Подробное техническое описание тракторов Беларус МТЗ 80
Подробное техническое описание тракторов Беларус МТЗ 80.1 и 82.1
Область применения тракторов Беларус 80.1 и 82.1
Колесные тракторы Беларус 80-й серии являются универсально-пропашными тракторами, предназначенными как для возделывания различных культур (например, корнеплодов), так и для разнообразных работ в сельском, коммунальном и лесном хозяйствах, на транспорте, в строительстве и прочих отраслях.
Тракторы относятся к тяговому классу 1,4, что соответствует развиваемому ими номинальному тяговому усилию 14 кН.
Конструкционная масса трактора МТЗ:
Рассмотрим подробнее некоторые особенности конструкции этих машин.
Остов и ходовая система
Конструкция тракторов МТЗ 80 – полурамная, как и у большинства тракторов Минского тракторного завода. Передняя полурама, состоящая из литого переднего бруса и продольных штампованных лонжеронов, совместно с несущими картерами корпуса муфты сцепления, коробки передач и заднего моста образует прочный остов трактора. Двигатель передними опорами через резиновые амортизаторы эластично установлен на переднем брусе, задняя же часть двигателя картером маховика жестко соединена с корпусом муфты сцепления.
Ходовая система тракторов снабжена пневматическими шинами низкого давления. Тракторы имеют передние управляемые колеса, при этом ведущие колеса Беларус 82.1 – передние и задние (колесная формула 4К4), а ведущие колеса Беларус 80.1 – только задние (4К2). Для уменьшения давления на грунт и улучшения проходимости тракторов конструкцией предусмотрена возможность сдваивания задних колес.
Для улучшения сцепных качеств при работе с различным сельскохозяйственным оборудованием возможна установка дополнительных грузов на передний брус или на диски задних колес.
Двигатель
На тракторах устанавливается четырехцилиндровый безнаддувный (атмосферный) дизельный двигатель Д-243 номинальной мощностью 59,6 кВт (81 л.с.) при 2200 об/мин производства Минского моторного завода, рабочий объем двигателя – 4,75 л.
Двигатель имеет комбинированную систему смазки — смазка деталей производится под давлением либо разбрызгиванием. Система смазки включает в себя масляный картер двигателя, шестеренный масляный насос, радиатор охлаждения и полнопоточный масляный фильтр с предохранительным клапаном.
Топливная система двигателя включает в себя топливный насос низкого давления (подкачивающий насос), топливный насос высокого давления (ТНВД), фильтры грубой и тонкой очистки топлива и топливопроводы низкого и высокого давления.
Двигатель снабжен электростартерной системой пуска. Для облегчения пуска при низких температурах применяется электрофакельная система пускового подогрева, установленная на впускном коллекторе.
Основным элементом системы питания двигателя воздухом является воздушный фильтр с двухступенчатой очисткой воздуха — сухой центробежной и масляной инерционно-контактной.
Охлаждение двигателя осуществляется принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса, который, в свою очередь, приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Жидкость охлаждается при прохождении через радиатор, расположенный в передней части трактора перед двигателем. Радиатор охлаждается потоком воздуха от постоянно работающего лопастного вентилятора.
Ускорение прогрева двигателя после пуска, а также установка оптимального температурного режима достигается за счет термостата, регулирующего поток охлаждающей жидкости.
Трансмиссия
Тракторы имеют фрикционную однодисковую постоянно замкнутую муфту сцепления с механическим управлением. Выключение муфты сцепления производится педалью. Ведомый диск муфты имеет безасбестовые накладки, по заказу может устанавливаться ведомый диск с износостойкими металлокерамическими накладками.
Коробка передач – механическая, 9-ступенчатая, двухдиапазонная, с двухступенчатым понижающим редуктором, не синхронизированная, обеспечивает движение на 18 передачах переднего и 4 передачах заднего хода. Максимальная расчетная скорость движения тракторов – 34,3 км/ч, минимальная – 1,94 км/ч. Конструкция коробки передач предусматривает возможность установки гидравлического ходоуменьшителя.
Задний мост – с главной конической передачей, блокируемым дифференциалом и цилиндрическими конечными передачами.
Передний мост тракторов Беларус 80-й серии – портального типа. Ведущий передний мост трактора Беларус 82.1 включает в себя главную коническую передачу, самоблокирующийся дифференциал и конечные передачи — двухступенчатые конические колесные редукторы. На некоторые модификации (например, Беларус 82.1-23/12-23/32, Беларус 820) устанавливается передний мост повышенной несущей способности с планетарно-цилиндрическими редукторами. Привод переднего ведущего моста осуществляется от раздаточной коробки двумя карданными валами с промежуточной опорой со встроенной предохранительной муфтой. Предусмотрены три режима работы переднего ведущего моста: выключен, включен принудительно и автоматически включен при буксовании задних колес.
Передний мост (передняя ось) трактора Беларус 80.1 имеет возможность бесступенчатого изменения колеи передних колес благодаря применению выдвижных кулаков, на которых установлены цапфы с колесными полуосями.
Тормозная система
Рабочие тормоза – дисковые, сухие, установленные на валах ведущих шестерен конечных передач задних колес. Управление тормозами – механическое, от педалей, раздельное для правого и левого бортов. Предусмотрена блокировка педалей для транспортного режима движения. Стояночный тормоз – дисковый, сухой, с независимым ручным управлением.
Для управления тормозами прицепа тракторы снабжены пневмосистемой, питание которой осуществляется от компрессора, установленного на двигателе. Пневмопривод управления тормозами прицепа – однопроводный, сблокированный с управлением тормозами трактора. Давление в пневмосистеме поддерживается регулятором в пределах 0,65-0,8 МПа. Максимальная масса буксируемого прицепа при сблокированных тормозах прицепа и трактора – 9000 кг.
Вал отбора мощности
Для привода рабочего оборудования тракторы имеют задний вал отбора мощности, работающий в независимом двухскоростном режиме – 540 об/мин (при скорости двигателя 1632 об/мин) и 1000 об/мин (при скорости двигателя 1673 об/мин) или синхронном режиме — 3,44 оборота на метр пути). Направление вращения вала – по часовой стрелке. В стандартную комплектацию тракторов входит хвостовик вала отбора мощности на 8 зубьев для скорости 540 об/мин, для скорости 1000 об/мин необходимо установить хвостовик на 21 зуб.
Рулевое управление
На тракторы устанавливается гидрообъемное рулевое управление. Питание гидросистемы рулевого управления производится шестеренным гидронасосом левого вращения типа НШ-10. Применяется насос-дозатор героторного типа, без реакции на рулевом колесе. Механизм поворота колес – исполнительный гидроцилиндр двойного действия и рулевая трапеция.
Наименьший радиус поворота трактора – 4,5 м (с подтормаживанием заднего внутреннего колеса).
На тракторы ранних выпусков устанавливалось гидромеханическое рулевое управление с гидроусилителем.
Гидронавесная система
Рабочая гидросистема тракторов Беларус – раздельно-агрегатная. Подача гидрожидкости от гидробака осуществляется шестеренным насосом НШ-32 правого вращения с объемной подачей не менее 45 л/мин при 2200 об/мин вала двигателя. Давление срабатывания предохранительного клапана гидросистемы – 18-20 МПа.
В основном, тракторы Беларус 80.1 и Беларус 82.1 имеют стандартную гидронавесную систему без силового регулятора, которая обеспечивает только высотное регулирование положения орудий. Такая система имеет две пары независимых гидровыводов справа и слева и одну дублированную пару в задней части трактора. Однако, на некоторые машины устанавливается гидронавесная система с силовым позиционным регулятором, позволяющая производить автоматическое регулирование как в высотном, так и в силовом и позиционном режимах, что позволяет повысить качество обработки почвы и улучшить условия труда тракториста. В такой системе имеется три пары независимых гидровыводов.
Заднее навесное устройство
На тракторы устанавливается заднее навесное устройство трехточечного типа, категории НУ-2, с внутренней или наружной блокировкой нижних тяг. Грузоподъемность заднего навесного устройства на оси подвеса – не менее 3200 кг.
МТЗ-82 Троит двигатель на холостых .
Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.
Здрасти !
Итак , собственно трабл в следующем . Трактор Беларус троит на оборотах до 1500 обмин . т.е работает на 1000 обмин , при этом выхлом очень громкий и как у мотоцикла . С воздухана как с глушителя выбрасывается воздух , хотя оно руку засасывает . Очень очень туго заводится , с выделением синеватого и беловатого дымка . На оборотах синий дым и мотор поддергивается . А на высоких работа нормальная . Вчера проверили форсунки , они лили . Но после ремонта такая же картина .
В середине лета была выброшена нахъ фильтр тонкой очисткий топлива . и трактор был в эксплуатации без фильтра до сегодняшнего дня .
Есть подозрение на ТНВД . Прочитав здесь что попавшая вода внутрь аппарата убивает его . Ну зависают плунжерная пара . Так ли это .
З.Ы Мыльён раз прокачал систему от воздуха . Не помогло . И еще где тот болт на корпусе ТНВД с которого должен выходит воздух при прокачке ?
Здрасти !
Итак , собственно трабл в следующем . Трактор Беларус троит на оборотах до 1500 обмин . т.е работает на 1000 обмин , при этом выхлом очень громкий и как у мотоцикла . С воздухана как с глушителя выбрасывается воздух , хотя оно руку засасывает . Очень очень туго заводится , с выделением синеватого и беловатого дымка . На оборотах синий дым и мотор поддергивается . А на высоких работа нормальная . Вчера проверили форсунки , они лили . Но после ремонта такая же картина .
В середине лета была выброшена нахъ фильтр тонкой очисткий топлива . и трактор был в эксплуатации без фильтра до сегодняшнего дня .
Есть подозрение на ТНВД . Прочитав здесь что попавшая вода внутрь аппарата убивает его . Ну зависают плунжерная пара . Так ли это .
З.Ы Мыльён раз прокачал систему от воздуха . Не помогло . И еще где тот болт на корпусе ТНВД с которого должен выходит воздух при прокачке ?
Снимайте головку и смотрите клапана-выхлоп в воздухан и белый дым..ТНВД на проверку.
Клапана они нормальные закрываются и открываются . Тепловой зазор присутствует . Запах выхлопа из воздухана вообще нет .
Может ТНВД завтра на проверку уедет .
МТЗ-82.1 ; МТЗ-82Л(ПКУ-0.8) ; Т-25А ; ГАЗ-53А ; ИЖ-27156 ; ИМЗ-810310 ; ВАЗ-21074 ; ВАЗ-2190
2птс6 ,2-птс4м, 1птс2
Клапана они нормальные закрываются и открываются . Тепловой зазор присутствует . Запах выхлопа из воздухана вообще нет .
Может ТНВД завтра на проверку уедет .
Я понимаю что зазор в клапанах есть,но Вы написали что(с воздухана как с глушителя выбрасывается воздух)+белый дым-это признаки не достаточной компрессии. может на том цилиндре что не работает погнут или прогорел клапан(впускной).Сделаете ТНВД. а там видно будет.
Исключено . Клапана никого дела не имеют . И что то я не припоминаю чтоб на дизеле клапана прогорали .
Еще варианты !
МТЗ-82.1 ; МТЗ-82Л(ПКУ-0.8) ; Т-25А ; ГАЗ-53А ; ИЖ-27156 ; ИМЗ-810310 ; ВАЗ-21074 ; ВАЗ-2190
2птс6 ,2-птс4м, 1птс2
Исключено . Клапана никого дела не имеют . И что то я не припоминаю чтоб на дизеле клапана прогорали .
Еще варианты !
Думаю все дело в том самом фильтре который выбросили. ,А я дурак по 3-4 раза за год мменяю.
И если дым в воздухане, головку смотреть по любому.
Мій канал — http://www.youtube.com/user/pppatriot
Бажаючі приєднатись до вайбер групи «Фермери України» , пишіть в приват.
Штирлиц , конечно первым делом подумал о фильтре .
Еще раз повторяю дыма из воздухана не идет , и запаха нет .
Скорее всего накрылся ТНВД .
А может ли быть такое, если вдруг отвернулась пластина, которая устанавливает угол опережения ( ну вот тот который только на два отверстия совпадает ).
Проблема появилась после пуска в мороз в — 20 .
З.Ы А фильтр мы установили .
МТЗ-82.1 ; МТЗ-82Л(ПКУ-0.8) ; Т-25А ; ГАЗ-53А ; ИЖ-27156 ; ИМЗ-810310 ; ВАЗ-21074 ; ВАЗ-2190
2птс6 ,2-птс4м, 1птс2
Штирлиц , конечно первым делом подумал о фильтре .
Еще раз повторяю дыма из воздухана не идет , и запаха нет .
Скорее всего накрылся ТНВД .
А может ли быть такое, если вдруг отвернулась пластина, которая устанавливает угол опережения ( ну вот тот который только на два отверстия совпадает ).
Проблема появилась после пуска в мороз в — 20 .
З.Ы А фильтр мы установили .
Да если сместился угол подачи топлива, такое может быть.
Мій канал — http://www.youtube.com/user/pppatriot
Бажаючі приєднатись до вайбер групи «Фермери України» , пишіть в приват.
Александр с наступающим . а не подскажете сколько ето 1. 1/4 оборота??
Александр с наступающим . а не подскажете сколько ето 1. 1/4 оборота??
Наверное 1 оборот+еще14оборота, а это к чему.?
Мій канал — http://www.youtube.com/user/pppatriot
Бажаючі приєднатись до вайбер групи «Фермери України» , пишіть в приват.
А каковы признаки неправильного угла подачи топлива ?
Признаки такие как мои ?
МТЗ-82.1 ; МТЗ-82Л(ПКУ-0.8) ; Т-25А ; ГАЗ-53А ; ИЖ-27156 ; ИМЗ-810310 ; ВАЗ-21074 ; ВАЗ-2190
2птс6 ,2-птс4м, 1птс2
Александр с наступающим . а не подскажете сколько ето 1. 1/4 оборота??
Наверное 1 оборот+еще14оборота, а это к чему.?
та настройка карбюратора бп мотор сич 270
А каковы признаки неправильного угла подачи топлива ?
Признаки такие как мои ?
Ага и ваши тоже.
Мій канал — http://www.youtube.com/user/pppatriot
Бажаючі приєднатись до вайбер групи «Фермери України» , пишіть в приват.
Проверьте пружины на клапанах, бывало что ломалась (внутренняя), и симптомы были аналогичными, в воздух хлопало.
Исключено . Клапана никого дела не имеют . И что то я не припоминаю чтоб на дизеле клапана прогорали .
Еще варианты !
Прогорают и ещё как если изготовлены братьями-китайцами.
Пружины проверю , угол подачи топлива тоже .
Клапана тут родные . Трактор 82 года , там не до кЫтайцев было . К тому же они бы на пахоте сразу прогорели . А тут при расчистке снега случилось . Заглуши , утром заводим и вот на те ,огурцы в томате . 🙂
МТЗ-82.1 ; МТЗ-82Л(ПКУ-0.8) ; Т-25А ; ГАЗ-53А ; ИЖ-27156 ; ИМЗ-810310 ; ВАЗ-21074 ; ВАЗ-2190
2птс6 ,2-птс4м, 1птс2
Пружины проверю , угол подачи топлива тоже .
Клапана тут родные . Трактор 82 года , там не до кЫтайцев было . К тому же они бы на пахоте сразу прогорели . А тут при расчистке снега случилось . Заглуши , утром заводим и вот на те ,огурцы в томате . 🙂
Если так быстрее всего топливная, возможно водичка.
Мій канал — http://www.youtube.com/user/pppatriot
Бажаючі приєднатись до вайбер групи «Фермери України» , пишіть в приват.
Водичка . Но как ? ?? Хотя трактор стоит под открытым небом , без утеплителя мотора . Снег попал куда то , растаел и в систему попало . Опять же как ? Я вот еще фильтр грубой очистки не посмотрел , надо будет заглянуть .
Соляра летняя , епта ! Чистый парафин , ей-богу . Может из-за него ? Маловероятно я думаю .
МТЗ-82.1 ; МТЗ-82Л(ПКУ-0.8) ; Т-25А ; ГАЗ-53А ; ИЖ-27156 ; ИМЗ-810310 ; ВАЗ-21074 ; ВАЗ-2190
2птс6 ,2-птс4м, 1птс2
Водичка . Но как ? ?? Хотя трактор стоит под открытым небом , без утеплителя мотора . Снег попал куда то , растаел и в систему попало . Опять же как ? Я вот еще фильтр грубой очистки не посмотрел , надо будет заглянуть .
Соляра летняя , епта ! Чистый парафин , ей-богу . Может из-за него ? Маловероятно я думаю .
Когда фильтра нет водичка вполне может проскочить, к топливной ,а много не надо, достаточно конденсата или где нибуть отстоя немного схватили.
Мій канал — http://www.youtube.com/user/pppatriot
Бажаючі приєднатись до вайбер групи «Фермери України» , пишіть в приват.
И как удалить водичку ? Водичка небось все накрыла в ТНВД , да ?
МТЗ-82.1 ; МТЗ-82Л(ПКУ-0.8) ; Т-25А ; ГАЗ-53А ; ИЖ-27156 ; ИМЗ-810310 ; ВАЗ-21074 ; ВАЗ-2190
2птс6 ,2-птс4м, 1птс2
И как удалить водичку ? Водичка небось все накрыла в ТНВД , да ?
нет только плунжера и возможно клапаны. суди по распылителям старым точнее по игле его . как допустили експлуатацию без фильтра.
т.е без диагностики ТНВД не обоитись .
Так в городе во всех сельхоз магазах фильтра небыло , месяц точно не было . А трактор то нужен . Вот и забили на фильтр . вот щас аж две штуки купили , с металлической сеткой (как масленный фильтр автомобиля)
Так водичка на питание пошла , или по ТНВД гуляет ?
И как удалить воздух из корпуса ТНВД ? Какой из болтов не знаю 🙂
МТЗ-82.1 ; МТЗ-82Л(ПКУ-0.8) ; Т-25А ; ГАЗ-53А ; ИЖ-27156 ; ИМЗ-810310 ; ВАЗ-21074 ; ВАЗ-2190
2птс6 ,2-птс4м, 1птс2
т.е без диагностики ТНВД не обоитись .
Так в городе во всех сельхоз магазах фильтра небыло , месяц точно не было . А трактор то нужен . Вот и забили на фильтр . вот щас аж две штуки купили , с металлической сеткой (как масленный фильтр автомобиля)
Так водичка на питание пошла , или по ТНВД гуляет ?
И как удалить воздух из корпуса ТНВД ? Какой из болтов не знаю 🙂
Везете тнвд и форсунки в ремонт, мастер все скажет, ставите на место, воздух спускайте с фильтра тонкой очистки сверху до появление дт без воздуха, разберите и харашо промойте отстойник, и продуйте топливопроводы, замените (желательно) все медные кольца. и будет все гут.
Угол зажигаия лучше сразу не трогайте.
Мій канал — http://www.youtube.com/user/pppatriot
Бажаючі приєднатись до вайбер групи «Фермери України» , пишіть в приват.
Обычно сначала при попадании воды вылетают форсунки.
Появляется белый дым двигатель теряет мощность и начинает жестко работать. Насчет топливного фильтра то его наличие не всегда спасает, очень часто фильтр при попадании воды просто сжимает или рвет шторку фильтра. В бак вода чаще всего попадает при заправке но есть еще один путь при перемене температуры на стенках внутри бака образуются капли конденсата которые скапливаются и попадают в фильтр грубой очистки из которого вода сливается при проведении сезонного обслуживания, если этого не делать то в конце концов вода поднимется до уровня сетки и попадет в фильтр тонкой очистки
Обычно сначала при попадании воды вылетают форсунки.
Появляется белый дым двигатель теряет мощность и начинает жестко работать. Насчет топливного фильтра то его наличие не всегда спасает, очень часто фильтр при попадании воды просто сжимает или рвет шторку фильтра. В бак вода чаще всего попадает при заправке но есть еще один путь при перемене температуры на стенках внутри бака образуются капли конденсата которые скапливаются и попадают в фильтр грубой очистки из которого вода сливается при проведении сезонного обслуживания, если этого не делать то в конце концов вода поднимется до уровня сетки и попадет в фильтр тонкой очистки
т.е без диагностики ТНВД не обоитись .
Так в городе во всех сельхоз магазах фильтра небыло , месяц точно не было . А трактор то нужен . Вот и забили на фильтр . вот щас аж две штуки купили , с металлической сеткой (как масленный фильтр автомобиля)
Так водичка на питание пошла , или по ТНВД гуляет ?
И как удалить воздух из корпуса ТНВД ? Какой из болтов не знаю 🙂
Везете тнвд и форсунки в ремонт, мастер все скажет, ставите на место, воздух спускайте с фильтра тонкой очистки сверху до появление дт без воздуха, разберите и харашо промойте отстойник, и продуйте топливопроводы, замените (желательно) все медные кольца. и будет все гут.
Угол зажигаия лучше сразу не трогайте.
Вот я завтра посмотрю . Возможно и сниму тнвд и отправлю в город . А крышку установки угла опережения я сниму и посмотрю на ту пластину . Вдруг , внатуре она отлетела там .
Форсунки только только сегодня поставили отремонтированные . Распылитель заменили и давление отрегулировали . Ладно , хоть на этом спасибо .
МТЗ-82.1 ; МТЗ-82Л(ПКУ-0.8) ; Т-25А ; ГАЗ-53А ; ИЖ-27156 ; ИМЗ-810310 ; ВАЗ-21074 ; ВАЗ-2190
2птс6 ,2-птс4м, 1птс2
Грубая работа двигателя мтз
МТЗ-5 «Беларусь» (МТЗ-7 «Беларусь») — марка универсальных пропашных колёсных тракторов средней мощности общего назначения, выпускавшихся Минским тракторным заводом с 1956 по 1962 гг. и Южным машиностроительным заводом с 1958 по 1972 годы.
Содержание
- 1 Производство тракторов МТЗ-5
- 2 Технические характеристики
- 2.1 Двигатель
- 2.2 МТЗ-5
- 2.2.1 МТЗ-5М
- 2.2.2 МТЗ-5Л
- 2.2.3 МТЗ-5С
- 2.3 МТЗ-7
- 3 Примечания
- 4 Литература
- 5 Статьи и публикации
- 6 Ссылки
- 7 Внешние медиафайлы
Первые образцы колёсных тракторов МТЗ-5 были изготовлены на Минском тракторном заводе в январе 1956 года [2] а немногим позднее трактор был запущен в серийное производство и стал на конвейер. МТЗ-5 был разработан на основе популярного в те годы трактора МТЗ-2 мощностью 36 лошадиных сил, выпускавшимся заводом с 1953 по 1957 годы [3] . Впоследствии было налажено производство тракторов МТЗ-5Л, МТЗ-5М, МТЗ-5МС, МТЗ-7.
В 1958 году после незначительной доработки конструкции, завод приступил к выпуску семейства тракторов МТЗ-7 (МТЗ-7М, МТЗ-7МС и МТЗ-7ЛС) повышенной проходимости с двумя ведущими мостами. На первые опытные модели устанавливались ведущие передние мосты с армейского автомобиля-вездехода ГАЗ-67. Конструкция не предусматривала регулировку ширины агротехнической колеи, что не позволяло в полной мере использовать её при выполнении пропашных работ. Вскоре конструктивную основу для ведущего переднего моста трактора заменили деталями, выпускаемыми для армейских грузовиков ГАЗ-63.
В целом тракторы семейства МТЗ-5 (МТЗ-7) обладали большей универсальностью, имели независимый привод вала отбора мощности, более мощный и экономичный двигатель Д-40, мощностью 45 л. с. и гидравлическую навесную систему c агрегатом НС-37 или тремя выносными цилиндрами.
Трактор предназначался для выполнения работ по возделыванию пропашных сельскохозяйственных культур (кукуруза, сахарная свёкла, картофель, подсолнечник, овощебахчевые и др.). А также для неглубокой обработки легких и средних почв, посева и уборки некоторых зерновых культур [4] [5] .
Трактор агрегатировался с большим количеством навесного, полунавесного оборудования и сельхозмашинами.
Было сконструировано и выпущено различное навесное погрузочно-транспортное оборудование: стогометатель, копновоз универсальный навесной (КУН), вилочный погрузчик. Трактор использовался и как шасси для целой серии экскаваторов.
Производство тракторов МТЗ-5 [ править | править код ]
Тракторы МТЗ-5 (7) и их модификации выпускались на Минском заводе с 1956 по 1962 годы. Производство МТЗ-5 и его модификаций было запущено и на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, где под маркой ЮМЗ тракторы собирались с 1958 по 1972 годы [4] [5] .
Трактор | Масса, кг. | Габаритные размеры, мм. | Годы выпуска | Количество, шт.* |
МТЗ-5 | 3190 | 4095/1884/2430 | 1957-1958 | 10 189 |
МТЗ-5К | 3190 | 4095/1884/2430 | 1957-1958 | 14 769 |
МТЗ-5М | 2950 | 4095/1884/2373 | 1958-1960 | 20 163 |
МТЗ-5Л | 2950 | 4095/1884/2373 | 1958-1960 | 41 118 |
МТЗ-5МС(ЛС) | 3075 | 4095/1884/2410 | 1959-1961 | 49 927 |
- Примечание: Данные в таблице приводятся только по Минскому тракторному заводу. Источник: Хрулькевич О. А, Шаров В. В. «Тракторы „Беларусь“: от МТЗ-3 до МТЗ-7», 2011[1] .
Технические характеристики [ править | править код ]
Колёсные тракторы «Беларусь» семейства МТЗ-5 (7) — универсальные сельскохозяйственные тракторы средней мощности на которые устанавливались дизельные двигатели Д-40, Д-48 с электростартёром или пусковым двухтактным бензиновым двигателем.
Трактор был построен по классической схеме и имел полурамную конструкцию. Полурама выполнялась из швеллеров, соединённых между собой передним брусом.
Остов трактора состоял из полурамы и трёх основных агрегатов: муфты сцепления, коробки передач и заднего моста.
В передней части остова смонтирован двигатель со вспомогательным оборудованием и радиатор системы охлаждения. Двигатель крепился к полураме и имел штатную облицовку с декоративными элементами [3] [5] . Непосредственно за двигателем располагались механизмы силовой передачи трактора: муфта сцепления, коробка передач и задний мост, на корпусе которого крепились механизмы тормозов и вал отбора мощности (ВОМ), а также механизм задней навески гидравлической системы [4] [5] .
Гидравлическая система — раздельно-агрегатная: насос гидросистемы получает вращение от двигателя через шестерни привода ВОМ. Для работы с прицепными машинами на продольных тягах задней навески устанавливалась поперечина с прицепной вилкой. Агротехническая колея переменная и могла регулироваться [4] [5] .
Двигатель [ править | править код ]
На трактора семейства МТЗ-5 (МТЗ-7) устанавливались рядные дизельные атмосферные двигатели семейства Д-40, номинальной мощностью 45 л. с.
Д-40К | Д-40Л | Д-48Л | Д-40М | Д-48М | ||
Мощность л. с. (номинальная) | 45 | 48 | 45 | 48 | ||
Число оборотов в мин. (номинальное) | 1500 | 1600 | 1500 | 1600 | ||
Расход топлива на минимальных оборотах г/э. л. с.ч. | 210 | 205 | 200 | 205 | 200 | |
Способ смесеобразования | вихревая камера | |||||
Порядок зажигания | 1-3-4-2 | |||||
Число цилиндров | 4 | |||||
Диаметр цилиндра мм. | 105 | |||||
Система пуска | пусковой двигатель | электростартер СТ-50 | ||||
Система подачи и распределения топлива | 40-4ТН-8.5х10 | 48М-Тн-8.5х10 или ОНМ | ||||
Применяемое топливо | дизельное (ГОСТ 4749-49) | |||||
Вес сухого двигателя кг. | 660 | 638 | 630 | 638 |
МТЗ-5 [ править | править код ]
Базовая модель. На тракторе устанавливался, улучшенный по сравнению с МТЗ-2, дизельный двигатель Д-40К номинальной мощности 45 л. с. Расход топлива снизился до 210 г/э.л.ч. На двигателе был увеличен диаметр цилиндров (105 мм), число оборотов коленчатого вала возросло до 1500 об/мин. Муфта сцепления имела более совершенную конструкцию, что позволило установить вал отбора мощности (ВОМ) с независимым приводом. Ряд изменений коснулся и гидравлической системы с применением агрегата НС-37.
Ходовую систему улучшили за счёт изменения конструкции передней оси и установки передних колес, увеличенных размеров. В конструкции применялся более мощный генератор. Появилось четыре фары [1] [4] [5] .
МТЗ-5М [ править | править код ]
В 1957 году МТЗ-5 был модернизирован и ряд моделей получил индекс «М». МТЗ-5М имел двигатель Д-40М и вместо пускового бензинового двигателя устанавливался электростартёр СТ-50.
5-ступенчатая коробка была заменена на 10-ступенчатую, — увеличилась транспортная скорость до 22,3 км/час. Дифференциал заднего моста имел автоматическую блокировку (АБД) с управлением от ножной педали. Был увеличен дорожный просвет передней оси (до 640 мм), размеры передних (6,5-20) и задних (12-38) колёс, снижено значение потребное давления в шинах.
Трактор оснащался прогрессивной по тем временам раздельно-агрегатной гидросистемой с выносом отдельных гидроцилиндров. Для более комфортных условий труда механизаторов стали устанавливать кабину и ножной сбрасыватель числа оборотов двигателя, который соединялся специальным механизмом с рукояткой ручного газоа. Системы электроосвещения и световой сигнализации по сравнению с трактором МТЗ-5 стала более совершенна. На Брюссельской всемирной выставке в 1958 году создатели трактора были удостоены золотой медали [1] .
МТЗ-5Л [ править | править код ]
Отличался от МТЗ-5М лишь модификацией двигателя — модели Д-40Л (без свечей накаливания и декомпрессионного механизма) с пусковым бензиновым двигателем. В 1958—1960 годах было изготовлено 41118 единиц [1] .
МТЗ-5С [ править | править код ]
В 1959 году, после конструкторских доработок в серию пошли тракторы МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС. Буква «С» в обозначении означала «скоростной». Устанавливаемый на трактор дизельный двигатель Д-48 имел номинальную мощность 48 л. с. Диапазон рабочих (пропашных) скоростей был подобран в пределах 5-10 км/ч. В остальном принципиальных отличий от тракторов МТЗ-5Л и МТЗ-5М не было. Трактор МТЗ-5МС имел электрооборудование постоянного тока [6] . Производство скоростных машин началось в 1959 году [7] .
МТЗ-7 [ править | править код ]
Колёсные универсальные трактора с полным приводом МТЗ-7Л и МТЗ-7М являются модификациями моделей МТЗ-5Л и МТЗ-5М соответственно. Модели предназначались для пропашных работ на влажных почвах. Трактор был рекомендован производителем для использования на общих транспортных работах и при междурядной обработке низкорослых пропашных культур, в междурядьях шириной 445—900 мм. Новыми механизмами, по сравнению с тракторами семейства МТЗ-5, являлись передний ведущий мост, передние колёса увеличенного диаметра, карданная передача и раздаточная коробка [8] .
Передний ведущий мост трактора МТЗ-7 выполнен аналогично передним мостам автомобилей повышенной проходимости и передаёт тяговое усилие к передним управляемым колёсам от раздаточной коробки. Мост имеет главную передачу, дифференциал и механизм привода колёс с шарнирами равных угловых скоростей [9] .
В 1959 году на конвейер и в серийное производство пошли трактора МТЗ-7М, МТЗ-7МС и МТЗ-7ЛС. В этом же году было изготовлено 169 тракторов, а в 1960-м — 1277. Всего было выпущено 2790 тракторов МТЗ-7. Производство модели было прекращено в 1961 году [7] .
Падение мощности и стук в двигателе трактора МТЗ: распространенные причины и диагностика
В процессе эксплуатации механизмов и оборудования производства МТЗ, и тракторов в частности, основной причиной снижения производительности является падение мощности машины. Причины могут быть различными, но всё их можно условно разделить на две категории: постепенное снижение мощности в течение некоторого периода времени и внезапная, резкая потеря мощности.
Постепенное снижение мощности трактора МТЗ 80,82
Постепенное падение мощности может быть связано с проблемами в топливной системе машины, изменением подачи, качества и количества топлива по следующим причинам:
- нарушение регулировки ТНВД;
- прогрессирующий износ плунжерной пары и/или форсунки;
- изменение регулировок подачи топлива
- неисправность привода топливного насоса;
- засор топливных фильтров трактора МТЗ.
Проблемы с воздушной и выхлопной системами:
- засор воздушного фильтра или воздухоочистителя;
- плохая проходимость выхлопной трубы.
Неисправности двигателя и системы газораспределения:
- износ деталей поршневой группы;
- нарушение регулировок ГРМ;
- изменение прилегания клапанов и падение компрессии.
Имеет значение и система управления двигателем трактора МТЗ:
- неисправность регулятора оборотов;
- износ подвижных сочленений;
- изменение упругости возвратных пружин педалей управления.
Быстрое падение мощности
Если мощность трактора МТЗ 80, 82 снижается внезапно, то это может сигнализировать о проблеме в топливной системе, связанными с дефицитом топлива или качеством топливной смеси:
- негерметичность, попадание газов или стороннего воздуха;
- неисправность топливного насоса;
- отказ форсунки;
- засор дренажа крышки топливного бака;
- топливо плохого качества или с примесью воды;
- заедание клапанов и механизмов топливной системы.
Также резкое падение мощности может быть следствием небрежного отношения к эксплуатации агрегата, халатного ТО или ремонта:
- неправильно установлены или нарушена регулировка рычагов управления подачей топлива или неисправен регулятор;
- перегрев;
- неверно установлен механизм декомпрессии;
- неплотная установка форсунок.
Мощность может внезапно снизится и по причине возникшей неисправности:
- пробой или прогар прокладки ГБЦ;
- закоксовывание и западание поршневых колец;
- трещина или обрыв поршня;
- трещина ГБЦ, блока цилиндров, либо одного цилиндра.
Причина падения производительности определяется различными методами диагностики, многие из которых доступны даже в полевых условиях.
Методы диагностики
Для установления причин падения мощности используется любые доступные методы диагностики:
- Визуальный осмотр позволяет увидеть возникшую течь, наличие заломов, трещин и вмятин, засор и чрезмерное загрязнение, например, воздушного фильтра.
- При инструментальном способе используются диагностические приборы и оборудование, позволяющие измерить параметры работы агрегата для выявления отклонений от нормы. Например, замер компрессии при помощи компрессиметра.
- Метод ослушивания позволяет определить источник проблемы «на слух». Опытный тракторист, механик или слесарь с большой долей вероятности определит неисправность по наличию посторонних шумов и стуков.
Причины стука при работе трактора МТЗ
Глухой стук холодного двигателя в начале работы свидетельствует об увеличенном периоде задержки воспламенения. Стук в кривошипно-шатунном механизме возникает при неправильном момента подачи топливной смеси.
Жёсткая работа двигателя с непрерывным стуком сигнализирует о неисправной форсунке. Похожие звуки с локализацией в ГБЦ сигналят о необходимости регулировки клапанов.
Все остальные стучащие звуки при работающем двигателе свидетельствуют о наличии неисправности в кривошипно-шатунном механизме машины. Устранение многих неисправностей под силу специалистам даже в полевых условиях, хотя оптимальный вариант, конечно, ремонтная мастерская или СТО. Для ремонта однозначно потребуются запчасти.
Где купить запчасти на трактор МТЗ 80,82
Дальнейшая работа трактора после ремонта зависит от качества проведенного техобслуживания. А качественный ремонт, в свою очередь, зависит не только от квалификации специалистов, но и от запасных частей.
Для бесперебойной работы машины после ремонта лучше использовать запчасти, выбрав их в каталоге запчастей нашего сайта. Все агрегаты и узлы, представленные в каталоге, сертифицированы. Предоставляем гарантию, помогаем в подборе.