Отсечка мотора — что это такое и когда происходит
Отсечка мотора — что это такое и когда происходит
Очень часто среди автомобилистов можно услышать фразу «перекрутил мотор». Не все понимают, что это означает и как происходит. Такое явление означает, что мотор требует капитального ремонта. Происходит это из-за того, что водитель не бережет автомобиль — на высокой скорости стрелка уходит в красную зону. Разберемся, почему такой стиль езды может представлять серьезную опасность.
Что дает отсечка. Когда силовая установка достигает пиковой нагрузки на высоких оборотах, почти во всех машинах может произойти отсечка мотора. Двигатель после этого больше не раскручивается. Делаем вывод — подобная функция необходима, чтобы уберечь силовой агрегат от максимальных нагрузок. Отсечку очень легко ощутить — теряется тяга, а двигатель работает с рывками.
Заметим, что производитель на этапе сборки ограничивает допустимую частоту вращения коленчатого вала. При таких условиях, блок управления может блокировать подачу горючего в конструкцию, соответственно, затормаживает обороты.
Активирование отсечки зависит от нескольких факторов — скоростной режим, уровень оборотов, давление. Во многих конструкциях скорость и обороты берутся во внимание совместно. Например, во время разгона до отметки, которая превышает максимально допустимое значение, блок управления перекрывает подачу горючего, из-за этого замедляется движение. После кратковременного снижения скорости мотор снова приступает к работе.
Можно ли доходить до отсечки. Если каждый раз ездить на минимальной скорости и невысоких оборотах, в моторе со временем образуются отложения. Из-за этого автовладелец может столкнуться с целым рядом проблем — потеря компрессии, динамики, увеличенный расход топлива. Поэтому силовую установку иногда обязательно нужно прогонять на высоких оборотах. Многие думают, что вымыть отложения можно при помощи химических средств, однако, эффект не всегда может быть 100%. Повышать количество оборотов нужно не чаще 4 раз на 100 км. При этом, разгонять нужно только хорошо прогретый двигатель.
Что будет, если отключить ограничитель. Отключить отсечку полностью нельзя, так как это понесет за собой быструю поломку двигателя. Можно отодвинуть ограничитель лишь на 5%. Чтобы провести более радикальную модернизацию, придется изменить конструкцию мотора. Если сдвинуть границы оборотов, можно добиться повышенной мощности силового агрегата. Однако, это может привести к поломке мотора.
Чрезмерно высокие обороты могут повышать кинетическую энергию поршней, которые начинают деформировать некоторые детали. Это наблюдается, когда все элементы системы находятся в резонансе. Кроме того, после деактивации отсечки клапаны могут задерживаться в приоткрытом положении, это приводит к постепенному разрушению распределительного вала.
Итог. Эксплуатировать автомобиль рекомендуется в максимально бережных условиях. Не следует разгонять его до высоких оборотов, так как это не только затрачивает большее количество топлива, но и увеличивает риск поломки двигателя. Ограничитель отключать не рекомендуется — это приблизит износ силовой установки.
Что такое перекрутить двигатель
Заранее прошу прощения, если уже писалось об этом, но поиском не нашел, лишь только некоторые отдельные посты, а хотелось бы узнать, как с этим дела у всех (у большинства).
Итак, купил годовалую Лачетти с пробегом 6500 и оооочень аккуратным предыдущем владельцем. Всю обкатку он прошел как надо — сомнений нет. Сам я пересел с Каптивы 3,2л/230л.с./АКПП (не надо вопросов, так уж вышло, но бренду остался верен). Так вот, что меня реально поразило в новом авто — так это показатели спидометра и тахометра.
На пятой передаче при скорости 100 — 3000 об, 120 — 3500 об, 140 — 4000 об.
Вопросы:
1. Это у всех так? Напишите, как у вас, если показатели отличаются.
2. Я правильно понимаю, что дальше уж лучше и не разгоняться, поскольку износ двигателя гораздо дороже выйдет, чем сэкономленное время?
3. Можно ли как-то настройкой оборотов это «вылечить» — мне очень некомфортно при оборотах в 4000? На Каптиве где-то 3200 было при 140, движка не слышно!
Заранее благодарю всех откликнувшихся.
100 — 3000 об, 120 — 3500 об, 140 — 4000 об.
Вопросы:
1. Это у всех так?
У меня ДА.
2. Я правильно понимаю, что дальше уж лучше и не разгоняться, поскольку износ двигателя гораздо дороже выйдет, чем сэкономленное время?
Нет, не правильно. Дальнейшую скорость ограничивают только штрафы и расход горючки.
3. Можно ли как-то настройкой оборотов это «вылечить» .
Можно, поменяв главную парту и поставив более мощный двигатель. 🙂
Ну или мросто музыку по громче и на 5500 — 160 кмч
The_power добавил 08.07.2010 в 12:59
Интересно, какая это машина (21093 и 2110 не упоминать- это не они)
очевидно любая, с длинной главной парой )
Интересно, какая это машина (21093 и 2110 не упоминать- это не они) М2141-22 «Космич-Святогор» 1,7 «башкирмотор» 80л.с.
2. Я правильно понимаю, что дальше уж лучше и не разгоняться, поскольку износ двигателя гораздо дороже выйдет, чем сэкономленное время?
Нет, не правильно. Дальнейшую скорость ограничивают только штрафы и расход горючки.
Законы физики пока действуют, чем выше обороты тем больше износ.
Можно, поменяв главную парту и поставив более мощный двигатель. А это хорошая идея, хотя думаю мощи двигателя хватит, ведь не гоночный болид.
Там 140 можно и на 3- тяга будет что надо
низя, передаточные числа, однако, не дают, не могут колёса быстрее этих шестерёнок крутиться, такая, блин, физика
Ну нафик, так над машинкой издеваться
Зачем издеваться? Машинка как раз очень радуется, включаю 5-ю, она ещё до 190 очень-очень бодро долетает, потом, конечно, медленнее уже гораздо разгоняется, но при аккуратной езде скорости за 200 уже не очень актуальны, так что ничего страшного
Зачем издеваться? Машинка как раз очень радуется, включаю 5-ю, она ещё до 190 очень-очень бодро долетает, потом, конечно, медленнее уже гораздо разгоняется, но при аккуратной езде скорости за 200 уже не очень актуальны, так что ничего страшного
У меня своя «пуля», — считаю что всё что выше 3500-4000об вредно! Пытать будете — не сломлюсь:)!
Причём зависимость квадратичная! (для «любителей высоких оборотов). 100% согласен!
Но на «низах» выше удельные давления в ЦПГ и КШМ, также износ (для любителей «тянуть»).
Тут можно подискутировать на тему нагрузок (душить или на грани, очень помогает в этом «маршрутник») В принципе тоже — (+)
Пашутка777,
Так хочется поспорить, что даже читаем невнимательно (речь шла о ЦПГ и КШМ), «смешливый» вы наш 🙂
А по существу есть возражения? Со знанием физики процесса, аргументировано. Слабо? 🙂
вы что до сих пор минеральными маслами пользуетесь
Для сведения: Не только я, но и подавляющее большинство пользователей. Процентов, эдак, 90, кто пользуется маслом GM и ему подобным. В лучшем случае там синтетики 20-30 %, остальное обычная минералка или в исполнении «кряк». «Настоящая» синтетика гораздо дороже.
Slavka добавил 10.07.2010 в 17:48
пусть каждый убивает свой автомобиль как хочет
Вообще-то не для таких «умных» писал. «Умные» сами всё знают! Только «стуканутые» потом приезжают на сервис, хлопая глазками (я там 3 года мотористом отработал). И выясняется, что клиент «четвёртую» передачу включает на 30 км/ч :). Особенно женщины любители разгона на малых оборотах. По-фигу, что машина не едет, главное тапку сильней придавить.
считаю что всё что выше 3500-4000об вредно
а ДжиЭм так не считает, отсечку выше гораздо поставили, там, где реально вредно
Slavka,
про клапана полностью согласен
и про разгон на малых оборотах тоже
У меня своя «пуля», — считаю что всё что выше 3500-4000об вредно!
а как же тогда ехать 170, это же получается 5000, надо хоть попробовать разгоняется машинка до паспортной максималки или нет
Се-ня добавил 10.07.2010 в 19:59
отсечку выше гораздо поставили, там, где реально вредно
+100500
Ехать на 3 передаче со скоростью 100км. так же вредно, как и на четвертой 50 км. И на 5 можно 50кмч, но не разгоняться. Если по ветру или с горки. Короче соображать есть нагрузка на двс или нет В этом мне маршрутник помогает
Что касается «подвисания» клапанов. Здесь важны не обороты, а нормальный температурный режим двигателя, в том числе клапанов. Но с этим проблема, в «пенсионерском» режиме клапана не выходят на режим «самоочищения». Отсюда смолообразование и кокс. И любители «отжигать» здесь в выигрыше (но не за счёт оборотов).
Подвисания клапанов от хренового бензина. У меня газ и я не парюсь о коксе и смолобразовании. Отжигать ничего не надо всё и так чисто.
а как же тогда ехать 170, это же получается 5000, надо хоть попробовать разгоняется машинка до паспортной максималки или нет Ну и нафик! Пацанство всё это. Да и дороги у нас не те, и машина не гоночная. Засады дпс сплошь и рядом — дороже будет.
Это на тот случай если за тобой «та самая с косой » гнаться будет можно и поубегать за счет ресурса машинки;)
Законы физики пока действуют, чем выше обороты тем больше износ.
Да, но этот износ на 3 или 5 тыщах об/мин ничто по сравнению с одним холодным пуском. Я уверенн, даже если 2/3 назначенного ресурса двигателя его гонять около 5 тыщ, то он выдержит без проблем.
А это хорошая идея, хотя думаю мощи двигателя хватит, ведь не гоночный болид.
Нет, 1.4 однозначно не хватит, чтобы при более длинной главной передаче ехать больше 120 имхо. Мотор оборотистый и коробка дана ему соответствующая, и ресурс расчитан соответственно.
больше 400 км. не встречал.
Я про обороты говорил, а не про пробег 🙂
Да, но этот износ на 3 или 5 тыщах об/мин ничто по сравнению с одним холодным пуском. Я уверенн, даже если 2/3 назначенного ресурса двигателя его гонять около 5 тыщ, то он выдержит без проблем.
Мысль верная, но не так круто. Проскакивают разные цифры, но больше 400 км. не встречал.
Загнул он конечно круто!
Нет, 1.4 однозначно не хватит, чтобы при более длинной главной передаче ехать больше 120 имхо. Мотор оборотистый и коробка дана ему соответствующая, и ресурс расчитан соответственно. Хватит-хватит! Передачами работать надо. Почему » Космичу» с 80л.с. хватает и успешно! 3000об — 120кмч.- 7,8л/100км. У шевролетки больше 8.
Загнул он конечно круто!
Я? В каком месте? вы можете сказать на сколько процентов уменьшится ресурс двигателя, в следующих ситуациях:
1. Запуск в -30
2. Если я проеду 100 км на оборотах около 3000 об/мин
3. Если проеду 100 км на оборотах около 5000
Хватит-хватит! Передачами работать надо. Почему » Космичу» с 80л.с. хватает и успешно! 3000об — 120кмч.- 7,8л/100км. У шевролетки больше 8.
Зачем вы пишете максимальную мощность, она в данном случае ничего не значит. У вашего космича, самый сочный режим с 2 до 4 тысяч об/мин, не удивительно что на 3 тыщах он едет даже на длиной передаче. У лачи же (я имею в виду 1.4 мотор) сок от 3500 до 5500, поэтому на этих оборотах она и едет на последней передаче. Имхо все логично.
Я? В каком месте? вы можете сказать на сколько процентов уменьшится ресурс двигателя, в следующих ситуациях:
1. Запуск в -30
2. Если я проеду 100 км на оборотах около 3000 об/мин
3. Если проеду 100 км на оборотах около 5000
Почему сразу -30.
% износа на этих режимах трудно посчитать тем более на таких мизерных расстояниях А вот третий пункт думаю больше потрепает двс, за пройденное расстояние на 5000тыс он сделает больше оборотов и естественно «сотрётся» на на % от этого количества. Если грубо- 100км-3000об и 100км-5000об разница 2000об.
если ехать на 3000об.мин то на разнице можно проехать еще около 50км. На 5000 уже проехал 100км. Но всё еще зависит от нагрузки на двс, немаловажный фактор. А холодные пуски не так страшны, слишком уж акцент на них делаешь. Вот в этом думаю и загнул.
Зачем вы пишете максимальную мощность, она в данном случае ничего не значит. У вашего космича, самый сочный режим с 2 до 4 тысяч об/мин, не удивительно что на 3 тыщах он едет даже на длиной передаче. У лачи же (я имею в виду 1.4 мотор) сок от 3500 до 5500, поэтому на этих оборотах она и едет на последней передаче. Имхо все логично.
Здесь наверное ты прав, соглашусь пожалуй, разные двс у вышеописанных авто и режимы разные. Не с бодуна ведь поставили такую КП на лачу. На 1,6 я бы попробовал подлинней пятую.
М2141-22 «Космич-Святогор» 1,7 «башкирмотор» 80л.с.
Это тебе кажется. Внизу эластичней УЗАМы и все.
Подбор передач, плавность хода
В настоящей статье мы рассмотрим вопросы, связанные с переключением передач. Несмотря на то, что данный процесс для всех состоявшихся водителей стал привычным делом, не помешает более точно разобрать эту тему, что позволит вам, возможно, выявить дополнительные возможности управления своим автомобилем. Вся нижеизложенная информация станет непосредственным руководством к действию для владельцев автомобилей с механической коробкой передач, а для владельцев «автоматов» — информацией для более точного понимания происходящего.
Физика процесса
Для начала разберем, по какой причине мы вынуждены иметь дело с переключением передач. Все исходит от одного основного свойства двигателей внутреннего сгорания (ДВС), которые располагаются под капотами подавляющего большинства автомобилей. Это свойство заключается в том, что ДВС имеет определенный, достаточно узкий, диапазон работы.
Режим работы двигателя определяется по частоте вращения коленчатого вала – того самого вала, который и приводит во вращение колеса. Частоту вращения коленчатого вала показывает тахометр (водители, не имеющие в своих автомобилях этого замечательного прибора, ориентируются на слух).
Запустив двигатель, вы видите, что в спокойном состоянии (вы не нажимаете на педаль газа), коленвал все время вращается с некой минимальной частотой – холостой ход, как правило, менее 1000 об/мин. Это нижний порог – если каким-то способом заставить коленвал вращаться медленнее – двигатель не сможет работать, он заглохнет. Поэтому вы включаете нейтральную передачу (разрыв связи двигателя и колес) перед остановкой. Конечно, можно заглушить двигатель, но тогда он теряет работоспособность и потребуется время на его запуск.
С другой стороны существует и верхний порог частоты вращения – на тахометре показан красной зоной. Если заставить коленвал вращаться быстрее – двигатель поломается. На многих автомобилях стоят электронные ограничители, которые не позволяют перекрутить двигатель, на остальных автомобилях – это задача водительского внимания. Вот и получается то, что мы не можем соединить двигатель и колеса раз и навсегда – тогда мы не сможем остановиться без глушения двигателя и не сможем разогнаться до высокой скорости.
Важность КПП
Для того чтобы устранить данную проблему, умные люди и придумали коробку переключения передач (КПП). Здесь, включая разные передачи, вы соединяете двигатель и колеса в разных пропорциях. Это позволяет двигателю все время работать в своем рабочем диапазоне, а на колесах каждый раз получать разные результаты.
Узкий диапазон работы характерен именно для ДВС, в отличие от электродвигателей. Последние могут быть без труда остановлены без потери работоспособности с одной стороны, и раскручены до высоких частот вращения – с другой. По этой причине в трамваях и троллейбусах отсутствуют коробки передач, там двигатель и колеса связаны постоянно.
Различия получаемых результатов на разных передачах сводятся к разным скоростям и усилиям на колесах. Садитесь за руль автомобиля, в котором имеется тахометр, и поэкспериментируйте. Используя разные передачи на одних и тех же оборотах двигателя, вы получаете различные скорости.
- Первая передача – самая тихоходная, по мере повышения передач, скорости растут. Вам будет полезно знать диапазоны скоростей, которые достижимы на различных передачах. Выезжайте на длинный, ровный и достаточно свободный участок дороги и определите минимально и максимально возможные скорости на разных передачах – от минимальной до максимальной частоты вращения коленвала, соответственно. Кроме того, на разных передачах вы получаете различные усилия на колесах.
- Включите вторую передачу и раскрутите двигатель до 2000 об/мин. Теперь нажмите на газ до упора и запомните то ускорение, с которым автомобиль начал разгоняться.
- После этого включите третью передачу, раскрутите двигатель до 2000 об/мин. и повторите эксперимент – ускорение автомобиля значительно меньше. Передача, которая передает большую скорость, передает меньшее усилие и наоборот – это закон передаточных чисел. Попросту обычный закон равновесия – большая скорость не может появиться из ниоткуда, вы в чем-то выигрываете, в чем-то проигрываете.
Поэтому на первой передаче вы получаете самые маленькие скорости, но самые большие усилия:
- максимальное ускорение разгона;
- возможность преодолеть максимальный подъем;
- возможность буксировать максимальный груз.
По мере увеличения передач возможные скорости растут, но усилия падают – интенсивность разгона и прочее снижаются. Диапазоны скоростей на разных передачах накладываются друг на друга, т.е. на одной скорости можно включать разные передачи. Таким образом, переключение передач является не жестким шаблоном (переключение только в определенной последовательности и только на определенных скоростях), а достаточно творческим процессом подбора той пропорции связи двигателя и колес, которая вас устраивает в данный момент.
Вам также следует знать еще одно важнейшее свойство двигателя – его мощность зависит от развиваемой частоты вращения. С ростом оборотов мощность повышается до определенного предела, а потом снова падает. Наибольшая мощность, как правило, развивается примерно во второй трети рабочего диапазона двигателя. Вот почему, например, при трогании с места вы добавляете обороты – на холостом ходу двигатель столь слаб, что ему с трудом удается сдвинуть автомобиль с места. Также понятно, почему не имеет смысла раскручивать двигатель до предела – на максимальных оборотах рев сильный, а мощность уже ниже, чем на средних.
Выбирайте ваш стиль езды
Из всего вышеизложенного проистекает непосредственно ваш стиль вождения. При умеренном разгоне вам имеет смысл на каждой передаче раскручивать двигатель до средних оборотов и включать следующую – в результате двигатель все время будет поддерживаться в экономичном диапазоне работы. Вы получите тишину и экономию топлива.
При необходимости интенсивного разгона или разгона на подъем – вы раскручиваете двигатель до высоких оборотов. После включения следующей передачи обороты падают, но все равно остаются в зоне высокой мощности – вы поддерживаете двигатель в диапазоне максимальной мощности. Владельцы автомобилей с автоматическими КПП могут заметить, что при различной интенсивности разгона (определяется степенью нажатия на педаль газа), двигатель автоматически поддерживается на различных режимах работы.
Иногда имеет смысл включать более низкие передачи без снижения скорости. Например, вы двигаетесь на какой-нибудь высокой передаче с умеренными оборотами двигателя.
Возникла необходимость быстро ускориться для того, чтобы кого-то обогнать или встроиться в более быстрый поток машин. Если просто нажать на газ, максимально возможного ускорения не последует – на умеренных оборотах двигатель не выдает большой мощности, и к тому же высокая передача передает малое усилие на колеса. Включив более низкую передачу, вы решаете одновременно все проблемы – обороты двигателя и, соответственно, его мощность повысились, усилие передается больше. Теперь нажатие на газ принесет вам ощутимо большее ускорение.
По тем же причинам имеет смысл включать более низкую передачу перед преодолением подъема. Владельцы «автоматов» могут заметить, как при интенсивном нажатии на газ или при въезде на подъем, обороты двигателя быстро повышаются – автоматически включилась пониженная передача. Иногда даже целесообразным является включение передачи сразу на две ступеньки ниже.
На какой передаче ехать?
Чтобы определять, когда какие передачи можно включить, вам как раз и понадобится знание скоростных диапазонов на различных передачах. Ориентируясь по скорости, вы сможете определить не только какие передачи можно сейчас включить, а также какие имеет смысл включить. Например, вы определили, что вторая передача позволяет вам разгоняться до 70 км/ч. При скорости 60 км/ч. для преодоления крутого подъема имеет смысл включить вторую, а вот для интенсивного разгона, нет – 60 уже почти «потолок».
При включениях пониженных передач может возникать рывковое замедление автомобиля. Очень важно уметь обходиться без подобных неприятностей, которые на скользкой дороге могут привести к заносу. Для того, чтобы точно понимать данный вопрос, разберем причину этого явления.
Давайте проведем эксперимент. К примеру, вы двигаетесь на 2 передаче со скоростью 40 км/ч. При этом тахометр показывает, что частота работы двигателя, например, 3000 об/мин. Теперь вы включаете 4 передачу. Понятное дело, что при той же скорости частота работы двигателя стала меньше – 1500 об/мин. Ваша задача снова включить 2 передачу. Для того, чтобы все было плавно, в момент включения 2 передачи при скорости 40 км/ч., двигателю требуется работать, как мы уже выяснили, с частотой 3000 об/мин., а он изначально работает медленнее – всего 1500 об/мин. В результате, при включении 2 передачи, вы насильно вынуждаете двигатель быстро раскрутиться до 3000 об/мин.
Вы, конечно же, его раскручиваете, но он со своей стороны сопротивляется и успевает частично погасить скорость автомобиля. Получается рывковое замедление автомобиля. Снова 40 км/ч., 4 передача. Для того чтобы этого избежать, вы как обычно передвигаете рычаг в положение 2, но перед тем, как отпустить педаль сцепления, вы газом добавляете те самые 3000 об/мин. и только тогда отпускаете сцепление. В результате, все происходит максимально плавно.
Сейчас, в результате эксперимента, мы вычислили, сколько оборотов необходимо добавлять, но в реальных условиях вы не знаете точно, сколько оборотов будет развивать двигатель на той или иной передаче. Этого и не нужно. Вам просто необходимо понимать то, что на более низкой передаче обороты двигателя будут выше, чем до этого.
Поэтому, при включении понижающих передач, перед отпусканием педали сцепления, вы газом добавляете обороты двигателя больше, чем они были до этого. Потренируйтесь двигаться с постоянной скоростью, например 40 км/ч., и включать различные передачи в разных последовательностях – 2-4-3-4-2-3. Добейтесь того, чтобы все происходило максимально плавно.
Теперь вы сможете более грамотно использовать потенциал своего автомобиля, подбирая передачи для получения желаемых результатов в любых условиях, и делать это мягко и четко.
Отсечка оборотов двигателя: для чего это нужно
Начнем с того, что среди автолюбителей можно часто услышать такие выражения, как «крутить двигатель до отсечки», «мотор уперся в отсечку», «сработала отсечка двигателя» и т.п.
Как правило, речь о такой ситуации заходит в тех случаях, когда возникла необходимость разогнать автомобиль до максимальной скорости или когда стрелка тахометра доходит до «красной зоны» на разных передачах. Итак, давайте рассмотрим, что же такое указанная отсечка.
Если просто, при достижении пиковых нагрузок обычно происходит так называемая отсечка оборотов двигателя, то есть мотор не может дальше раскручиваться. Водитель во время отсечки ощущает, что мотор резко перестает тянуть, сам агрегат начинает работать «рывками», тяга дозируется с явными паузами.
Другими словами, максимально возможная частота вращения коленчатого вала при полностью или частично выжатой педали газа на том или ином ДВС штатно ограничена, то есть водитель может поднять обороты до отсечки и не выше. Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно.
Что такое отсечка двигателя: для чего нужна и как это работает
Как уже было сказано, отсечка двигателя выполняет защитную функцию. Схема работы данного решения на современных ДВС с инжектором следующая: когда в процессе использования мотора достигается предел по заранее заданным значениям, электронный блок управления двигателем блокирует подачу горючего в цилиндры, тем самым понижая частоту вращения коленчатого вала.
Что касается самих значений, отсечка двигателя срабатывает с учетом следующих параметров:
- скорость движения ТС;
- обороты коленчатого вала;
- давление отработавших газов в ДВС с турбокомпрессором;
Срабатывание отсечки с учетом скорости (ограничение максимальной скорости) является решением, которое обычно используется в комплексе с отсечкой по оборотам. В первом случае отсечка нужна для того, чтобы автомобиль не разгонялся выше определенного порога, тогда как во втором речь идет о защите самого мотора при езде на разных передачах.
На практике, если машину разогнать до 250 км/ч, тогда сработает отсечка, при снижении скорости до условных 240 км/ч блок управления снова подаст топливо, однако при наборе скорости до 250 км/ч снова сработает программная отсечка двигателя. Получается, быстрее скорости отсечки автомобиль попросту не поедет.
Отсечка на основании давления отработавших газов в турбокомпрессоре и скорости вращения турбины присутствует на турбомоторах. Дело в том, что если даже обороты коленвала еще не достигли критических показателей для самого ДВС, однако для турбины последствия уже могут быть серьезными и вывести из строя дорогостоящий элемент.
Простыми словами, после того, как турбокомпрессор раскрутился до, в среднем, 110-115 тыс. об/мин. и больше, необходимо ограничить поток и давление выхлопных газов, чтобы турбина не разрушилась. Сделать это можно отсечкой двигателя.
Например, стоковый бензиновый двигатель как на Kia Rio или Hyundai Solaris, так и на отечественной ВАЗ Калина имеет отсечку, которая срабатывает на отметке в 6.5 тыс. об/мин. Это условный сформировавшийся стандарт для многих моторов. При этом существует много агрегатов, у кторых другие обороты отсечки. Двигатели автомобилей, кторые станадртно «крутятся» выше (до 7-7.5 или даже 8 тыс. об/мин), уже считаются высокооборотистыми. На спортивных авто и этот показатель далеко не предельный.
Отсечка оборотов происходит по команде блока управления и препятствует дальнейшему набору оборотов. Как правило, указанная отсечка предполагает, что защита срабатывает в том случае, когда двигатель раскручивается до 95 или 100% максимально возможных рабочих оборотов.
Если сказать иначе, конструкторы оставляют 5-7% запаса от максимальных оборотов, на которых конкретный тип ДВС работает без значительной потери ресурса или разрушения. Например, если отсечка срабатывает на 6.5 тыс. об/мин, то максимальными оборотами для такого мотора можно считать почти 7 тыс. оборотов в минуту, при этом ДВС будет работать без поломок.
Обороты отсечки на тахометре выделены хорошо известной красной зоной. После достижения таких оборотов происходит срабатывание отсечки, когда ЭБУ выполняет отключение подачи горючего в цилиндры. Дальнейшее возобновление подачи топлива произойдет тогда, когда обороты снизятся до того предела, который прописан в памяти блока управления.
Советы и рекомендации
Отметим, что на многих видах автомобилей используется сразу несколько типов отсечки двигателя, причем одновременно. Как правило, речь идет о ТС, которые оснащены высокофорсированными атмосферными и турбированными ДВС.
Хотя постоянная езда на высоких оборотах сокращает ресурс ДВС по причине значительных нагрузок, раскручивать двигатель до отсечки можно, причем без риска повреждения мотора. Как правило, на многих агрегатах выход двигателя на максимальную мощность достигается именно тогда, когда обороты поднимаются в диапазоне 90-95% и более до срабатывания отсечки.
Так называемые тюнинговые и спортивные блоки управления позволяют отодвигать обороты отсечки. При этом важно понимать, что нештатные нагрузки на мотор могут привести к его ускоренному износу или даже быстрому выходу из строя. Обычно отсечку сдвигают или отключают на специально подготовленных авто, в двигателе которых установлены более прочные детали.
Если же говорить о ресурсе обычного двигателя, отключение отсечки вполне можно считать причиной быстрой поломки силового агрегата. По этой причине максимум, на который можно рассчитывать после таких манипуляций, это те самые 5% запаса. В этом случае можно сдвинуть обороты без значительного риска. В остальных ситуациях без дополнительных изменений конструкции мотора отодвигать отсечку более чем на 5% крайне не рекомендуется.
Напоследок отметим, что привычка крутить мотор до высоких оборотов означает, что в двигателе закономерно произойдет увеличение расхода масла. По этой причине необходимо правильно подбирать смазочный материал и постоянно следить за его уровнем. В противном случае эксплуатация машины в режимах максимальных нагрузок и высоких оборотов может обернуться значительным износом двигателя или его серьезной поломкой.