Автобусный дизель Cat 3116
Автобусный дизель Cat 3116
Компания Caterpillar поставляет в нашу страну дизели для установки на автобусы и грузовые автомобили с 1994 г. Больше 1 000 автобусов с двигателем Cat 3116 успешно работают во многих городах России, а некоторые из них прошли 600 тыс. км без какого-либо ремонта. Только в 2001 г. свыше 500 автобусов ЛиАЗ-5256 были оснащены этим мотором.
Cat 3116 |
Шестицилиндровый рядный дизель 3116 рабочим объемом 6,6 л был выбран из гаммы двигателей компании Caterpillar для установки на российские автобусы как мотор, уже на стадии проектирования рассчитанный на особо тяжелые условия работы. Кстати, создавался он по заказу и при участии специалистов концерна General Motors для грузовиков и автобусов крупнейшего автостроителя мира. Под особо тяжелыми условиями подразумевалась продолжительная работа с максимальной нагрузкой в «рваном» режиме городского движения, когда частые остановки автобуса сопровождаются быстрым набором скорости. При этом тепловой режим двигателя постоянно является напряженным.
К важнейшим требованиям, поставленным перед конструкторами, можно отнести достижение максимальной эластичности (или приспособляемости), когда максимум крутящего момента достигается на малых и средних оборотах коленвала, в сочетании с минимальными массой двигателя и объемом его технического обслуживания. Долговечность дизеля до капитального ремонта должна была составлять не менее 900 тыс. км при установке его на грузовой автомобиль средней грузоподъемности или автобус.
Следящие ролики толкателя |
Основные детали мотора носят явный отпечаток перечисленных требований. Блок цилиндров представляет собой очень прочную конструкцию, отлитую из легированного чугуна. Удлиненная нижняя часть картера, а также увеличенная толщина поперечных перемычек, передней и задней стенок обеспечивают длительную работу при перегреве без какой-либо деформации. Коленчатый вал из кованой стали с индивидуальной закалкой отличает значительно больший, чем у многих дизелей-конкурентов, диаметр коренных опор, что снизило износ и повысило надежность мотора, а также и его долговечность.
Cat 3116 комплектуют компактными насос-форсунками, изготовленными с высокой точностью. Отсутствие наружных топливопроводов высокого давления повысило надежность дизеля и точность регулирования режима и дозы впрыскивания топлива.
Форсунки размещаются в специальных латунных втулках, которые изолируют их от выхлопных газов и охлаждающей жидкости. Это решение также повышает долговечность мотора и облегчает его обслуживание.
Охлажденные маслом поршни снабжены эксцентричной выточкой, изготавливают их из алюминия. Они разработаны специально для тяжелых условий эксплуатации и комплектуются тремя кольцами, из которых два компрессионные и одно маслосъемное.
форсунка |
Более мощные модификации дизеля (250 и даже 275 л.с.) снабжаются поршнями, состоящими из двух частей. Верхняя часть (или днище) изготавливается из кованой стали, а юбка отливается из алюминиевого сплава. Прочность такого комбинированного поршня выше, а его конструкция полностью исключает возможность появления трещин на закраинах, иногда возникающих на алюминиевых поршнях при высоких внутренних температурах, сопровождающих особо тяжелые режимы эксплуатации автомобиля.
На моторе применяют шатуны из кованой стали со скошенной верхней частью. Увеличенные контактные поверхности подшипников скольжения способствуют повышению долговечности, поскольку снижают износ. Замену шатунов производят через снятую головку дизеля.
В газораспределительном механизме дизеля конструкторы применили следящие ролики, которые обкатывают кулачки распредвала, снижая трение, износ и повышая экономичность. Расположение распредвала в средней части блока цилиндров позволило укоротить штанги привода клапанов, уменьшить инерционные нагрузки механизма. В результате даже на больших оборотах время открытия и закрытия клапанов соблюдается точно. Боковые крышки обеспечивают легкий доступ к следящим роликам, осмотр кулачков и замену штанг без демонтажа распредвала.
Поршни для тяжелых рабочих режимов |
Малая масса дизеля модели 3116, составляющая всего 540 кг, является дополнительным его достоинством с точки зрения размещения мотора в задней части автобуса. Диапазон возможных исполнений по мощности выглядит следующим образом: 170, 185, 200, 215, 230, 250 и 275 л.с. Двигатель, выпускаемый на бельгийском моторном заводе компании, отлично зарекомендовал себя на автобусах, эксплуатирующихся в Москве, Московской обл., Санкт-Петербурге, Перми, Тольятти, Сургуте и Ульяновске.
Дальнейшее развитие конструкции мотора связано с требованиями норм Euro-3, что недостижимо, с точки зрения специалистов компании, без электронного управления впрыском. Недалек тот день, когда дизель 3116 уступит место на конвейере двигателю модели Cat 3126В, также рекомендованному к установке на российские автобусы. Новый дизель будет поставляться с диапазоном по мощности от 175 до 330 л.с. и по максимальному крутящему моменту от 569 до 1 166 Нм.
Шатуны |
Рабочий объем нового мотора увеличен до 7,2 л. Его 32-битовый электронный модуль и 24 МГц процессор в составе электрогидравлической системы управления дизелем, включающей взаимодействие с АБС, системой управления гидромеханической трансмиссией и тормозом-замедлителем, облегчают проведение диагностики, тем самым, сокращая время, отводимое на техническое обслуживание и ремонт силового агрегата. Поставки первых партий дизелей Cat 3126 планируются уже в 2002 г.
То обстоятельство, что ЛиАЗу потребовалось четыре года на адаптацию зарубежного дизеля к своему автобусу, наводит на мысль, что Caterpillar оставил российского покупателя без инженерной поддержки. Если и Cat 3126 будет приспосабливаться к автобусу столько времени, то как бы и он не оказался устаревшим.
Силовой экопродукт
По экологическим параметрам российские автобусы уже превосходят отечественные легковые машины. Добиться этого удалось за счет партнерства с лидером мирового моторостроения
В июне на городских маршрутах столицы появились первые автобусы особо большого класса — ЛиАЗ-6212. Премьера этих отечественных машин нового поколения состоялась меньше года назад на московском мотор-шоу. Несколько месяцев ушло на доработку, и теперь уровень комфортабельности и технические характеристики модели действительно отвечают международным стандартам. Один из важнейших параметров — соответствие автобуса экологическим нормам «Евро-3», намеченным к повсеместному внедрению в большинстве развитых стран только в 2007 году.
Такие показатели обеспечил автобусу двигатель Caterpillar 3126Е, которым будут оснащаться все ЛиАЗ-6212. В этом моторе американская компания применила свою новейшую технологию впрыска топлива с электронным управлением, позволившую значительно снизить не только объем вредных выбросов, но также расход топлива и уровень шума. Впрочем, и предыдущая модель — Caterpillar 3116 — гарантирует автобусам и грузовикам экологическую безопасность стандарта «Евро-2». Такие моторы поставляются в Россию еще с 1994 года, и на больших городских автобусах ЛиАЗ-5256 их установлено уже более двух тысяч. Судя по динамике, в ближайшие годы сотрудничество российских предприятий с лидером мирового дизельного моторостроения существенно расширится.
Моторы для России
Продвижение двигателей для автомобилей и автобусов на российский рынок компания Caterpillar начала в 1993 году, и уже через несколько месяцев первый мотор был установлен на одну из машин Ликинского автобусного завода. Рассказывают, что представители ЛиАЗа и эксплуатационники тогда очень ревниво и придирчиво следили за экспериментальным автобусом. Но в итоге не могли не признать, что двигатель чрезвычайно эффективен, надежен, ремонтопригоден и обеспечен полной технической поддержкой фирмы-производителя.
Поэтому в 1995 году ЛиАЗ подписал контракт на полтысячи двигателей модели 3116 стоимостью порядка 10 тыс. долларов каждый. Однако по-настоящему прочные связи с Россией у американской фирмы установились в последние три-четыре года — после объединения отечественных автобусных заводов в компанию «Русавтопром», недавно переименованную в «Русские автобусы». Теперь большие сочлененные автобусы с моторами под маркой Cat курсируют по Москве и Подмосковью, Липецку, Белгороду, Калуге, Рязани, Ярославлю, Тольятти. В Санкт-Петербурге один из них прошел 680 тыс. км без единого серьезного ремонта силового агрегата.
Впрочем, случались и казусы. «Придя несколько лет назад на работу в ‘Мострансавто’, я обнаружил двадцать снятых моторов Caterpillar, — рассказывает главный инженер крупнейшего автотранспортного предприятия Московской области Николай Гривас . — Их чуть ли не готовили к списанию, но затем мы решили разобраться, почему такие дорогие двигатели известной марки у нас не работают. Оказалось, их неверно эксплуатировали».
Новые аргументы в свою пользу Caterpillar смогла предъявить подмосковным транспортникам уже непосредственно на заводе в Бельгии, где эти двигатели делают. Увидев, как на предприятии организован технологический процесс, каков уровень производства и контроля качества, российские инженеры иначе взглянули на чуть было не выброшенные моторы и взялись за их восстановление, освоили капремонт. Теперь моторы вновь стоят в машинах и исправно работают, некоторые прошли уже свыше 600 тыс. километров, а «Мострансавто» приобрело еще около 350 машин с такими двигателями.
Видимо, в Caterpillar учли тот опыт. И недавно вместе с компанией «Русские автобусы» вновь организовали поездку на завод неподалеку от Брюсселя большой группы руководителей отечественных автотранспортных предприятий. Пригласили и корреспондента «Эксперта».
За заводскою проходной
Завод в городке Гесселис — важнейшее предприятие компании за пределами США. Три его огромных корпуса компактно размещены на 98 га, есть своя водонапорная башня и электроподстанция, просторная площадка для готовой продукции, железнодорожная ветка, рядом — крупная дорожная развязка. В 1993 году завершилась реконструкция предприятия по программе «Завод будущего», длившаяся восемь лет. За это время в него было вложено почти 400 млн долларов, и до сих пор объемы ежегодных инвестиций составляют порядка 20 млн.
Сегодня здесь производят шесть моделей погрузчиков и восемь моделей гусеничных экскаваторов грузоподъемностью от 20 до 80 тонн, а также всевозможные транспортные двигатели не ниже стандарта «Евро-2» и приличный ассортимент комплектующих. Чуть более 4 тыс. работников завода в прошлом году произвели продукции на 853 млн евро, а чистая прибыль составила 8,1 млн евро.
Изумрудные травяные лужайки и цветущие кустарники вокруг производственных корпусов поначалу действительно заставляют думать, что «завод будущего» и внутри напоминает хирургическое отделение больницы. Однако управляющий по продажам двигателей для грузовых автомобилей, автобусов и сельхозтехники московского представительства Caterpillar Алишер Оспанханов подчеркивает: «Вы увидите, что это предприятие похоже на многие другие современные заводы, и люди здесь работают совершенно обычные. Но дело организовано так, что на выходе мы получаем самую лучшую продукцию».
Мы убедились в этом, пройдя по всей технологической цепочке сборки двигателей для автомобилей и автобусов. Бельгийские рабочие и впрямь от своих российских коллег внешне почти не отличаются: в перерыве на скамеечках или прямо на полу между станками перекусывают, играют в карты, обсуждают футбол. К работе тоже приступают как бы неспешно, однако все делают четко и слаженно, без лишних движений. Это на тех участках, где без людей не обойтись. А еще массу всевозможных операций выполняют роботы, и даже доставка заготовок и деталей на многих этапах автоматизирована, вплоть до передвижения электрокаров.
Даже мелкие детали (например, болты) отбалансированы и взвешены, так что никаких отклонений в собранном моторе быть не может. Более того, еще на подготовительном этапе для каждого отдельного двигателя готовится свой комплект деталей. Скажем, кольца притираются к конкретным поршням, нумеруются, и затем они уже ни в коем случае не попадут на какой-то другой мотор. А степень усилия, с которым закручиваются болты, фиксируется компьютером и остается в его памяти. На конвейере каждый двигатель сопровождается сборочным листом, где указана его спецификация и установочные параметры; там же каждый сборщик после своей операции ставит личную печать. По этим данным даже через годы можно восстановить всю технологическую цепочку и выявить, где и кем допущен брак, если таковой обнаружится.
Завершающий этап — проверка продукции. Каждый двигатель на стендах по часу гоняют во всех режимах: прогрев, холостые и средние обороты, полная нагрузка. Тут же электроника замеряет параметры выброса вредных веществ, шумов. Так, при обнаружении повышенного шума всего в несколько долей децибела (даже неразличимых человеческим ухом) двигатель разбирают и заново доводят до нужных параметров. Наконец, каждый готовый мотор фотографируют, и затем снимок вместе со спецификацией вкладывается в паспорт.
«Умные» двигатели
Видя на улицах заполненные пассажирами автобусы, мало кто из нас задумывается, чем эти машины приводятся в движение. Между тем современные автомобильные двигатели становятся все более сложными и «умными».
Скажем, поставляемый на ЛиАЗ мотор Caterpillar 3126Е обладает просто фантастическими возможностями. Его электронный блок хранит в памяти информацию о работе всех систем, начиная с момента первого запуска на заводском конвейере. Все данные по 23 параметрам работы двигателя можно в течение минуты вывести на дисплей водителя, экран ноутбука и даже карманной электронной книжки. И узнать, каковы были в тот или иной момент температура охлаждающей жидкости, давление масла или режим работы силового агрегата. При этом одиннадцать параметров тут же можно перепрограммировать (например, выставить максимальные и холостые обороты, ограничение скорости, включение противоугонного устройства, время работы холостого хода, после которого мотор будет автоматически глохнуть).
Информация с электронного блока становится незаменимой при учете и планировании затрат транспортных предприятий. Никакой другой хронометраж и замеры не позволят с точностью до 1 грамма (!) определить, сколько потрачено топлива в тот или иной день или рабочую смену, установить расход топлива на каждый пройденный километр и на холостом ходу, время работы мотора.
Едва ли не самым актуальным в мире сегодня становится вопрос экологической безопасности автомобильных моторов. Руководитель производства двигателей на заводе Caterpillar в Гесселисе Пол Фастре рассказал «Эксперту»:
— Пока в разных государствах подобные требования еще заметно отличаются. Так, в Швеции, Германии, Швейцарии, Австрии нормативы по выбросам, шумам, применяемым маслам гораздо жестче, чем в США и некоторых других странах. Наши инженерные и дизайнерские центры действуют в разных регионах.
— Значит, для различных рынков вы разрабатываете и производите разную продукцию?
— Пока некоторые отличия в поставках действительно существуют, но грани постепенно стираются. К примеру, в Калифорнии действуют очень жесткие экологические стандарты. Они близки к европейским, а в чем-то даже превосходят их. Но уже в 2007 году везде будет введен норматив «Евро-3», и тогда требования в Европе и Америке станут полностью идентичными. Поэтому в Caterpillar стремятся как бы заглядывать в будущее и работать на опережение. Наши конструкторы уже разрабатывают двигатели, в которых можно будет использовать биологическое масло и биологическое топливо. Причем подобные исследования касаются всех видов двигателей: автомобильных, тракторных, корабельных, для буровых установок.
О масштабах научных исследований и конструкторских программ Caterpillar можно судить по цифрам: ежегодно компания тратит на них 100-150 млн долларов, при этом цикл создания нового двигателя составляет в среднем пять-шесть лет. Примером может служить программа ACERT (Advanced Combustion Emission Reduction Technology — «Усовершенствованная технология снижения объема выхлопных газов для двигателей внутреннего сгорания»). Она разрабатывалась шесть лет, была впервые представлена в декабре 2002 года и сразу же признана прорывной. Значительно повысив экологическую безопасность дизельных двигателей, технология ACERT сохранила все их характеристики по мощности, надежности и рентабельности.
Начавшиеся с января 2003 года продажи таких моторов показали, что природосберегающая новинка пользуется хорошим спросом, в связи с чем председатель совета директоров и президент компании Caterpillar Глен Бартон заметил: «Реакция потребителей на нашу технологию ACERT отражает мнение рынка и подтверждает, что мы сделали правильный выбор».
Российских предприятий в числе первых покупателей этой весьма недешевой продукции не оказалось. Однако и опыт компании «Русские автобусы», и готовность властей многих регионов вкладывать средства в надежный, комфортабельный и безопасный общественный транспорт обнадеживают.
Поставки двигателей Caterpillar для российских автобусов
Год | Моторы (шт.) |
---|---|
2001 | 495 |
2002 | 788 |
2003 | 860* |
2004 | 1495* |
2005 | 1921* |
*План. | |
Источник: компания «Русские автобусы» |
Компания Caterpillar («гусеница») была основана в США для выпуска тракторов в 1925 году в результате слияния Holt Caterpillar Company (образованной в начале 1880-х годов Бенджамином Холтом) и фирмы C. L. Best Tractor Co., (созданной в 1910 году). Сегодня Caterpillar признана мировым лидером в производстве техники для горнодобывающей и строительной промышленности, нефте- и газодобычи, заготовки леса (она производит строительные и карьерные самосвалы, экскаваторы, погрузчики, дорожные машины, комплектующие); треть оборота составляют продажи двигателей различного назначения.
В составе компании 115 заводов, расположенных в различных регионах мира. В девяти странах Европы базируется двенадцать предприятий, в том числе завод «Caterpillar-Тосно» в Ленинградской области, с 2000 года выпускающий компоненты для гусеничных тракторов и экскаваторов. Общее число сотрудников Caterpillar (включая 31 дистрибуторский центр) — более 67 тыс. человек. В штате 220 дилеров — еще свыше 90 тыс. работников.
объем продаж компании за 2002 год составил 20,15 млрд долларов, 50% из которых пришлись на США. По итогам I квартала 2003 года доходы от продаж составили 4,82 млрд долларов, а прибыль достигла 129 млн долларов (что на 61% больше аналогичного показателя за январь-март 2002 года). Общий объем инвестиций в исследования и разработки в прошлом году составил 132 млн долларов.
Производство двигателей для мобильной техники было освоено на заводе Caterpillar в 1930 году, а в 1939-м компания выпустила свой первый автомобильный двигатель. Сегодня в модельной линейке ее дизельных моторов для грузовиков и автобусов несколько сотен модификаций двигателей мощностью от 110 до 600 л. с. Моторы с логотипом Cat специалисты называют эталонными по таким параметрам, как надежность, долговечность, экономичность, инновационность.
В России первые тракторы Беста, как и тракторы Холта, появились еще до 1913 года, а в конце 20-х годов Советский Союз приобрел 1350 колесных тракторов Caterpillar. Московское представительство Caterpillar открылось в 1973 году и сейчас занимается операциями на территории всего СНГ.
Запчасти двигателей для двигателя Caterpillar 3116. Двигатель катерпиллер 3116
Автобусный дизель Cat 3116 – Основные средства
Компания Caterpillar поставляет в нашу страну дизели для установки на автобусы и грузовые автомобили с 1994 г. Больше 1 000 автобусов с двигателем Cat 3116 успешно работают во многих городах России, а некоторые из них прошли 600 тыс. км без какого-либо ремонта. Только в 2001 г. свыше 500 автобусов ЛиАЗ-5256 были оснащены этим мотором.
Cat 3116 |
Шестицилиндровый рядный дизель 3116 рабочим объемом 6,6 л был выбран из гаммы двигателей компании Caterpillar для установки на российские автобусы как мотор, уже на стадии проектирования рассчитанный на особо тяжелые условия работы. Кстати, создавался он по заказу и при участии специалистов концерна General Motors для грузовиков и автобусов крупнейшего автостроителя мира. Под особо тяжелыми условиями подразумевалась продолжительная работа с максимальной нагрузкой в «рваном» режиме городского движения, когда частые остановки автобуса сопровождаются быстрым набором скорости. При этом тепловой режим двигателя постоянно является напряженным.
К важнейшим требованиям, поставленным перед конструкторами, можно отнести достижение максимальной эластичности (или приспособляемости), когда максимум крутящего момента достигается на малых и средних оборотах коленвала, в сочетании с минимальными массой двигателя и объемом его технического обслуживания. Долговечность дизеля до капитального ремонта должна была составлять не менее 900 тыс. км при установке его на грузовой автомобиль средней грузоподъемности или автобус.
Следящие ролики толкателя |
Основные детали мотора носят явный отпечаток перечисленных требований. Блок цилиндров представляет собой очень прочную конструкцию, отлитую из легированного чугуна. Удлиненная нижняя часть картера, а также увеличенная толщина поперечных перемычек, передней и задней стенок обеспечивают длительную работу при перегреве без какой-либо деформации. Коленчатый вал из кованой стали с индивидуальной закалкой отличает значительно больший, чем у многих дизелей-конкурентов, диаметр коренных опор, что снизило износ и повысило надежность мотора, а также и его долговечность.
Cat 3116 комплектуют компактными насос-форсунками, изготовленными с высокой точностью. Отсутствие наружных топливопроводов высокого давления повысило надежность дизеля и точность регулирования режима и дозы впрыскивания топлива.
Форсунки размещаются в специальных латунных втулках, которые изолируют их от выхлопных газов и охлаждающей жидкости. Это решение также повышает долговечность мотора и облегчает его обслуживание.Охлажденные маслом поршни снабжены эксцентричной выточкой, изготавливают их из алюминия. Они разработаны специально для тяжелых условий эксплуатации и комплектуются тремя кольцами, из которых два компрессионные и одно маслосъемное.
форсунка |
Более мощные модификации дизеля (250 и даже 275 л.с.) снабжаются поршнями, состоящими из двух частей. Верхняя часть (или днище) изготавливается из кованой стали, а юбка отливается из алюминиевого сплава. Прочность такого комбинированного поршня выше, а его конструкция полностью исключает возможность появления трещин на закраинах, иногда возникающих на алюминиевых поршнях при высоких внутренних температурах, сопровождающих особо тяжелые режимы эксплуатации автомобиля.
На моторе применяют шатуны из кованой стали со скошенной верхней частью. Увеличенные контактные поверхности подшипников скольжения способствуют повышению долговечности, поскольку снижают износ. Замену шатунов производят через снятую головку дизеля.
В газораспределительном механизме дизеля конструкторы применили следящие ролики, которые обкатывают кулачки распредвала, снижая трение, износ и повышая экономичность. Расположение распредвала в средней части блока цилиндров позволило укоротить штанги привода клапанов, уменьшить инерционные нагрузки механизма. В результате даже на больших оборотах время открытия и закрытия клапанов соблюдается точно. Боковые крышки обеспечивают легкий доступ к следящим роликам, осмотр кулачков и замену штанг без демонтажа распредвала.
Поршни для тяжелых рабочих режимов |
Малая масса дизеля модели 3116, составляющая всего 540 кг, является дополнительным его достоинством с точки зрения размещения мотора в задней части автобуса. Диапазон возможных исполнений по мощности выглядит следующим образом: 170, 185, 200, 215, 230, 250 и 275 л.с. Двигатель, выпускаемый на бельгийском моторном заводе компании, отлично зарекомендовал себя на автобусах, эксплуатирующихся в Москве, Московской обл., Санкт-Петербурге, Перми, Тольятти, Сургуте и Ульяновске.
Дальнейшее развитие конструкции мотора связано с требованиями норм Euro-3, что недостижимо, с точки зрения специалистов компании, без электронного управления впрыском. Недалек тот день, когда дизель 3116 уступит место на конвейере двигателю модели Cat 3126В, также рекомендованному к установке на российские автобусы. Новый дизель будет поставляться с диапазоном по мощности от 175 до 330 л.с. и по максимальному крутящему моменту от 569 до 1 166 Нм.
Шатуны |
Рабочий объем нового мотора увеличен до 7,2 л. Его 32-битовый электронный модуль и 24 МГц процессор в составе электрогидравлической системы управления дизелем, включающей взаимодействие с АБС, системой управления гидромеханической трансмиссией и тормозом-замедлителем, облегчают проведение диагностики, тем самым, сокращая время, отводимое на техническое обслуживание и ремонт силового агрегата. Поставки первых партий дизелей Cat 3126 планируются уже в 2002 г.
То обстоятельство, что ЛиАЗу потребовалось четыре года на адаптацию зарубежного дизеля к своему автобусу, наводит на мысль, что Caterpillar оставил российского покупателя без инженерной поддержки. Если и Cat 3126 будет приспосабливаться к автобусу столько времени, то как бы и он не оказался устаревшим.
Двигатель cat 3116 технические характеристики
ЛиАЗ-5256. Двигатель CAT 3116
Двигатель Cat 3116 фирмы Caterpillar устанавливается на автобус ЛиАЗ-525625 в одном агрегате с механической коробкой передач S6-85 фирмы ZF или в агрегате с гидромеханической передачей D851.2 фирмы VOITH. В данном Руководстве приведены некоторые сведения, касающиеся силового агрегата в целом (подвеска, особенности технического обслуживания и др.)
ВНИМАНИЕ: В двигателе применяются крепежные детали с метрической и дюймовой резьбой. При разборке снятые с двигателя крепежные детали должны быть по возможности сохранены для последующей сборки. Если необходима замена крепежных деталей на новые, последние должны подбираться в соответствии с типом резьбы и классом прочности заменяемой детали.
Крепежные детали с метрической резьбой имеют цифровое обозначение класса прочности на головках болтов и на гайках, например, на болтах 8.8, 10.9 и т. д., на гайках 8, 10 и т. д.
Основные технические данные по двигателю приведены в главе 1. Ниже приведены некоторые дополнительные технические данные двигателя Cat 3116:
Расположение цилиндров. рядное
Последовательность работы цилиндров. 1—5—3—6—2—4
Вращение коленчатого вала
(со стороны маховика). против часовой стрелки
Давление масла SAE 10w30 на прогретом двигателе, кПа (кгс/см2):
при частоте вращения холостого хода, не менее. 100 (1)
при частоте вращения 2000 мин-1, не менее. 200 (2)
при любой частоте вращения, не более. 600 (6)
Расположение цилиндров и клапанов двигателя показано на рис. 3-1. Цифрами обозначены номера цилиндров, темными кружками — выпускные, светлыми — впускные клапаны.
На рис. 3-2 и 3-3 показан общий вид двигателя.
На заднем конце коленчатого вала закреплен маховик, от которого крутящий момент передается через трансмиссию на колеса автобуса.
ПРИМЕЧАНИЕ: Левая и правая стороны двигателя определяются, если
смотреть со стороны маховика
С передней стороны расположен шкив 1 (рис. 3-2) с гасителем крутильных колебаний коленчатого вала. От шкива посредством ременной передачи приводятся в действие водяной насос 3 (рис. 3-3), генератор и иентилятор (не являющийся частью двигателя). На правой стороне расположен также турбокомпрессор 6.
С левой стороны двигателя смонтированы воздушный компрессор
14 (см. рис. 3-2) и насос 13 гидроусилителя руля.
Рис. 3-1. Расположение цилиндров и клапанов двигателя
Рис. 3-2. Общий вид двигателя (левая сторона):
1 — шкив и гаситель крутильных колебаний коленчатого вала, 2 — ручной топливоподкачивающий насос, 3 — рым для подъема двигателя, 4 — регулятор частоты вращения с топливным насосом низкого давления, 5 — соленоид отсечки топлива, 6 — горловина для залива масла (с фильтром), 7 — щуп для измерения уровня масла, 8 — сапун масляного картера, 9 — топливный фильтр, 10 — электронный блок управления нагревателем всасываемого воздуха (при наличии), 11 —картер маховика, 12 —масляная магистраль высокого давления,
13 — насос гидроусилителя руля, 14 —воздушный компрессор, 15 —масляный картер
Рис. 3-3. Общий вид двигателя (правая сторона):
1 — нагреватель всасываемого воздуха; 2 — термостат; 3 — водяной насос; 4 — масляный фильтр; 5 — регулятор турбокомпрессора; 6 — турбокомпрессор