Если в дороге «закипел» двигатель автомобиля
Если в дороге «закипел» двигатель автомобиля
Случаев, когда двигатель автомобиля «закипает» во время движения, пруд пруди. Особенно в летнюю жару. Перегрев двигателя, который легко определит по валящему из-под капота пару.
Случаев, когда двигатель автомобиля «закипает» во время движения, пруд пруди. Особенно в летнюю жару. Перегрев двигателя, который легко определит по валящему из-под капота пару не только сам водитель, но и все окружающие, включая обычных пешеходов, может случиться по разным причинам. Правильно поставленный «диагноз» — уже половина дела, останется только устранить неполадку и можно двигаться дальше.
В чем же причина?
Наиболее частой причиной «закипания» мотора является выход из строя термостата, который управляет работой системы охлаждения (регулирует подачу антифриза в большое кольцо охлаждения). Так, термостат может просто полностью перекрыть подачу охлаждающей жидкости в радиатор, что приведет к неэффективности работы всей системы циркуляции.
Среди других наиболее распространенных причин перегрева мотора во время движения можно отметить:
- Поломка помпы. Она представляет собой цикруляционный насос, который создает давление в системе циркуляции охлаждающей жидкости. Специалисты рекомендуют постоянно следить за сроком службы помпы. Если он подходит к концу, то стоит заменить эту деталь во избежание ее поломки в самый неподходящий момент. При регулярном прохождении ТО в автосервисе должны по умолчанию проводить проверку исправности помпы и, при необходимости, производить замену.
- Неправильная работа температурного датчика или его выход из строя. В этом случае команда на включение вентилятора может не подаваться вообще или с существенной задержкой, что ведет к перегреву мотора выше допустимых значений.
- Не работает вентилятор для обдува двигателя. Чаще всего поломка кроется не в самом вентиляторе, а в схеме его питания, что удается определить только на диагностике в автосервисе.
Что делать?
Конечно, оптимальный выход при «закипании» двигателя – вызов бригады техпомощи. В этом случае правильное и быстро устранение поломки гарантировано на 100%. Однако иногда бывают ситуации, когда вызвать выездную бригаду просто невозможно. Тогда водителю придется действовать самостоятельно. Однако стоит сразу отметить, что выявить поломку в одном из указанных выше элементов в дорожных условиях без помощи выездной техпомощи – практически нереальная задача. Главное в этом случае – потихоньку доехать к ближайшей СТО. Для этого необходимо охладить двигатель до приемлемых значений, после чего можно попытаться медленно двигаться на низких оборотах.
Для ускорения процесса естественного охлаждения двигателя необходимо включить печку в салоне автомобиля в режим обогрева и включить вентилятор на максимум. Это позволит охлаждающей жидкости «сбросить» лишнюю температуру в салон автомобиля. Как только стрелка датчика температуры на приборной панели выйдет из красной зоны, можно попробовать поехать. Другие варианты действий при закипании мотора – вызов эвакуатора или буксировка.
Что делать нельзя?
При закипании двигателя категорически запрещается:
- открывать бачок с охлаждающей жидкостью (вероятность получить серьезный ожог достигает 100%);
- доливать в горячий антифриз холодную жидкость (из-за серьезной разницы температур могут возникнуть;
- деформации головки блока цилиндров);
- заливать антифриз, не соответствующий тому, который использовался в системе охлаждения.
Почему закипает мотор и как его спасти
В двигателе установлено множество резиновых или силиконовых компонентов, которые при перегреве теряют свою эластичность. Это может приводить к увеличенному потреблению масла, возникновению вредных отложений. Все это приведет к большим проблемам с перегревами.
Причины перегрева мотора
Мы разберем несколько основных причин, почему возникает перегрев двигателя.
Недостаточное количество охлаждающей жидкости
Система охлаждения обладает множеством трубок, прокладок, и среди них может найтись даже самая небольшая дырочка. И через нее со временем охлаждающая жидкость и будет выходить. Это может привести к гидроудару или к заклиниванию коленвала.
Недостаточная эффективность радиатора
Вентилятор охлаждения может либо не включаться, либо выдавать недостаточную мощность. Иногда он срабатывает не вовремя, так как датчик температуры передает неправильные данные. Необходимо проверить эти элементы, чтобы понять, в каком из них проблема и заменить испорченную деталь.
Поломка термостата
Данная деталь очень часто заклинивает, и это приводит к тому, что система охлаждения начинает работать либо всегда по большому контуру, что приводит к более долгому прогреву, либо по малому, что неизменно приводит к перегревам.
Износ помпы
При использовании некачественного антифриза, водяной насос постепенно начинает терять свои эксплуатационные свойства. Если же обрывается приводной ремень, то работа помпы будет остановлена.
Потеря герметичности системы
Это может быть просто поломка крышки радиатора, которая приводит к перегревам. Могут быть и более сложные варианты. К примеру, пробой прокладки ГБЦ и прорыв картерных газов в систему может привести к дорогостоящему ремонту.
Как избежать проблем с перегревом
Первое, что нужно делать автомобилисту на дороге – это следить за температурой двигателя. Если она находится на середине шкалы, то значит, сейчас все в порядке и можно продолжать движение. Но все, что выше середины – это перегрев. Небольшие отклонения стрелки могут быть допустимы, но чем дальше вверх она поднимается, тем больше проблем может возникнуть. Если стрелка дойдет до показателя « H » — это значит, что антифриз начал кипеть.
Обязательно попробуйте включить печку. Если из нее идет горячий воздух, значит система охлаждения циркулирует, и она постепенно отводит тепло от двигателя. При этом не стоит останавливаться, лучше продолжать движение на минимальных оборотах двигателя.
Если же из печки идет холодный воздух, то сразу останавливайтесь и глушите двигатель. В системе уже нет антифриза и нужно принимать срочные меры. Дождитесь момента, когда двигатель остынет, долейте охлаждающей жидкости и только после этого отправляйтесь в сервис.
Чтобы не допустить подобных ситуаций, всегда проверяйте уровень охлаждающей жидкости, состояние радиатора, а также наличие подтеков перед поездкой. Если никаких признаков поломки нет, то можно смело отправляться в путь. Если же вы видите хотя бы какие-то проблемы, то лучше сразу отвезти машину в сервис.
Двигатель авто закипает летом? Часто эту проблему можно решить дёшево и быстро
Почему закипает машина, возможные причины
Конструктивно охлаждение современного двигателя реализовано не совсем идеально. Это ответ на вопрос, почему закипает машина. Система представляет собой комбинацию жидкостного и водяного типа. Несмотря на это, она имеет много недостатков. Основная проблема — обеспечение постоянного и действенного отвода тепла.
Обычно сложности начинаются в системе замкнутого круга. Это попадание воздуха внутрь, заторы антифриза, уменьшение количества ОЖ, накипь. Из-за этого магистрали начинают хуже работать, повреждаются отдельные элементы, образуется коррозия на внутренних поверхностях — всё это причины кипения.
Схема системы охлаждения двигателя
Воздушная система целиком зависит от работы вентилятора. Здесь тоже не исключены нарушения. Как правило, они бывают связаны с приводом, датчиками, электроцепями.
На самом деле двигатель закипает из-за множества причин. Начинающему водителю разобраться с ходу очень трудно. Принято различать две основные группы: сбои охлаждения и неполадки в самой силовой установке.
Рассмотрим каждый случай по отдельности.
- Заклинил термостат. Одна из распространённых проблем закипания. Элемент останавливается из-за изношенности в закрытом положении. Антифриз не проходит в радиатор, что и вызывает перегрев. Определяется неисправность термостата следующим образом: на прогретом двигателе следует потрогать руками любой патрубок. Если он холодный, то это подтвердит догадку.
- Засорён радиатор из-за частой езды на автомобиле по просёлочным дорогам. Мусор легко заметить на наружных стенках, но если он попадёт во внутренние ниши — придётся всё тщательно промывать. Так удастся избежать закипания машины.
- Неисправная помпа. Жидкость в этом случае нормально по системе не циркулирует. Довольно часто в таком случае водяной насос издаёт скрип, свист или стуки.
- Не работает вентилятор. Обычно такое происходит из-за поломки датчика температуры.
- Неисправный расширительный бачок. Как известно, на нём имеется особая крышка со встроенным клапаном. Её предназначение — отводить избыточное давление. Если происходит поломка, то в устройствах подачи антифриза сразу наблюдаются проблемы. Ввиду этого начинается закипание хладагента.
- Воздушные пробки. Образуются при неграмотной заправке системы тосолом или его недостаточным уровнем. Воздушная прослойка может создаваться в отдельных элементах и способствовать закипанию ОЖ.
Причины кипения — это также засорение магистралей, утечка, использование некачественной охлаждающей жидкости.
Перегрев вызывается ещё сбоями с мотором. Не редки и проблемы с коробкой передач, когда из-за износа механизмов КПП агрегат начинает работать под нагрузкой.
Профилактика перегрева
Обычно двигатель не перегревается просто так. Взгляните ещё раз на причины перегрева в начале статьи — их нужно исключить одну за другой, если вы столкнулись с повышением температуры в поездке. Вот что можно сделать самостоятельно прямо в дороге:
- Проверьте внешнее состояние радиатора — возможно, он забит листвой или тополиным пухом. Обычно мусор скапливается в узком пространстве между радиаторами двигателя и кондиционера — достать его в полевых условиях можно с помощью тонкой ветки. Но соблюдайте осторожность: не погните мягкие соты и не обожгитесь.
- После того, как мотор остыл, проверьте уровень антифриза и долейте его при необходимости — и в радиатор, и в расширительный бачок.
Если причина перегрева не очевидна, придётся посетить сервис — там проверят работу всех элементов системы охлаждения. Не помешает и заменить антифриз , особенно если он отработал больше 2 лет. И конечно, всегда нужно следить за указателем температуры, чтобы вовремя среагировать на её рост — простая внимательность может спасти двигатель.
Закипела машина — последствия
Если кипит система, степень повреждения каналов бывает разной. Часто это ничем опасным не грозит, просто владелец машины ограничивается испугом. Но если перегретый двигатель глохнет (и аккумулятор не причём), это может указать на следующие вещи:
- разрушение уплотнителя ГБЦ;
- повреждение блока;
- критическое снижение уровня тосола;
- поломку или деформацию клапанов;
- повреждение маслосъемных колпачков.
Разрушение головки блока цилиндров
Последствия закипания устраняются в зависимости от конкретной ситуации. Обычно всё решается восстановлением, шлифовкой ГБЦ. Заклинивание поршней в гильзах встречается редко. Однако в этом случае ремонт выглядит нецелесообразно. Куда проще и дешевле установить другой мотор.
Постоянный перегрев жидкости и выход пара — симптом уменьшения количества охлаждающей жидкости. В этом случае двигатель нормально охлаждаться не будет даже после остывания. Если не принять мер по дозаправке, а просто остудить установку — тосол закипит повторно. Нагрев в области камер сгорания и других теплонагруженных деталей увеличится. Внутренние части узла придут в негодность, а сам блок цилиндров — разрушится.
Последствия закипания двигателя
Любая неисправность плохо влияет на двигатель и его работу. А вот закипание и перегрев могут закончиться для мотора весьма плачевно, или даже привести к капитальному ремонту. Итак, рассмотрим, какие последствия ждут владельца автомобиля, если силовой агрегат перегреется один или несколько раз подряд:
- Прогиб и деформация головки блока цилиндров. Это, пожалуй, худшее, что может случиться. Так, деформированная ГБЦ будет пропускать охлаждающую жидкость и масло, снижая их уровень. И это в лучшем случае. Худшим вариантом становится то, что ОЖ попадёт в цилиндры и спровоцирует гидроудар, который разрушит все надежды. В данном случае автомобилиста ждёт капитальный ремонт, при лучших раскладах, или замена двигателя — при худших вариантах развития ситуации.
- При перегреве со строя выходят прокладки и герметики, уплотняющие детали двигателя между собой. Так, сквозь щели начнут вытекать жидкости, а это все равно, что не закрытые раны у человека с которых постоянно течёт кровь. Что касается пластиковых элементов, то зачастую в негодность приходят сальники, через которые начинает сочиться масло не только снаружи, но и внутри самого силового агрегата.
- Сильный перегрев двигателя может послужить причиной того, что силовой агрегат застучит, а это, как и в случае с ГБЦ, 100% — капитальный ремонт. В данном случае, поршни оплавятся, и не только они. Появятся большие трещины в головке блока и блоке цилиндров. При этом, коленчатый вал может порвать и поршневая группа очень легко вывалится сквозь одну из стенок.
Что делать?
Несколько полезных советов:
- любое повышение температуры укажет на снижение эффективности функционирования устройств подвода антифриза — тут важно суметь грамотно охладить установку;
- самое простое решение снизить градус — включить салонную печку на полную мощность;
- при обнаружении низкого уровня незамерзайки, его нужно пополнить — осуществлять это разрешено только на остывшем моторе.
Прежде всего, на способность двигателя перегреваться указывает температурная стрелка на щитке приборов, приближающаяся или уходящая в красную зону.
Указатель температуры на приборной панели
Если температура хладагента повысилась, владельцу нужно действовать быстро. В первую очередь надо остановить машину. Затем включить отопитель на максимум, что даст возможность отвести часть тепла мотора в салон. Далее оставить двигатель поработать несколько минут на холостых оборотах, затем заглушить его.
Однако такая инструкция полезна не всегда — особенно, если дым валит из-под капота непрестанно, а печка гонит холодный воздух. Тут придётся демонтировать термоэлемент. Так можно ездить, но затягивать с квалифицированным ремонтом не стоит. В холодное время года отсутствие детали не позволит прогреть мотор до рабочей нормы.
С другой стороны, наблюдаются и колебания температуры. Она способна меняться во время простоя летом в пробке и при передвижениях с невысокой скоростью.
В норме с повышенным нагревом должен справляться вентилятор. Поэтому стрелка шкалы повысится сначала, а потом после включения лопастей охладителя — снова автоматически опустится.
Чего нельзя делать, когда кипит двигатель
Когда кипит мотор, такие действия со стороны водителя строго запрещены:
- повышать обороты двигателя, увеличивая нагрузку на ДВС;
- резко останавливать машину — правильнее включить печку салона на максимальный обогрев;
- разбавлять кипящую жидкость холодной водой или тосолом — это легко приведёт к повреждению блока цилиндров, особенно чугунного;
- проверять состояние антифриза на горячий мотор — важно дать время остыть, иначе кипящая жидкость может попасть на кожу и привести к сильным ожогам;
- оставлять капот авто закрытым — выключив зажигание, надо сразу поднять крышку, обеспечив приток свежего воздуха к двигателю;
- лить холодную воду на мотор — резкий перепад температур может вызвать трещины и поломки БЦ.
Автомобилисты со стажем прямо на месте приступают к диагностике. Они грамотно проверяют патрубки, помпу, термостат, вентилятор охлаждения.
Проверка патрубков системы охлаждения
Если опыта для таких действий недостаточно, машину следует отвезти в ближайший сервис. Высокая квалификация мастеров и наличие стационарного оборудования позволят им быстро и правильно определить причину закипания. Проблема всегда устраняется на месте, вслед за диагностикой.
Что делать при перегреве двигателя
Как правило, при перегреве двигателя у водителей возникают почти гамлетовские вопросы. Глушить или не глушить? Останавливаться или ехать дальше? Сложность в том, что правильные действия зависят от причин перегрева (о которых мы говорили выше). Понятно, что при кипящем моторе водителю не до комплексной диагностики — решение нужно принимать быстро. Универсальным индикатором здесь служит работоспособность печки, которую можно считать экспресс-тестом. Итак, вот простой алгоритм, что делать, если стрелка температуры двигателя полезла вверх:
- Включите печку на максимум.
Да, включать в летнюю жару отопитель не очень приятно, но это единственный способ быстро и безопасно охладить мотор. Печка является частью системы охлаждения и забирает из неё тепло — это и нужно при перегреве. Задайте на климат-контроле максимальную температуру и обдув, выключите кондиционер (он нагружает двигатель) и откройте окна, чтобы не закипеть самому. - Если после ваших действий из воздуховодов подул горячий воздух — отлично, значит антифриз в системе есть, и вы успешно отводите лишнее тепло. В этом случае глушить мотор точно не стоит
: пока он работает (пусть и при повышенной температуре), продолжает работать и помпа, обеспечивая циркуляцию антифриза и плавное охлаждение двигателя.
Останавливать машину также не надо
— набегающий поток воздуха охлаждает антифриз в радиаторе, снижая температуру двигателя. Лучше всего продолжать движение, уменьшив обороты, чтобы нагрузка на мотор была минимальной. Идеальный сценарий — катиться накатом с горы. А вот если впереди затяжной подъём, то лучше всё-таки остановиться: форсирование перевала только усугубит перегрев. Вместо этого встаньте на обочине с работающим двигателем, откройте капот (лучше в перчатках, чтобы не обжечь пальцы об радиатор), оставьте печку включенной на максимум и ждите снаружи, пока температура не вернётся к нормальному значению. - А вот если из печки дует холодным воздухом — всё плохо: антифриза в системе нет, либо его уровень критически низок. В этом (и только в этом) случае нужно останавливаться, глушить мотор и очень долго ждать, пока он остынет. Затем доливать в радиатор антифриз (в крайнем случае — дистиллированную воду) и ехать в сервис — бесследно для двигателя такое приключение обычно не проходит.
Как добраться до сервиса
Всегда правильнее вызвать эвакуатор. Он довезёт машину на буксире различными безопасными способами. Такая услуга доступна во многих городах и даже сёлах России. Вызвать помощь удастся по телефону.
С другой стороны, если до технического центра дорога идёт на спуск, разрешается двигаться на холостой передаче. Катить машину желательно с включённой печкой. Если она остановится, а до места назначения еще останется несколько километров, можно поехать, но постоянно следя за температурой на табло. При её повторном увеличении, продолжать путь не стоит.
Как избежать закипания двигателя в будущем
Владельца автомобиля спасёт постоянный контроль температуры. Она указывается стрелкой на щитке приборов. Одновременно с этим нужно правильно подбирать антифриз. Экономить на его качестве не стоит даже летом. Кроме того, нельзя смешивать охлаждающую жидкость — она должна быть того же цвета и качества, какая используется в магистралях.
Крайне важно суметь оперативно проверить систему охлаждения автомобиля и устранить причины такой ситуации. Поэтому рекомендуется не тянуть и сразу обратиться за помощью в центр технического обслуживания.
Если двигатель перегревается
Довольно часто можно наблюдать распахнутые капоты автомобилей, из-под которых валит пар. Перегрев двигателя – ситуация не только неприятная, но и чреватая серьезными финансовыми потерями, поскольку практически всегда следствием перегрева является повреждение деталей двигателя.
В основном, двигатели перегреваются по следующим причинам.
№1 Из-за подклинивания термостата. Это обнаруживается следующим образом: из «печки» отопителя салона дует горячий воздух, а радиатор холодный. В этом случае обычно надо менять термостат, (советуем менять каждые три года).
№2 Недостаток охлаждающей жидкости. Это легко проверить: откройте пробку радиатора и посмотрите. При теплом двигателе уровень Антифриза должен быть почти вровень с заливной горловиной. Недостаток Антифриза может возникнуть по нескольким причинам. Во-первых, течь в системе охлаждения. Обычно, когда существует течь где-нибудь в моторном отсеке, заведенный двигатель на холостом ходу чуть парит.
Если течь в радиаторе «печки», т.е. в салоне, то по утрам сильно запотевают стекла. Во-вторых, недостаток Антифриза может быть обусловлен тем, что его «выгоняет». «Выгонять» Антифриз могут или выхлопные газы, когда «пробита» головка блока цилиндров, или пар, который образуется в головке блока цилиндров из-за закипания Антифриз вследствие слабой циркуляции охлаждающей жидкости. Во всех случаях Антифриз выгоняет в расширительный бачок. Рекомендуем взять за правило, проверяя уровень жидкости в радиаторе, проверять уровень в расширительном бачке.
Как известно, Антифриз при нагревании расширяются, и избыток «уходит» в расширительный бачок. При остывании двигателя, когда Антифриз «сжимается», в системе охлаждения образуется вакуум, и Антифриз из расширительного бачка через специальный клапан в крышке радиатора засасывается обратно в систему охлаждения. Если в крышке радиатора будет дефект, то вакуума в системе охлаждения при охлаждении двигателя не возникнет, а значит, утром холодный двигатель вы будете заводить с полупустой системой охлаждения.
Если есть подозрение, что Антифриз выгоняется выхлопными газами, можно порекомендовать следующий порядок действий. Надеть на горловину расширительного бачка полиэтиленовый пакет (а лучше презерватив, он не распадается от горячего Антифриза), завести двигатель, поднять обороты около 1500 об/мини наблюдать за формой пакета, если он надувается на глазах (в течении минуты существенно изменив свои размеры) то прорыв выхлопных газов на 100%. На СТО прорыв газов проверяем специальным прибором (видео 1).
Как работает дизель после конкретного перегрева, Mercedes Sprinter 316CDI 2.7D, OM612
Причина перегрева двигателя, на которую часто не обращают внимания. Ford Transit Connect 1.8d HCPA
Негерметичный радиатор охлаждения EGR
Чистка радиатора системы охлаждения.
Почему сразу не гаснет лампочка давления масла на ГАЗ ГАЗЕЛЬ 2.1d Steyr560
К чему может привести перегрев двигателя
Проверка прорыва газов в систему охлаждения
Но не спешите снимать головку блока цилиндров, изучите систему охлаждения на наличие радиатора охлаждения рециркуляционных газов EGR. Если таковой есть, снимите его и опресуйте сжатым воздухом. В автомобилях FORD TRANSIT 2.0 TDCi этот радиатор – слабое место (видео 2).
№3 — Неисправность помпы системы охлаждения, которая не обеспечивает хорошую циркуляцию охлаждающей жидкости, что может происходить в результате того, что из-за коррозии разрушилась крыльчатка помпы и в двигателе возникает «местное закипание». В этом случае «печка» в салоне автомобиля будет греть очень плохо, и в радиаторе разница температур верхнего и нижнего патрубка будет большая, а должна быть около 12,5°С.
Проверить действие помпы при работающем двигателе можно, если снять резиновую трубку, идущую в салон автомобиля к радиатору «печки», и «на глазок» определить давление жидкости: если на холостом ходу заткнуть пальцем трубку, то из-под нее должно брызнуть не менее, чем на полметра. Кроме того, «на глазок» можно проверить давление, развиваемое водяным насосом. Для этого надо, не снимая резинового шланга, пережать его пальцами (кран «печки», если он есть, должен быть открыт) и газануть.
№4 — Радиатор забитый снаружи грязью, насекомыми, тополиным пухом — его следует промыть в обратном направлении напором воды (видео 3), и установить защитную сетку .
№5 — Система охлаждения забита грязью. Под грязью понимаются и ржавчина, и эмульсия, и просто мусор. Промыть всю систему охлаждения несложно. Слейте Антифриз (если он чистый, как слеза, то промывать двигатель бесполезно — нет в нем накипи) и залейте в систему охлаждения воду. Заведите машину, дайте ей поработать около пяти минут, слейте воду. И так несколько раз, пока из сливных кранов не пойдет чистая вода. Эта операция будет гораздо эффективнее, если в воду добавить антинакипин или, как советуют в отечественной литературе, каустическую соду.
Антинакипин (вам его понадобится граммов 50) можно найти в любой котельной, там вам укажут и концентрацию, и время промывки. Уменьшите дозу в два раза (у них там все из чугуна и очень толстое, а в автомобиле все тонкое, да и металлы поблагородней) и промывайте свой двигатель минут 15. Потом, когда воду с антинакипином вы сольете, надо залить чистую воду, слить ее, и так шесть раз. Иначе остатки антинакипина «промоют» ваш двигатель до дырок в радиаторе. Для ускорения промывки можно также снять радиатор и промыть его на полу обратным током воды. Для промывки радиатора «печки» можно снять с нее оба шланга и подавать воду попеременно то в один шланг, то в другой.
№6 — Неисправность вентилятора радиатора, датчиков включения вентилятора. Вязкостная муфта вентилятора (на продольно расположенных двигателях), при заглушенном, горячем двигателе должна остановиться в месте с двигателем, если же вентилятор продолжает крутиться по инерции, то часть силиконовой смазки уже вытекла из муфты, и её нужно менять. Датчики включения вентилятора нужно подбирать на минимальную температуру включения, ничего страшного если вентилятор будет включаться раньше времени, по крайней мере вентилятор дешевле заменить чем ремонтировать двигатель.
№7 — Разрегулированная топливная аппаратура и зажигание. Позднее зажигание или, у дизельных автомобилей, поздний впрыск — в этом случае двигатель плохо «тянет» и надо разобраться, почему зажигание вдруг стало «поздним».
Но если все же перегрева избежать не удалось и вы видите, что стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости неумолимо ползет к красной зоне, не паникуйте.
- Первым делом включите на всю мощность печку – это ведь дополнительный радиатор с довольно приличным обдувом. Спортсмены-автогонщики регулярно пользуются этим приемом в случаях, когда штатная система охлаждения не справляется со своей работой.
- Затем включайте аварийку и пристраивайтесь к обочине. Если из-под капота еще не валит пар, двигатель не глушите, потому что пока он работает, охлаждающая жидкость, скорее всего (если цела помпа), циркулирует по системе. Как только мотор остановится, циркуляция жидкости прекратится, в самых горячих местах она закипит, и мотор может заклинить.
- Если работающая во всю мощь печка не помогает и температура все равно растет, значит, дело серьезное и двигатель нужно заглушить. Откройте капот, для лучшей вентиляции подкапотного пространства. Боже упаси открыть крышку расширительного бочка и доливать в систему охлаждения еще не остывшего двигателя холодную охлаждающую жидкость! Это один из вернейших способов самому получить ожог и заставить треснуть головку блока. Все же помнят школьный курс природоведения, где рассказывали, что очень крепкий камень гранит достаточно пару раз хорошенько нагреть и полить водой, чтобы он рассыпался. Аналогии понятны без комментариев.
- Дав двигателю остыть, постарайтесь выяснить причину перегрева, ведь, как уже говорилось, исправный мотор в штатных режимах движения не кипит. Возможно, причина в испортившемся термостате или, например, в обрыве ремня вентилятора. Или провод с датчика температуры свалился. Если причина устранима на месте – повезло, если нет, автомобиль придется тащить на «галстуке» в ремонт.
Но даже если неисправность удалось устранить и двигатель завелся, стоит помнить о том, что в подавляющем большинстве случаев подобные вещи бесследно не проходят. Все равно детали двигателя деформируются, в них возникают локальные напряжения, чреватые появлением и развитием микротрещин.
Из-за деформации головки блока может «пробить» прокладку, во время работы с высокой температурой из-за недостаточного охлаждения могут появиться задиры на поверхностях трения и много всяких других неприятностей. Особенно все описанные вещи характерны для современных высоко-форсированных моторов, особенно рядных «шестерок», чему есть простое объяснение – чем больше линейные размеры детали, тем больше ее «ведет» при нагреве.
Следует запомнить простую вещь – исправная машина в нормальных условиях, даже летом в пробках, не кипит.