Нужно ли иногда раскручивать двигатель до максимальных оборотов
Нужно ли иногда раскручивать двигатель до максимальных оборотов?
Во многом именно от манеры езды и правильности использования автомобиля будет напрямую зависеть надежность двигателя и отсутствие у мотора критических неисправностей. Чаще всего мы используем двигатель в диапазоне оборотов 2000-3000 в минуту. При этом непонятно, нужно ли раскручивать двигатель до красной отметки тахометра или подобное может привести к его быстрому износу и необходимости дорогостоящего ремонта.
Использование двигателя с минимальными оборотами
Многие автовладельцы уверены, что если они будут эксплуатировать автомобиль на минимальных оборотах двигателя, это позволяет снизить нагрузку на мотор, тем самым существенно продлевая его срок службы. При этом нужно понимать, что понятие минимальных оборотов будет различаться для бензиновых и дизельных силовых агрегатов. Например, для бензина минимальные обороты — это 2000-3000 оборотов коленвала в минуту, а для дизеля — не более 2000.
Большинство мастеров, которые занимаются ремонтом двигателей автомобилей, отмечают, что езда на минимальных оборотах не только не продлевает жизнь двигателю, но и может, в конечном счете, привести к появлению различных критических неисправностей. Дело в том, что масляный насос в подобном случае не может обеспечить правильное давление масла, соответственно двигатель некачественно смазывается, а именно это является одной из причин преждевременного износа двигателя.
Также при таком, казалось бы, щадящем использовании автомобиля появляются проблемы с нагаром и закоксовкой двигателя, в результате чего мотору требуется вскрытие и ремонт. Тогда как, если поднимать обороты двигателя регулярно до красной зоны, это позволяет очищать камеру сгорания и мотор от закоксовки, тем самым существенно продлевая срок службы двигателя.
Стоит ли крутить до отсечки двигатель
Конечно, регулярно практиковать такую манеру езды не следует, так как в подобном случае быстро изнашивается двигатель, существенно увеличивается нагрузка на коробку передач как на механику со сцеплением, так и на автомат, который перегревается и быстрее изнашивается. Из-за агрессивного стиля управления авто неизменно страдают тормоза, так как приходится резко тормозить, это приводит к стиранию колодок и дисков, которые вскоре требуют замены.
Однако если автовладелец будет лишь в редких случаях поднимать обороты да максимума, это положительно сказывается на состоянии двигателя. В подобном случае устраняется весь имеющийся нагар в камерах сгорания, который выводится через выхлопную систему. Такая кратковременная работа двигателя на максимуме позволяет несколько продлить его срок службы, исключая какие-либо проблемы с закоксовкой и загрязнением двигателя, масляной системой и системой охлаждения двигателя.
То же самое касается пользы такого редкого повышения оборотов для турбины, которая в это время лучше смазывается, что устраняет возможные отложения масла в элементах турбины, предупреждая её износ и заклинивание. Но при этом помните, что такими регулярными разгонами в пол до максимума злоупотреблять всё же нельзя, так как это является серьезной нагрузкой на двигатель, который начинает быстро изнашиваться, после чего мотору требуется капитальный ремонт.
Чем опасна езда на низких оборотах и почему двигатель периодически нужно «крутить»
Какие обороты мотора считать оптимальными? Вредна ли езда «в натяг»? Для чего советуют периодически «прожаривать» мотор? Подробно отвечаем на все эти вопросы
Желание экономить топливо понятно. Но паспортный расход топлива – это одно, а вот реальные показатели прожорливости машины могут серьезно отличаться от него. Причем как в минус, так и в плюс. Не секрет, что «рваная» езда с постоянными ускорениями и торможениями, а также движение на скоростях выше разрешенных ПДД, тут же повышают расход топлива на десятки, а порой и на сотни процентов. На известной трассе М-11, где пока что за превышение скорости не наказывают, очень многие машины мчатся со скоростями 170 – 180, а то и под 200 км/ч. Кончается такая езда предсказуемо: преждевременным заездом на АЗС.
Впрочем, есть и обратные примеры. В нашумевшей лет 15 назад истории о поездке из Москвы в Санкт-Петербург и обратно без дозаправки московский журналист на бензиновом Volvo S60 мощностью 170 л.с. с АКП добился среднего расхода топлива в пять с небольшим литров на сотню. При этом никаких чудес, в общем-то, не было: автомобиль плавно разгонялся примерно до 80 – 90 км/ч, а затем двигался как бы в натяг, оставаясь на высшей передаче при невысокой частоте вращения коленвала. Позже подобные пробеги совершали и другие энтузиасты.
В том, что подобный режим движения экономичен, сомнений нет. Обеспечить его несложно: современные коробки передач, как механические, так и автоматы, легко способствуют работе двигателя с большой нагрузкой и малыми оборотами. К тому же водители, как правило, не любят раскручивать мотор до больших оборотов, поскольку считают, что мотор при этом изнашивается быстрее. Поэтому при езде на «механике» они переключаются на повышенную как можно раньше, а при наличии АКП стараются не слишком интенсивно давить на газ. Гидромеханические коробки, как и вариаторы, при этом стремятся обеспечить передаточное отношение, соответствующее примерно 2000 об/мин. Но не вреден ли такой режим для автомобиля?
Увы – вреден! Больше всего мотору не нравится, когда при малых частотах вращения ему дают высокую нагрузку, а температура масла при этом приличная. В таком режиме скорость износа поршневых колец и цилиндров, а также подшипников коленвала максимальна. Детали кривошипно-шатунного механизма сильно нагружены, давление поршня на стенку цилиндра велико, а вот масляный насос при этом работает как бы в полсилы. Именно это и может привести к быстрому истиранию антифрикционного слоя на вкладышах коленчатого вала и на поршнях. Итог предсказуем: поршни фактически начнут болтаться в цилиндрах. А потому капитальный ремонт будет не за горами.
Паниковать, конечно же, не следует, но мотору нужно и помогать. Экономия экономией, однако все-таки желательно время от времени гонять двигатель на высоких оборотах для очистки камер сгорания и свечей зажигания от скопившегося нагара. Это будет полезно и для очистки элементов турбокомпрессора. Известно, что при описанной выше «пенсионерской» езде перепускной клапан или управляемый сопловой аппарат турбины (в зависимости от ее конструкции) начинают терять подвижность, не работая во всем диапазоне. А у вазовских моторов вращение клапанов ГРМ вокруг своей оси начинается примерно с 4000 об/мин. Понятно, что при более низких частотах никакого вращения не будет, а частицы нагара помешают им нормально закрываться. Возникнет местный перегрев, а затем и прогар. В холодное время года эффект усиливается за счет того, что мотор часто остается непрогретым, в картере конденсируется влага, которая в итоге ухудшает смазывающие свойства моторного масла. Рецепт – все тот же: время от времени мотор надо «погонять» на приличных оборотах и высокой скорости.
Выводы простые: во всем нужна умеренность. А потому экономичный режим езды время от времени нужно менять на более интенсивный, приводя мотор в чувство. Он будет только благодарен за это.
avtoexperts.ru
Развитие технологий все больше снимает с водителей различные нюансы управления машиной. Вот и традиционная тема с выбором оборотов для движения скоро может совсем потерять актуальность. Даже в России машин с разного вида автоматическими трансмиссиями продается уже больше чем с «механикой», а там оборотами заведует электроника: как сочтет нужным, там и будет крутить мотор. Впрочем, пока машин с «механикой» все равно еще много и вопрос об оборотах периодически поднимается, особенно у молодых водителей.
Четкого и единственно правильного ответа на каких оборотах нужно переключать передачи – нет. Зависит это от ситуации и кучи факторов, воспользоваться готовым решением не получится, нужно самому научиться чувствовать момент оптимального переключения. Чтобы было легче это сделать – расскажем об основных ошибках. А дальше просто – если что-то не является ошибкой, то так поступать можно. Сразу оговоримся, что все нижесказанное актуально для бензиновых моторов.
1. Ускорение на низких оборотах. Когда приходится читать о том, что «езда на низких оборотах вредна для двигателя» это вызывает недоумение. Катиться под горку поддерживая уже набранную скорость можно хоть на холостых – мотору плохо от этого не будет. А вот от чего ему будет плохо – это от ускорения на низких оборотах. Включить повышенную и утопить педаль в пол – очень плохая идея, мотор будет захлебываться и испытывать повышенные нагрузки, такая езда будет сокращать его ресурс. Чем активнее вы планируете разгоняться, тем выше должны быть обороты на момент действия (например, в пол нажимать педаль ниже чем с 3000-3500 оборотов большого смысла нет). Так и разгон будет динамичнее, и меньше вреда для двигателя. Тот, кто постоянно резко разгоняется с холостых – рискует раньше срока поехать на капитальный ремонт.
Грубо говоря, если вы едите по городу и въехали в зону действия знака «40», то вполне можно притормозить и продолжить движение на 4 передаче, но когда знак «закончится» и вам захочется резко разогнаться, то лучше для этого передачу понизить.
2. Крутить до отсечки – вредно. У некоторых водителей, наоборот, есть боязнь не низких, а высоких оборотов. «Красная зона» тахометра им представляется чем-то ужасным. Но это не так, наоборот, часто механики рекомендуют хотя бы раз в пару недель выкрутить мотор на максимальные обороты, чтобы он самоочистился от нагаров и отложений. Такие профилактические «раскруты» не только не вредны, но и даже полезны. Другое дело, если до отсечки двигатель крутится постоянно, при каждой смене передачи. Вот это, конечно, ресурс мотора (да и не только мотора) заметно сокращает. Так что без большой нужны постоянно крутить в звон мотор не стоит, но и каким-то нештатным режимом работы это не является.
3. Всегда нужно переключаться на одних оборотах. У новичков есть соблазн выбрать себе какую-нибудь позицию на тахометре и каждый раз менять скорость при достижении этих оборотов. Так легче – не нужно думать, но так неправильно. Надо понимать нагрузку на мотор, а она зависит от уклона дороги (в горку, с горки), загрузки автомобиля, погодных условий (в плохую погоду обороты держать лучше чуть выше) и кучи других факторов. И уж тем более это зависит от конкретного мотора – какие-то хорошо крутятся, но плохо едут на «низах» (вспомним вазовский 16-клапанник 1,4), другие крутить смысла нет, зато они с холостых уже едут нормально (вспомним моторы «Волги»). Нужно делать постоянную поправку и смотреть за реакцией автомобиля. Если не тянет – нужно повышать передачу, а не пытаться кочегарить на низких оборотах. Но в тоже время молотить на повышенных оборотах без особой на то нужны – тоже бессмысленно.
4. Экономная езда – на оборотах максимального крутящего момента. Стойкое заблуждение, которое разделяют даже опытные водители, видимо пришло из мира грузовых дизелей, где даже есть зеленая зона на тахометрах, которая показывает максимальную экономичность. У бензиновых моторов такого нет, а все потому что они прилично крутятся. Например, у корейского мотора 1,4, который ставился на первые Rio и Solaris, максимальный крутящий момент был на 5000 оборотах. Это что же, для экономичной езды нужно их постоянно поддерживать? Конечно, это бредовая версия.
Чем обороты ниже, тем ниже и расход, но только до определенного предела, пока двигатель не захлебывается и не работает с натугой, тогда расход наоборот увеличивается. Главное, понимать где проходит это граница между «спокойно работает на низких оборотах» и «захлебывается». Хотелось бы тут дать какую рекомендацию по конкретным значениям, но перечитайте прошлый пункт – дать один рецепт на все случаи жизни невозможно.
Интересно, а можно предположить, в каком режиме движения будет самый низкий теоретический расход топлива? Можно. Самый экономичный режим – это езда с постоянной скоростью на минимально комфортных для мотора оборотах на высшей передаче. То есть для машин с 4-ступенчатой коробкой – это около 40 км/ч, для 5-ступенчатой – около 65 км/ч, для 6 ступенчатой – около 75 км/ч, хотя тут многое зависит от подбора передаточных чисел в трансмиссии, бывают случаи, которые из этого ряда выбиваются (пример Ларгус с реношными моторами, которые на 5-й спокойно едут уже с 45 км/ч). Важны и характеристики мотора. Например, некоторые турбированные двигатели уже с 1500 оборотов демонстрируют высокий крутящий момент и едут очень уверенно, среднестатистический атмосферник на таких оборотах только просыпается и с такими оборотами может ехать только по ровной дороге. Оговоримся, что приведенные скорости именно для поддержания движения, а не для разгона, разгоняться лучше на более высоких оборотах. Но только разгоняться – большого смысле постоянно ехать на повышенных оборотах нет, это только лишний бензин в трубу.
На тахометре автомобиля не случайно много делений – в зависимости от ситуации пользоваться можно и нужно всей шкалой: и ехать почти на холостых, и крутить до максимума. В обычном режиме движения обороты предпочтительнее немного ниже средних, но разные для отличающихся ситуаций. Сложного в выборе оборотов ничего нет – нужно немного опыта и чувства автомобиля. И хотя все рассказанное в этой статье вряд ли является каким-то открытием, автор материала в своей практике не раз сталкивался даже с, казалось бы, опытными водителями, которые либо по городу не используют повышенную передачу даже после того как закончили разгон, либо не включают повышенную при необходимости ускорится. Такая простая человеческая лень понемногу сокращает ресурс мотора и увеличивает расход топлива.
Какие обороты двигателя нужно держать
Практически каждому водителю хорошо известно, что от индивидуального стиля езды напрямую зависит ресурс двигателя и других узлов автомобиля. По этой причине многие автовладельцы, особенно начинающие, часто задумываются о том, на каких оборотах лучше ездить. Далее мы рассмотрим, какие обороты мотора нужно держать с учетом разных дорожных условий во время эксплуатации транспортного средства.
Ресурс двигателя и обороты при езде
Начнем с того, что грамотная эксплуатация и постоянное поддержание оптимальных оборотов двигателя позволяет добиться увеличения моторесурса. Другими словами, существуют режимы работы, когда мотор изнашивается меньше всего. Как уже было сказано, срок службы ДВС зависит от стиля вождения, то есть сам водитель может условно «регулировать» данный параметр. Отметим, что данная тема является предметом обсуждений и споров. Если конкретнее, водители делятся на три основные группы:
- к первым относятся те, кто эксплуатирует двигатель на низких оборотах, постоянно передвигаясь «внатяг».
- ко вторым следует отнести таких водителей, которые только периодически раскручивают свой мотор до оборотов выше средних;
- третьей группой считаются автовладельцы, которые постоянно поддерживают силовой агрегат в режиме выше средних и высоких оборотов двигателя, часто загоняя стрелку тахометра в красную зону.
Езда на низких оборотах
Давайте разбираться подробнее. Начнем с езды на «низах». Такой режим означает, что водитель не поднимает обороты коленвала выше 2.5 тыс. об/мин. на бензиновых двигателях и держит около 1100-1200 об/мин. на дизеле. Такая манера езды навязывается многим еще со времен автошколы. Инструкторы авторитетно утверждают, что ездить необходимо на самых низких оборотах, так как в данном режиме достигается наибольшая экономия топлива, двигатель нагружен меньше всего и т.д.
Очевидно, что после получения водительского удостоверения такая манера езды далее активно практикуется и на собственном авто, перерастая в привычку. Водители данного типа начинают нервничать, когда в салоне начинает прослушиваться звук раскрученного мотора. Им кажется, что повышение шума означает значительное увеличение нагрузки на ДВС.
Что касается самого двигателя и его ресурса, слишком «щадящая» эксплуатация срока службы ему не добавляет. Более того, все происходит с точностью до наоборот. Представим ситуацию, когда машина движется со скоростью 60-км/ч на 4-й передаче по ровному асфальту, обороты, допустим, на отметке около 2 тыс. В таком режиме двигателя почти не слышно даже на бюджетных авто, топливо расходуется минимально. При этом главных минусов в такой езде два:
- практически полностью отсутствует возможность резко ускориться без переключения на пониженную передачу, особенно на «атмосферниках».
- после изменения рельефа дороги, например, на подъемах, водитель не переключается на пониженную передачу. Вместо переключения он просто сильнее нажимает на педаль газа.
В первом случае мотор, зачастую, находится вне «полки» крутящего момента, что не позволяет быстро разогнать машину при такой необходимости. В результате, подобная манера езды влияет на общую безопасность движения. Второй пункт напрямую сказывается на двигателе. Прежде всего, движение на низких оборотах под нагрузкой с сильно нажатой педалью газа приводит к детонации мотора. Указанная детонация в буквальном смысле слова разбивает силовой агрегат изнутри.
Что касается расхода, экономия практически полностью отсутствует, так как более сильное нажатие на педаль газа на повышенной передаче под нагрузкой вызывает обогащение топливно-воздушной смеси. В результате расход горючего увеличивается.
Также езда «внатяг» повышает износ двигателя даже в случае отсутствия детонации. Дело в том, что на низких оборотах нагруженные трущиеся детали мотора смазываются недостаточно. Причиной является зависимость производительности маслонасоса и создаваемого им давления моторного масла в смазочной системе от все тех же оборотов двигателя. Другими словами, подшипники скольжения рассчитаны на работу в условиях гидродинамической смазки. Такой режим предполагает подачу масла под давлением в зазоры между вкладышами и валом. Так создается нужная масляная пленка, которая препятствует износу сопряженных элементов. Эффективность гидродинамической смазки имеет прямую зависимость от оборотов двигателя, то есть чем больше оборотов, тем выше давление масла. Получается, при большой нагрузке на двигатель с учетом низкого числа оборотов существует большой риск сильного износа и поломки вкладышей.
Еще одним аргументом против езды на низких оборотах является усиленное коксование двигателя. Простыми словами, с набором оборотов растет нагрузка на ДВС и температура в цилиндрах существенно повышается. В результате часть нагара попросту выгорает, чего не происходит при постоянной эксплуатации на «низах».
Высокие обороты двигателя
Ну что, скажете вы, ответ очевиден. Мотор нужно раскручивать посильнее, так как машина будет уверенно откликаться на педаль газа, легко идти на обгон, двигатель очистится, расход топлива не так уж сильно возрастет и т.д. Это так, но только отчасти. Дело в том, что постоянная езда на высоких оборотах также имеет свои минусы.
Высокими оборотами можно считать такие, которые превышают приблизительный показатель около 70% от общего числа доступных для бензинового двигателя. С дизелем ситуация немного другая, так как агрегаты данного типа изначально менее оборотистые, но имеют более высокий крутящий момент. Получается, высокими оборотами для моторов данного типа можно считать те, которые находятся за « полкой» крутящего момента дизеля.
Также следует учитывать, что на режимах высоких оборотов требования к качеству моторного масла повышаются. Смазочный материал должен обеспечивать надежную защиту, то есть соответствовать заявленным характеристикам по вязкости, стабильности масляной пленки и т.д.
Игнорирование данного утверждения приводит к тому, что каналы системы смазки при постоянной езде на высоких оборотах могут забиться. Особенно часто это происходит при использовании дешевой полусинтетики или минерального масла. Дело в том, что многие водители меняют масло не раньше, а строго по регламенту или даже позже этого срока. В результате происходит разрушение вкладышей, нарушая работу коленвала, распредвала и других нагруженных элементов.
Какие обороты считаются оптимальными для мотора
Для сохранения ресурса двигателя лучше всего ездить на таких оборотах, которые условно можно считать средними и немного выше средних. Например, если на тахометре «зеленая» зона предполагает 6 тыс. об/мин, тогда наиболее рационально держать от 2.5 до 4.5 тыс.
В случае с атмосферными ДВС конструкторы стараются уместить полку крутящего момента именно в этом диапазоне. Современные турбированные агрегаты обеспечивают уверенную тягу на более низких оборотах мотора (полка момента более широкая), но двигатель все равно лучше немного раскручивать.
Напоследок добавим, что периодически желательно раскручивать хорошо прогретый и исправный мотор с качественным маслом на 80-90% при движении по ровной дороге. В таком режиме будет достаточно проехать 10-15 км. Отметим, что данное действие не нужно повторять часто.
Опытные автолюбители рекомендуют раскручивать двигатель почти до максимума один раз в 4-5 тыс. пройденных километров. Это необходимо по разным причинам, например, чтобы стенки цилиндров изнашивались более равномерно, так как при постоянной езде только на средних оборотах может образоваться так называемая ступенька.
Настройка холостых оборотов на карбюраторном и инжекторном моторе. Особенности регулировки ХХ карбюратора, регулировка холостого хода на инжекторе.
На холостом ходу «плавают» обороты: почему так происходит. Основные неисправности, связанные с холостыми оборотами на бензиновом и дизельном двигателе.
Плавающие холостые обороты двигателя «на холодную». Основные неисправности, симптомы и выявление поломки. Неустойчивый холостой ход дизельного двигателя.
Причины вибрации и неустойчивой работы дизельного мотора в режиме холостого хода. Возможные причины и диагностика неисправностей.
Почему двигатель может не набирать обороты: бензиновый мотор, дизельный агрегат, автомобиль с ГБО. Диагностика неисправности, полезные советы.
Назначение и принцип работы датчика (регулятора) холостого хода. Симптомы неисправностей датчика холостых оборотов, проверка и калибровка РХХ.