Взаимодействие властей
Взаимодействие властей
Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Конституция России
Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.
К основам конституционного строя относится принцип разделения властей. В соответствии с ним власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения их компетенции, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие.
Главенствующую роль в государственной системе играет Президент. Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объём его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, её эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.
Активная координирующая роль Президента находит воплощение как в системе сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс полномочий органов государственной власти федерального уровня, так и в отношениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент участвует в нормотворчестве, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Порядок и механизм реализации этих полномочий Президента конкретизированы в федеральных конституционных законах и федеральных законах.
Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.
В порядке, предусмотренном Конституцией, Президент реализует своё право законодательной инициативы, а также право на подписание либо отклонение федеральных законов. Этим обеспечивается эффективность участия Президента в законотворческом процессе. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории страны. Президент обеспечивает единство системы исполнительной власти в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения. Если Правительство принимает постановления и распоряжения, противоречащие Конституции, то Президент вправе отменять эти решения Правительства.
Конституционные полномочия Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти связаны с выдвижением кандидатур на замещение государственных должностей, назначение на которые производится парламентом. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора. Он также вносит в Совет Федерации предложение об освобождении Генерального прокурора от должности. Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка, а также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности.
Являясь гарантом Конституции, всей системы конституционной законности, Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Это происходит в первую очередь, если эти акты противоречат Конституции страны, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Для разрешения разногласий между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов федерации Президент вправе использовать согласительные процедуры. Если согласованное решение не найдено, Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Монумент ракетному двигателю НК-33 появился в Самаре
В четверг, 11 апреля, в Самарской области проходят торжественные мероприятия, посвященные Дню космонавтики. В сквере около дворца культуры «Чайка» в Самаре состоялось открытие монумента «Ракетный двигатель НК-33». Участие в церемонии приняли Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, Главный федеральный инспектор по Самарской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Владимир Купцов, генеральный директор «Объединенной двигателестроительной корпорации» Александр Артюхов, а также коллектив и ветераны завода, жители города.
Разработка двигателя НК-33 началась в далеком 1959 году. Тогда главный советский конструктор космических аппаратов Сергей Павлович Королев поставил Николаю Дмитриевичу Кузнецову задачу – создать жидкостный ракетный двигатель для четырех ступеней новой ракеты, которая должна была отправиться на Луну. Первые образцы были готовы к 1967 году.
«Был создан целый испытательный комплекс, который держался в строжайшем секрете – под грифом особой важности. Скрывалось и название: версия для прикрытия – химзавод. Сейчас эта площадка называется обособленное предприятие «Винтай», – впервые поделился своими воспоминаниями заместитель главного конструктора двигателя НК-33 ПАО «Кузнецов» Игорь Синотин.
После испытаний и доработок получились уникальные по своей конструкции агрегаты. Серьезное преимущество НК-33 перед конкурентами – высокая удельная тяга и огромный ресурс. Но в начале 70- лунная программа страны была свернута, поскольку первыми на спутник Земли высадились астронавты США. Поступил приказ от Совета обороны СССР на уничтожение всей документации и уже изготовленных двигателей. Но Николаю Кузнецову удалось их спасти и «законсервировать».
В 90-е годы двигатель НК-33 был представлен на одной из выставок в Москве, где вызвал колоссальный интерес отечественных и зарубежных партнеров. В 2013 году двигатели НК-33 трижды использовалась при запуске новый ракеты «Союз-2-1в». В августе 2014 года на площадке в поселке Винтай специалисты самарского ПАО «Кузнецов» успешно провели новые испытания НК-33.
В настоящее время данная модель после расконсервации и модернизации используется в программе обеспечения стартов новой российской ракеты легкого класса «Союз-2-1в». В 2015-2018 годах состоялось 4 успешных пуска, в 2019 году запланирован еще один.
Монумент, установленный в Управленческом – это не копия, а тот самый настоящий двигатель, разработанный великим конструктором Кузнецовым и собранный сотрудниками самарского завода. По мнению Губернатора, сегодняшнее событие – это «свидетельство восстановления справедливости».
«Мы не просто установили монумент двигателю, а отдали дань уважения конструкторскому гению, гениальной мысли людей, которые создавали двигатель, обеспечив будущее нашей страны и всей планеты. Это позволило сделать, казалось бы, невозможное – шаг в космос, – отметил Дмитрий Азаров. – Я горжусь тем, что наш город считается космической столицей России, и вклад двигателестроителей в это высокое звание крайне велик. Мы установили монумент героическому труду тысяч работников предприятий ракетно-космической отрасли и, конечно же, легендарному ПАО «Кузнецов».
Благодаря поддержке федерального и регионального Правительства предприятие обеспечено космическими заказами до 2027 года. «Сегодня названное в честь легендарного конструктора предприятие выполняет производственные программы государственной важности, ведет перспективные разработки в области двигателестроения, – отметил генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов. – Этот монумент – дань уважения созданной Николаем Дмитриевичем Кузнецовым конструкторской школе, разработавшей уникальный двигатель НК-33, который и в XXI веке успешно обеспечивает запуски ракет-носителей».
Поздравляя работников ПАО «Кузнецов» с Днем космонавтики, Губернатор Самарской области напомнил о задачах, которые стоят перед всей отраслью и заводом в частности. «Ракетно-космическая отрасль Самарской области сегодня обладает колоссальным потенциалом. Мы является лидерами в стране. Но сегодня есть и новые вызовы. Мы видим, что конкуренция в этой сфере только возрастает. Развитие технологий идет опережающими темпами. Сегодня нам надо серьезно постараться для того, чтобы не утратить эти лидерские позиции», – подчеркнул Дмитрий Азаров.
Планы, которые сегодня стоят перед ведущими предприятиями ракетно-космической отрасли, имеют стратегическое значение для страны. Одна из главных задач ПАО «Кузнецов» – возобновить выпуск двигателей НК-32 второй серии для стратегического бомбардировщика Ту-160М2. В ближайшие годы двигатель станет основным в номенклатуре новых изделий предприятия.
Напомним также, что с 2018 года в стадии реализации находится 13 инвестиционных проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения завода. Объем инвестиций составит около 10 млрд рублей. «Очень серьезные задачи ставит перед нашими предприятиями страна, Президент России. Я надеюсь, что мы добьемся результатов. Залогом тому являются достижения, которые достигнуты ветеранами отрасли в предыдущие годы. Я уверен, что мы будем равняться на их труд и сплоченность в достижении результата. Только тогда мы сделаем новые очень важные шаги в развитии ракетно-космической отрасли, двигателестроении, развитии космоса, а значит, и в развитии нашего региона и всей страны», – подчеркнул Дмитрий Азаров.
В преддверии Дня космонавтики заслуженным работникам – уже в рамках праздничного концерта – Губернатор Самарской области лучшим сотрудникам предприятия вручил награды за особые успехи и заслуги в двигателестроении.
«Государственное управление»
Программа реализуется на Факультете управления и политики
Магистерская программа «Государственное управление» нацелена на формирование знаний и навыков, необходимых для построения успешной карьеры в федеральных и региональных органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, государственных корпорациях, бизнес-структурах, международных и иных организациях.
Форма обучения: очная.
Срок обучения: 2 года.
Время начала занятий: 19:00.
Магистерская программа «Государственное управление» по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» включает в себя три профиля:
Профиль «Управление умными городами» фокусируется на лучших мировых практиках управления умными городами, разборе практических кейсов и предоставляет возможность каждому будущему магистру попробовать свои силы в реализации управленческих проектов во взаимодействии с федеральными органами власти и международными организациями.
Кого мы готовим
Магистратура «Управление умными городами» создана именно для вас, если вы:
- Хотите стать высококвалифицированным государственным управленцем, обладающим компетенциями в сфере урбанистики, экономики и менеджмента;
- Работать в ведущих компаниях — интеграторах умных технологий;
- Участвовать в реализации проектов создания умных урбанистических пространств в качестве международного консультанта.
Ключевым партнером факультета по реализации этой программы является фонд New Cities Foundation, объединяющий глобальную сеть лидеров государственного и частного секторов и новаторов Urban Tech, таких как Google, Cisco, Toyota, Массачусетский технологический институт и др.
Профилирующие дисциплины
- Проектное финансирование
- Организационно-правовые механизмы реализации городских программ развития
- Социальные медиа в управлении
- «Зеленые» и «умные» технологии
- Управленческая экосистема умного города
- Управление пространственным развитием
Перспективы трудоустройства
Для каждого студента магистратуры мы разрабатываем индивидуальную профессиональную траекторию. Потенциальными работодателями для выпускников программы являются:
- Министерство экономического развития Российской Федерации
- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
- Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
- Правительство Москвы и органы исполнительной власти других субъектов Российской Федерации
- «Газпром Автоматизация»
- Фонд «Сколково»
- «Ростех» и др.
Научный руководитель программы: Камолов Сергей Георгиевич, к.экон.н., доцент, заведующий кафедрой государственного управления
Тел.: +7 495 225-39-36, e-mail: [email protected]
Координатор программы: Дрегнин Олег Евгеньевич, заместитель декана Факультета управления и политики
Тел.: +7 495 229-54-24
e-mail: [email protected]
Профиль «Управление в государственных корпорациях» ориентирован на студентов, нацеленных на получение навыков работы и в государственном, и в частном секторе. В настоящий момент государственные корпорации и компании с государственным участием являются двигателем инновационной активности государства, и именно поэтому «Управление в государственных корпорациях» подойдет тем, кто нацелен на решение сложных практических задач и не равнодушен к перспективам развития нашей страны.
Кого мы готовим
Работа в государственных корпорациях требует проявления стратегического мышления при разработке и принятии управленческих решений, поэтому зрелое мировоззрение в сочетании с глубоким пониманием современного корпоративного права и управления — характерный признак выпускника нашей магистратуры.
Основу обучения современных управленцев для корпораций, обеспечивающих приоритетные интересы нашей страны в конкретных областях экономики и финансов, составляет проектный и процессный менеджмент, изучение цифрового государственного управления и реализация прикладных проектов совместно с Министерством экономического развития РФ и Фондом «Сколково».
Профилирующие дисциплины
- Основы корпоративных финансов
- Корпоративный риск-менеджмент
- Государственная и муниципальная служба
- Государственные финансы и аудит
- Органы корпоративного управления
- Договор в международной торговле
- Финансовые механизмы рынка недвижимости
Перспективы трудоустройства
Индивидуальная система прохождения стажировок и последующего трудоустройства — это задачи не менее важные для нас, чем выверенный учебный план. Потенциальными работодателями для выпускников программы являются:
- Министерство экономического развития Российской Федерации
- Правительство Москвы и органы исполнительной власти других субъектов Российской Федерации
- Фонд «Сколково»
- «Росатом»
- «Роскосмос»
- «Ростех»
- Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
- «Газпром» и др.
Контакты
Научный руководитель программы: Камолов Сергей Георгиевич, к.экон.н., доцент, заведующий кафедрой государственного управления.
Тел.: +7 495 225-39-36, e-mail: [email protected]
Координатор программы: Дрегнин Олег Евгеньевич, заместитель декана Факультета управления и политики
Тел.: +7 495 229-54-24
e-mail: [email protected]
В 2015 году ООН приняла «Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года», в которой сформулированы ключевые цели и актуальные вызовы мирового развития на ближайшие десятилетия. Для выполнения поставленных мировым сообществом задач требуются квалифицированные специалисты, которые смогут обеспечить эффективное управление комплексом экономических, социальных и экологических рисков на национальном и наднациональном уровнях: полученные ими знания будут в равной степени востребованы в государственных структурах, бизнес-сообществе, ведущих консалтинговых и международных организациях.
Кого мы готовим
Программа по управлению устойчивым развитием подойдет абитуриентам, которые мыслят ответственно и глобально. Программа готовит эффективных управленцев как на уровне отдельно взятой компании, так и в масштабах всей страны.
За время обучения студенты узнают, как максимизировать прибыль компании, придерживаясь принципов устойчивого развития. Также студенты научатся выстраивать эффективные отношения между бизнесом, государством и некоммерческим сектором.
Амбициозной задачей данной программы является подготовка будущей политической элиты страны, которая будет разрабатывать и проводить экономическую политику для обеспечения устойчивого экономического роста и развития.
Профилирующие дисциплины
- Управление устойчивым развитием
- Актуальные вопросы российской экономики
- Международный менеджмент
- Управление рисками
- Политические и экономические риски в глобальной экономике
- Корпоративная социальная ответственность
Перспективы трудоустройства
Программа предназначена для подготовки сотрудников международных и национальных неправительственных организаций и благотворительных фондов, органов государственной власти, экспертов в области устойчивого развития, специалистов CSR-департаментов, работающих в таких организациях как:
- WWF
- Международный комитет Красного Креста
- Oxfam
- АНО «Пора жить»
- Министерство экономического развития
- Министерство финансов
- Крупные российские и зарубежные корпорации (Газпром, Лукойл, Роснефть, BP, KPMG, PwC, Deloitte, Ernst&Young)
Контакты
Научный руководитель программы: Завьялова Елена Борисовна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономической политики и государственно-частного партнерства МГИМО
Тел.: +7 495 225-38-39
Координатор программы: Дрегнин Олег Евгеньевич, заместитель декана Факультета управления и политики
Тел.: +7 495 229-54-24
e-mail: [email protected]
Магистерская программа ориентирована на подготовку специалистов в области управления человеческими ресурсами с акцентом на методы демографических и миграционных исследований, а также анализа лучших международных практик в области человеческого развития.
Кого мы готовим
Cтуденты получат фундаментальные знания в области демографии, мирового рынка труда, трудовых ресурсов, миграции, управления демографическими и миграционными процессами, принятия управленческих решений в условиях глобальных трансформаций мировой экономической и политической системы и кризисов. Особенностью программы также является ее практикоориентированность. Ведущие преподаватели имеют обширный опыт реализации фундаментальных и прикладных исследований, поддержанных российскими и зарубежными научными фондами, выступают в качестве экспертов международных организаций системы ООН. Читаемые преподавателями авторские курсы основаны на результатах современных исследований и нацелены на получение студентами навыков управления человеческими ресурсами с глубокой подготовкой в области демографии и миграции, без которых в современном мире невозможно представить обеспечение устойчивого развития.
Программа «Управление человеческими ресурсами» уникальна для России. Это единственная программа, сочетающая в себе классические подходы к обучению с инновационными практиками включения студентов в реальные научные исследования.
Кафедра демографической и миграционной политики, на базе которой реализуется магистерская программа, имеет широкую сеть международных контактов, что позволяет нашим студентам уже во время обучения включаться в международные проекты, участвовать в летних и зимних школах, конференциях, организуемых нашими партнерами, проходить зарубежные научные стажировки. Среди наших партнеров ведущие университеты Европы, Азии, Северной и Южной Америки, в частности, Центральный Европейский Университет (Венгрия), Университет Лондона (Великобритания), Университет Махидол (Таиланд), Университет Кампинас (Бразилия), Университет Буэнос-Айреса (Аргентина), Университет Ниигаты, Университет Тохоку, Университет Тоямы, Университет Хитотсубаси, Университет Хоккайдо (Япония) и многие другие.
Профилирующие дисциплины
- Управление демографическими и миграционными процессами
- Развитие человеческого потенциала и мировой рынок труда
- Человеческие ресурсы в условиях глобальных вызовов
- Национальные и международные инструменты управления миграцией
- Иностранные специалисты на национальных рынках труда
- Паспортно-визовые отношения и миграционные режимы
- Урбанизация и управление человеческими ресурсами в мегаполисах
- Управление человеческими ресурсами компаний и организаций
Перспективы трудоустройства
1. Международные организации системы ООН:
- Международная организация по миграции (МОМ),
- Международная организация труда (МОТ),
- Управление Верховного комиссара по белам беженцев (УВКБ ООН),
- Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА) и др.
2. Профильные департаменты российских органов власти:
- Министерство иностранных дел,
- Министерство внутренних дел (Главное управление по вопросам миграции);
- Министерство экономического развития,
- Министерство труда и социальной защиты,
- Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики,
- Федеральное агентство по делам национальностей,
- Федеральная служба государственной статистики.
3. Институты Российской академии наук (РАН)
4. Российские и зарубежные компании, корпорации, кадровые агентства, где востребованы специалисты в сфере работы с высококвалифицированными, в том числе, иностранными кадрами
Что является двигателем власти
Министр экономического развития РФ Максим Решетников посетил с рабочим визитом Республику Коми и встретился с предпринимателями. На встрече глава ведомства назвал предпринимателей «двигателем обеспечения внутреннего спроса и выхода на экспортный рынок» и рассказал о том, какие дополнительные меры поддержки сейчас доступны предпринимателям.
«Внесено в Правительство постановление об оказании грантовой помощи МСП и СОНКО в случае введения в регионе (муниципалитете) ограничений. На эту меру, по поручению Президента РФ, уже выделено 8 млрд рублей. Далее мы запустили компенсацию комиссии на платежи через СБП», – пояснил Максим Решетников. Он добавил, что эта программа реализуется Минэкономразвития вместе с Банком России и что эта мера родилась из запроса бизнеса на высокие комиссии при переводах.
Кроме того, министр напомнил предпринимателям, что сейчас для бизнеса готовится механизм зонтичных поручительств вместе с Корпорацией МСП. «Хотим разделить с банками часть рисков при кредитовании МСП», – пояснил Решетников.
Отвечая на вопрос предпринимателя о льготных кредитах, министр рассказал: «Поскольку мы очень активно двигали программу 1764 в 2020-2021 гг. как антикризисную, она работала на «переходе» от ФОТ 2.0. Сняли все ограничения, программа стала очень мощной. В результате чего, был сформирован объем задолженности по программе в размере 1 трлн 200 млн рублей. Каждый пятый кредит для МСП поддержан федеральным бюджетом, и по ним (кредитам) Правительством были снижены ставки. Но есть предел», – сказал министр. По его словам, средний срок кредита по портфелю программы 1764 – около 3 лет, поэтому до 2024 года эти кредиты надо субсидировать. И тем не менее, по поручению Президента РФ, в этом году на программу были выделены дополнительные 8 млрд рублей. И по ряду банков лимиты по программе еще не исчерпаны, и они продолжают выдачу.
Решетников также отметил, что Минэкономразвития планирует «донастраивать» программу таким образом, чтобы стимулировать банки переводить кредитные соглашения с компаниями, которые выросли из МСП и «критически» не нуждаются в льготных кредитах, на стандартные условия. Вновь высвобожденные кредиты будут направляться на новые компании, и программа в целом будет «перенастраиваться в сторону инвестиций».
В ходе беседы министру также задали вопрос о поддержке предприятий, которые занимаются переработкой вторсырья и решают экологические проблемы. В ответ Максим Решетников рассказал, что крупнейшие производственные компании уже выходят с соответствующими предложениями. «Надо создать постоянный спрос на вторичные ресурсы. Здесь будет эффективным установить обязательную долю использования вторресурсов. Можно начать с 5–10 %, например, на производство полимеров, стекла и прочих», – сказал министр.
Во встрече с Максимом Решетниковым приняли участие индивидуальные предприниматели и руководители компаний из различных сфер деятельности: спортивный центр «Скала», производственная компания «ГринТех Коми», фирма «Исток-Д», компания «ЗЖБИ Арктика», которая занимается производством стройматериалов, а также предприятия общепита и торговли.
Норвегия не дала ТМХ купить завод двигателей
В начале февраля было объявлено, что международное подразделение «Трансмашхолдинга» (ТМХ), компания TMH International, купит Bergen Engines. Как сообщал нынешний владелец завода, британская Rolls-Royce Holdings, сделка оценивалась в 150 млн евро, а в ее периметр вошли бы «расположенные в Норвегии металлообрабатывающие и сборочные производственные мощности, цех высокоточного литья, ремонтная мастерская и конструкторское бюро, а также сеть сервисных центров в семи странах мира».
По официальным заявлениям представителей TMH International, компания собиралась поставлять норвежские двигатели «для использования в автономных энергетических системах, обеспечивающих энергоснабжение небольших населенных пунктов или крупных предприятий».
«Теперь у нас есть достаточно информации, чтобы сделать вывод о том, что необходимо предотвратить продажу компании [Bergen Engines] стране, с которой у нас нет сотрудничества в сфере безопасности», – заявила на парламентских слушаниях 23 марта министр юстиции Норвегии Моника Мэллан (цитата по Reuters). В Норвегии считают, что технологии Bergen представляли бы военно-стратегический интерес для России и повысили бы военный потенциал страны, цитирует агентство правительство страны. Вдобавок глава минюста упомянула стратегическое расположение Bergen Engines. При покупке завода ТМХ Россия получила бы выход к г. Бергену и оборонным сооружениям, имеющим важное значение для безопасности Норвегии и ее союзников. Берген – крупный порт и центр нефтяной промышленности страны, неподалеку от него находится военно-морская база ВМФ Норвегии.
К 26 марта Норвегия примет резолюцию об остановке продажи на основании национального Закона о безопасности (параграфы 2–5), который дает возможность заблокировать передачу некоторых классов технологий зарубежным компаниям.
Представитель ТМХ сообщил «Ведомостям», что компания претендовала на завод наряду с другими мировыми игроками, но Rolls-Royce признала предложение россиян предпочтительным «как с точки зрения выгоды для продающей стороны, так и с точки зрения социальной ответственности и будущего развития завода».
«Трансмашхолдинг»
Крупнейшая российская частная группа компаний, которая занимается выпуском электровозов, тепловозов, грузовых и пассажирских вагонов, вагонов электропоездов и метро.
«ТМХ разочарован решением норвежских властей о применении положений Закона о безопасности в отношении приобретения Bergen Engines. В течение всего процесса ведения сделки ТМХ оставался максимально прозрачным в отношении структуры собственности и планов по развитию компании. В ходе подготовки сделки ТМХ не было обнаружено ничего, что могло бы свидетельствовать о применимости к сделке Закона о безопасности Норвегии. Теперь нам предстоит оценить все коммерческие, финансовые и юридические последствия решения норвежских властей», – сообщил представитель ТМХ.
Согласно данным сайта, Bergen Engines производит газопоршневые и дизельные двигатели мощностью 1,4–11,8 МВт, разрабатывает решения и проектирует электростанции на основе модульных систем, производит двигатели для гражданских судов. Выручка Bergen Engines в 2019 г. составила $331 млн. Reuters утверждает, что двигатели поставляются и для норвежского военного флота. По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Михаила Барабанова, двигатели Bergen Engines стоят на кораблях береговой охраны ВМС Норвегии и на разведывательном корабле Marjata. Как считает Барабанов, опасения норвежцев могли быть связаны с тем, что завод перестанет обслуживать двигатели на этих судах после сделки с ТМХ. Но организация помех в обслуживании явно не входила в планы ТМХ и это было бы легко предотвратить юридически, говорит эксперт.
Хотя ТМХ не анонсировал использование норвежских судовых двигателей, все эксперты связывают отказ в заключении сделки именно с этим направлением деятельности обеих компаний. ТМХ сам производит двигатели мощностью 800–7350 кВт для магистральных и маневровых локомотивов, речных и морских судов, предприятий атомной и малой энергетики.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров соглашается, что опасения норвежских властей необоснованны. ТМХ давно работает с международными партнерами – имеет представительства в других странах мира, активы за рубежом, да и один из акционеров группы – это французский концерн. «Кроме того, дистрибуцией и обслуживанием именно судовых двигателей Bergen Engines, которые устанавливаются на суда ВМС Норвегии, занимается внешняя компания Kongsberg Maritime, которая не входила в периметр сделки. То есть опасения, что компания не сможет обслуживать эти двигатели в дальнейшем, также необоснованны, – говорит Бурмистров. – С другой стороны, с ТМХ собиралась сотрудничать по программам импортозамещения российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), а ОСК с 2014 г. находится под санкциями США. Это могло послужить основанием для принятия отрицательного решения по сделке с норвежскими двигателями».
ТМХ и не планировал поставлять норвежские двигатели на военные корабли РФ, и, соответственно, о наращивании военного потенциала РФ речи нет: импорт двигателей для военных заказчиков все равно невозможен из-за санкций. А трансферт технологии был бы неэффективен с коммерческой точки зрения из-за того, что продукция ВПК – это всегда мелкая серия, рассуждает Барабанов. Несостоявшаяся сделка была исключительно коммерческой затеей ТМХ, заключает эксперт.
После объявления о блокировке сделки Rolls-Royce сообщила, что намерена найти нового покупателя на актив, ведь компания нуждается в привлечении ликвидности и компенсации пандемийных убытков.