Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Доклад по физике; Реактивный двигатель

Доклад по физике » Реактивный двигатель»

Доклад по физике » Реактивный двигатель»

Просмотр содержимого документа
«Доклад по физике » Реактивный двигатель»»

Реактивные двигатели уже около ста лет успешно используются на самолетах и в ракетостроении.

Реактивный двигатель – это устройство, которое создаёт силу тяги, необходимую для движения преобразовывая внутреннюю энергию топлива, то есть превращая ее в кинетическую энергию реактивной струи.

Для объяснения приведем пример с воздушным шариком. Если развязать горлышко шарика, то из шарика начнёт выходит струя воздуха( рабочее тело), а сам шарик под воздействием реактивной силы начнет свое движение в противоположную сторону.

Примерно таким же образом работает и реактивный двигатель, но что бы поднять ракету или самолет рабочее тело (реактивная струя) в нем должно имеет очень высокую скорость. В этом и заключается задача реактивного двигателя. Такая скорость достигается тем, что газ нагревают до очень высокой температуры.

Изобретателями первого реактивного двигателя являются Фрэнк Уиттл (1907–1996 гг.), а также Ганс фон Охайн (1911—1998гг.). В 1930 году патент на первый работающий реактивный двигатель был получен Фрэнком Уиттлом. Однако первую модель была собрана выдающимся инженером-конструктором Гансом фон Охайном.

Основными являются: воздушно реактивный двигатель и ракетный двигатель.

Воздушно-реактивный двигатель (ВРД) — тепловой реактивный двигатель, рабочим телом которого является смесь атмосферного воздуха и продуктов сгорания топлива.

Ракетный двигатель — реактивный двигатель, источник энергии и рабочее тело которого находятся в самом средстве передвижения. Ракетный двигатель — единственный практически освоенный способ вывода полезной нагрузки на орбиту.

Реактивный двигатель состоит из:

Возду́шный винт (пропе́ллер) — лопастной агрегат работающий в воздушной среде, приводимый во вращение двигателем и являющийся движителем, преобразующим мощность (крутящий момент) двигателя в действующую движущую силу тяги

Реду́ктор (механический) — механизм по передаче мощности вращением, главной функцией которого является редукция, то есть, снижение усилия, необходимого для привода устройства, преобразующего передаваемую мощность в полезную работу. Каноническим видом механического редуктора является пара взаимозацепленных цилиндрических шестерён, из которых ведущая шестерня меньшего размера, а ведомая — большего.

Компрессор: для эффективного сгорания необходим воздух относительно высокого давления и температуры. Для этих целей используется компрессор. Лопасти компрессора вращаясь увеличивают эти показатели.

Камера сгорания: если сильно нагреть воздух то он расшириться и на выходе образует большую скорость. Именно для этих целей и используется камера сгорания. В ней газ в месте с кислородом нагревается до большой температуры.

Сам компрессор вращается благодаря турбине, установленной за камерой сгорания. Компрессор и турбина установлены на одном валу, поток выходящий из камеры сгорания поворачивает лопасти турбины, тем самым вращая его, а вместе с ним и компрессор.

После этого рабочее тело попадает в выходное устройство реактивное сопло, в котором скорость струи еще больше увеличивается из-за особой сужающейся формы сопла.

Изобретение реактивного двигателя совершило революцию в развитии человечества, благодаря этому стали возможны полеты в космос, перевозки пассажиров и товаров по воздуху.

Реактивная тяга

Реактивная тяга — сила, возникающая в результате взаимодействия реактивной двигательной установки с истекающей из сопла струёй расширяющейся жидкости или газа, обладающих кинетической энергией [1] .

В основу возникновения реактивной тяги положен закон сохранения импульса. Реактивная тяга обычно рассматривается как сила реакции отделяющихся частиц. Точкой приложения её считают центр истечения — центр среза сопла двигателя, а направление — противоположное вектору скорости истечения продуктов сгорания (или рабочего тела, в случае не химического двигателя). То есть, реактивная тяга:

  • приложена непосредственно к корпусу реактивного двигателя;
  • обеспечивает передвижение реактивного двигателя и связанного с ним объекта в сторону, противоположную направлению реактивной струи [2] .

Содержание

  • 1 Реактивное движение в природе
  • 2 Величина реактивной тяги
    • 2.1 Формула при отсутствии внешних сил
      • 2.1.1 Доказательство
    • 2.2 Уравнение Мещерского
    • 2.3 Формула Циолковского
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Реактивное движение в природе [ править | править код ]

Среди растений реактивное движение встречается у созревших плодов бешеного огурца. При созревании растения его плод отцепляется от плодоножки. Под большим давлением из плода выбрасывается жидкость с семенами, которая направлена в противоположное направление движению плода [3] .

Среди животного мира реактивное движение встречается у кальмаров, осьминогов, медуз, каракатиц, морских гребешков и других. Перечисленные животные передвигаются, выбрасывая вбираемую ими воду.

Величина реактивной тяги [ править | править код ]

Формула при отсутствии внешних сил [ править | править код ]

Если нет внешних сил, то ракета вместе с выброшенным веществом является замкнутой системой. Импульс такой системы не может меняться во времени.

F → p = m p ⋅ a → = − u → ⋅ Δ m t Δ t >_

=m_

cdot =->cdot >>> , где

m p > — масса ракеты a → > — её ускорение u → >> — скорость истечения газов Δ m t Δ t >>> — расход массы топлива в единицу времени

Поскольку скорость истечения продуктов сгорания (рабочего тела) определяется физико-химическими свойствами компонентов топлива и конструктивными особенностями двигателя, являясь постоянной величиной при не очень больших изменениях режима работы реактивного двигателя, то величина реактивной силы определяется в основном массовым секундным расходом топлива [1] .

Доказательство [ править | править код ]

До начала работы двигателей импульс ракеты и топлива был равен нулю, следовательно, и после включения сумма изменений векторов импульса ракеты и импульса истекающих газов равна нулю: m p ⋅ Δ v → + Δ m t ⋅ u → = 0

cdot Delta >+Delta m_cdot >=0> , где

m p ⋅ Δ v → = − Δ m t ⋅ u → cdot Delta >=-Delta m_cdot >>

Разделим обе части равенства на интервал времени t, в течение которого работали двигатели ракеты:

m p ⋅ Δ v → Δ t = − Δ m t Δ t ⋅ u → cdot >>>=->>cdot >>

Произведение массы ракеты m на ускорение её движения a по определению равно силе, вызывающей это ускорение:

F → p = m p ⋅ a → = − u → ⋅ Δ m t Δ t >_

=m_

cdot =->cdot >>>

Уравнение Мещерского [ править | править код ]

Если же на ракету, кроме реактивной силы F → p >_

> , действует внешняя сила F → >> , то уравнение динамики движения примет вид:

m p ⋅ Δ v → Δ t = F → + F → p ⇔ cdot >>>=>+>_

Leftrightarrow > m p ⋅ Δ v → Δ t = F → + ( − u → ⋅ Δ m t Δ t ) cdot >>>=>+(->cdot >>)>

Формула Мещерского представляет собой обобщение второго закона Ньютона для движения тел переменной массы. Ускорение тела переменной массы определяется не только внешними силами F → >> , действующими на тело, но и реактивной силой F → p >_

> , обусловленной изменением массы движущегося тела:

a → = F → p + F → m p =>_

+>>>>>

Формула Циолковского [ править | править код ]

Применив уравнение Мещерского к движению ракеты, на которую не действуют внешние силы, и проинтегрировав уравнение, получим формулу Циолковского [4] :

m t m = e v → u → >>=e^>>>>

Релятивистское обобщение этой формулы имеет вид:

m t m = ( c → + v → c → − v → ) c → 2 u → >>=left(>+>><>->>>right)^><2>>>> , где c → >> — скорость света.

Реферат по физике. Тема – «Тепловые машины. Реактивные двигатели. Модель ракеты».

Реферат по физике. Тема – «Тепловые машины. Реактивные двигатели. Модель ракеты».

Реактивный двигатель — двигатель, создающий необходимую для движения силу тяги посредством преобразования внутренней энергии топлива в кинетическую энергию реактивной струи рабочего тела. Под рабочим телом применительно к двигателям понимают вещество (газ, жидкость, твёрдое тело), с помощью которого тепловая энергия, выделяющаяся при сгорании топлива, преобразуется в полезную механическую работу. В кинетическую (скоростную) энергию реактивной струи в Р. д. могут преобразовываться различные виды энергии (химическая, ядерная, электрическая, солнечная). Основа реактивного двигателя – камера сгорания, где сжигается топливо (источник первичной энергии) и генерируется рабочее тело – раскалённые газы (продукты сгорания топлива). Главная особенность реактивной силы в том, что она возникает в результате взаимодействия частей системы без какого-либо взаимодействия с внешними телами. Р. д. имеют различное назначение и область их применения постоянно расширяется. Широкое применение получили реактивные двигатели в современной авиации гражданской и военной, в космической.
Преимущества – Реактивные двигатели проще по конструкции, надежнее в работе и дешевле по сравнению с синхронными двигателями с обмоткой возбуждения на роторе; при их использовании не требуется иметь источник постоянного тока для питания цепи возбуждения.
Недостатки – сравнительно небольшой пусковой момент и низкий cos φ, не превышающий обычно 0,5. Это объясняется тем, что магнитный поток создается только за счет реактивного тока обмотки якоря, значение которого из-за повышенного сопротивления магнитной цепи машины довольно велико.

История реактивных двигателей.
Еще в первом веке до нашей эры, одним из великих ученых древней Греции, Героном Александрийским был написан трактат «Пневматика». В нем описывались машины использовавшие энергию тепла.

Под номером 50 описывается устройство под названием Эолипил – шар «Эола».

Данное устройство представляло собой бронзовый котел, установленный на опоры. От крышки котла вверх поднимались две трубки, на которых крепилась сфера. Трубки соединялись со сферой таким образом, что она могла свободно вращаться в месте соединения. При этом по этим трубка в сферу мог поступать пар из котла. Из сферы выходили две трубки изогнутые так, что пар, выходивший из них, вращал сферу.

Принцип работы устройства был прост. Под котлом разводили огонь, и когда вода начинала кипеть, пар через трубки поступал в сферу, откуда под давлением вырывался наружу, раскручивая сферу.

Принято считать, что Эолипил в древней Греции использовался только с целью развлечения. Фактически, Эолипил являлся первой известной нам паровой турбиной.

Далее стоит отметить изобретение «ракет» китайцами в XIII веке. Сперва они использовались для фейерверков, но затем стали применяться и в боевых целях.

После этого история развития реактивных двигателей остановилась на несколько сотен лет.

В 1500 году в чертежах Леонардо да Винчи встречается «дымовой зонт». Горячий воздух от огня поднимается через ряд лопастей, которые соединены между собой и вращают вертел для жарки.

А первые попытки создания авиационного реактивного двигателя следует наверно отнести к 1849 году, когда военный инженер И.М. Третесский предложил для передвижения аэростата использовать силу реактивной струи сжатого газа. В 1881 Кибальчич разработал проект летательного аппарата с реактивным двигателем. Конечно, это были первые попытки использовать силу реактивной струи для летательных аппаратов, а конечно Н.Е.Жуковский, отец русской авиации, впервые разработавший основные вопросы теории реактивного движения, является по праву основоположником этой теории. Труды Российских и советских учных и конструкторов вместе с трудами наших выдающихся соотечественников
В 1903 К. Э. Циолковский в работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами» впервые в мире выдвинул основные положения теории жидкостных ракетных двигателей и предложил основные элементы устройства РД на жидком топливе.

Читать еще:  Время работы двигателя ракеты град

Естествознание. 11 класс

Конспект урока

Естествознание, 11 класс

Урок 6. Реактивное движение. Космические полеты

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • На каких принципах основано реактивное движение?
  • Каковы достоинства и недостатки реактивных двигателей, которые необходимо учитывать для оценки эффективности их применения?

Глоссарий по теме:

Двигатели, работающие на основе химических реакций, называют химическими реактивными двигателями.

Плазменные реактивные двигатели – двигатели, работающие на основе разгона заряженных частиц электромагнитным полем. Газ в рабочей камере ионизируется (его атомы теряют электроны), превращаясь в плазму.

Активный участок полёта (активный участок траектории) — участок полёта летательного аппарата, на котором работает маршевый двигатель аппарата, как правило — ракетный.

Многоступенчатая ракета — летательный аппарат, состоящий из двух или более механически соединённых ракет, называемых ступенями, разделяющихся в полёте. Многоступенчатая ракета позволяет достигнуть скорости большей, чем каждая из её ступеней в отдельности.

Движение, при котором тело изменяет свою скорость, отбрасывая свою часть, называют реактивным.

Закон сохранения импульса — векторная сумма импульсов двух тел до взаимодействия равна векторной сумме их импульсов после взаимодействия

Формула Циолковского определяет скорость, которую развивает летательный аппарат под воздействием тяги ракетного двигателя, неизменной по направлению, при отсутствии всех других сил. Эта скорость называется характеристической:

где:

• V — конечная скорость летательного аппарата, которая для случая маневра в космосе при орбитальных манёврах и межпланетных перелетах часто обозначается ΔV, также именуется характеристической скоростью.

• I — удельный импульс ракетного двигателя (отношение тяги двигателя к секундному расходу массы топлива);

M1 — начальная масса летательного аппарата (полезная нагрузка + конструкция аппарата + топливо);

M2 — конечная масса летательного аппарата (полезная нагрузка + конструкция аппарата).

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Обязательная литература:

  1. Громов С. В., Родина Н. А.. Физика – М. : Просвещение, 2001.
  2. Дерябин В. М. Законы сохранения в физике. – М.: Просвещение, 1982.
  3. Уманский С.П. Космические орбиты. М., Просвещение, 1996.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Некоторые средства передвижения, созданные человеком, основаны на законах и принципах реактивного движения. Но многие средства передвижения на Земле основаны на других принципах. И только в XX веке при выходе человека в космос реактивный двигатель оказался единственно возможным (и по настоящее время) для целенаправленного перемещения в безвоздушном пространстве. Покорить космические просторы без реактивного двигателя пока не представляется возможным.

Идея использования реактивного движения в космосе была впервые выдвинута К.Э. Циолковским задолго до реального выхода человека за пределы воздушного пространства.

Причина движения тел-взаимодействие между ними. Чтобы осуществлять целенаправленные движения живые организмы и созданные человеком устройства должны взаимодействовать с какими-то другими телами, помимо гравитационного взаимодействия с Землей. Движущиеся по поверхности Земли тела, организмы и механизмы осуществляют движения, взаимодействуя с поверхностью Земли (вспомните роль силы трения при движении транспорта). Организмы и механизмы, движущиеся в воде, взаимодействуют с водой. Наконец, летающие организмы и механизмы взаимодействуют с воздухом. Если же тело оказывается за пределами земной атмосферы, то ни одно из перечисленных движений оказывается невозможным, поскольку на тело действует лишь сила тяжести.

При реактивном движении тело массы M взаимодействует с другим телом массы m, отталкивая его от себя. В результате закона сохранения импульса тело массы M приобретает дополнительный импульс в направлении, противоположном движению тела массы m. Если до столкновения скорость тел была равна нулю (можно всегда выбрать такую систему отсчета), то, как следует из закона сохранения импульса, тело массы M приобретет скорость , где υ — скорость, с которой отброшено тело массы m. Реактивный двигатель, действующий на космический корабль с некоторой силой, должен непрерывно отбрасывать вещество. Как видно из приведенной формулы реактивная сила будет тем больше, чем с большей скоростью отбрасывается вещество и чем больше вещества в единицу времени отбрасывается. Из закона сохранения импульса получим следующее выражение для реактивной силы: F=Qυ, где через Q обозначена масса вещества, которое отбрасывается двигателем в единицу времени.

Рис.1 модель ракетоносителя

Можно и самим сделать простейшую модель ракеты – для этого достаточно взять обыкновенный воздушный шарик.

Рис.2 опыт с шариком

Поставим опыт: надуйте шарик и, не завязывая его, отпустите. Воздух будет выходить из шарика, и он полетит в сторону, противоположную направлению струи воздуха. Движение шарика объясняется законом сохранения импульса. В начальный момент шарик с содержащимся в нем воздухом покоился относительно земли. Согласно закону сохранения импульса суммарный импульс шарика и вышедшего из него воздуха должен оставаться равным нулю. Поэтому выходящий из шарика воздух и шарик должны двигаться в противоположных направлениях.

Известно, что первые реактивные двигатели были пороховыми и использовались в качестве метательных военных снарядов. В результате сжигания пороха образовывались быстро расширяющиеся газы, которые выбрасывались из ракеты в определенном направлении. (В настоящее время есть похожие пиротехнические игрушки, скорее всего, вы имели с ними дело). Подобные пороховые реактивные двигатели используются в военной технике и в настоящее время. В других реактивных двигателях, которые в частности применяются на самолетах, в качестве горючего используются жидкости (в простейшем случае – керосин). Такие двигатели называются жидкостными реактивными двигателями.

Читать еще:  406 двигатель ремонт своими силами

Все перечисленные двигатели используют в качестве одной из компонент химической реакции воздух, находящийся в атмосфере. Принципиальное отличие космического реактивного двигателя состоит в том, что для химической реакции должно использоваться только вещество, находящееся в баках самого двигателя. Поэтому конструкция двигателя включает два бака – один с горючим веществом (например, с водородом), а другой с окислителем (например, с кислородом) для осуществления реакции окисления (горения) (см. Рис. 1).

Такие двигатели, работающие на основе химических реакций, называют химическими реактивными двигателями.

Ракеты используют для запуска искусственных спутников Земли, обслуживания орбитальных станций, межпланетных полетов. В головной части ракеты расположена кабина космонавтов. В начале полета на эту часть приходится всего несколько процентов от общей массы ракеты. Основную же массу ракеты в начале полета составляет запас топлива. В современных ракетах скорость вылетающего газа (относительно ракеты) составляет несколько километров в секунду (в несколько раз больше скорости пули). Как следует из закона сохранения импульса, для того чтобы даже при такой огромной скорости вылетающего газа ракета приобрела первую космическую скорость (около 8 км/с), необходимо, чтобы масса топлива в несколько раз превышала массу полезного груза.

Увеличение массы топлива неизбежно влечет увеличение массы топливных баков, в которых хранится топливо, и связанных с ними устройств. Эта масса оказывается ненужной в конце разгона ракеты и уменьшает массу полезного груза, выводимую в космос. Идея отбрасывать лишнюю массу топливных баков по мере сгорания топлива привела к созданию многоступенчатых ракет.

Первая и вторая ступени ракеты представляют собой емкости с топливом, камерами сгорания и соплами. Когда топливо, содержащееся в первой ступени, сгорает, она отделяется от ракеты, в результате чего масса ракеты значительно уменьшается. Затем тоже происходит со второй ступенью, после чего включаются двигатели третьей ступени, завершающие разгон ракеты до расчетной скорости.

Помимо таких мощных двигателей для маневрирования используются маломощные плазменные реактивные двигатели. В таких двигателях отбрасываемое вещество получает скорость не в результате химической реакции, а в результате разгона заряженных частиц электромагнитным полем. Подобные двигатели являются более экономичными и легко управляемыми.

Достоинством реактивного двигателя является то, что, как уже говорилось, это единственный двигатель способный эффективно работать в космосе. К недостаткам реактивного двигателя следует отнести его низкую экономичность, по сравнению с другими двигателями. Качественно это можно объяснить на основе энергетических соображений. В разгоняющемся космическом корабле химическая энергия переходит в кинетическую энергию корабля («полезная энергия») и кинетическую энергию отбрасываемых двигателем газов («бесполезная энергия»). При разгоне до космических скоростей эта «бесполезная энергия» оказывается существенно больше «полезной энергии».

Количественно низкая эффективность реактивного двигателя может быть понята на основе формулы Циолковского. Из нее, в частности, следует, что, если скорость истечения газов в ракете достигает даже 4 км/с, то для вывода космического корабля на орбиту Земли (достижения первой космической скорости – около 8 км/с) необходимо иметь массу горючего, более чем в 6 раз превосходящую массу самого космического корабля.

К. Э. Циолковскому принадлежит знаменитое изречение: «Земля – колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Мечту Циолковского о космических полетах первыми осуществили наши соотечественники под руководством Сергея Павловича Королева.

Первый искусственный спутник Земли был запущен в СССР 4 октября 1957 года. Первым космонавтом Земли стал Юрий Алексеевич Гагарин. Его космический полет состоялся 12 апреля 1961 года. Со времени первых космических полетов ракеты были значительно усовершенствованы, и сегодня на околоземные орбиты с их помощью выводятся большие космические станции, на которых постоянно работают космонавты.

Ракеты выводят на орбиты сотни спутников связи, которые обеспечивают передачи тысяч телевизионных программ и миллионов телефонных разговоров, благодаря чему вся планета окутана сегодня «паутиной» надежных систем связи.

  • Реактивное движение подчиняется физическим законам и закономерностям.
  • Каждый вид реактивного двигателя обладает своими достоинствами и недостатками.
  • Реактивный двигатель, несмотря на его низкую эффективность, является в настоящее время единственным двигателем, позволяющим осуществить целенаправленное перемещение в космическом пространстве.
  • Изучение перспектив космических исследований показывает, что уже в ближайшие десятилетия станут реальными космические путешествия человека на другие планеты

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

Задание 1. Вставьте пропущенные слова в текст: «И только в _____ веке при выходе человека в космос _____________ двигатель оказался единственно возможным (в настоящее время) для целенаправленного перемещения в безвоздушном пространстве».

Варианты ответов: электромагнитные, XX, реактивный; XIX; паровой; роторно-поршневой.

Правильный вариант: И только в XX веке при выходе человека в космос реактивный двигатель оказался единственно возможным (в настоящее время) для целенаправленного перемещения в безвоздушном пространстве.

Подсказка: вспомните, какой тип двигателя может вывести корабль в космическое пространство.

Задание 2. Разгадайте ребус. Ракета, предназначенная для выведения полезной нагрузки в космическое пространство

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector