Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Запись на мероприятие

Запись на мероприятие

Количество гостей со мной:

Тема: Honda launches the Civic Type R sedan in Japan

Опции темы
  • Версия для печати
  • Отправить по электронной почте…
  • Подписаться на эту тему…

Honda launches the Civic Type R sedan in Japan

Come Friday, March 30, the new Civic Type R will go on sale in Japan. Based on the current Civic 4-door, the Type R is powered by a screaming, normally aspirated 2.0-liter four cylinder that eclipses 100 hp/liter, producing around 225 ponies at 8,000 rpm and 159 lb-ft of torque at 6,100 rpm.. A six-speed manual transmission feeds power to the front wheels — 18-inch units shod with a set of Bridgestone Potenzas. Four-piston Brembos are visible between the spokes and provide the car’s stopping power. Body rigidity is said to be 50% better than that of the previous Integra Type R (Acura RSX).

FF
1,270kg
K20A 1,998cm3
165kW[225PS]/8,000rpm
215N・m[21.9kg・m]/6,100rpm
6MT








Комменты понравились по ссылке —



А чего там такое страшное в выпуском? Внешний вестгейт?

И с кривой момента удивительные метаморфозы.

очень странно выглядит кривая крутящего момента. какая то то яма, то канава

А чего там такое страшное в выпуском? Внешний вестгейт?

И с кривой момента удивительные метаморфозы.

Это у них ВТЕК так работает. На старом точно также было. Рабочая зона 6000-8500.

А чего там такое страшное в выпуском? Внешний вестгейт?

И с кривой момента удивительные метаморфозы.

то, что втек включается понятно, но яма-то почему? на 3000 есть, потом до 6000 нету.
раньше вроде просто ступенька была.

Странный втек, он же ай-втек, почему тада рывками момент рубит, при этом не увеличивая резко мощность? Кривая мощности после 6000-более пологая. да и Авторевю(Автоспорт надо почитать) двигло не понравилось- типа слишком ровный характер- без изюминки..

кривые странные конечно, не спорю. однако этот сивик уезжает от интегры DC5 Type R, которая на кольце врикса делает

а помоему все ясно — подняли еще мощность по лошадкам, в итоге до тека работает как нормальный мотор — растет мощность, с ней до трех растет момент, потом как у любого крутильного атмосферника момент начинает падать, но тут приходит тек и вытягивает его обратно. А разрыв такой думаю по тому что у второго вала намного агресивней настройка (сильнее чем у второго сивика) Сделали бы они оба вала по агресивней, тогда бы в начале мощности вообще бы не было, но зато и разрывов таких бы небыло. Так что приходиться делать такие жесткие разрывы. валов то всего два.

п.с. в этом контексте не понятно почему авторевью мотор показался таким ровным. такой упадок момента невозможно не почувствовать.

НАШ НОВЫЙ АДРЕС forum.craftcar-club.ru CraftcaR — Club, МЫ ПЕРЕЕЗЖАЕМ. )))

Меню навигации

  • Форум
  • Участники
  • Регистрация
  • Войти

Пользовательские ссылки

  • Активные темы

Информация о пользователе

Акцент на дросселях

Сообщений 1 страница 30 из 106

Поделиться12009-11-16 16:21:19

  • Автор: МИШЛЕН
  • вливаюсь
  • Откуда: Москва ЗАО
  • Зарегистрирован : 2009-10-07
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 278
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 41 [1980-02-02]
  • Провел на форуме:
    3 дня 10 часов
  • Последний визит:
    2011-04-23 01:07:00

Ну вот начну с начала, установил дросселя от левина с форсами, валы, настроенный выпуск на 54-ой трубе, январь, небольшая доработка головы(увеличение степени сжатия и правка фасок выпускных клапанов, совмещение каналов впуск, выпуск) капремонт ДВС, все встало в 140тыщ рябчиков (это с работай, запчастями, и настройкой), до этого было установленны: подвеска от АБТехник и тормоза R14.

По расчетам получится где то от 160 до 163 сил

Поделиться22009-11-16 16:24:23

  • Автор: МИШЛЕН
  • вливаюсь
  • Откуда: Москва ЗАО
  • Зарегистрирован : 2009-10-07
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 278
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 41 [1980-02-02]
  • Провел на форуме:
    3 дня 10 часов
  • Последний визит:
    2011-04-23 01:07:00

И вот еще чуток видео, мои под название «ДРОССЕЛЬ и ПРОПИСЬ»

Поделиться32009-11-16 16:25:41

  • Автор: МИШЛЕН
  • вливаюсь
  • Откуда: Москва ЗАО
  • Зарегистрирован : 2009-10-07
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 278
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 41 [1980-02-02]
  • Провел на форуме:
    3 дня 10 часов
  • Последний визит:
    2011-04-23 01:07:00

Еще чуток осталось, пробег уже 800км

Поделиться42009-11-16 17:08:28

  • Автор: Smaily
  • . .
  • Зарегистрирован : 2009-09-10
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 1878
  • Провел на форуме:
    16 дней 5 часов
  • Последний визит:
    2011-03-19 12:17:19

Ждем когда обкатка кончится ) надеюсь прокатишь )

Поделиться52009-11-16 19:46:26

  • Автор: lis
  • давно уже тут
  • Откуда: ТАТАРСТАН
  • Зарегистрирован : 2009-09-10
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 533
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 32 [1989-02-23]
  • Провел на форуме:
    11 дней 23 часа
  • Последний визит:
    2010-11-10 08:58:32

зачет)))) какой расход.

Поделиться62009-11-17 00:42:22

  • Автор: МИШЛЕН
  • вливаюсь
  • Откуда: Москва ЗАО
  • Зарегистрирован : 2009-10-07
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 278
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 41 [1980-02-02]
  • Провел на форуме:
    3 дня 10 часов
  • Последний визит:
    2011-04-23 01:07:00

Не больше 12 литров по городу.

Поделиться72009-11-17 00:49:03

  • Автор: МИШЛЕН
  • вливаюсь
  • Откуда: Москва ЗАО
  • Зарегистрирован : 2009-10-07
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 278
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 41 [1980-02-02]
  • Провел на форуме:
    3 дня 10 часов
  • Последний визит:
    2011-04-23 01:07:00

Ну вот и меня начали затирать на акцент форуме.

Поделиться82009-11-17 01:18:29

  • Автор: doktor
  • Специалист
  • Зарегистрирован : 2009-10-20
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 559
  • Провел на форуме:
    5 дней 11 часов
  • Последний визит:
    2011-05-10 10:00:03

ненадо про 160 сил .На 7000об получить с 1500кубового мотора 160 сил еще умудриться надо.Если 150 получим и то хорошо :flag: Моторинтех правильно сделал, вкарячил туда турбу.и 200 как с куста.нехватило чуть чуть, поднял давление .а тут сиди гадай с этим атмосферником что у него задуется в цилиндры.

Отредактировано doktor (2009-11-17 01:22:47)

Поделиться92009-11-17 12:51:31

  • Автор: Smaily
  • . .
  • Зарегистрирован : 2009-09-10
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 1878
  • Провел на форуме:
    16 дней 5 часов
  • Последний визит:
    2011-03-19 12:17:19

ненадо про 160 сил .На 7000об получить с 1500кубового мотора 160 сил еще умудриться надо.Если 150 получим и то хорошо Моторинтех правильно сделал, вкарячил туда турбу.и 200 как с куста.нехватило чуть чуть, поднял давление .а тут сиди гадай с этим атмосферником что у него задуется в цилиндры.

Ясно , стоимость постройки практически как турбо а толку . выходит не очень много

Поделиться102009-11-17 16:31:31

  • Автор: setup
  • новенький
  • Зарегистрирован : 2009-09-09
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 0
  • Провел на форуме:
    12 дней 23 часа
  • Последний визит:
    2011-07-11 11:59:45

Не больше 12 литров по городу.

Мишь ты уверен в этом ? Заводом изготовителем заявлено около 12 по городу, тоесть ты хочешь сказать что у тебя расход тот же остался ? : )) по дросселю на цилиндр и бензина столько же льется ? Не верю ))) Александр ! это правда или все по субьективным ощущениям ? Вы какой расход вообще прогнозировали ? = ))

Читать еще:  Двигатель x16szr какое масло лить

Поделиться112009-11-17 19:24:51

  • Автор: МИШЛЕН
  • вливаюсь
  • Откуда: Москва ЗАО
  • Зарегистрирован : 2009-10-07
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 278
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 41 [1980-02-02]
  • Провел на форуме:
    3 дня 10 часов
  • Последний визит:
    2011-04-23 01:07:00

Хозяин барин, дело твое.

Поделиться122009-11-17 21:56:29

  • Автор: setup
  • новенький
  • Зарегистрирован : 2009-09-09
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 0
  • Провел на форуме:
    12 дней 23 часа
  • Последний визит:
    2011-07-11 11:59:45

Миш ))) это вопрос был, а не утверждение ))) Я вообще-то спрашивал серьезно. И хотел бы получить серьезный ответ.

Поделиться132009-11-18 11:50:17

  • Автор: crazytuner
  • _
  • Откуда: Москва
  • Зарегистрирован : 2009-09-09
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 479
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 33 [1988-04-07]
  • Провел на форуме:
    4 дня 9 часов
  • Последний визит:
    2011-03-18 17:08:27

Хаха, Мишкен просто еще тапку как следует не нажимал Вот обкатку пройдет, так увидит какой расход)))))

Поделиться142009-11-19 20:13:06

  • Автор: МИШЛЕН
  • вливаюсь
  • Откуда: Москва ЗАО
  • Зарегистрирован : 2009-10-07
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 278
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 41 [1980-02-02]
  • Провел на форуме:
    3 дня 10 часов
  • Последний визит:
    2011-04-23 01:07:00

djidji Про расход я уже написал.
crazytuner Глумись глумись эндрю, какой расход у тя я ваще молчу :playful:

Поделиться152009-11-20 00:31:11

  • Автор: doktor
  • Специалист
  • Зарегистрирован : 2009-10-20
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 559
  • Провел на форуме:
    5 дней 11 часов
  • Последний визит:
    2011-05-10 10:00:03

Александр ! это правда или все по субьективным ощущениям ? Вы какой расход вообще прогнозировали ?

мы прогнозировали такой расход 220гр на однй лошажью силу в час.Если мишлен едет со скоростью 100км в час и потребляемая мощность от двигателя при этом составляет 30лошадей то получается он тратит в час 6600гр в разделим на 0.78 получим 7.8литра в час.То есть- Ехал Мишлен по шоссе и потреблял 7.8 литров в час.

Поделиться162009-11-20 00:55:50

  • Автор: frozzy_ftx
  • give me the way.
  • Откуда: Москва, СВАО
  • Зарегистрирован : 2009-11-12
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 2762
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 38 [1983-07-08]
  • Провел на форуме:
    1 месяц 8 дней
  • Последний визит:
    2021-05-24 10:37:23

crazytuner Глумись глумись эндрю, какой расход у тя я ваще молчу

МИШЛЕН, я думаю динамикой он полностью отвечает за свой расход,
да и при сопоставимом с тобой расходом едет повеселее))) 😎

Поделиться172009-11-20 11:19:40

  • Автор: doktor
  • Специалист
  • Зарегистрирован : 2009-10-20
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 559
  • Провел на форуме:
    5 дней 11 часов
  • Последний визит:
    2011-05-10 10:00:03

МИШЛЕН написал(а):
crazytuner Глумись глумись эндрю, какой расход у тя я ваще молчуМИШЛЕН, я думаю динамикой он полностью отвечает за свой расход,
да и при сопоставимом с тобой расходом едет повеселее)))

еще раз напишу если одного мало,мотор что мишленовский что крезитюнерский потребляет приблизительно одинаковое количество бензина 200-220гр на лошадь в час.Если точнее то турбомотор имеет больший кпд и потребление должно быть меньше, но есть некоторые проблемы ,по которому этого не происходит.Если крезитюнер нажмет тапочку в пол,то при 200лс он будет потреблять 44кг бензина в час,это 56 литров в час.При этой мощности крезитюнер развил скорость 260км в час,следовательно на 100км он израсходует 21,5 литра.

Поделиться182009-11-20 16:51:06

  • Автор: frozzy_ftx
  • give me the way.
  • Откуда: Москва, СВАО
  • Зарегистрирован : 2009-11-12
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 2762
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 38 [1983-07-08]
  • Провел на форуме:
    1 месяц 8 дней
  • Последний визит:
    2021-05-24 10:37:23

Какого рода проблемы?!

doktor, моя мысль заключалась в следующем,
что при одном и том же расходе у обоих — у крейзитюнера немного лучше будет ехать, опять же ИМХО.
Могу несколько перефразировать свою мысль(от балды, поэтому не факт), у мишлена будет расходовать больше грамм на лошадь в час.

А относительно того, что крейзитюнер на тапку надавит — мишлен окажется далееекооо позади.
и при этом пусть израсходует те самые 21,5 литра.
А позади будет ехать с нарастающим отставанием мишлен, несмотря на полностью нажатую педаль газа,
сколько он израсходует на полном газу(не в теории, а по факту)?!
Я не думаю, что он уложится хотя бы в 15литров.

Опять же, давайте не будем далеко заходить в сравнении турбы и дросселей, ибо это совершенно разные вещи.

Вы молодцы, что собрали мишлену такой мотор — уважаю,
но я далеко не один придерживаюсь той точки зрения — а стоило ли оно того.

Но тут уж хозяин — барин, главное чтобы владельца не только устраивало, но и радовало — а это уже не выкинутые деньги на ветер, а вложение для души.

Поделиться192009-11-20 20:14:35

  • Автор: crazytuner
  • _
  • Откуда: Москва
  • Зарегистрирован : 2009-09-09
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 479
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 33 [1988-04-07]
  • Провел на форуме:
    4 дня 9 часов
  • Последний визит:
    2011-03-18 17:08:27

При тапке в пол расход у меня, по субъективным ощущениям, литров 30

Двигатель внешнего сгорания

Дви́гатели вне́шнего сгора́ния — класс двигателей, где источник тепла или процесс сгорания топлива отделены от рабочего тела. При этом рабочее тело, циркулирующее в двигателе, нагревается вне двигателя и за счёт этого совершает работу. Рабочим телом может служить вода и водяной пар (паровые машины и паровые турбины), либо благородные газы (двигатель Стирлинга). Выбор таких веществ обусловлен дешевизной, достаточной теплоёмкостью паровой фазы (вода), либо низкой химической агрессивностью и высоким коэффициентом степени в уравнении состояния газа (1,66 для одноатомных газов). Несмотря на высокий КПД ртутнопаровых турбин, их применение в энергетике ограничено ввиду химической токсичности ртути.

Двигатели внешнего сгорания имеют широчайшее применение в производстве электроэнергии (паровыми турбинами оборудованы как тепловые, так и атомные станции), а также в случае утилизации теплоты (двигатели Стирлинга). В области транспорта их применение в последний век значительно сократилось: с улиц исчезли паромобили, оставшиеся паровозы применяются в основном на железных дорогах в странах третьего мира [1] .

Став исторически первыми транспортными и промышленными тепловыми двигателями, двигатели внешнего сгорания сделали возможной промышленную революцию. Появившиеся в большом количестве в XIX веке паровозы и пароходы совершенно изменили мировой транспорт, а добыча угля для снабжения их топливом увеличила объёмы работ горнодобывающей промышленности.

Поскольку две трети электроэнергии в мире вырабатывается на тепловых станциях в основном с помощью паровых турбин, а выработка тепла на АЭС также осуществляется с их помощью, двигатели внешнего сгорания ещё долго будут оставаться первыми по установленной мощности в мировой энергетике [2] [3] .

Читать еще:  Что такое двигатели dxi

Содержание

  • 1 Паровая машина
  • 2 Паровая турбина
  • 3 Двигатель Стирлинга
  • 4 Применение двигателей внешнего сгорания
  • 5 Преимущества и недостатки двигателей внешнего сгорания
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

Паровая машина [ править | править код ]

Изобретённая в XVII веке французским физиком Папеном, она представляла собой цилиндр с поршнем, который поднимался под действием пара, а опускался под давлением атмосферы после сгущения отработавшего пара. На этом же принципе работала изобретённая в 1698 году паровая машина Севери для выкачивания воды из копей (не имевшая поршня) [4] . Несколько позже, в 1705 году, Томас Ньюкомен совместно со стекольщиком-лудильщиком Джоном Колли [en] , тоже из Дартмута, построили паровую пароатмосферную машину, отличавшуюся от машины Севери наличием цилиндра с поршнем, и тем, что сгущение (конденсация) пара производилось обливанием цилиндра снаружи водой. Значительно усовершенствовал такую машину Джеймс Уатт в 1769 году (золотники вместо ручного переключения, двойное действие, кривошип) [5] . Дальнейшее значительное усовершенствование парового двигателя (применение на рабочем ходу пара высокого давления вместо вакуума) было сделано американцем Оливером Эвансом в 1786 году и англичанином Ричардом Тревитиком в 1800 году. Удельная мощность таких машин возросла настолько, что позволила устанавливать такие двигатели на транспорте. Так появилась железная дорога [6] . Кроме применения в наземном транспорте, были попытки установить паровую машину на самолёт — проект Можайского).

Первая паровая машина в России была пущена в ход в 1766 году (проект крепостного Ивана Ползунова). Машина Ползунова имела два цилиндра с поршнями, работала непрерывно, и все действия в ней проходили автоматически. [7] . В 1769 году французом Николасом-Йозеф Кюньо была построена первая паровая телега, а в 1788 году Джон Фитч построил пароход [6] . Во всех машинах сгорание осуществлялось в топке, так что все они являлись двигателями внешнего сгорания. Однако, в настоящее время поршневые паровые машины
применяются весьма редко .

Паровая турбина [ править | править код ]

Была впервые построена Героном в I веке до нашей эры; однако в таком виде являлась
скорее курьёзом . Развитию паровых турбин препятствовало отсутствие надёжных подшипников, которые могли бы выдерживать высокие скорости вращения, а отдача турбин на малых оборотах и их эффективность (КПД) резко падал, из-за чего они не получили применения. Первую промышленную турбину, имевшую частоту вращения 30 000 об/мин, разработал Пьер Лаваль. Из-за огромной скорости вращения, она имела редуктор, в несколько раз превосходивший её по размеру [8] . Позже было отмечено, что при росте мощности (и размера колеса) расчётная скорость вращения турбины падает, так что применение её в агрегатах высокой мощности упрощается. Такие турбозубчатые агрегаты получили широкое распространение, сменив паровые машины на военных кораблях (из-за меньшей массы). Но однако, низкий КПД на частичных мощностях долго препятствовал их установке на транспортных судах (приходилось применять изощрённые схемы с турбинами разной мощности для различной скорости хода). Тем не менее, улучшенная турбина Парсонса и теперь массово применяется в генерации электроэнергии на ТЭЦ и АЭС. При работе в узком диапазоне оборотов она может иметь достаточно высокий КПД, а при использовании в первой ступени газовых турбин — превзойти в суммарном КПД даже поршневой ДВС. Паровые турбины значительно легче поршневых паровых машин.

Двигатель Стирлинга [ править | править код ]

Изобретён в 1816 году 26-летним бедным шотландским священником Стирлингом, руководимым богоугодными соображениями (снижение травматизма из-за меньшего давления) [9] . При материалах и технологиях того времени не мог быть эффективно реализован (уступал в мощности), и до XX века применялся мало. В настоящее время применяется для утилизации тепла; устанавливается на новейших подводных лодках и космических кораблях [10] . Двигатель Стирлинга в настоящее время успешно применяется для когенерации при малых мощностях (до 100 кВт), такому применению способствуют высокие экономические и экологические качества. Однако такие двигатели довольно дороги [11] . КПД двигателя Стирлинга самый высокий из всех двигателей внешнего сгорания.

Применение двигателей внешнего сгорания [ править | править код ]

Смотря по требованиям к разрабатываемому устройству, могут применяться разные виды двигателей. Важными критериями выбора являются: тип потребляемого топлива, допустимая удельная мощность (на транспорте требуются двигатели с достаточно высокой удельной мощностью), коэффициент полезного действия, в том числе на частичных нагрузках, необходимость в трансмиссии (так, паровые поршневые машины обычно не нуждались в ней), стоимость.

Преимущества и недостатки двигателей внешнего сгорания [ править | править код ]

Преимуществом всей линейки двигателей внешнего сгорания является возможность теоретически использовать любое топливо или теплоту, полученную любым путём (солнечные рефлекторы, ядерные реакторы, тепло распада изотопов). Однако, смотря по конструкции конкретного мотора, этот выбор более-менее ограничен. К тому же во многих случаях использование более доступного топлива из-за его особенностей снижает КПД и/или увеличивает необходимость в персонале.

Например, пароходы и паровозы, работавшие на угле, требовали для его загрузки кочегара или кочегаров, и на больших кораблях их команды с учётом свободных смен доходили до нескольких сотен человек. А из-за трудностей точного дозирования и неоднородности сгорания, КПД котлов на угле всегда уступал нефтяным, не требовавшим к тому же кочегаров.

Недостатками таких двигателей является сравнительная сложность и повышенный вес (эти факторы значительно уменьшаются самых форсированных для водотрубных котлов, работающих на жидком топливе, но такие двигатели, в свою очередь, уступают в экономичности дизелям), вызываемые необходимостью теплопередачи из камеры сгорания к рабочему телу. В случае достаточно ёмких котлов, такие двигатели требуют времени для разведения пара, либо поддержания рабочей температуры и давления с затратами на уголь. Паровые машины и турбины, использующие водяной пар, чувствительны к морозу, и требуют теплоизоляции ёмкостей с водой, заправочных трубопроводов и баков на станциях, и почти всегда имеют меньший КПД, чем классические ДВС.

Изготовление плазменных двигателей в России

Гигантские звездолеты с призрачно светящимися двигателями стали одним из постоянных атрибутов космической фантастики. В то же время плазменные двигатели уже полвека успешно используются в настоящей космонавтике, и российские разработчики являются одними из мировых лидеров. Мне удалось посетить калининградское предприятие «ОКБ Факел» и увидеть, как создаются стационарные плазменные двигатели.

Стационарный плазменный двигатель (СПД) — это одна из разновидностей электроракетного двигателя, где электрическая энергия используется для ионизации газа и придания полученной плазме высокой скорости истечения из «сопла».

Читать еще:  Бугатти вейрон технические характеристики двигателя

У такого двигателя нет топлива в привычном понимании, т.е. горючего и окислителя, необходимого для химической реакции с выделением тепла. СПД подходит практически любой газ, но лучше использовать химически неактивные и с высокой атомной массой, вроде аргона или ксенона. Плазменные двигатели обеспечивают очень высокую скорость выбрасываемой струи газа, например, для ксенона это около 30 км/с. Для сравнения, скорость выброса газа у одного из самых эффективных химических ракетных двигателей — кислород-водородного — около 4,5 км/с. Преимуществом химических двигателей является способность выбрасывать сразу много газа, что дает большую тягу. СПД же требует мощного источника электрической энергии, и даже с ним способен выбрасывать лишь незначительную массу газа за момент времени, то есть имеет очень малую тягу и требует много времени на разгон и торможение. Плазменные двигатели применяются только в космосе: оснащенные ими космические аппараты имеют относительно малый запас рабочего тела и большой размах солнечных батарей.

О возможностях использования электроракетных двигателей задумывались еще в начале XX века, но к первым испытаниям в космосе перешли только в 60-е годы. В 1972 году в системе ориентации советского спутника «Метеор» использовались два электроракетных двигателя: ионный и стационарный плазменный. СПД показал себя лучше, и советские специалисты сконцентрировались на этой разновидности. В создании экспериментальных образцов принимали участие специалисты «ОКБ Факел», и с того времени предприятие стало специализироваться на производстве двигателей такого типа, развивать и совершенствовать технологию.

В начале XXI века калининградский СПД-100 прошел успешные испытания на лунном спутнике Европейского космического агентства Smart-1.

После успешного полета к Луне европейские производители коммерческих геостационарных спутников стали закупать российские двигатели и создавать новые поколения спутников. Ранее на спутниках-ретрансляторах использовались химические двигатели на токсичном гидразине. Применение российских СПД открыло возможность создания т.н. «полностью электрических спутников», на которых уже не было химической тяги.

Калининградские СПД имеют довольно небольшой размер, но цикл их производства всё же требует немалых производственных площадей.

Разработчики «ОКБ Факел» активно сотрудничают с европейскими производителями и даже помогали французам сделать свой двигатель. Однако на предприятии строжайшие нормы безопасности. Фотосъемка на экскурсии была запрещена сотрудниками службы безопасности, а кадры использованные в репортаже, сняли позже сотрудники пресс-службы по моей просьбе.

На «ОКБ Факел» наглядно видна преемственность поколений.
Молодые работают рядом с опытными специалистами.

Кульманы давно заменены на САПР «Компас-3D» для разработки трехмерных моделей и выпуска конструкторской документации.

Цех механической обработки открывается современными станками ЧПУ.

— В некоторых случаях у нас токари пишут программы сами, — говорит генеральный конструктор предприятия Евгений Космодемьянский. И я понимаю, что пришло время выбросить свое удостоверение токаря второго разряда.

Однако в глубине зала работа идет на универсальных станках, где роль ручного труда сохраняет значение, и мои надежды на космическую карьеру возрождаются.

Необходимый этап создания космического двигателя — испытание. Для проверки СПД требуется смоделировать условия космоса, прежде всего вакуум.

Вакуумные камеры кажутся огромными для таких небольших двигателей. Они пригодны для испытания всей линейки двигателей, которые производят на «ОКБ Факел».

В советские времена здесь разрабатывали самый мощный двигатель в своем классе — СПД-290. Сейчас создается сравнимый по мощности СПД-230.

Своими глазами работу плазменного двигателя увидеть, к сожалению, не удалось, но фото нам предоставили.

Недавно «Роскосмос» показал классное видео с бортовых камер спутника Egyptsat-A, созданного в «РКК Энергия».

На этих кадрах, пожалуй, впервые миру показана работа плазменных двигателей СПД-70 в космосе.

Возможно, моя фраза про мировое лидерство «ОКБ Факел» может показаться излишне пафосной, но практика показывает правоту этих слов. Space System/Loral, Airbus — это одни из самых крупных производителей коммерческих спутников связи в мире, и они берут калининградские СПД. А совсем недавно заключен вероятно самый большой контракт в истории мирового спутникостроения — на несколько сотен модернизированных двигателей СПД-50М.

Когда проходила моя экскурсия сотрудники предприятия не признавались кто заказчик ссылаясь на соглашение о неразглашении. Позже информация попала в СМИ и теперь мы знаем, что это OneWeb. Проект низкоорбитального спутникового интернета предполагает запуск почти тысячи космических аппаратов в течение трех-четырех лет. И на каждом спутнике будет российский плазменный двигатель.

Новый заказ требует перестройки всего производства, ведь надо создавать практически по двигателю в день. Специалистов на работу набирают даже из других городов. Такой нагрузки не было никогда, поэтому под проект OneWeb провели модернизацию с новыми станками ЧПУ и оборудовали новое современное чистое помещение для сборки.

За каждым столом собирается по двигателю.

Готовые изделия запираются в специальном шкафу, где поддерживается определенный режим температуры и влажности.

Работа почти ювелирная и неподготовленным взглядом воспринимается непривычно. Обычно под сборкой космических двигателей понимается что-то более масштабное.

Зато в результате получаются вот такие красавцы.

Финальный этап экскурсии — музей предприятия. Здесь первым делом показывают историческую гордость, «лунный камин» — макет радиоизотопного теплогенератора, который был установлен на советских «Луноход-1» и «Луноход-2» и согревал электронику в холодные лунные ночи.

Разумеется, музейный образец не начинен полонием и не радиоактивен.

Еще одно направление производимых «ОКБ Факел» двигателей для космических аппаратов — термокаталитические. Они требуют химического топлива, но его разложение до газообразных компонентов происходит при помощи металлического катализатора, размещенного внутри двигателя. Для повышения интенсивности реакции катализатор нагревается подобно спирали электроплитки.

Термокаталитические двигатели имеют меньшую эффективность чем плазменные или даже химические двухкомпонентные, зато они позволяют создать более простую топливную систему. Обычно такие двигатели используются для ориентирования космических аппаратов и располагаются в блоках по несколько штук.

Особый интерес вызывает один музейный образец — стационарный плазменный двигатель, прошедший длительные испытания в вакуумной камере. Тысячи часов работы приводят к деградации поверхности двигателя под воздействием плазмы.

Такие испытания позволяют повышать ресурс двигателей. Сейчас СПД обеспечивают гарантированную работу в течение нескольких тысяч часов. И, по словам представителей «ОКБ Факел», этот ресурс многократно подтвержден заказчиками, и новые заказы лучше всего говорят о качестве.

Хотелось бы приурочить эту публикацию к Дню космонавтики, чтобы не на словах, а на примере «ОКБ Факел» показать, что у нас есть космос, надо просто уметь его готовить.

Выражаю признательность пресс-службе и сотрудникам «ОКБ Факел» и компании «Аскон» за большую помощь в подготовке материала.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector