Электропроводка ВАЗ 21074 — отличия модификаций
Электропроводка ВАЗ 21074 — отличия модификаций.
В семействе «классики» ВАЗ 2107 является последней моделью конвейерной сборки, которая выпускалась серийно с 1982 по 2012 гг. В последние годы с заводского конвейера сходила ее модификация — LADA-21074, предназначенная для продажи на автомобильных рынках других стран. Она имела внутренние отличия, в частности другой силовой агрегат и электрические схемы управления.
Основой для люксовой заднеприводной «классики» советского автопрома послужила платформа автомобиля ВАЗ 2105. Автомобиль выпускался в двух вариантах:
С индексом ВАЗ 2107 – для внутреннего рынка;
С индексом ВАЗ 21074 (за пределами страны — LADA-21074) – на экспорт.
Цена экспортной версии была немного дороже. Тем не менее, значительная часть автомобилей ВАЗ 21074 продавалась и в России. А большинство из них и по сей день исправно служат своим владельцам, предпочитающим своими руками обслуживать транспортное средство.
Однако в процессе ремонта и профилактического ухода за автомобилем владельцу требуется:
Инструкция со схемами электропроводки, относящаяся к данной модели;
Знание основ работы с электрическими системами автомобилей семейства ВАЗ (см. также статью Проводка — ВАЗ 2109: что можно, а что нельзя)
Давайте разберемся, в чем отличия предшественницы ВАЗ 2107 от модификаций.
Но вначале определим перечень этих модификаций, сходивших с конвейера в указанные годы:
Автомобиль с индексом LADA-21074;
Автомобиль с индексом LADA-21074-20;
Автомобиль с индексом LADA-21074-30.
Справочно: Во всех трех модификациях автомобиль комплектовался силовым агрегатом объемом в 1,6л от модели ВАЗ 2106 мощностью 75 л.с. Об этом сообщалось в каждом рекламном видео тех лет.
Различия в индексах одной модели объясняются следующим:
LADA 21074 – с карбюраторным двигателем;
LADA 21074-20 – c распределенным впрыском. Соответствует нормам ЕВРО-2;
LADA-21074-30 c распределенным впрыском. Соответствует нормам ЕВРО-3.
Применение инжекторной системы подачи топлива в цилиндры привела к тому, что на данную модификацию выпускалась подкапотная проводка ваз 21074.
Она являлась дополнением к штатной, и обслуживала:
1 Цепь привода электрического вентилятора;
2 Цепь управления приводом дроссельной заслонки на впускном коллекторе;
3 Работу электронной системы управления двигателем (ЭСУД).
Для панели приборов ВАЗ 21074 использовался «донорский» блок с ВАЗ 2105. Соответственно, и схема проводки ваз 21074 панели приборов позаимствована в полном объеме.
Проводка задней части кузова
Работа системы впрыска топлива невозможна без топливного насоса. На модели ВАЗ 21074 устанавливался электрический бензонасос под задним крылом. Для его работы к штатной проводке добавлялся отдельный провод. А сам бензонасос (ниже на схеме под №9) работал в электрической сети вместе с:
1 Элементами обогрева заднего стекла (№10);
2 Плафонами внутреннего освещения салона (№7 и 8);
3 Дополнительным сигналом торможения за задним стеклом (№11);
4 Фонарями освещения номерного знака (№14 и 15).
Из-за унификации множества электронных компонентов семейства ВАЗ, автолюбители тратят время на поиски нужной проводки, не подозревая, что она может иметь индекс другой модели.
В представленном списке собраны индексы некоторые из таких изделий, установленных на ВАЗ 21074:
Проводка панели приборов — 21053-3724030;
Проводка щитка приборов — 21053-3724035-42;
Проводка для топливных форсунок — 21214-3724036;
Соединительный провод стартера — 2101-3724060;
Проводка системы зажигания — 21073-3724026;
Задний жгут проводов (плоский) — 21073-3724210-10.
ВАЗ 21074 инжектор – схема электрооборудования для любопытных автолюбителей
В 2006 году, в связи с тем, что на территории РФ были введены Европейские нормы экологичности EURO-2, на смену модели Волжского Автомобильного Завода 2107 пришла новая – ВАЗ 21074 инжектор, которая очень быстро завоевала симпатии и уважение любителей отечественного автопрома.
1 Технико-эксплуатационные особенности
Экстерьер и интерьер автомобиля практически не изменился. Основные отличия – двигатель и схема электропроводки. Машина получила восьмиклапанный мотор 21067 объемом 1,6 литра с электронным пуском системы зажигания и распределенным впрыском используемого топлива. Соответствие европейским нормам токсичности отработавших газов сопровождалось незначительной потерей мощности и крутящего момента.
Похожие статьи
Завод-производитель рекомендовал эксплуатировать автомобиль на бензине АИ-95 и гарантировал расход топлива (на 100 км) не более:
- 6,8 л при скорости 90 км/ч (5 передача);
- 9,2 л при скорости 120 км/ч (5 передача);
- 9,6 л при городском цикле.
Счастливым обладателям инжекторной модели можно было забыть о бесконечных и выматывающих регулировках карбюратора, так как за подготовку топливно-воздушной смеси теперь отвечал электронный блок управления. Он обеспечивал оптимальные характеристики для работы двигателя в любом режиме эксплуатации. Исчезла, соответственно, и рукоятка открытия воздушной заслонки карбюратора. Облегчился пуск двигателя в зимний период, стабилизировались обороты холостого хода. Движение можно было начинать, не дожидаясь окончательного прогрева мотора.
Значительно расширилась комплектация электрооборудования автомобиля. Топливный насос с механическим приводом был заменен электрическим бензонасосом. Двигатель был оборудован дополнительными датчиками и исполнительными устройствами, поэтому схема электроснабжения серьезно отличалась от карбюраторной модели.
2 Устройство и работа системы двигателя
В инжекторных двигателях изменения коренным образом коснулись двух систем:
- топливной системы (системы питания впрыска);
- системы управления двигателем.
По команде контроллера (мини-компьютера) топливо поступает из бака по магистралям через специальный фильтр к топливной рампе, закрепленной на впускном коллекторе. Регулятор давления рампы при этом должен обеспечивать давление топлива, зависящее от величины разряжения за дроссельной заслонкой, в пределах от 2,8 до 3,2 атмосфер (бар). На рампе установлены четыре форсунки – электромагнитные соленоиды, которые управляются контроллером ЭБУ. Сам блок управления регулирует время открытия форсунок в зависимости от реальной нагрузки на двигатель. Топливная система также дополнена оборудованием для улавливания паров бензина (гравитационным, перепускным клапаном и адсорбером).
Работа электронной системы управления базируется на микроконтроллере, в энергонезависимой памяти которого содержится программное обеспечение вместе с калибровочными характеристиками. Блок управления реагирует на сигналы о текущем состоянии параметров двигателя с датчиков положения коленвала, дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, массового расхода воздуха, детонации, лямбда-зонда (датчика кислорода) и скорости автомобиля.
Согласно принятым данным и заложенному алгоритму, микроконтроллер формирует своевременные управляющие воздействия и руководит работой исполнительных устройств: форсунками, модулем зажигания, реле вентилятора системы охлаждения и др. Схема функционирования системы не предполагает дополнительных регулировок и настроек.
3 Действия при возможных неисправностях конструкции
О неисправности в инжекторной системе двигателя свидетельствует постоянно горящая лампа check engine.
Схема самостоятельного поиска неисправностей довольно проста – необходимо внимательно осмотреть двигатель на предмет поврежденных или слетевших разъемов датчиков, проводов. Если визуально обнаружить ничего не удалось, то для дальнейшего поиска потребуются услуги специалиста.
Многие автовладельцы приобретают оборудование для самостоятельной диагностики неисправностей и чип-тюнинга ВАЗ. Здесь существуют два пути:
- Штатная электрическая схема дополняется бортовым компьютером, который не только имеет много полезных опций (отображение пробега, расхода топлива, сервисных интервалов и других параметров), но и позволяет считать ошибки двигателя;
- Приобретается специальный диагностический адаптер, подключаемый к разъему диагностики (в салоне автомобиля).
И, конечно, необходимо строго следовать всем рекомендациям и регламентам завода-производителя. В этом случае двигатель дольше сохранит свои скоростные и тяговые характеристики, а транспортное средство сможет прослужить не один десяток лет.
Схема электропроводки ВАЗ 21074 – инжектор: разбираемся в тонкостях
Появившись на автомобильном рынке, модель ВАЗ 21074 понравилась многим автолюбителям в первую очередь за инжекторную систему впрыска топлива. Но не все знают особенности ее работы, а при обслуживании автомобиля знания устройства электрической системы обязательны.
Особенно важно знать, как работает электронная система управления силовым агрегатом. В частности, как взаимодействуют друг с другом электронные компоненты.
На представленном фото подкапотного пространства отмечены только некоторые из них:
- Контроллер, управляющий фазами впрыска топлива (на схеме 1);
- Инжектор с топливной рамкой и электрическими форсунками (3);
- Датчик температуры охлаждающей жидкости (15);
- Датчик положения коленвала (16);
- Дроссельная заслонка с датчиком расхода воздуха (19).
Новая система питания
Чтобы разобраться, для чего на автомобиле установлено столько разного электрического оборудования, и что объединяет электропроводка, нужно понимать принцип работы новой системы питания.
Совет: Для общего развития неплохо посмотреть видео в интернете, где наглядно объясняется разница в работе этих систем.
Основное отличие инжекторной системы от карбюраторной заключается в следующем:
- Элекробензонасос постоянно повышает давление в топливной магистрали (в карбюраторной версии давления нет, а сам насос механический);
- Топливовоздушная смесь формируется непосредственно в цилиндре (инжекторная система), тогда как на «классике» – в карбюраторе;
- Электрические форсунки отвечают за впрыск топлива в цилиндры (жиклеры в карбюраторе, а уже оттуда топливовоздушная смесь попадает во впускной коллектор и затем в цилиндры);
- Момент впрыска определяет ЭСУД (в карбюраторе топливо всасывается при открытии впускного клапана).
Отличия в электропроводке
Платформой для создания автомобиля ВАЗ 21074 послужила модель ВАЗ 2107. И хотя на «семьдесят четверку» устанавливался тот же двигатель объемом в 1,6 л, но карбюратор был заменен на инжектор.
Это повлекло за собой изменения, в результате которых электропроводка ваз 21074 на инжектор отличается от штатной карбюраторной версии:
- Добавлен жгут проводов от контроллера к топливной рамке;
- Добавлены провода к зоне радиатора – для датчиков и вентилятора;
- Появилась проводка для электрического бензонасоса.
Справочно: бензонасос на карбюраторном ВАЗ 2107 был механического типа и устанавливался непосредственно на силовом агрегате. Электрический бензонасос в целях безопасности устанавливался подальше от подкапотного пространства – в задней части автомобиля.
Материал на нашем сайте Схема электропроводки ВАЗ 21093: особенности обслуживания даст вам больше информации по этому вопросу.
Новые датчики
Поскольку инжекторная система работает по заранее составленным алгоритмам (прошивке), то для их активации электронной системе требуются показания многочисленных параметров работы автомобиля.
Для этого были дополнительно установлены датчики:
- массового расхода воздуха;
- концентрации кислорода;
- положения дроссельной заслонки;
- скорости автомобиля;
- положения коленчатого вала;
- гравитационный клапан в топливной магистрали;
Справочно: все датчики имеют разъемы для подсоединения. А у дополнительной проводки есть клеммы для подключения с нужной распиновкой.
Обслуживание инжектора
Поскольку инжекторная система питания достаточно сложная, то в процессе эксплуатации автомобиля возникает необходимость устранения сбоев и отказов. Обслужить автомобиль можно своими руками, если иметь подробную схему. В частности, системы управления двигателем:
Для поиска неисправностей требуется:
- наличие электронных тестеров (их цена невелика – следует обязательно купить);
- переходников, через которые тестер подключается к диагностическому разъему.
Сравнивая результаты замеров с рабочими параметрами, легко можно определить электрическую цепь, работающую с отклонениями. А уже затем при ее анализе обнаружить и неработающее устройство: датчик или проводку.
Выводы
Зная и понимая принципы работы инжекторной системы, легко и обслуживать такой автомобиль. Важно лишь иметь под рукой качественную схему электропроводки.
Схема электрооборудования ВАЗ-2107, ВАЗ-21072, ВАЗ-21074
- — блок-фары;
- — боковые указатели поворота;
- — аккумуляторная батарея;
- — реле включения стартера;
- — электропневмоклапан карбюратора;
- — микровыключатель карбюратора;
- — генератор 37.3701;
- — моторедукторы очистителей фар*;
- — датчик включения электродвигателя вентилятора;
- — электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя;
- — звуковые сигналы;
- — распределитель зажигания;
- — свечи зажигания;
- — стартер;
- — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
- — лампа освещения моторного отсека;
- — датчик сигнализатора недостаточного давления масла;
- — датчик сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости;
- — моторедуктор очистителя ветрового стекла;
- — блок управления электропневмоклапаном карбюратора;
- — катушка зажигания;
- — электродвигатель насоса омывателя фар*;
- — электродвигатель насоса омывателя ветрового стекла;
- — монтажный блок;
- — реле очистителя ветрового стекла;
- — реле аварийной сигнализации и указателей поворота;
- — выключатель стоп-сигнала;
- — выключатель фонарей заднего хода;
- — реле зажигания;
- — выключатель зажигания;
- — трехрычажный переключатель;
- — выключатель аварийной сигнализации;
- — штепсельная розетка для переносной лампы**;
- — переключатель вентилятора отопителя;
- — дополнительный резистор электродвигателя отопителя;
- — лампа сигнализатора включения обогрева заднего стекла;
- — лампа сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости;
- — блок сигнализаторов;
- — электродвигатель вентилятора отопителя;
- — лампа освещения вещевого ящика;
- — выключатель плафонов на стойках передних дверей;
- — выключатель фонарей сигнализации открытых передних дверей***;
- — фонари сигнализации открытых передних дверей***;
- — соединительная колодка;
- — прикуриватель;
- — часы;
- — выключатель ламп освещения приборов;
- — диод для проверки исправности лампы сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости;
- — указатель уровня топлива;
- — лампа сигнализатора резерва топлива;
- — спидометр;
- — лампа сигнализатора включения указателей поворота;
- — лампа сигнализатора прикрытия воздушной заслонки карбюратора;
- — лампа сигнализатора зарядка аккумуляторной батареи;
- — выключатель сигнализатора прикрытия воздушной заслонки карбюратора;
- — комбинация приборов;
- — эконометр;
- — выключатели плафона на стойках задних дверей;
- — указатель температуры охлаждающей жидкости;
- — тахометр;
- — лампа сигнализатора включения стояночного тормоза;
- — лампа сигнализатора недостаточного давления масла;
- — лампа сигнализатора включения дальнего света;
- — лампа сигнализатора включения наружного освещения;
- — вольтметр;
- — выключатель сигнализатора включения стояночного тормоза;
- — выключатель ламп наружного освещения;
- — выключатель элемента обогрева заднего стекла с лампой подсветки;
- — выключатель фонарей заднего противотуманного света с сигнализатором включения*;
- — предохранитель цепи фонарей противотуманного света;
- — плафон****;
- — задние фонари;
- — датчик указателя уровня и резерва топлива;
- — колодки для подключения к элементу обогрева заднего стекла*;
- — фонари освещения номерного знака.
Порядок нумерации штекеров в колодках :
А — блок-фар, очистителей фар и ветрового стекла, реле очистителя ветрового стекла, блока управления электропневмоклапаном карбюратора;
Б — монтажного блока и трехрычажного переключателя;
В — реле аварийной сигнализации и указателей поворота;
Г — задних фонарей(нумерация выводов по порядку от края платы);
Д — выключатель аварийной сигнализации.