Танковый двигатель
Танковый двигатель
Танковый двигатель — двигатель внутреннего сгорания, который предназначается для установки на танки; нередко танковые двигатели устанавливаются также на бронетранспортёрах и самоходных артиллерийских установках и т. п [1] [2] .
Основные требования к современному танковому двигателю — его компактность, надёжность работы в разном климате, высокие энергетические показатели, экономичность и многотопливность [1] .
До Второй мировой войны в качестве танковых, как правило, использовались автомобильные и адаптированные авиационные двигатели; к 1950-х годам они были полностью вытеснены моторами специальной разработки. В настоящий момент на современных танках имеют наибольшее распространение дизельные многотопливные форсированные двигатели мощностью 735—880 кВт (1000—1200 л. с.) и более; применяются также газотурбинные двигатели мощностью до 1100 кВТ (1500 л. с.) [1] [2] .
Помимо двигателей внутреннего сгорания, в разное время предпринимались также попытки оснастить танки силовыми установками другого типа, не имевшие, однако, особого успеха. Во время Первой мировой войны и межвоенный период существовал (в том числе и в СССР) ряд проектов танков с паровым двигателем. Некоторые паровые танки (например, американский огнемётный паровой танк 1918 года) были реализованы в металле, однако в целом опыты по использованию паровых машин в качестве танковых двигателей оказались неудачными. В период Холодной войны в США активно прорабатывалась концепция так называемого атомного танка, в качестве двигателя на котором должна была использоваться ядерная силовая установка, однако практического воплощения работы в данном направлении не получили.
На ранних этапах развития танкостроения обычно использовался бензиновый карбюраторный двигатель автомобильного, а позже авиационного типа (включая моторы звездообразной компоновки). Непосредственно перед Второй мировой войной, а также в ходе её, получили распространение (преимущественно в СССР и США) дизельные двигатели, ставшие основным типом танковых моторов во всём мире со второй половины 1950-х гг., позже заменённые многотопливными двигателями, а в последние два-три десятилетия и газотурбинными двигателями (ГТД). Первым серийным танком с ГТД в качестве основного двигателя стал советский Т-80 [3] .
Мощность, надёжность и другие параметры танковых двигателей постоянно росли и улучшались. Если на ранних моделях довольствовались фактически автомобильными моторами, то с ростом массы танков в 1920—1940-х гг. получили распространение адаптированные авиадвигатели [4] , а позже — и специально сконструированные танковые дизельные (многотопливные) двигатели. Для обеспечения приемлемых ходовых качеств танка удельная мощность его двигателя (отношение мощности двигателя к боевой массе танка) должна быть не менее 18—20 л. с./т.
Страна-производитель | Модель танка | Боевая масса, т | Мощность двигателя, л. с. | Удельная мощность, л. с./т | Тип двигателя |
---|---|---|---|---|---|
Франция | Леклерк | 54,6 | 1500 | 27,4 | дизельный |
Россия | Т-80У | 46,0 | 1250 | 27,2 | газотурбинный |
США | M1A2 Абрамс | 62,5 | 1500 | 24,0 | газотурбинный |
Германия | Леопард-2A5 | 62,5 | 1500 | 24,0 | дизельный |
Израиль | Меркава Mk.4 | 65,0 | 1500 | 23,1 | дизельный |
Россия | Т-90С | 46,5 | 1000 | 21,5 | дизельный |
Израиль | Меркава Mk.3 | 60,0 | 1200 | 20,0 | дизельный |
Великобритания | Челленджер-2 | 62,5 | 1200 | 19,2 | дизельный |
В 1930—1950-х гг. велись споры между сторонниками и противниками применения в качестве силовой установки танков двух типов двигателей внутреннего сгорания — карбюраторных и дизельных. Этот спор завершился окончательной победой сторонников дизельных двигателей. В наше время основной спор ведётся между сторонниками и противниками использования на танках дизельных двигателей и ГТД. Оба типа двигателей отличаются собственными преимуществами и недостатками. В годы Первой мировой войны был построен паровой танк, а в 1950-х годах в США был разработан ряд проектов атомных танков, но все эти типы силовой установки распространения в итоге не получили.
Сравнительные войсковые испытания танков Т-64А и Т-72 с дизельными двигателями 5ТДФ и В-46 соответственно и Т-80 с газотурбинным двигателем ГТД-1000Т, проведённые правительственной комиссией, показали [8] :
- Танки Т-80, номинальная удельная мощность которых превышала показатели Т-64А и Т-72 соответственно на 30 и 25 %, имеют преимущество по тактическим скоростям в европейских условиях лишь на 9—10 %, а в условиях Средней Азии — не более 2 %.
- Часовой расход топлива газотурбинных танков был выше дизельных на 65—68 %, километровый расход — на 40—50 %, а запас хода по топливу меньше на 26—31 %; это приводило к необходимости при организации маршей предусматривать возможность дозаправки танков Т-80 в ходе суточных переходов.
- На высоте 3 км над уровнем моря потеря мощности у двигателя 5ТДФ достигала 9 %, у В-46 — 5 %, у ГТД-1000Т — 15,5 %.
Дизельные танки в настоящее время находятся в танковых парках 111 стран мира, а газотурбинные — в танковых парках 9 стран мира. Разработчиками, производителями и поставщиками газотурбинных танков являются США и Россия (Советский Союз). Дизельные танки составляют основу танковых парков армий всех стран мира, за исключением США [9] . Развитие мировых танкостроения и танкового рынка в 2003—2012 гг. определяют 25 специальных программ, из которых 23 относятся к дизельным танкам, только 2 — к газотурбинным [10] . В Германии фирма MTU Friedrichshafen в настоящее время разрабатывает новые высокотехнологичные дизельные двигатели серии 890 четвёртого поколения для будущих бронированных боевых машин [11] . Многие страны, покупающие танки, предпочитают модели с дизельным двигателем и даже требуют замены ГТД на дизели в качестве условия к допуску на тендер. Так, в 2004 году Австралия в качестве своего будущего танка выбрала танк M1A2 «Абрамс», но при условии, что ГТД танка в нём будет заменён на дизельный двигатель [12] . В США даже конкретно в экспортных целях был разработан танк M1A2 «Абрамс» с дизельным двигателем [13] .
Существуют конструктивные решения, позволяющие значительно улучшить характеристики дизельных двигателей. В целом, несмотря на утверждения сторонников каждого из типов двигателей, в настоящее время нельзя говорить о безусловном превосходстве одного из них.
Современные ГТД, как правило, многотопливные, могут работать на всём спектре топлив: бензинах всех типов, включая высокооктановый авиационный бензин, реактивном топливе, дизельном топливе с любым цетановым числом, но номинальным топливом в мирное время для них служит авиационный керосин [ источник не указан 3160 дней ] . Подавляющее большинство дизельных двигателей снабжено системой турбонаддува, а в последние годы — и промежуточными охладителями наддувочного воздуха (интеркулерами).
Т-80
Первый серийный танк с ГТД
История создания танка Т-80 началась в июле 1967 года с совещания у секретаря ЦК КПСС Д.Ф.Устииова. на котором было принято решение о разработке для танка Т-64 газотурбинной силовой установки. Двигатель мощностью 1000 л.с. должен был обеспечивать запас хода по шоссе не менее 450 км при гарантийном сроке работы – 500 ч. Причина принятия такого решения, а также создания резервной силовой установки с дизельным двигателем 8-46 заключалась в том. что двухтактный двигатель 5ТДФ танка Т-64 (о нём – ТуТ ) работал очень ненадёжно. Кроме того, среди военного руководства существовало мнение, что применение ГТД в танках позволит существенно поднять боевые и эксплуатационные характеристики, в том числе средние скорости движения и боеготовность (особенно в зимнее время), а также повысить энерговооружённость танка. Кроме того, применение ГТД, не требовавшего разогрева перед запуском, должно было повысить боеготовность танка в зимних условиях и сократить время на его подготовку к выходу до 2–3 мин при –18°С и до 25–32 мин – при более низких (до –45 ° С) температурах.
В итоге совещания 16 апреля 1968 года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совмина CCC Р, обязывающее Миноборонпром и Минавиапром в течение 1968 – 1971 годов провести ОКР по ГТД. К этому времени в ЛНПО имени В Климова разработали удачный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. а в КБ-3 Кировского завода, взяв за основу газотурбинный вариант танка Т-64А. в 1970 году выполнили в металле опытный объект 219.
В 1974 – 1975 годах в Приволжском военном округе проводилась опытная войсковая эксплуатация батальона танков в объёме 10 – 11 тыс. км. В ее начале имел место массовый выход из строя ГТД, в основном из-за разрушения третьей опоры турбокомпрессора. Были приняты срочные меры по устранению этого недостатка и уже к 15 декабря 1974 года в батальон поступили 10 доработанных двигателей так называемой 8-й серии. В связи с этим программу опытной войсковой эксплуатации уточнили и для 10 танков с усовершенствованными двигателями добавили этап испытаний в условиях лёссовой запылённости воздуха в Туркестанском военном округе.
Машины там заправлялись как авиационным керосином, так и дизельным топливом. Правда, расход топлива на 100 км пути при движении колонны по снежной целине не обеспечивал суточный переход танков в 300 – 400 км без дозаправки. Не обеспечивалась и безотказная работа двигателей в пределах гарантийного срока службы.
Зато боеготовность объекта 219 при низких температурах в 1,5 – 2 раза превышала таковую у танков с дизельными двигателями. Он обладал высокой маневренностью, был способен во взаимодействии с БМП стремительно выдвигаться к переднему краю со скоростью 20 – 30 км/ч и более, атаковать противника, находясь меньшее время под воздействием его огневых средств, и обеспечивать ведение стрельбы на скоростях движения 20 – 25 км/ч.
В зависимости от дорожных и климатических условий средняя скорость движения находилась в пределах 18 – 32 км/ч (тактическая) и 20 – 40 км/ч (техническая). И хотя расход топлива на 100 км составлял 453 – 838 л; расход масла практически отсутствовал.
6 августа 1976 года, вскоре после назначения Д.Ф.Устинова министром обороны, объект 219 приняли на вооружение под индексом Т-80. «Восьмидесятка» стала первым в мире серийным танком с газотурбинным двигателем (серийное производство танка М1 «Абрамс» началось в 1980 году).
Основной танк Т-80 представлял собой базовый серийный вариант Машина имела сварной корпус, в основном аналогичный по конструкции корпусам танков Т-64А и Т-72 . Башня – литая, сложной конфигурации. 125-мм пушка 2А46-1 оснащалась теплозащитным кожухом ствола, гидроэлектромеханическим механизмом заряжания такого же типа, что и на танке Т-64А, спаренным пулеметом ПКТ, зенитным пулемётом НСВТ-12.7 «Утес», оптическим прицелом-дальномером ТПД-2-49. двухплоскостным стабилизатором 2Э28М В целом башня Т-80 ранних выпусков в значительной степени была унифицирована с башней Т-64А (включая приборы прицеливания и наблюдения, а также систему управления огнем). Ходовая часть имела гусеницы с обрезиненными беговыми дорожками и РМШ, обрезиненные опорные и поддерживающие катки. Экипаж состоял из трех человек. Серийное производство танка осуществлялось на Ленинградском Кировском заводе с 1976 по 1978 год.
В 1978 году появилась модификация Т-80Б (объект 219Р), отличавшаяся прежде всего наличием комплекса управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра» и СУО 1АЗЗ (лазерный прицел-дальномер 1Г42. танковый баллистический вычислитель 18517, стабилизатор 2Э26М. блок разрешения выстрела 1Г43 и комплект датчиков) Были смонтированы пушка 2А46-2 и система запуска дымовых гранат 902А «Туча», усилено бронирование башни С 1980 года начали устанавливаться двигатель ГТД-10О0ТФ мощностью 1100 л.с. и башня, унифицированная с Т-64Б. с 1982 года – пушка 2А46М-1 «Рапира-3». В 1984 году усилили бронирование носовой части корпуса за счёт приварки 30-мм бронелиста. Танк Т-80Б также выпускался ПО «Кировский завод» в Ленинграде. На его базе был создан командирский танк Т-80БК (объект 630), выпускавшийся Омским заводом транспортного машиностроения.
Одновременно с разработкой Т-80Б был спроектирован и его дизельный вариант – объект 219РД с 1000-сильным дизелем А-53-2. Из стадии опытного образца эта машина не вышла. В 1983 году был создан другой опытный образец – объект 219В, на котором отрабатывались элементы новой СУО «Иртыша и комплекса управляемого вооружения «Рефлекс».
В январе 1985 года на вооружение была принята модификация Т-80БВ (объект 219РВ). отличавшаяся от Т-80Б установкой на башне и корпусе комплекта навесной динамической защиты.
В состав вооружения танка Т-80Б входят: 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-1; 7.62-мм спаренный пулемет ПКТ; 12,7-мм танковый пулемёт «Утёс» (НСВТ-12,7); боеприпасы к пушке и пулемётам; механизм заряжания; система управления огнём 1АЗЗ: комплекс управляемого вооружения 9К112-1; ночной прицел ТПНЗ-49.
Пушка установлена в башне танка на цапфах. Амбразура башни спереди закрыта бронировкой, прикреплённой к люльке болтами и прикрытой снаружи чехлом. Внутри башни имеется уплотнение амбразуры. Ствол пушки состоит из трубы, скрепленной в каморной части кожухом; казённика; муфты и механизма продувания канала ствола. Часть ствола, находящаяся вне люльки и бронировки, закрыта термозащитным кожухом, который предназначен для уменьшения влияния неблагоприятных метеорологических условий на изгиб трубы в процессе стрельбы. Он состоит из четырёх секций, стяжек, скоб, шпангоутов и крепежных деталей.
Масса качающейся части пушки без бронемаски и стабилизатора составляет 2443 кг. Боевая скорострельность – 6 – 8 выстрелов в минуту. Дальность прямого выстрела (при высоте цепи 2 м) бронебойным подкалиберным снарядом – 2120 м.
Боекомплект к пушке состоит из 38 выстрелов с бронебойно-подкалиберными, осколочно-фугасными, кумулятивными и управляемыми снарядами. Из них: 28 выстрелов размещаются в конвейере М3 в любом соотношении; 7 – в отделении управления и 5 – в боевом отделении.
Зенитно-пупемётная установка предназначена для стрельбы по воздушным и наземным целям на дальностях до 2000 м и обеспечивает круговой обстрел при углах наведения пулемёта в вертикальной плоскости от -5° до +75°. Установка размещена на командирской башенке. Для стрельбы из пулемёта применяются патроны калибра 12,7 мм: бронебойно-зажигательные 6-32 и бронебойно-зажигательно-трас-сирующие БЗТ-44.
Особенностью конструкции танка Т-80Б является наличие е гидроэлектромеханического комплекса механизма автоматического заряжания пушки любым из применяемых типов выстрелов.
Танки Т-80 начали постулате в войска в конце 1970-х годов, в первую очередь в западные военные округа и зарубежные группы войск. Напряжённый тепловой ресурс газовой турбины осложнял использование этих танков в жарких районах, поэтому в южные военные округа они не попали.
Машина понравилась военным. В ходе стратегической штабной игры по сценарию «большой войны» новые танки уме к утру пятого дня наступления выходили к Атлантике (е штабах Т-80 получили за это прозвище «танки Ла-Манша»), Свои динамические качества Т-80 проявляли не раз. Особую известность получил случай во время одного из учений группы советских войск в Германии, когда выпопнявшие обходной манёвр «восьмидесятки» вышли на скоростное шоссе под Берлином и пронеслись по нему, обгоняя туристские автобусы. Одобрительное отношение в частях вызывали и отличные пусковые качества ГТД, не боявшегося никаких морозов. Кроме того, ГТД обеспечивал резерв мощности и экономию массы, требовавшихся для усиления защищённости от все более совершенных противотанковых средств, появлявшихся на попе боя.
На экспорт «восьмидесятки» не поставлялись и в составе Советской Армии а боевых действиях участия не принимали Танки Т-80Б и Т-80БВ использовались Российской Армией в ходе обеих Чеченских войн, пкзав себя надёэным и эффективным боевым средством.
Золотые запасы стран мира
Золотовалютные резервы стран мира
Нужен ли России золотой рубль?
Как разбогатела Америка
Основной боевой танк Т-64А. СССР
Год выпуска – 1963 — 1987
Всего выпущено – более 3977 ед.
Масса в боевом положении, т – 38,0 – 38,5
Мощность двигателя, л.с. – 700
Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 45 — 50
Запас хода по шоссе, км — 500 — 600
Вооружение: 125-мм пушка, 7,62-мм пулемет ПКТ, 12,7-мм пулемет НСВТ-12,7
Боекомплект, выстр/патр (7,62-мм/12,7-мм)/аэрозольных гранат — 37/2000/300/8
Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм – 90(сталь)+150 (текстолит)+90 (сталь)/ 80(сталь)+105 (текстолит)+20 (сталь)
Т-64 – первый советский основной боевой танк, являвшийся боевой гусеничной машиной, с мощным вооружением, надежной броневой защитой и высокой маневренностью. Танк предназначен для решения широкого круга боевых задач. Благодаря своему мощному вооружению он способен поражать танки и другие бронирование машины противника, его живую силу, противотанковые средства, артиллерию и другие цели. Работа над танком Т-64 началась в конце 1950-х годов в КБ завода им. В.А. Малышева (г. Харьков). В 1960 году появился экспериментальный образец танка «объект 432» с традиционной компоновочной схемой с задним расположением двигателя и раздельным размещением экипажа. Новый танк был вооружен 115-мм гладкоствольной пушкой Д-68 с раздельным заряжанием и частично сгорающей гильзой. В состав системы управления огнем (СУО) входил оптический стабилизированный прицел-дальномер. Впервые в мировой практике танк с традиционной компоновкой и пушкой большого калибра получил автомат заряжания. Также впервые в конструкции корпуса и башни использовалась комплексная многослойная комбинированная защита, состоявшая из броневой стали, противокумулятивных струегасящих материалов и специальных противорадиационных материалов, существенно повысившая защищенность танка от кумулятивных снарядов и новых видов снарядов с деформируемой головной частью и пластичным взрывчатым веществом. Лобовые детали корпуса и башни не поражались 100-мм бронебойным снарядом с дальности 1000 метров. Ходовая часть, с той же целью, снаружи получила откидные противокумулятивные экраны. В моторно-трансмиссионном отделении располагались многотопливный дизель 5ТДФ мощностью 700 л.с., а также механическая трансмиссия, состоявшая из двух планетарных бортовых коробок передач (БКП) с гидросервоуправлением. Ходовая часть с соосными торсионными валами, опорными и поддерживающими катками с внутренней амортизацией, телескопическими амортизаторами и гусеницей с резинометаллическими шарнирами, обеспечивала хорошие характеристики подвижности. На танке Т-64 использовались электрогидравлические приводы наведения пушки; механизм удержания (противовращения) командирской башенки; ОПВТ (позволявшее преодолевать водные преграды по дну без ограничения их ширины), а также некоторые другие оригинальные технические решения.
В 1963 году эта машина была принята на вооружение Советской армии под названием «Т-64». Однако работы по дальнейшему совершенствованию нового танка в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению под руководством Главного конструктора А.А. Морозова продолжались. В связи с тем, что танк Т-64 имел существенный отрыв по параметрам защиты и маневренности по сравнению с другими танками, с целью сохранения длительного преимущества перед всеми существующими отечественными и зарубежными танками было принято решение значительно усилить его огневую мощь. Это было достигнуто установкой на танк 125-мм гладкоствольной пушки высокой баллистики Д-81Т. Одновременно с этим, в его конструкцию были внесены и другие изменения: установлен новый более точный оптический дальномер; новая система управления огнем; изменена конструкция автомата заряжания; установлен 12,7-мм зенитный пулемет с дистанционным управлением; теплозащитный кожух ствола пушки; усиленно бронирование носовой части корпуса и башни; введена автоматическая система коллективной защиты от оружия массового поражения; установлено оборудование для самоокапывания и оборудование для навешивания минного трала КМТ-6; улучшена многотопливность двигателя; встроены система для преодоления брода глубиной до 1,8 м без специальной подготовки и выхода экипажа из танка, а также система обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья. В 1964 году появился его усовершенствованный вариант танка «объект 434», доработка которого продолжалась вплоть до принятия на вооружение Советской армии в мае 1968 года модернизированного танка Т-64А. В 1973 году появился командирский вариант танка Т-64А (командирские танки отличались установкой дополнительной радиостанции КВ-диапазона и другого оборудования). Начиная со второй половины 1970-х годов в процессе серийного производства на Харьковском заводе им. В.А. Малышева постоянно осуществлялась модернизация танка Т-64. В 1976 году Т-64Б получил комплекс вооружения, обеспечивающий стрельбу противотанковыми ракетами через ствол танковой пушки. После оснащения навесной динамической защитой в 1985 году танк стал называться Т-64БВ. Производство этих танков было прекращено только в 1987 году.
Т-64А имеет классическую компоновку, с размещением отделения управления — в лобовой части, боевого — в средней, а моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части машины. Экипаж танка Т-64А состоял из трех человек: командир танка и наводчик размещались в башне (справа и слева от пушки), механик-водитель – в носовой части корпуса. Сокращение экипажа было достигнуто за счет применения автомата заряжания. Танк Т-64А по уровню защиты, как от обычных средств, так и от оружия массового поражения в конце 1960-х годов превосходил все другие танки в мире. Лобовые детали корпуса и башни, выполненные из комбинированной брони, не пробивались снарядами самой массовой в НАТО 105-мм танковой пушки с дистанции свыше 500 метров (по западным данным, корпус имел максимальную толщину брони — 815 мм, а башня — 460 – 627 мм), а ослабление проникающих излучений ядерного взрыва и радиоактивно зараженной местности были в 2-3 раза выше, чем у танка Т-55.
Танк Т-64А имел сварной корпус. Комбинированная многослойная верхняя лобовая деталь корпуса имела угол наклона от вертикали 68°. Бортовые детали монолитные, вертикальные, в средней части имели выштамповку под погон башни большого диаметра, а с наружной стороны вырез под верхнюю ветвь гусеницы и защищались навесными экранами. Днище корпуса — корытообразной формы. Для увеличения жесткости и размещения торсионов подвески, в днище имелись продольные и поперечные выштамповки. Танк Т-64А имел очень небольшой забронированный объем, что достигалось плотной компоновкой и применением трансмиссии в виде двух малогабаритных пятискоростных бортовых коробок передач (БКП), включающих собственно коробку и бортовой редуктор. Отделение управления находилось в носовой части корпуса танка. В нем было размещено сиденье механика-водителя танка, справа от него — топливный бак и бак-стелаж, слева – второй топливный бак, щит контрольных приборов и аккумуляторные батареи. Над сиденьем механика-водителя в подбашенном листе находился его люк, но при посадке-высадке механика-водителя пушку нужно было повернуть на небольшой угол. Башня литая, с приваренной крышей и донным листом. Передняя часть башни (скуловые участки) выполнена комбинированной, что обеспечивало высокую стойкость к воздействию кинетических и кумулятивных снарядов.
В 1975 году на вооружение была принята башня Т-64А с корундовым наполнителем, разработанная ВНИИТМ. Башня имела два механизма поворота башни: гидравлический и ручной. Боевое отделение занимало среднюю часть корпуса и башню. В нем размещались рабочие места командира и наводчика, пушка и спаренный с ней пулемет, автомат заряжания, система управления огнем, средства связи и другое оборудование. Обитаемая часть отделялась от конвейера специальной кабиной, вращающейся вместе с башней. Для перехода механика-водителя в боевое отделение требовалось снять с каркаса механизированной укладки два лотка. Основным вооружением танка являлась 125-мм гладкоствольная танковая пушка Д-81Т (2А26) или, с 1974 года, ее модификация — Д-81ТМ (2А46-1) с полуавтоматическим клиновым затвором, с теплозащитным кожухом и эжекционной продувкой ствола после выстрела, стабилизированная в двух плоскостях наведения. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м равнялась 2120 м (наибольшая прицельная дальность — 4000 м), максимальная дальность стрельбы – около 10 000 м. В боекомплект пушки входили 36 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными оперенными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами с частично сгорающей гильзой с отделяющимся поддоном (на танках Т-64АК — 28 выстрелов). Автоматическое заряжание, обеспечивающее высокую скорострельность, осуществлялось из механизированной боеукладки на 28 выстрелов, которая располагалась по периметру боевого отделения в виде конвейера с лотками. В каждом лотке снаряд размещался горизонтально головной частью к оси вращения, а метательный заряд в частично сгорающей гильзе — вертикально, металлическим поддоном (несгорающая часть гильзы) вверх. В случае отказа автомата было возможно и ручное заряжание, но скорострельность при этом значительно снижалась. С пушкой был спарен 7,62-мм танковый пулемет ПКТ. Автономная закрытая зенитно-пулеметная установка дистанционного управления с 12,7-мм пулеметом НСВТ (смонтированная на командирской башенке) имела средства прицеливания и наведения, обеспечивающие ведение огня по воздушным и наземным целям, и обеспечивала стрельбу по воздушным целям на дальность 1500 метров, а по наземным – на 2000 метров.
Для наблюдения за полем боя перед люком механика-водителя в шахте корпуса машины монтировался прибор наблюдения, а в крышке люка — призматический прибор наблюдения ТНПА-65. Для наблюдения за местностью при вождении машины в ночных условиях использовался прибор ТВНЕ-4ПА, который мог монтироваться в машине как по-боевому вместо прибора ТНПО-168В, так и по-походному на специальном кронштейне перед люком механика-водителя. Командир танка имел наряду с призменными приборами, комбинированный (дневной/ночной) дневной 5-кратный перископический бинокулярный прибор ТКН-ЗВ и 4,2-кратный ночной прибор, работающий с осветителем инфракрасного излучения. Для стрельбы из зенитной пулеметной установки использовался оптический монокулярный перископический прицел ПЗУ-5 с панорамной головкой. Наводчик имел оптический квантовый монокулярный перископический прицел-дальномер ТПД-2-49 со стабилизацией поля зрения в двух плоскостях с увеличением, от 3,9 до 9; призменный прибор и ночной прицел ТПН-1-49-23, работающий с осветителем Л-4А. Система управления огнем 1АЗЗ давала возможность ведения эффективного огня из пушки и спаренного пулемета с места и с ходу по движущимся и неподвижным целям. В ее состав входили: прицел-дальномер 1Г42, танковый баллистический вычислитель 1В517 с датчиками входной информации, стабилизатор вооружения 2Э-26М, блок разрешения выстрела 1Г43 и другие элементы.
Электрогидравлический стабилизатор вооружения обеспечивал относительное сохранение пушкой и спаренным пулеметом заданного положения в вертикальной и горизонтальной плоскостях, приведение пушки к углу заряжания на время автоматизированного цикла заряжания и по его окончании — в заданное положение. Средства связи составляли — УКВ радиостанция Р-123М и ТПУ Р-124, установленные на танке Т-64А. Командирский танк Т-64АК дополнительно был оборудован коротковолновой радиостанцией Р-130М с комбинированным антенным устройством. В обитаемых отделениях на внутренней поверхности башни, на крыше корпуса, люков, кабины механизированной боеукладки и в других местах был закреплен поглощающий материал системы защиты от проникающей радиации в виде подбоя. В правой задней части корпуса у моторной перегородки размещались фильтро-вентиляционная установка и подогреватель двигателя. Остальной промежуток между перегородкой и механизированной боеукладкой занят двумя топливными баками. Моторно-трансмиссионное отделение занимало кормовую часть корпуса и было изолировано от боевого отделения герметичной перегородкой с вытяжным вентилятором.. Характерной особенностью танка Т-64 является установка поперек корпуса двухтактного турбопоршневого пятицилиндрового дизельного двигателя 5ТДФ жидкостного охлаждения с прямоточной бесклапанной продувкой и поршневым газораспределением (мощностью 700 л.с.), что обусловило конструкцию трансмиссии в виде двух агрегатов — бортовых коробок передач. Малая высота двигателя позволила разместить над ним кожух эжектора с водяным и масляным радиаторами и бункером с инерционной решеткой первичной очистки воздуха для питания двигателя. В МТО размещены также масляные системы двигателя и трансмиссии. На надгусеничных полках расположены наружные топливные баки. Трансмиссия: механическая планетарная с гидросервоприводами управления с 7 передачами вперед и 1 – назад, состояла из двух планетарных бортовых коробок передач с соосными планетарными бортовыми механизмами. Подвеска индивидуальная, торсионная. В узлах подвески первого, второго и шестого опорного катков были смонтированы гидравлические телескопические амортизаторы.
В состав гусеничного движителя входили (применительно к одному борту) по 6 сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией; по 4 одинарных поддерживающих катка с внутренней амортизацией; направляющее колесо с внутренней амортизацией; ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами и мелкозвенчатая гусеница с цевочным зацеплением из 78 — 79 траков с резинометаллическими шарнирами. Для защиты бортов танка от кумулятивных снарядов служили бортовые экраны и щитки, которые крепились на танке только в боевых условиях. С 1980 года для усиления защиты бортов танка от кумулятивных снарядов и уменьшения забрызгивания танка грязью, снегом, снижению запыленности воздуха, поступающего в воздухоочиститель, были установлены сплошные резиновые бортовые экраны. Для постановки дымовых завес в целях маскировки танк оборудован термодымовой аппаратурой, а с 1979 года – на танках Т-64А монтировалась система 902А «Туча-1», включающая восемь пусковых установок дымовых гранат, размещенных на башне. В танке имелось автоматическое противопожарное оборудование, он был оснащен устройствами для самоокапывания и для навешивания колейного ножевого минного трала КМТ-6, а также встроенным оборудованием для самовытаскивания.
Серийный выпуск танков Т-64 был освоен Харьковским заводом транспортного машиностроения им. В.А. Малышева. На базе основной модели танка Т-64, выпускались его модификации Т-64А (1969 год); Т-64АК (1973 год); Т-64Б (1976 год); Т-64БК (1976 год); Т-64Б1 (1976 год); Т-64БМ (1983 год) и Т-64БВ (1985 год), различавшиеся: вооружением; системами управления огнем; броневой защитой; силовой установкой и т.п. В 1987 году производство последней модификации танка Т-64БВ было прекращено. В настоящее время танк Т-64А состоит на вооружении танковых и механизированных частей армий Украины, России и Белоруссии. После 1985 года танки Т-64А подверглись комплексной модернизации до уровня Т-64БВ, затрагивающей систему управления огнем, средства связи и защищенность танка. По данным, предоставленным советской стороной в рамках Договора по ограничению вооружений 1990 года, Советская армия только на европейской территории СССР и в группах войск за рубежом имела 3977 танков Т-64 всех модификаций. Танки Т-64 на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не участвовали. Свое первое боевое крещение они получили уже после распада Советского Союза, в 1992 году в Приднестровском военном конфликте.
Танковый прорыв: как проходит модернизация основных боевых машин российской армии
Модернизированный «Владимир»
В ближайшие месяцы на вооружение российской армии будет принят основной боевой танк Т-90М «Прорыв-3» (объект 188М). Первая партия, которая поступит в войска, составит 30—40 машин. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ).
Т-90 «Владимир» является перспективной разработкой конца 1980-х годов. В 2000-х годах эта машина стала самой популярной на мировом рынке. Помимо прекрасных ходовых характеристик и огневой мощи, модель отличалась от предшественника (Т-72Б) наличием автоматизированной системы управления огнём.
По информации Международного института стратегических исследований (IISS), в российских войсках на ходу 350 T-90 и T-90А. С 2011 года УВЗ не производит эту машину, а в 2015 году стартовали опытно-конструкторские работы (ОКР) по «Прорыву-3».
Т-90М будет отличать новый боевой башенный модуль с улучшенной системой управления огнём и более современной системой заряжания. При этом орудия останутся теми же: 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-4, спаренный 7,62 мм пулемёт ПКТМ и 12,7 мм НСВ «Утёс».
Осведомлённость экипажа Т-90М значительно возрастёт. На танке установлена система видеонаблюдения за окружающим пространством и многоканальный панорамный тепловизионный прицел, который позволяет вести бой в любом направлении в любое время суток.
Современный программно-технический комплекс связи позволит Т-90М действовать на театре военных действий (ТВД) в рамках единого информационного пространства. Машина фактически интегрирована в автоматизированную систему управления тактического звена.
На Т-90М установят двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. Силовая установка будет снабжена программируемым подогревателем, который уменьшит время запуска в холодное время года. Снабжение электрических приборов при отключённом двигателе будет осуществляться с помощью дизель-генераторной установки.
Также конструкторы УВЗ поработали над улучшением защитных свойств танка. За лобовую часть будут отвечать клиновидные элементы динамической защиты «Реликт» разработки московского НИИ стали (2006 год). Комплекс способен уберечь машину от большинства современных снарядов, а модульная компоновка облегчает ремонт и замену повреждённых конструкций.
«При создании комплекса дополнительных средств защиты были учтены особенности предыдущих проектов. Результатом этого стало определённое сокращение ослабленных зон дополнительной защиты, что положительным образом сказалось на общих параметрах живучести техники. В сочетании с активной защитой всё это должно давать значительный прирост реальной эффективности», — отметили в УВЗ.
«Реактивный» танк
В настоящее время на завершающем этапе испытаний находится ещё одна модернизированная версия позднесоветского танка. Речь идёт о Т-80БВМ, которая по своим тактико-техническим характеристикам будет сопоставима с боевыми возможностями Т-72Б3.
Контракт на модернизацию Т-80БВ был заключён между Минобороны РФ и нижнетагильским предприятием 24 августа 2017 года на международной выставке «Армия». Как уточнили в «Уралвагонзаводе», соглашение носит «долгосрочный характер», а объём первой партии может составить два танковых батальона (60—80 машин).
Официальные источники не сообщают количество Т-80БВ в войсках РФ. Согласно подсчётам IISS, на начало 2017 года на вооружении российской армии состояло 450 Т-80 в версии «БВ» и «У». При этом на хранении находилось 3 тыс. Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У.
О решении военного ведомства модернизировать часть парка Т-80 СМИ сообщали в конце 2016 года. Работы были поручены двум предприятиям, входящим в структуру УВЗ, — АО «Омсктрансмаш» и АО «СКБ транспортного машиностроения» (Санкт-Петербург).
Базовая модель Т-80 (1976 год) была революционной разработкой кировского СКБ-2. Это был первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой. Главными достоинствами машины стали выдающиеся ходовые качества. Т-80 был намного быстрее и манёвренней своих конкурентов.
В сценарии сухопутной войны с НАТО предполагалось использовать Т-80 как одно из основных средств прорыва обороны противника. В ответ на агрессию альянса группировка машин с газотурбинными двигателями должна была нанести молниеносный асимметричный удар. Поэтому детище СКБ-2 в шутку прозвали «танком Ла-Манша».
Скорость Т-80 достигает 80 км/ч (против 65 км/ч дизельного Т-72). Шум двигателя Т-80 оглушителен и напоминает звук взлетающего истребителя. По этой причине танк получил ещё одно прозвище — «реактивный».
Т-80БВМ, как Т-90М, будет оснащён комплексом защиты «Реликт». Огневая мощь танка не изменится. Как и прежде, на нём будут стоять 125 мм пушка и два пулемёта калибра 7,62 мм и 12,7 мм. Изменения коснутся системы управления огнём. Известно, что Т-80БВМ получит всепогодный тепловизионный прицел «Сосна-У», способный обнаруживать танки противника на расстоянии до 5 км, и автоматизированное цифровое оборудование.
Мощность газотурбинного двигателя (ГТД) модернизированного танка составит 1250 л.с. Обновлённая силовая установка будет менее «прожорливой», чем на предыдущих моделях. Расход топлива позднесоветского Т-80 составлял до 8 л на 1 км, а у Т-72 и Т-90 этот показатель не превышает 4 л.
Чтобы сократить расход топлива, петербургское СКБ разработало систему синхронного включения генератора и стартера запуска двигателя Т-80БВМ. Ожидается, что на один километр пути модернизированный танк будет тратить 4—5 л топлива, сохранив все свои прежние преимущества, включая «всеядность».
Немаловажное преимущество ГТД перед дизельным двигателем заключается в быстроте запуска в условиях мороза (3 минуты при -40 °C против 30 минут у дизельной установки). Силовая установка Т-80 заменяется в течение 3—4 часов (у дизельного аналога — 6—12 часов). Однако ремонт ГТД требует демонтажа и отправки в цех, что в полевых условиях превращается в недостаток.
Реализация потенциала
Минобороны РФ объясняет необходимость модернизации недостатками серийной танковой техники, которые были выявлены в ходе сирийской операции. В частности, об этом 7 сентября 2017 года заявил начальник главного автобронетанкового управления Минобороны РФ Александр Шевченко.
В западных СМИ утвердилась точка зрения, что модернизация танкового парка (как и другой военной техники РФ) укладывается в русло курса Москвы на противостояние с НАТО. В рамках этой политики Россия якобы усиливает ударные группировки вблизи западных рубежей, пополняя их новейшим и модернизированным оружием.
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский придерживается иной точки зрения. По его словам, Т-80БВМ предназначен в большей степени для усиления арктической группировки войск. А 1-я гвардейская танковая армия, вызывающая беспокойство у НАТО, будет перевооружаться на Т-90М и Т-14 «Армата».
«Газотурбинные двигатели по своим характеристикам практически идеально подходят для эксплуатации в Арктике. Не думаю, что Т-80БВМ будут массово поступать в части Западного военного округа. По моей информации, Кантемировская дивизия (входит в 1-ю армию), которая сейчас вооружена Т-80БВ, будет получать только технику нового поколения — Т-90М и Т-14», — сообщил RT Мураховский.
Эксперт сомневается, что решение Минобороны РФ о модернизации танкового парка было вызвано обострением геополитической ситуации и является ответом на расширение военной инфраструктуры альянса. По мнению Мураховского, обновление парка Т-80 и Т-90 продиктовано вполне прагматичными соображениями.
«Прошло более двух десятилетий, и машины должны получить более современное оборудование и комплексы защиты. Цель модернизации Т-80БВМ — приблизить боевые возможности машины к тем, которыми обладает Т-72Б3. В свою очередь, обновление Т-90М направлено на реализацию заложенного в этом танке потенциала до масштабного поступления Т-14», — отметил Мураховский.