порекомендовать вам использовать модернизированные спортивные катушки и высококачественные высоковольтные провода, что также позволит получить небольшое увеличение мощности. Все эти работы вы сможете выполнить самостоятельно, не прибегая к услугам профессионалов.
Автор статьи – Павел Кардаш
Что надо знать про мощность и крутящий момент в автомобиле
Ведь время лошадей как основного вида транспорта давно прошло. И не совсем понятно, какое отношение эти великолепные животные имеют к автомобилям.
Но связь действительно есть. Лошадиные силы или просто ЛС давно стали основной единицей измерения мощности в отношении двигателей автомобилей и мотоциклов. И чем больше этих сил в авто, тем считается лучше. Целый табун позволяет развивать большую скорость и быстрее разгоняться.
При этом нужно понять, что означают лошадиные силы, почему их используют и каким образом делаются подсчёты.
Мощность двигателя
Расчет мощности двигателя автомобиля
5 популярных способа как вычислить мощность двигателя автомобиля используя такие данные как: — обороты двигателя, — объем мотора, — крутящий момент, — эффективное давление в камере сгорания, — расход топлива, — производительность форсунок, — вес машины — время разгона до 100 км.
Каждая из формул, по которой будет производиться расчет мощности двигателя автомобиля довольно относительная и не может со 100% точностью определить реальную лошадиную силу движущую машину. Но произведя подсчеты каждым из приведенных гаражных вариантов, опираясь не те или иные показатели, можно рассчитать, по крайней мене, среднее значение будь-то стоковый или тюнингованный движок, буквально с 10-ти процентной погрешностью. Мощность — энергия, вырабатываемая двигателем, она преобразуется в крутящий момент на выходном валу ДВС. Это не постоянная величина. Рядом со значениями максимальной мощности всегда указываются обороты, при которых можно её достигнуть. Точкой максимума достигается при наибольшем среднее эффективном давлении в цилиндре (зависит от качества наполнения свежей топливной смесью, полноты сгорания и тепловых потерь). Наибольшую мощность современные моторы выдают в среднем при 5500–6500 об/мин. В автомобильной сфере измерять мощность двигателя принято в лошадиных силах. Поэтому поскольку большинство результатов выводятся в киловаттах вам понадобится калькулятор перевода кВт в л.с
Как рассчитать мощность через крутящий момент
Как рассчитать мощность по объему двигателя
Если же вы не знаете крутящий момент двигателя своего автомобиля, то для определения его мощности в киловаттах также можно воспользоваться формулой такого вида: Ne = Vh * pe * n/120 (кВт), где: Vh — объём двигателя, см³ n — частота вращения, об/мин pe — среднее эффективное давление, МПа (на обычных бензиновых моторах оставляет порядка 0,82 — 0,85 МПа, форсированных — 0,9 МПа, а для дизеля от 0,9 и до 2,5 МПа соответственно). Для получения мощности движка в «лошадках», а не киловаттах, результат следует разделить на 0,735.
Расчет мощности двигателя по расходу воздуха
Такой же приблизительный расчет мощности двигателя можно определять и по расходу воздуха. Функция такого расчета доступна тем, у кого установлен бортовой компьютер, поскольку нужно зафиксировать значение расхода, когда двигатель автомобиля, на третьей передаче, раскручен до 5,5 тыс. оборотов. Полученное значение с ДМРВ делим на 3 и получаем результат. Формула как рассчитать мощность ДВС по расходу воздуха в итоге выглядит так: Gв [кг]/3=P[л.с.] Такой расчет, как и предыдущий, показывает мощность брутто (стендовое испытание двигателя без учета потерь), которая выше на 10—20% от фактической. А еще стоит учесть, что показания датчика ДМРВ сильно зависят от его загрязненности и калибровок.
СОВЕТ ИНСТРУКТОРА И ПСИХОЛОГА
Хотите тормозить лучше, чем ABS? Попробуйте освоить технику импульсного торможения. Как обычно вы тормозите? Нажимаете педаль тормоза до упора и до остановки автомобиля. При этом чувствуете, как в ногу “барабанит” ABS. Попробуйте тормозить отдельными импульсами: нажмите педаль тормоза и постарайтесь отпустить ее до того, как успеет сработать ABS, потом снова нажмите педаль, стараясь опередить ABS. И так до полной остановки автомобиля. Практика показывает, что данная техника торможения очень эффективна. Только тренироваться нужно на закрытой от движения площадке, дабы ничего не случилось, пока вы не освоите эту технику. Кстати, и с точки зрения психологии, такая техника является наиболее эффективной. Представьте, что вы едете ночью, нажимаете тормоз… А сзади едет уставший водитель, который просто может не заметить начало торможения. К тому же, когда он видит уже горящие тормозные огни (“стопы”), он их не воспринимает. Когда же вы тормозите импульсно, создается эффект мерцания – если первую вспышку водитель едущий за вами не заметит, то заметит все последующие.
У нас водители, прямо скажем, нецивилизованные, поэтому сигналить вам будут почти все. Скажем, в Америке или Германии, вас просто объедут без лишних замечаний в вашу сторону. Сам знаю, что всевозможные “требования” других водителей очень раздражают, а держать себя в руках и не обращать на них внимания может далеко не каждый.
Выше были указаны две цифры – 150 и 170 лошадиных сил. Учитывая, что седан путешественника довольно большой, 150 лошадиных сил хватит для уверенного подъема, но не надейтесь, что такой мотор мигом вынесет вас на любой подъем.
Минивэны сами по себе очень неторопливые и требовать от них какой-то особой динамики не приходится. Двигатели минивэнов не такие шустрые, как седаны. 90 лошадиных сил для минивэна – это вполне нормально. Ясно, речь идет не о динамичной езде, а просто о перемещении из пункта А в пункт Б. Если есть возможность, покупайте машину с турбодизельным двигателем. Она более экономна, чем версии с бензиновым двигателем, да и лошадок у нее будет побольше (больше, чем 90 – это уж точно). Если же хотите мощный двигатель, то выбор у вас один – или бензиновый двигатель максимального объема или турбодизель максимального объема. Последний будет дороже при покупке, но это окупится экономичностью этого мотора.
С джипами ситуация иная. Купив джип, даже не с самым мощным мотором, помехой на дороге вы не будете. Да и остальные участники движения зная, что джип – машина очень дорогая, дабы чего не случилось, будут уступать дорогу. Менталитет у нас такой.
Но хотелось бы поговорить немного о самих джипах. Первоначально джипы делались именно для бездорожья (для фермеров, спасательных бригад, научных экспедиций). Сами понимаете, мощность и динамичность здесь на втором плане, а на первом – бездорожье, точнее то, как джип справляется с этим бездорожьем. В последние годы ситуация сильно изменилась, как у нас, так и на Западе. На Западе все чаще и чаще джипы покупают самые обычные водители, которые даже и на бездорожье никогда не съезжают, считая, что джип безопаснее – мы это уже обсуждали. У нас джипы покупают состоятельные бизнесмены, которым джип нужен для поддержания престижа. Поэтому производители стараются сделать джипы аналогичные легковым автомобилям по управляемости и динамике разгона. Вот и получаются джипы, которые разгоняются до 100 км/ч всего за 6 секунд. Поэтому, покупая, джип, вы можете быть уверены, что с динамикой у вас будет все в порядке (это не касается китайских джипов, сами понимаете почему – за деньги, которые они стоят, нормальный джип вы не купите).
infourok.ru Мощность автомобильных двигателей
Определение мощности электродвигателя без бирки
При отсутствии техпаспорта или бирки на двигателе возникает вопрос: как узнать мощность электродвигателя без таблички или технической документации? Самые распространенные и быстрые способы, о которых мы расскажем в статье:
Определение мощности двигателя по диаметру вала и длине
Простейшие способы определения мощности и марки двигателя – габаритные размеры – вал или крепежные отверстия. В таблице указаны длины и диаметры валов (D1) и длина (L1) для каждой модели асинхронного промышленного трехфазного мотора. Перейти к подробным габаритным размерам электродвигателей АИР
Р, кВт | 3000 об. мин | 1500 об. мин | 1000 об. мин | 750 об. мин | ||||
D1, мм | L1, мм | D1, мм | L1, мм | >D1, мм | L1, мм | D1, мм | L1, мм | |
1,5 | 22 | 50 | 22 | 50 | 24 | 50 | 28 | 60 |
2,2 | 24 | 28 | 60 | 32 | 80 | |||
3 | 24 | 32 | 80 | |||||
4 | 28 | 60 | 28 | 60 | 38 | |||
5,5 | 32 | 80 | 38 | |||||
7,5 | 32 | 80 | 38 | 48 | 110 | |||
11 | 38 | 48 | 110 | |||||
15 | 42 | 110 | 48 | 110 | 55 | |||
18,5 | 55 | 60 | 140 | |||||
22 | 48 | 55 | 60 | >140 | ||||
30 | 65 | |||||||
37 | 55 | >60 | 140 | 65 | 75 | |||
45 | 75 | 75 | ||||||
55 | 65 | 80 | 170 | |||||
75 | 65 | 140 | 75 | 80 | 170 | |||
90 | 90 | |||||||
110 | 70 | 80 | 170 | 90 | ||||
132 | 100 | 210 | ||||||
160 | 75 | 90 | 100 | 210 | ||||
200 | ||||||||
250 | 85 | 170 | 100 | 210 | ||||
315 | — | — |
Проверить мощность по габаритам и крепежным размерам
Таблица подбора мощности двигателя по крепежным отверстиям на лапах (L10 и B10):
Почему автомобили должны быть «быстрыми»
Речь пойдет о выборе мощности автомобильных двигателей. Чем она обусловлена? С 1976 года максимальная скорость у нас ограничена такими цифрами: 60 км/час в городах и 90 км/час на дорогах. Зачем же выпускать автомобили с моторами, позволяющими развивать 130-150 км/час? Может быть такие двигатели вообще не нужны? А может, уменьшив, сократив «лошадиные силы», мы снизим количество аварий и сбережем немало ценнейшего энергетического сырья — нефти? Как показывает почта редакции, эти вопросы волнуют многих автолюбителей.
Мы попросили изложить современные взгляды на эту тему специалистов научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) доктора технических наук Б. М. ФИТТЕРМАНА и кандидата технических наук А. Г. ШМИДТА.
Порой автомобилисты после более или менее продолжительных рассуждений задаются вопросом, зачем массовому легковому автомобилю высокая мощность, высокая скорость. Одни подходят к нему с осторожным недоумением, другие — с запальчивой убежденностью.
Давайте внесем ясность. Начнем с того, что говорить следует не об абсолютной мощности двигателя, а об удельной, то есть о тех «лошадиных силах», которые приходятся на тонну массы автомобиля в снаряженном состоянии, — только так можно вообще оценивать машины разных классов. Поэтому в дальнейшем, говоря о «мощности», мы, естественно, будем подразумевать ее удельное значение, то есть отнесенное к массе машины. Во всем мире этот параметр для современных массовых легковых автомобилей лежит в пределах от 45 до 65 л. с./т. Почему так?
Три важных обстоятельства
Одно из основных достоинств автомобиля — универсальность и мобильность. На своем «Запорожце» или «Жигулях» вы ездите зимой и летом, в городе и по шоссе, в одиночку и с тремя четырьмя товарищами. Ваш автомобиль — как та солдатская шинель, которая и подстилка, и одеяло, и подушка. Говорить о том, что для эксплуатации в городе вам нужен один, а для поездки в отпуск другой автомобиль с иной мощностью двигателя (и, кроме того, с разными коробкой передач и задним мостом), по меньшей мере, нереально. Во всем мире автомобильные фирмы, выпуская машины с одинаковыми кузовами и разными по мощности силовыми агрегатами, в первую очередь рассчитывают не на разные условия эксплуатации, а на то, чтобы охватить возможно более широкий круг потребителей.
Второе. Мощность влияет на многие эксплуатационные показатели, изменения ее в ту или иную сторону улучшают одни из них и одновременно ухудшают другие. Поэтому выбор мощности всегда представляет собой более или менее удачный компромисс между динамикой и экономичностью, долговечностью и весом и т. д.
И третье. Сама по себе скрытая возможность машины двигаться с той или иной скоростью не может быть причиной аварии. Не конструктор, не автомобиль, а водитель выбирает порой скорость, не соответствующую конкретной дорожной обстановке. Хотя часто именно высокая динамика (достаточный запас мощности) позволяет избежать опасных ситуаций.
А теперь давайте рассмотрим, как влияет мощность двигателя на некоторые важные эксплуатационные показатели автомобиля. Пусть вас не смущают сложные на первый взгляд словосочетания «безопасная дистанция», «обгонные качества автомобиля», «кривая мощностной характеристики» и другие. Это термины, и они, в конечном счете, не осложняют, а облегчают восприятие.
Существует мнение, что в условиях интенсивного городского движения средняя фактическая скорость мало зависит от мощности двигателя (если, конечно, она не настолько мала, чтобы создавать помехи движению), а определяется средней скоростью всего транспортного потока. Верно ли такое утверждение? Лишь в том частном случае, когда автомобиль на протяжении всего маршрута не выходит из этого потока. В реальных же условиях как шоссейного, так и особенно городского движения водителю не раз приходится покидать поток и вновь вливаться в него, пересекать нерегулируемые перекрестки, совершать обгон и ряд других маневров, в которых очень важна хорошая приемистость автомобиля.
Более динамичная машина позволяет быстро и, главное, безопасно совершать эти маневры. Ведь очевидно, что в условиях интенсивного движения вероятность появления больших дистанций между машинами невелика. Значит, водитель автомобиля с низкими разгонными качествами вынужден будет значительно дольше ждать подходящей для совершения маневра дистанции. А это отрицательно повлияет на время преодоления заданного маршрута (вариант «авось», который чреват опасными последствиями, мы не рассматриваем).
«А» и «Б» выходят на шоссе
Проиллюстрируем изложенное на примере машин особо малого класса.
Рассмотрим два варианта одного и того же автомобиля, различающиеся удельной мощностью двигателя. У «А» удельная мощность 40 л. с./т, у «Б» — 60 л. с./т. Мы намеренно не хотим называть конкретные модели — тогда пришлось бы оценивать не двигатели, а автомобили в целом. Естественно, что сопоставление вариантов по приемистости (таблица 1) правомерно лишь при условии, что их двигатели одинаковы по степени технического совершенства (в отношении характера протекания кривых в мощностных, скоростных, разгонных и экономических характеристиках).
Теперь, «держа в уме» данные таблицы 1, рассмотрим показанную на рисунке дорожную ситуацию, когда автомобилю, который стоит у тротуара (в городе) или на обочине (на шоссе), необходимо безопасно и не создавая помех движению влиться в поток, катящийся со скоростью (соответственно в городе и на шоссе) 60 или 90 км/час. Практически это то же самое, как и в случае, если ему надо выехать на главную дорогу с бокового проезда на нерегулируемом перекрестке. Как вы это делаете? Выжидаете подходящую дистанцию между машинами и, когда задняя часть первого из проходящих автомобилей поровнялась с передней частью вашего, разгоняетесь с максимальной интенсивностью до скорости движения потока.
Безопасным и не создающим помех движению указанный маневр может стать лишь в том случае, если по его окончании расстояния между вашим, впереди и сзади идущими автомобилями не будут меньше дистанции безопасности. Будем считать ее для сухой дороги (при ограниченной Правилами скорости потока в 60 и 90 км/час) равной соответственно 30 и 45 метрам. Тут заметим, что в смысле использования проезжей части дороги и ее пропускной способности весьма существенно, чтобы в момент завершения маневра (то есть когда ваша машина достигла скорости потока) расстояние до идущего впереди автомобиля не было чрезмерно большим. В таблице 2 даны значения минимальной дистанции между машинами в транспортном потоке, необходимой для безопасного выполнения рассматриваемого маневра автомобилями с различной мощностью двигателей. В ней приведены и величины расстояния до идущей впереди машины в момент завершения маневра.
Автомобилю «А», как видите, нужен на 30-40% больший разрыв между идущими одна за другой машинами для того, чтобы влиться в поток. В момент завершения нашего маневра (опять заглядываем в таблицу 2 и рисунок) расстояние до находящейся впереди, в том же ряду машины для автомобиля «А» в городских условиях превысит в три раза безопасную дистанцию, а для автомобиля «Б» — только в два раза. Для загородного шоссе такой «запас дистанции» составит соответственно 5,9 и 3,8 раза. Вывод ясен: машина с плохой приемистостью всегда «душит» пропускную способность улиц и дорог. Вот и один из ответов на вопрос, для чего современному автомобилю значительный запас мощности. К аналогичным выводам приводит исследование способности автомобиля к перестроению со сменой полосы движения.
Идем на обгон
Одним из наиболее неблагоприятных в смысле безопасности движения является случай обгона автопоезда, который идет по дороге с однополосным в каждом направлении движением с предельно допустимой для него скоростью (70 км/час), когда обгоняющий автомобиль вынужден выезжать на полосу встречного движения. Из чего здесь состоит маневр? Водитель обгоняющего автомобиля (имеем в виду легковой) следует за обгоняемым на высшей, четвертой передаче со скоростью 70 км/час и выбирает момент, когда расстояние до встречного транспорта (в наихудшем случае движущегося со скоростью 90 км/час) позволяет сделать это безопасно. Тут обгоняющий переходит на третью передачу, резко набирает допустимую скорость (90 км/час) и совершает обгон (мы не рассматриваем здесь случай с превышением скоростей, то есть нарушением правил движения). Маневр можно считать безопасным лишь в том случае, когда расстояние до встречного транспорта в начале обгона было таким, что в момент его завершения (окончание перехода на первоначальную полосу движения) до встречной машины оставалась безопасная дистанция. Конечно, более мощной машине нужны меньшие время и путь обгона, меньшая дистанция безопасного обгона. Это сделает сам процесс более безопасным. Комментарии излишни? Нет, давайте подумаем над таблицей 3. В ней даны усредненные, как их называют ученые, результаты, которые иллюстрируют зависимость показателей обгонных качеств современного легкового автомобиля от мощности используемого на нем двигателя (удельной мощности).
На первый взгляд кажется, что цифры практически одинаковы. Совсем нет: ведь «А» совершает обгон почти на пределе. Непредвиденное обстоятельство — и запаса уже не хватает. А у варианта «Б» он есть. Мы уж не говорим о возможном подъеме, большей, чем полагается, нагрузке и т. п.
Таким образом, в условиях реального движения автомобилю часто приходится совершать маневры, в которых высокая приемистость, обеспечиваемая достаточным запасом мощности, приобретает очень важное, порой решающее для безопасности значение.
Позвольте посомневаться!
Анализ, который мы сейчас вместе провели, показывает, что в числе условий, определяющих необходимую мощность двигателя для проектируемого автомобиля, не последнее значение имеют требования к его разгонным качествам. Очевидно, что число «лошадиных сил», которое сообщает машине высокую приемистость, значительно выше нужных для обеспечения движения с максимально допустимыми скоростями. Поэтому современные автомобили способны развивать значительно более высокие скорости, чем это допускают введенные ограничения.
Но позвольте посомневаться, возразит технически подкованный читатель. Не проще ли получить хорошую динамику подбором передаточных чисел в трансмиссии? Стоит только дать соответствующие набор передач в коробке и отношение шестерен в ведущем мосту, чтобы обеспечить достаточно интенсивный разгон даже при маломощном двигателе. И пусть при этом пострадает максимальная скорость. Почему бы не сделать так?
Да, можно, но. Резко увеличится износ самого двигателя. Ведь вам придется значительное время пользоваться низшими передачами, а коленчатый вал при той же скорости на каждом километре пути будет совершать во столько раз больше оборотов, во сколько раз будет изменено передаточное число. Увеличится износ синхронизаторов и шестерен коробки передач, дисков и пружин сцепления (частые переключения). Нужно будет смириться с шумом в салоне и более интенсивной работой водителя. Да и расход топлива, как это ни странно, не упадет, а, при определенных условиях, даже возрастет. Ведь если мы примем расход бензина на прямой передаче за единицу, то на низших он вырастает во столько раз, во сколько увеличивается время движения на них и передаточное число. Вот так!
Автомобильная наука сегодня считает, что наивыгоднейшие показатели обгонной динамики и топливной экономичности (вот он компромисс!) требуют соотношения передаточных чисел между высшей (прямой) и предшествующей передачами трансмиссии в пределах от 1,3 до 1,4. Исходя из этого, если вы для безопасного обгона должны иметь возможность двигаться на третьей передаче со скоростью 95-100 км/час (нужен запас!), прямая передача автоматически дает вам те самые 130-140 км/час, которые вы видите в технической характеристике современной модели.
До сих пор мы с вами рассматривали возможность средней скорости движения с определенной удельной мощностью на примере двух вариантов автомобилей, которые принадлежат к особо малому классу. Если же говорить об автомобилях класса «Москвича» или «Жигулей», то для них нужен еще больший запас мощности, и, соответственно, у них выше приемистость и максимальная скорость.
Это все правильно, скажут иные водители, но ведь автомобиль, который может развивать 140-150 км/час, просто опасен, и поэтому все приведенные тут доводы вряд ли нужны. На это легко возразить: опасен, повторяем, не автомобиль, опасен неопытный или слишком самонадеянный водитель, который не соразмеряет свои возможности с возможностью машины и дорожными условиями.
И после аварии надо винить не конструктора, который снабдил автомобиль резервами мощности, а его владельца, легкомысленно распорядившегося этими резервами. И как раз. чтобы предотвратить легкомысленные (трудно найти другое слово) действия водителей, на наших дорогах и введены ограничения максимальной скорости движения. И никому не дано права их не соблюдать.
Однако факт существования этих ограничений вовсе не является основанием для постановки вопроса о снижении мощностей двигателей у современных легковых автомобилей.
Занявшись такой же арифметикой для автомобиля «Б», мы получим соответственно 99 и 221 метр, 65 и 172 метра.» alt=»Чтобы разогнаться до 60 км/ч, автомобилю «А» нужно 14 секунд. За это время он пройдет 140 метров, а «С» и «Д» — по 233 метра. Значит, чтобы «Д» не пр» loading=»lazy»/> Чтобы разогнаться до 60 км/ч, автомобилю «А» нужно 14 секунд. За это время он пройдет 140 метров, а «С» и «Д» — по 233 метра. Значит, чтобы «Д» не пришлось тормозить, минимальная дистанции между «С» и «Д» должна быть равна 233-140+35 м (35 м — дистанция безопасности). Получается 128 метров. Для скорости 90 км/ч, несложно рассчитать, она вырастет до 265 метров. При этом в конце маневра расстояние между «А, и «С» будет соответственно 93 и 265 метров.
Занявшись такой же арифметикой для автомобиля «Б», мы получим соответственно 99 и 221 метр, 65 и 172 метра.
Ограничение в праве управления мощными автомобилями (свыше 250 лошадиных сил) неопытными водителями
Молодые люди в силу возраста, неопытности и темперамента чаще пренебрегают правилами дорожного движения, забывая о том, что транспорт является источником повышенной опасности и от водителя требуется строжайшая дисциплина за рулем.
Согласно статистике, число начинающих водителей среди пострадавших в ДТП в мире составляет всего 10% населения. Основной возраст начинающих водителей — виновников ДТП — это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Значительное количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по вине неопытных водителей совершается и в России. По статистике столичного ГИБДД, более половины автомобилистов на первом году вождения становятся виновниками ДТП. Причем число аварий с участием новичков резко растет все последние годы. Так, например, с января по сентябрь 2011 года по вине водителей со стажем менее двух лет произошло 1241 дорожно-транспортное происшествие, что на 60% больше, чем в 2004 году. Доля ДТП с участием «молодых» водителей в общем количестве аварий составляет в Смоленской области 13,2% от всех аварий с жертвами, в Костромской области каждое шестое ДТП совершает водитель со стажем до двух лет. В Тамбовской области в аварию в 2012 году попал каждый седьмой, сдавший на право управления автомобилем. По данным ГИБДД в 2012 году по вине начинающих водителей (со стажем менее 3 лет) произошло 28 тысяч аварий, что на 11% больше, чем годом ранее. При этом основная причина всех аварий – не пьянство за рулем, как принято считать, а – почти треть, 32% (!) – обозначается в статистике как «несоответствие скорости конкретным условиям». Таким образом становится понятно, что главные причины аварий, совершенных молодыми водителями, — это именно превышение скорости и опасное маневрирование.
Легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 183,9 кВт (250 лошадиных сил) позволяют развивать за короткий промежуток времени скорости, превышающие во много раз скорости, разрешенные на автомобильных трассах Российской Федерации. В результате указанных превышений скорости вероятность получения травм различной степени тяжести либо смертельного исхода в случае дорожно-транспортного происшествия резко возрастает. Одной из причин является то, что с управлением легковым автомобилем с мощностью двигателя свыше 183,9 кВт (250 лошадиных сил) на высокой скорости неопытному водителю справится намного сложнее. Сейчас законодательством Российской Федерации установлено, что право на управление транспортными средствами, например, категорий «B», «C», предоставляется лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста. Учитывая недостаточность опыта вождения для управления транспортными средствами с высокой скоростной способностью, предлагается внести изменения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396, и иные нормативные правовые акты, установив, что право управления легковыми автомобилями с мощностью двигателя свыше 183,9 кВт (250 лошадиных сил) предоставляется только при условии, что лица имеют право на управление транспортными средствами категории «В» в течение не менее тридцати шести месяцев.
Аналогичные ограничения либо уже введены либо планируется ввести во многих странах мира. Так транспортный комитет Евросоюза планирует установить предел мощности автомобилей для водителей-новичков. В будущем начинающие водители в странах ЕС смогут управлять машиной мощностью не более 150 лошадиных сил. Сесть за руль более мощных автомобилей разрешат только с 21 года.
Практический результат
Дополнительные материалы
Решение
Запрет на вождение мощных автомобилей лицами, имеющими право на управление транспортными средствами категории «В» менее тридцати шести месяцев, помог бы серьезно сократить число ДТП на дорогах России и тяжесть их последствий.
Предлагается внести изменения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396, и иные нормативные правовые акты, установив, что право управления легковыми автомобилями с мощностью двигателя свыше 183,9 кВт (250 лошадиных сил) предоставляется только при условии, что лица имеют право на управление транспортными средствами категории «В» в течение не менее тридцати шести месяцев. Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» прилагается.